Сущность стратегии предприятия, цель и задачи курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность стратегии предприятия, цель и задачи курса



Решение проблем, связанных с необходимостью обеспечения существования предприятия зависит от степени освоения методологии и методов стратегического управления. Стратегия является концепцией интегрального подхода к деятельности пр-ия и представляет собой такое сочетание ресурсов и навыков организации с возможностями и риском, при которых организация надеется достичь своей основной цели. Такая стратегия называется «деловой стратегии предприятия».

Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые возможности.

Стратегическое планирование должно включать: прогнозирование(предвидение результатов развития); главную линию поведения фирмы(миссию) и цели менеджмента; перспективное планирование; контроль; координацию и регулирование. Деловая стратегия предприятия, как правило, разрабатывается и формируется высшим руководством фирмы, а ее реализация предусматривает участие всех уровней управления по достижению поставленной цели.

Экономическая политика фирмы при разработке стратегий предполагает:

• проверку миссии (линии поведения) организации;

• формирование стратегических целей и задач;

• анализ внешнего окружения и его влияния на функционирование компании;

• анализ сильных и слабых сторон деятельности фирмы;

• оценку существующих и перспективных направлений хозяйственной деятельности;

• выбор стратегии фирмы и уточнение целей;

Задачей курса является нахождение ответов на вопросы: “Где мы находимся?”, “Каким делом мы занимаемся?”, “Куда мы направляемся?” и, “Как мы попадем из той точки, в которой находимся сейчас, в ту точку, где мы хотим быть?”

Основной целью изучения курса является освоение методов и приемов по выбору действий и решений, направленных на формирование, постановку и достижение перспективных целей предприятия.

 

 

3.Предмет, содержание и задачи курса

Менеджмент заключается в определении: 1. "где мы находимся?", 2.цели нашей деятельности ("куда мы идем?"), 3. возможных путей ее достижения ("как идти?"), 4. Критериев выбора оптимального пути, 5.конечного результата ("куда пришли?"), 6.разницы целей и результатов для использования этой информации в дальнейших циклах управления.

Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Можно сказать, что формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее

верным признаком хорошего менеджмента компании.

Содержанием стратегического менеджмента являются:

- определение назначения и главных целей бизнеса фирмы,

- анализ внешней среды фирмы,

- анализ ее внутренней обстановки,

- выбор и разработка стратегии на уровне СЗХ, фирмы,

- анализ портфеля диверсифицированной фирмы,

- проектирование ее организационной структуры,

- выбор степени интеграции и систем управления,

- управление комплексом " стратегия - структура - контроль",

- определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности,

- обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании,

- совершенствование стратегии, структуры, управления.

4.Роль и выгоды стратегического планирования

Суть современного стратегического менеджмента заключается в четкой ориентации разработанного плана на рыночные

нужды и учет рынка как главного фактора внешней среды, от которого зависит будущее предприятия. Стратегическое управление можно определить как такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения, и позволяют организации выживать в долгосрочной перспективе. Соответственно, базой любой стратегии является планирование- важнейшая функция менеджмента.

Фирмы, применяющие у себя стратегическое планирование, имеют самые высокие темпы роста. Предприятия,которые игнорируют стратегическое планирование, как правило, не всегда справляются с проблемами, пытаясь решить только сегодняшние; они, фактически, готовят почву для появления новых, еще более болезненных проблем, с которыми в дальнейшем совладать не в состоянии.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах. Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность и уверенность в будущем. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчетв том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

Выгоды стратегического планирования можно выразить следующим образом:

• планирование поощряет руководителей мыслить перспективно;

• оно ведет к более четкой координации предпринимаемых фирмой усилий;

• стратегическое планирование ведет к установлению показателей для последующего контроля;

• оно заставляет фирму четче определять свои задачи и политические установки;

• оно делает фирму более подготовленной к внезапным переменам;

• оно более наглядно демонстрирует взаимосвязи управления и обязанности всех должностных лиц.

Современные темпы изменения и увеличения знаний являются настолько большими, что стратегическое планирование представляется часто единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок. Стратегическое планирование дает также основу для принятия решения. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Таким образом, сущность хорошего построения стратегии сводится к созданию достаточно сильной рыночной позиции и организации, способной работать, несмотря на непредсказуемые события, сильную конкуренцию и внутренние проблемы.

 

 

5.Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
Система стратегического планирования дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития.
Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:

1. Определение миссии и целей организации.

2. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.

3. Выбор стратегии.

4. Реализация стратегии.

5. Оценка и контроль выполнения.

 

6. Миссия и цели предприятия

Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления ее миссии.

В зарубежных источниках под миссией часто понимают: «линию поведения фир­мы», "линию деятельности предприятия, философию фирмы", а иногда и "политику организации.

Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей, стратегии, тактики и политики в достижении запланированного ре­зультата.

Хорошо сформулированная миссия предприятия должна содержать следующее:

1.Задачи фирмы с точки зрения ее основных услуг или товаров, ее основных рынков и основных технологий. Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма.

2.Описание внешней среды по отношению к фирме, которая определяет парамет­ры фирмы.

3.Характеристику культуры организации. Какой рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?

  Цель – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели стратегического планирования заключается в следующем:

-четкая ориентация на определенный интервал времени;

-конкретность и измеримость;

-непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;

-адресность и контролируемость.

Выделяют два типа ключевых целей и результатов: финансовые и стратегические.

-Финансовые цели отражают насущные потребности компании для обеспечения ее нормальной работы и эффективной отдачи результатов, т.е. они определяют в целом усло­вия выживания компании. Финансовые цели, как правило, устанавливаются на более ко­роткие сроки в сравнении со стратегическими целями и должны отражать изменения в отрасли, на рынке или в самой компании.

-Стратегические цели - относятся в большей степени к направлению упрочения по­ложения компании в отрасли, сохранение и повышение ее долгосрочных конкурентных позиций на рынке. Эти цели, как правило, устанавливаются на более долгосрочные перио­ды по сравнению с финансовыми целями и ориентированы на достижение эффекта в дос­таточно отдаленном будущем.

 

 

7. Сущность и значение миссии

Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления ее миссии.

В зарубежных источниках под миссией часто понимают: «линию поведения фир­мы», "линию деятельности предприятия, философию фирмы", а иногда и "политику организации.

Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей, стратегии, тактики и политики в достижении запланированного ре­зультата.

Хорошо сформулированная миссии предприятия должна содержать следующее:

1.Задачи фирмы с точки зрения ее основных услуг или товаров, ее основных рынков и основных технологий. Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма.

2.Описание внешней среды по отношению к фирме, которая определяет парамет­ры фирмы.

3.Характеристику культуры организации. Какой рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?

Значение миссии

Миссия дает общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности - для информации тех, кто имеет с ней дело во внешней среде.

Миссия способствует формированию внутренней среды организации, ее "единого духа". Это проявляется в том, что:

 - миссия делает ясной для сотрудников общую цель, предназначение существования организации. У сотрудников в результате появляется возможность ориентироваться в своих действиях в едином направлении;

- миссия способствует тому, что сотрудники могут осознавать себя членами организации не только формально, но и по духу;

- миссия способствует установлению определенного психологического климата в организации, так как через нее до людей доводятся философия организации, а также ценности и принципы, лежащие в основе существования организации.

Миссия создает возможность для более эффективного управления организацией в силу того, что она является базой для установления целей организации и помогает выработать стратегию деятельности, устанавливая направленность и допустимые границы ее существования. Кроме того, миссия обеспечивает стандарты деятельности и расширяет для работника смысл и содержание его работы, позволяя применять более широкий спектр мотивационных приемов.

 

8. Требования к целям

 Цели способствуют выполнению основной функции предприятия, выраженной в его линии деятельности (миссии).

Для того чтобы цели имели ценность в качестве инструмента управления, они должны быть сформулированы в количественных. или измеримых, величинах, в них должно содержаться указание на крайний срок их завершения. Это значит, что в форму­лировках целей необходимо избегать общих слов, как, например, «максимизировать при­быль» или «снизить издержки», «повысить эффективность» или «увеличить объем про­даж». Такие цели не отвечают на вопросы: «На какую величину?», «Когда?», «Где?».

Цели должны быть измеримыми, реальными, взаимоподдерживающими и дости­жимыми.

Основной проблемой определения цели является ее измеримость. Чем яснее изме­римая часть, тем легче ее достигнуть и тем легче держать под контролем.

Реальность цели выражается в разработке соответствующих реалистичных планов с полным их ресурсным обеспечением.

Требование взаимоподдержки формируемых целей заключается в непротиворечи­вости планируемых общих результатов работы предприятия и специфических целей вхо­дящих в него структурных подразделений.

Достижимость цели тесно переплетается с понятием «реальность» и заключается в том, чтобы поставленная цель не выходила за пределы допустимых возможностей ис­полнителей.

Кроме того, цели одновременно должны быть конкретными и гибкими. Это требо­вание, порой, бывает трудно совместимым. Конкретность предполагает четкую формули­ровку цели и определенный планируемый результат.

Гибкость дает возможность постановки цели таким образом, чтобы была возмож­ность для ее корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении.

Важным требованием к стратегическим целям является также приемлемость для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации. Иначе говоря, в этом требовании содержится учет интересов собственников (владельцев) и самих работ­ников, их пожелания и потребности

 

 

9. Виды целей предприятия

 Цели, стоящие перед организацией, можно классифицировать следующим образом.

1. По источникам:

-внешние цели, учитывающие потребности более широкой социальной общности, в рамках которой организация функционирует;

-внутренние цели - цели самого коллектива, ориентирующиеся на удовлетворение его потребностей. Они формируются либо как равнодействующая, либо как совпадающая часть индивидуальных целей его участников, что во многом облегчает процесс управления.

2. С точки зрения комплексности:

-простые;

-сложные цели, которые в свою очередь разбиваются на подцели.

3. По степени важности:

-стратегические цели ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации, например, занятие лидирующего положения в своей сфере деятельности;

-тактические цели отражают отдельные этапы достижения стратегических, например, проведение капитального ремонта. Они бывают оперативными (цели годового плана) и операционными (текущие задания).

4. По сроку действия:

-долгосрочные цели (свыше пяти лет);

-среднесрочные (от года до пяти лет);

-краткосрочные (до одного года). Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, детализация и конкретизация необходимых действий, и сами по себе они являются подцелями на пути реализации долгосрочных.

5. По содержанию:

-технологические;экономические;-производственные;

-административные;-маркетинговые;-научно-технические;-социальные.

К технологическим целям можно отнести компьютеризацию, внедрение гибких технологий, строительство новых производственных зданий.

Примером экономических целей является укрепление финансовой устойчивости организации, рост прибыльности работы, увеличение рыночной стоимости акционерного капитала.

Производственные цели могут состоять в выпуске определенного объема товаров и услуг, повышении их качества, увеличении эффективности производства, снижении себестоимости.

Административные цели предполагают, например, достижение высокой управляемости организацией, надежного взаимодействия между сотрудниками, хорошей их дисциплины, слаженности в работе.

Маркетинговые цели связаны с завоеванием тех или иных рынков сбыта, привлечением новых покупателей, клиентов, продлением жизненного цикла товаров и услуг, достижением лидерства в ценах и др.

Научно-технические цели фиксируются на создании и внедрении в производство новых образцов продукции и усовершенствовании существующих, доведении их до уровня требований мировых стандартов.

Социальные цели ориентируют на создание благоприятных условий труда и отдыха работников (повышение их образовательного и квалификационного уровня, ликвидация тяжелого и ручного труда, налаживание отношений социального партнерства в организации, обеспечение людей высококачественным медицинским обслуживанием и пр).

6. С точки зрения приоритетности:

-необходимые цели, достижение которых решающим образом влияет на положение организации, подразделения или отдельного работника;

-желательные цели, реализация которых позволяет в определенной степени улучшить положение дел и создать дополнительные гарантии стабильности;

-возможные цели, достижение которых в данный момент ничего не меняет.

7. По направленности:

-на конечный результат, например, выпуск определенного объема продукции;

-на осуществление той или иной деятельности, например, повышение квалификации;

-на достижение определенного состояния объекта управления - реконструкцию предприятия.

8. По форме выражения:

-цели, характеризуемые количественными показателями (например, получение определенного объема продукции);

-цели, описываемые качественно (например, достижение благоприятного морально-психологического климата в коллективе, который ничем измерить нельзя).

9. С точки зрения особенностей взаимодействия:

-безразличные по отношению друг к другу (индифферентные);-конкурирующие;-дополняющие (комплиментарные);-исключающие друг друга (антагонистические);-совпадающие (идентичные).

10. По уровню:

-миссия;-общеорганизационные и специфические цели.

Миссия создает у окружающих представление об организации, ее предназначении; социальной ответственности перед обществом и своими работниками; предпочтениях, ценностях, верованиях, принципах, культуре; наиболее привлекательных сферах деятельности. Всё это обеспечивает гармонию взаимодействия организации с внутренней и внешней средой, помогает определить позиции и интересы в отношении разных социальных групп. В миссии находит отражение основа формулирования конкретных целей - общих и специфических, выработки стратегии, распределения ресурсов на различных организационных уровнях. Она ориентирует текущую деятельность управляющих. Таким образом, миссия формулирует направление движения организации с учетом внутренних и внешних условий. Она формируется и оттачивается годами, редко меняется.

На формулировку миссии влияют такие факторы, как: исторические традиции, конкурентные преимущества и угрозы, существующий потенциал организации, мнение партнеров, властей, взгляды высшего руководства. Например, в известной японской компании "Мацусита" в состав миссии входят следующие моменты: рост благодаря взаимной выгоде для фирмы и потребителей; получение прибыли путем служения обществу; честная конкуренция на рынке; взаимная выгода для фирмы, поставщиков и партнеров; участие в управлении всех работников.

 

Общие цели

 На основе миссии формулируются общие цели (обычно 4-6), которые отражают важнейшие направления деятельности организации в целом и могут быть интегральными и функциональными. Первые связаны, например, с достижением ее устойчивости, обеспечением необходимого уровня рентабельности, прибыли, продаж, выходом на внешние рынки и т.п. Вторые - с отдельными конкретными сторонами работы организации: финансами, маркетингом, кадровой работой. Они являются заданиями для соответствующих служб.

Общие цели отражают концепцию развития фирмы на длительную перспективу, что требует точного формирования целей и их увязки с ресурсами. Одновременно с формированием Целей происходит их ранжирование по приоритетности. В качестве примера можно привести следующую типичную схему ранжирования.

-Обеспечение оптимальной рентабельности, определяемой объемом продаж, уровнем и нормой прибыли, долей на рынке, уровнем дивиденда, уровнем качества продукции и т.д.

- Обеспечение устойчивости положения фирмы по следующим направлениям: техническая политика, потенциал конкурентоспособности, инвестиционная политика, кадровая политиШка, решение социальных вопросов.

-Разработка новых направлений развития, новых видов деятельности фирмы, что предполагает разработку структурной]политики, развитие информационных подсистем, разработку но«вых видов продукции и секторов хозяйственной деятельности.

Специфические цели разрабатываются в рамках общих по основным видам деятельности в каждом производственном отделении фирмы. Среди них центральное место занимает обеспечение рентабельности по каждому отдельному подразделению, выступающему центром прибыли.

 

11. Специфические цели

 Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении (стратегической, хозяйственной единице) и определяют основные направления его деятельности в свете реализации их общих целей. Обычно они охватывают уже средне- и краткосрочный периоды и обязательно выражаются в количественных показателях, составляя основу планов.

Поскольку специфические цели отражают интересы относительно самостоятельных подразделений, они неизбежно вступают в определенные противоречия с общими. В связи с этим возникает необходимость их взаимной увязки в интересах достижения максимума общеорганизационных результатов.

Процесс формирования целей в зависимости от особенностей организации может происходить как централизованно, так и децентрализованно. В первом случае обеспечивается их единая ориентация в рамках организации, но тогда для низших уровней управления цели оказываются навязанными, что может вызвать сопротивление исполнителей. Во втором случае эти проблемы снимаются, но возникают сложности, связанные с координацией целей, направлением их в единое русло.

В современных условиях миссия и общеорганизационные цели часто формируются в совместном диалоге высших менеджеров, руководителей подразделений, консультантов по вопросам управления.

Постоянные изменения во внешней и внутренней среде организации приводят к тому, что цели приходится корректировать или пересматривать. Одни организации это делают по мере накопления таких изменений; другие - в зависимости от конкретной ситуации; третьи - систематически, на основе отслеживания тенденций, не дожидаясь серьезных потрясений.

Чаще всего при корректировке применяется тактика "наползания" одной цели на другую. Например, сначала разрабатывается долгосрочная цель, а исходя из нее - краткосрочная. При достижении последней с учетом накопившихся изменений разрабатывается новая долгосрочная цель, а на ее основе - очередная краткосрочная.

В результате в организации складывается определенная система целей, а также механизм ее постоянного обновления. В ее рамках цели упорядочены и сбалансированы. Систему целей можно представить несколькими способами.

1. Как "дерево целей", от "ствола" которого, соответствующего миссии организации, отходит несколько крупных "веток", символизирующих общеорганизационые цели, которые в дальнейшем разветвляются на более мелкие, соответствующие специфическим, причем "крона" такого дерева может ветвиться до бесконечности (рис. 20.1).

Таким образом, большинство целей являются одновременно и средством достижения для других. Недостатком "дерева целей" является значительная схематичность и иерархичность.

2. Как иерархию целей, в которой цели высшего уровня оказываются более важными и широкими по охвату и времени существования, чем цели низшего уровня. В то же время на последовательность их реализации, в отличие от предыдущего случая, это обстоятельство влияния не оказывает.

3. Путем ранжирования по таким основаниям, как вклад в реализацию миссии организации; возможность достижения в заданный срок в условиях ограниченности ресурсов; величина выгоды, которая может быть получена в процессе их реализации; число попутно решаемых проблем и т.п.

 

12) Оценка и анализ внешнего окружения

Внешняя среда незначительно поддается воздействию со стороны управленцев организации.

Принято выделять две составляющие внешней среды: макросреду (отдаленное окружение); микросреду (ближнее окружение).

Выделяют четыре группы неуправляемых факторов внешней среды (макросреда), которые необходимо учитывать при принятии управленческих решений (метод PEST-анализ):

1. Экономические факторы. уровень доходов населения, доступность кредитов, предрасположенность населения к расходованию накопленных средств, а также изменение ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, возможный уровень инфляции, налоговую ставку, международный платежный баланс. Необходимо, чтобы управленцы понимали экономические тенденции.

2. Политико-правовые факторы. соглашениями по тарифам и торговле между странами, протекционистской таможенной политикой, нормативными, уровнем развития правового регулирования экономики, отношением государства и ведущих политиков к антимонопольному законодательству, кредитной политикой местных властей, ограничениями на получение ссуд и наем рабочей силы.

3. Социально-культурные факторы. изменяющиеся общественные ценности, установки, отношения, ожидания и нравы.

4. Технологические факторы. изменения в технологии производства товаров, оказания услуг, в средствах связи, в проектировании, использовании информационных технологий, внедрении ноу-хау.

Микросреда. Эта часть внешней среды, которая поддается воздействию организации. Для анализа микросреды необходимо обратить внимание на ситуацию в отрасли, идущую в ней конкурентную борьбы, определить источники конкурентных сил и оценить степень их воздействия.

1. Конкуренты. Необходимо выявить слабые и сильные стороны конкурентов.

2. Поставщики. изучить их деятельность и их потенциал, обеспечивающий эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта.

3. Производители товаров-субститутов. Чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны фирм, производящих замещающий продукт, организация должна иметь в себе достаточный потенциал, чтобы перейти к созданию продукта нового типа.

4. Потребители. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели приверженцы продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем, и многое другое.

5. Потенциальные конкуренты. Необходимо заранее создавать барьеры для вхождения в отрасль.

Результаты применения модели:

1) чем выше давление 5 сил, тем меньше у компании возможности увеличивать цены и прибыль

2) ослабление сил создает благоприятные возможности для компании

3) Компания, изменив свою стратегию, может воздействовать на эти силы в свою пользу

Вывод:

Необходимо отслеживать внешнюю среду, изучать социальные, политические, экономические, экологические и технологические изменения, которые в будущем окажут влияние на отрасль, разрабатывать «альтернативные сценарии», пробовать подробно описать последовательность событий, ведущих с определенной вероятностью к предсказанному конечному состоянию, учитывать все возможные последствия изменения внешней среды.

Для анализа внешней и внутренней сред организации проводится SWOT- анализ. В нем рассматриваются сильные/слабые стороны организации (внутренняя среда) и угрозы/возможности, которые связаны с внешним окружением компании.

 

13.Внешнее окружение предприятия

Под внешней средой понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или способные оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие учета при принятии хозяйственных решений.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.Ресурсы внешней среды не безграничны, на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой среде. Поэтому всегда существует опасность того, что организация не сможет получить необходимые ресурсы из внешней среды в нужное время.

Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать свой потенциал на уровне, необходимом для достижения целей фирмы, что дает ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.Для того, чтобы претворить стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внешней среде организации, ее состоянии, тенденциях развития и месте, занимаемом в ней фирмой. Ибо из внешней среды, в первую очередь, исходят угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении целей и путей их достижения.

 

14. Воздействие факторов внешней среды

Под внешней средой понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или способные оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие учета при принятии хозяйственных решений.

Набор факторов и степень их влияния для каждой фирмы различны. Обычно сама фирма решает в процессе производства, какие факторы влияют на ее деятельность в настоящий период, а какие – в перспективе. Прежде всего, выявляются факторы внешней среды, оказывающие влияние на состояние внутренней среды фирмы.Поскольку каждая фирма действует в условиях рыночных отношений и постоянно подвержена действию внешней окружающей среды, наблюдения за ней и ее анализ требуют постоянного внимания.Аппарат фирмы обычно стремится ограничить учет действия внешнего окружения, в первую очередь, теми факторами, от которых решающим образом зависит эффективность деятельности фирмы на конкретном этапе.Факторы внешней среды, воздействующие на предприятие, классифицируются различным образом. Наиболее целесообразным представляется классификация, при которой факторы разделены на шесть групп: экономические, политико-правовые, рыночные, международные, социальные и научно-технические (НТП).Выявленные факторы подлежат тщательному анализу и оценке с целью определения сильных и слабых сторон фирмы, которые, в свою очередь, позволят выбрать ту или иную стратегию организации.

 

15. Анализ факторов внешней среды и их оценка

Факторы внешней среды, воздействующие на предприятие, классифицируются различным образом. Наиболее целесообразным представляется классификация, при которой факторы разделены на шесть групп: эконом-е, политико-правовые, рыночные, международные, соц-е и научно-технические (НТП).

Экономические факторы. Текущее и прогнозируемое состояние экономики может иметь драматические последствия для предприятия. Такие факторы, как: темпы инфляции или дефляции, уровень занятости, спад производства, дефицит госбюджета, налоговая ставка итд.

Политико-правовые факторы. Руководство фирмы должно внимательно следить: за нормативными и правовыми документами центра; за местных властей, кредитами правительства и регионов; за ограничениями по найму; за принятием нормативных актов, имеющих обратную силу; за соглашениями по тарифу и торговле, направленными против других стран или заключенных с другими странами итд.; Рыночные факторы. Изменчивая рыночная среда – предмет постоянного беспокойства для фирмы. Это: изменение демографических и экологических условий, жизненные циклы различных изделий и услуг, распределение доходов населения, уровень конкуренции и т.д. Научно-технические факторы и НТП. Анализ технологической внешней среды должен учитывать изменения в технологии, отрасли смежных производств, хотя далеко не все предприятия быстро подвергаются воздействию технического прогресса. Международные факторы. Для фирм, действующих на международном рынке,угрозы и возможности могут возникнуть в результате доступа к сырью в других странах, изменений возможного курса и политических решений в странах-инвесторах или странах-рынках. Социальные факторы. Эти факторы включают в себя меняющиеся ожидания, отношения и права членов общества: движение в защиту потребителей; рост мобильности населения; отток высококвалифицированных специалистов за рубеж; снижение уровня образования итд.

Выявленные факторы подлежат тщательному анализу и оценке с целью определения сильных и слабых сторон фирмы, которые, в свою очередь, позволят выбрать ту или иную стратегию организации.

16.Оценка и анализ внутренней среды предприятия

Внутренняя среда организации - это часть общей среды, которая находится в пределах предприятия. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование предприятия. Внутренняя среда имеет несколько срезов: кадровый, организационный, производственный, маркетинговый, финансовый. Их состояние в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает предприятие.Внутренняя среда организации является источником жизненной силы фирмы. Оназаключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Новнутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации втом случае, если она не обеспечивает необходимого ее функционирования.

Целью анализа внутренней среды фирмы является выявление слабых и сильных сторон в ее деятельности. Чтобы воспользоваться внешними возможностями, фирма должна иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Процесс, при помощи которого осуществляется диагноз внутренних достоинств и недостатков, в стратегическом планировании называется управленческим обследованием. Оно представляет собой процесс исслед



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.095 с.)