Глава 8. Международная гуманитарная деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 8. Международная гуманитарная деятельность



Глава 3. Международно-правовая регламентация ведения

           вооруженной борьбы: участники военных действий;

           гражданские и военные объекты                                                                34

§ 1. Участники военных действий. Понятие комбатанта                                             34

§ 2. Особенности правового положения некоторых категорий

   лиц, принимающих участие в военных действиях                                               37

§ 3. Правовой статус медицинского и духовного персонала                                      39

§ 4. Гражданские и военные объекты                                                                            40

 

Глава 4. Международно-правовая регламентация средств

           и методов ведения вооруженной борьбы                                                    40

§ 1. Запрещенные средства ведения военных действий                                                40

§ 2. Ядерное оружие как средство ведения войны                                                         45

§ 3. Запрещенные методы ведения войны                                                                       47

§ 4. Вооруженная борьба на море и в воздушном пространстве                                  50

 

Глава 5. Международно-правовая защита жертв войны

           и гражданских объектов                                                                                51

§ 1. Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение                      52

§ 2. Защита военнопленных                                                                                             54

§ 3. Защита гражданского населения                                                                              56

§ 4. Правовой режим военной оккупации                                                                      59

§ 5. Международно-правовая защита культурных ценностей                                     62

Глава 6. Ответственность за нарушение норм

            международного гуманитарного права                                                     63                                                                                   

§ 1. Ответственность государств за нарушение норм

  международного гуманитарного права                                                                   63

§ 2. Ответственность физических лиц                                                                            65

§ 3. Система уголовного преследования за наиболее

  тяжкие нарушения норм международного гуманитарного права                         68

 

Глава 7. Особенности права вооруженных конфликтов

           немеждународного характера                                                                       70

§ 1. Содержание права немеждународных конфликтов.

  Условия применимости                                                                                             70

§ 2. Ограничения методов и средств ведения войны                                                         73

§ 3. Правила, относящиеся к защите жертв войны                                                        73

§ 4. Ответственность за нарушения и контроль над

  выполнением норм международного гуманитарного права                                 

  в период внутренних вооруженных конфликтов                                                    75

 

Глава 3. Международно-правовая регламентация ведения

           вооруженной борьбы: участники военных действий;

           гражданские и военные объекты                                                                34

§ 1. Участники военных действий. Понятие комбатанта                                             34

§ 2. Особенности правового положения некоторых категорий

   лиц, принимающих участие в военных действиях                                               37

§ 3. Правовой статус медицинского и духовного персонала                                      39

§ 4. Гражданские и военные объекты                                                                            40

 

Глава 4. Международно-правовая регламентация средств

           и методов ведения вооруженной борьбы                                                    40

§ 1. Запрещенные средства ведения военных действий                                                40

§ 2. Ядерное оружие как средство ведения войны                                                         45

§ 3. Запрещенные методы ведения войны                                                                       47

§ 4. Вооруженная борьба на море и в воздушном пространстве                                  50

 

Глава 5. Международно-правовая защита жертв войны

           и гражданских объектов                                                                                51

§ 1. Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение                      52

§ 2. Защита военнопленных                                                                                             54

§ 3. Защита гражданского населения                                                                              56

§ 4. Правовой режим военной оккупации                                                                      59

§ 5. Международно-правовая защита культурных ценностей                                     62

Глава 6. Ответственность за нарушение норм

            международного гуманитарного права                                                     63                                                                                   

§ 1. Ответственность государств за нарушение норм

  международного гуманитарного права                                                                   63

§ 2. Ответственность физических лиц                                                                            65

§ 3. Система уголовного преследования за наиболее

  тяжкие нарушения норм международного гуманитарного права                         68

 

Глава 7. Особенности права вооруженных конфликтов

           немеждународного характера                                                                       70

§ 1. Содержание права немеждународных конфликтов.

  Условия применимости                                                                                             70

§ 2. Ограничения методов и средств ведения войны                                                         73

§ 3. Правила, относящиеся к защите жертв войны                                                        73

§ 4. Ответственность за нарушения и контроль над

  выполнением норм международного гуманитарного права                                 

  в период внутренних вооруженных конфликтов                                                    75

 

Глава 8. Международная гуманитарная деятельность

           Международного Комитета Красного Креста                                           76

§ 1. Создание Международного Комитета Красного Креста;

  его цели и задачи                                                                                                        76

§ 2. Эмблема Международного Комитета Красного Креста

  и ее правовая защита                                                                                                  78

§ 3. Основополагающие принципы Движения Красного Креста

  и Красного Полумесяца                                                                                             80

 

Контрольные вопросы                                                                                                   82

 

Рекомендуемая литература                                                                                           84

Глава 1. Предмет международного гуманитарного права

 

§ 1. Понятие и предмет международного гуманитарного права

Международное гуманитарное право (МГП), которое называется также правом вооруженных конфликтов или правом войны, – это совокупность норм, обеспечивающих во время войны защиту лицам, не участвующим или прекратившим участвовать в военных действиях, а также ограничение методов и средств ведения войны. Международное гуманитарное право является институтом международного публичного права.

Таким образом, предметом международного гуманитарного права являются отношения, возникающие в ходе вооруженных конфликтов. Посредством присущих международному праву методов МГП стремится смягчить последствия войны, ограничивая выбор средств и методов ведения военных действий и обязывая воюющие стороны щадить лиц, не принимающих или переставших принимать участие в военных действиях.

В настоящее время международное гуманитарное право регулирует вооруженные конфликты как международного, так и немеждународного характера.

Основной целью международного гуманитарного права является защита индивидуума в военное время.

 Современное международное гуманитарное право развивается по двум направлениям:

- установление ограничений относительно способов ведения войны, а именно некоторых видов оружия и методов ведения военных действий, включая военную тактику;

- защиту лиц, не принимающих непосредственного участия или прекративших принимать участие в военных действиях.

Сам термин «международное гуманитарное право» появился сравнительно недавно – в 50-е годы ХХ столетия. Он был предложен известным швейцарским юристом Жаном Пикте и получил широкое распространение. Ранее в документах ООН по вопросам ведения военных действий употреблялся термин «право вооруженных конфликтов». В 1974-1977 гг. предложенный Ж.Пикте термин вошел в официальное название Женевской дипломатической конференции по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов.

Действующее международное право в целом запрещает войну как средство разрешения международных споров. Однако в некоторых случаях обращение к военной силе считается правомерным. Кроме того, несмотря на запрет, военные действия все же ведутся в различных точках планеты. Поэтому, принимая войну как объективно существующую реальность, международное гуманитарное право стремится свести к минимуму катастрофические последствия военных действий, как в отношении воюющих сторон, так и в отношении лиц, не принимающих участия в вооруженных столкновениях.

Значение международно-правового регулирования вооруженных конфликтов посредством установления правил ведения войны неуклонно возрастает. Международное гуманитарное право:

- регулирует ограничение воюющих сторон в выборе средств и методов ведения военных действий;

- определяет правовое положение гражданского населения, раненых, больных и военнопленных;

- запрещает применение варварских средств ведения войны;

- регламентирует положение нейтральных государств, а также международных организаций в период ведения боевых действий.

 

§ 2. Разграничение терминов ius in bello и ius ad bellum

 

Для целей международного гуманитарного права исключительно важно различать юридические термины «ius in bello» и «ius ad bellum».

Оба термина появились в двадцатые годы прошедшего столетия и широко используются после второй мировой войны.

«Ius ad bellum» – право на ведение войны, право на обращение к силе, – это правила, касающиеся возникновения вооруженных конфликтов. Ius ad bellum определяет, когда законно применять силу в международных отношениях, т.е. прибегать к вооруженным конфликтам.

Исторически международное право исходило из доктрины bellum iustum (справедливой или правомерной войны). До XX столетия считалось, что для признания войны правомерной требуется специальная процедура объявления войны. Соблюдение указанной процедуры придавало вооруженному конфликту правомерность вне зависимости от причин и поводов к войне. С 1945 г. применение силы в отношениях между государствами запрещено императивной нормой международного права, за исключением трех случаев:

а) индивидуальной или коллективной самообороны;

б) принудительных мер, принимаемых по решению или с санкции Совета Безопасности ООН;

в) национально-освободительных войн.

Во всех остальных случаях обращение к военной силе считается неправомерным.

Ius in bello, в отличие от   ius ad bellum, не рассматривает причин применения силы и не оценивает войну как справедливую или агрессивную. Оно касается самого конфликта и регламентирует только те аспекты конфликта, которые имеют исключительно гуманитарный характер. Положения ius in bello применяются одновременно ко всем сторонам в конфликте, независимо от того, по какой причине возник конфликт и насколько справедливой считается борьба, ведущаяся той или иной стороной. Ius in bello определяет, какие действия в ходе вооруженного конфликта являются законными. Международное гуманитарное право – это основная и важнейшая отрасль ius in bello. Оно налагает ограничения на применение насилия в ходе вооруженных конфликтов посредством:

а) предоставления защиты тем, кто не принимает или перестал принимать непосредственное участие в военных действиях;

б) ограничения насилия до пределов, необходимых для достижения цели конфликта, которая может заключаться только в ослаблении военного потенциала противника.

Таким образом, несмотря на запреты, содержащиеся в нормах международного права, вооруженный конфликт сегодня, как и раньше, является объективной реальностью, с которой так или иначе приходится считаться. Ius in bello (международное гуманитарное право) стремится ограничить, минимизировать последствия вооруженного конфликта путем установления особых правил ведения вооруженной борьбы, обязательных для обеих сторон вне зависимости от той роли, которую каждая из них сыграла в развязывании войны.

Все воюющие стороны равны перед международным гуманитарным правом. Оно применяется вне зависимости от того, как квалифицируется конфликт в соответствии с ius ad bellum. В свою очередь аргументы, вытекающие из ius ad bellum, не могут использоваться при применении и толковании норм международного гуманитарного права. Иными словами, нарушение норм международного гуманитарного права (ius in bello) не может быть оправдано с точки зрения ius ad bellum, то есть тем, что противник ведет агрессивную, неправомерную войну либо сам является нарушителем гуманитарных норм.

Итак, ius ad bellum не может препятствовать применению положений международного гуманитарного права. Важно вместе с тем иметь в виду, что международное гуманитарное право также не может препятствовать применению положений ius ad bellum, например, права на самооборону. Это означает, что гуманитарные нормы сами по себе не могут запретить применение оружия и силы. Они лишь стремятся минимизировать последствия такого применения и защитить людей и объекты, не принимающие непосредственного участия в боевых действиях.

Проведение различия между ius in bello (правом в войне) и ius ad bellum (правом войны, правом на военные действия) – имеет исключительное значение для практического применения норм международного гуманитарного права. Это особенно актуально сегодня, когда политические и идеологические факторы часто ведут к смешению ius in bello и ius ad bellum. Так, например, в политический, идеологический и даже правовой оборот в настоящее время вводятся новые понятия «справедливой», или «гуманитарной», войны («гуманитарной интервенции»). Международные вооруженные конфликты превращаются в «операции по установлению правопорядка», проводимые международным сообществом против «преступных государств». Введены понятия «международных полицейских операций», «конфликтов низкой степени интенсивности» и т.д. Проблема состоит в том, что в условиях «полицейской операции против преступного государства» стороны склонны отрицать применимость общепринятых международных гуманитарных норм. В самом деле, солдат «преступного государства» – уже не солдат, а преступник; его нужно судить за преступные действия, а не предоставлять ему статус военнопленного с присущей указанному статусу неприкосновенностью. Территория, занятая «международными силами по установлению правопорядка», – вовсе не оккупированная территория, а «освобожденная», следовательно, нет и соответствующих обязанностей оккупирующей державы и т.д.

Такое смешение различных правовых понятий недопустимо, потому что ведет к фактическому неприменению гуманитарных норм под прикрытием идеологических стереотипов. Нормы ius in bello (права «в войне», международного гуманитарного права) подлежат применению в ходе любого конфликта независимо от идеологического или правового обоснования обращения к военной силе, будь то «международная полицейская операция» или что-то еще. Поэтому необходимо еще раз подчеркнуть, что нормы международного гуманитарного права регламентируют любойвооруженный конфликт, независимо от его политической и идеологической окраски, и обязательны к применению обеими сторонами конфликта, без разделения на «правых» и «неправых».

Жертвы войны (раненые, больные, военнопленные, гражданские лица) не несут ответственности за то, что «их» государство нарушило международное право (ius ad bellum), и нуждаются в одинаковой защите независимо от того, к какой стороне они принадлежат.

В Преамбуле к Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г., касающемуся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, подчеркивается, что положения Конвенций и Протокола должны при всех обстоятельствах полностью применяться ко всем лицам, которые находятся под защитой этих документов, без какого-либо неблагоприятного различия, основанного на характере или происхождении вооруженного конфликта.

 

§ 3. Возникновение и развитие международного гуманитарного права

 

Прообраз правовых гуманитарных норм можно найти еще в первобытном обществе. Задолго до появления государств, в тех случаях, когда борьба между племенами, кланами или сторонниками тех или иных вождей не велась с целью полного уничтожения противника, возникали правила, целью которых было уменьшение последствий насилия. Такие правила обнаруживаются во всех культурах, достаточно обратиться к индийскому эпосу «Махабхарата», Библии, Корану, Законам Ману и т.д. В средневековой Европе рыцарство устанавливало строгие правила ведения боя, и не в последнюю очередь – в собственных интересах. Часто в конфликтах стороны заключали соглашения о судьбе пленных. Таким образом, во всем мире с незапамятных времен правители, религиозные деятели, военачальники пытались уменьшить тяжкие последствия войны путем введения общеобязательных норм. Можно заметить, что нормы, смягчающие участь гражданского населения захваченных земель или поверженного противника (военнопленных) имели внутренний характер и были основаны либо на религиозных началах, либо на экономической целесообразности с точки зрения победителя.

История знает и международно-правовые соглашения о защите жертв войны. Однако до середины XIX века такие соглашения носили случайный характер и налагали обязательства только на договаривающиеся стороны на основе строгой взаимности. В сущности, это были чисто военные соглашения, действительные чаще всего лишь на время конфликта.

Возникновение гуманитарного права, связанное с зарождением движения Красного Креста, резко изменило ситуацию. Государства связали себя универсальным договором, применяемым в любое время и при любых обстоятельствах. Это было большим шагом вперед для всего человечества.

Начало развития современного международного гуманитарного права связывают с именем женевского предпринимателя Анри Дюнана.

В 1859 г. Анри Дюнан случайно стал свидетелем ужасающей картины, которую представляло собой поле битвы при Сольферино (Ломбардия): на залитом кровью и пылающем пожарами пространстве тысячи раненных солдат были брошены на произвол судьбы и обречены на верную смерть. Зрелище настолько взволновало его, что весь остаток жизни А.Дюнан посвятил делу смягчения участи жертв войны. После опубликования книги А.Дюнана «Воспоминания о битве при Сольферино», которая буквально потрясла Европу, по инициативе самого А.Дюнана и еще четверых швейцарцев в 1863 г. был основан Международный комитет помощи раненым, который впоследствии стал Международным Комитетом Красного Креста.

Благодаря энтузиазму и настойчивости этих людей комитету удалось убедить швейцарское правительство созвать в 1864 г. международную конференцию, в которой приняло участие 12 государств. На этой конференции в Женеве 22 августа 1864 года была принята Конвенция об улучшении участи раненных и больных воинов во время сухопутной войны, которая положила начало развитию современного гуманитарного права.

В дальнейшем международно-правовая защита жертв войны стала объектом постоянного внимания мирового сообщества. В 1899 г. в Гааге была подписана Конвенция о применении начал Женевской конвенции 1864 г. к морской войне. В 1906 г. положения Конвенции 1864 г. были усовершенствованы и дополнены.

В 1907 г. Четвертая Гаагская конвенция определила категории участников боевых действий («комбатантов»), имеющих право на статус военнопленных и особое обращение в течение периода нахождения в плену. В 1929 г. эти три конвенции были вновь подтверждены и получили дальнейшее развитие.

После второй мировой войны, которая потрясла мир гигантскими потерями, прежде всего среди гражданского населения, и бесчеловечным отношением к военнопленным, раненым и больным, были приняты 4 Женевские конвенции о защите жертв войны, а также Конвенция о защите гражданского населения во время войны (1949). Женевские конвенции 1949 г., насчитывающие порядка 400 статей, представляют собой юридический документ поистине исторического значения, который уже более пятидесяти лет обеспечивает защиту бесчисленным жертвам вооруженных конфликтов.

Как уже указывалось, международное гуманитарное право развивается по двум направлениям. Первое направление устанавливает ограничения по способам ведения войны: по допустимым и недопустимым видам оружия, методам ведения военных действий, включая военную тактику, и т.д. Начало этому направлению было положено Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 г., и оно получило наименование «Гаагское право». Второе направление международного гуманитарного права осуществляет защиту лиц, не принимающих непосредственного участия или прекративших принимать участие в военных действиях (жертв войны). Оно состоит из четырех Женевских конвенций 1949 г. и двух Дополнительных протоколов к ним 1977 г. и называется «Женевским правом». 

Нормы и принципы «Женевского права» в современной науке международного права признаются императивными (ius cogens). На них не  распространяется принцип взаимности, т.е. воюющая сторона не может отказаться от их соблюдения, даже если другая воюющая сторона их нарушает. Женевские конвенции не могут быть денонсированы в ходе вооруженных конфликтов. В соответствии со ст.1 Женевских конвенций государства обязаны не только соблюдать их, но и «заставлять соблюдать их все другие государства при любых обстоятельствах».

Каждое государство–участник может денонсировать Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним. Однако если заявление о денонсации было сделано государством, которое в этот момент участвовало в вооруженном конфликте, оно не будет иметь силы до окончания военного конфликта или оккупации, а также до тех пор, пока не будут завершены операции, связанные с окончательным освобождением, репатриацией или устройством покровительствуемых лиц.

По состоянию на 1998 год участниками Женевских конвенций 1949 года являются 188 государств.

Следует особо подчеркнуть, что важнейшее значение для развития международного гуманитарного права имеет деятельность Международного Комитета Красного Креста, созданного в 1863 году при участии Анри Дюнана. В целях развития международного гуманитарного права МККК занимается подготовкой Дипломатических конференций, обладающих полномочиями для принятия новых документов. МККК разрабатывает проекты, которые ложатся в основу международно-правовых договоров, заключаемых государствами. Именно так были приняты Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г.

Как хранитель гуманитарного права МККК получил от международного сообщества полномочия контролировать, в частности, применение этого права сторонами в конфликте. В случае нарушения норм международного гуманитарного права МККК напоминает воюющим сторонам об их обязанностях, закрепленных в конвенциях. Кроме того, МККК поощряет государства к принятию уже в мирное время практических мер, направленных на соблюдение гуманитарного права во время войны. С этой целью МККК осуществляет перевод и пропаганду текстов конвенций, стимулирует принятие правовых норм, необходимых для преследования военных преступников, ведет работу по распространению знаний о гуманитарном праве, особенно в вооруженных силах, организует многочисленные семинары и т.д.

 

§ 4. Система курса международного гуманитарного права

 

В ходе изучения международного гуманитарного права рассматриваются следующие вопросы.

1. Общие вопросы международного гуманитарного права:

1) источники международного гуманитарного права;

2) принципы международного гуманитарного права;

3) соотношение международного гуманитарного права с другими отраслями международного публичного права;

4) применение международного гуманитарного права.

2. Международно-правовая регламентация ведения военных действий («Гаагское право»).

3. Международно-правовая защита жертв войны и гражданских объектов («Женевское право»).

4. Ответственность за нарушение международного гуманитарного права.

5. Особенности права вооруженных конфликтов немеждународного характера.

6. Международная гуманитарная деятельность Международного Комитета Красного Креста.

 

Глава 2. Общие вопросы международного гуманитарного права

 

§ 1. Источники международного гуманитарного права

 

Поскольку международное гуманитарное право является подотраслью международного публичного права, система его источников производна от системы источников международного публичного права.

К числу источников международного гуманитарного права относятся:

1) международные договоры:

2) международные обычаи;

3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

4) судебные решения;

5) доктрина (суждения наиболее квалифицированных специалистов по международному публичному праву).

Теория международного права считает основными его источниками обычай и договор. Однако по поводу иерархических отношений договора и обычая в специальной литературе нет единого мнения. Одни авторы отдают приоритет международно-правовому договору (И.Блищенко, И.Арцибасов, И.Лукашук и др.), другие – обычаю (австрийский юрист-международник А.Фердросс, французский М.Одема), а третьи (например, американский автор Т.Мерон) – говорят о параллельном действии договорных и обычных норм.

Исходя из отечественных традиций науки международного публичного права, которые нашли отражение в Конституции и иных правовых актах Республики Беларусь, более приемлемой является первая точка зрения. Ведущим в системе источников международного гуманитарного права является международно-правовой договор, а уже затем идет обычай. Международно-правовой обычай применяется на практике постольку, поскольку нет договора, регулирующего данное конкретное отношение (такой договор вовсе отсутствует, либо данное конкретное государство в нем не участвует, либо денонсировало договор и т.д.). В то же время денонсация международно-правового договора в сфере гуманитарного права не изменит международных обязательств государства, если соответствующее правило предписывается не только денонсированным договорам, но и признаваемым данным государством обычаем.

Республика Беларусь участвует в следующих международных соглашениях по гуманитарному праву.

1. Гаагские конвенции о законах и обычаях войны:

- Конвенция о мирном решении международных столкновений (1907);

- Конвенция об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам (1907);

- Конвенция об открытии военных действий (1907);

- Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны (1907);

- Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны (1907);

- Конвенция о статусе судов торгового флота противника в начале военных действий (1907);

- Конвенция о преобразовании судов торгового флота в военные корабли (1907);

- Конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин (1907);

- Конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны (1907);

- Конвенция о применении начал Женевской конвенции к морской войне 1864 г. (заменена соответствующей конвенцией 1907);

- Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне (1907);

- Конвенция об учреждении морского призового суда (1907);

- Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны (1907);

- Декларация о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров (1907);

- Декларация о неупотреблении снарядов, имеющих единственное назначение распространять удушающие или вредоносные газы (1899);

- Декларация о неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль (1899).

2. Конвенции в области ограничения или запрещения применения отдельных видов оружия:

- Протокол о запрещении применения во время войны удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств ведения войны (1925);

- Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении (1972);

- Конвенция о запрещении военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на природную среду (1976);

- Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерное повреждение или имеющими неизбирательное действие, с прилагаемыми к ней Протоколами: о необнаруживаемых осколках (Протокол 1); о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол 2); о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия (Протокол 3); об ослепляющем лазерном оружии (Протокол 4) (1980);

- Конвенция о запрещении производства, хранения и накопления запасов химического оружия и его уничтожении (1993);

- Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (1997).

3. Конвенции, направленные на защиту жертв вооруженных конфликтов:

- Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (1949);

- Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (1949);

- Женевская конвенция об обращении с военнопленными (1949);

- Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (1949);

- Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся жертв международных вооруженных конфликтов (1977);

- Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (1977).

4. Международные соглашения, устанавливающие ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права:

- Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него (1948);

- Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (1968);

- Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (1989).

Как уже указывалось, особое место в системе источников международного гуманитарного права занимают его общие принципы. Регулирующее значение общих принципов международного гуманитарного права было подчеркнуто еще в первых Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов. Преамбулы этих конвенций включали так называемую «оговорку Мартенса» (по фамилии автора, выдающегося русского юриста-международника Ф.Ф.Мартенса). Эта оговорка гласила, что в случаях, не предусмотренных международными соглашениями, гражданские лица и комбатанты останутся под защитой и действием общих принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований общественного сознания.

Правовое значение общих принципов международного гуманитарного права выражается в том, что они могут быть применены вне зависимости от наличия соответствующей конвенционной нормы. Кроме того, общие принципы международного гуманитарного права, закрепленные в международно-правовых конвенциях, применяются не только в отношении непосредственных участников этих конвенций, но и в отношении государств, не участвующих в них. Так, на международном военном трибунале в Нюрнберге защита нацистских преступников привела довод о неприменении Гаагской и Женевской конвенций об обращении с военнопленными. Дело в том, что формально эти Конвенции являлись обязательными лишь для договаривающихся государств и только в случае, если все воюющие участвуют в них. Суд не принял эти доводы и постановил, что гуманитарные нормы указанных конвенций признаны всеми цивилизованными нациями и в силу этого считаются частью общего международного права.

В Положении о порядке денонсации Женевских конвенций 1949 г. провозглашается, что «денонсация никак не будет влиять на обязательства, которые стороны, находящиеся в конфликте, будут обязаны продолжать выполнять в силу принципов международного права, поскольку они вытекают из обычаев, установившихся среди цивилизованных народов, из законов человечности и велений общественной совести».

Особую роль в системе источников международного гуманитарного права играют резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Эти резолюции имеют принципиальное значение, поскольку, с одной стороны, ориентируют государства на разработку новых конвенций, а с другой – формулируют принципиальные положения будущих конвенционных норм.

Принципиальное значение имеет также нормативная деятельность международных неправительственных организаций, и в первую очередь Международного Комитета Красного Креста.

Что касается судебной практики как источника международного гуманитарного права, следует указать в первую очередь на практику Международного Суда ООН. Важную роль в развитии международного гуманитарного права сыграли также Международные военные трибуналы в Нюрнберге и Токио. Кроме того, но



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.107 с.)