Оценка субъективного переживания условий службы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка субъективного переживания условий службы



 

Часто бывает, что нервно-психическая неустойчивость выражается через отношение военнослужащего к условиям службы, товарищам и т.д. В этом случае для выявления нервно-психической неустойчивости рекомендуется применять методику оценки субъективного переживания условий службы - «Экстрема» (Приложение 7).

Разумеется, нельзя вести речь о тотальном дефиците внешних раздражителей в условиях военной службы по призыву, но, тем не менее, опрос 32 военнослужащих срочной службы учебного танкового полка (из них 16 солдат из городской местности и 16 из сельской местности) показывает, что 48% военнослужащих из городской местности и 10% из сельской местности опрошенных имеют желание изменить интерьер военного городка и расположения подразделения от перекрашивания всего или почти всего в другие тона и краски до создания всего заново и по-другому.

Ограничение личностно значимой информации - (социальная депривация) неудовлетворенная потребность личности военнослужащего в общении с близкими, родственниками; дефицит или отсутствие информации о значимой для данной личности сфере ее интересов, о положении и состоянии дел в личностно значимой сфере ее жизни (семья, близкие родственники и т. п.), а также неудовлетворенность духовных потребностей.

Результаты проведенного опроса 32-ти военнослужащих из них 16 из городской и 16 из сельской местности по призыву показывают:

- имеют потребность получать больше информации о своих близких, своей семье, домашних делах и т. п. 64% опрошенных из городской местности и 20% из сельской местности.

потребность в дополнительной возможности общения с людьми, близкими им по интересам, взглядам, мнениям имеют 43% опрошенных военнослужащих из сельской местности и 25% из городской местности из них 10% из сельской местности и 5% из городской местности указывают, что это им просто необходимо;

- 57% опрошенных из сельской местности указывают на недостаточное или весьма малое удовлетворение их духовных потребностей, 14% из городской местности, из них из сельской местности 15% считают, что они почти не удовлетворяются и 6% из городской местности;

- объемом информации по интересующим их вопросам политики, культуры, спорта, моды и т. п. не удовлетворены или удовлетворены в малой степени 79% опрошенных их сельской местности и 15% из городской местности.

Относительная групповая изоляция - вынужденное выключение личности из большого количества привычных и необходимых в силу ее потребностей коммуникативных групп и ограничение круга ее общения, в рамках воинского подразделения. Групповая изоляция в условиях воинской службы порождает постоянную публичность человека, то есть почти непрерывное пребывание на глазах сослуживцев.

В условиях военной службы, когда почти постоянно (на занятиях, в столовой, в клубе и даже в казарме ночью) человек находится среди сослуживцев, реализация этой потребности если не полностью исключена, то весьма ограничена. 63% опрошенных солдат из сельской местности указывают на наличие у них такой потребности в достаточно актуальной степени и 25% из городской местности, 16% солдат из сельской местности и 5% из городской местности иногда испытывают желание уединиться.

Лишь 21% солдат из сельской местности и 3% из городской местности указывает на то, что данная потребность у них возникает редко.

Кроме того, групповая изоляция предполагает информационную истощаемость членов данной группы по отношению друг к другу. Особенно остро этот фактор действует в группах, находящихся в так называемом отрыве и ограниченных в численных размерах (боевое дежурство и т. д.). Этот фактор также вызывает эмоциональную напряженность. Угроза для жизни, здоровья - фактор или же субъективно переживаемый личностью в повседневной жизнедеятельности войск, или же реально присутствующий при определенном характере воинской деятельности. По опросу военнослужащих, занятых обычной, регламентированной всем укладом армейского быта деятельностью танкового полка, 67% солдат из сельской местности и 35% из городской местности считают, что их служба в той или иной степени связана с риском для жизни или здоровья. Причем 13% солдат из сельской местности и 2% из городской местности считают, что этот риск безусловен.

Кроме того, немаловажную роль играет наличие таких негативных явлений, как недостатки в материально-бытовом обеспечении, большой некомплект личного состава, нездоровая морально-нравственная атмосфера в подразделении и т. п.

Анализ перечисленных выше факторов позволяет сделать вывод о том, что основным психогенным воздействием условий воинской службы является блокирование многих привычных и естественных потребностей личности в силу специфики воинской деятельности. Спектр этих потребностей довольно широк: от чисто биологических до социальных. Особая общественная значимость и жесткая регламентация служебной деятельности вынуждает человека отказывать себе во многом. Приходится ломать привычки вкусно поесть, долго поспать, заняться любимым делом по своему усмотрению, которое в казарме неуместно или же невозможно. Весьма ограничиваются сексуальные потребности, полностью исключаются строгими запретами пристрастие к алкоголю, наркотическим средствам, которое, к сожалению, далеко не редкость среди призывного контингента российских парней, что в свою очередь дополняет психогенность условий службы для таких молодых людей.

 


Заключение

 

Проведенные исследования показывают, что в ходе адаптации молодых солдат происходит перестройка их психологических свойств и качеств в соответствии с требованиями, предъявляемыми новой деятельностью в условиях воинской службы. «В процессе адаптации личности… не столько приобретаются новые свойства, качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся». Понимание сущности адаптации и механизмов ее осуществления позволяет считать, что адаптация является элементом социализации человека. Ведь под социализацией понимается «сложный многоуровневый процесс формирования основных личностных качеств индивида, необходимых ему для жизнедеятельности в обществе, а также усвоения определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества». Освоение человеком новых видов деятельности и поведения в процессе его социализации с необходимостью предполагает и адаптацию к ним.

Многоэтапный и разносторонний процесс адаптации военнослужащих, проходящих службу по призыву, к армейской среде и условиям службы требует пристального внимания и всестороннего психологического обеспечения, исходя из решающего значения его успешности для всей служебной деятельности личности, эффективности ее в реализации целей и задач военной службы. В основе этого процесса лежат адаптационные способности личности, во многом детерминирующие его успешность. Однако, адаптация к условиям службы не является тождественным понятию адаптации к целям и задачам воинской деятельности. Адаптированность личности к среде не означает автоматическое принятие ею ценностей деятельности, которая в этой среде протекает, хотя, с другой стороны, эффективность этой деятельности невозможна без устойчивой адаптации к условиям ее протекания и организации. Данное исследование не ставило целью подробный анализ мотивационной основы воинской службы, как одного из составляющих элементов адаптации к воинской деятельности вообще. Этот аспект подразумевает анализ и изучение более широкого понятия, чем способность личности по адаптации к среде и условиям службы. Таким понятием может быть категория "адаптационные возможности" как объективная тенденция развития устойчивой адаптации к целям и задачам воинской деятельности и наличие условий ее успешного развития. При изучении данной категории, кроме уже рассмотренных понятий "адаптационные способности личности" и "психогенные факторы условий службы", необходим анализ мотивационной основы адаптации и ценностей военной службы (воинской деятельности), а также соотношение ценностных ориентаций личности с этими ценностями. Исследование взаимосвязей и взаимовлияния всех этих компонентов является перспективным направлением дальнейшей работы по созданию стройной и эффективной системы психологического обеспечения адаптации военнослужащих к воинской деятельности в целом. Однако, психологическое обеспечение адаптации к армейской среде, определенным образом описанное в данной работе, может являться основой для дальнейшего изучения и исследования проблем адаптации личности, создания условий для его развития как военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации, исходя из требований к его морально-психологическим качествам в соответствии с новой военной доктриной государства.

Процесс адаптации личности к военной службе по призыву - сложное и многогранное явление, призванное обеспечить формирование комплекса психических реакций, определяющих адекватное поведение личности и ее эффективное взаимодействие с непривычной средой существования, имеющей по своей природе психогенный характер.

Развитие процесса адаптации неоднозначно по своему конечному результату и значению с точки зрения успешности его завершения.

Успешность переадаптации военнослужащих к непривычным, измененным условиям жизнедеятельности во многом детерминировано их адаптационными способностями.

Реформирование Вооруженных Сил, усложнение задач, стоящих перед ними определяют все более высокие требования к профессиональной деятельности солдат. Одной из проблем эффективного выполнения молодыми солдатами своих функциональных обязанностей является достижение ими высокой адаптированности к условиям воинской службы. В этой связи процесс адаптированности молодых солдат к условиям военной службы приобретает очень важное значение.

Рассмотрение проблемы адаптированности молодых солдат и анализ изученной литературы позволяет сделать некоторые теоретические выводы:

Социально - психологическая адаптация молодого солдата представляет собой процесс выбора и реализации им таких способов поведения и форм общения, которые позволяют согласовывать требования и ожидания участников адаптивной ситуации в условиях соответствия или несоответствия базовых ценностей личности и воинского коллектива. Процесс адаптации личности осуществляется в трех сферах:

В сфере взаимоотношений с командирами

В сфере межличностного общения с сослуживцами

В сфере взаимоотношений между личностью и воинским коллективом

В зависимости от типа личностной мотивации и типа воинского коллектива адаптация имеет специфику, определяемую мерой совпадения совместимости ценностных ориентаций обеих сторон.

Адаптация личности в зависимости от воздействующих на нее факторов может происходить в двух основных формах: пассивной - приспособительного поведения на поверхностном уровне, не затрагивающем высшие этажи диспозиционной структуры личности, активной - коллективистского самоопределения на основе совпадения ценностей личности и коллектива, свободного подчинения личных интересов общественным, что приводит к глубокой адаптированности.

Система управления адаптацией молодых солдат предполагает поэтапное воздействие на управляемые факторы мотивации молодых солдат, содержание основных элементов психологии воинского коллектива, стиль руководства и методику управленческой деятельности командиров, офицеров воспитательных структур, остального актива подразделения, части.

В ходе эмпирического исследования была подтверждена выдвинутая нами гипотеза, что уровень адаптивности призывников из сельской местности выше, чем призывников из городской местности, хотя молодые люди, призванные в вооруженные силы из городской местности имеют более высокие социальные характеристики, нежели призывники из сельской местности.

У призывников из сельской местности преобладает хороший уровень (НПУ=6,5) нервно - психической устойчивости и поведенческой регуляции, адекватная самооценка и реальное восприятие действительности. Нервно-психические срывы маловероятны (методика «Прогноз - 2»).

Призывники из городской местности имеют хороший и удовлетворительный (НПУ=4,9) уровни нервно-психической устойчивости, у них возможны нервно-психические срывы в экстремальных ситуациях при значительных физических и психических нагрузках.

Все призывники из сельской местности имеют хороший уровень адаптации (методика «Адаптивность - МЛО»), быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.

Призывники из городской местности в 62% случаев имеют удовлетворительный уровень адаптации.

По шкале коммуникативных способностей также наблюдаются значительные различия. У призывников из сельской местности явно выражен хороший уровень коммуникативных способностей, это говорит о том, что они легко устанавливают контакт с окружающими, неконфликтны. Призывникам из городской местности напротив свойственны затруднения в построении контакта.

Также призывники из сельской местности имеют высокие показатели по шкалам общительности и эмоциональной устойчивости (опросник «МОАС»), что характеризует их как открытых, готовых сотрудничать, они активны в установлении контактов, эмоционально стабильны и умеют управлять своими эмоциями.

Все вышеперечисленные качества помогают призывникам быстро адаптироваться к новым условиям, обеспечивают им более высокий уровень адаптивных способностей.

Таким образом, в ходе исследования был проведен теоретический анализ социально-психологической адаптации в новых условиях и, в частности, в условиях военной службы; проведено эмпирическое исследование адаптивности военнослужащих срочной службы из городской и сельской местности, а также выработаны практические рекомендации командирам подразделений по проведению психологической групповой и индивидуальной работы с личным составом.

 


Список литературы

 

1.  Александрович П. И., Малютин А. Г., Сенокосов Ж. Г. Психологический анализ трудностей адаптации военнослужащих к армейской жизнедеятельности. Рига, 2001. - 89 с.

2. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация: (Пограничные нервно-психические расстройства). - М., 2006. - 272 с.

.   Амбрумова А. Г. Социальная дезадаптация и суицид // Труды НИИ психиатрии им. Асатиани. - 2004. - Т. 19-20. - С. 47-49.

.   Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации // Актуальные проблемы суицидологии. - М., 2006. - Т. 82. - С. 6-28.

.   Апробация и стандартизация психодиагностических методов и методик с применением статистики. Учебно-методическое пособие. Министерство обороны РФ. - М., 2002. - 62 с.

.   Артемьева Е. Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии. - М., 2005. - 206 с.

.   Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 2009. - N1. - С. 92-100.

.   Бачерников Н. Е. Ситуационные реакции у военнослужащих: Диссертация доктора медицинских наук. - Л.: ВМедА., 2005. - 545 с.

.   Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М., 2008. - 270 с.

. Богомолов Ю. П., Воронина А. И., Куст В. П. Краткие сведения по применению некоторых медико-психологических тестов // Вопросы психологической адаптации. - Новосибирск.2004. - С. 42-54.

. Боенко А. В. Суицидальное поведение военнослужащих срочной службы и его предупреждение: Диссертация кандидата психологических наук. - М.: ГА ВС РФ., 2003. - 252 с.

12. Бушурова В. Г., Широкова И. К. Индивидуально-личностные предпосылки успешности обучения и адаптации курсантов морских училищ // Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии. - Л., 2004. - С. 121-122.

13. Васильев В. Л., Мамайчук И. И. Анализ личности несовершеннолетних жертв половых преступлений // Вопросы психологии. - 2003. - N1. - С. 63-64.

.   Гримак Л. П. Общение с собой: Начала психологии активности. - М., 2001. 320 с.

.   Дичев Т. Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровье человека (методологические и социальные аспекты). - М., 2006. - 184 с.

.   Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск., 2006. - 176 с.

.   Егоров Л. Г. Социальная адаптация молодежи в воинских коллективах: (Социологический анализ): Автореферат. диссертации кандидата философских наук. - М., 2005. - 24 с.

.   Зюскевич А. Е. Самоубийства среди военнослужащих: причины и пути предупреждения // Ракурс: Теория. Практика. Информация. Главное управление по работе с личным составом МО РФ. 2002. - N2. - С. 41-48.

.   Короленко Ц. П., Фролова Г. В. Вселенная внутри тебя (Эмоции. Поведение. Адаптация). - Новосибирск., 2009. - 205 с.

.   Костюк А. И. Адаптация и военная служба // Вестник ПВО. - 2003. N11. С. 49-52.

.   Кузьмин Е. С., Прохватилов А. А. О системном подходе к исследованию процессов адаптации // Психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов: Тезизы докладов научно- практической конференции -Курган., 2001. -С. 155-159.

.   Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. - М., 2009. - 304 с.

.   Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. - М., 2004. - 342 с.

.   Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2005. - 304 с.

.   Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М. 2001. - 296 с.

.   Луков Г. Ф., Платонов К. К. Психология. -2004. -3 44 с.

27. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. -Петрозаводск., 2002. -318 с.

28. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М., 2005. - 319 с.

29. Методики исследования и диагностики функционального состояния и работоспособности человека-оператора в экстремальных условиях. - М., 2009. - 265 с.

.   Методики психодиагностики в спорте: Учебное пособие для студентов педагогических институтов // В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. - М. 2000. - 256 с.

.   Муцинов С. С. Молодые воины: воспитание и адаптация в коллективе // Институт военной истории МО РФ. - М., 2009. - 86 с.

.   Наенко Н. И. Психическая напряженность. -2006. -112 с.

.   Натальина И. И. Об изучении индивидуальных особенностей вторичных образов // Психологический журнал. -2002. -Т. 13. - N1. - С. 24-29.

.   Небылицын В. Д. Избранные психологические труды. - М., 2000. - 408 с.

.   Нервно-психическая неустойчивость и мероприятия по ее выявлению у военнослужащих. Учебно-методическое пособие // Министерство обороны РФ. - М., 2002. - 32 с.

.   Нечипоренко В. В. Нервно-психическая неустойчивость как фактор суицидального риска: Диссертация кандидата медицинских наук. - Л.: ВМедА., 2004. - 160 с.

.   Основы профессионального психофизиологического отбора военных специалистов // Министерство обороны РФ. - М., 2001. - 262 с.

.   Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. - М., 2002. -224с.

. Печчеи А. Человеческие качества. - М., 2000. -302 с.

40.Психическая напряженность в трудовой деятельности. Сборник научных трудов. - 2009. - 300 С. 42.

. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования // Под ред. К. М. Гуревича. - М., 2009. - 232 с.

42.Психологические и социально-психологические особенности адаптации студента: (Материалы симпозиума). - Ереван, 2003. -322 С.

. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М., 2000. - 494 с.

.Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники: Проблема психологии личности. - М., 2002. -112 с.

. Ротенберг В. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. -М., 2004. -193 С. 47.

. Селье Г. Стресс без дистресса. - Рига, 1992. - 109 с.

.Сенокосов Ж. Г. Адаптация молодых воинов // Вестник ПВО. - 2001. -N4. С. 59-61.

.Сенокосов Ж. Г. Молодые воины: трудности адаптации // А педагогом быть обязан. - М., 2000. - С. 63-68.

.Сенокосов Ж. Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к воинской службе: Диссертация кандидата психологических наук. - М.: ВПА, 2000. - 264 с.

.Сенокосов Ж. Г. Социально-психологические основы повышения эффективности деятельности командиров и политработников подразделений (частей) по управлению процессом адаптации молодых солдат в первичных коллективах ВВС РФ. - Сызрань: Сызранское ВВАУЛ, 2005. - 51 с.

.Симонов П. В. Информационная теория эмоций // Психология эмоций. Тексты. - М., 2004. -С. 179-187.

52.Тарнавский Ю. Б. Срыва можно избежать (неврозы, их лечение и профилактика). - М., 2000. -144 с.

53.Философские проблемы теории адаптации. - М., 2005. - 277 с.

.Шафранская К. Д. Адаптивные реакции при психических состояниях человека // Тезизы научных сообществ психологов к XXII Международному психологическому конгрессу. - М., 2001. -Ч. 2. - С. 486-487.


Приложение 1

 

Автобиографическая анкета

 

1. Фамилия Имя Отчество ____________________________

2. Число, месяц, год рождения __________________

.   Национальность ______________________

4. Домашний адрес (индекс), телефон _______________

.   Призван когда ______________ каким РВК __________

6. Образование (подчеркнуть): высшее профессиональное (ВУЗ), среднее профессиональное (ПТУ), среднее техническое (техникум), общее среднее (11 кл.), общее основное (9 кл.), начальное.

.   Гражданская специальность ____________________

.   Место работы (учебы) до службы в армии ____________

.   Состав семьи:

ОТЕЦ: если отца нет, укажите почему _________________

Ф И О ____________________________

Год рождения __________________________

Где и кем работает __________________________

№ рабочего телефона _____________________

Состояние здоровья __________________

МАТЬ: если матери нет, укажите почему _________

Ф И О _________________________

Год рождения ___________________

Где и кем работает ____________________

№ рабочего телефона _____________

Состояние здоровья _______________________

БРАТЬЯ, СЕСТРЫ _________________________

ЖЕНАТ, ХОЛОСТ, РАЗВЕДЕН (подчеркнуть)

Ф И О жены ___________________

Год рождения __________

Где и кем работает _____________________

№ рабочего телефона ___________________

Состояние здоровья _________________________

ДЕТИ: Имя ребенка _____________________ год рождения ________

Состояние здоровья (указать диагноз) _________________

10. Ваши отношения с родителями (подчеркнуть): плохие, удовлетворительные, хорошие.

11. Отношение родителей к Вашему призыву в армию (подчеркнуть): неодобрение, одобрение, безразличие.

.   Ваши увлечения и интересы ____________________

.   Занимались ли ВЫ в спортивной секции (указать вид спорта) ________________ Как долго? ________________

.   Имел ли судимость? ______________Когда _______

За что __________________________________ статья № ____

Срок_____________ Адрес колонии _____________

_____________________________________________________________

Кто из родственников имел судимость ____________

За что ___________________________ Когда ____________

15. Имел ли приводы в милицию (подчеркнуть):

НЕ ИМЕЛ, ИМЕЛ (до 5 раз; до 10 раз)

За что ____________________________

. Отношение к спиртным напиткам:

Что употреблял (подчеркнуть): ВОДКА, ВИНО, ПИВО

Как часто (подчеркнуть): не пил вообще, выпивал редко, пил часто, выпивал ежедневно.

17. Отношение к наркотикам, токсическим веществам:

Что употреблял ____________________

Как часто (подчеркнуть): часто, от случая к случаю, крайне редко, не употреблял.

18. Считаете ли Вы себя верующим? _____________

Ваше вероисповедание ______________________

19. Ваше отношение к службе в армии (подчеркнуть): Желаю служить, буду служить, подчиняясь законодательству, не желаю служить.

20. Ваше состояние здоровья __________________

Какие заболевания ______________________

21. Были ли у Вас черепно-мозговые травмы ________________

22. Были ли у Вас сотрясения мозга ______________________

.   Были ли у Вас психические расстройства _____________

.   Состоял ли на учете у психиатра, невропатолога _________

.   Психическое здоровье Ваших близких родственников ________

.   Пытались ли Вы покончить жизнь самоубийством _________

Каким способом ____________________Причина ______________

Имеются ли у Вас родственники, пытавшиеся или покончившие жизнь самоубийством _______________ Кто _______________________________

Когда __________________ Причина ______________

27. Есть ли у Вас девушка ____________________

Какие с ней отношения ____________________

28. Являетесь ли Вы членом какой - либо партии, общественной организации, религиозной секты _____________

29. Материальное положение семьи _____________________

.   Испытывает ли семья социально-бытовые трудности _____

.   Ваша военная специальность ________________


Приложение 2

 

Анкета «Прогноз 2»

 

Разработана В.Ю. Рыбниковым. Она предназначена для определения уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) у военнослужащих и позволяет выявить отдельные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность возникновения нервно-психических срывов Качественный анализ ответов позволяет уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности человека в различных ситуациях.

Методика содержит 86 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Результаты обследования выражаются количественным показателем (в баллах), на основании которого выносится заключение об уровне нервно-психической устойчивости и вероятности нервно-психических срывов

Для проведения обследования необходимо иметь текст опросника и регистрационные бланки Обследование длится около 20 минут.

Инструкция обследуемым: «Вам предлагается ответить на 86 вопросов, направленных на выявление некоторых особенностей Вашей личности. Будьте откровенны, долго не раздумывайте над содержанием вопросов, давайте естественный ответ, который первым придет Вам в голову. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы отвечаете «да», поставьте в соответствующей клетке регистрационного бланка знак «+» если Вы выбрали ответ «нет», поставьте знак «- «(минус) Внимательно следите за тем, чтобы номер вопроса анкеты и номер клетки регистрационного бланка совпадали. Не пропускайте высказываний.

. Бывало, что я бросал начатое дело, так как я боялся, что не справлюсь с ним.

. Меня легко переспорить.

. Я избегаю поправлять людей, которые высказывают необоснованные утверждения

. Люди проявляют ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю.

. Иногда я бываю уверен, что другие люди знают, о чем я думаю

. Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещании.

. Временами я бываю совершено уверен в своей никчемности.

У меня никогда не было столкновений с законом.

9. Я часто запоминаю числа, не имеющие для меня никакого значения (например, номера автомашин...).

Иногда я говорю неправду

11. Я впечатлительнее большинства других людей.

. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

. Определенно, судьба не благосклонна ко мне.

. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

. Я легко теряю терпение с людьми

. У меня отсутствуют враги, которые по-настоящему хотели бы причинить мне зло

. Иногда мой слух настолько обостряется, что это мне даже мешает.

. Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня.

20. Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего.

21. В игре я предпочитаю выигрывать.

. Часто перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с человеком, которого я не желаю видеть.

. Большую часть времени у меня такое чувство, будто я сделал что-то не то или даже плохое.

. Если кто-нибудь говорит глупость или как-нибудь иначе проявляет свое невежество, я стараюсь разъяснить ему его ошибку.

. Иногда у меня бывает чувство, что передо мной нагромоздилось столько трудностей, что одолеть их просто невозможно.

. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

. В моей семье есть очень нервные люди.

. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

. Должен признать, что временами я волнуюсь из-за пустяков.

. Когда мне предлагают начать дискуссию или высказать свое мнение по вопросу, в котором я хорошо разбираюсь, я делаю это без робости.

. Я часто подшучиваю над друзьями.

. В течение жизни у меня несколько раз менялось отношение к моей профессии

Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

. Я часто работал под руководством людей, которые умели повернуть дело так, что все достижения в работе приписывались им, а виноватыми в ошибках оказывались другие

Я безо всякого страха вхожу в комнату, где другие уже собрались и разговаривают

. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо

. Когда я нахожусь на высоком месте, у меня появляется желание прыгнуть вниз

. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

. Мои планы часто казались мне настолько трудновыполнимы, что я должен был отказаться от них.

. Я часто бываю рассеянным, забывчивым.

41. Приступы плохого настроения у меня бывают редко

    Я бы предпочел работать с женщинами

    Счастливей всего я бываю, когда я один.

    Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным

    Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

.   Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

    Я человек нервный и легко возбудимый.

.   Меня очень раздражает, когда я забываю, куда кладу вещи.

    Бывает, что я сержусь.

.   Работа, требующая пристального внимания, мне нравится

.   Иногда я бываю так взволнован, что не могу усидеть на месте.

.   Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех

.   Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

.   Иногда я принимаю валериану, элениум или другие успокаивающие средства.

.   Человек я подвижный.

.   Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.

.   Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

.   Бывало, что я отвечал на письма не сразу после прочтения.

Раз в неделю или чаще я бываю возбужденным и взволнованным.

60. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы или

учебы. Переход к новым условиям жизни, работы или учебы кажется мне невыносимо трудным.

. Иногда случалось так, что я опаздывал на работу или свидание.

. Голова у меня болит часто.

. Я вел неправильный образ жизни.

. Алкогольные напитки я употребляю в умеренных количествах (или не употребляю вовсе).

65. Я часто предаюсь грустным размышлениям

. По сравнению с другими семьями в моей очень мало любви и тепла

У меня часто бывают подъемы и спады настроения.

. Когда я нахожусь среди людей, я слышу очень странные вещи.

. Я считаю, что меня очень часто наказывали незаслуженно

. Мне страшно смотреть вниз с большой высоты.

. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу

. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

. У меня бывали периоды, когда я что-то делал, а потом не знал, что именно я делал.

. Когда я пытаюсь что-то сделать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

. Думаю, что я человек обреченный.

У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте.

Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее

Мне кажется, что я все чувствую более остро, чем другие

Иногда совершенно безо всякой причины у меня вдруг наступает период необычайной веселости

Некоторые вещи настолько меня волнуют, что мне даже говорить о них трудно

. Иногда меня подводят нервы

. Часто у меня бывает такое ощущение, будто все вокруг нереально.

Когда я слышу об успехах близкого знакомого, я начинаю чувствовать, что я неудачник

. Бывает, что мне в голову приходят плохие, часто даже ужасные, слова, и я никак не могу от них отвязаться.

. Иногда я стараюсь держаться подальше от того или иного человека, чтобы не сделать или не сказать чего-нибудь такого, о чем потом сожалею.

. Часто, даже когда все складывается для меня хорошо, я чувствую, что мне все безразлично.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.192 с.)