Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Б. В. Ахлибининский, Ф. Ф. Вяккерев, В. Г. Марахов, В. П. Рожин
МОСКВА «МЫСЛЬ» 1982 РЕДАКЦИИ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Книга написана авторским коллективом: введение — Ф. Ф. Вяккеревым, В. Г. Мараховым, В. Г. Ивановым; глава I: § 1—Б. В. Ахлибининским, В. А. Гречановой; § 2 — Б. В. Ахлибининским, А. Н. Арлычевым; § 3 — Б. В. Ахлибининским, А. Н. Арлычевым, В. Г. Ивановым; глава II: § 1 — И. Д. Андреевым, В. Г. Ивановым; § 2 — Ф. Ф. Вяккеревым, Ю. П. Вединым; § 3 — Б. В. Ахлибининским, Ф. Ф. Вяккеревым, Г. А. Подкорытовым; § 4 — В. Г. Ивановым, М. А. Парнюком; глава Ш: преамбула — Б. В. Ахлибининским, М. Н. Андрющенко; § 1 — Ю. П. Вединым; § 2—Ю. М. Шилковым, В. В. Лапицким, Б. В. Ахлибининским; § 3 — А. В. Славиным; § 4—Г. А. Подкорытовым; глава IV: § 1 — Г. А. Подкорытовым; § 2 — В. П. Петленко; § 3 — И. Д. Андреевым; § 4 — Г. И. Шеменевым; глава V — M. Л. Лезгиной; глава VI: § 1 — С. Г. Шляхтенко, В. И. Корюкиным; § 2 — М. М. Прохоровым; глава VII: преамбула — Г. И. Шеменевым; § 1, 2 — М. Л. Лезгиной; § 3 — М. Л. Лезгиной, С. Г. Шляхтенко. ВВЕДЕНИЕ
В эпоху перехода от капитализма к социализму и коммунизму неизмеримо возрастает роль субъективного фактора в общественном развитии, усиливается значение познавательной деятельности революционных и преобразующих сил современности. Ф.Энгельс подчеркивал, что такой переход связан со скачком из царства необходимости в царство свободы на основе познания объективной необходимости1. Исторический переход к новому обществу происходит в условиях, когда существенно повысилась роль научного знания в революционном преобразовании современного производства, в развертывании научно-технической революции; когда познавательная деятельность все больше становится основой управления различными сторонами общественной жизни, научного и технического прогресса. Л.И.Брежнев на XXVI съезде КПСС отмечал: «Партия коммунистов исходит из того, что строительство нового общества без науки просто немыслимо»2. Историческая функция процесса познания и полученного знания как фактора преобразования действительности в свою очередь предполагает решение вопросов о том, как осуществляется процесс познания мира, окружающей природы и социальных явлений, каковы этапы этого познания, по каким законам оно движется, можно ли, овладев процессом познания, управлять им, чтобы в конечном счете ускорить его прогресс в интересах созидания новой — коммунистической — цивилизации.
Методологической основой понимания процесса познания выступает марксистско-ленинская философия, особенно материалистическая диалектика, и прежде всего диалектика познания. В отличие от объективной диалектики процессов, протекающих независимо от сознания, процесс познания Ф.Энгельс называл субъективной диалектикой. Он писал: «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга, resp. (соответственно. — Ред.) в более высокие формы»3. Диалектика познания, субъективная по форме, если она есть не «внешняя диалектика, резонирование вкривь и вкось» (Гегель)4, а внутренняя диалектика движения знания по пути получения объективной истины, объективна по содержанию как объективна материалистическая диалектика. В.И.Ленин писал: «Всесторонняя, универсальная гибкость понятий, гибкость, доходящая до тождества противоположностей, — вот в чем суть. Эта гибкость, примененная субъективно, = эклектике и софистике. Гибкость, примененная объективно, т.е. отражающая всесторонность материального процесса и единство его, есть диалектика, есть правильное отражение вечного развития мира»5. Требование объективного подхода к процессам познания с целью получения объективной истины является отличительным признаком диалектики познания как момента, стороны материалистической диалектики. Поэтому 2-й том, посвященный диалектике познания, служит логическим продолжением 1-го, в котором рассматривалась объективная диалектика реального мира. Диалектика, свойственная человеческому познанию, может быть материалистической лишь в том случае, если познание рассматривается как вторичное по отношению к материальным процессам и явлениям. Простого указания на связь, взаимодействие духовных, познавательных и материальных процессов недостаточно. Ведь их взаимодействие признается и в рамках идеалистической диалектики, например Гегелем, однако идеалисты считают духовное первичным по отношению к материальному.
Не умаляя значения диалектики познания в целом, авторы данного тома сосредоточили главное внимание на диалектике научного познания. Это объясняется назревшей необходимостью исследовать современные формы познания, соответствующие «веку науки», становления коммунистической цивилизации, когда достигается высшая ступень свободы в познании необходимости, когда все движущие силы общественногоразвития поступают под контроль общества. Коммунистическая цивилизация предполагает такое соотношение духовного и материального, при котором человеческий фактор приобретает качественно новое значение в управлении общественным развитием, наука становится контролирующим и управляющим фактором по отношению не только к производственным, но и ко всем общественным процессам. М.А.Суслов отмечал: «Ни один из вопросов современности — будь то проблемы коммунистического строительства или мирового революционного процесса — не может быть научно осмыслен без обращения к трудам Маркса, Энгельса, Ленина, к историческому опыту КПСС, других коммунистических и рабочих партий. Без овладения марксистско-ленинским учением, без его творческого применения и развития нельзя рассчитывать на серьезный успех в революционной борьбе и созидании нового общества»6. Поэтому при рассмотрении диалектики познавательных процессов мы исходим из следующих посылок: во-первых, основой прогресса, достигнутого в развитии всех разделов марксистско-ленинской философии за годы Советской власти, и особенно за послевоенные десятилетия, является философское наследие К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина, еще не до конца освоенное и раскрывающее свои новые грани при каждом новом продвижении теории вперед. Отсюда вытекает первая задача авторского коллектива: не только показать действенность и актуальность идей основоположников марксизма-ленинизма в наши дни, но и расширить, углубить освоение этих идей, обратить внимание читателя на такие их стороны и моменты, которые пока недостаточно исследованы, а также наметить пути дальнейшего развития материалистической диалектики. Во-вторых, обращаясь к анализу диалектики познавательных процессов, авторский коллектив в то же время учитывает, что наука — это форма общественного сознания и что «при теоретическом методе субъект, общество, должен постоянно витать в нашем представлении как предпосылка»7. Это значит, что и в раскрытии диалектики научного познания нужно исходить из органического единства диалектического и исторического материализма. В соответствии с этим отбор-и постановка проблем в данном томе продиктованы не абстрактно-академическими целями, а особой важностью исследуемых проблем для развития научно-поисковой деятельности,.ее большей эффективности, для решения сложных народнохозяйственных задач и оптимизации социального управления в эпоху строительства коммунизма. Кроме того, авторский коллектив стремился преодолеть понимание диалектики познания, основанное на сведении субъекта познания, каковым является человечество, к индивиду. Этим объясняется включение в книгу глав, посвященных диалектике развития науки как единого целого, как формы общественного сознания. Поэтому в изложении диалектики познания авторы старались как можно более четко выразить те посылки и положения, которые отличают ее от любых идейно чуждых марксизму-ленинизму течений.
Авторы исходят прежде всего из органической целостности марксистско-ленинской философии. Как и во всякой органической целостности, в ней могут быть выявлены части, без которых не было бы целого и которые можно правильно понять только с точки зрения их взаимосвязи в рамках целого, что тем не менее не исключает, а предполагает исследование особенностей каждой из них. Такими функционально определенными, хотя и не обладающими абсолютной самостоятельностью частями марксистско-ленинской философии являются онтология, гносеология, логика, методология и т.д., каждая из которых связана с одной, основной для нее, но не исчерпывающей марксистско-ленинскую философию в целом функцией. Любая из них выполняет роль подтеории, детализирующей и конкретизирующей в каком-то определенном аспекте марксистско-ленинскую философскую теорию как целое. Их общим фундаментом является синтез материализма и диалектики, взаимопроникающих и охватывающих все части марксистско-ленинской философии. Единство материализма и диалектики нерасторжимо, что, однако, не исключает возможности анализировать каждую из двух сторон отдельно, раскрывая в то же время их органическое единство, как это делал В.И.Ленин в статье «Карл Маркс». Авторы исходят, далее, из целостности самой диалектики как одной из сторон марксистско-ленинской философии, представляющей собой учение о всеобщих взаимосвязях и законах развития природы, общества, познания и мышления. Единство диалектики, конечно, не отрицает особенностей ее проявления в неорганическом мире, общественной практике, научном познании и т.д., а также различия в уровнях теоретического освоения действительности. Рассматривая в качестве субъекта познания все человечество, представленное поколениями, общностями (и в первую очередь классами), индивидами, авторы данного тома анализируют одну из сторон его деятельности — познавательную, не исчерпывая всех проблем диалектики развития субъекта и его отношения к объекту, проявляющейся в общественно-социальной практике; это — задача следующих томов данного издания. Авторы исходят, наконец, из того, что диалектика как метод познания воплощает в себе единство гносеологии и логики, а как одна из важнейших сторон марксистско-ленинской философии выполняет всю совокупность ее функций — мировоззренческую, онтологическую, гносеологическую, методологическую, логическую, социальную, эвристическую, прогностическую, аксиологическую, воспитательную и др. Особое значение в рамках социальной функции диалектики всегда имела и имеет сегодня идеологическая функция. Поэтому диалектика является не только великим оружием в деле строительства коммунизма, но и важнейшим средством борьбы с идейными противниками социалистического строя и коммунистической идеологии.
Примечания 1 См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 116, 295. 2 Материалы XXVI съезда КПСС. М., 19? 1, с. 42. 3 Маркс К„ Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 526. 4 См. Лент В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 234. 5 Там же, с. 99. 6 Суслов М. А. Марксизм-ленинизм и современная эпоха. М., 1980, с. 69. 7 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 12, с. 728.
Глава I
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.43.17 (0.012 с.) |