Как источник формирования внебюджетных фондов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как источник формирования внебюджетных фондов



 

Главой 24 Налогового кодекса действующего с 1 января 2001 года введен Единый социальный налог, предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. В ней установлены единый порядок исчисления и уплаты страховых взносов во все государственные внебюджетные фонды, что значительно облегчает работу бухгалтера. В декабре 2001 года был принят блок новых законов, среди которых Федеральный закон от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон о страховании). Этим законом с 1 января 2002 года введены обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ на страховую и накопительную части трудовой пенсии, подлежащие уплате в Пенсионный фонд РФ отдельными платежными поручениями /11, 23/.

   Анализируя перечень категорий плательщиков единого социального налога в статье 235 Налогового Кодекса РФ и страхователей в статье 6 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 года, можно заметить, что основные позиции совпадают.

  Налогоплательщиками единого социального налог, равно как и страхователями с 1 января 2002 года признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам:

· организации;

· индивидуальные предприниматели;

· физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

  То есть, плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды являются предприятия независимо от организационно-правовой формы деятельности. Кроме того, пунктом 2 статьи 6 Закона о страховании определяется, что к страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. В данном случае речь идет о лицах, работающих за пределами РФ /23/.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, которые предполагают со стороны их получателей выполнение работ, оказание услуг для налогоплательщика. Это означает, что выплаты работникам, не связанным с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским договором, не являются объектом обложения. Эта поправка внесена в Налоговый кодекс Федеральным законом № 198-ФЗ от 31.12.2001. В отношении договоров аренды законодатель в пункте 1 статьи 236 НК РФ четко указывает следующее: не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров купли - продажи или аренды имущества (имущественных прав). Интересно отметить, что в новой редакции главы 24 Налогового Кодекса РФ в составе объекта налогообложения и налоговой базы вовсе не упоминаются выплаты по лицензионным договорам.

  Налоговая база налогоплательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц /11/.

  При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, независимо от формы, в которой осуществляются данные выплаты. В частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица – работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания,

отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам

добровольного страхования.         

  Если на предприятии практикуются расчеты по оплате труда в натуре, то фонд заработной платы увеличивается на стоимость продукции по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по рыночным. На эти выплаты также начисляются платежи во все внебюджетные социальные фонды. На выплаты по договорам перевозки, возмездного оказания услуг, авторским договорам, лицензионным договорам аренды страховые платежи во внебюджетные социальные фонды не производятся.

В статье 238 Налогового Кодекса РФ содержится единый перечень необлагаемых единым социальным налогом выплат. Не подлежат налогообложению:

· пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

· компенсационные выплаты (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг; увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск; трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;   

· единовременная материальная помощь, оказываемая пострадавшим от стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации; членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

· страховые платежи по обязательному страхованию работников;

· платежи по договорам добровольного страхования работников, если договор предусматривает оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных лиц и заключен на срок не менее одного года, либо если договор заключен исключительно на случай смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

и другие виды выплат.

           Кроме того, в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации), не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

    В статье 239 Налогового Кодекса РФ установлены льготы по единому социальному налогу. Однако, что касается налоговых льгот по единому социальному налогу, то Закон об обязательном пенсионном страховании не предусматривает возможности их распространения на страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Это означает, что страховые взносы начисляются на все виды выплат и вознаграждений. В частности, не будут облагаться единым социальным налогом, но будут облагаться страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ выплаты, производимые общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения, а также выплаты инвалидам I, II или III группы, работающим на других предприятиях, не превышающие 100 000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника /11/.

          В случаях, если иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, или медицинскую помощь за счет средств Пенсионного фонда, Фонда социального страхования Российской Федерации, или фондов обязательного медицинского страхования, они освобождаются от уплаты единого социального налога (но не от страховых взносов в Пенсионный фонд РФ) в части, зачисляемой в соответствующие фонды. Эта норма Налогового Кодекса РФ утрачивает силу с 1 января 2003 года. Необходимость начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ обусловлена правом гражданина на трудовую пенсию, а иностранные лица и лица без гражданства имеют право на таковую, если постоянно проживают на территории РФ, и при условии, что нормами международного права не установлено иное. В связи с этим, видимо, и решен вопрос о начислении страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на выплаты в пользу иностранных граждан.  

          Согласно статье 240 Налогового Кодекса РФ налоговый период по единому социальному налогу равен календарному году. Он состоит из отчетных периодов: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Однако это никоим образом не влияет на необходимость ежемесячной уплаты авансовых взносов по единому социальному налогу. В связи с этим, налогоплательщики составляют отчетность по единому социальному налогу раз в квартал, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. В Законе о страховании фактически установлены такие же периоды, по окончании которых определяется база для начисления и сумма страховых взносов, подлежащая уплате /11/.

Размер ставки зависит от величины налоговой базы. Последняя же в соответствии с пунктом 2 статьи 237 Налогового кодекса РФ исчисляется отдельно по каждому сотруднику нарастающим итогом с начала года /11/.

Для того чтобы иметь право использовать регрессивную  шкалу, приведенную в таблице 1, необходимо чтобы соблюдалось лишь одно    условие: величина налоговой базы на одно физическое лицо в текущем году в среднем должна быть не менее 2 500 рублей в месяц.      

При нарушении данного условия в любом промежуточном месяце текущего года налогоплательщик не вправе будет использовать регрессивную шкалу.

В этом случае должна применяться максимальная ставка единого социального налога.

                                                                                 Таблица 1

Регрессивная шкала единого социального налога

Ставки социального налога для первой группы предприятий:

 

Не превысила 100000 рублей Ставка налога составит 35.6%     (28+4+0.2+3.4)
От 100001 до 300000 рублей Ставка налога составит 35600+20% с суммы превышения
От 300001 до 600000 рублей Ставка налога составит 75600 +10 % с суммы превышения
Свыше 600000 рублей Ставка налога составит 105600 + 2 % с суммы превышения

 

   Шкала ставок единого социального налога, которую могут применять работодатели, приведена в     статье 241 Налогового Кодекса.

   Взносы во внебюджетные государственные социальные фонды начисляют по страховым тарифам, размеры которых установлены в этой статье.

            Для налогоплательщиков – организаций всех форм собственности, выступающих в качестве работодателей, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, а также для индивидуальных предпринимателей и адвокатов, применяются ставки, приведенные в таблице 2.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями ставки несколько другие. Они приведены в приложении 1.

         Для индивидуальных предпринимателей в приложении 2.

Таблица 2

Ставки единого социального налога для организаций всех форм собственности, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей,

индивидуальных предпринимателей и адвокатов.

 

Налого

вая база

на каждо-

го отдель-

ного работ-

ника нараста-ющим итогом с начала года

Федераль-ный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

Федераль-ный  фонд обязатель-ного медицинс-кого страхова-ния Террито риальный фонд обязатель-ного медицинс-кого страхова-ния
До100000 рублей 28% 4.0% 0.2% 3.4% 35.6%
От 100001 до 300 000 рублей 28 000 руб. +15.8% с суммы превыше-ния 100 000руб 4 000 руб. + 2.2% с суммы превыше-ния 100 000 руб. 200 руб. + 0.1% с суммы превыше-ния 100 000руб 3 400 руб. + 1.9% с суммы превыше-ия 100 000 руб 35600руб+20.0% с суммы превыше-ния 100 000 руб
От 300001 до 600 000 рублей 59 600руб. + 7.9% с суммы, превышаю щей 300 000 руб. 8 400 руб. + 1.1%с суммы, превышаю щей 300 000 руб. 400 руб. + 0.1% с суммы, превышаю щей 300 000 руб. 7 200 руб. + 0.9% с суммы, превышаю щей 300 000 руб. 75600 руб +10.0% с суммы, превы шающей 300 000 руб.
Свыше 600 000 рублей 83 300 руб. + 2.0% с суммы, превыша ющей 600 000 руб. 11 700 руб. 700 руб. 9 900 руб. 105 600 руб. + 2.0% с суммы, превы шающей 600 000 руб.

 

При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника в организациях с численностью работников свыше 30 человек не учитываются 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а в организациях с численностью работников до 30 человек (включительно) - 30 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

В случае, если на момент уплаты налога за истекший месяц, накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника, становится менее суммы, равной 2 500 рублям, умноженным на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, то такие налогоплательщики уплачивают налог по ставкам, предусмотренным пунктом 1 статьи 241 (ставки приведены в таблице 2 и приложениях 1 и   2 для каждой категории плательщиков) Налогового Кодекса РФ при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 рублей, независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника. Поясню изложенное на примере.

Пример 1.

 Работникам отделения федерального казначейства в 2002 году начислена заработная плата в размерах указанных в таблице 3:

(все цифры взяты условно).

                             Таблица 3

Размер заработной платы в рублях

 

№ п/п Фамилия Январь 2002 г. Февраль 2002 г. Март 2002 г.
1 Толокнова 10 000 8 000 10 000
2 Борисов 8 000 7 000 8 000
3 Алексеевская 7 000 5 000 7 000
4 Кострюкова 6 000 3 000 6 000
№ п/п Фамилия Январь 2002 г. Февраль 2002 г. Март 2002 г.
5 Тарасов 4 000 2 650 4 000
6 Силаева 3 000 2 000 3 000
7 Илларионова 2 000 1 500 2 000
8 Фомина 2 000 1 500 2 000
9 Макарова 2 000 1 500 2 000
10 Гордеева 2 000 1 500 2 000

ИТОГО

46 000 33 650 46 000

Сумме без учета 30% работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты

    21 000     13 650     21 000

Налоговая база в среднем на одно лицо

3 000 1 950 3 000

Для решения вопроса о праве применения отделением федерального казначейства регрессивной шкалы необходимо накопленную с начала года величину налоговой базы в среднем на одного работника разделить на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде(в данном случае налоговый период – первый квартал 2002 года).

Соответственно, за январь отделение федерального казначейства может применить регрессивную шкалу, так как средняя величина налоговой базы составит 3 000 руб./1=3 000 руб. Однако это право не будет реализовано, так как величина налоговой базы на одного человека не превышает 100 000 руб.

За февраль средняя величина налоговой базы составит (3 000 руб. + 1 950 руб.)/2+2 475 руб., что исключает возможность применения регрессивной шкалы до конца 2002 года.

Поэтому в марте 2002 года, несмотря на среднюю величину налоговой базы, превышающую 2 500 руб. ((3 000 руб. + 1 950 руб. + 3 000 руб.)/3=2 650 руб.), а также во все последующие месяцы 2002 года (даже тогда, когда величина налоговой базы по конкретным работникам отделения федерального казначейства превысит 100 000 руб.) регрессивная шкала налога не применяется.

           О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ я остановлюсь ниже.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.025 с.)