Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неформальная политическая коммуникацияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особое место среди средств политической коммуникации занимают неформальные средства передачи информации. Их роль возросла в последнее время. По мнению исследователей, это связано с тем, что в обществе наблюдается падение доверия к официальным источникам информации. Это обусловливает рост значимости информации, полученной в процессе межличностного общения. Традиционно к неформальной коммуникации относят слухи, сплетни, анекдоты. Однако, на наш взгляд, этот перечень следует расширить и добавить политические карикатуры, общественное мнение и политические мифы, формируемые обществом. При- чем анекдоты и карикатуры, образуя такую сферу коммуникации, как политический юмор, передают не столько информацию о политической сфере, сколько отношение к ней. Слухи же, сплетни, мифы и обще- ственное мнение следует рассматривать именно как каналы передачи информации, но с особой спец В основе молвы, слухов, сплетен всегда лежит вымысел. Этот вымысел порождает уже первый рассказчик, поскольку он не может обладать полной информацией, и потому старается реконструировать информационные пробелы. В дальнейшем, при передаче от человека к человеку, вымысел разрастается, дополняется все новыми «подробностями», эмоциональными оценками (число которых увеличивается там, где не хватает достоверной информации). Эта эмоциональная окраска делает молву, слух или сплетню более привлекательной и яркой для запоминания, а также упрощает ее восприятие и доступность для всех социальных групп. Особое место среди неформальных средств коммуникации занимают слухи. Слухи рассматриваются как разновидность информации, которая распространяется по неофициальным каналам и направлена на удовлетворение реальной информационной потребности, которая не может быть удовлетворена иным способом; это коллективная попытка найти ответ на актуальный вопрос в условиях дефицита информации. Слухи в большинстве случаев не имеют под собой достаточной и надежной информационной основы, и являются разновидностью психологической особенности межличностной коммуникации. На основе того, какие эмоциональные потребности людей удовлетворяют слухи, можно выделить их три основных типа: слух-мечта, слух-пугало, слух-разделитель. Слух-мечта выражает желания и надежды тех людей, в среде которых он появился и распространяется (примером таких слухов могут быть слухи о воскрешении Ленина, которые бытовали в Советском Союзе в конце 20-х – начале 30-х годов. С воскрешением Ленина связывали возможность наведения революционного порядка и наказания представителей власти, которые неправильно правят). Слух-пугало – это слух, вызывающий страх и тревогу (например, пораженческие слухи во время второй мировой войны, или слухи о коллапсе экономики, кризисе, голоде и т.д.). И, наконец, слухи-разделители – это слухи, вызывающие разобщенность между социальными группами, формирующие предрассудки и резко негативное отношение к «иным» социальным группам (слухи о цыганах, лицах «кавказской национальности» и т.д.). Слухи представляют весьма интересный материал для исследования, поскольку во многом показывают эффективность коммуникации в обществе, а также степень доверия населения к существующим институтам власти. Кроме указанных, можно назвать еще ряд причин появления слухов. Например, «информационный голод», нехватка достоверной информации по инте- ресующей теме или проблеме. В этом случае в дей- ствие вступает закон: «спрос рождает предложение», а информационное поле насыщается слухами, тогда интерес к теме идет на спад. Другой детерминантой возникновения слухов является значимость темы для человека. Слухообразующим фактором являются экстра- ординарные события и герои, привлекающие обще- ственное внимание и вызывающие потребность узнать о них больше, прикоснуться к ним, к их тайне, попасть в круг посвященных. Особость героя определяется его специфическим статусом и способностями, а передача информации о нем создает впечатление причастности к нему. Следует отметить, что несмотря на общепринятое негативное отношение к слухам, они выполняют ряд функций, в том числе позитивных. Во-первых, они удовлетворяют потребности человека в общении, выступая в качестве повода встретиться и поделиться информацией, а также самореализации и уважении, позволяя привлечь к себе внимание как к источнику или носителю «особой», «секретной» информации. Во-вторых, слухи выполняют функцию интеграции, объединяя «посвященных», тех, кому доверили особо важную информацию, либо «своих» против «чужих», о которых идет речь в слухах. В-третьих, необходимо указать и функцию адаптации, приспособления к но- вым условиям через обсуждение. В-четвертых, психологическая функция слухов выражается в выплеске эмоций, нередко негативных, эмоциональной разгрузке и снятии напряжения. В-пятых, при помощи слухов происходит установ- ление контроля над угрожающими изменениями ре- альности. Эти изменения еще только грядут, а слухи о них уже распространяются, будоража общественное сознание. Передавая их, проговаривая, человек стара- ется найти выход из возможной в будущем сложной ситуации, подготовиться психологически, подобрать адекватный вариант поведения. Поэтому особенно широкое распространение и влияние на поведение людей слухи оказывают во время кризисов и соци- альных трансформаций. Схожую функцию в таких условиях выполняет и политический юмор, включающий в себя анекдоты, частушки, фельетоны, пословицы и поговорки, ка- ламбуры и карикатуры. Сущностью юмора является вскрытие противоречий, двойных стандартов в по- литике, демонстрация абсурдности ситуации. Недо- вольство политической обстановкой, выраженное в юмористической форме, позволяет снять напряже- ние и почувствовать свое превосходство над ситуацией или политиками. Наибольшее распространение и популярность в обществе приобрели анекдоты, которые представ- ляют собой короткие смешные истории о какой-либо политической ситуации, лидере или группе, дово- дящие ситуацию до абсурда или высмеивающие глупость политиков. Как правило, они складываются спонтанно и являются своеобразным оперативным откликом общества на наиболее актуальные в данное время события и проблемы.
Вопрос 48
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.207 (0.008 с.) |