Анализ побуждающих мотивов слияний и поглощений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ побуждающих мотивов слияний и поглощений



 

Любое предприятие имеет два принципиальных варианта стратегии роста - собственное органическое развитие либо приобретение внешней структуры. В процессе постоянного развития на основе имеющейся стратегии менеджмент компании определяет, что является в данный конкретный момент наиболее выгодным: направление ресурсов на приобретение нового бизнеса, либо их перераспределение в рамках уже имеющихся направлений деятельности, либо создание новых направлений с нуля, за счет собственных сил. Соответственно, целью приобретения нового бизнеса через процессы слияний и поглощений является создание у компании стратегического преимущества за счет присоединения и интегрирования новых элементов бизнеса, что должно являться более эффективным, чем их внутреннее развитие в рамках данной компании, а также должно быть выгодно с точки зрения экономии времени при достижении поставленных стратегических целей. Вопрос мотивов сделок слияния и поглощения широко обсуждается в экономической литературе. Общим мотивом к слияниям и поглощениям является расширение и повышение эффективности бизнеса. Наибольшему анализу этот мотив подвергается в трудах сторонников неоклассической интерпретации мотивов сделок. Кроме того, нередко этот путь расширения бизнеса является менее затратным, чем органический рост компании путем капитализации части прибыли и использования заемных ресурсов. Также следует упомянуть о том, что при слияниях и поглощениях следует учитывать фактор времени. Любое развитие через органический рост - это длительный процесс, сопряженный с большим количеством неопределенности в будущем. Приобретая уже готовый актив, с достаточной степенью точности можно оценить его сегодняшнюю дополнительную выгоду для компании в случае интеграции в существующий бизнес. Особое значение финансовый аспект приобретает в периоды финансовых кризисов, поскольку активы существенно дешевеют в цене, и, порою, приобрести желаемый актив становится на порядок проще. Зачастую непросто провести границу между слиянием и поглощением. Кроме того, существуют определенные различия в толковании данных понятий в зарубежной теории и практике и в российском законодательстве. Однако основные мотивы, которыми руководствуются компании при их проведении, схожи, что позволяет рассматривать слияния и поглощения в целом, не пытаясь провести между ними четкой границы по отношению к мотивам сделок. Для начала подробного анализа мотивов, лежащих в основе всех процессов слияний и поглощений необходимо упомянуть про цель, которая стоит перед всеми компаниями. Как известно из классической экономической теории - главная цель создания любого бизнеса - это максимизация прибыли. Причем эта цель первична по отношению к другим целям, стоящим перед рыночной компанией. Следовательно, так или иначе, любые мотивы, побуждающие компании к слияниям и поглощениям, вытекают из данной цели, либо подчинены ей. Причем в современных условиях цель можно расширить, добавив понятие «капитализация компании», а именно максимизация стоимости бизнеса. Современных собственников уже интересует вопрос не столько, сколько их актив может приносить денег, а, сколько он стоит, и с какой дополнительной премией его можно продать. В дальнейшем будем подразумевать, что под основной целью слияний и поглощений подразумевается получение той или иной выгоды. В самом общем случае выгода может иметь количественную - оценку в росте прибыли компании, а также в росте ее капитализации. Соответственно опираясь на данное утверждение, можно проанализировать существующие в экономической литературе подходы и сформировать более системную и полную классификацию мотивов М&А, применительно к российским условиям. Российские экономисты вынуждены опираться на своих западных коллег, поскольку российская история рынка М&А мала для того чтобы только на основе российских данных делать какие-либо выводы. Тем не менее, в работах отечественных исследователей можно встретить попытку систематизации мотивов по классификационным признакам, но единой системы данных признаков в современной экономической литературе до сих пор нет.

Классификация Лапшина П.П. и Хачатурова А.Е.

Достаточно полная классификация мотивов представлена в работе Лапшина П.П. и Хачатурова А.Е. «Синергический эффект при слияниях и поглощениях компаний». Авторы структурируют большой массив мотивов по признаку сферы возникновения того или иного положительно эффекта. В частности они выделяют следующие крупные группы мотивов:

1 Стратегические;

2 Технологические;

3 Производственные;

4 Отраслевые;

5 Рыночные;

6 Продуктовые;

7 Экономические;

8 Инвестиционные и финансовые;

9  Политические.

Например, такой частный мотив как диверсификация рисков объединенной компании в данном случае попадает в подгруппу стратегических мотивов, но в то же время его можно отнести и к отраслевым и к рыночным мотивам. Классификационные признаки достаточно условны, но, тем не менее, классификация Лапшина П.П. и Хачатурова А.Е. выделяется из работ остальных специалистов в этой области, в первую очередь системностью подхода.

Классификация Борисова Ю.Д.

В своей классификации Борисов Ю.Д. выделяет всего 4 основные мотива, которые преследуют слияния и поглощения:

1  Защитные мотивы;

2  Инвестиционные мотивы;

3  Выход на рынки других стран;

4  Создание устойчивого преимущества.

Причем если с первыми тремя мотивами достаточно определенная ситуация (все эти мотивы, так или иначе, присутствуют и в зарубежных работах и у отечественных экономистов), то с последним пунктом необходимо пояснение. Под мотивом «создание устойчивого преимущества» Борисов Ю.Д. подразумевает: «создание преимущества с помощью диверсификации для большего контроля рисков, использования опыта иных производственных сфер, недоступного конкурентам, сокращения выхода на новый рынок, сохранение стабильности и емкости занимаемого рынка».

Как можно видеть, достаточное большое количество мотивов скрывается за определением мотива «создание устойчивого преимущества», это и часть защитных мотивов; и мотивы расширения рынка, и диверсификации бизнеса. Мы считаем, что это различные мотивы, которые существенно влияют на рынок слияний и поглощений и не могут быть рассмотрены единым целым.

Данная классификация лишний раз подчеркивает, что в российской, впрочем, как и в западной экономической литературе нет единой логики анализа процессов слияний и поглощений.

Классификация Молотникова А.Е.

Наиболее полная классификация сделок слияний и поглощений присутствует в работах Молотникова А.Е., практикующего специалиста, директора одной из ведущих консалтинговых компаний России. Исходя из стремления компаний к максимизации прибыли, большинство мотивов, побуждающих компании сливаться / поглощать, можно разделить на следующие группы:

1 Мотивы уменьшения оттока ресурсов (имеются в виду, прежде всего, денежные ресурсы, являющиеся издержками предприятия);

2 Мотивы увеличения / стабилизации притока ресурсов;

3 Нейтральные по отношению к движению ресурсов мотивы.

В обобщенном виде классификация мотивов приведена в таблице 1.

 

Таблица 1 - Структура основных мотивов слияний / поглощений компании

Уменьшение оттока ресурсов Нейтральные мотивы Увеличение притока ресурсов
Эффект масштаба Разница рыночной и балансовой / ликвидационной стоимости Диверсификация
Централизация функций Слишком большая компания, чтобы обанкротиться Мотив монополии
Ликвидация дублирования Устранение неэффективности Эгоистические мотивы менеджеров Защита от поглощения Повышение кредитоспособности Крупные контракты
Объединение НИОКР Более дешевый доступ к информации Преимущества на рынке капитала Уменьшение отчислений в бюджет   Доступ к информации Взаимодополняющие ресурсы

 


В данном случае российский автор взял за основу классические мотивы слияний и поглощений, выделенные западными экономистами и сгруппировал их по признаку оттока / притока ресурсов в компанию. Как видно из классификации, некоторые мотивы могут иметь двоякое влияние на потоки фирмы, сокращая издержки и увеличивая поступления, например мотив доступа к информации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.006 с.)