III . Принципы, обеспечивающие защиту жертв войны (принципы “Женевского права”). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III . Принципы, обеспечивающие защиту жертв войны (принципы “Женевского права”).



1. Принцип нейтральности государств и лиц, оказывающих гуманитарную помощь и исполняющих гуманитарные функции. Гуманитарная помощь никогда не является вмешательством в конфликт (ст.70 ДП I).

Данный принцип, помимо всего прочего, гарантирует нейтральный статус и, соответственно, неприкосновенность лицам и организациям, осуществляющим реальную помощь жертвам вооруженного конфликта, и, прежде всего, медицинскому персоналу.

Принцип нейтральности, в частности, означает, что:

· В ответ на гарантированную ему неприкосновенность медицинский персонал должен воздерживаться от любых враждебных действий.

· Медицинские работники как лица, оказывающие медицинскую помощь, находятся под защитой.

· Ни одно лицо, выполняющее медицинские функции, не может принуждаться к предоставлению кому бы то ни было какой-либо информации относительно больных и раненых, которые находились или находятся на его попечении, если такая информация, по его мнению, причинит вред указанным пациентам или их семьям (п.3 ст.16 ДП I).

· Никто не должен подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными или больными (ч.3 ст.18 I Женевской конвенции 1949 г.).

Указанное положение Конвенции дало, в частности, решение множеству сложных ситуаций, возникших во время и сразу после второй мировой войны во многих странах. Людей убивали, сажали в тюрьмы и преследовали в судебном порядке за то, что они ухаживали за раненными партизанами и парашютистами или просто за то, что они сотрудничали с официальной медицинской службой или с обществом Красного Креста оккупирующей державы. Все эти меры противоречили духу Женевских конвенций и принципу нейтралитета.

2. Принцип нормальности. У лиц, находящихся под защитой, должна быть возможность вести как можно более нормальную жизнь.

Смыслом этого положения является компромисс между гуманитарными устремлениями и условиями, диктуемыми войной. Из этой основной идеи исходит, например, принцип ее применения в отношении военнопленных: захват в плен не является наказанием, а лишь средством лишить противника возможности наносить ущерб. Все, что выходит за рамки этой цели, является бесполезной жестокостью и в силу этого достойно осуждения. Поэтому условия содержания военнопленных должны по возможности обеспечивать им нормальную жизнедеятельность. Аналогичным образом следует поступать и со всеми остальными категориями лиц, находящихся под покровительством норм международного гуманитарного права.

3. Принцип государственной защиты покровительствуемых лиц. Данный принцип означает, в частности, что именно государство обязано обеспечить защиту лиц, оказавшихся в его власти, как на национальном, так и на международном уровне.

Положения, конкретизирующие этот постулат, таковы:

· Покровительствуемые лица (пленные, раненые, гражданские и др.) находятся во власти не захвативших их войск, а государства, которому служат эти войска.

· Государство несет ответственность за находящихся в его власти покровительствуемых лиц; за поддержание общественного порядка и функционирование общественных служб, в том числе и на оккупированных территориях.

4. Принцип обеспечения международной защиты покровительствуемых лиц. Поскольку жертвы конфликтов лишены естественной защиты со стороны своего собственного государства, они должны быть обеспечены международной защитой. Под международной защитой в международном гуманитарном праве подразумевается защита державы-покровительницы или Международного Комитета Красного Креста, которые осуществляют нейтральный контроль над соблюдением Женевских конвенций 1949 г. и иных норм международного гуманитарного права.

Военнопленные, интернированные лица и иные категории субъектов «Женевского права» могут обращаться с жалобами к этим контролирующим органам, которые посылают своих делегатов в лагеря для бесед с задержанными без свидетелей.

§ 3. Соотношение международного гуманитарного права с другими отраслями международного публичного права

 

Как отрасль международного публичного права международное гуманитарное право связано с иными его отраслями (правом международных договоров, дипломатическим и консульским правом, международным морским, воздушным правом и т.д.). Но наиболее тесно оно связано с теми отраслями и институтами международного публичного права, которые регулируют поведение субъектов в связи с вооруженными конфликтами.

Для ясного понимания данного вопроса необходимо прежде всего отграничить международное гуманитарное право от тех институтов международного права, которые определяют законность обращения к военной силе (ius ad bellum).

Как уже указывалось, кроме собственно международного гуманитарного права, регулирующего права и обязанности воюющих по отношению друг к другу и по отношению к лицам, чьи законные интересы нарушены войной, международное публичное право включает в себя целый пласт норм о возможности и правилах обращения к военной силе. Эти нормы составляют международно-правовой институт ius ad bellum и лежат за пределами международного гуманитарного права. В данную группу норм включаются правила, позволяющие в той или иной мере оправдать применение военной силы в конкретных фактических ситуациях.

Надо отметить, что вплоть до начала XX в. война вообще не считалась нарушением норм и принципов международного публичного права. Согласно классической доктрине суверенные государства располагали полной свободой применения силы в своих взаимоотношениях. Право обращения к силе составляло основу государственного суверенитета, а война считалась законной, если была должным образом объявлена.

В настоящее время в международном праве закреплены нормы и принципы, ставящие вне закона агрессивные войны.

Ius ad bellum в современном понимании представляет собой нормы и правила, позволяющие квалифицировать войну как агрессивную (неправомерную, незаконную) либо справедливую (законную, правомерную).

  Агрессивная война является преступлением против международного мира и влечет за собой международную ответственность (п.2 ст.5 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН №3314 от 14.12.1974). Указанная резолюция дала определение агрессии.

Под агрессией понимают «применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН» (ст.1 Резолюции).

К акту агрессии относят следующие действия:

а) вторжение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства, любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила; любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

б) применение любого оружия одним государством против территории другого государства;

в) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

г) нападение вооруженных сил одного государства на вооруженные силы другого государства;

д) применение вооруженных сил одного государства, находящихся по соглашению на территории другого государства, в нарушение условий, содержащихся соглашений;

е) предоставление своей территории другому государству в целях использования ее для совершения актов агрессии против третьих государств;

ж) засылка одним государством вооруженных банд, групп, наемников, которые осуществляют акты применения вооруженных сил против другого государства (ст.3).

В отличие от агрессивных действий, международное право не запрещает ведение правомерных (справедливых) войн. Под ними понимаются:

а) индивидуальная и коллективная самооборона от агрессии (ст.51 Устава ООН);

б) меры военного характера, применяемые ООН в соответствии со ст.42 Устава ООН;

в) национально-освободительная война против колонизаторов в целях осуществления права на самоопределение (абз.5 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН №2625 от 24.10.1970).

Таким образом, с точки зрения ius ad bellum, война может быть агрессивной по отношению к одному участнику военного конфликта и справедливой по отношению ко второму участнику. Однако независимо от характера военного конфликта любая воюющая сторона, в том числе и незаконно применяющая силу, остается связанной нормами международного гуманитарного права.

В системе права вооруженных конфликтов выделяется также самостоятельный институт, называемый ius contra bellum (право «против войны» или право международной безопасности). В период действия вооруженного конфликта ius contra bellum как бы уходит на второй план, поскольку возникновение вооруженного конфликта нарушает сложившуюся систему международной безопасности вплоть до момента прекращения военных действий.

Наконец, существует система норм, регулирующих поведение воюющих сторон в период вооруженного конфликта, называемая ius in bello. Под ius in bello понимается система правил, регулирующих поведение сторон в ходе вооруженного конфликта, прежде всего в отношении жертв вооруженного конфликта. Международное гуманитарное право является важнейшей отраслью ius in bello. Более того, в литературе иногда понятия «ius in bello»и «международное гуманитарное право» рассматриваются как тождественные.

Необходимо определить далее соотношение международного гуманитарного права и так называемого права прав человека.

Их взаимосвязь базируется на общем объекте – человеке. Однако, тем не менее, это различные отрасли международного публичного права. В то время как право прав человека преследует цель защитить индивида от произвола власти в мирное время, международное гуманитарное право обеспечивает защиту человека в период войны, стремясь максимально уменьшить ее губительные последствия.

Тем не менее, общая цель и единая направленность права прав человека и международного гуманитарного права обусловили наличие общих, стержневых норм, «неизменного ядра» прав человека, таких, как:

- право на жизнь;

- недопустимость дискриминации;

- недопустимость пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказаний;

- недопустимость рабства или иного подневольного состояния;

- право на процессуальные гарантии во время суда и т.д.

Указанные права, составляющие «неизменное ядро» прав человека, принадлежит индивиду всегда и всюду, независимо от обстоятельств (то есть и в период вооруженного конфликта тоже), неотчуждаемы и независимы от положений национального законодательства. В настоящее время за ними закреплен статус императивных норм международного права. В различных интерпретациях и формулировках они присутствуют практически во всех международных соглашениях как по правам человека вообще, так и по международному гуманитарному праву, в частности.

В то же время обеспечение «неизменного ядра прав человека» в условиях военного конфликта не может не иметь определенной специфики постольку, поскольку война вообще есть явление, изначально противоречащее принципам гуманизма и уважения прав личности. Исходя из целей международного гуманитарного права (максимально смягчить последствия вооруженного конфликта, совместить, насколько это возможно, принципы гуманизма с войной как явлением антигуманным), – международное право закрепляет сложившееся в реальной жизни правило об ограничении действия права прав человека в ситуациях вооруженных конфликтов.

Таким образом, соотношение права прав человека и международного гуманитарного права выражается в том, что международное гуманитарное право адаптирует право прав человека к условиям вооруженного конфликта, устанавливая предельно допустимый минимум прав личности, не обеспечить которые не вправе ни одно государство, ни один субъект и ни при каких обстоятельствах.

Так, абсолютное право человека на жизнь в условиях войны распространяется только на покровительствуемых лиц: раненых, больных, военнопленных, гражданское население и не применяется к участникам военных действий.

Правило о недопустимости жестоких и бесчеловечных наказаний ограничивается возможностью применения смертной казни за наиболее тяжкие военные преступления в военное время. Второй факультативный протокол 1989 г. к Пакту о гражданских и политических правах запретил применение смертной казни даже по судебному приговору. Исключение составляют только военные преступления в военное время.

Недопустимость подневольного состояния как институт права прав человека в условиях военных действий также приобретает специфические черты, допуская ряд исключений из общего правила. Аналогичным образом специфические характеристики приобретают в период войны и другие институты права прав человека.

В целом соотношение международного гуманитарного права и международного права отражает взаимосвязь регулируемых этими отраслями общественных отношений. Поскольку война в целом является чрезвычайным явлением в жизни человеческого общества, международное гуманитарное право является в определенном смысле проекцией международного права на условия чрезвычайных обстоятельств – войны.

 

§ 4. Действие международного гуманитарного права во времени, в пространстве и по кругу лиц

 

Предметом международного гуманитарного права являются отношения между воюющими сторонами в ходе ведения вооруженной борьбы. Отсюда необходимость точно определить пределы применения международного гуманитарного права.

Действие (применимость) международного гуманитарного права во времени. Международное гуманитарное право вступает в действие с началом вооруженного конфликта и, соответственно, прекращает свое действие с прекращением вооруженного конфликта. Поэтому важно определить, когда и в каких ситуациях имеет место вооруженный конфликт и что понимают под термином «вооруженный конфликт».

Легального (конвенционного) определения понятия «вооруженный конфликт» не существует. Однозначно лишь то, что международное гуманитарное право в целом отдает предпочтение понятию «вооруженный конфликт» перед понятием «война», в силу того, что целью международного гуманитарного права является смягчение последствий всякого применения вооруженной силы, независимо от того, является ли возникшая ситуация «войной» либо чем-то еще.

При возникновении вооруженного конфликта международное гуманитарное право вступает в силу автоматически, вне зависимости от того, была ли война объявлена и признают ли участвующие в конфликте стороны состояние войны. С того момента, как в руках вооруженных сил одного из государств оказываются раненные или сдавшиеся в плен военнослужащие или гражданские лица другого государства, как только вооруженные силы начинают осуществлять контроль над частью территории государства-противника, возникает обязанность соблюдать гуманитарно-правовые нормы. При этом количество раненых или площадь оккупированной территории значения не имеют.

На практике иногда возникают трудности, если, несмотря на бои, одна из сторон в конфликте отрицает применимость международного гуманитарного права. Например, случалось, что оккупирующее государство объявляло оккупированную территорию своей собственной, ставя, таким образом, под сомнение применимость «женевского права». В других случаях после введения войск на территорию другого государства правительство последнего заменялось на новое. Новое («марионеточное») правительство после этого заявляло, что иностранные войска оказывают дружескую помощь и поэтому действуют с его согласия. При таких обстоятельствах трудно с уверенностью квалифицировать происходящее как вмешательство по просьбе либо оккупацию.

Для решения спорных вопросов о применимости международного гуманитарного права в конкретных случаях соответствующее решение выносится Советом Безопасности ООН в специальной резолюции. Применимость международного гуманитарного права может быть подтверждена Международным Комитетом Красного Креста, к мнению которого обычно прислушиваются. Для прояснения правовой ситуации иногда собирается Международный Суд.

Применение международного гуманитарного права в части регламентации средств и методов ведения войны прекращается по завершении конфликта. Что касается норм о защите жертв войны, то их действие может быть прекращено не ранее, чем будут решены все гуманитарные проблемы: репатриация военнопленных, освобождение интернированных гражданских лиц и всех оккупированных территорий.

Международное гуманитарное право строго различает 2 категории вооруженных конфликтов:

- международные вооруженные конфликты;

- вооруженные конфликты немеждународного (внутреннего) характера.

Война между двумя или большим числом государств признается международным вооруженным конфликтом, а вооруженное столкновение в пределах территории одного государства – немеждународным (внутренним) вооруженным конфликтом, или гражданской войной.

При анализе норм международного гуманитарного права, относящихся к международным и немеждународным вооруженным конфликтам нельзя не заметить совершенно несопоставимое количество статей. Например, в отношении международного конфликта – Женевские конвенции и Дополнительный протокол I вместе составляют порядка 500 статей, а в отношении вооруженного конфликта немеждународного характера – менее 20. Это объясняется тем, что государства очень неохотно соглашаются на международно-правовое регулирование внутренних конфликтов, ссылаясь на суверенитет и «внутренние дела». Именно поэтому принятие Дипломатической Конференцией 1949 г. общей статьи 3 Женевских конвенций было революционным событием, означавшим первый прорыв позиций государственного суверенитета в отношении защиты жертв внутригосударственных вооруженных конфликтов. Этот прорыв был еще раз закреплен, и в значительной степени позволил продвинуться дальше в 1977 году с принятием второго Дополнительного протокола, касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. 

Известно, что с 50-х годов прошлого столетия вся область прав человека признается сферой международного права, и международное сообщество контролирует соблюдение прав человека всеми государствами. Тем не менее к настоящему моменту гуманитарные нормы во время гражданских войн играют весьма скромную роль по сравнению с ролью права, применяемого во время войн между государствами.

Как уже указывалось, момент прекращения действия норм международного гуманитарного права может не совпадать с моментом прекращения самого вооруженного конфликта. Так, ст.3 Дополнительного протокола I предусматривает, что применение Женевских конвенций и Дополнительного протокола I прекращается «с общим прекращением оккупации». При этом «лица, окончательное освобождение, репатриация или устройство которых будет иметь место позже, продолжают пользоваться покровительством» Женевских конвенций и Дополнительного протокола I «до момента их окончательного освобождения, репатриации или устройства».

Прекращение вооруженного конфликта может выражаться:

1) в окончании состояния войны;

2) в прекращении военных действий.

Окончание состояния войны имеет своим результатом прекращение любых военных действий и установление мирных отношений. Для нейтральных государств прекращается нейтралитет в войне. Прекращение состояния войны осуществляется в следующих формах:

а) заключение мирного договора;

б) принятие односторонней либо двусторонней декларации воевавшими странами. Так, состояние войны СССР с Германией было прекращено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г. «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией», а война СССР с Японией – Совместной декларацией Союза Советских Социалистических Республик и Японии от 19 октября 1956 г.

В отличие от прекращения состояния войны прекращение военных действий, осуществляемое в форме перемирия или капитуляции, не устанавливает мирных отношений между воюющими государствами, а лишь прекращает военные операции до полного решения вопроса о прекращении состояния войны.

Надо отметить, что недвусмысленного ответа на вопрос, в какой именно момент прекращается действие международного гуманитарного права, в конвенциях не содержится. Доктринально (с точки зрения МККК) считается, что в принципе действие мер, предпринимаемых в связи с конфликтом, должно прекратиться по окончании активных боевых действий. Однако в отношении покровительствуемых лиц, а также в отношении лиц, лишенных свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, предоставляемые международным гуманитарным правом гарантии продолжают действовать до тех пор, пока лишение или ограничение свободы не закончится.

Действие международного гуманитарного права в пространстве. Международное гуманитарное право действует в определенных пространственных пределах. С точки зрения пространственных характеристик международного гуманитарного права следует назвать два основных понятия: «театр войны» и «театр военных действий».

Под театром войны понимают всю территорию воюющих государств плюс воды Мирового океана и воздушное пространство, где эти государства потенциально могут вести военные операции.

Что касается театра военных действий, то так именуется территория, на которой фактически ведутся военные действия.

Современное международное право запрещает превращать в театр военных действий:

- сухопутные, воздушные и водные территории нейтральных государств;

- специально создаваемые воюющими государствами санитарные зоны и местности (ст.23 IV Женевской Конвенции 1949 г.);

- культурные ценности, здания и центры сосредоточения культурных ценностей большого национального и общемирового значения (в соответствии со специальным Международным реестром) (ст.1, 8, 16 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.);

- установки и сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы, АЭС), разрушение которых может иметь катастрофические последствия для гражданского населения (ст.56 ДП I);

- международные проливы и каналы (Договор относительно постоянного нейтралитета и эксплуатации Панамского канала 1977 г., Константинопольская конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г. и др.);

- демилитаризованные территории;

- космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела (Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.028 с.)