Теоретический анализ проблемы процесса адаптации военнослужащих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретический анализ проблемы процесса адаптации военнослужащих



Понятия адаптации, ее виды

 

Изучение психологической, педагогической и философской литературы показывает, что понятие «адаптация» вышло из биологии, где она рассматривается как механизм биологического приспособления различных видов животного и растительного мира к различным условиям среды обитания. Такое происхождение данного понятия влияло на биологическое объяснение его сущности и содержания в науках о человеке.

Пристальное внимание к проблеме человека и его деятельности в условиях научно-технического прогресса, с необходимостью вызвало потребность углубленного и всестороннего изучения проблемы адаптации, ее разработки различными науками.

Эта проблема затрагивает широкий спектр биологических, социальных, психологических, экономических, экологических и других вопросов, которые касаются не только материальной, но и духовной деятельности человека.

Актуальность проблемы адаптации обусловила активный и плодотворный поиск понимания ее сущности, содержания, особенностей и путей эффективного влияния на нее в интересах производственной практики всего человечества.

В адаптивном поведении человека, отмечает профессор М.И. Дьяченко, могут участвовать физиологические, эндокринные и другие реакции организма, психические процессы, опыт, состояния и свойства личности.

Под адаптацией понимают целостную систему реакций организма, обеспечивающих поддержание его динамического равновесия в конкретных условиях внешней и внутренней среды и устойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов среды.

Адаптация - это процесс и результат приспособления организма к условиям окружающей среды.

Термин адаптация (лат. аdapto - приспособляю) впервые был предложен биологами и первоначально означал - биологическое приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Биологический смысл адаптации заключается в том, что сам организм перестраивает свою деятельность таким образом, чтобы наиболее эффективно функционировать в новых условиях, т. е. процесс адаптации направлен на поддержание гомеостаза - биологического равновесия между организмом и средой. Регуляторный механизм адаптации повышает устойчивость организма к перепадам температуры, давления, недостатку кислорода, освещенности и другим неблагоприятным факторам окружающей среды. Отсюда значительный интерес к явлению адаптации не только у биологов, но и у представителей многих других наук, имеющих прикладной характер (в том числе физиологии, психофизиологии, социологии и т.д.).

С развитием знаний в области психологии, появлением таких направлений как социальная психология, психология труда, инженерная психология термин «адаптация» прочно занял свое место среди психологических наук. Вопросы повышения эффективности, производительности труда; способности выполнять деятельность в экстремальных условиях; необходимость сохранения физического и психологического здоровья человека при воздействии на него неблагоприятных факторов среды (как физической, так и социальной) - все это напрямую связанно с проблемой адаптации.

В зависимости от ситуации, условий и тех функциональных уровней человека, которые задействованы в процессе приспособления, выделяют различные виды адаптации.

Сенсорная адаптация - приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на органы чувств раздражителя.

Социальная адаптация - постоянный процесс (и результат этого процесса) активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Социальная среда активизирует или тормозит биологически обусловленное развитие человека, формирует его сознание, определяет субъективное отношение к действительности, его социально- психологические устремления.

Психологическая адаптация - это процесс приспособления всех психических функций человека (воли, восприятия, мышления, воображения, эмоций, памяти и др.) к психологическому климату нового коллектива с целью получения максимального удовлетворения, снижения эмоционального напряжения и т.д.

Биологическая/физическая адаптация - биологическое приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Биологические механизмы обеспечивают поддержание постоянства внутренней среды организма и противодействуют нарушающим их влияниям. Они определяют уровень психической активности в течение суток, общие для воздействующего фактора биохимические, эндокринные изменения и отражают неспецифическую форму реагирования, направленную на скорейшую компенсацию изменения сознания.

Производственная адаптация - процесс полного и успешного овладения новой профессией, привыкание к содержанию и характеру труда, требованиям организационной структуры, принятие свода своих прав и обязанностей на новом рабочем месте.

Материалы исследования позволяют считать, что адаптация молодого солдата к условиям военной службы - это сложный, динамический, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки его мотивационно-ценностной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек, расширения и углубления ориентационной основы деятельности в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации. Адаптация может иметь активную или пассивную форму, что зависит от индивидуально-психических особенностей личности (направленность, темперамент, характер, способности) и условий деятельности.

Исходя из содержания деятельности молодых солдат, можно выделить такие виды адаптации как: биологическая, физиологическая, психофизиологическая, психологическая, социально-психологическая, социальная, биосоциальная и другие.

Исходя из видов деятельности молодых солдат, в качестве основных видов их адаптации можно выделить адаптацию к служебной деятельности (служебно-функциональную), адаптацию к общественной деятельности в коллективе (общественную), адаптацию к условиям быта в армии (бытовую)

Служебно-функциональная адаптация (профессионально-боевая) -овладение воинами боевой специальностью, усвоение функциональных обязанностей по занимаемой должности, приобретение умений и навыков служебной деятельности;

Общественная адаптация - процесс включения молодых воинов в общественную жизнь воинского коллектива, выработки у них новых ценностных ориентацией, установок по отношению к общественной деятельности;

Бытовая адаптация - привыкание к режиму, распорядку дня, выработка привычек к исполнению требований воинской дисциплины, формирование навыков и привычек самообслуживания.

Особая роль в формировании адаптивных способностей принадлежит индивидуально-типологическим особенностям личности. В основе индивидуально-типологических особенностей личности лежит одна или несколько «ведущих тенденций», которые пронизывают все уровни личности: и биологически предопределенные, и его характерологическую структуру, и морально-нравственные устои, сферу интересов, социальную активность, склонность к определенным видам профессиональным видам деятельности.

Таким образом, эффективность адаптации человека в значительной степени зависит, как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, от того насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи, а также соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения.

Анализ сущности и содержания процесса адаптации военнослужащих к условиям службы по призыву позволяет сделать вывод о наличии в структуре личности способностей, являющихся условием ее успешной переадаптации к измененной среде существования и основной детерминантой конструктивного пути развития этого процесса. В широком смысле слова понятие "способности" трактуется как индивидуальные психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Понятие "адаптационные способности" находит отражение в достаточном числе исследований психологов, изучавших различные аспекты адаптации к профессиональной, учебной и другим видам деятельности. В общефилософском смысле адаптационные способности человека описываются итальянским ученым А. Печчеи. Г. И. Пустовалова, исследуя факторы, составляющие адаптационную способность личности, определяет ее как способность приспосабливаться к различным требованиям среды без конфликтов с ней и без внутреннего дискомфорта. В ряде других исследований, например, Н. А. Аминова, М. В. Молоканова, С. Д. Бирюкова, И. И. Натальиной изучались проблемы детерминации успешности адаптации человека типом высшей нервной деятельности, особенностями темперамента и сформированными на их основе индивидуальными свойствами личности. В частности, делается вывод (Н. А. Аминов и С. Д. Бирюков) о зависимости более успешной адаптации человека от лабильности и силы - слабости высшей нервной деятельности и соответствующих им особенностей темперамента.

В общей и военной психологической литературе предпринят ряд попыток вычленения показателей для определения степени адаптированности человека к новым условиям деятельности и поведения. Так М.И Дьяченко и Л.А. Кандыбович выделяют такие показатели как:

уровень знания личностью условий предстоящей деятельности;

уровень развития общественных мотивов, индивидуальных и коллективных установок;

показатели боевой подготовки;

способность управлять своим поведением;

степень активности в новой социальной среде.

Егоров Л.Г.:

степень овладения социальными качествами личности воина, уровень морально-психологической и боевой подготовки;

степень овладения новыми видами деятельности, определенной военной специальностью, социальная активность и ответственность, готовность к выполнению воинского долга.

Кебеле С.:

самооценка отношения к службе;

уровень удовлетворенности новым режимом службы, характером взаимоотношений с коллективом и командирами;

оценка собственной социальной позиции и подготовки к выполнению новой социальной роли.

Костюк А.:

физическое самочувствие и частота обращения за медицинской помощью;

спокойное и ровное настроение;

нормальное развитие костно-мышечной системы;

прибавление в весе;

успехи в физической и боевой подготовке;

высокая общественная активность, воинская дисциплина, успеваемость.

Осипенков Е.Ф.:

общественная активность, воинская дисциплина, успеваемость

Феденко Н.Ф.:

интерес к службе и положительное отношение к ней;

исполнительность, широта социальных контактов;

испытываемые психические состояния;

социальная активность, в том числе общественная дисциплинированность, приобретение черт сложившегося облика воина и др.

Широкий диапазон показателей, содержащихся в психологической литературе свидетельствует, с одной стороны о плодотворности предпринимаемых поисков, а с другой - о недостаточной их системности, так как в основном разрабатываются отдельные аспекты проблемы адаптации. По нашему мнению, все показатели адаптации взаимосвязаны, так как отражают содержание и динамику единого процесса перестройки поведения и деятельности юноши в соответствии с новыми условиями его жизнедеятельности.

Таким образом, проблема адаптации человека относится к числу наиболее актуальных, так как все еще недостаточно исследованы проблемы находящиеся на стыке общественных и естественных наук.

 

1.2 Сущность и содержание процесса адаптации военнослужащих к армейской среде и условиям службы по призыву

 

Понятие "устойчивая адаптация" можно считать синонимом "нормы", "здоровья".

При изменении привычных условий жизни появляются факторы, которые определенным образом вносят дезорганизацию в психическую деятельность, регулирующую поведение человека. Возникает необходимость в новых психических реакциях на новые раздражители, предъявляемые изменившимися условиями для наиболее оптимального взаимодействия личности с данной средой и эффективной деятельности в соответствии с произошедшими внешними изменениями. Относительная дезорганизация психических функций в данном случае есть сигнал для включения механизма регуляции и компенсации, конечным результатом действия которого является организация нового уровня психической деятельности в соответствии с изменившимися условиями среды. То есть, включается механизм переадаптации.

Переадаптация может быть истолкована в двух значениях:

) как процесс перехода из состояния устойчивой психической адаптации в привычных условиях в состояние относительно устойчивой адаптации в новых непривычных (измененных) условиях существования;

) как результат этого процесса, имеющий успешное значение для личности и ее психической деятельности.

Говоря о проблеме переадаптации военнослужащих по призыву, необходимо иметь в виду, что данный процесс направлен на достижение адаптированности в экстремальных условиях. Однако, экстремальность в данном случае есть не отдельные эпизоды в деятельности войск, связанные с риском для жизни и здоровья людей (боевые действия, ликвидация последствий аварий, стихийных бедствий и т. п.), а как измененные, непривычные условия существования. А.В. Боенко указывает среди главных причин такого положения дел переход людей из свободного состояния на военную службу, расставание с привычной средой, семьей, отказ от привычек, приобретенных ранее, необходимость начинать новую жизнь, отвращение и неприязнь к воинской службе, страх наказания, тоска по Родине и др. В.И. Лебедев выделяет и описывает ряд специфических психогенных факторов экстремальных условий существования и предлагает этапность психической адаптации и дезадаптации в измененных условиях существования. Взяв за основу данную концепцию, целесообразно проанализировать содержание адаптационного процесса применительно к личности военнослужащего и условиям службы по призыву.

Этапы психической адаптации и дезадаптации в экстремальных условиях, в частности, в условиях военной службы по призыву.

. Подготовительный этап - имеет место в том случае, когда человек предполагает или знает с определенной степенью вероятности о предстоящих изменениях. Разумеется, призыв на военную службу предполагает этот этап в процессе адаптации человека к ее условиям. Содержание его с точки зрения адаптации носит познавательный характер. Человек накапливает определенный информационный запас о среде его предстоящего обитания и условиях предстоящей деятельности, формируя информационное поле, которое будет одним из источников действия адаптационного механизма. В зависимости от индивидуальных свойств и качеств личности познавательное поведение может носить активно-целенаправленный или же пассивный характер.

Значительную роль играет и уровень мотивации к деятельности в заданных условиях, в данном случае - к военной службе.

 

Рис. 1 Этапы адаптации (дезадаптации) личности в измененных условиях существования


Первый тип познавательного поведения на подготовительном этапе адаптации характеризуется стремлением получить как можно больше информации, проявляя активный интерес и используя любые возможности для ее получения. В данном типе поведения, кроме активного потребления необходимой личности информации, имеет место и своеобразная заинтересованная внутренняя интеллектуальная и волевая деятельность по подготовке к переходу в измененные условия существования.

Второй тип познавательного поведения носит характер пассивного восприятия получаемой информации, которая сама по себе характеризуется случайностью и обрывочностью. В основном потребляется лишь та информация, которая соответствует внутренним ожиданиям личности или же воспринимается вся возможная, но без критического оценивания ее достоверности и необходимости с точки зрения организации наиболее эффективного взаимодействия со средой предстоящего существования.

Данные типы поведения связаны со свойствами центральной нервной системы и описаны в условиях адаптационного процесса индивида как В. И. Лебедевым, так и другими исследователями, в частности С. Д. Бирюковым, Л. П. Гримаком, И. И. Натальиной и др.

. Этап стартового психического напряжения - можно считать пусковым моментом приведения в действие механизма переадаптации. Состояние человека на этом этапе сравнимо с переживаниями перед спортивными соревнованиями, выходом на сцену, предэкзаменационным волнением и т. п. Трудно определить границы этого этапа, так как динамика адаптационного процесса не имеет четко выраженных временных показателей. Это зависит от индивидуальных особенностей каждого военнослужащего, условий его призыва на военную службу и т. п. Содержательная и функционально-смысловая сторона этого этапа состоит в нарастании эмоциональных переживаний, формирующих состояние напряженности и являющихся, по сути, психофизиологическими детерминантами активизации деятельности любого живого организма. Таким образом, на этом этапе происходит внутренняя мобилизация психических ресурсов человека для последующего их использования в целях организации нового уровня психической деятельности в измененных условиях существования.

3. Этап острых психических реакций входа - (первичная дезадаптация) является стадией адаптационного процесса, на котором личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов измененных условий существования. Границы этого этапа по различным источникам определяются первыми тремя-пятью месяцами службы юноши в воинской части. Рассмотрение сущности и содержания данного этапа требует анализа специфических психогенных факторов условий военной службы и армейской среды, определяющих их экстремальность и необходимость психической переадаптации. Основными из этих факторов являются:

- измененная афферентация резкое изменение набора раздражителей, действовавших на органы чувств и психику человека ранее;

отсутствие каких-либо привычных раздражителей или же достаточно длительное однообразие набора раздражителей (монотонность).

Не исключено, и даже вероятнее всего одновременное слияние всех этих компонентов в единый фактор измененной афферентации. Это может быть связано с резким изменением природно-географической среды жизнедеятельности человека. Юноша, который родился и вырос в лесной зоне, лишается многих привычных раздражителей визуального ряда, попадая служить в пустынную или степную зону. Кроме того, интерьер военного городка и казармы, которые, как правило, не отличаются особой эстетичностью и разнообразием, становится на длительное время основной средой обитания человека (анкета «Экстрема»).

В случае развития адаптации по пути неустойчивой психической деятельности, кроме суицидальных эксцессов, имеет место угроза глубоких психических изменений личности. Этими изменениями могут быть серьезные нервно-психические расстройства и психические заболевания, если не будет своевременно диагностировано дезадаптивное состояние и не оказана своевременная помощь.

При развитии адаптационного процесса в благоприятном направлении он вступает в этап завершающего психического напряжения. Характерным содержанием этого этапа является своеобразная подготовка психики воина к возвращению в определенной степени старых режимов функционирования и реакций и их подготовка к заново моделируемым сознанием личности условиям. В жизни военнослужащих, проходящих службу по призыву, это этап подготовки к увольнению в запас, предвосхищения возвращения в привычные условия, к родным и близким, к любимым занятиям. В этот период вновь появляются симптомы тревожности, напряженности, более понятные как симптомы томительного ожидания. Особое внимание обращает на себя большая вовлеченность личности в переживания в связи с предстоящим и долгожданным возвращением к привычной жизни. Появляется большой интерес к занятиям, связанным с этими переживаниями: приготовление так называемых "дембельских" альбомов, подготовкой личных вещей и формы одежды и т. д. Причем эти занятия могут носить чересчур подчеркиваемый характер и занимать все свободное время. Это можно объяснить тем, что вновь возникшее напряжение, активизировав психику, таким образом компенсирует вызванный ею избыток психической энергии.

Этап острых психических реакций выхода по своему функциональному значению в какой-то степени аналогичен этапу реакций входа, так как любые изменения условий жизни, деятельности, окружающей среды предполагают перестройку комплекса психических реакций и всей психической деятельности. Под выходом подразумевается выход из условий, в которых длительное время находился военнослужащий в период своей службы.

Однако, необходимо отметить, что те условия, которые его ждут, не всегда идентичны тем, в которых он находился до призыва на военную службу. Во многом это связано и с теми изменениями в структуре личности, которые произошли за время службы. Этот этап характеризуется поведенческими реакциями, в которых находит выражение эйфория, чувство преодоления многих социальных ограничений, якобы почти "полной" свободы и "неограниченных" возможностей в удовлетворении потребностей. Часто это чувство может быть обманчивым и приводить к нежелательным последствиям, когда отрицаются многие нормы, существующие не только в армии, но и в обществе в целом. Это можно проиллюстрировать фактами нарушений общественного порядка уволенными военнослужащими в период их возвращения домой.

Так или иначе, наступает реадаптация к привычным условиям жизни, хотя это понятие весьма относительно. В данном случае имеется ввиду, что среда, в которой оказывается юноша после увольнения со службы, для него привычна по его допризывному социальному опыту.

Содержание и характеристика трех последних этапов адаптации необходимы для уяснения всей картины этого процесса и его закономерностей. То есть, поведение военнослужащих с теми или иными вариациями на этих этапах есть определенная норма (если, конечно, оно не выходит за рамки социальных и служебных требований) и не является случайным и непредсказуемым.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.98.26 (0.051 с.)