Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источники российского права в советский период его развития
1. Несмотря на то, что советский период развития российского права и его источников, в отличие от разнотипного досоветского (дооктябрьского) периода, характеризующегося радикальной по своей социально-классовой сущности сменой форм права, является однотипным феноменом, он, тем не менее, характеризуется наличием значительного разнообразия источников, возникающих и функционирующих на различных этапах развития советского общества и государства*(181). Причина такого разнообразия объясняется, с одной стороны, относительной длительностью существования Российского государства и права в советский период, в течение которого с неизбежностью, вместе с эволюцией права, происходило развитие и его источников. А с другой - радикализмом тех изменений, которые происходили на разных этапах и в разных сферах жизнедеятельности российского общества и государства в советский период и которые оказывали прямое или косвенное влияние как на эволюцию права, так и на процесс формирования и проявления его различных источников. Среди подобного рода этапов можно условно выделить, как это практиковалось в отечественной литературе, по мере развития социализма в России три таких этапа, как: а) этап, или период строительства в стране социализма, именовавшийся переходным этапом (периодом) от капитализма к социализму (с 1917 по 1936 г.); б) этап существования в СССР победившего социализма и развитие социализма на его собственной основе. Хронологически он охватывает период примерно с середины 30-х гг. до второй половины 80-х гг., до принятия Конституции 1977 г.; в) этап построения и функционирования в СССР развитого социалистического общества и общенародного государства. Идеологически презюмировалось, что данный этап длился со времени принятия Конституции СССР 1977 г., в которой фиксировалось данное состояние советского общества и государства, и вплоть до развала Советского Союза. Каждый этап развития советского права и его источников отличался от других этапов своими особенностями как в количественном отношении - в наличии разного числа источников, так и в качественном плане - разнообразии источников. 2. Но вместе с тем у источников советского права, как у однотипных явлений, порожденных однотипной социально-экономической, политической, идеологической и иной социалистической средой, были в то же время свои, объединяющие их в единую органическую систему, общие признаки и черты.
Они заключаются, во-первых, в существовании и функционировании на каждом этапе развития советского общества, государства и права, в системе источников права основных законов - конституций*(182). На первом этапе, в масштабе всего государства, это были такие основные законы, как Конституция РСФСР 1918 г. и Конституция СССР 1924 г. На втором этапе - Конституция СССР 1936 г., а на третьем этапе - Конституция СССР 1977 г. Будучи основным связующим звеном в системе источников советского права, конституции выполняли не только важнейшие регулятивные функции в обществе и государстве, закрепляя основы государственного и общественного строя, но и выполняли роль средства, скрепляющего воедино правовую систему общества и формирующего как акты, обладающие высшей юридической силой, которым должны соответствовать все иные правовые акты, единую систему источников права. В этом смысле все конституционные акты можно условно именовать первичными актами, а все иные правовые акты, которые возникают на их основе и в соответствии с ними, вторичными. Во-вторых, общими для источников советского права, существующих на разных этапах развития общества и государства, является их непосредственная связь, а зачастую и обусловленность происходящими в стране событиями, как в результате внутренней политики государства, так и под влиянием извне. В первом случае речь идет о таких внутригосударственных событиях, связанных с внутренней политикой государства, как, в ранние годы существования и деятельности советской власти - НЭП, коллективизация и т.п., а в более поздние годы - освоение целинных и залежных земель, перестройка и т.п. Такого рода масштабные события влекли за собой, с неизбежностью, как соответствующие изменения в праве, так и в его источниках*(183). В качестве примера можно сослаться на изменение законодательства СССР и источников советского права в связи с проведением в стране коллективизации и созданием сельскохозяйственной кооперации. Эта компания сопровождалась, как известно, принятием таких законодательных актов - источников права, как постановление ЦИК и СНК СССР 1924 г. "О сельскохозяйственной кооперации"; постановление ЦИК и СНК СССР 1927 г. "О коллективных хозяйствах"; постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР 1927 г. "О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания" 1939 года, и др.
Что же касается изменений советского законодательства и его источников под влиянием событий, испирированных извне, то наглядным примером в этом случае может служить изменение советского права и его источников во время и под влиянием Великой Отечественной войны. Правда, при этом в научной литературе высказывалось мнение о том, что во время войны советское право в целом не претерпело серьезных изменений; поскольку оно, "как и государство, оказалось вполне пригодным и в военных условиях". Тем не менее, отмечают авторы, "произошли некоторые изменения, носившие двоякий характер. Одни из них были вызваны непосредственно войной и отпали с ее окончанием, другие же сохранились и в последующие годы, некоторые - на длительный срок (например, в финансовом и семейном праве)"*(184). В-третьих, общие признаки и черты источников советского права на всех этапах его развития заключаются в органическом сочетании федерального законодательства с законодательством союзных республик - субъектов Союза ССР, построенного "на основе принципа социалистического федерализма". Разумеется, что такого рода проявление общих признаков и черт источников советского права было обусловлено федеральной природой и характером Советского государства, оказывающего соответствующее влияние на порождаемое им позитивное право, а вместе с тем - и на систему его источников. Аналогичным образом обстояло дело также и с соотношением источников права РСФСР - федеративным субъектом Союза ССР с источниками права ее субъектов - автономных республик, самостоятельно, "вне пределов прав Союза ССР и РСФСР", решающих вопросы, относившиеся к их ведению*(185). Причем общность признаков и черт источников права Союза ССР, союзных и автономных республик, имевших свои конституции, прослеживалась как на конституционном уровне, так и на уровне обычного ("текущего") законодательства. Это было обусловлено тем, что Союз ССР в формально-юридическом и фактическом плане был "единым союзным многонациональным государством", законы которого имели одинаковую юридическую силу на всей территории, в том числе на территории союзных и автономных республик, находившейся под юрисдикцией Советского государства. В-четвертых, одним из проявлений общности признаков и черт источников советского права на разных этапах его развития является их возрастающая друг по отношению к другу, по мере развития российского общества и государства, преемственность. Следует заметить, что элементы преемственности в процессе становления и развития советского права и его источников имели место не только на поздних этапах их эволюции, в пределах, набравших силу социалистического государства и права, но и на переходных этапах Советского государства и права от капитализма к социализму.
В научной литературе в связи с этим особо акцентируется внимание на том, что "в первый период истории Советского государства" существовали "три основных группы источников права". А именно: а) новые источники права, формирующие новое законодательство, в виде декретов и других нормативно-правовых актов. Однако их было явно недостаточно, для создания полноценной правовой системы требовалось время; б) специфические источники права в виде "революционного правосознания трудящихся масс", применявшиеся правоприменительными органами, при возникновении пробелов в праве, вместо нормативно-правовых актов; в) источники права и сама, возникшая на их основе правовая материя, перешедшие в порядке преемственности из прежней, капиталистической правовой системы в новую, социалистическую правовую систему*(186). При этом преемственность разнотиповых правовых феноменов в одних случаях осуществлялась "по факту", вне правового опосредования, а в других - предусматривалась правом. Примером последнего может служить изданный советской властью Декрет о суде N 1, допускавший при рассмотрении дел в судах, ссылки на "законы свергнутых правительств". Возможность преемственности в развитии права и его источников, принадлежащих к различным типам государства и права, обуславливается, с одной стороны, наличием в каждой правовой системе так называемых технологических, организационных и им подобных норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с организацией и деятельностью средств связи, транспорта, производства и т.п. А с другой - существованием в каждой правовой системе норм права, имеющих "вневременной характер", т.е. норм, направленных, например, на борьбу с преступностью, на охрану окружающей среды, и т.п. Разумеется, что уровень преемственности советского права и его источников, по причине их однотипности и более высокого уровня развития, по логике вещей, подтвержденной общественно-политической практикой, был гораздо шире и глубже на более поздних ступенях их развития, нежели на более ранних, при переходе от одного типа государственно-правового образования к другому, от капитализма к социализму. В-пятых, к числу общих признаков и черт источников советского права, проявляющихся на разных этапах его развития, следует отнести, помимо названных, относительно слабую роль в механизме правового регулирования общественных отношений, норм частного права и повышенную роль норм, относящихся к отраслям публичного права*(187).
Это можно было видеть, в частности, на примере отказа, еще на ранних этапах развития Советского государства и права, советской власти от буржуазного принципа свободы договоров и, соответственно, сужения, с одной стороны, сферы применения договорных отношений, регулировавшихся с помощью норм гражданского права, и расширения, с другой стороны, сферы применения административно-правовых методов. Так, в соответствии с постановлением ЦИК и СНКСССР 1931 г., всем хозяйственным органам предписывалось административным путем заключать между собой договоры поставки и заказов в строго определенном порядке, в определенное время и в определенных формах. 3. Наряду с названными и иными общими признаками и чертами, присущими источникам советского права, независимо от этапов их развития, каждый этап эволюции советского права и его источников в то же время отличался от других этапов своими особенностями*(188). Это отражалось не только в содержании нормативно-правовых и иных источников советского права, но и в их названии. Чтобы убедиться в этом, достаточно, как представляется, взглянуть на перечень источников права, существовавших на каждом этапе развития Советского государства и права. Так, для первого этапа возникновения и развития советского права, завершившимся принятием Конституции 1936 г., были свойственны, кроме конституционных актов, такие источники, как декреты, обращения, постановления, декларации. Среди декретов особо выделялись такие юридически и политически значимые акты, как Декрет о мире и Декрет о земле, принятые II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, провозгласившим себя 25 октября 1917 г. высшим органом власти в России. Среди обращений по своей значимости выделялись такие акты, как обращение "К гражданам России" и обращение к "Рабочим, солдатам и крестьянам", принятые II съездом Советов, в которых говорилось о низложении Временного правительства и переходе власти в Центре к Военно-революционному комитету и съезду Советов, а на местах - к местным Советам. Следует заметить, говоря об источниках права первого этапа развития Советского государства и права, что наиболее распространенными из них, в рассматриваемое время, были декреты, которыми, как свидетельствуют исследователи, зачастую называли "вообще все акты Советского государства того времени"*(189). Одна из их особенностей заключалась в том, что они нередко издавались не по общим, а по отдельным проблемам и по мере их накопления постепенно систематизировались. Необходимость и потребность в кодификации, как свидетельствуют исследования, возникла еще в 1918 г., когда собственно и началась соответствующая работа по систематизации законодательных актов. Первой и в то же время самой простой формой систематизации актов высших органов государственной власти и управления явилась подготовка и издание "Собрания узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства" (СУ РСФСР).
Последующими, более сложными актами, свидетельствующими об огромной работе по систематизации и кодификации накопившегося в стране законодательного материала, были разработанные и принятые уже в первые годы существования Советской власти, кодифицированные акты. Уже во второй половине 1918 г. Наркоматом юстиции было подготовлено два первых кодекса: Кодекс законов о труде (КЗОТ РСФСР) и Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В последующие годы были разработаны и приняты такие кодифицированные акты - важнейшие источники советского права, как: Гражданский кодекс РСФСР, принятый ВЦИК 31 октября 1922 г.; Земельный кодекс РСФСР, принятый ВЦИК 30 октября 1922 г.; Уголовный кодекс РСФСР, утвержденный ВЦИК 26 мая 1922 г.; Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, принятый ВЦИК 25 мая 1922 г.; Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, принятый ВЦИК 10 июля 1923 г.; и другие кодифицированные акты. 4. Многие из этих и других кодифицированных, равно как и не кодифицированных актов - источников советского права, проявившихся на первом этапе становления и развития советского социалистического государства и права, продолжали действовать с соответствующими изменениями и дополнениями также и на последующих этапах. Основная причина этого заключается в глубокой преемственности однотиповой советской государственно-правовой материи, включая источники права, одних, последующих этапов от других, предшествующих им этапов. Это отнюдь не означает, что на последующих этапах развития российского права и его источников не возникают новые, обусловленные специфической для того или иного этапа социально-экономической, политической или иной средой, источники. На данных этапах, например, кроме Конституции СССР 1936 г. и Конституции СССР 1977 г. - этих важнейших источников советского права данного времени, возникают и развиваются такие юридически и политически значимые акты, как совместные постановления СЕК СССР и ЦКВКП(б) - в 40-50-е гг., а позднее - с преобразованием государственных и партийных органов - Совета Министров СССР и ЦК КПСС. Такого рода постановления принимались по наиболее важным, исторически значимым вопросам жизни общества и государства*(190). В ряде случаев в принятии совместных постановлений участвовали не только государственные и партийные органы, но и общественные - профсоюзные и комсомольские организации в лице их высших органов - ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. При рассмотрении источников советского права более поздних этапов развития советского общества и государства, помимо совместных актов и различных, традиционных для советского права источников, таких, как обычные законы, указы Президиума Верховного Совета СССР, постановления Совета Министров СССР и другие нормативные акты, следует указать также еще на некоторые новые источники права. Речь идет, в частности, об источниках, проявившихся в процессе упорядочения советского федерального и республиканского законодательства в 60-е гг., а также - в процессе изменения в 80-е гг. формы правления Российского государства - переходом его от парламентской республики к президентской. В первом случае имеются в виду такие рамочные законодательные акты, как: а) Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденные Верховным Советом СССР 8 декабря 1961 г.; б) Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятые Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г.; в) Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик, утвержденные Верховным Советом СССР 8 декабря 1961 г.; г) Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятые Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г. На базе принципов, закрепленных в данных Основах, в союзных республиках - субъектах федеративной системы СССР разрабатывались и принимались соответствующие кодифицированные акты. Во втором случае, связанным с изменением формы правления Советского государства и переходом его с парламентской на президентскую республику, имелись в виду такие, появившиеся в системе источников советского права новые источники - нормативные акты, как указы Президента. В соответствии с Конституцией СССР эти акты имели подзаконный характер. Но, как показала практика, эти и все иные новые источники права оказывали значительное влияние на развитие общества и государства данного периода.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.74.44 (0.022 с.) |