Понятие и состав юридической науки .Текст лекции и учебные материалы к ней. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и состав юридической науки .Текст лекции и учебные материалы к ней.



 

1.    Понятие юридической науки

2.    Критерии научных знаний о праве

3.    Структура юридической науки

 

Литература:

Ильин В: В. Философия и история науки. М., 2005.

Марченко М.Н. Проблемы ТГиП.М.,2008.

Сырых В.М. ИМЮН.М.,2012

Поздняков Э.А. Философия государства и права. М., 1995.

 

 

1.Правовая (юридическая) наука представляет собой большую совокупность знаний о государстве и праве, накопленных обществом за всю его многовековую историю. Можно выделить три большие сферы правовой науки: во-первых, знания о современных государстве и праве, способах и закономерностях их функционирования и развития; во-вторых, исторические знания, т. е. дошедшие до наших времен сведения о ранее существовавших и существующих сейчас системах законодательства, типах и формах государства; в- третьих, историю самой правовой науки во всем многообразии присущих ей политических и правовых доктрин, теорий, концепций, идеологий.

Наука исследует право с системных позиций и потому раскрывает его во всей совокупности действующих правовых норм и результатах их воплощения в конкретных отношениях. В правовой науке немало сведений о механизме правового регулирования и об эффективности действия отдельных правовых институтов и нормативных предписаний. Предпринимаются попытки исследовать процессы юридической деятельности в ее наиболее значимых сферах: правотворчестве, правоприменении, правовой защите прав и свобод личности, иных субъектов права, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Правовая наука исследует также государство как орган управления делами общества, его органы, функции, закономерную связь между ним и правом.

Поскольку право и государство сочетают в себе явления реального и идеального характера, то их познание тоже подразделяются на субъективное и объективное. Субъективно в том смысле, что изучает их конкретный индивид, субъект. Как и всякая другая деятельность, научная деятельность осуществляется по особой технологии, требующей применения специальных правил, методов научного познания и особых мыслительных действий компетентного специалиста по той или иной проблеме правовой науки.

Результаты деятельности ученого-правоведа характеризуются получением новых, еще не известных человечеству знаний о государстве и праве. Эти знания объективируются, выражаются в форме письменного текста, доступного для восприятия другими лицами и содержащего как новые знания, так и обосновывающие их аргументы, доказательства.

Многие крайние взгляды на государство и право представляют собой попытки мыслителей привлечь внимание, подчас в драматической форме к неотлагательным проблемам своего времени. Если в обществе развивалось заметное равенство в положении различных слов населения, угрожающее социальной стабильности, то акцент в теориях делался на проблему социального неравенства, личные свободы и индивидуальные права. К этим теориям относят почти все разновидности концепций естественного права. Если обществу угрожали хаос и анархия, внимание направлялось на обеспечение твердого порядка и правовой безопасности – это концепции Платона (кризис полисной демократии), Н. Макиавелли, Н. Бодена, Т. Гоббса, Г. Гегеля. Так, Н. Макиавелли творил в период феодальной раздробленности Италии, усугубляемой оккупацией иностранными войсками. Гоббс писал в период жесткой борьбы за власть между королем и парламентом, когда Англия была охвачена гражданской войной. Философия права Гегеля была в значительной мере следствием разгрома и порабощения германских княжеств армиями Наполеона.

 Циклическое воспроизводство этатических концепций имеет свои основания еще со времен античности. Так Полибий в своей «Всемирной истории» изложил идею циклического развития общества, как любого живого организма. Эта теория получила свое развитие в трудах Данилевского, Тойнби, Шпенглера, Брукса, Гумилева. Взлет теорий государственности и укрепления правопорядка всегда приходит на время упадка и разложения цивилизаций. Именно в такие драматические моменты начинают осознаваться эфемерность человеческих притязаний на некую абстрактную свободу, что все бытие человека, его благополучие и безопасность неотрывны от института государства.

Объективная сторона правовой науки существует в виде предмета, средств научного познания и конкретно-исторических условий ее функционирования и развития. В итоге правовая наука призвана раскрывать закономерности функционирования и развития права, государства и на этой основе формулировать конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства и деятельности государства по управлению делами общества.

Закономерности развития государства и права – это устойчивые повторяющиеся связи, характеризующие самобытность, целостность государства и права, их исторический процесс развития (С.С. Алексеев).

 К одной из основных закономерностей развития государства относят то, что по мере совершенствования цивилизации как совокупности материальных и духовных достижений общества, государство превращается из принудительно-репрессивного органа в политическую организацию всего общества. Все большее значение в жизни общества и государства приобретает право. Эта закономерность проявляется в развитии конституционных механизмов, сдерживающих политическую власть, независимом правосудии, ограничении ведомственного нормотворчества. Возникшие глобальные проблемы как положительного характера (мировой рынок, информационная революция), так и негативного (энергетика, экологический кризис, терроризм, наличие оружия массового поражения), обусловили тенденцию сближения государств в рамках сотрудничества в решении данных проблем. Следует отметить, что закономерности как устойчивые связи существуют на протяжении определенного исторического периода, а затем перерастают в другие.

Таким образом, правовая наука представляет собой единство системы знаний о государстве и праве, деятельности ученых-правоведов, осуществляемой в целях развития, совершенствования системы этих знаний и активного воздействия правовой науки на решение актуальных проблем политико-правовой практики, формирования правовой культуры населения и подготовки профессиональных юридических кадров.

 

Критерии научных знаний о праве

 

Знания о праве формируются не только наукой, но и другими, так называемыми вненаучными формами общественного и индивидуального сознания: политикой, искусством, религией, обыденным сознанием. Например, объективные оценки и сведения о суде царской России содержатся в романе JI. Н. Толстого «Воскресение». Однако эта работа является художественным произведением, а не юридическим исследованием, в ней объективный анализ действительности представлен совокупностью чувственно-эмоциональных оценок персонажей, вымышленных автором.

Следовательно, чтобы говорить о правовой науке как особом социальном феномене, ее содержании, структуре, методологии формирования, необходимо выделить ее из совокупности иных знаний о праве и об иных правовых явлениях. С этой целью следует прежде всего назвать сущностные признаки, присущие только научному знанию о праве.

В современной философской и науковедческой литературе в числе сущностных признаков научного знания чаще всего называют рациональность. Но даже сами неопозитивисты не смогли прийти к единому мнению о содержании данного понятия и вынуждены были признать, что проблематика научного разума является «лишь аспектом значительно более разносторонней и фундаментальной проблематики места и роли разума в человеческом бытии».

Однако, уже во второй половине XX в. стало очевидно, что рациональные правила методологии никогда в полной мере не соблюдались. Незыблемый и неизменный авторитет позитивной науки подорван, многие исследователи считают, что необходимо отказаться от четкого разделения «наука - не наука», стали использоваться понятия древневосточной философии, интуитивные подходы. Особенность предмета юридических наук заключается в том, что он состоит из разнородных элементов – как материальных, так и идеальных. Поэтому рациональность имеет свои сильные и слабые стороны. Еще Сократ говорил: «я знаю, что ничего не знаю», а Декарт это состояние ограниченности рационального анализа называл «интеллектуальной печалью». Рациональный подход продуктивен, кода изучаются материальные объекты, но не когда рассматриваются нормативность, правовые ценности, (справедливость, истина) правовое сознание, ментальность, то есть идеальные объекты.

Под влиянием восточной философии и различных медитационных практик в науке осторожно в качестве методологического инструмента стала признаваться так называемая интеллектуальная интуиция, которая использует резервы подсознания и сверхсознания. Правовая реальность многогранна и то, что происходит в обществе, может иметь свои причины в т.н. «сверхказуальном мире».Высшие, абсолютные первонормы, ценности могут определять модели поведения людей.

Интуиция в определенной степени связана с различными мифами и стремится не выявлять скрытый смысл явления(как в рациональном познании), а предполагает различные подтексты этого явления.

Однако, для использования интуиции в качестве метода познания необходимо несколько условий:

1.Субъект познания должен владеть в полном объеме, всеми знаниями, накопленными современной наукой в исследуемой им области.

2. Субъект познания должен быть сосредоточен на изучаемой проблеме, и эта психологическая установка должна быть устойчивой и глубокой.

Признается, что интуиция особо важна на начальном этапе исследования, когда идет процесс формирования структуры ее доказательства.

По мнению В. В. Ильина, сущностными признаками науки являются: 1) прогрессизм; 2) истинность (достоверность, объективность); 3) критицизм; 4) логическая организованность (доказательность); 5) опытная обоснованность (оправданность).

Прогрессизм науки, полагает В. В. Ильин, «проявляется в постоянном самообновлении наукой концептуального арсенала, что связано с исчерпанием эвристического потенциала фиксированных систем знания». Многовековая история правовой науки свидетельствует о том, что система научных знаний о государстве и праве проделала длительный путь развития.

Правовая наука учитывает критерий истинности на уровне теоретического познания сущности государства и права, закономерностей их функционирования и развития, поскольку все знания такого рода неизбежно выходят на политико-правовую практику. Правовая теория имеет научную ценность в той мере, в какой она способна объяснять и предсказывать конкретные пути развития законодательства и практики его применения, вносить рекомендации о мерах по совершенствованию деятельности органов государственной власти по управлению делами общества и государства. Поэтому все правовые доктрины так или иначе имеют предметом ту или иную реально действующую правовую систему. Даже философия права Г. Гегеля, имеющая предметом процесс воплощения всемирного духа в праве, четко ориентировалась на прусское право как образец идеального воплощения этого духа в непосредственной правовой реальности.

Критицизм - это процесс непрерывного испытания имеющегося научного знания на достоверность, на соответствие принципам и нормам науки. Критика выступает главным способом формирования подлинно научных знаний о праве и государстве. В правовой науке возможны два вида критики: между представителями разных правовых доктрин либо между сторонниками одной и той же правовой доктрины. Критика иных правовых теорий, доктрин имеет наиболее острый, бескомпромиссный характер, а ее предметом чаще всего выступают основные, исходные начала критикуемых доктрин. Например, представители естественной теории права, обосновывая односторонность позитивистской доктрины, острие критики обращают прежде всего на позитивистскую трактовку права как государственной воли, воплощенной в тексте нормативного правового акта. Критика внутри одной и той же правовой доктрины, как правило, затрагивает частные вопросы и весьма редко поднимается до критики основополагающих положений.

Логическая организованность (доказательность) научных знаний выражается в строгом их соответствии принципу достаточного основания. Согласно этому принципу каждая истинная мысль должна быть обоснована другими положениями, истинность которых доказана. Опытная обоснованность (оправданность) положений правовой науки обеспечивается постоянным и последовательным изучением состояния действующего законодательства и практики его применения. Подобный анализ имеет место как на уровне специальных отраслевых юридических наук, так и в сфере теории государства и права.

 

3. Знания о праве характеризуют правовую науку со стороны статики как нечто имеющееся и постоянное. Между тем знания не возникают сами по себе, а представляют собой результат активной целенаправленной деятельности индивидов или коллективных сообществ. Поэтому и правовая наука не может сводиться только к знаниям, а включает в себя весьма непростые, противоречивые процессы создания научных знаний. Соответственно, в содержание правовой науки включаются все необходимые компоненты, из которых состоит научная деятельность: субъект, объект и предмет правовой науки, философские основания, методы, технические средства, процедуры, а также результаты.

Объект правовой науки понимается как совокупность законодательства, иных нормативных правовых актов, правотворчества, правоприменения, иных явлений и процессов политико-правовой практики, познание которых необходимо для обоснования, аргументирования истинности выводов, положений, категорий, понятий, закономерностей данной науки. Предмет правовой науки — это система закономерностей, определяющих процессы становления государства и права как социальных явлений, их длительного исторического развития и действия в современных условиях.

Основной и единственной формой развития правовой науки является научное исследование, представляющее собой вид деятельности, при котором познающий субъект посредством изучения объекта исследования и анализа имеющейся юридической литературы формулирует новые для правовой науки знания в форме единичных или обобщенных фактов либо абстрактных теоретических суждений, выводов.

Основанием правовой науки выступает философия, т. е. система знаний, воззрений о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Признание философии основанием правовой науки означает, что ее законы, категории, понятия, положения находят широкое применение в познании государства и права, но непосредственно учеными-юристами не разрабатываются. Правоведы используют ту совокупность философских знаний, которая присутствует на момент исследования. Они имеют лишь право выбора того или иного философского учения в качестве основы политико-правовых явлений и философских воззрений, взглядов, высказываемых отдельными философами либо философскими школами.

Благодаря философским знаниям об обществе в целом, о механизмах взаимодействия его частей юристы формируют воззрения относительно места и роли государства и права в системе иных социальных явлений, определяют сущность государства и права и тем самым формируют свои исходные позиции в исследовании конкретных политико-правовых проблем.

Так, основные оценки природы и сущности государства сводятся главным образом к рассмотрению государства как некой инстанции, организации в той или иной мере независимой от общества, в той или иной мере противостоящей обществу и индивидам. Зачастую государство отождествляется с его учреждениями, происходит сведение государства к государственной власти и системе ее организации. Такие представления сложились в результате социальных потрясений XVIII-XIX вв., когда произошел разрыв конкретной формы государственного устройства, которую отождествляли с государством, и обществом. Неслучайно американская Декларация независимости 1764 г. и французская Декларация прав человека и гражданина 1793 г. основывались на теории естественного права. В качестве официальных документов они оказывали огромное влияние на последующее развитие правовой мысли Европы и Америки. В тоже время Гегель рассматривает государство как как форму человеческого общежития, совместного бытия людей как существ общественно-политических. Государство представляет собой «тотальность» (по Гегелю), целостную органическую систему, из которой нельзя вычленить какую-то отдельную сторону, будь то государственное устройство, экономика, право. По мнению Э.А. Позднякова (с. 39) это «все равно, что противопоставлять целостному живому организму его отдельные органы или клеточки». Эта идея в той или иной форме прослеживается в сочинениях различных авторов, начиная от Платона и Аристотеля, через Эрмунда Бёрка и Гегеля до Иеренга и Кельзена».

В современных условиях - это идеи государства как органа социальной солидарности, концепции государства – арбитра, идеи классового государства. В 60-ые гг. XX в. возникла кибернетическая школа в государствоведении. Ее представители рассматривают государство как особую уникальную систему в обществе, связанную с потоками информации, рецепторами (приемниками) такой информации, поступающей от населения, организаций, движений. Рецепторами служат государственные органы.

Тесно связана с философией и методология науки. Элементы методологии:

1)    Система сложившихся знаний(ни одно новое знание не возникает вне связи с уже имеющимися научными представлениями о предмете)

2)    Форма изучения предмета (научная форма познания, стиль мышления, мировоззрение самого исследователя)

3)    концептуальные идеи, то есть исходные суждения, определенные программные положения, например, понимание права В.С.Соловьевым как минимума нравственности,современное различение права и закона.

4)    Парадигма - общие принципы познания, обеспечивающие общую направленность исследования, его концептуальную завершенность. Термин «парадигма» к юридическим дисциплинам применяется в значительной степени условно, так как одной из специфических черт юридического знания является ее внешняя заданность. Парадигма юридическими дисциплинами задается внешним авторитетом в качестве которого выступает государство. Именно от государства исходят, начиная с XVIII, непосредственные правовые веления. В них же содержится большое количество нормативных определений, указывающие на определенный теоретический выбор. От самого юриста не зависит, считает ли он теоретический выбор законодателя правильными и удобным техническим средством – по правилам толкования для правомерного раскрытия содержания правового акта он должен (обязан)принимать эту теоретическую позицию.

5)    Метод. В философской литературе метод определяется как способ, орудие или средство познания – это система правил или требования, сформированных на основе знаний, закономерностей общественной жизни и ориентирующих человека в его познавательной деятельности.

Приемы - это отдельное направление на решение конкретных    теоретических и практических задач. Правила определенные нормативы или требования, определяющие последовательность изучения.

 

 

Вопрос для самоконтроля:

 

1. Перечислите элементы юридической науки

Варианты ответов

1. субъект, объект и предмет правовой науки, философские основания, методы, технические средства, процедуры, а также результаты.

2. система сложившихся знаний, стиль мышления, мировоззрение самого исследователя, концептуальные идеи, то есть исходные суждения.

3.  устойчивые повторяющиеся связи, характеризующие самобытность, целостность государства и права, их исторический процесс развития

В чем заключается условность парадигмы юридической науки?

1. Парадигма юридическими дисциплинами задается внешним авторитетом в качестве которого выступает государство

2. Правовая наука призвана раскрывать закономерности функционирования и развития права, государства и на этой основе формулировать конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства и деятельности государства по управлению делами общества.

3. Наука исследует право с системных позиций и потому раскрывает его во всей совокупности действующих правовых норм и результатах их воплощения в конкретных отношениях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.206.228 (0.046 с.)