Учебно-методический комплекс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплекс



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

 Введение в специальность

 

 

Специальность: 080102 «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»

Цикл: дисциплины специализации

Компонент: вузовский

 

Составитель: Т. П. Малахова, ст. преподаватель кафедры «Мировая экономика» экономического факультета

 

 

Учебно-методический комплекс утвержден  на заседании кафедры, отвечающей за дисциплину: «___» ________20____г. протокол № ______

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности «Мировая экономика», утвержденного         ____________________________

 

Учебно-методический комплекс содержит учебную программу курса, методические указания по изучению курса, курс лекций

 

 

Чита

Протокол № 17 от 07.12. 2010 г.

 

I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Пояснительная записка

 

 

1.1. Общая характеристика дисциплины: дисциплина «Введение в специальность» направлена на ознакомление студентов первого курса с особенностями специальности «Мировая экономика». В рамках курса разъясняются требования к специалисту в сфере внешнеэкономической деятельности, дается основная профессиональная терминология, изучаются основы делового дресс-кода, рассматриваются исторические аспекты развития внешнеэкономической деятельности в России и Забайкальском крае.

Изучение данной дисциплины позволяет студенту понять сущность специальности «Мировая экономика», научиться работать с различными источниками информации, настроится на достижение целей получения профессиональных знаний.

 

1.2. Требуемая подготовка: школьный курс географии, иностранного языка, обществознания, истории.

 

2. Цель и задачи изучения дисциплины

2.1. Цель изучения дисциплины: знакомство студентов первого курса со спецификой специальности «Мировая экономика»

 

2.2. Задачи изучения дисциплины:

- рассмотреть особенности специальности «Мировая экономика»;

- изучить основные понятия специальности;

- ознакомиться с современными тенденциями развития мировой экономики;

- изучить исторические аспекты внешнеэкономической деятельности в России;

-  рассмотреть главные черты внешнеэкономических связей России и Забайкальского края;

- изучить  правила международного дресс-кода;

- ознакомиться с особенностями процесса обучения в ЧИ БГУЭП.

 

3. Требования к уровню освоения дисциплины

Основные знания, умения и навыки, которыми студент должен овладеть в результате изучения дисциплины:

- иметь четкое представление о специальности «Мировая экономика», специализации «Внешнеэкономическая деятельность»;

- знать основные требования к специалисту-экономисту;

- уметь использовать терминологию специальности «Мировая экономика»;

- приобрести навыки подбора литературы по тематике работы, составления списка использованной литературы;

- иметь представления об особенностях внешнеэкономических связей России и Забайкальского края.

- уметь использовать на практике правила международного дресс-кода.

 

 

4. Содержание дисциплины

4.1. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в часах

Вид учебной работы   Количество часов (очное обучение)
№№ триместров 1.1
Аудиторные занятия: 30
лекции 30
практические и семинарские занятия 0
Самостоятельная работа 0
ВСЕГО ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 30
Курсовая работа -
Виды итогового контроля   Зачет -1.1

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения: очная

 

Названия разделов и тем

 

 

Всего часов по учебному плану

Аудиторные занятия, в том числе

Самостоятельная

Работа

Лекции Семинары

Раздел 3. Особенности внешнеэкономической деятельности в Забайкальском крае.

10. Внешняя торговля региона. 2 2 0 0
11. Иностранные инвестиции и международный туризм в Забайкалье. 2 2 0 0
ИТОГО: 30 30 0 0

Содержание разделов и тем

Форма итогового контроля

 

Итоговый контроль проводится в виде зачета в 1-м триместре. Зачет сдается в форме собеседования. Для получения зачета студенту необходимо набрать баллы недостающие для зачета. Максимальная оценка за итоговый зачет – 40 баллов.

 

Соответствие баллов классическим оценкам:

1. 41-100 балов: «зачтено»

2. 0-40 баллов: «не зачтено»

 

Перечень вопросов к зачету

1. Сущность специальности «Мировая экономика»;

2. Требования, предъявляемые к специалистам по ВЭД.

3. Современная карта мира (страны, столицы, национальная валюта).

4. Дресс-код в международном бизнесе: понятии, цель и задачи, основные правила.

5. Международная классификация деловых стилей?

6. Понятия мировой экономики и мирового рынка.

7. Международные экономические отношения: понятие, формы.

8. ВЭД: понятие, субъекты.

9. Внешнеэкономический потенциал и внешнеэкономический комплекс.

10. Основные понятия международной торговли: внешнеторговая сделка, внешнеторговый контракт, экспорт, импорт, бартер.

11. Основные понятия международной торговли: внешнеторговый оборот, товарная структура товарооборота, диверсификация экспорта, невидимая торговля.

12. Международное инвестиционное сотрудничество: иностранные инвестиции совместное предприятие.

13. Международная трудовая миграция: понятие, плюсы и минусы.
Понятие торгового баланса.

14. Международная конкуренция и конкурентоспособность продукции на мировом рынке.

15. Протекционизм и либерализация в государственном регулировании внешней торговли.

16. Приграничное сотрудничество: понятие и формы, челночный бизнес.

17. Международный туризм: основные понятия.

18. Становление внешней торговли Руси.

19. Особенности развития ВЭС царской России в ХVIII — начало ХХ в.

20. Становление внешней торговли Советского союза в 1917-1940 гг.

21. Внешняя торговля России в период Великой отечественной войны.

22. Внешняя торговля СССР в период 1946-1990 гг.

23. Развитие внешней торговли России в 90-е годы ХХ века.

24. Внешнеэкономические связи России на современном этапе.

25. Страны – основные внешнеэкономические партнеры России.

26. Характеристика российского экспорта.

27. Товарный импорт России: структура, динамика, проблемы.

28. Иностранные инвестиции в России.

29. Россия на мировом рынке услуг.

30. Современное состояние внешнеэкономических связей Забайкальского края;

31. Основные проблемы во внешнеэкономическом комплексе Забайкальского края.

 

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

  1. Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы

 

1.1. Задание для контроля навыков по поиску литературы в библиотеке и

оформлению списка литературы

 

Цель работы: формирование навыков поиска источников информации по заданной теме и оформления списка литературы.

Содержание задания: найти литературу (книги, учебники, статьи в журналах и газетах) в названиях которых, в заголовках глав и параграфов которых (книги, учебники) используются нижеуказанные термины. По итогам поиска оформить список литературы согласно предъявляемым требованиям в высшем учебном заведении.

Предлагается 10 вариантов терминов. Выбор варианта осуществляется по заглавной букве фамилии студента.

Варианты

1. Мировая экономика: А, Л, П.

2. Внешняя торговля: Б, Р, Э.

3. Внешнеэкономические связи (ВЭС): В, С, Ю.

4. Внешнеэкономическая деятельность: Г, К, Ф.

5. Мировой рынок: Д, М, Я.

6. Платежный баланс: Е, О, У.

7. Валютные операции: Ж, Х, Щ.

8. Экспорт (экспортные операции): З, Т, Ц.

9. Иностранные инвестиции: И, Ш, Ч.

10. Транснациональные корпорации (ТНК): Ю, Н.

 

1.2. Задание для игры «Современная карта мира»

 

Цель работы: формирование умения легко ориентироваться в современно карте мира.

Содержание задания: Необходимо найти названия столиц, официальный язык, денежную единицу соответствующей группы стран. Сведения по странам оформляются в виде таблицы. 

Группы стран:


1. Страны Азии.

2. страны Африки, Австралия и Океания.

3. Страны Европы.

4. Страны Америки.


 

 

1.3. Задание для самостоятельного изучение темы и оформления конспекта

 

Цель работы: сформировать умение самостоятельно находить информацию по определенному вопросу, выделять в ней главное и оформлять конспект по самостоятельно изученному вопросу.

Содержание задания: По каждой теме, изучаемой студентом самостоятельно, оформляется конспект объемом 3-5 тетрадных страниц. После оформления конспекта студенты обмениваются тетрадями и оценивают работу друг друга. Затем конспект вместе с рецензией сдается на проверку преподавателю.

 

Темы для самостоятельного изучения

- Характеристика российского товарного экспорта.

- Характеристика российского товарного импорта.

- Место России на мировом рынке туристских услуг.

- Товарная структура экспорта и импорта Забайкальского края.

1.4. Задание по формированию навыков работы с Интернет-сайтами

 

Цель работы: Важнейшим источником информации для специалистов по ВЭД на сегодняшний день являются электронные ресурсы Интернет. Умение находить такие сайты и пользоваться информацией с них является из обязательных навыков экономистов-международников. При этом необходимо уметь работать с сайтами на иностранном языке.

Содержание задания: из каждой группы сайтов взять по одному и проанализировать сайт по следующим критериям:

· Какая организация отвечает за сайт, в чем заключается цель ее деятельности.

· Какие виды информации представлены на сайте

· Из каких блоков состоят сайт

· Насколько удобно работать с сайтов, качество его оформления

· Для чего и для кого именно может пригодиться информация с данного сайта

· Ссылки на какие сайта можно найти на сайте.

· Недостатки сайта.

 

Группы сайтов для изучения

 

Российские сайты

Зарубежные сайты

1 www.rusimpex.ru   Российский Центр внешней торговли www.worldbank.org   Всемирный банк
2 www.international.chita.ru   Министерство международного сотрудничества, ВЭС и туризма Забайкальского края www.iabc.com   Международная ассоциация бизнес-коммуникаторов
3 www.cbr.ru/   Центральный банк РФ www.aaei.org   Ассоциация американских экспортеров и импортеров
4 www.exportsupport.ru   Информационно-поисковая система Экспортные возможности России www.imf.org   Международный валютный фонд
5 www.rbc.ru/   Информационное агентство РосБизнесКонсалт www.pera.com     Ассоциация в области производственного инжиниринга
6 www.minprom.gov.ru   Минпромторг РФ www.bis.org   Банк международных расчетов
7 www.tpprf.ru   Торгово-промышленная палата России www.iab.net   Бюро Интернет-рекламы
8 www.government.ru   Сайт Правительства России www.federalreserve.gov   ФРС США
9 www.economy.gov.ru   Минэкономиразвития РФ www.unwto.org   Всемирная туристская организация
10 www.rspp.ru   Российский союз промышленников и предпринимателей www.interpol.int   Интерпол
11 www.transport.ru/assoc/rame   Российская ассоциация международных экспедиторов (РАМЭ) www.iccwbo.org   Международная торговая палата  
12 www.micex.ru   ММВБ www.wipo.int   Всемирная организация интеллектуальной собственности
13 www.iccwbo.ru   Российское подразделение Всемирной организации бизнеса www.wcoomd.org   Всемирная таможенная организация
14 www.arb.ru   Ассоциация российских банков www.jetro.go.jp   Японская организация внешней торговли
15 www.transport.ru   Российский транспортный портал www.qrca.org   Ассоциация консультантов в области исследований качества
16 www.rustrade.org   Информационная система торговых представительств России за рубежом www.ebrd.com   Европейский банк реконструкции и развития
17 www.mid.ru   МИД РФ www.afponline.org   Ассоциация финансовых специалистов
18 www.vneshmarket.ru   Портал информационной поддержки ВЭД www.world.wtca.org     Ассоциация центров международной торговли
19 www.asmap.ru/   Ассоциация международных автомобильных перевозчиков www.usrbc.org   Американо- российский деловой совет
20 www.ra-national.ru   Национальное рейтинговое агентство www.wto.org   Всемирная торговая организация
21 www.rata.ru   Российский союз туриндустрии www.iso.org   Международная организация по стандартизации
22 www.nand.ru   Ассоциация независимых директоров www.mra-net.org   Ассоциация маркетинговых исследований
23 www.exponet.ru   Поисковая система по выставкам и ярмаркам www.iru.org   Международный союз автомобильного транспорта
24 www.nva.ru   Национальная валютная ассоциация www.eito.com   Европейская обсерватория информационных технологий
25 www.allmedia.ru Альянсмедиа – российский деловой портал www.imo.org   Международная морская организация
26 www.russian.moscow.usembassy.gov Посольство США в РФ www.eib.org   Европейский инвестиционный банк
27 www.opora.ru   Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» www.itcilo.org   Международный центр профессиональной подготовки
28 www.ram.ru   Российская ассоциация маркетинга www.unece.org   Европейская экономическая комиссия ООН
29 www.amcham.ru   Американская торговая палата в России www.eoq.org   Европейская организация по качеству
30 www.nfa.ru   Национальная фондовая ассоциация www.eatu.org   Евро-азиатский транспортный союз
31 www.ravtoz.ru   Российская ассоциация владельцев товарных знаков www.ics.trieste.it   Международный центр по науке и высоким технологиям
32 www.integrum.ru   Информационное агентство «Интегрум-Техно» www.swift.com   Международное межбансковское сообщество по финансовым телекоммуникациям
33 www.iuecon.org   Международный союз экономистов www.bbb.org   Бюро по улучшению деловой практики
34 www.gifa.ru   Гильдия инвестиционных и финансовых аналитиков www.inta.org   Международная ассоциация по товарным знакам
35 www.rts.ru   Группа РТС www.uirr.com   Международный союз транспортных компаний по автомобильно-железнодорожным перевозкам

 

 

Список рекомендуемой литературы

 

3.1. Основная литература

1. Бурмистров В. Н., Холопов К. В. Внешняя торговля Российской Федерации: учеб. Пособие / Под ред. Проф. В. Н. Бурмистрова. – М.: Юристъ, 2001.

2. Внешнеэкономический толковый словарь / Под ред. И. Н. Фаминского. – М.: Инфра-М, 2000.

3. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Маркетинг, 1998.

4. Боровиков В. И. Основы мировой экономики. Учебное пособие для вузов. – М.: Центр, 2002.

5. Страны и регионы мира 2003. Экономико-политический справочник / Под ред. А. С. Булатова. – М.: ВЛАДОС, 2002.

 

3.2. Дополнительная литература

1. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000.

2. Все страны мира / Авт. Сост. И.О.Родина, Т.М. Пименова. – Вече, 2002.

3. Грибова С.Н. Внешнеэкономическая деятельность как фактор развития приграничных регионов в условиях экономики переходного типа. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003.

4. Ионичев Н. П. Внешнеэкономические связи России (IX – начало XX века): Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 399 с.

5. Калинина Л.А. Внешнеэкономический потенциал региона: состояние, перспективы и направления развития. – Иркутск: Изд-во БГУЭиП, 2003.

6. Кудров В.М Мировая экономика. М.: Бек 2002.

7. Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник. – М.: Юристъ, 2002.

8. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2-х т. – М.: Дрофа, 2003.

9. Раджабоева З.К. Мировая экономика. – М.: Инфра-М, 2002.

10. Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. Энциклопедический справочник. М.: Вече, 2004.

11. Страны мира. Энциклопедический справочник / Под ред. С.А. Семеницкого. – Русич, 2000.

12. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны / Под ред. С.Б.Лаврова, Н.В.Каледина. – М.: Гардарики, 2003.

 

3.3. Периодическая литература

13. Азия Экспресс;

14. Бюллетень иностранной коммерческой информации;

15. Внешняя торговля;

16. Вопросы экономики;

17. Инвестиции в России;

18. Мировая экономика и международные отношения;

19. Проблемы прогнозирования;

20. Риск;

21. Российская газета;

22. Российский экономический журнал;

23. Экономика и жизнь;

24. Экономист;

25. Эксперт.

Интернет-ресурсы

26. Сайт Российского Центра внешней торговли: www.rusimpex.ru

27. Сайт Министерства международного сотрудничества, ВЭС и туризма Забайкальского края: www.international.chita.ru

28. Сайт Информационно-поисковой системы Экспортные возможности России: www.exportsupport.ru

29. Сайт Правительства России: www.government.ru

30. Сайт Торгово-промышленной палаты России: www.tpprf.ru

 

Лекции

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Требования, предъявляемые к специалистам по ВЭД – совокупность характеристик специалиста, необходимых для его работы в сфере международного бизнеса:

- наличие соответствующих профессиональных навыков в экономической теории, Б/У, маркетинге, статистике, МЭО, финансах и т.д.

- свободное профессиональное владение иностранными языками;

- коммуникабельность, способность легко устанавливать и поддерживать нужные деловые контакты;

- компьютерная грамотность, умение работать с современными системами передачи информации;

- гибкость и способность адаптироваться к зарубежным природным, климатическим, социально-культурным, религиозным, национальным и другим условиям работы и быта;

- психологическая уравновешенность;

- нормальное состояние физического здоровья;

- организаторские способности;

- умение работать в коллективе;

- способность и стремление постоянно учиться, повышать квалификацию;

- стабильное семейное положение.

 

Мировая экономика (мировое хозяйство, всемирное хозяйство) – совокупность национальных хозяйств (экономик), связанных между собой системой международных экономических отношений (внешняя торговля, вывоз и ввоз капитала, валютные отношения, миграция рабочей силы).

Валовой внутренний продукт (ВВП) – совокупная стоимость продукции отраслей материального производства и сферы услуг.

Международные экономические отношения - система разнообразных экономических связей между экономиками разных стран, к основным формам МЭО относят:

- международная торговля товарами, услугами;

- международные производственные связи;

- международное научно-техническое сотрудничество и обмен научно-техническими достижениями;

- международное движение капитала;

-  международные валютные отношения;

- международное движение рабочей силы; международный информационный обмен,

- сотрудничество в решение глобальных проблем.

Мировой рынок – совокупность национальных рынков отдельных стран, связанных друг с другом торгово-экономическими отношениями.

 

Международная торговля – международный обмен товарами, услугами, работами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности (продуктами национального труда).

Внешнеэкономическая деятельность – международное экономическое сотрудничество между предприятиями из разных стран.

 

Субъекты внешнеэкономической деятельности – предприятия, фирмы, индивидуальные предприниматели, государственные организации и учреждения, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.

Формы внешнеэкономической деятельности – внешняя торговля, международное инвестиционное сотрудничество, совместное производство, международные валютные отношения.

Внешнеэкономический потенциал – совокупность природных, производственных, научно-технических и трудовых ресурсов, которые могут быть использованы для развития международных экономических связей с ближним и дальним зарубежьем.

К основным элементам внешнеэкономического потенциала относится:

ü природные ресурсы и месторождения полезных ископаемых;

ü производственные фонды, способные выпускать соответствующую требованиям мирового рынка продукцию и предоставлять широкий спектр услуг;

ü трудовые ресурсы, которые могут быть привлечены для развития экспортных производств и внешнеэкономической инфраструктуры;

ü научно-образовательные учреждения;

ü элементы материальной базы рыночной инфраструктуры, обслуживающей внешнеэкономические связи (транспорт, внешнеторговые коммерческие организации, таможенные терминалы, пограничные службы).

 

Внешнеэкономический комплекс страны — это совокупность предприятий, фирм, организаций, объединений осуществляющих ВЭД; государственных органов и учреждений регулирующих и содействующих ВЭД; предприятий и организаций инфраструктуры обеспечивающей ВЭД.

Внешнеторговая сделка – операция купли-продажи товара или услуги между партнерами (контрагентами) из разных стран.

 

Внешнеторговый контракт – коммерческий документ, фиксирующий права и обязанности участников внешнеторговой сделки.

 

Конъюнктура мирового товарного рынка – результат взаимодействия различных факторов (экономических, социальных, природных), определяющих в конкретный момент времени состояние мирового товарного рынка в условия деятельности на этом рынке (уровень спроса, предложения, основные продавцы и покупатели, степень конкуренции, цены, правила торговли).

 

Экспорт – продажа и вывоз за границу товаров для передачи их в собственность иностранному партнеру.

 

Импорт – покупка и вывоз иностранных товаров в страну покупателя для собственных нужд или для последующей реализации на внутреннем рынке.

 

Внешнеторговый оборот – объем экспорта и импорта в денежном выражении за определенный период времени (долл. США).

 

Товарная структура товарооборота – соотношение отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота, выраженное в процентах.

Товарная структура экспорта – соотношение отдельных товарных групп в общем объеме экспорта, выраженное в процентах.

Диверсификация экспорта – увеличение количества видов и наименований продукции и услуг, предназначенных для экспорта. Диверсификация экспорта создает условия для хозяйственного маневра, расширяет возможности преодоления негативного влияния на экономику неблагоприятной хозяйственной конъюнктуры.

Бартер – безвалютный, но оцененный обмен товарами на равную стоимость.

Невидимая торговля – международный обмен услугами (туризм, перевозки, аренда, консультирование, медицинские услуги, услуги образования и др.).

Иностранные инвестиции – вложение иностранных предприятий и физических лиц финансовых средств в экономику другого государства в целях получения дохода.

Международная трудовая миграция – перемещение населения через государственные границы с целью трудоустройства за рубежом.

 

Совместное производство – сотрудничество фирм из разных государств по производству конечной продукции.

 

Совместное предприятие – предприятие создаваемое предпринимателями из разных стран для организации производственной, торговой, научно- производственной деятельности. Полученная прибыль предприятия делится в соответствующих пропорциях между партнерами.

 

Международный туризм – важнейшая форма международной торговли услугами – вид предпринимательской деятельности по предоставлению разнообразных услуг гражданам своей страны и зарубежных государств разнообразных услуг:

- по перемещению из страны в страну, внутри страны;

- размещению в гостиницах, мотелях, пансионатах, кемпингах и др.,

- оформлению документов (виз, страховых полисов);

- обеспечению питанием (в кафе, ресторанах, барах);

- удовлетворению культурно-оздоровительных потребностей (театры, музеи, заповедники, фестивали, спортивные центры, пляжи, сауны, бассейны, экскурсии);

- удовлетворению интересов бизнеса (научные конференции, выставки, ярмарки, презентации);

- приобретению товаров («шоп-туры», подарки, сувениры, торговые центры).

 

Экспорт туристических услуг (въездной туризм) – въезд в страну иностранных физических лиц, не занимающихся в соответствующей стране оплачиваемой деятельностью

Импорт туристических услуг (выездной туризм) – предполагает выезд за границу граждан страны (доходы получают иностранные компании).

 

Приграничное сотрудничество – вид международного взаимодействия между предприятиями и организациями, расположенными в приграничных районах какого-либо государства, с иностранными партнерами из приграничных районов сопредельного государства.

Формы приграничного сотрудничества:

- приграничная торговля,

- приграничное инвестиционное сотрудничество,

- приграничное сотрудничество в сфере услуг (туризм, транспортные услуги, складской бизнес),

- приграничное культурное сотрудничество,

- сотрудничество между органами власти приграничны территорий сопредельных государств по созданию условий для эффективного взаимодействия между предприятиями из соседствующих государств.

 

Челночный бизнес, челноки – физические лица, розничные торговцы, закупающие товары массового спроса на дешевых зарубежных рынках и доставляющие их на рынок своей страны. Возникает челночный бизнес в период экономического кризиса, в странах с переходной экономикой.

 

Торговый баланс – сопоставление стоимости всех товаров и услуг, вывезенных из страны (экспорт) и стоимости товаров и услуг, ввезенных из других государств (импорт) за определенный период времени (год, полгода, квартал, месяц).

Сальдо торгового баланса – разница между суммой экспорта и суммой импорта за период в долл. США.

Активное сальдо торгового баланса – экспорт больше импорта.

Пассивное сальдо торгового баланса – импорт больше экспорта.

 

Платежный баланс – сопоставление денежных платежей, поступающих в страну из-за рубежа, и всех ее платежей, осуществленных за границу, за определенный период. Платежный баланс отражает все внешнеэкономические операции.

 

Международная конкуренция – процесс соперничества между государствами или предприятиями из разных стран.

Конкурентоспособность национальной экономики – способность государства соперничать с другими странами, как на мировом рынке, так и на собственном внутреннем рынке.

Основными показателями конкурентоспособности являются:

- доля в мировом экспорте;

- объемы экспорта и импорта;

- товарная структура экспорта и импорта;

- соотношение внешнеторгового оборота и ВВП;

- сальдо торгового баланса.

 

Конкурентоспособность продукции на мировом рынке – способность конкретных отечественных товаров и услуг конкурировать с зарубежными аналогами как на мировом, так и на отечественном рынках. Зависит от их качества, цены, дизайна, новизны, широты ассортимента, уровня предлагаемого сервиса, рекламы, торговой марки (брэнда) и других факторов.

 

Либерализация внешней торговли – процесс постепенного упразднения препятствий и ограничений во внешней торговле (пошлины, количественные ограничения, налоги, требования к качеству товаров и др.).

 

Протекционизм – государственная политика по защите национальных производителей от иностранных конкурентов и поддержка национальных экспортеров.

Таможенная декларация – документ, предъявляемый при пересечении грузом таможенной границы и содержащий информацию о грузе, отправителе, получателе (продавце и покупателе), о сделке.

 

ИСТОРИЯ ВЭС РОССИИ

 

В докиевский период (VI в.) внешняя торговля восточных славян определялось внутренними экономическими процессами, ростом производительности, разделением труда. Традиционно внешняя торговля носила название «гостьбы», а сами торговля – «гостей». Первоначально торговля происходила на мелких сборных пунктах – погостах. Эти мелкие торжки имели тенденцию к слиянию в более крупные, связанные с внешней торговлей; развивалась ярмарочная форма торговли, на ярмарки приезжали иноземные купцы.

К периоду VI – VII вв. был налажен регулярный вывоз зерна из восточнославянских земель в Грецию (через Черное море). Кроме того, торговцы-скупщики, закупив славянских поселениях пушнину, мед, воск, кожи, льняные ткани, ремесленные изделия, продавали их на заморских рынках (вплоть до Византии) и покупали шелковые ткани, изделия из золота и серебра, виноградное вино, оружие.

Начиная с VIII в. Восточные славяне также вели транзитно-посредническую торговлю между арабским Востоком и Византией, а также между Востоком и Северо-Западом. Географическое положение восточных славян, селившихся на перекрестках речных путей, определило их торговые связи: на юге с Византией, на севере – со скандинавскими племенами, на западе – с германскими городами, на востоке – с Хазарским каганатом.

Первоначально роль денег выполняли меха ценных пушных зверей. Самой крупной денежной единицей являлась связка ценного меха – гривна. Впоследствии меховые деньги были вытеснены серебром, но серебряные деньги долго носили названия мехов – «ногата», «куна», «резана».

 

Первый этап начался в период образования Киевского госу­дарства и продолжался до конца XV в. Основу внешних экономи­ческих связей составляла торговля, в том числе транзитная, вос­точнославянских племен, Киевской Руси, Владимиро-Суздальского княжества, Великого Новгорода, Московского царства с иностранными государствами Европы и Азии.

Киевское государство активно торговало с Византией, Скандинави­ей, странами Западной Европы. Основой транзитной торговли был вод­ный путь из «варяг в греки». В период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига традиционные внешнеторговые связи Руси были на­рушены. Только Великий Новгород и Псков продолжали оставаться связующим звеном с Европой, участвуя во внешнеторговых сношениях с Западом. Возобновление и дальнейшее развитие экономических связей со странами Европы и Азии было обусловлено объединением русских земель вокруг Москвы и образованием централизованного Русского государства.

Второй этап (XVI—XVII вв.). Это — эпоха установления торго­вых связей с Англией, Голландией и другими странами Западной Европы, освоения Северного торгового пути, введения таможен­ного регулирования внешней торговли.

С середины XVI в. купцы из стран Западной Европы стали проклады­вать в Московию новые торговые пути, создавать склады своих товаров и торговые конторы. Многие из них надолго поселялись в России в качестве представителей иностранных торговых домов. Иван Грозный, первые Ро­мановы — цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович оказывали всемерное содействие укреплению внешней торговли, брали ее под свое покровительство и охрану от заграничных конкурентов. Началось привле­чение зарубежных предпринимателей и специалистов в отечественное ре­месленное, а затем и в нарождающееся мануфактурное производство.

Регулярные экономические связи Российского государства, установившиеся в XVI—XVII вв., а также культурное и политичес­кое сотрудничество с Западной Европой позволяют говорить о Рос­сии как неотъемлемой части Европы, развивающейся по одному с нею типу.

Третий этап (XVIII в.) характеризуется дальнейшим развитием мануфактурного производства, международной торговли, таможен­ного дела при неуклонном возрастании регулирующей роли госу­дарства. В эпоху Петра Великого было прорублено «окно в Евро­пу», при Екатерине Великой комплекс внешних экономических связей России получил разностороннее развитие.

До конца XVIII в. экономические связи России со странами Западной Европы и Азии ограничивались преимущественно внешнеторговой сфе­рой. Промышленный переворот в Англии, а затем и в других странах Ев­ропы стимулировал рост торговли с Россией и изменил ее структуру, резко увеличив экспорт изделий промышленности и импорт российского хлеба и сырья со стороны западноевропейских государств. Следствием стало появление в крупнейших русских торговых городах — Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Архангельске, Риге, Нижнем Новгороде купцов-банки­ров, главным образом иностранного происхождения. Внешняя торговля пролагала путь заграничным промышленным инвестициям.

В царствование Екатерины II в России начинается процесс пе­рехода от мануфактуры к фабрике, в котором активно участвуют иностранные предприниматели и специалисты. При их содействии в конце XVIII столетия создаются новые производственные отрас­ли, которые оснащаются передовой заграничном техникой.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.178 с.)