Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическое обеспечение адаптации к условиям военной службы
Одним из важнейших направлений в работе войскового психолога является психологическое обеспечение адаптации военнослужащих по призыву к воинской среде и условиям службы. Решение задач, связанных с проблемой адаптации человека к условиям воинской деятельности обуславливает успешность и эффективность его включения в эту деятельность, психические состояния, определяющие адекватное поведение, внутренний психологический комфорт, оптимальное взаимодействие с окружающей средой, всю систему социальных связей личности в условиях службы. Иными словами, гарантия успешности прохождения воинской службы заключается в устойчивой адаптированности личности к ее условиям. Исходя из этого, процесс адаптации должен быть в центре внимания и в зоне активной деятельности психологов, командиров, офицеров воспитательных структур, так как его зависимость от множества объективных и субъективных факторов и причин делает этот процесс весьма уязвимым, неустойчивым и неоднозначно сориентированным на конечный результат. Основным звеном и начальным этапом работы по психологическому обеспечению адаптации военнослужащих по призыву является диагностика или оценка адаптивной способности личного состава. Она основана на изучении индивидуальных особенностей каждого военнослужащего, уровня его мотивации к военной службе, биографических данных, социального окружения до службы и т.д. Диагностика должна проводиться как на этапе острых психических реакций входа, то есть практически с прибытием пополнения в воинскую часть, так и в процессе службы воинов периодически. Если в первом случае это будет оценка адаптационных способностей (потенциала) военнослужащего, то в последующем - это оценка уровня адаптированности (в упрощенном понимании, по принципу: "адаптация - дезадаптация"). Другими словами констатация факта того или другого состояния. Этот вид диагностики рекомендуется использовать: по истечении первых 4-6 месяцев пребывания военнослужащих в части, (так как примерно в это время завершается этап переадаптации) и затем не реже одного раза в полгода службы; при резком изменении условий службы или характера воинской деятельности (при переводе военнослужащего из одного подразделения в другое, назначением на другую должность или специальность, при усложнении задач воинской деятельности и повышении их значимости и т.п.);
при неблагоприятных стеченьях обстоятельств в личной жизни отдельных военнослужащих и других условиях. Однако самым важным этапом диагностики является оценка адаптационных способностей личности в первые дни службы и пребывания в новых, непривычных условиях существования. Тестовая методика оценки адаптационных способностей военнослужащих по призыву (МОАС). Использование на этапе диагностики МОАС позволяет распределить всех испытуемых на три основные группы: 1) группа лиц, склонных к дезадаптивным состояниям; ) военнослужащие с удовлетворительными адаптационными способностями; 3) военнослужащие с высокими адаптационными способностями. В описании МОАС и порядка ее применения приводятся характеристики каждой из этих групп. Наибольший интерес военного психолога вызывают группа военнослужащих, склонных к дезадаптивным состояниям, как объект непосредственной активной психологической поддержки. В работе с этой группой последовательно выделяются следующие этапы: 1) определение типа дезадаптивного поведения; ) оценка степени обусловленности дезадаптации субъективным переживанием условий службы или же психопатологическими склонениями в развитии личности; ) на основе этих двух этапов работы - определение конкретных методов и средств профилактики дезадаптивных состояний или же коррекция дезадаптации (в случае ее фактического присутствия); ) выработка рекомендаций командирам подразделений по оказанию психолого-педагогической помощи данной категории их подчиненных. Рассматривая задачи психологического обеспечения и работы с двумя другими группами военнослужащих по призыву, необходимо отдельно выделить такое направление как система контроля за уровнем адаптированности к условиям службы группы лиц, имеющих удовлетворительные адаптационные возможности. Из схемы этапов адаптации видно, что этап переадаптации тоже может привести к неблагоприятному пути в направлении неустойчивой психической деятельности. Можно сказать, что тот адаптационный потенциал, который позволил отнести данных людей ко второй группе, может значительно снизится под влиянием психогенных факторов войсковой среды и этап переадаптации успешно завершен не будет. Поэтому рекомендуется оценивать степень успешности протекания адаптационного процесса этих военнослужащих систематически на протяжении первых двух-трех месяцев их пребывания в части. В качестве методов объективного контроля за протеканием адаптационного процесса используются: наблюдения, беседы, оценочные характеристики командиров и другие психодиагностические методики, например, анкета "Прогноз - 2" для оценки уровня нервно-психической устойчивости; опросные методики в виде анкет, разработанные непосредственно в воинской части, исходя из конкретных условий службы в ней. Основной целью этого направления в работе является своевременное выявление военнослужащих, чья переадаптация угрожает вылиться в неустойчивую нервно-психическую деятельность и оказание им своевременной психологической поддержки и помощи путем психокоррекции, индивидуальных занятий по психоэмоциональной регуляции, помощи в рациональном переосмыслении сложившей ситуации и личных проблем.
Особое и наиболее перспективное направление в работе по психологическому обеспечению адаптации военнослужащих по призыву занимает снижение уровня влияния психогенных факторов войсковой среды и профилактика дезадаптивных состояний. Это направление может быть в значительной степени реализовано следующими путями: . Переориентация системы правовой работы с личным составом на разъяснение военнослужащим их прав, льгот, социальных гарантий, предусмотренных законами государства в связи с особым характером их деятельности. До настоящего времени в войсках практиковалось, в большинстве своем, с первых дней обучения молодых солдат настойчивое стремление в самый короткий срок добиться полнейшего усвоения ими всех их обязанностей по службе, причем права и социальные гарантии, в лучшем случае, оставались на втором плане. Чувство личной безопасности, защиты личного достоинства, возможности защитить свои права есть необходимые условия успешной адаптации к войсковой среде. На основе уяснения и усвоения гарантий социальных прав и льгот военнослужащего, могут быть успешнее без излишнего напряжения и определенного неприятия усвоены все обязанности, определяемые законом и требованиями военной службы. Занятия по правовой подготовке должны быть нацелены на формирование у воинов умения пользоваться правами, защищать их и особенно свое личное достоинство на практике в рамках правовых норм. Как вариант занятия может быть решение практических задач с конкретной ситуацией и выбором одного из предложенных вариантов решения, который является правильным с точки зрения права и законности. . Изучение комплекса потребностей, связанных с духовной сферой личности. Ими могут быть музыкальные интересы, кино, литература и др. Организацию культурно-досуговой работы в части необходимо строить на основе реальных интересов и запросов военнослужащих с целью их максимального удовлетворения. Инициатива по созданию фонотек, составлению музыкальных программ от самих военнослужащих должна всячески поощряться и поддерживаться. Музыка является одним из эффективных средств регуляции эмоциональных переживаний, снятия нервно-психического напряжения. Однако, эффект достигается лишь при совпадении эстетических вкусов с предлагаемым в данных условиях, репертуаром музыкальных программ.
. Умелое использование методов и техник психорегуляции. Данная работа требует достаточной профессиональной подготовки психолога и практического владения одной или несколькими методами психорегуляции, что позволяет снимать излишнее нервно-психическое напряжение, корректировать негативные психические состояния, осуществлять поддержку психической деятельности по переадаптации, мобилизацию необходимых психических ресурсов. Овладение этими методами - профессиональная обязанность военного психолога, которая обеспечивает успешное решение большого круга задач психологической работы с личным составом. 4. Особо необходимо выделить деятельность, направленную на работу с субъективными факторами условий службы, усугубляющих психогенное влияние войсковой среды. Ими могут быть негативные явления, связанные со взаимоотношениями начальников и подчиненных. Зачастую неподготовленность юношей к военной службе рассматривается как их личная вина. Хотя причин тому гораздо больше, чем непосредственно сама личность молодого солдата, начиная от социально-экономических условий, издержек воспитания, атмосферы в семье, заканчивая физической слабостью и недостатком волевых качеств. Это беда юноши и его трагедия, которую если он даже и не осознает, то в полной мере прочувствует, столкнувшись с трудностями военной службы. Поэтому метод "шоковой терапии", который достаточно прочно укоренился в некоторых подразделениях молодого пополнения, где с первых дней принципы "чем жестче, тем лучше" и "чтобы служба медом не казалась" никоим образом не способствует успешности адаптации, а в большинстве случаев при неблагоприятном сочетании личностных качеств, это верный путь к дезадаптации и нервно-психическим срывам. Точно так же характерные насмешки, грубые окрики, умышленное принижение социального статуса абсолютно не способствует успешному вхождению молодых солдат в режим эффективной и устойчивой служебной деятельности. С точки зрения теории естественного отбора эти методы может быть себя и оправдывают, то есть: выживает сильнейший. Но вот как быть с теми, кто отбора не прошел, не выдержал? Оставить их с психическими нарушениями как-нибудь дослуживать? А не в этом ли одна из причин страшных происшествий с гибелью людей от рук их же сослуживцев? Необходимо направить работу по психолого-педагогической подготовке командиров, в том числе и сержантов по призыву на правильное осмысление своих обязанностей в вопросах оказания помощи и психологической поддержки военнослужащим на начальных этапах их службы.
5. Процесс адаптации, разумеется, проходит в условиях реальной, конкретной части, где влияние описанных выше психогенных факторов имеет свой оттенок, свои особенности. Глубокий и всесторонний анализ реального характера психогенного воздействия конкретной среды позволяет разработать систему мер и методов работы по снижению уровня этого воздействия на психику военнослужащих в сочетании с анализом и изучением их наиболее остро переживаемых неудовлетворенных потребностей и изысканию возможностей для их, в той или иной мере, адекватного удовлетворения или же оказанию помощи в конструктивной переоценке ситуации. Таким образом, адаптация - это процесс и результат приспособления организма к условиям окружающей среды. Материалы исследования позволяют считать, что адаптация молодого солдата к условиям военной службы - это сложный, динамический, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки его мотивационно-ценностной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек, расширения и углубления ориентационной основы деятельности в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации. Адаптация может иметь активную или пассивную форму, что зависит от индивидуально-психических особенностей личности (направленность, темперамент, характер, способности) и условий деятельности. Исходя из содержания деятельности молодых солдат, можно выделить такие виды адаптации как: биологическая, физиологическая, психофизиологическая, психологическая, социально-психологическая, социальная, биосоциальная и другие.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.011 с.) |