Шкалы психологического благополучия К. Рифф 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шкалы психологического благополучия К. Рифф



(в адаптации Т. Д. Шевельковой, П. П. Фесенко) [30]

Диагностическая цель: изучение степени выраженности основных показателей психологического благополучия личности.

Не смотря на то, что в психологии на сегодняшний день нет единого общепризнанного определения понятия «психологическое благополучие», большинство исследователей сходится на том, что данное понятие характеризует область переживаний и состояний, свойственных здоровой личности. К. Рифф разработала многомерную модель психологического благополучия, которая включает шесть основных составляющих: наличие цели в жизни, положительные отношения с другими, личностный рост, управление окружением, самопринятие и автономия. В соответствии с данной моделью разработан инструментарий для проведения исследований, который получил широкое распространение за рубежом под названием «Шкалы психологического благополучия К. Рифф» («Ryffs Psychological Well-Being Scale»). В настоящее время многомерная модель К. Рифф принимается многими исследователями, а разработанная автором методика измерения психологического благополучия неоднократно проходила проверки на надежность и валидность как за рубежом, так и в России.

Контингент: опросник предназначен для молодых людей мужского пола от 17 лет и старше.

Однако, многочисленные отечественные исследования с использованием шкалы К.Рифф показывают валидность методики как в женских группах, так и в более возрастных группах (Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев, Т. Д. Шевелькова, П. П. Фесенко)

Процедура исследования

Опросник состоит из шести шкал, каждая из которых представлена четырнадцатью утверждениями. Обследуемые дают ответы, используя следующие оценки: «полностью не согласен» (1 балл), «скорее, не согласен» (2 балла), «кое в чем не согласен» (3 балла), «кое в чем согласен» (4 балла), «скорее, согласен» (5 баллов), «полностью согласен» (6 баллов).

    Инструкция: «Следующие утверждения о том, что Вы чувствуете относительно себя и Вашей жизни. Пожалуйста, помните, что здесь нет правильных или неправильных ответов. Обведите цифру, которая наиболее отражает степень Вашего согласия или несогласия с каждым утверждением в данный момент».

Текст опросника

Обведите цифру, которая наиболее отражает степень Вашего согласия или несогласия с каждым утверждением в данный момент Полностью не согласен Скорее, не согласен Кое в чем не согласен Кое в чем согласен Скорее, согласен Полностью согласен
1. Многие люди считают меня любящим и заботливым. 1 2 3 4 5 6
2. Иногда я изменяю свое поведение или образ мыслей, чтобы больше соответствовать окружающим. 1 2 3 4 5 6
3. Вообще, я считаю, что сам несу ответственность за то, как я живу. 1 2 3 4 5 6
4. Я не заинтересован в деятельности, которая расширит мой кругозор. 1 2 3 4 5 6
5. Я испытываю приятные эмоции, когда думаю о том, что я сделал в прошлом и что надеюсь сделать в будущем. 1 2 3 4 5 6
6. Когда я просматриваю историю своей жизни, я испытываю удовольствие от того, как все сложилось. 1 2 3 4 5 6
7. Считаю поддержание близких отношений сложным и бесполезным. 1 2 З 4 5 6
8. Я не боюсь высказывать вслух то, что я думаю, даже если это не соответствует мнению окружающих. 1 2 3 4 5 6
9. Потребности повседневной жизни часто нервируют меня. 1 2 3 4 5 6
10. Вообще, я считаю, что продолжаю узнавать больше о себе с течением времени 1 2 3 4 5 6
11. Я живу одним днем и не задумываюсь всерьез о будущем. 1 2 3 4 5 6
12. В общем, я чувствую уверенность и положительное отношение к себе. 1 2 3 4 5 6
13. Я часто чувствую себя одиноким из-за того, что у меня мало близких друзей, с которыми можно поделиться своими переживаниями. 1 2 3 4 5 6
14. Обычно на мои решения не влияет то, что делают окружающие. 1 2 3 4 5 6
15. Я не очень хорошо соответствую людям и обществу, окружающим меня. 1 2 3 4 5 6
16. Я отношусь к числу людей, которые открыты для всего нового. 1 2 3 4 5 6
17. Я стараюсь сосредоточиться на настоящем, так как будущее почти постоянно приносит мне проблемы. 1 2 3 4 5 6
18. Мне кажется, что многие из людей, которых я знаю, получили от жизни больше, чем я. 1 2 3 4 5 6
19. Я испытываю удовольствие отличного и взаимного общения с членами семьи или друзьями. 1 2 3 4 5 6
20. Я склонен беспокоиться о том, что окружающие думают обо мне. 1 2 3 4 5 6
21. Я довольно хорошо справляюсь с большей частью ежедневных обязанностей. 1 2 3 4 5 6
22. Я не хочу делать что-либо по-новому, в моей жизни меня все устраивает таким, как оно есть. 1 2 3 4 5 6
23. У меня есть чувство направленности и цель в жизни. 1 2 3 4 5 6
24. Была бы возможность, я бы многое в себе изменил. 1 2 3 4 5 6
25. Для меня важно быть хорошим слушателем, когда мои друзья рассказывают мне о своих проблемах. 1 2 3 4 5 6
26. Быть довольным самим собой важнее, чем получать одобрение окружающих. 1 2 3 4 5 6
27. Я часто чувствую себя заваленным своими обязанностями. 1 2 3 4 5 6
28. Я думаю, что важно переживать новый опыт, который бросает вызов моему мнению о себе и о мире. 1 2 3 4 5 6
29. Моя ежедневная деятельность кажется мне банальной и несущественной. 1 2 3 4 5 6
30. Мне нравится большая часть моих качеств. 1 2 3 4 5 6
31. Я знаю немногих людей, желающих выслушать, когда мне нужно с кем-то поговорить. 1 2 3 4 5 6
32. Я склонен поддаваться влиянию людей с твердыми убеждениями. 1 2 3 4 5 6
33. Если бы я был недоволен своей жизненной ситуацией. я бы предпринял эффективные шаги, чтобы ее изменить. 1 2 3 4 5 6
34. Если подумать, я не достиг большего как личность за последние несколько лет. 1 2 3 4 5 6
35. Я не имею четкого осознания того, что я пытаюсь достичь в жизни. 1 2 3 4 5 6
36. В прошлом я совершил несколько ошибок, но я считаю, что в целом все вышло благополучно. 1 2 3 4 5 6
37. Я думаю, что получаю много от своих друзей. 1 2 3 4 5 6
38. Люди редко убеждают меня делать то, что я не хочу делать. 1 2 3 4 5 6
39. Обычно я хорошо забочусь о своих личных финансах и делах. 1 2 3 4 5 6
40. С моей точки зрения люди любого возраста способны продолжать дальнейший личностный рост и развитие. 1 2 3 4 5 6
41. Я привык ставить перед собой цели, но сейчас это кажется пустой тратой времени. 1 2 3 4 5 6
42. Во многих отношениях я чувствую разочарование относительно моих достижении и жизни. 1 2 3 4 5 6
43. Мне кажется, что у большинства окружающих людей больше друзей, чем у меня. 1 2 3 4 5 6
44. Для меня важнее приспособиться к другим, чем остаться одному со своими принципами. 1 2 3 4 5 6
45. Я испытываю стресс из-за того, что не могу управиться со всеми делами, которые я вынужден делать каждый день. 1 2 3 4 5 6
46. Со временем я обрел большее понимание жизни, что сделало меня более сильным и способным человеком. 1 2 3 4 5 6
47. Мне доставляет удовольствие строить планы на будущее и работать над их воплощением в жизнь. 1 2 3 4 5 6
48. По большей части я горжусь тем, кто я есть, и жизнью, которой я живу. 1 2 3 4 5 6
49. Люди назвали бы меня человеком, готовым уделить время другим. 1 2 3 4 5 6
50. Я уверен в своем мнении, даже если оно противоречит общему мнению. 1 2 3 4 5 6
51 Мне хорошо удастся распределить свое время так, чтобы я мог справляться со всем, что должно быть сделано. 1 2 3 4 5 6
52. Мне кажется, что я стал значительно более развитый как личность с течением времени. 1 2 3 4 5 6
53. Я – человек, активно выполняющий намеченные мною планы. 1 2 3 4 5 6
54. Я завидую тому, как живут многие люди. 1 2 3 4 5 6
55. У меня никогда не было достаточно теплых и доверительных отношений с другими. 1 2 3 4 5 6
56. Мне сложно высказывать свое мнение по спорным вопросам. 1 2 3 4 5 6
57. Каждый мой день расписан, но я получаю чувство удовлетворения от того, что со всем справляюсь. 1 2 3 4 5 6
58. Мне не нравится оказываться в новых ситуациях, которые требуют от меня изменения старого доброго способа действий. 1 2 3 4 5 6
59. Некоторые люди бесцельно блуждают по жизни, но я не отношусь к таким людям. 1 2 3 4 5 6
60. Мое отношение к себе, вероятно, не такое положительное, какое испытывают к себе большинство людей. 1 2 3 4 5 6
61. Я часто чувствую, что остаюсь в стороне, когда дело касается дружбы. 1 2 3 4 5 6
62. Я часто меняю свои решения, если мои друзья или члены семьи не согласны с ними. 1 2 3 4 5 6
63. Я испытываю напряжение, когда пытаюсь распланировать свои действия, так как я никогда не выполняю до конца все, что запланировал. 1 2 3 4 5 6
64. Для меня жизнь – это непрерывный процесс обучения, перемен и роста. 1 2 3 4 5 6
65. Иногда мне кажется, что я сделал все, что нужно было в моей жизни. 1 2 3 4 5 6
66. Много дней я просыпаюсь удрученный мыслями о том, как я прожил свою жизнь. 1 2 3 4 5 6
67. Я знаю, что могу доверять своим друзьям, а они знают, что могут доверять мне. 1 2 3 4 5 6
68. Я не отношусь к людям, которые поддаются социальному давлению думать или поступать определенным образом. 1 2 3 4 5 6
69. Мои попытки найти вид деятельности и взаимоотношения, подходящие для меня, были весьма успешными. 1 2 3 4 5 6
70. Мне доставляет удовольствие видеть, как мои взгляды меняются и «взрослеют» с годами. 1 2 3 4 5 6
71. Мои цели в жизни являются для меня скорее источником удовлетворения, чем разочарования. 1 2 3 4 5 6
72. В прошлом были взлеты и падения, но в целом я бы не стал ничего менять. 1 2 3 4 5 6
73. Мне сложно по-настоящему открыться, когда я общаюсь с окружающими. 1 2 3 4 5 6
74. Меня заботит то, как люди оценивают выборы, сделанные мною в жизни. 1 2 3 4 5 6
75. Мне сложно распланировать свою жизнь таким образом, чтобы меня это устраивало. 1 2 3 4 5 6
76. Я давным-давно перестал пытаться улучшить или изменить что-нибудь в своей жизни. 1 2 3 4 5 6
77. Мне приятно думать о том, чего я достиг в жизни. 1 2 3 4 5 6
78. Когда я сравниваю себя с друзьями и знакомыми, я испытываю приятные чувства от того, кем я являюсь. 1 2 3 4 5 6
79. Мои друзья и я сопереживаем проблемам друг друга. 1 2 3 4 5 6
80. Я сужу о себе по тому, что я считаю важным, а не по ценностям, которые считают важными окружающие. 1 2 3 4 5 6
81. Я сумел создать свой собственный дом и образ жизни, которые наиболее соответствуют моим предпочтениям 1 2 3 4 5 6
82. Правильно говорят, что старого пса новым трюкам не научишь. 1 2 3 4 5 6
83. В конечном итоге я могу с уверенностью сказать, что моя жизнь не много стоит. 1 2 3 4 5 6
84. У всех есть свои недостатки, но, кажется, у меня их более чем достаточно. 1 2 3 4 5 6

Обработка результатов

При подсчете баллов ответы на «прямые» утверждения подсчитываются в соответствие с обведенным ответом, а ответы «обратные» утверждения (см. ключ к опроснику) изменяются на противоположные так, чтобы высокие баллы указывали на высокий уровень оценки («1» изменяется на «6», «2» – на «5», «3» – на «4» и т.д.).

Общий показатель по каждой шкале подсчитывается путем сложения баллов, затем осуществляется перевод «сырых» баллов в стэны, согласно таблице 14.

Ключ к опроснику

Наименование шкалы

Номера утверждений

прямые

обратные
Положительные отношения с другими

1, 19,25,37,49,67.79

7, 13,31,43,55,61,73

Автономия

8, 14,26, 38,50,68,80

2,20,32,44.56,62,74

Управление окружением

3,21,33,39,51,57,69,81

9, 15,27,45,63,75

Личностный рост

10, 16,28,40,46,52,64,70

4, 22, 34, 58, 76, 82

Цель в жизни

5,23,47,53,59,71,77

11, 17,29,35,41,65,83

Самопринятие

6, 12,30, 36,48,72,78

18,24,42,54,60.66,84

         

 

Таблица 14 перевода «сырых» баллов в стэны по шкалам опросника ШПБ

 

Стэны

 

«Сырые» баллы по шкалам

Общий балл

Уровни 1 2 3 4 5 6

Низкий

1 44 и менее 42 и менее 41 и менее 44 и менее 44 и менее 39 и менее 274 и менее
2 45-48 43-44 42-45 45-48 15 -49 40-43 275-294
3 49-52 45-47 46-50 49-52 50-53 44-48 295-314

Средний

4 53-56 48-51 51-54 53-55 54-57 49-52 315-334
5 57-61 52-54 55-58 56-59 58-62 53-57 335-353
6 70-69 55-58 59-67 60-67 63-70 58-66 354-393
7 70-74 59-62 68-71 68-71 71-75 67-71 394-413

Высокий

8 75-78 63-67 72-75 72-75 76-79 72-75 414-433
9 79-82 68-74 76-79 76-78 80 и более 76-80 434-453
10 83-84 75 и более 80 и более 79 и более - 81 и более 454 и более

Где, 1 – Положительные отношения с другими, 2 – Автономия, 3 – Управление окружением, 4 – Личностный рост, 5 – Цель в жизни, 6 – Самопринятие.

Интерпретация результатов

Шкала «Положительные отношения с другими». Респондент, набравший по шкале наименьший балл, имеет лишь ограниченное количество доверительных отношений с окружающими; ему сложно быть открытым, проявлять теплоту и заботиться о других; в межличностных взаимоотношениях, как правило, изолирован и фрустрирован; не желает идти на компромиссы для поддержания важных связей с окружающими.

Респондент, набравший по шкале наибольший балл, имеет удовлетворительные доверительные отношения с окружающими; заботится о благополучии других; способен сопереживать, допускает привязанности и близкие отношения; понимает, что человеческие отношения строятся на взаимных уступках.

Шкала «Автономия». Высокий балл поданной шкале характеризует респондента как самостоятельного и независимого, способного противостоять попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом; самостоятельно регулирует собственное поведение; оценивает себя в соответствии с личными критериями.

Респондент с наименьшим баллом по шкале зависит от мнения и оценки окружающих; в принятии важных решений полагается на мнение других; поддается попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом.

Шкала «Управление окружением». Высокий балл – респондент обладает властью и компетенцией в управлении окружением, контролирует всю внешнюю деятельность, эффективно использует предоставляющиеся возможности, способен улавливать или создавать условия и обстоятельства, подходящие для удовлетворения личных потребностей и достижения целей.

Низкий балл характеризует респондента как человека, который испытывает сложности в организации повседневной деятельности, чувствует себя неспособным изменить или улучшить складывающиеся обстоятельства, безрассудно относится к предоставляющимся возможностям, лишен чувства контроля над происходящим вокруг.

Шкала «Личностный рост». Респондент с наибольшим баллом по шкале обладает чувством непрекращающегося развития, воспринимает себя «растущим» и самореализовывающимся, открыт новому опыту, испытывает чувство реализации своего потенциала, наблюдает улучшения в себе и своих действиях с течением времени; изменяется в соответствии с собственными познаниями и достижениями.

Респондент с наименьшим баллом осознает отсутствие собственного развития, не испытывает чувства улучшения или самореализации, испытывает скуку и не имеет интереса к жизни, ощущает неспособность устанавливать новые отношения или изменять свое поведение.

Шкала «Цель в жизни». Испытуемый с высоким баллом по данной шкале имеет цель в жизни и чувство направленности; считает, что прошлая и настоящая жизнь имеет смысл; придерживается убеждений, которые являются источниками цели в жизни; имеет намерения и цели на всю будущую жизнь.

Респондент с низким баллом по шкале лишен смысла в жизни; имеет мало целей или намерений; у него отсутствует чувство направленности, он не находит цели в своей прошлой жизни, не имеет перспектив или убеждений, определяющих смысл жизни.

Шкала «Самопринятие». Наибольший балл характеризует респондента как человека, который позитивно относится к себе, знает и принимает различные свои стороны, включая хорошие и плохие качества, положительно оценивает свое прошлое.

Респондент с наименьшим баллом недоволен собой, разочарован событиями своего прошлого, испытывает беспокойство по поводу некоторых личных качеств, желает быть не тем, кем является.

Таким образом, русскоязычный вариант опросника К. Рифф «Шкалы психологического благополучия» надежен, валиден, выявляет уровень и характер соотношения составляющих психологического благополучия у испытуемых и может быть использован в практике психологического консультирования и коррекции, психологического сопровождения профессиональной и учебной деятельности, а также для дальнейшего исследования психологического благополучия.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 108145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.249.104 (0.053 с.)