Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы и детерминанты счастья

Поиск

Многообразие определений понятия счастья порождает и многообразие взглядов на проблему выделения факторов, влияющих на достижение удовлетворенности жизнью и счастья. Представления о детерминантах счастья исследуются двумя путями: 1) путем изучения влияния на счастье и удовлетворенность отдельных факторов – работы, учебы, семейных отношений; 2) путем исследования влияния на уровень удовлетворенности личностных характеристик (Э. Дайнер, 1998).

Другими словами, многообразие факторов и детерминант удовлетворенности человека своей жизнью позволяет выделить, прежде всего, два аспекта: их «объективность» и «субъективность». При этом объективные факторы и детерминанты включают в себя все те сферы жизнедеятельности человека, которые характеризуют его социальную жизнь, социальные условия существования. Субъективные факторы и детерминанты включают все многообразие индивидуально-психологических особенностей человека и отражают аспект его индивидного, личностного, социально-психологического и ценностно-смыслового вклада в собственное благополучие. Остановимся на указанных детерминантах более подробно.

Объективные факторы и детерминанты удовлетворенности

Все выделяемые в современных исследованиях объективные факторы характеризуются разнонаправленностью и разноуровневостью своего вклада в общий индекс счастья и удовлетворенности. Если систематизировать возможные факторы и детерминанты, то основными «блоками» станут следующие.

1. Культурно-исторические и религиозные факторы (различия в показателях удовлетворенности жизнью и счастья у жителей разных стран, представителей разных религий, представителей различных этнических групп, у людей с разной ментальностью).

В отечественной психологии исследуются проблемы счастья и общей удовлетворенности жизнью с учетом российской ментальности (И. А. Джидарьян, Е. В. Антонова, 2001). Выявлено, что для россиян очень важно «умение радоваться жизни и тому, что имеешь», «любить и быть любимым», «семейное благополучие», самореализация и личностный рост, ощущение полноты жизни. Большую роль играет также осознание нужности другим людям. Наряду с этим И. А. Джидарьян отмечает, что для русского народа счастье заключается в поиске более высоких идеальных оснований бытия, а также в наличии смысла жизни и стремлении к нему.

Данные зарубежных исследований позволяют утверждать, что удовлетворенность жизнью в разных странах мира проявляется по-разному. Так, в Швейцарии – наивысшая удовлетворенность жизнью, но довольно низкое значение показателя положительных эмоций; в Турции и Нигерии значения положительных эмоций достаточно высокие, а степень удовлетворенности жизнью низкая (М. Аргайл, 2003). По данным исследователей есть государства (острова в Тихом океане), где в силу культурных традиций выражение счастья не одобряется, осуждается. Счастливый человек воспринимается как слишком довольный собой и «пускающий окружающим пыль в глаза» (М. Аргайл, 2003). Китайцы боятся, что если они будут слишком счастливы, судьба их накажет. При этом по результатам психологических исследований счастья Россия по удовлетворенности жизнью и гедонистическому балансу (разнице между положительными и отрицательными эмоциями) значительно уступает Китаю. Так в исследовании Н. В. Виничук показано, что счастье и удовлетворенность жизнью китайских студентов «…связано с благополучием коллектива, где каждый чувствует себя личностью, значимым звеном. Для китайцев нет проблемы поиска смысла жизни, как у русских, потому что основы жизнеустройства сформированы много веков назад и существенно не менялись на протяжении истории. Представление о счастье российских студентов показывает значимость проявления себя как личности, которое возможно через независимость, свободу выбора и действий и материальное благополучие. Но при ощущении внутренней свободы российский человек, обладающий особым чувственным восприятием жизни, крайне нуждается в близком окружении (семьи, друзей). При этом очень важен мир и ценность самой жизни, способность и желание ею наслаждаться» (Н. В. Виничук, 2008).

Так же среди факторов, влияющих на удовлетворенность жизнью и счастье, различные авторы называют: силу (интенсивность) религиозных убеждений, частоту посещений церковной службы и др., несмотря на то, что в исторической перспективе роль религии ослабляется. Установлено, что 85 % из посещающих церковь раз или более в неделю «очень довольны жизнью»; среди бывающих в церкви лишь время от времени таковых оказалось 82 %, а среди тех, кто туда вообще не ходит, только 77 %. Обнаружено, что существует корреляция между мерой религиозных верований и степенью благополучия, при этом с возрастом влияние религиозных верований возрастает (М. Аргайл, 2003). По мнению Р. Эммонса, религиозные устремления людей, как правило, могут быть обусловлены желанием достичь цели, которые находятся вне границ человеческого Я, а также поиском тесного общения с высшими силами. Эти характеристики самым тесным образом коррелируют с ощущением счастья и удовлетворенности человека жизнью. (М. Аргайл, 2003).

 

2. Образ жизни (различия в показателях удовлетворенности людей, имеющих разный досуг и возможность полноценного отдыха).

К социальным факторам, обуславливающим удовлетворенность жизнью, относится досуг, возможность различного отдыха. Так, например, установлено, что виды досуга, где человек включен во взаимодействие с другими людьми (кружки по интересам, приверженность религии), приносят большее удовлетворение (М. Аргайл, 2003). Сильные позитивные чувства возникают у людей и во время отдыха в естественной природной обстановке, а у некоторых во время путешествий, приключений или будоражащих испытаний (М. Аргайл, 2003). Известно также, что прослушивание музыки, юмор, чтение хорошей книги могут вызывать положительные эмоции различной силы и глубины и приносить удовлетворение человеку.

 

3. Материально-экономические факторы (различия в показателях удовлетворенности у людей с разным доходом, уровнем благосостояния).

Нужно отметить, что, с одной стороны, этот фактор не является бесспорным с точки зрения счастья и удовлетворенности человека. Так, в исследовании Н. Е. Тихоновой было обнаружено, что проблема действительно бедных граждан в сегодняшней России состоит не в том, что у них низкий «душевой доход», а в том, что они в принципе лишены возможности вести тот образ жизни, который ведет большинство их сограждан, что и приводит к низкой удовлетворенности жизнью (Т. Н. Савченко, Г. М. Головина, 2006).

М. Аргайл отмечает, что, хотя деньги удовлетворяют базовые потребности людей, этим их влияние не ограничивается; они должны удовлетворять более широкий диапазон потребностей. Помимо этого, деньги обладают символической ценностью и выступают в качестве ресурса, дающего определенную власть над событиями. Как мы уже говорили, доход позволяет предсказывать меру удовлетворенности жизнью, что объясняется возможностями реализовать базовые потребности (в пище, крове, одежде и т. п.). Вместе с тем эта мера увеличивается с ростом доходов, даже если отмеченные потребности уже удовлетворены (М. Аргайл, 2003). С другой стороны, по данным О. Динера, деньги играют важную роль, в основном тогда, когда уровень получаемого дохода относительно невысок, как только он становится оптимальным, значимость материального фактора для удовлетворенности человека снижается (М. Аргайл, 2003).

Таким образом, жизненная удовлетворенность имеет достаточно сложную зависимость от экономического фактора: до определенного предела удовлетворенность и субъективное качество жизни тем выше, чем выше мотивация достижения и значимость экономического фактора, дальнейшее повышение значимости экономического фактора не приводит к увеличению мотивации и удовлетворенности (Т. Н. Савченко, Г. М. Головина, 2006).

 

4. Семейные факторы

Семейно-статусные факторы (различия в показателях удовлетворенности у людей с разным семейным положением).

Д. Майерс утверждает, что семейные люди обоего пола счастливее холостяков или разведенных. Его исследования показали, что люди, состоящие в браке, более счастливы и более удовлетворены жизнью, чем одинокие или овдовевшие люди. Среди взрослых респондентов, никогда не вступавших в брак, «очень счастливых» 23 %, а среди семейных – 40 %. Кроме того, по его словам удовлетворенность браком гораздо более надежный прогностический параметр удовлетворенности жизнью, чем удовлетворенность работой, финансовым положением или местом жительства, поскольку у семейных людей больше шансов на длительные, близкие отношения, основанные на взаимной поддержке (Д. Майерс, 1998).

И.А. Джидарьян (1997) было доказано, что семейное благополучие и позитивное отношение к семье, любовь и забота ближних, ощущение нужности другим людям являются одними из главных факторов, влияющих на счастье людей.

Если учитывать гендерный аспект, то, как показывает большинство исследований, среди замужних женщин самый большой процент удовлетворенных жизнью в целом. В аналитическом исследовании, проведенном институтом комплексных социальных исследований Российской академии наук, посвященном теме «семьи в жизни женщины» хорошая семья рассматривается, как важнейшая предпосылка полноценной жизни для подавляющего большинства российских женщин. По полученным данным, 40 % российских женщин высоко оценивают свою семейную жизнь. Причем 38,2 % респондентов, вошедших в данную группу, обладают и высокой удовлетворенностью всей своей жизнью в целом. Можно сказать, что хорошая семья является для женщин основой благополучной жизни (Аналитический доклад, 2002, электронный ресурс). У мужчин одинаков процент удовлетворенности жизнью одиноких и разведенных, при этом у женщин среди одиноких процент удовлетворенных жизнью в целом выше, чем среди разведенных или потерявших супруга.

Проведенное под руководством автора книги исследование (дипломная работа Н. В. Афрам Аль-Бустани, 2009) показало, что наибольшая удовлетворенность жизнью характерна для разведенных женщин в сравнении с замужними женщинами, женщинами, находящимися в конкубинате (гражданский брак) и одинокими, никогда не состоявшими в браке. Это может объяснятся изменением статуса женщин (они разводятся с супругом), снижением напряженности в отношениях, выходом из тяжелой, кризисной ситуации, и, как отмечали сами женщины, возможными перспективами в их отношениях с противоположным полом и даже перспективой в профессиональной деятельности. По ответам на вопросы анкеты можно сделать вывод, что семья этих женщин не выполняла тех функций, которые традиционно на нее возлагаются. (В браке, как отмечали женщины, был получен опыт совместного проживания с мужчиной, сильно отличающийся от тех семейных ценностей и взглядов, которые транслируются обществом, что привело к исчезновению иллюзорных предствлений о семье и к ощущению удволетворенности от самостоятельной жизни в отсутствии супруга).

Важно также отметить особенности желательности позитивных изменений в некоторых сферах жизнедеятельности для женщин с разным брачно-семейным статусом. Более всего улучшений в семейной жизни хотят разведенные женщины, несколько реже женщины, находящиеся в конкубинате и замужние. При этом одинокие женщины не посчитали необходимым улучшение данной сферы. Однако они чаще чем женщины из других групп отмечают необходимость улучшений в сфере любви, при этом замужние женщины считают, что в этом нет необходимости. Одинокие и замужние женщины более всех нуждаются в отдыхе. О необходимости улучшений в области карьеры реже всего говорят женщины, находящиеся в конкубинате, и чаще всех замужние женщины. Обращает на себя внимание тот факт, что потребности в улучшении различных сфер жизни являются достаточно специфическими для всех групп женщин, что вероятно обусловлено не только их брачно-семейным статусом, но и возможностью реализации себя, в условиях различных ограничений, связанных с их индивидуально-психологическими особенностями.

Семейно-воспитательные факторы

Ценностные ориентации, цели и смыслы (когнитивный компонент), а также оптимистический/пессимистический стиль объяснения событий (аффективный компонент) как компоненты счастья формируются, прежде всего, под влиянием семьи в процессе социализации человека Больше половины положительных эмоций у людей (особенно в молодом возрасте) связано с детством и воспитанием именно в семье. Так наиболее важны атмосфера в семье, внутреннее отношение к своим родным, радостные воспоминания о детстве и положительные впечатления о челах семьи. Чем положительнее и оптимистичнее будут мысли и воспоминания у человека, тем счастливее и благополучнее он будет себя чувствовать, так как именно в моменты представления человек ощущает эмоции и переживания, которые корректируют и сопровождают его деятельность в настоящем. Таким образом на счастье человека и удовлетворенность его своей жизнью в большинстве случаев влияют именно личностный опыт социализации в семье, его взаимоотношения с членами своей семьи, что говорит о важности благоприятных представлений личности о родительской семье.

Так, проведенное нами (Т.В. Эксакусто, А.А. Заиченко, 2010) исследование удовлетворенности и счастья у студентов с разным представлением о родительской семье позволило получить следующие результаты.

Студенты с благоприятным представлением о родительской семье более открыты во взаимоотношениях с членами своей семьи; они доверяют, уважают и понимают своих родителей, имеют положительные воспоминания об этапах развития в семье. У студентов с благоприятным представлением о родительской семье наблюдается высокий уровень экстраверсии, социальной активности, что говорит об их уверенности в себе, активности, коммуникабельности, умении доверять другим людям, а также хорошей устойчивости к стрессовым ситуациям данным респондентам. Они характеризуются высокой жизнестойкостью, что свидетельствует о стойкости молодых людей в решении сложных задач, стабильности их поведения в различных стрессовых ситуациях, умении принимать решения. Студенты с неблагоприятным представлением о родительской семье имеют сложности во взаимодействии с членами семьи, закрыты и отдалены от них. Они не уверены в себе и своих действиях, более замкнуты и менее активны в обществе, им тяжело дается решение сложных жизненных задач. Анализ уровня удовлетворенности и счастья этих молодых людей показал, что у студентов с благоприятным представлением о родительской семье высокие показатели по шкале счастья, что говорит о благополучном восприятии респондентов своей жизни, позитивной оценке окружающей действительности, о положительных эмоциях, возникающих при взаимодействии с окружающими и близкими. Они удовлетворены семейной атмосферой и взаимоотношениями внутри семьи, условиями среды обитания и поддержкой со стороны близких и друзей, а также такими потребностями в жилье, питании и материальном достатке. Высокие показатели удовлетворенности качеством жизни, говорят о благоприятном представлении и ощущении студентами своей жизни в целом, благоприятной оценке ими разнообразных явлений и событий. У студентов с неблагоприятным представлением о родительской семье достаточно высокие показатели по шкале счастья, при этом качество жизни оценивается ими как среднее (с тенденцией к низкому). Так студенты довольно низко оценивают некоторые сферы своей жизнедеятельности (материальный достаток, личную жизни), они не удовлетворенны своей жизнью в целом, атмосферой в семье и взаимоотношениями между её членами. При этом для них характерна удовлетворенность своим здоровьем, а также наличие в их жизни духовности и веры (что вероятно служит своего рода компенсаторным механизмом для реализации чувства уверенности, «нужности» своей жизни).

 

5. Профессионально-статусные и образовательные факторы.

М. Аргайл утверждает, что образование незначительно влияет на ощущение счастья и удовлетворенности жизнью, однако можно предположить, что связь между образованием и восприятием счастья всё-таки есть. В настоящее время уровень образования человека влияет на род его занятий и доход, а также дает возможность заниматься интересной для человека деятельностью и, как следствие, испытывать от этого удовлетворение. В значительной мере от уровня образования может зависеть и самооценка, влияющая на отношение к себе и к своей жизни, что и определяет (М. Розенберг, М. Аргайл, 2003) удовлетворенность жизнью. Образование проявляется прежде всего в социальном и профессиональном статусе, в той должности, которую занимает человек. Исследования показали, что студенты, считающие себя счастливыми и удовлетворенными людьми, по сравнению с несчастливыми лучше справлялись со своими студенческими обязанностями. Они воспринимали свою деятельность как осмысленную, верили, что в учебе и в работе смогут достичь поставленных целей, и находили в этом значительное удовлетворение (А. Медведев, И. Медведева, 2005).

От образования зависит не только род занятий и доход человека, но ещё и наличие или отсутствие работы,что также может влиять на самооценку и удовлетворенность жизнью. Большинство людей в большей степени удовлетворены жизнью, если у них есть работа (К. Муздыбаев, 2003; М. Аргайл, 2003) Отсутствие работы заметно снижает удовлетворенность своей жизнью в целом. Так, среди безработных доля лиц, испытывающих жизненный подъем, позитивные, оптимистические настроения, составляет всего лишь 18,8 %, тогда как удельный вес недовольных жизнью достигает 60,2 % (М. Аргайл, 2003). Также на удовлетворенность жизнью оказывает влияние карьера. Профессиональный рост приносит удовлетворение от достижения поставленной цели, позволяет человеку реализовать свой творческий потенциал, повышает самооценку и, как следствие, обуславливает удовлетворенность жизнью.

Отечественные исследования показывают (Т. Н. Савченко, Г. М. Головина, 2006), что большинство людей хочет работать в окружении, ориентированном на развитие и позволяющем приобретать новые знания, разнообразить деятельность, отвечать за себя и пользоваться поддержкой коллег. Люди заинтересованы в том, чтобы развиваться и приносить пользу, чтобы их таланты получали признание и вознаграждение. Большинство людей хочет выполнять приятную, приносящую удовлетворение, заслуживающую внимания работу. Такая работа должна быть разнообразной и творческой, а также включать общение с коллегами в процессе достижения общей цели. Люди хотят видеть результаты своей работы и принятых ими решений (Т. Н. Савченко, Г. М. Головина, 2006).

 

Субъективные (индивидуально-психологические) факторы и детерминанты удовлетворенности

В эмпирических исследованиях, как правило, выделяют целый ряд индивидуально-психологических факторов удовлетворенности: физиологические, индивидуально-типологические, личностные, социально-психологические.

1. Физиологические факторы

В работе Гребенщиковой Т.А., Джидарьян И.А., Шапиро А.З.отмечается, что к факторам, влияющим на ощущение благополучия и счастья, в рамках нейронауки относят уровень серотонина и дофамина в головном мозге. Серотонин способствует положительному эмоциональному настрою, а дофамин является частью общей системы вознаграждения и вырабатывается при приеме пищи и сексуальных отношениях. Синтез серотонина зависит от времени суток, поэтому склонность к депрессии может возрастать при сокращении светового дня. Поэтому можно говорить, что ощущение счастья, как и несчастья, может зависеть и от времени года, и от географической широты (Т.А. Гребенщикова, И.А. Джидарьян, А.З. Шапиро, 2009).

2. Индивидуально-типологические факторы.

Долгое время изучение влияния индивидуально-типологических факторов на удовлетворенность жизнью оставалось без внимания в психологических исследованиях и встречалось лишь в философских работах. Так, А. Шопенгауэр среди факторов, обуславливающих счастье человека, называет такие факторы, как здоровье и красота, причем роль последнего фактора объясняется следующим образом: «Хоть это субъективное преимущество и не способствует прямо непосредственному нашему счастью, а содействует только косвенно, посредством впечатления на других, тем не менее оно имеет громадное значение...» (А. Шопенгауер, 2000).

Гендерные особенности

В исследованиях И. А. Джидарьян и Е. В. Антоновой (2001) показано, что удовлетворенность жизнью у женщин выше, чем у мужчин. При этом у женщин наряду с высокими показателями счастья и общей удовлетворенности были выше показатели и по характеристикам, связанным со смысложизненными ориентациями человека как субъекта счастья. Как отмечает И. А. Джидарьян: «Женщина более склонна чувствовать себя личностью, способной контролировать ход событий и выстраивать линию жизни в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле... Женщина воспринимает процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и вполне продуктивный» (И. А. Джидарьян, 2001).

Мужчины при описании своих представлений о счастье отвечали достаточно кратко, как правило испытывая затруднения. Женские ответы были более подробными и содержательными, носили глубоко личностный характер. Гендерный фактор ярко проявляется и в перечне детерминант, ведущих к счастью у мужчин и женщин. Любовь, семья, радость и смысл жизни для женщины имеет большее значение, чем для мужчины. Для мужчин больше значат такие факторы, как судьба, везение, устремленность к неизведанному, острота борьбы, радость победы и др. (И. А. Джидарьян, 2001).

Возрастные особенности

Е.П. Ильин (2001) (со ссылкой на исследования П. И. Яничева, 1999) отмечает, что у подростков (11 – 14 лет) и юношей (15 – 18 лет) удовлетво-ренность прошлым значительно выше, чем настоящим. Удовлетворенность жизнью у пожилых людей зависит от многих факторов, но меньше всего от возраста. При этом пожилые люди в целом менее удовлетворены жизнью в сравнении с людьми среднего возраста. Для людей пенсионного возраста факторами удовлетворенности являются их здоровье, материальная обеспеченность, семейное и социальное положение, а также возможность регулярного общения с окружающими (Е.П. Ильин, 2001).

В исследованиях Т. Н. Савченко и Г. М. Головиной показано, что субъективное качество жизни молодых людей (студентов) определяется такими понятиями: дружба, здоровье, безопасность, работа, собственность, деньги, семья, путешествия, общение, отдых, свобода, досуг, любовь, спорт, учеба, искусство, юмор, парикмахерская, сауна, охрана домашних животных, охрана диких животных, недра, экология. Пенсионеры для определения качества жизни оперируют такими понятиями, как: «здоровье членов семьи, экологическое благополучие окружающей среды и глобальной среды, отсутствие криминогенной обстановки в стране, любовь и самоотдача в семье, отсутствие грубости в обществе и хамства, информированность о конкретных моделях будущего общества для средних и бедных, прекращение внутренних войн, стабильность политической жизни, забота и надзор родителей за детьми, контроль за соблюдением правил общежития, шум, хулиганство во дворе и микрорайоне, еда, деньги, машина, жилье, скидки для пенсионеров, интерес к жизни, уровень образования детей, нужность детям и внукам, интересная, любимая работа, духовное развитие, отдых, праздни­ки, демонстрации» (Т. Н. Савченко, Г. М. Головина, 2006).

Очевидно, что полнота переживания удовлетворенности своей жизнью зависит и от индивидных особенностей человека. Одной из таких особенностей является тип личности А или Б. Данная типология была предложена медиками М.Фридманом и Р.Розенманом в 1959 г. Лица типа А способны к длительной борьбе за достижение цели при существенном внешнем сопротивлении, склонны к соперничеству. Для них типичны активная деятельность («на износ») и неумение отдыхать, ощущение постоянной нехватки времени, обычны высокие уровни враждебности и открытой агрессии при общении с другими лицами. Такие люди имеют высокие способности к достижению целей и параллельному выполнению многих видов работы. Лица противоположного типа поведения (тип Б) характеризуются менее интенсивной жизненной активностью, они умеют чередовать работу и отдых, избегают соперничества, хорошо соизмеряют свои жизненные устремления и имеющиеся у них для этого возможности. Соответственно, для людей с типом поведения А (иначе называемым медиками коронарным типом, поскольку особенности их поведения увеличивают вероятность развития сердечно-сосудистых расстройств примерно в два раза) характерна меньшая удовлетворенность вследствие более выраженного мотива достижения, честолюбия, эмоциональности со склонностью к враждебности и гневливости. Для людей типа Б характерна большая удовлетворенность жизнью, они более спокойны, менее эмоционально напряжены (М. Аргайл, 2003).

Ряд исследователей пришли к выводу, что люди (особенно молодые), предрасположенные к экстраверсии, в течение жизни чаще вовлекаются в благоприятные ситуации и события, особенно в сфере взаимоотношений со знакомыми, друзьями и сослуживцами. В свою очередь это ведет к большему ощущению благополучия и счастья (Хедей и Веринг, 1985).

По мнению М.Аргайла, люди с повышенным нейротизмом чаще склонны проявлять тревожность и негативные переживания из-за чувствительности к эмоциональным перепадам, повышенного страха и агрессивного настроя. Интроверты, также склонны к подозрению и недовольству своей жизнью, недоверию к окружающим людям, от чего их уровень счастья и удовлетворенности жизнью намного ниже, чем у тех, кто обладает большей открытостью, социальной активностью и доброжелательностью к жизни и происходящим в ней событиям (М.Аргайл, 2003).

Психические особенности

Благополучие человека зачастую определяется тем, какие эмоции (позитивные или негативные преобладают в данный момент (например, в общении с другим человеком или в результате непроизвольных мыслей, моделирующих общение). Когда мышление протекает непроизвольно (например, воспоминания об обиде, несправедливости, которое возвращает человека к негативным переживаниям), оно может причинять вред, т.е. быть патогенным, (порождающим болезнь). Если человек осознает те умственные операции, которые порождают эмоции, то он может контролировать их. Тем самым он может предотвратить последствия того, как негативные эмоции (обида, ревность, стыд, гнев и т.п.) став хроническими, будут наносить вред организму, поддерживать эмоциональный стресс. (Ю.М. Орлов, 1990, 2006) Система саногенного (оздоравливающего) мышления позволяет постепенно научить человека делать бессознательное сознательным в результате развития способности контролировать умственные операции, рождающие нежелательные эмоции. Другими словами санногенное мышление направлено на то, чтобы повысить благополучие и счастье человека (Ю.М. Орлов, 2006).

 

2. Личностные факторы.

Полнота переживания удовлетворенности своей жизни, достигнутыми результатами зависит от личностных особенностей человека. Большую роль играют саморегуляция и ощущение полноты жизни, осознание нужности другим людям, личностный рост, наличие смысла жизни (проведенные американскими психологами эмпирические исследования показали, что сильное ощущение смысла сопряжено с удовлетворенностью жизнью, тогда как нехватка смысла предвещает депрессию (Р. Эммонс, 2003). Переживание удовлетворенности определяется и субъективной сложностью достижения, соотносительной с предварительной установкой и ожиданием оценки окружающих.

Одним из личностных факторов, определяющих счастье, может стать социальная установка на успех или неуспех. Данная связь не является прямой, так как даже при установке на неуспех человек может быть удовлетворен процессом деятельности (например, тем, что правильно самостоятельно действовал), а неудачу может приписать действию внешних обстоятельств (например, партнеру по деятельности) (К. А. Абульханова, 1999).

Характер удовлетворенности определяется также собственными (субъективными для каждого человека) критериями. Ими могут выступать: самостоятельное преодоление трудностей, степень социально-психологической обращенности к другим, потребность в оценке результата окружающими, потребность в лучшем, чем у других результате и т. д.

Накопленные в течение нескольких лет результаты исследования Р. Эммонса показывают, что различия в общем субъективном благополучии людей во многом определяются теми приоритетами, целями и отношениями, которые выбирает для себя человек (Р. Эммонс, 2003). Так взаимосвязь целей и субъективного благополучия человека представлена в табл. 2, где «стремления к близости отражают заботу об установлении глубоких и взаимно удовлетворяющих отношений, тогда как властные стремления отражают желание воздействовать на других и оказывать на них влияние. Стремления к созиданию, определяемые как стремления к творчеству, отдаче себя другим людям и оказанию влияния на будущие поколения, также связаны с высоким уровнем удовлетворенности жизнью и показателями позитивной эффективности» (Р. Эммонс, 2003, с. 95).

Таблица 2. В взаимосвязь целей и субъективного благополучия человека

Целевые предпосылки субъективного благополучия (Р.Эммонс)

Связаны с позитивными показателями благополучия Связаны с негативными показателями благополучия
Цели аффилиации – близости Цели избегания
Внутренние цели Внешние цели
Цели созидания Конфликт целей
Духовные цели Властные цели
Цели приближения Амбивалентность целей
Цели низкого уровня Цели высокого уровня
Приверженность целям

Межличностные препятствия в достижении цели

Прогресс целей

 

По данным М. Аргайла (2003), люди, отличающиеся низкой толерантностью, чаще попадают в неблагоприятные жизненные ситуации, особенно это касается служебных и межличностных отношений; все это ведет к ощущению невезения, или неблагополучия, что снижает их собственную компетентность и удовлетворенность жизнью. Чем богаче, разнообразие жизнь субъекта, чем определеннее позиция личности в жизни, чем более терпима и доброжелательна личность в отношениях с миром, тем и благоприятнее структурная композиция удовлетворенности и, очевидно, тем глубже внутренний мир человека и богаче его отношения с другими (Л. В. Куликов, 2006, электронный ресурс).

Анализируя исследования личностных факторов и детерминант, можно выделить и такие, как уважение к себе, социальная активность («энергетические способности»), сила «Я» личности (люди с высоким показателем силы «Я» более успешны и зачастую характеризуются оптимистическим стилем объяснения событий, что приводит их к большей удовлетворенности жизнью), высокая саморегуляция (М. Ю. Миание, 2006). Высокая адекватная самооценка и уважение к себе способствует положительному отношению к жизни и более оптимистичному восприятию событий, окружающих.

Т.Н. Савченко и Е.Я. Соколов (2006) установили, что лица с мотивом достижения имеют более высокие оценки по индексу жизненной удовлетворенности (интерес к жизни; решительность, сила воли, целеустремленность; согласованность между поставленными и реально достигнутыми целями; положительная оценка собственных качеств и поступков; общий фон настроения), чем лица с мотивацией избегания неудачи.

Наконец еще один фактор, который характеризует когнитивную сферу личности (и соотносится с когнитивной сложностью человека) и одновременно ее ценностные ориентации, – это образ мира. Образ мира, как индивидуализированная культурно-историческая основа восприятия и субъективная прогностическая модель будущего, отражает личностные детерминанты счастья. И образ «счастья» имеет категориальную структуру в индивидуальном сознании, проявляясь в образе мира. При этом счастье приобретает свой смысл только в соотношении с масштабом человеческой жизни – в единстве ее прошлого, настоящего и будущего (Н. В. Виничук, 2008).

 

3. Социально-психологические факторы.

Взаимоотношения человека

Иллюстрацией влияния социально-психологических факторов являются результаты исследования американскими психологами различных видов взаимоотношений. В частности, было установлено, что наиболее значимыми взаимоотношениями для удовлетворенности субъекта жизнью в целом являются семейная жизнь и брак, менее значима дружба, референтная группа и профессиональная группа (результаты приведены в табл. 3) (М. Аргайл, 2003).

 

Таблица 3 Влияние взаимоотношений на удовлетворенность жизнью

Вид взаимоотношений Показатель значимости отношений
Семейная жизнь 0,41
Брак 0,36
Дружба 0,26
Референтная группа 0,25
Профессиональная группа 0,12

 

Эти данные подтверждаются на российской выборке. Так Л. В. Куликов, проводивший исследование на достаточно репрезентативной выборке людей (около 500 человек), принадлежащих различным социальным группам, выявил, что более других удовлетворены своей жизнью те, кто доволен своими супружескими и дружескими отношениями (Л. В. Куликов, 2006 электронный ресурс).

Как показывают результаты некоторых исследований (М. Аргайл, Н. В. Виничук, Л. В. Куликов), люди, у которых дружелюбные и доброжелательные межличностные отношения, чувствуют себя более счастливыми. Дружба, доверие, терпимость, принятие других является отдельным, обособленным источником счастья. Так О. Коннор выявил, что люди, обращавшиеся за помощью к психиатрам (их удовлетворенность жизнь была достаточно низкой), характеризовались отсутствием, либо чрезмерной узостью близких, доверительных взаимоотношений за пределами дома (М. Аргайл, 2003). Весьма любопытным представляется заключение, сделанное в результате детального обследования субъектов межличностных отношений, относящих себя либо к счастливым, либо к несчастливым людям. Исследования показали, что субъекты, считающие себя счастливыми людьми, по сравнению с несчастливыми, имели более широкий опыт приятных взаимоотношений с другими людьми (М. Аргайл, 2003). Со ссылкой на исследования Хедей и Веринга, А. Медведев и И. Медведева отмечают, что исследование среди «счастливых» и «несчастливых» людей показало, что «счастливые» были намного удачливее во взаимоотношениях с другими людьми, в то время как для «несчастливых» социальные взаимоотношения часто являлись источником беспокойства, раздражения, способствовали появлению чувства вины, замкнутости (А. Медведев, И. Медведева, 2005).

Действительно, основным источником счастья для некоторых людей являются близкие друзья. Дружеское общение воспринимается ими как благо, и это вызывает положительные эмоции и удовлетворение. Формирование близких отношений предполагает максимальное раскрытие личности с людьми, имеющими схожие мнения, убеждения и интересы, что приводит к ощущению счастья и удовлетворенности (М. Аргайл, 2003).

Психологическая безопасность

К факторам, обуславливающим удовлетворенность жизнью, многие психологи относят умение человека справляться с трудностями и жизненными проблемами, выбираемую стратегию поведения в сложных ситуациях, умение не замыкаться в себе, способность успешно противостоять различным стрессовым ситуациям и преодолевать внутреннее состояние дискомфорта (И. А. Джидарьян, 2001; Е.Е. Задесенец, Г.М. Зараковский, 2010). В ряде исследований отмечается, что социально-личностное благополучие (которое может трактоваться как счастье и удовлетворенность человека), одним из компонентов включает социальное самочувствие. Под социальным самочувствием понимается системное свойство, которое включает: чувство безопасности, т.е. самочувствие, обусловленное уровнем защищённости человека от природных, техногенных, социальных угроз, и настроение, т.е. самочувствие, обусловленное всеми остальными факторами (Е.Е. Задесенец, Г.М. Зараковский, И.В. Пенова, 2010).



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 910; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.67.189 (0.02 с.)