Рейтинг-план дисциплины «История и методология юридической науки» (ОЗО)
Виды учебной деятельности студентов | Балл за конкретное задание | Число заданий за семестр | Баллы | |
Минимальный | Максимальный | |||
Текущий контроль | 40 | |||
1. Контрольные вопросы | 10 | 1 | 0 | 10 |
2. Тестирование | 20 | 1 | 0 | 20 |
3. Контрольные задания | 10 | 1 | 0 | 10 |
Рубежный контроль | 30 | |||
Письменная контрольная работа | 1 | 0 | 30 | |
Поощрительные баллы | 10 | |||
1.Публикация статей | 0 | 5 | ||
2.Участие в конференциях | 0 | 5 | ||
Промежуточный контроль | ||||
Экзамен | 0 | 30 | ||
Итого баллов | 0 | 110 |
В соответствии с Порядком организации и проведения текущего контроля успеваемости, определяющий периодичность его проведения, формы и систему оценивания текущих результатов обучения, утвержденным Приказом директора СФ БашГУ, объем и уровень сформированности компетенций целиком или на различных этапах у обучающихся оцениваются по результатам текущего контроля количественной оценкой, выраженной в рейтинговых баллах. Оценке подлежит каждое контрольное мероприятие.
Максимальный балл по каждому виду оценочного средства определяется в рейтинг- плане рабочей программы дисциплины и выражает полное (100%) освоение компетенции.
|
Уровень сформированности «хорошо» устанавливается в случае, когда объем выполненных заданий соответствующего оценочного средства составляет 80-100%,
«удовлетворительно» – выполнено 40-60%; «неудовлетворительно» – выполнено 0-40%.
Рейтинговый балл за выполнение части или полного объема заданий соответствующего оценочного средства выставляется по формуле:
Рейтинговый балл = k * Максимальный балл,
где k = 0,2 при оценке «неудовлетворительно»,
k = 0,6 при оценке «удовлетворительно»,
k = 0,8 при оценке «хорошо» и
k = 1 при оценке «отлично».
В соответствии с действующей модульно-рейтинговой системой рейтинговые баллы обучающихся фиксируются в ведомости учета рейтинговых баллов.
Результаты текущего контроля могут быть использованы преподавателем для оценки промежуточной аттестации.
Согласно Положению о модульно-рейтинговой системе обучения и оценке успеваемости студентов ФГБОУ ВО «Башкирский государственный институт» п.4.8 Преподавателю предоставляется право поощрять за активность (публикации статей, Участие в конференциях) проставлением поощрительных баллов в количестве, не превышающем 10 баллов за семестр. Поощрительные баллы не входят в сумму баллов за текущий, рубежный и промежуточный контроль, а прибавляются к ним.
По дисциплине формой итогового контроля является экзамен и если магистрант по итогам текущего и рубежного контроля набрал не менее 45 баллов, преподаватель имеет право с согласия магистранта выставить ему оценку «удовлетворительно» без его участия в процедуре экзамена. В случае несогласия с оценкой, магистрант сдает экзамен по дисциплине на общих основаниях. Тогда для выставления оценки «хорошо» необходимым условием, кроме получения в общей сумме более 60 баллов, является также получение магистрантом не менее 15 баллов из 30 возможных за итоговый контроль в ходе процедуры экзамена, а для выставления оценки «отлично» необходимым условием, кроме получения в общей сумме более 80 баллов, является также получение магистрантом не менее 20 баллов из 30 возможных за итоговый контроль в ходе процедуры экзамена.
Если магистрант по итогам текущего и рубежного контроля набрал не менее 60 баллов, преподаватель имеет право с согласия магистранта выставить ему оценку
|
«хорошо» без его участия в процедуре экзамена. В случае несогласия с оценкой, магистрант сдает экзамен по дисциплине на общих основаниях. Тогда для выставления оценки «отлично» необходимым условием, кроме получения в общей сумме более 80 баллов, является также получение магистрантом не менее 20 баллов из 30 возможных за итоговый контроль в ходе процедуры экзамена.
Если магистрант по итогам текущего и рубежного контроля набрал не менее 80 баллов (при условии проставления преподавателем 10 поощрительных баллов), преподаватель имеет право с согласия магистранта выставить ему оценку «отлично» без его участия в процедуре экзамена.
Согласие выражается путем предоставления зачетной книжки для внесения результатов аттестации по дисциплине.
Рубежный контроль за 1 раздел
1.В число компонентов юридической науки не входят:
а) результаты научных исследований
б) метод научного познания
в) процедуры научных исследований
г) социальные факты
2.Что является главной целью науки:
a) получение знаний о реальности
б) развитие техники
в) совершенствование нравственности
г)улучшение межличностного общения
3.Методология – это:
а) знание о методах исследования
б) сами методы исследования
в) знания о закономерностях научного исследования
г) исследование принципов и методов исследования
4. Какова связь методологии юридической науки с теорией права?
а) Обе дисциплины изучают правовую реальность, так что их предметы совпадают.
б) Предметы изучаемых дисциплин не совпадают, поскольку предметом методологии юридической науки является не право как таковое, а формы и способы его познания.
в) Методология юридической науки является частью теории государства и права.
г) Теория государства и права является частью методологии права.
5. Что может быть объектом исследования в праве?
а) То, что подлежит изучению с помощью познавательных средств и методов, присущих юриспруденции.
б) Совокупность предмета и методов правового исследований.
в) Правовая реальность.
г) Фрагмент правовой реальности.
6. Функциями юридической науки являются:
а) Юридико-догматическая, диалектическая, синергетическая.
б) Доктринальная, догматическая, практическая.
в) Формально-юридическая, нормативная, конфликтологическая.
г) Гносеологическая, онтологическая, прогностическая.
7. Наука как социальный институт, форма культуры и специфический вид познавательной деятельности возникла:
а) в Древней Индии в VII в. до н.э.;
б) в Европе в XVI -XVII вв.;
в) в Древней Греции в VI в. до н.э.;
г) в России в XVIII в.
8. Методология познания права, позиционирующая предмет исследования как правовой текст, выдвигающая задачу его осмысления, посредством объективированной и субъективированной интерпретации и понимания:
а) юридическая герменевтика;
б) юридическая феноменология;
в) юридическая синергетика;
г) юридический прагматизм.
9. Методология юридических исследований, базирующаяся на представлении о праве как надстройке над экономическим базисом, эволюционно развивающейся и проходящей первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую стадии:
|
а) культурно-исторический подход;
б) формационный подход;
в) цивилизационный подход;
г) юридическая феноменология.
10. К методам сбора эмпирических фактов можно отнести:
а) исторический метод
б) метод анализа письменных источников
в) синергетический метод
г) метод индукции
11. В предмет юридической науки включаются:
а) закономерности познания права
б) научные факты о правовых явлениях
в) закономерности функционирования права
г) конкретные правовые явления
12. Интегративная юриспруденция предполагает, что:
а) Не следует противопоставлять различные подходы к праву (позитивистский, естественно-правовой, социологический).
б) Понятие «право» может соединять в себе различные объяснения правовой реальности.
в) Возможно соединение различных сущностных составляющих права в одной дефиниции.
г) Можно дать определение права, которое будет отражать правотворческие функции государства и общества.
13. Предельно обобщенная модель действительности, формирующаяся посредством обобщения и систематизации научных знаний, в схематической форме представляющая реальные объекты и процессы:
а) объект научного познания;
б) раздел научного познания;
в) предмет научного познания;
г) научная картина мира
14. Методология юридических исследований, рассматривающая правовую сферу жизни общества и ее элементы как большие, сложные открытые, неравновесные, нелинейные динамические системы, обладающие обратной связью и существующие лишь в условиях постоянного обмена энергией - информацией с внешней средой:
а) юридическая герменевтика;
б) юридическая феноменология;
в) юридическая синергетика;
г) юридический прагматизм.
15. Методология юридических исследований, позиционирующая предмет исследования как ценности, лежащие в основании правовой реальности, выдвигающая задачу реконструкции ценностей, посредством отнесения исследуемого объекта правовой реальности к некоторому априорно существующему идеалу:
а) юридическая герменевтика;
б) юридическая феноменология;
в) юридическая аксиология;
г) юридический прагматизм.
Рубежный контроль за 2 раздел
1. Определите авторство высказывания(принадлежность к конкретной теории) и его смысл, обоснуйте свою точку зрения«Телезритель участвует в создании особой реальности, явленной ему лишь пунктиром: телезритель находится в том же положении,что и человек, которому предлагают спроецировать свои фантазии на какие-нибудь пятна, по идее ничего не изображающие.ТВ – как бы постоянный тест Роршаха. Передачи должны уже не информировать,а тестировать и обследовать,в конечном счете – контролировать.(контр-роль в том смысле,что все наши ответы уже зафиксированы ролью)».
|
2. Перечислите ключевые принципы классической юридической науки.
3. Каковы познавательные возможности применения исторического и сравнительно-правового методов в современной России?
4. Дискуссионные вопросы современной методологии правовой науки
5. Причины общего методологического кризиса юридической науки
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет и функции юридической науки. Система юридических
наук.
2. Юридическая наука в системе научного знания.
3. Методология юридической науки. Ее предмет и функции.
4. Соотношение методологии юридической науки с философией науки и теорией государства и права.
5. Предмет курса «История и методология юридической науки». Его значение.
6. Формирование правовых идей и юридической профессии в древнейших государствах (Древний Китай, Индия, Междуречье и Древний Египет).
7. Зарождение и развитие юридической науки в Древней
Греции.
8. Учение о познании Аристотеля. Его взгляды на право.
9. Юридическая наука в Древнем Риме. Ее школы.
10. Система римского права и его источники. Их значение для дальнейшего развития науки.
11. Систематизация римского права при Юстиниане: итоги и значение.
12. Развитие юриспруденции в эпоху Средневековья. Соотношение светского и церковного правоведения.
13. Рецепция римского права в Западной Европе. Значение для развития европейского права и юриспруденции.
14. Обновление юридической науки в Новое время.
15. Юридическое образование в Западной Европе в период Нового времени. Энциклопедия права.
16. Становление отраслевой юридической науки в Западной Европе.
17. Классическая школа уголовного права. Ч. Беккариа.
18. Значение философии И. Канта и Г. Гегеля для развития методологии науки.
19. Становление и развитие идей неклассической научной рациональности.
20. Становление философского и юридического позитивизма. О. Конт и Д. Остин.
21. Философия утилитаризма и взгляды на право И. Бентама.
22. Западноевропейская отраслевая юридическая наука в XIX в. Юридическое образование.
23. Марксистская философия. Ее методологическое значение и влияние на правопонимание.
24. Становление и развитие юриспруденции в исламских странах. Религиозно-юридическая теория мусульманского права.
25. Социологическая школа права. Р. Иеринг, Л. Дюги, Г. Еллинек.
26. Основные направления юридической мысли в дореволюционной России.
27. Юридическое образование в дореволюционной России.
28. Отраслевая юридическая наука и ее виднейшие представители в дореволюционной России.
29. Постнеклассическая научная рациональность и ее значение для методологии юридической науки.
30. Становление, развитие и значение нормативизма. Г. Кельзен.
31. Аналитическая юриспруденция. Ее значение для методологии юридической науки. Г. Харт.
|
32. Юридический позитивизм и естественно-правовая теория. Их влияние на современную юридическую науку и правопонимание.
33. Интегративный подход к праву. Его значение для современной юриспруденции.
34. Этапы становления и развития советской юридической науки. Юридическое образование в СССР.
35. Советская отраслевая юридическая наука. Ее виднейшие представители.
36. Особенности методологии юридической науки в советский период.
37. Становление российской юридической науки в 90-е гг. ХХ в. Проблемы перестройки методологии и научного мировоззрения.
38. Основные направления в юридической науке современной России. Влияние на российскую науку зарубежной юридической мысли.
39. Философия науки Т. Куна. Ее значение для методологии юридической науки.
40. Э. Гуссерль и феноменологическое направление в философии. Значение для юриспруденции.
41. М. Фуко о знании и власти, их контроле.
42. Симулякры и симуляции Ж.Бодрийяра
43. Постмодернистская теория права
44. Синергетика как методологический подход в юриспруденции.
45. Юридическая теория, научная школа и юридическая доктрина.
46. Юридические типы научного познания: классические, неклассические и постнеклассические.
47. Причины общего методологического кризиса юридической науки
48. Понятие метода, методология. Классификация методов научного познания.
49. Общенаучные и частнонаучные методы в методологии юридической науки.
50. Философские категории в методологии юридической науки.
51. Проблема правопонимания. Различные подходы к правопониманию на современном этапе.
52. Философская категория истины. Проблема истины в праве. Истинность юридической теории.
53. Проблема толкования в праве.
54. Герменевтика. Юридическая герменевтика как теория и практика истолкования юридического текста.
55. Диалектика в юридической науке.
56. Исторический метод в юриспруденции. Особенности его применения в историко-правовых науках и теории государства и права.
57. Формальная логика и ее значение для юридической науки.
58. Формально-догматический метод в правоведении.
59. Сравнительный метод в юриспруденции. Сравнительное правоведение.
60. Система и структура как философские категории.
61. Категория системы в правоведении. Типы систем. Правовая система.
62. Проблема систематизации права.
63. Системный (структурно-системный) подход в методологии юридической науки.
64. Синергетика. Синергетика в юриспруденции.
65. Социологические методы в юриспруденции. Использование социологических методов в отраслевых юридических науках.
66. Психологический метод. Его использование в отдельных юридических науках.
67. Статистические и математические методы в юридической науке.
68. Информационные технологии в юридической науке.
Тестовые задания
[1] Новиков А.М.,Новиков Д.А.Методология научного иследования.- М.,2010
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.168.14 (0.013 с.)