Малое и среднее предпринимательство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Малое и среднее предпринимательство



По состоянию на 01 января 2019 года на территории района осуществляли деятельность 254 субъекта малого и среднего предпринимательства.

В расчете на 1 тысячу человек населения Верхнетоемского района количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) составило 50 единиц.

В 2019 году наблюдается снижение количества субъектов малого и среднего предпринимательства.

Наиболее привлекательной для малого бизнеса остается сфера торговли. На долю этого сектора экономики приходится 43 % от числа всех индивидуальных предпринимателей района, что объясняется более быстрым оборотом денежных средств.

Предпринимательство не ограничивается предприятиями торговли и общественного питания. Ведутся лесозаготовки, организованы грузовые и пассажирские перевозки. Именно частные предприниматели обеспечивают население и учреждения дровами и пиломатериалами.

В Верхнетоемском районе работают аптечные пункты, оказываются фото- и парикмахерские услуги, услуги по ремонту и содержанию жилья, по ремонту автотранспортных средств, а также гостиничный сервис.

Сферы деятельности важные для района, куда предпринимательство идет пока не охотно:

ремонт и содержание муниципальных дорог,

ритуальные услуги,

сбор, переработка и реализация дикорастущих;

производство товаров народного потребления и т.д.

Одной из основных проблем на пути развития малого бизнеса является недостаток собственных финансовых ресурсов.

 

Рисунок 6. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в разрезе муниципальных образований поселений за период с 2016 год по 2018 год.

 

Таблица 27. Количество индивидуальных предпринимателей, учтённых в территориальном разделе Статрегистра Росстата Верхнетоемскому муниципальному району по состоянию на 01 января 2019 года

  Всего Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство Обраба-тывающие производства Строитель-ство Торговля оптовая и розничная; ремонт автотран-спортных средств и мотоциклов Транспор-тировка и хранение Деятельность гостиниц и предприятий обществен-ного питания Деятельность в области информации и связи Деятельность по операциям с недвижимым имуществом Деятельность профессио-нальная, научная и техническая Деятельность администра-тивная и сопутст-вующие дополни-тельные услуги Предостав-ление прочих видов услуг
Верхнетоемский муниципальный район

254

29

11

21

98

51

10

4

2

9

5

14

Афанасьевское

18

4

1

4

6

1

-

-

-

1

-

1

Верхнетоемское

82

4

2

5

38

13

6

-

1

5

1

7

Выйское

5

-

-

1

1

2

1

-

-

-

-

-

Горковское

31

3

2

3

12

9

-

1

-

1

-

-

Двинское

51

8

4

4

17

12

1

1

1

-

1

2

Пучужское

13

1

-

-

3

5

1

1

-

-

2

-

Сефтренское

14

5

1

3

2

1

-

1

-

-

-

1

Федьковское

40

4

1

1

19

8

1

-

-

2

1

3

Потребительский рынок

Оборот розничной торговли по организациям (без субъектов малого предпринимательства и организаций с численностью работающих менее 15 человек, не являющихся субъектами малого предпринимательства) составил 256714 тыс. рублей, что в сопоставимых ценах на 5,4% ниже, чем за 2017 год.

В макроструктуре оборота розничной торговли организаций преобладающую долю занимают пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия – 78,1%. Кроме того, организациями общественного питания реализовано продукции на 20553 тыс. рублей (на 14,2% меньше уровня 2017 года в сопоставимых ценах).

Оборот оптовой торговли организаций всех видов деятельности в 2018 году в сопоставимых ценах на 1,4% выше уровня 2017 года.

На потребительском рынке района наблюдаются положительные тенденции: стабильный рост товарооборота, сокращение доли реализации товаров через уличную торговлю в общем объеме товарооборота.

По состоянию на 01 января 2019 года торговое обслуживание осуществляет 231 магазин, в том числе 158 – со смешанным ассортиментом товаров, 70 – непродовольственных товаров, 3 – продовольственных товаров.

Услуги питания оказывают 3 бара, 3 кафе, 1 закусочная, 15 школьных столовых. Бытовые услуги населению оказывают 22 предприятия.

Объем платных услуг, оказанных населению в 2018 году организациями, составил 65629 тыс. рублей, что в сопоставимых ценах на 1,9 % больше уровня 2017 года.

Сельское хозяйство

На территории МО «Верхнетоемский район» в 2018 году осуществляли деятельность 3 хозяйства - КФХ «Победа», ФХ «Коробовских», КФХ Беленко И.В. и личные подсобные хозяйства.

Производством сельскохозяйственной продукции в Верхнетоемском районе в 2009 году занимались 6 крестьянских (фермерских) хозяйств и личные подсобные хозяйства населения. Основными направлениями работы предприятий агропромышленного комплекса Верхнетоемского района являются производство молока, мяса и картофеля. 

В 2018 году крестьянскими (фермерскими) хозяйствами собрано 240 тонн картофеля, урожайность составила 145,5 ц/га.

Механизаторами заготовлено 1,206 тыс.тонн сена, всего заготовлено 518,6 тонн кормовых единиц. Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами района произведено: 491,3 тонны молока, реализовано 276,4 тонны молока; мяса (в живом весе) 71,2 тонн. Продуктивность на корову в среднем по району составила 3060,3 кг.

Таблица 28 - Объем производства продукции сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий)

Показатели 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год Отклонение (+/-) 2018 г/2009
Продукция сельского хозяйства – всего, млн. рублей 254,4 324,2 357,4 403,0 425,7 504,0 528,2 565,7 218,7 199,3 -55,1
Производство продукции сельского хозяйства на душу населения, кг., в.т.ч.                      
картофель 312 329 381 412 409 421 448 496 285 206 -106
овощи 56 63 64 72 70 74 73 75 60 41 -15
скот и птица на убой (в живом весе) 28 26 30 26 24 21 19 18 17 15 -13
молоко 231 230 206 196 185 169 166 144 126 109 -122

 

Рис 7. Объем производства продукции сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий)

 

Таблица 29 - Динамика производства основных видов сельскохозяйственной

продукции в натуральном выражении

Показатели 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год Отклонение (+/-) 2018 г/2009
Наличие скота КРС все категории хозяйств 2290 1805 1490 1419 1227 1101 1068 999 847 634 -1656
Производство скота и птицы на убой (в живом весе), тонн 471 444 504 421 360 317 264 247 230 190 -281
Производство молока, тонн 3935 3974 3425 3118 2831 2504 2317 1963 1662 1397 -2538
Производство яиц, тыс. штук 60 55 44 58 73 71 77 82 82 82 22
Валовой сбор картофеля, тонн 5318 5690 6328 6556 6263 6231 6263 6777 3754 2633 -2685
Валовой сбор овощей, тонн 951 1086 1069 1142 1078 1095 1020 1020 789 530 -421

 

Производство продукции сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий) за анализируемый период снижается. За последние 10 лет производство молока и мяса снизилось в связи с уменьшением поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах района вследствие увеличения стоимости кормов и основных энергоресурсов. Определенные трудности возникают у животноводческих хозяйств также со сбытом молока.

Высокий уровень затрат на заготовку сена (ГСМ, запчасти), низкая продуктивность, не стабильные погодные условия не позволяют полноценно осуществлять заготовку кормов.

По показателям растениеводства сохраняется также отрицательная тенденция производства, население сократило площади под посадку картофеля.

В 2018 году сгорело здание фермы ООО «Верхнетоемский бекон», единственного мясопромышленного предприятия в Верхнетоемском районе, в огне погибли все находившиеся там животные – 376 свиней.

В 2018 году у крестьянских (фермерских) хозяйств «Победа» и «Вознесенское», осуществляющих деятельность на территории МО «Афанасьевское» Верхнетоемского района, сложилась критическая ситуация с реализацией молока - сырья.

Это связано со снижением интереса «переработки» и приобретением предприятиями – переработчиками больших объемов сухого молока. Развитие сельского хозяйства в районе сдерживают социально-экономические проблемы: дефицит квалифицированных кадров, нежелание молодежи работать в сельском хозяйстве, где одна из самых низких оплата труда.

Экономический потенциал Верхнетоемского муниципального района реализован в незначительной мере. Это обусловлено в первую очередь  сложностью транспортной логистики, высокой стоимостью электро- и теплоэнергии, и как результат, незначительным количеством людей трудоспособного возраста, имеющих высокую квалификацию в области высоких технологий. Материально-техническая база организаций нуждается в модернизации и расширении. Развитие малого бизнеса сдерживается ограниченностью собственных финансовых средств предпринимателей.

 

1.12. Бюджет муниципального образования

Бюджет муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» (далее - бюджет района) на очередной финансовый год (с 2018 года на очередной финансовый год и плановый период) утверждается решением Собранием депутатов муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район».

Формирование доходной базы бюджета района осуществляется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» и с учетом основных положений налогового и бюджетного законодательства.

Бюджет района за 2018 год исполнен по доходам в сумме 630 369,3 тыс. рублей, что на 243 230,4 тыс. рублей больше исполнения за 2009 год, но меньше на 30 788,9 тыс. рублей уровня 2015 года (максимальный уровень доходов был в 2015 году – 661 158,2 тыс. рублей).

Таблица 30 - Доходы бюджета района, тыс. руб.

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Отклонение (+/-) 2018 г /2009г

Налоговые и неналоговые доходы 33 748,7 42 516,9 48 996,7 36 570,2 40 930,9 53 446,5 61 236,6 86 385,5 80 212,6 82 956,9 49 208,2
Безвозмездные поступления

353 390,2

350 872,8

432 408,8

555 871,9

617 777,6

539 271,5

599 921,6

509 493,3

525 662,6

547 412,4

194 022,2

Всего

387 138,9

393 389,7

481 405,5

592 442,1

658 708,5

592 718,0

661 158,2

595 878,8

605 875,2

630 369,3

243 230,4

 

 

        Рис 8. Доходы бюджета района

В соответствии с рисунком 11 доходы бюджета района в виде налоговых и неналоговых доходов в 2009 году поступили в сумме 33 748,7 тыс. рублей (8,7 % общего объема доходов), в то время как безвозмездные поступления составили 353 390,2 тыс. рублей или 91,3 % всех доходов бюджета района.

         Рис 9. Структура доходов бюджета района

 

В 2018 году налоговые и неналоговые доходы исполнены в сумме 82 956,9 тыс. рублей (на 49 208,2 тыс. рублей больше уровня 2009 года, но при этом меньше на 3 428,6 тыс. рублей уровня 2016 года), безвозмездные поступления 547 369,3 тыс. рублей (больше уровня 2009 года на 194 022,2 тыс. рублей, но на 70 365,2 тыс. рублей меньше, чем в 2013 году).

Следует отметить, что в общей структуре доходов бюджета района доля налоговых и неналоговых доходов невелика и колеблется от 6,2 %  в 2012 году до 14,5 % в 2016 году (в 2009 году 8,7 %, в 2018 году 13,2 %), в то время как доля безвозмездных поступлений составила в 2009 году 91,3 %, в 2012 году 93,8 %, в 2016 году 85,5 %, в 2018 году 86,8 % всех доходов бюджета района.

Изменение налоговых и неналоговых доходов бюджета района обусловлено федеральными и областными законами, предусматривающими внесение изменений и дополнений в налоговое законодательство и в распределение доходов по уровням бюджетной системы в соответствующем году.

Рис 10. Налоговые и неналоговые доходы бюджета района

 

В 2018 году налоговые доходы составили 63 890,0 тыс. рублей (на 33 432,8 тыс. рублей больше уровня 2009 года, но при этом на 6 383,4 тыс. рублей меньше уровня 2016 года).

Основные причины изменения налоговых доходов:

  с 2012 года финансовое обеспечение всех подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета (одновременно в федеральном бюджете консолидированы суммы государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия уполномоченных федеральных государственных органов, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков);

в связи с упразднением ряда районных отделов внутренних дел с передачей их функций в межрайонные отделы полиции с 2012 года в областном бюджете консолидируются суммы административных штрафов за правонарушения в сфере дорожного движения;

с 01 января 2012 года муниципальное учреждение здравоохранения «Верхнетоемская центральная районная больница» передано в собственность Архангельской области (организация оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации), поэтому с 2012 года одновременно с консолидацией в областном бюджете расходов на содержание учреждений здравоохранения из бюджетов муниципальных образований на областной уровень передано 6 процентов налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), 50 процентов налога на имущество организаций и 50 процентов налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В свою очередь в местные бюджеты переданы из областного бюджета 50 процентов доходов по налогу в виде стоимости патентов, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

отчисление с 2014 года 10 процентов поступающих в консолидированный бюджет Архангельской области доходов от уплаты акцизов на дизельное топливо, моторные масла, автомобильный и прямогонный бензин в бюджеты городских округов, муниципальных районов и поселений по дифференцированным нормативам в зависимости от протяженности автодорог общего пользования, находящихся в собственности муниципальных образований;

в связи с исполнением муниципальным районом с 01 января 2016 года вопросов местного значения поселений произошло увеличение в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации с 01 января 2016 года в бюджет района норматива отчисления НДФЛ на 8 % (с 25 % до 33 %), а также перераспределение акцизов на нефтепродукты от поселений в бюджет района.

Таблица 31 - Налоговые доходы бюджета района, тыс. рублей

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Отклонение (+/-) 2018 г/2009г

НДФЛ 23 545,0 29 422,9 33 743,3 27 022,4 30 943,8 26 869,8 27 473,8 37 569,1 36 853,5

41 110,0

17 565,0
Налог, взимаемый в связи с применением УСН 1 390,2 2 604,6 3 561,5 12,9 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 -1 390,2
Акцизы 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 15 878,7 14 987,1 25 497,8

19 940,80

16 723,1 16 723,1
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 3 028,5 3 471,9 3 973,2 4 894,0

4327,5

5 286,4 5 663,1 5 770,3 5 278,7 4 882,9 1 854,4
Единый сельскохозяйственный налог 23,6 22,8 29,9 56,9 33,3 25,4

57,4

26,4 34,7 56,8 33,2
Налог на имущество организаций 1 547,2 1 376,1 1 250,5 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 -1 547,2
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения 0,0 0,0 0,0 0,0 29,1 104,2 45,8 57,0 63,4 12,8 12,8
Государственная пошлина 915,9 2 373,2 2 322,4 599,3 706,2 976,5 1 139,7 1 352,8 899,4 1 104,4 188,5
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

6,8

215,8 8,3 0,1 0,6 0,1 0,1 0,0 0,0 0,0 -6,8

Налоговые доходы            

30 457,2

39 487,3

44 889,1

32 585,6

36 040,5

49 141,1

49 367,0

70 273,4

63 070,5

63 890,0

33 432,8

 

В условиях сокращения количества предприятий и организаций в районе и, соответственно, среднесписочной численности работников наблюдается увеличение поступлений НДФЛ, который, как и в предыдущие годы, является основным налоговым источником, Поступление НДФЛ в бюджет района в 2018 году составило 41 110,0 тыс. рублей (на 17565,0 тыс. рублей больше уровня 2009 года), но доля в поступлении налоговых доходов в бюджет района по сравнению с 2009 годом сократилась с 77,3 % до 64,3 %.

Значительное влияние на рост НДФЛ оказало увеличение среднемесячной заработной платы в учреждениях образования и культуры, а также увеличение минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) с начислением на МРОТ районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

 

 

Рис. 11. Структура налоговых доходов бюджета района в 2009 году.

 

 

Рис. 12. Структура налоговых доходов бюджета района в 2018 году.

 

26,2 % в поступлении налоговых доходов в 2018 году занимают акцизы на нефтепродукты, их исполнение составило 16 723,1 тыс. рублей (на 844,4 тыс. рублей больше уровня 2014 года, но меньше на 8774,7 тыс. рублей уровня 2016 года).

Причины сокращения:

снижение дифференцированного норматива отчислений в бюджет района с действующих в 2016 году 0,71553 процента до 0,70573 процента в 2017 году, до 0,54232 в 2018 году);

повышение норматива зачисления в федеральный бюджет доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты с 12 процентов в 2016 году до 38,3 процентов в 2017 году, соответственно, уменьшен норматив для зачисления в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и в результате – снижение доходов от поступлений акцизов на нефтепродукты.  

        Таблица 32 - Неналоговые доходы бюджета района, тыс. рублей

Показатели

2009

год

2010

год

2011

 год

2012

год

2013

год

2014

год

2015

 год

2016

 год

2017

год

2018

 год

Отклонение (+/-) 2018 г/2009г

Доходы от размещения временно свободных средств 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 72,9 72,9
Арендная плата за земельные участки 904,4 936,1 991,9 1 708,6 1 958,6 1 969,3 7 621,9 7 861,7 7 658,0 7 725,8 6 821,4
Доходы от сдачи в аренду имущества 188,6 191,1 556,3 511,6 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 -188,6
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления муниципальных районов и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений) 0,0 0,0 0,0 0,0 6,2 59,2 43,5 42,1 42,1 42,1 42,1
Доходы от сдачи в аренду имущества (казна) 0,0 0,0 0,0 0,0 492,7 613,1 1 004,0 1 079,4 2 340,5 1 998,4 1 998,4
Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности муниципальных районов 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 2 823,1 3 952,8 5 947,2 5 947,2
Плата за негативное воздействие на окружающую среду 1 124,7 467,3 1 014,7 820,1 1 309,1 240,5 381,0 446,1 243,2 425,9 -698,8
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 11,1 211,7 80,0 96,1 90,2 446,8 25,6 892,6 600,0 810,1 799,0
Доходы от реализации имущества, находящегося в собственности муниципальных районов 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 748,4 886,9 78,9 78,9
Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена 35,9 160,6 324,4 197,0 139,9 175,5 425,7 514,1 237,3 139,4 103,5
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 1 026,8 1 062,8 1 139,9 651,1 894,1

801,0

2 334,7 1 737,8 1 181,3 1 821,8 795,0
Прочие неналоговые доходы 0,0 0,0 0,4 0,1 -0,4 0,0 33,2 -33,2 0,0 4,4 4,4

Неналоговые доходы

3 291,5

3 029,6

4 107,6

3 984,6

4 890,4

4 305,4

11 869,6

16 112,1

17 142,1

19 066,9

15 775,4

 

 

В 2018 году неналоговые доходы составили 19 066,9 тыс. рублей (на 15 775,48 тыс. рублей больше уровня 2009 года).

Значительный рост поступлений арендной платы за земельные участки произошел в 2015 году в результате переоценки кадастровой стоимости земель промышленности с 01.01.2015 года.

В связи с исполнением муниципальным районом с 01 января 2016 года вопросов местного значения поселений с 2016 года доходы от социального найма жилых помещенийзачисляются в бюджет района.

 


 

Рис. 13. Структура неналоговых доходов бюджета района в 2018 году.

 

Основными источниками неналоговых доходов в 2018 году в бюджет района являются:

арендная плата за земельные участки 7 725,8 тыс. рублей или 40,5 % от общего объема неналоговых доходов;

прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности муниципальных районов (доходы от социального найма жилых помещений) 5947,2 тыс. рублей (31,2 % от общего объема неналоговых доходов).

 

Таблица 33 - Безвозмездные поступления, тыс. рублей

 

Показатели 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год

2018 год

Отклонение (+/-) 2018 г/2009г
Безвозмездные поступления

353 390,2

350 872,8

432 408,8

555 871,9

617 777,6

539 271,5

599 921,6

509 493,3

525 662,6

547 412,4

194 022,2
в том числе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
дотации

61 494,0

84 623,1

117 912,8

48 614,4

64 476,5

32 070,4

47 646,1

47 389,3

45 753,6

61 007,5

-486,5
субсидии

106 904,4

91 025,3

69 533,4

250 097,9

262 683,8

224 103,8

269 416,2

192 369,0

208 749,0

183 176,2

76 271,8
субвенции

175 373,8

169 699,4

216 966,7

258 851,2

291 010,5

280 454,0

278 977,2

267 935,5

259 903,8

271 491,2

96 117,4
Иные межбюджетные трансферты

10 416,1

7 028,6

29 490,9

156,6

186,1

5 208,6

6 014,4

1 115,4

9 142,8

30 665,7

20 249,6
Прочие безвозмездные поступления

0,0

125,4

115,4

115,4

114,2

92,9

0,0

0,0

2 831,7

1 186,0

1 186,0
Доходы от возврата поселениями остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет

9,0

1 311,2

5,6

5,2

23,4

742,4

114,0

27 554,2

9,0

111,8

102,8
Возврат в областной бюджет остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет

-807,1

-2 940,2

-1 616,0

-1 968,8

-716,9

-3 400,6

-2 246,3

-26 870,1

-727,3

-226,0

581,1

 

Рис. 14. Безвозмездные поступления.

 

В 2018 году безвозмездные поступления составили 547 412,4 тыс. рублей (больше уровня 2009 года на 194 022,2 тыс. рублей, но на 70 365,2 тыс. рублей меньше, чем в 2013 году), в том числе:

дотации 61 007,5 тыс. рублей (на 486,5 тыс. рублей меньше уровня 2009 года и на 56 905,3 тыс. рублей меньше поступлений дотации в 2011 году);

субсидии 183 176,2 тыс. рублей (на 76 271,8 тыс. рублей больше уровня 2009 года, но на 86 240,0 тыс. рублей меньше поступлений субсидий в 2015 году);

субвенции 271 491,2 тыс. рублей (на 96 117,4 тыс. рублей больше уровня 2009 года, но на 19 519,3 тыс. рублей меньше поступлений субвенций в 2013 году);

иные межбюджетные трансферты30 665,7 тыс. рублей (на 20 249,6 тыс. рублей больше уровня 2009 года).

Рис. 15. Структура безвозмездных поступлений.

 

Анализ общей структуры безвозмездных поступлений показывает, что при росте общей суммы безвозмездных поступлений доля нецелевых безвозмездных поступлений невелика и составляет от 16,3 % в 2012 году до 36,5 в 2016 году (в 2009 году 33,4 %, в 2018 году 34,6 %), доля целевых безвозмездных поступлений составляет от 63,5 % в 2016 году до 83,7 % в 2012 году (в 2009 году 66,6 %, в 2018 году 65,4 %).

К нецелевым безвозмездным поступлениям относятся:

дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования;

субсидия на софинансирование вопросов местного значения, которая предоставляется бюджету района в целях компенсации недостающего роста доходов бюджета района для финансирования расходных обязательств в очередном году по сравнению с текущим годом.

Динамика поступлений нецелевых и целевых безвозмездных поступлений из областного бюджета представлена на рисунках 18 и 19.

По проведенному анализу можно сделать вывод, что за период с 2009 по 2018 год отмечается рост общий доходов бюджета района, но основной рост обеспечивают безвозмездные поступления из областного бюджета. Основную долю в структуре безвозмездных поступлений занимают целевые межбюджетные трансферты. В общей сумме доходов бюджета района доля налоговых и неналоговых доходов невелика и не позволяет профинансировать расходные обязательства в полном объеме, что позволяет сделать вывод о дотационности бюджета района.

Рис. 16. Нецелевые безвозмездные поступления

Рис. 17. Целевые безвозмездные поступления

Таблица 34 - Расходы бюджета района, тыс. рублей

Показатели 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год Отклонение (+/-) 2018 г/2009г
общегосударственные вопросы 38 251,1 43 188,9 47 228,0 50 946,6 34 756,7 33 734,2 35 257,8 40 625,2 43 260,6 43 866,4 5 615,3
национальная оборона 0,0 0,0 1 024,4 1 233,3 1 260,4 1 248,7 1 181,3 1 232,0 1 215,5 1 497,7 1 497,7
национальная безопасность и правоохранительная деятельность 187,8 44,8 360,3 330,7 314,3 70,0 320,2 372,0 1 244,5 726,6 538,8
национальная экономика 8 642,7 8 636,8 4 620,0 43 583,1 54 307,4 23 793,9 21 126,9 33 491,4 30 517,4 27 823,9 19 181,2
жилищно-коммунальное хозяйство 3 630,6 3 345,8 31 232,8 24 598,9 9 417,7 26 705,0 60 162,3 18 947,6 53 198,5 24 465,0 20 834,4
охрана окружающей среды 2 836,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 -2 836,0
образование 221 042,1 224 086,3 276 867,9 413 579,5 481 155,0 453 973,9 475 326,4 431 153,4 403 655,0 442 666,9 221 624,8
культура 7 100,6 7 261,8 8 550,7 9 936,8 16 929,3 18 935,5 22 146,7 20 411,1 31 452,4 35 252,8 28 152,2
здравоохранение 40 040,0 42 701,7 78 381,5 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 -40 040,0
социальная политика 11 756,7 10 230,7 12 707,9 12 863,1 14 710,5 14 371,2 14 188,0 13 577,6 16 522,2 11 987,1 230,4
физическая культура и спорт 0,0 0,0 247,3 99,7 320,9 1 429,7 1 326,0 3 214,1 2 675,5 1 424,9 1 424,9
межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации 63 554,6 48 822,0 20 719,0 26 850,1 32 203,5 32 474,6 33 351,8 28 494,9 27 637,3 30 293,9 -33 260,7
РАСХОДЫ, всего 397 042,2 388 318,8 481 939,8 584 021,8 645 375,7 606 736,7 664 387,4 591 519,3 611 378,9 620 005,2 222 963,0

 

Общая сумма расходов бюджета района в 2018 году составила 620 005,2 тыс. рублей, данное значение превышает уровень 2009 года в 1,56 раза или на 222 963,0 тыс. рублей, но на 44 382,2 тыс. рублей меньше уровня 2015 года (664 387,4 тыс. рублей).

Рис. 18. Расходы бюджета района.

 

В 2018 году, как и в предыдущие годы, основную часть расходов бюджета района составили расходы на образование 442 666,9 тыс. рублей или 71,4 % всех расходов бюджета района (в 2009 году 221 042,1 тыс. рублей или 55,7 % всех расходов за 2009 год).

Рис. 19. Структура расходов бюджета района в 2009 году.

Рис. 20. Структура расходов бюджета района в 2018 году.

 

Структура расходной части бюджета района за последние ряд лет меняется лишь по причине изменения количества полномочий органов местного самоуправления:

с 01 января 2012 года муниципальное учреждение здравоохранения «Верхнетоемская центральная районная больница» передано в собственность Архангельской области (с 2012 года расходы на содержание учреждений здравоохранения осуществляются из областного бюджета);

с 01 января 2016 года исполнение муниципальным районом вопросов местного значения поселений (увеличение расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и дорожное хозяйство с одновременным сокращением расходов на предоставление межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям – поселениям).

Рост расходов на образование и культуру, в основном связан с повышением:

средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры, образования (учителя, педагогические работники дошкольных образовательных учреждений, педагогические работники образовательных учреждений дополнительного образования детей) в целях реализации Указов Президента Российской Федерации;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.266 с.)