Характеристика российского рынка слияний и поглощений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика российского рынка слияний и поглощений



 

Перед началом анализа российского рынка М&А, необходимо сделать одно существенное замечание: на российском рынке, несмотря на его стремительное развитие, все еще отсутствует должный уровень раскрытия информации, что проявляется в отсутствии единой статистики, в результате чего оценки его объемов разняться в несколько раз.

Российский рынок является уникальным, поскольку всего; за несколько лет он прошел эволюцию от первых «грязных» сделок к большому количеству трансграничных слияний и поглощений; где покупателем выступают российские компании.

Проводимые в России в последнее время слияния и поглощения обладают рядом существенных отличий.

В динамике развития российского рынка слияний и поглощений, пока не представляется возможным выделить волны и цикличность как это можно, сделать с мировым рынком; однако можно выделить ключевые этапы становления рынка М&А. Не многие отечественные экономисты; пытаются систематизировать зарождение российского рынка слияний и поглощений. Наиболее часто подобные попытки встречаются у молодых авторов (Гвардии C.B. и Жиленков М.О.).Выделяемые периоды у обоих авторов схожи по временной продолжительности, но отличаются ключевыми характеризирующими, их признаками. Гвардии C.B. в своей работе «Создание добавленной стоимости компании при сделках слиянии и поглощении выделяет три этапа:

· Приватизация (1991-1998);

· Рейдерство (1998-2003);

· Период концентрации капитала (2003-н/в).

Те же временные рамки этапов можем наблюдать и в работах Жиленкова М.О. Он выделяет 3 этапа в истории развития рынка корпоративного контроля в РФ:

·   Первый этап (с середины 1990 г. по август 1998 г.) характеризуется единичными случаями использования классических схем поглощения; оптимизацией акционерного капитала; реструктуризацией предприятий, работающих в отраслях, где происходят поглощения; формированием и последующим ростом крупных финансовых групп и фондов портфельных инвестиций, выступающих в качестве покупателей (стратегических инвесторов).

·   На втором этапе (с середины 1999 г. по 2002 г.) происходит процесс поглощения активов предприятий, лишившихся оборотных средств или имеющих значительную кредиторскую задолженность; продолжается консолидация акционерного капитала на базе ФПГ; на фондовом рынке России осваиваются и приобретают востребованность новые финансовые инструменты, применяемые в сделках по слияниям и поглощениям.

·   Отличительными чертами третьего этапа (с 2002 г. по настоящее время) являются окончание формирования структуры ФПГ и переход к их юридической реорганизации, с целью легализации структурных звеньев.

Для развития цивилизованного российского рынка М&А необходимо срочно принять законы, регулирующие процесс приобретения одних компаний другими. Причем одной из законодательных новаций должно стать запрещение рассмотрения споров, связанных с недружественными поглощениями, в судебных инстанциях отдаленных регионов. Не секрет, что именно судебные решения, принятые в подобных инстанциях были и остаются грозным оружием черных рейдеров.

Что касается структурирования сделок М&А, то в этом смысле российский рынок становится более цивилизованным и постепенно начинает соответствовать стандартам, принятым в странах с развитой экономикой. В крупных сделках теперь принято обязательно привлекать финансовых и юридических консультантов. Обычно это известные международные инвестиционные банки и корпоративные адвокаты и кадровые агентства.

У российского рынка М&А есть два существенных отличия от развитых западных рынков.

Во-первых, специфика российского рынка заключается в том, что у нас рынок М&А и фондовый рынок в большинстве случаев не взаимосвязаны. Сделок М&А на российском фондовом рынке нет, и в ближайшем будущем не предвидится, так как на нем не обращаются ни блокирующие, ни контрольные пакеты акций.

Второй существенный момент: наш рынок М&А - это рынок супер мажоритарных пакетов и рынок поглощений. В каждой крупной компании и компании среднего бизнеса есть, как правило, только один хозяин, который принимает стратегические решения, в том числе о продаже бизнеса. В этот процесс пока широко не вовлечены советы директоров, практически отсутствует акционерная демократия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.006 с.)