Источники российского права в советский период его развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники российского права в советский период его развития



 

1. Несмотря на то, что советский период развития российского права и его источников, в отличие от разнотипного досоветского (дооктябрьского) периода, характеризующегося радикальной по своей социально-классовой сущности сменой форм права, является однотипным феноменом, он, тем не менее, характеризуется наличием значительного разнообразия источников, возникающих и функционирующих на различных этапах развития советского общества и государства*(181).

Причина такого разнообразия объясняется, с одной стороны, относительной длительностью существования Российского государства и права в советский период, в течение которого с неизбежностью, вместе с эволюцией права, происходило развитие и его источников. А с другой - радикализмом тех изменений, которые происходили на разных этапах и в разных сферах жизнедеятельности российского общества и государства в советский период и которые оказывали прямое или косвенное влияние как на эволюцию права, так и на процесс формирования и проявления его различных источников.

Среди подобного рода этапов можно условно выделить, как это практиковалось в отечественной литературе, по мере развития социализма в России три таких этапа, как: а) этап, или период строительства в стране социализма, именовавшийся переходным этапом (периодом) от капитализма к социализму (с 1917 по 1936 г.); б) этап существования в СССР победившего социализма и развитие социализма на его собственной основе. Хронологически он охватывает период примерно с середины 30-х гг. до второй половины 80-х гг., до принятия Конституции 1977 г.; в) этап построения и функционирования в СССР развитого социалистического общества и общенародного государства. Идеологически презюмировалось, что данный этап длился со времени принятия Конституции СССР 1977 г., в которой фиксировалось данное состояние советского общества и государства, и вплоть до развала Советского Союза.

Каждый этап развития советского права и его источников отличался от других этапов своими особенностями как в количественном отношении - в наличии разного числа источников, так и в качественном плане - разнообразии источников.

2. Но вместе с тем у источников советского права, как у однотипных явлений, порожденных однотипной социально-экономической, политической, идеологической и иной социалистической средой, были в то же время свои, объединяющие их в единую органическую систему, общие признаки и черты.

Они заключаются, во-первых, в существовании и функционировании на каждом этапе развития советского общества, государства и права, в системе источников права основных законов - конституций*(182).

На первом этапе, в масштабе всего государства, это были такие основные законы, как Конституция РСФСР 1918 г. и Конституция СССР 1924 г. На втором этапе - Конституция СССР 1936 г., а на третьем этапе - Конституция СССР 1977 г.

Будучи основным связующим звеном в системе источников советского права, конституции выполняли не только важнейшие регулятивные функции в обществе и государстве, закрепляя основы государственного и общественного строя, но и выполняли роль средства, скрепляющего воедино правовую систему общества и формирующего как акты, обладающие высшей юридической силой, которым должны соответствовать все иные правовые акты, единую систему источников права.

В этом смысле все конституционные акты можно условно именовать первичными актами, а все иные правовые акты, которые возникают на их основе и в соответствии с ними, вторичными.

Во-вторых, общими для источников советского права, существующих на разных этапах развития общества и государства, является их непосредственная связь, а зачастую и обусловленность происходящими в стране событиями, как в результате внутренней политики государства, так и под влиянием извне.

В первом случае речь идет о таких внутригосударственных событиях, связанных с внутренней политикой государства, как, в ранние годы существования и деятельности советской власти - НЭП, коллективизация и т.п., а в более поздние годы - освоение целинных и залежных земель, перестройка и т.п. Такого рода масштабные события влекли за собой, с неизбежностью, как соответствующие изменения в праве, так и в его источниках*(183).

В качестве примера можно сослаться на изменение законодательства СССР и источников советского права в связи с проведением в стране коллективизации и созданием сельскохозяйственной кооперации. Эта компания сопровождалась, как известно, принятием таких законодательных актов - источников права, как постановление ЦИК и СНК СССР 1924 г. "О сельскохозяйственной кооперации"; постановление ЦИК и СНК СССР 1927 г. "О коллективных хозяйствах"; постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР 1927 г. "О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания" 1939 года, и др.

Что же касается изменений советского законодательства и его источников под влиянием событий, испирированных извне, то наглядным примером в этом случае может служить изменение советского права и его источников во время и под влиянием Великой Отечественной войны.

Правда, при этом в научной литературе высказывалось мнение о том, что во время войны советское право в целом не претерпело серьезных изменений; поскольку оно, "как и государство, оказалось вполне пригодным и в военных условиях". Тем не менее, отмечают авторы, "произошли некоторые изменения, носившие двоякий характер. Одни из них были вызваны непосредственно войной и отпали с ее окончанием, другие же сохранились и в последующие годы, некоторые - на длительный срок (например, в финансовом и семейном праве)"*(184).

В-третьих, общие признаки и черты источников советского права на всех этапах его развития заключаются в органическом сочетании федерального законодательства с законодательством союзных республик - субъектов Союза ССР, построенного "на основе принципа социалистического федерализма".

Разумеется, что такого рода проявление общих признаков и черт источников советского права было обусловлено федеральной природой и характером Советского государства, оказывающего соответствующее влияние на порождаемое им позитивное право, а вместе с тем - и на систему его источников.

Аналогичным образом обстояло дело также и с соотношением источников права РСФСР - федеративным субъектом Союза ССР с источниками права ее субъектов - автономных республик, самостоятельно, "вне пределов прав Союза ССР и РСФСР", решающих вопросы, относившиеся к их ведению*(185).

Причем общность признаков и черт источников права Союза ССР, союзных и автономных республик, имевших свои конституции, прослеживалась как на конституционном уровне, так и на уровне обычного ("текущего") законодательства. Это было обусловлено тем, что Союз ССР в формально-юридическом и фактическом плане был "единым союзным многонациональным государством", законы которого имели одинаковую юридическую силу на всей территории, в том числе на территории союзных и автономных республик, находившейся под юрисдикцией Советского государства.

В-четвертых, одним из проявлений общности признаков и черт источников советского права на разных этапах его развития является их возрастающая друг по отношению к другу, по мере развития российского общества и государства, преемственность.

Следует заметить, что элементы преемственности в процессе становления и развития советского права и его источников имели место не только на поздних этапах их эволюции, в пределах, набравших силу социалистического государства и права, но и на переходных этапах Советского государства и права от капитализма к социализму.

В научной литературе в связи с этим особо акцентируется внимание на том, что "в первый период истории Советского государства" существовали "три основных группы источников права". А именно: а) новые источники права, формирующие новое законодательство, в виде декретов и других нормативно-правовых актов. Однако их было явно недостаточно, для создания полноценной правовой системы требовалось время; б) специфические источники права в виде "революционного правосознания трудящихся масс", применявшиеся правоприменительными органами, при возникновении пробелов в праве, вместо нормативно-правовых актов; в) источники права и сама, возникшая на их основе правовая материя, перешедшие в порядке преемственности из прежней, капиталистической правовой системы в новую, социалистическую правовую систему*(186).

При этом преемственность разнотиповых правовых феноменов в одних случаях осуществлялась "по факту", вне правового опосредования, а в других - предусматривалась правом.

Примером последнего может служить изданный советской властью Декрет о суде N 1, допускавший при рассмотрении дел в судах, ссылки на "законы свергнутых правительств".

Возможность преемственности в развитии права и его источников, принадлежащих к различным типам государства и права, обуславливается, с одной стороны, наличием в каждой правовой системе так называемых технологических, организационных и им подобных норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с организацией и деятельностью средств связи, транспорта, производства и т.п. А с другой - существованием в каждой правовой системе норм права, имеющих "вневременной характер", т.е. норм, направленных, например, на борьбу с преступностью, на охрану окружающей среды, и т.п.

Разумеется, что уровень преемственности советского права и его источников, по причине их однотипности и более высокого уровня развития, по логике вещей, подтвержденной общественно-политической практикой, был гораздо шире и глубже на более поздних ступенях их развития, нежели на более ранних, при переходе от одного типа государственно-правового образования к другому, от капитализма к социализму.

В-пятых, к числу общих признаков и черт источников советского права, проявляющихся на разных этапах его развития, следует отнести, помимо названных, относительно слабую роль в механизме правового регулирования общественных отношений, норм частного права и повышенную роль норм, относящихся к отраслям публичного права*(187).

Это можно было видеть, в частности, на примере отказа, еще на ранних этапах развития Советского государства и права, советской власти от буржуазного принципа свободы договоров и, соответственно, сужения, с одной стороны, сферы применения договорных отношений, регулировавшихся с помощью норм гражданского права, и расширения, с другой стороны, сферы применения административно-правовых методов.

Так, в соответствии с постановлением ЦИК и СНКСССР 1931 г., всем хозяйственным органам предписывалось административным путем заключать между собой договоры поставки и заказов в строго определенном порядке, в определенное время и в определенных формах.

3. Наряду с названными и иными общими признаками и чертами, присущими источникам советского права, независимо от этапов их развития, каждый этап эволюции советского права и его источников в то же время отличался от других этапов своими особенностями*(188).

Это отражалось не только в содержании нормативно-правовых и иных источников советского права, но и в их названии.

Чтобы убедиться в этом, достаточно, как представляется, взглянуть на перечень источников права, существовавших на каждом этапе развития Советского государства и права.

Так, для первого этапа возникновения и развития советского права, завершившимся принятием Конституции 1936 г., были свойственны, кроме конституционных актов, такие источники, как декреты, обращения, постановления, декларации.

Среди декретов особо выделялись такие юридически и политически значимые акты, как Декрет о мире и Декрет о земле, принятые II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, провозгласившим себя 25 октября 1917 г. высшим органом власти в России.

Среди обращений по своей значимости выделялись такие акты, как обращение "К гражданам России" и обращение к "Рабочим, солдатам и крестьянам", принятые II съездом Советов, в которых говорилось о низложении Временного правительства и переходе власти в Центре к Военно-революционному комитету и съезду Советов, а на местах - к местным Советам.

Следует заметить, говоря об источниках права первого этапа развития Советского государства и права, что наиболее распространенными из них, в рассматриваемое время, были декреты, которыми, как свидетельствуют исследователи, зачастую называли "вообще все акты Советского государства того времени"*(189).

Одна из их особенностей заключалась в том, что они нередко издавались не по общим, а по отдельным проблемам и по мере их накопления постепенно систематизировались.

Необходимость и потребность в кодификации, как свидетельствуют исследования, возникла еще в 1918 г., когда собственно и началась соответствующая работа по систематизации законодательных актов.

Первой и в то же время самой простой формой систематизации актов высших органов государственной власти и управления явилась подготовка и издание "Собрания узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства" (СУ РСФСР).

Последующими, более сложными актами, свидетельствующими об огромной работе по систематизации и кодификации накопившегося в стране законодательного материала, были разработанные и принятые уже в первые годы существования Советской власти, кодифицированные акты.

Уже во второй половине 1918 г. Наркоматом юстиции было подготовлено два первых кодекса: Кодекс законов о труде (КЗОТ РСФСР) и Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве.

В последующие годы были разработаны и приняты такие кодифицированные акты - важнейшие источники советского права, как: Гражданский кодекс РСФСР, принятый ВЦИК 31 октября 1922 г.; Земельный кодекс РСФСР, принятый ВЦИК 30 октября 1922 г.; Уголовный кодекс РСФСР, утвержденный ВЦИК 26 мая 1922 г.; Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, принятый ВЦИК 25 мая 1922 г.; Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, принятый ВЦИК 10 июля 1923 г.; и другие кодифицированные акты.

4. Многие из этих и других кодифицированных, равно как и не кодифицированных актов - источников советского права, проявившихся на первом этапе становления и развития советского социалистического государства и права, продолжали действовать с соответствующими изменениями и дополнениями также и на последующих этапах.

Основная причина этого заключается в глубокой преемственности однотиповой советской государственно-правовой материи, включая источники права, одних, последующих этапов от других, предшествующих им этапов.

Это отнюдь не означает, что на последующих этапах развития российского права и его источников не возникают новые, обусловленные специфической для того или иного этапа социально-экономической, политической или иной средой, источники.

На данных этапах, например, кроме Конституции СССР 1936 г. и Конституции СССР 1977 г. - этих важнейших источников советского права данного времени, возникают и развиваются такие юридически и политически значимые акты, как совместные постановления СЕК СССР и ЦКВКП(б) - в 40-50-е гг., а позднее - с преобразованием государственных и партийных органов - Совета Министров СССР и ЦК КПСС. Такого рода постановления принимались по наиболее важным, исторически значимым вопросам жизни общества и государства*(190).

В ряде случаев в принятии совместных постановлений участвовали не только государственные и партийные органы, но и общественные - профсоюзные и комсомольские организации в лице их высших органов - ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

При рассмотрении источников советского права более поздних этапов развития советского общества и государства, помимо совместных актов и различных, традиционных для советского права источников, таких, как обычные законы, указы Президиума Верховного Совета СССР, постановления Совета Министров СССР и другие нормативные акты, следует указать также еще на некоторые новые источники права.

Речь идет, в частности, об источниках, проявившихся в процессе упорядочения советского федерального и республиканского законодательства в 60-е гг., а также - в процессе изменения в 80-е гг. формы правления Российского государства - переходом его от парламентской республики к президентской.

В первом случае имеются в виду такие рамочные законодательные акты, как: а) Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденные Верховным Советом СССР 8 декабря 1961 г.; б) Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятые Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г.; в) Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик, утвержденные Верховным Советом СССР 8 декабря 1961 г.; г) Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятые Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г.

На базе принципов, закрепленных в данных Основах, в союзных республиках - субъектах федеративной системы СССР разрабатывались и принимались соответствующие кодифицированные акты.

Во втором случае, связанным с изменением формы правления Советского государства и переходом его с парламентской на президентскую республику, имелись в виду такие, появившиеся в системе источников советского права новые источники - нормативные акты, как указы Президента. В соответствии с Конституцией СССР эти акты имели подзаконный характер. Но, как показала практика, эти и все иные новые источники права оказывали значительное влияние на развитие общества и государства данного периода.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.74.44 (0.022 с.)