Технические средства обучения и контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технические средства обучения и контроля



В процессе изучения дисциплины используются следующие технические средства обучения и контроля:

1. Компьютерное и мультимедийное оборудование – для проведения отдельных лекционных занятий;

2. Электронная библиотека курса: электронный курс лекций.

 

Список рекомендуемой литературы

 

3.1. Основная литература

1. Бурмистров В. Н., Холопов К. В. Внешняя торговля Российской Федерации: учеб. Пособие / Под ред. Проф. В. Н. Бурмистрова. – М.: Юристъ, 2001.

2. Внешнеэкономический толковый словарь / Под ред. И. Н. Фаминского. – М.: Инфра-М, 2000.

3. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Маркетинг, 1998.

4. Боровиков В. И. Основы мировой экономики. Учебное пособие для вузов. – М.: Центр, 2002.

5. Страны и регионы мира 2003. Экономико-политический справочник / Под ред. А. С. Булатова. – М.: ВЛАДОС, 2002.

 

3.2. Дополнительная литература

1. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000.

2. Все страны мира / Авт. Сост. И.О.Родина, Т.М. Пименова. – Вече, 2002.

3. Грибова С.Н. Внешнеэкономическая деятельность как фактор развития приграничных регионов в условиях экономики переходного типа. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003.

4. Ионичев Н. П. Внешнеэкономические связи России (IX – начало XX века): Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 399 с.

5. Калинина Л.А. Внешнеэкономический потенциал региона: состояние, перспективы и направления развития. – Иркутск: Изд-во БГУЭиП, 2003.

6. Кудров В.М Мировая экономика. М.: Бек 2002.

7. Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник. – М.: Юристъ, 2002.

8. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2-х т. – М.: Дрофа, 2003.

9. Раджабоева З.К. Мировая экономика. – М.: Инфра-М, 2002.

10. Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. Энциклопедический справочник. М.: Вече, 2004.

11. Страны мира. Энциклопедический справочник / Под ред. С.А. Семеницкого. – Русич, 2000.

12. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны / Под ред. С.Б.Лаврова, Н.В.Каледина. – М.: Гардарики, 2003.

 

3.3. Периодическая литература

13. Азия Экспресс;

14. Бюллетень иностранной коммерческой информации;

15. Внешняя торговля;

16. Вопросы экономики;

17. Инвестиции в России;

18. Мировая экономика и международные отношения;

19. Проблемы прогнозирования;

20. Риск;

21. Российская газета;

22. Российский экономический журнал;

23. Экономика и жизнь;

24. Экономист;

25. Эксперт.

Интернет-ресурсы

26. Сайт Российского Центра внешней торговли: www.rusimpex.ru

27. Сайт Министерства международного сотрудничества, ВЭС и туризма Забайкальского края: www.international.chita.ru

28. Сайт Информационно-поисковой системы Экспортные возможности России: www.exportsupport.ru

29. Сайт Правительства России: www.government.ru

30. Сайт Торгово-промышленной палаты России: www.tpprf.ru

 

Лекции

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Требования, предъявляемые к специалистам по ВЭД – совокупность характеристик специалиста, необходимых для его работы в сфере международного бизнеса:

- наличие соответствующих профессиональных навыков в экономической теории, Б/У, маркетинге, статистике, МЭО, финансах и т.д.

- свободное профессиональное владение иностранными языками;

- коммуникабельность, способность легко устанавливать и поддерживать нужные деловые контакты;

- компьютерная грамотность, умение работать с современными системами передачи информации;

- гибкость и способность адаптироваться к зарубежным природным, климатическим, социально-культурным, религиозным, национальным и другим условиям работы и быта;

- психологическая уравновешенность;

- нормальное состояние физического здоровья;

- организаторские способности;

- умение работать в коллективе;

- способность и стремление постоянно учиться, повышать квалификацию;

- стабильное семейное положение.

 

Мировая экономика (мировое хозяйство, всемирное хозяйство) – совокупность национальных хозяйств (экономик), связанных между собой системой международных экономических отношений (внешняя торговля, вывоз и ввоз капитала, валютные отношения, миграция рабочей силы).

Валовой внутренний продукт (ВВП) – совокупная стоимость продукции отраслей материального производства и сферы услуг.

Международные экономические отношения - система разнообразных экономических связей между экономиками разных стран, к основным формам МЭО относят:

- международная торговля товарами, услугами;

- международные производственные связи;

- международное научно-техническое сотрудничество и обмен научно-техническими достижениями;

- международное движение капитала;

-  международные валютные отношения;

- международное движение рабочей силы; международный информационный обмен,

- сотрудничество в решение глобальных проблем.

Мировой рынок – совокупность национальных рынков отдельных стран, связанных друг с другом торгово-экономическими отношениями.

 

Международная торговля – международный обмен товарами, услугами, работами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности (продуктами национального труда).

Внешнеэкономическая деятельность – международное экономическое сотрудничество между предприятиями из разных стран.

 

Субъекты внешнеэкономической деятельности – предприятия, фирмы, индивидуальные предприниматели, государственные организации и учреждения, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.

Формы внешнеэкономической деятельности – внешняя торговля, международное инвестиционное сотрудничество, совместное производство, международные валютные отношения.

Внешнеэкономический потенциал – совокупность природных, производственных, научно-технических и трудовых ресурсов, которые могут быть использованы для развития международных экономических связей с ближним и дальним зарубежьем.

К основным элементам внешнеэкономического потенциала относится:

ü природные ресурсы и месторождения полезных ископаемых;

ü производственные фонды, способные выпускать соответствующую требованиям мирового рынка продукцию и предоставлять широкий спектр услуг;

ü трудовые ресурсы, которые могут быть привлечены для развития экспортных производств и внешнеэкономической инфраструктуры;

ü научно-образовательные учреждения;

ü элементы материальной базы рыночной инфраструктуры, обслуживающей внешнеэкономические связи (транспорт, внешнеторговые коммерческие организации, таможенные терминалы, пограничные службы).

 

Внешнеэкономический комплекс страны — это совокупность предприятий, фирм, организаций, объединений осуществляющих ВЭД; государственных органов и учреждений регулирующих и содействующих ВЭД; предприятий и организаций инфраструктуры обеспечивающей ВЭД.

Внешнеторговая сделка – операция купли-продажи товара или услуги между партнерами (контрагентами) из разных стран.

 

Внешнеторговый контракт – коммерческий документ, фиксирующий права и обязанности участников внешнеторговой сделки.

 

Конъюнктура мирового товарного рынка – результат взаимодействия различных факторов (экономических, социальных, природных), определяющих в конкретный момент времени состояние мирового товарного рынка в условия деятельности на этом рынке (уровень спроса, предложения, основные продавцы и покупатели, степень конкуренции, цены, правила торговли).

 

Экспорт – продажа и вывоз за границу товаров для передачи их в собственность иностранному партнеру.

 

Импорт – покупка и вывоз иностранных товаров в страну покупателя для собственных нужд или для последующей реализации на внутреннем рынке.

 

Внешнеторговый оборот – объем экспорта и импорта в денежном выражении за определенный период времени (долл. США).

 

Товарная структура товарооборота – соотношение отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота, выраженное в процентах.

Товарная структура экспорта – соотношение отдельных товарных групп в общем объеме экспорта, выраженное в процентах.

Диверсификация экспорта – увеличение количества видов и наименований продукции и услуг, предназначенных для экспорта. Диверсификация экспорта создает условия для хозяйственного маневра, расширяет возможности преодоления негативного влияния на экономику неблагоприятной хозяйственной конъюнктуры.

Бартер – безвалютный, но оцененный обмен товарами на равную стоимость.

Невидимая торговля – международный обмен услугами (туризм, перевозки, аренда, консультирование, медицинские услуги, услуги образования и др.).

Иностранные инвестиции – вложение иностранных предприятий и физических лиц финансовых средств в экономику другого государства в целях получения дохода.

Международная трудовая миграция – перемещение населения через государственные границы с целью трудоустройства за рубежом.

 

Совместное производство – сотрудничество фирм из разных государств по производству конечной продукции.

 

Совместное предприятие – предприятие создаваемое предпринимателями из разных стран для организации производственной, торговой, научно- производственной деятельности. Полученная прибыль предприятия делится в соответствующих пропорциях между партнерами.

 

Международный туризм – важнейшая форма международной торговли услугами – вид предпринимательской деятельности по предоставлению разнообразных услуг гражданам своей страны и зарубежных государств разнообразных услуг:

- по перемещению из страны в страну, внутри страны;

- размещению в гостиницах, мотелях, пансионатах, кемпингах и др.,

- оформлению документов (виз, страховых полисов);

- обеспечению питанием (в кафе, ресторанах, барах);

- удовлетворению культурно-оздоровительных потребностей (театры, музеи, заповедники, фестивали, спортивные центры, пляжи, сауны, бассейны, экскурсии);

- удовлетворению интересов бизнеса (научные конференции, выставки, ярмарки, презентации);

- приобретению товаров («шоп-туры», подарки, сувениры, торговые центры).

 

Экспорт туристических услуг (въездной туризм) – въезд в страну иностранных физических лиц, не занимающихся в соответствующей стране оплачиваемой деятельностью

Импорт туристических услуг (выездной туризм) – предполагает выезд за границу граждан страны (доходы получают иностранные компании).

 

Приграничное сотрудничество – вид международного взаимодействия между предприятиями и организациями, расположенными в приграничных районах какого-либо государства, с иностранными партнерами из приграничных районов сопредельного государства.

Формы приграничного сотрудничества:

- приграничная торговля,

- приграничное инвестиционное сотрудничество,

- приграничное сотрудничество в сфере услуг (туризм, транспортные услуги, складской бизнес),

- приграничное культурное сотрудничество,

- сотрудничество между органами власти приграничны территорий сопредельных государств по созданию условий для эффективного взаимодействия между предприятиями из соседствующих государств.

 

Челночный бизнес, челноки – физические лица, розничные торговцы, закупающие товары массового спроса на дешевых зарубежных рынках и доставляющие их на рынок своей страны. Возникает челночный бизнес в период экономического кризиса, в странах с переходной экономикой.

 

Торговый баланс – сопоставление стоимости всех товаров и услуг, вывезенных из страны (экспорт) и стоимости товаров и услуг, ввезенных из других государств (импорт) за определенный период времени (год, полгода, квартал, месяц).

Сальдо торгового баланса – разница между суммой экспорта и суммой импорта за период в долл. США.

Активное сальдо торгового баланса – экспорт больше импорта.

Пассивное сальдо торгового баланса – импорт больше экспорта.

 

Платежный баланс – сопоставление денежных платежей, поступающих в страну из-за рубежа, и всех ее платежей, осуществленных за границу, за определенный период. Платежный баланс отражает все внешнеэкономические операции.

 

Международная конкуренция – процесс соперничества между государствами или предприятиями из разных стран.

Конкурентоспособность национальной экономики – способность государства соперничать с другими странами, как на мировом рынке, так и на собственном внутреннем рынке.

Основными показателями конкурентоспособности являются:

- доля в мировом экспорте;

- объемы экспорта и импорта;

- товарная структура экспорта и импорта;

- соотношение внешнеторгового оборота и ВВП;

- сальдо торгового баланса.

 

Конкурентоспособность продукции на мировом рынке – способность конкретных отечественных товаров и услуг конкурировать с зарубежными аналогами как на мировом, так и на отечественном рынках. Зависит от их качества, цены, дизайна, новизны, широты ассортимента, уровня предлагаемого сервиса, рекламы, торговой марки (брэнда) и других факторов.

 

Либерализация внешней торговли – процесс постепенного упразднения препятствий и ограничений во внешней торговле (пошлины, количественные ограничения, налоги, требования к качеству товаров и др.).

 

Протекционизм – государственная политика по защите национальных производителей от иностранных конкурентов и поддержка национальных экспортеров.

Таможенная декларация – документ, предъявляемый при пересечении грузом таможенной границы и содержащий информацию о грузе, отправителе, получателе (продавце и покупателе), о сделке.

 

ИСТОРИЯ ВЭС РОССИИ

 

В докиевский период (VI в.) внешняя торговля восточных славян определялось внутренними экономическими процессами, ростом производительности, разделением труда. Традиционно внешняя торговля носила название «гостьбы», а сами торговля – «гостей». Первоначально торговля происходила на мелких сборных пунктах – погостах. Эти мелкие торжки имели тенденцию к слиянию в более крупные, связанные с внешней торговлей; развивалась ярмарочная форма торговли, на ярмарки приезжали иноземные купцы.

К периоду VI – VII вв. был налажен регулярный вывоз зерна из восточнославянских земель в Грецию (через Черное море). Кроме того, торговцы-скупщики, закупив славянских поселениях пушнину, мед, воск, кожи, льняные ткани, ремесленные изделия, продавали их на заморских рынках (вплоть до Византии) и покупали шелковые ткани, изделия из золота и серебра, виноградное вино, оружие.

Начиная с VIII в. Восточные славяне также вели транзитно-посредническую торговлю между арабским Востоком и Византией, а также между Востоком и Северо-Западом. Географическое положение восточных славян, селившихся на перекрестках речных путей, определило их торговые связи: на юге с Византией, на севере – со скандинавскими племенами, на западе – с германскими городами, на востоке – с Хазарским каганатом.

Первоначально роль денег выполняли меха ценных пушных зверей. Самой крупной денежной единицей являлась связка ценного меха – гривна. Впоследствии меховые деньги были вытеснены серебром, но серебряные деньги долго носили названия мехов – «ногата», «куна», «резана».

 

Первый этап начался в период образования Киевского госу­дарства и продолжался до конца XV в. Основу внешних экономи­ческих связей составляла торговля, в том числе транзитная, вос­точнославянских племен, Киевской Руси, Владимиро-Суздальского княжества, Великого Новгорода, Московского царства с иностранными государствами Европы и Азии.

Киевское государство активно торговало с Византией, Скандинави­ей, странами Западной Европы. Основой транзитной торговли был вод­ный путь из «варяг в греки». В период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига традиционные внешнеторговые связи Руси были на­рушены. Только Великий Новгород и Псков продолжали оставаться связующим звеном с Европой, участвуя во внешнеторговых сношениях с Западом. Возобновление и дальнейшее развитие экономических связей со странами Европы и Азии было обусловлено объединением русских земель вокруг Москвы и образованием централизованного Русского государства.

Второй этап (XVI—XVII вв.). Это — эпоха установления торго­вых связей с Англией, Голландией и другими странами Западной Европы, освоения Северного торгового пути, введения таможен­ного регулирования внешней торговли.

С середины XVI в. купцы из стран Западной Европы стали проклады­вать в Московию новые торговые пути, создавать склады своих товаров и торговые конторы. Многие из них надолго поселялись в России в качестве представителей иностранных торговых домов. Иван Грозный, первые Ро­мановы — цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович оказывали всемерное содействие укреплению внешней торговли, брали ее под свое покровительство и охрану от заграничных конкурентов. Началось привле­чение зарубежных предпринимателей и специалистов в отечественное ре­месленное, а затем и в нарождающееся мануфактурное производство.

Регулярные экономические связи Российского государства, установившиеся в XVI—XVII вв., а также культурное и политичес­кое сотрудничество с Западной Европой позволяют говорить о Рос­сии как неотъемлемой части Европы, развивающейся по одному с нею типу.

Третий этап (XVIII в.) характеризуется дальнейшим развитием мануфактурного производства, международной торговли, таможен­ного дела при неуклонном возрастании регулирующей роли госу­дарства. В эпоху Петра Великого было прорублено «окно в Евро­пу», при Екатерине Великой комплекс внешних экономических связей России получил разностороннее развитие.

До конца XVIII в. экономические связи России со странами Западной Европы и Азии ограничивались преимущественно внешнеторговой сфе­рой. Промышленный переворот в Англии, а затем и в других странах Ев­ропы стимулировал рост торговли с Россией и изменил ее структуру, резко увеличив экспорт изделий промышленности и импорт российского хлеба и сырья со стороны западноевропейских государств. Следствием стало появление в крупнейших русских торговых городах — Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Архангельске, Риге, Нижнем Новгороде купцов-банки­ров, главным образом иностранного происхождения. Внешняя торговля пролагала путь заграничным промышленным инвестициям.

В царствование Екатерины II в России начинается процесс пе­рехода от мануфактуры к фабрике, в котором активно участвуют иностранные предприниматели и специалисты. При их содействии в конце XVIII столетия создаются новые производственные отрас­ли, которые оснащаются передовой заграничном техникой.

Но решение внешнеэкономических задач России — обес­печение выхода отечественной товарной продукции на междуна­родный рынок внеэкономическими методами когда поступательное дви­жение страны, ее внешнеэкономическая деятельность зависели от успехов на поле брани.

Четвертый этап (первая половина XIX в.) — время правления императоров Александра I и Николая I. Он характеризуется чере­дованием фритредерства и протекционизма во внешнеторговой политике, началом промышленного переворота в России при уча­стии иностранных предпринимателей.

К середине XIX столетия экспорт готовых промышленных изделий начал замещаться перенесением их производства в Россию. В России первой такой отраслью стала текстильная промышленность, к которой проявили интерес сначала анг­личане, а затем немцы и французы. С середины 50-х годов объектами прямого участия иностран­ных предпринимателей (англичане и немцы) становятся производство металлоизделий, затем тяжелая промышленность в целом.

Заграничные инвестиции и иностранные бизнесмены облегчи­ли первые шаги Российской империи по пути капиталистической индустриализации в условиях крепостничества. Они же сделали возможным при господстве самодержавия сооружение железнодо­рожной сети, оживившей сельскохозяйственное производство и стимулировавшей развитие промышленности, наконец, способ­ствовавшей становлению российской тяжелой индустрии.

 

 

Главная особенность пятого этапа (вторая половина XIX в.) состояла в том, что внешние экономические связи (торговля, зай­мы, инвестиции) заняли ключевое место в процессе модерниза­ции народного хозяйства России. Проводилась умеренная «защит­но-запретительная» таможенная политика. Ограничивая импорт готовых изделий, правительство стимулировало приток иностран­ных инвестиций в промышленность.

Индустриальный подъем России проходил при активном ис­пользовании иностранных инвестиций, передовой машинной тех­ники и технологии, с помощью зарубежных менеджеров. С иност­ранной помощью создавались и развивались сталелитейная, уголь­ная, нефтехимическая отрасли промышленности. Иностранный капитал дал толчок появлению в России ценных бумаг, бирж, частных банков. При­ток зарубежных инвестиций сопровождался их переплетением и сращиванием с отечественным капиталом.

На шестом этапе (начало XX в.) хозяйственный рост России протекал в тех же формах, что и экономика стран Западной Евро­пы, развитие внешнеэкономических связей определялось общими закономерностями, присущими мировой капиталистической эко­номике. В свою очередь внешнеэкономическая деятельность оказа­ла большое влияние на ход хозяйственного развития России.

Так, на рубеже XIX-XX вв. Россия занимала первое место в мире по объему экспорта зер­новых (пшеница, рожь, ячмень, овес), льна и пушнины; второе (после США) — по вывозу лесотехни­ческих товаров, мяса, сливочного масла, жмыха и яиц; третье (после Германии и Франции) — по экспорту сахара.

В целом следует отметить, что основным географическим направ­лением внешней торговли России были страны Европы, на долю которых приходилось до 93% российского экспорта и около 77% импор­та.

Внешняя экономическая политика России завоевала высокий международный авторитет. Иностранный капитал охотно присут­ствовал во всех основных отраслях промышленности. На его долю в первое десятилетие XX в. приходилось от одной трети до полови­ны всех инвестиций. Широкое проникновение зарубежных компа­ний в российскую экономику сопровождалось внедрением пере­довых технологий, современных машин и оборудования. Между российскими и иностранными банками устанавливается тесное сотрудничество на почве совместного фи­нансирования промышленных предприятий.

В начале XX в. экономика России достигла наивысшего подъе­ма. Национальное богатство страны перед Первой мировой вой­ной определялось в пределах от 140 до 150 млрд. рублей золотом, т.е. было сопоставимо с Францией и составляло около 10% миро­вого экономического потенциала.

Особенностью экономики России начала XX в. являлась огромная вне­шняя государственная задолженность, по сравнению с которой доля ино­странных инвестиций была относительно невелика. Часть займов расходо­валась на сооружение железных дорог и предприятий промышленности; другая — на поддержание высоких вексельных курсов, выплату предыду­щих долгов, на оборонные нужды, на борьбу с революционным движе­нием и другие виды непроизводственных затрат.

Но было бы неверно преувеличивать зависимость российской экономики от иностранного капитала. Усилению его позиций энер­гично противодействовал отечественный капитал. В России сложи­лась собственная финансово-промышленная элита.

Вступление России в Первую мировую войну (август 1914 г.) открыло седьмой этап развития экономических связей с зарубежными странами. В условиях войны они претерпели глубокие структурные изменения — сократилась внешняя торговля, резко уменьшились инвестиции в промышленность, выросли займы и т.д.

Мировая война прервала бурный процесс развития России по пути модернизации народного хозяйства в рамках частного предприниматель­ства. Внешнеэкономические связи оказались деформированными, что во многом обусловило общий финансово-экономический кризис российской экономики, привело к социально-политическому перевороту. Многократно увеличилась финансовая зависимость России от союзников.

Временное правительство оказалась неспособным мобилизо­вать ресурсы страны, в том числе и внешнеэкономические, для наведения порядка в стране. Займы и военно-техническая помощь союзников оказались недостаточными для сохранения стабильно­го экономического и политического положения в России. Внешние экономические связи сыграли непреходящую роль в развитии российского общества. Благодаря им страна из конгломе­рата восточноевропейских племен в конце первого тысячелетия превратилась в начале XX в. в великую европейскую державу с развитой аграрно-индустриальной экономикой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.084 с.)