Неотложная помощь в педиатрии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неотложная помощь в педиатрии



Неотложная помощь в педиатрии

Учебно-методическое пособие

 для студентов отделений - 0401 "лечебное дело",

0406 "сестринское дело"

 

 

Нальчик 2007 г

УДК 616 (053.2)

ББК 57.3 (75)

Рецензент:

кандидат медицинских наук, ассистент

кафедры госпитальной хирургии Кабардино-Балкарского госуниверситета,

 заведующая хирургическим отделением РДКБ МЗ КБР

С.Б. Индрокова

 

 

Якушенко М.Н., Камышова Е.А., Бацев Н. М., Мизаушева О.М.

 

Методическое пособие является изданием, в котором даны определения различным неотложным состояниям у детей, критерии клинической диагностики и алгоритмы действий по оказанию экстренной помощи детям, приводятся разовые и суточные дозы лекарственных препаратов.

Издание предназначено для студентов медицинских колледжей по специальности «Лечебное дело» и «сестринское дело».

 

 

Рекомендовано РИС университета

 

УДК 616 (053.2)

ББК 57.3 (75)

 

Ó Кабардино-Балкарский

государственный университет, 2007

Предисловие

На специалистов среднего медицинского звена возложены трудные и ответственные функции, от качества их работы во многом зависит решение важной задачи медицины - быстрое и полное восстановление здоровья заболевшего человека. От средних медицинских работников требуются основательные знания и умения, касающиеся оказания неотложной помощи ребенку при критических состояниях, тяжелых заболеваниях и несчастных случаях. Успех в оказании неотложной помощи во многом зависит от грамотной диагностики и выбора необходимых лечебных мероприятий. При этом от среднего медицинского звена требуется решительность, оперативность и умение организовать нужную помощь, чтобы вывести ребенка из угрожающего жизни состояния.

В пособии дается определение различным неотложным состояниям у детей, критерии клинической диагностики и, самое главное, алгоритм действий по оказанию экстренной помощи, позволяющее стабилизировать состояние больных. В большинстве рассматриваемых клинических ситуациях приводятся разовые и суточные дозы лекарственных препаратов.

 

 

Содержание

 

1. Помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности.

2. Неотложная помощь при гипертермическом синдроме у детей.

3. Неотложная помощь при судорожном синдроме у детей.

4. Неотложная помощь при анафилактическом шоке у детей.

5. Неотложная помощь при острой сердечно-сосудистой недостаточности (обморок, коллапс) у детей.

6. Неотложная помощь при острой дыхательной недостаточности у детей:

- стеноз гортани (ложный круп)

- приступ бронхиальной астмы

- инородное тело дыхательных путей

7. Неотложная помощь при комах у детей:

- Гипергликемическая кома

- Гипогликемическая кома

8. Неотложная помощь при укусах насекомых.

9. Неотложная помощь при острых отравлениях.

10. Неотложная помощь при утоплении.

11. Неотложная помощь при носовом кровотечении у детей.

12. Неотложная помощь при кишечном эксикозе у детей.

13. Неотложная помощь при рвоте у детей.

14. Неотложная помощь при метеоризме у детей.

 

 

Помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности

Угрожающее состояние у детей - это состояние, при котором существует декомпенсация жизненно важных функций организма ребенка (дыхания, кровообращения, нервной системы) или имеется непосредственная опасность ее возникновения.

При развитии терминальных состояний своевременное и правильное проведение первичной сердечно-легочной реанимации позволяет в части случаев спасти жизнь детей и вернуть пострадавших к нормальной жизнедеятельности.

Основные признаки клинической смерти:

- отсутствие дыхания, сердцебиения и сознания;

- исчезновения пульса на сонной и других артериях;

- бледный или серо-землистый цвет кожи;

- зрачки широкие, без реакции их на свет.

Гипертермический синдром

Гипертермический синдром - состояние глубокого нарушения терморегуляции за счет избыточной теплопродукции и ограничения теплоотдачи с повышением температуры тела до 39°С и выше.

Причины, вызывающие лихорадку, делятся на две группы: инфекционные (острые респираторные заболевания, пневмония, скарлатина и др.) и неинфекционные (перегревание, аллергические реакции, эндокринные расстройства и др.).

Решающую роль в механизме развития гипертермического синдрома играет раздражение гипоталамической области как центра терморегуляции организма.

Повышение температуры тела выше 39° С, сопровождается нарушениями со стороны гемодинамики и ЦНС.

Повышение температуры тела - защитный механизм, ограничивающий распространение инфекции, поэтому назначение жаропонижающих средств рекомендуют производить лихорадящим детям только при наличии высокой температуры тела - 38,5-39°С, когда можно опасаться нарушений микроциркуляции, развития гипоксии периферических тканей и головного мозга.

Классификация гипертермии

Ступени повышения температуры Данные термометрии
1. Субфебрильная 37,5-38° С
2. Фебрильная 38-39° С
3. «Высокая» лихорадка 39-40° С
4. Чрезмерно высокая > 40°С
5. Гиперпиретическая > 41-42° С

 

Виды гипертермии

"Розовая" -   теплопродукция равна теплоотдаче

"Бледная" -   теплопродукция превышает теплоотдачу

"Розовая" лихорадка является прогностически благоприятной, характеризуется умеренной гиперемией кожи, на ощупь кожные покровы горячие, влажные. Поведение ребенка, как правило, практически не меняется.

"Бледная" лихорадка характеризуется ощущением холода, появлением озноба, бледностью кожи, с цианотичным оттенком ногтевых лож и губ, похолоданием конечностей. Для "бледной" лихорадки типичны чрезмерная тахикардия, одышка и возможен судорожный приступ, бред.

Неотложная помощь проводится по двум направлениям:

1. Борьба с гипертермией.

2. Коррекция жизненно важных функций организма.

Борьба с гипертермией предусматривает комбинированное лечение с использованием как медикаментозных, так и физических методов охлаждения организма.

До начала оказания неотложной помощи определяют тип гипертермии, если "бледная", то переводят в "розовую" с помощью спазмолитиков. Физические методы охлаждения показаны при "розовой" гипертермии.

Судорожный синдром

Судороги - внезапные непроизвольные приступы тонико-клонических сокращений скелетных мышц, сопровождающиеся нередко потерей сознания. В детском возрасте чаще встречаются следующие судорожные состояния: эпилептические приступы, фебрильные судороги, аффективно-респираторные и гипокальциемические судороги.

Эпилепсия - хроническое прогрессирующее заболевание, проявляющееся пароксизмальными расстройствами сознания и судорогами, а также нарастающими эмоционально - психическими изменениями.

Основными клиническими формами являются: большой судорожный припадок и малые эпилептические приступы (абсансы). Большой судорожный припадок включает продрому, тоническую и клоническую фазы, постприступный период. Классически приступ начинается у ребенка с крика, вслед за которым наблюдается потеря сознания и судороги. Тоническая фаза судорог длится 10-20 секунд и характеризуется тоническим напряжением мышц лица, разгибателей конечностей, мышц туловища, челюсти плотно сжаты, глазные яблоки отклоняются вверх и в сторону. Цвет лица вначале бледный, затем - красновато-цианотичный. Зрачки широкие, на свет не реагируют. Дыхание отсутствует. Клоническая фаза длится от 30 секунд до нескольких минут и проявляется короткими сокращениями сгибательных мышц туловища. Прикусывание языка и губ может возникнуть в обеих фазах судорожного синдрома.

Фебрильные судороги наблюдаются чаще в возрасте до 5 лет, пик заболевания приходится на первый год жизни. Чаще всего к их возникновению предрасполагает перинатальное поражение ЦНС.

Судороги обычно наблюдаются на высоте температуры и прекращаются вместе с ее падением. Характерны генерализованные тонико-клонические припадки, сопровождающиеся утратой сознания. Хороший эффект оказывают жаропонижающие препараты.

Аффективно-респираторные судороги - приступы апноэтических судорог, возникающих при плаче ребенка, характерны для детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. Судороги обычно провоцируются испугом, гневом, сильной болью, радостью, насильственным кормлением ребенка. Во время крика или плача наступает задержка дыхания на вдохе, развивается цианоз кожных покровов и слизистой рта. Возникающая гипоксия приводит к кратковременной утрате сознания, наступлению тонических и клонико-тонических судорог.

Гипокальциемические судороги - обусловлены снижением концентрации  ионизированного кальция в крови. Наблюдается чаще в возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет при рахите, гипофункции паращитовидных желез и др.

Приступ явной спазмофилии начинается с тонического напряжения мимической мускулатуры лица ("рыбий рот"), нередко с болезненным карпопедальным спазмом ("рука акушера"), ларингоспазмом (звучный выдох, напоминающий петушиный крик). Вслед за локальными тоническими проявлениями в тяжелых случаях могут развиваться генерализованные тонические судороги с утратой сознания на несколько минут.

Неотложная помощь

Судорожные состояния Этапы вспомогательных мероприятий Этапы терапии медикаментозной терапии
1. Эпилептический приступ 1. Обеспечить доступ свежего воздуха; 2. Уложить больного на плоскую поверхность; 3. Подложить  под голову валик; 4. Голову повернуть набок; 5. Очистить ротовую полость и глотку от слизи 6. Во избежания прикусывания языка между зубами ввести шпатель (роторасширитель), обернутый толстым слоем бинта. 1. Седуксена 0,5% р-р в дозе 0,05 мл/кг в\м; 2. при возобновлении судорог и эпилептическом статусе повторить введение седуксена в/в в той же дозировке; 3. Сульфат магния 25% из расчета 1 мл\год жизни, но не более 5 мл, детям до 1 года – 0,2 мл\кг в/м 4. при отсутствии эффекта 20% раствор оксибутирата натрия (ГОМК) в дозе 0,5 мл\кг (100мг/кг) на 10% р-ре глюкозы в/в медленно!
2. Фебрильные судороги 1. см. эпилептический приступ; 2. Проводить физические методы  охлаждения  (см. гипертермический синдром) одновременно проводить антипиретическую и противосудорожную терапию (см. гипертермический синдром и эпилептический синдром)
3. Аффективно-респираторные судороги 1. Создать спокойную обстановку; 2. Обеспечить доступ свежего воздуха; 3. Рефлекторное восстановление дыхания: похлопать по щекам; обрызгать лицо холодной водой. Дать подышать парами раствора аммиака (тампон, смоченный нашатырным спиртом) с расстояния 10 см
4. Гипокальциеми-ческие судороги 1.Создать спокойную обстановку; 2. Обеспечить доступ 3. Уложить  ребенка на ровную и твердую  поверхность; 4. При ларингоспазме дополнительно: - взбрызнуть лицо холодной водой или вызвать раздражение слизистой оболочки (подуть в нос, шпателем нажать на корень языка); - при отсутствии эффекта провести  интубацию  или трахеостомию; при остановке сердца- провести непрямой массаж сердца. Дать подышать парами раствора аммиака (тампон, смоченный нашатырным спиртом) с расстояния 10 см  

 

Анафилактический шок

Анафилактический шок - тяжелая форма аллергической реакции немедленного типа, характеризующаяся глубокими нарушениями деятельности ЦНС, кровообращения, дыхания и обмена веществ.

Развивается чаще в ответ на парентеральное введение лекарственных препаратов (антибиотики, вакцины, белковые препараты и др.), а также при укусах насекомых. Через несколько секунд или минут после контакта с причинным аллергеном возникает анафилактический шок.

Выделяют два варианта молниеносного течения анафилактического шока в зависимости от ведущего клинического синдрома - острой дыхательной
недостаточности и острой сосудистой недостаточности.

При синдроме дыхательной недостаточности внезапно появляется слабость, ощущение нехватки воздуха, мучительный кашель, головная боль и боль в области сердца. Наблюдается бледность кожи с цианозом, пена у рта, затрудненное свистящее дыхание с сухими хрипами на выдохе.

При анафилактическом шоке с острой сосудистой недостаточностью у ребенка внезапно появляется слабость, шум в ушах, проливной пот. Отмечаются бледность кожи, акроцианоз, прогрессирующее падение АД, нитевидный пульс, резко ослабленные тоны сердца. Через несколько минут возможна потеря сознания, судороги.

Неотложная помощь

Этапы вспомогательных мероприятий   Этапы медикаментозных мероприятий  
1. Прекратить введение аллергена; 2. Уложить  больного  в  положение  с приподнятым ножным концом, голову повернуть набок; З. Для предупреждения западения языка выдвинуть нижнюю челюсть; 4. Наложить жгут выше места инъекции на 30 минут; 5.Холод на место введения аллергена; 6. Расстегнуть стесняющую одежду; 7.Обеспечить доступ свежего воздуха; 8.Согреть обложив грелками; 9.Удалять секрет из ротовой полости и трахеи; 10.При закапывании аллергена носовые ходы и конъюнктивальный мешок промыть проточной водой; 11.При пероральном приеме аллергена промыть желудок; 12.При необходимости проводить интубацию трахеи; 13. По показаниям сердечно-легочная  реанимация 14. Вызов бригады интенсивной терапии 1. Обколоть       место инъекции "крестообразно" 0,1% раствором адреналина в дозе 0,1 мл/год жизни в 5,0 мл изотонического раствора хлорида натрия; 2. Если аллергическая реакция вызвана введением пенициллина, ввести 1 млн. ЕД пенициллиназы в 2,0 мл изотонического раствора хлорида натрия в/м; 3.Немедленно ввести в/м: - 0,1% раствор адреналина в дозе 0,05-0,1 мл/год жизни (не более 1,0 мл); - 3,0% раствор преднизолона в дозе 5 мг/кг в/м; - 1,0% раствор димедрола 0,05 мл/кг  или 2% раствор супрастина  0,1-0,15 мл/год жизни; 4.Обеспечить доступ к вене и ввести в/в: 0,1% раствор адреналина в дозе 0,05-0,1 мл/год жизни в 10,0 мл изотонического раствора хлорида натрия; - 3,0% раствор преднизолона 2-4 мг/кг; 5.Проведение в/в инфузионной терапии 0,9% раствором хлорида натрия или раствором Рингера из расчета 30 мл/кг/час в течение 20-30 мин. 6.Если АД остается низким, вводить альфа-адреномиметики внутривенно каждые 10-15 минут до улучшения состояния: - 0,1% раствор  адреналина  0,05-0,1мл/год жизни (суммарная доза до 5 мл); 7. При бронхоспазме: - ввести 2,4% раствор эуфиллина 0,5-1,0 мл/год жизни (не более 10,0 мл) в/в струйно на 20 мл изотонического раствора хлорида натрия;

Примечание: применение пипольфена противопоказано в связи с его выраженным гипотензивным эффектом.

 

Неотложная помощь

Этапы вспомогательных мероприятий   Этапы медикаментозных мероприятий  
1.Уложить ребенка, приподняв ножной конец кровати; 2. Расстегнуть стесняющую одежду; 3.Обеспечить доступ свежего воздуха; 4.Лицо и грудь опрыснуть холодной водой; 5.Расстереть тело и согреть больного; 6.Дать выпить при выходе из этого состояния горячий сладкий чай. 1.Дать  вдохнуть  пары  нашатырного спирта или уксуса; 2.Подкожно ввести: - 10,0% раствор кофеина-бензоата натрия 0,1 мл/год жизни (не более 1 мл); или раствор кордиамина 0,1 мл/год жизни (не более 1 мл); 3. При  выраженной  артериальной гипотензии и брадикардии ввести 0,1% раствор атропина  0,1 мл/год жизни п\кожно или в\м (не более 1,0 мл); 4. При  гипогликемических  состояниях 20-40% р-р глюкозы 2 мл/кг ввести в/в струйно

 

Коллапс - угрожающая жизни острая сосудистая недостаточность, характеризующаяся резким снижением сосудистого тонуса, уменьшением объема циркулирующей крови, признаками гипоксии мозга и угнетением жизненно важных функций. Развивается в основном на высоте какого-либо заболевания или токсико-септического состояния (ангина, грипп, кишечная инфекция, острая кровопотеря и др.). Возможен ортостатический коллапс.

При сосудистом коллапсе ребенок принимает вынужденное горизонтальное положение. Наблюдается резкая бледность кожи, "мраморность", появляется цианоз губ, тело покрывается холодным потом. Конечности становятся холодными на ощупь. Выявляется тахикардия, высокое пульсовое давление (выраженная разница между систолическим и диастолическим давлениями).

Неотложная помощь

Этапы вспомогательных мероприятий   Этапы медикаментозных мероприятий  
1.Уложить ребенка на ровную твердую поверхность  с  опущенным  головным концом; 2. Согреть обложив грелками; 3. Расстегнуть стесняющую одежду; 4. Обеспечить свободную проходимость верхних дыхательных путей; 5. Обеспечить доступ свежего воздуха; 6. Вызов бригады интенсивной терапии 1. Ввести  1,0% раствор мезатона 0,1 мг/год жизни в/в струйно медленно или 0,1% раствор адреналина в дозе 0,1 мл/год  жизни  в/в  с  изотоническим раствором хлорида натрия или 5,0 % раствор глюкозы (5-10 мл); 2. Начать в/в капельное введение реополиглюкина (раствора Рингера и др.) из расчета 20 мл/кг в течение 20-30 мин.; 3. Ввести одновременно в/в или в/м 3% раствор преднизолона в дозе 5-10 мг/кг.

 

Отек легких  -  патологическое  состояние,  обусловленное  обильным пропотеванием жидкой части крови в интерстициальную часть легких и альвеолы. Чаще он развивается при врожденных и приобретенных пороках сердца, инфекционных и инфекционно-аллергических миокардитах.

Клинически проявляется удушьем, цианозом и клокочущим дыханием.

Дифференциальная диагностика отека легких проводится с приступом бронхиальной астмы.

Неотложная помощь

Этапы вспомогательных мероприятий   Этапы медикаментозных мероприятий  
1.Обеспечить положение тела с приподнятым головным концом и со спущенными ногами; 2.Наложить на бедра нетугие жгуты на 15-20  мин  (пульс  дистальнее  жгута должен сохраняться); 3. Обеспечить проходимость верхних дыхательных путей (отсасывание слизи); 4. Горячие ножные ванны 5. Вызов бригады интенсивной терапии 1.Противопенная терапия: - вдыхание паров спирта через аппарат Боброва в течение 10-15 мин (33% этиловый спирт) с 40% кислородом; - ингаляция 10% спиртового раствора антифомсилана в дозе 2-3 мл через аппарат Боброва в течение 15 мин; 2. Ввести в/в 2,4% раствор эуфиллина в дозе 4 мг/кг (0,15 мл/кг) в 10-15 мл 40% раствора глюкозы; 3. Ввести в/в струйно или в/м 1% раствор лазикса в дозе 0,1-0,2 мл/кг (2-4 мг/кг). 4. Под язык нитроглицерин по 1/2-1 таб; 5. преднизолон 5-10 мг\кг 

 

Приступ бронхиальной астмы

Приступ бронхиальной астмы - остро развившееся и/или прогрессивно ухудшающееся экспираторное удушье, затрудненное и/или свистящее дыхание, спастический кашель или сочетание этих симптомов при резком снижении показателя пиковой скорости выдоха.

Клиническая диагностика бронхиальной астмы у детей базируется на выявлении таких симптомов, как эпизодическая экспираторная одышка, свистящие хрипы, чувство сдавления в груди, кашель. Одышка носит, как правило, экспираторный характер с участием вспомогательной мускулатуры. Кашель имеет приступообразный характер, иногда с отхождением густой, вязкой мокроты. Острые приступы бронхиальной астмы классифицируются как легкие, средней тяжести и тяжелые на основе клинических симптомов и ряда функциональных параметров.

Положение ребенка в момент астматического приступа вынужденное -ортопноэ. Отмечается раздувание крыльев носа, набухание шейных вен. Кожные покровы - бледные; цианоз носогубного треугольника, акроцианоз. В легких на фоне неравномерно проводимого дыхания выслушиваются диффузные сухие, свистящие хрипы, а также разнокалиберные влажные хрипы.

Симптомы болезни, как правило, появляются или усиливаются ночью и в утренние часы.

Неотложная помощь

Как можно быстрее вызвать реанимационную бригаду.

В качестве первой помощи рекомендуются следующие приемы:

Для детей до 1 года:

- ребенка положить животом на предплечье левой руки, лицом вниз; нанести ребром ладони правой руки 5 ударов между лопатками; проверить наличие инородных тел   в ротовой полости и удалить их;

- при неэффективности перевернуть ребенка в положении на спине, положив ребенка на свои руки или колени лицом вниз; произвести 5 толчков на уровне нижней трети грудины на один палец ниже сосков; на живот нельзя нажимать;

- извлекают инородное тело при его появлении в ротовой полости;

- при безуспешности мероприятий начать ИВЛ, можно повторять приемы до прибытия реанимационной бригады.

Для детей старше 1 года:

- выполнить прием Геймлиха: сидящего или стоящего ребенка сзади обхватив руками вокруг талии, надавить на живот (по средней линии живота между пупком     и  мечевидным отростком) и произвести резкий толчок вверх до 5 раз с интервалом в     3 сек.;

- при отсутствии сознания, больного уложить набок, установить ладонь    левой              руки на эпигастральную область и кулаком правой руки наносить короткие повторные удары (5-8) раз под углом 45 градусов в сторону диафрагмы; извлекают инородное тело при его появлении в ротовой полости.

При транспортировке больного успокоить, придать возвышенное положение, проводить оксигенотерапию.

 

Гипергликемическая кома (диабетическая кома)

Гипогликемическая кома - это резко выраженные метаболические расстройства, связанные в первую очередь с выраженным ацидозом и кетозом на фоне гипергликемии.

Основные причины развития гипергликемической комы у детей:

- поздняя диагностика сахарного диабета;

- нарушения режима лечения;

- присоединение других заболеваний;

- хирургические вмешательства;

- травмы;

- эмоциональные стрессовые ситуации.

Симптомы прекомы и начинающейся комы:

- вялость, сонливость вплоть до сопора;

- усиление жажды и полиурия;

- нарастающий абдоминальный синдром (тошнота, рвота, боли в животе);

- кожа сухая, бледная с сероватым оттенком, на лице "диабетический румянец";

- тахикардия, приглушенность тонов сердца, снижение АД;

- запах ацетона в выдыхаемом воздухе;

- уровень глюкозы в крови выше 15 ммоль/л;

- глюкозурия и ацетонурия.

Симптомы глубокой комы:

- утрата сознания;

- тяжелая дегидратация с нарушением  гемодинамики: черты лица заострены, сухость и цианоз кожи и слизистых, мягкие глазные яблоки, нитевидный пульс, значительное снижение АД, олигурия вплоть до анурии;

- дыхание Кууссмауля: частое, глубокое, шумное, с запахом ацетона в выдыхаемом воздухе;

- лабораторные данные: высокая гликемия 20-30 ммоль/л, глюкозурия, ацетонемия, ацетонурия, повышение мочевины, креатинина в крови.

Неотложная помощь

Этапы вспомогательных мероприятий   Этапы медикаментозных мероприятий  
1. Обеспечить   проходимость   верхних дыхательных путей; 2. Согреть больного; 3. Промыть   желудок   5%   раствором гидрокарбоната натрия; 4. Очистительная клизма с теплым 4% раствором гидрокарбоната натрия; 5. Оксигенотерапия.   1. Внутривенно капельно в течение 1 часа ввести 0,9% раствор хлорида натрия из расчета 20 мл/кг с кокарбоксилазой 50-200 мг и с 5% раствором аскорбиновой кислоты 5мл; 2.В последующие 24 часа продолжить инфузионную терапию из расчета 50-150 мл/кг. В первые 6 часов ввести 50%, а в последующие 6 часов - 25% и в оставшиеся 12 часов - 25 % жидкости; 3. Одновременно с началом регидратации ввести инсулин короткого действия (актрапид, хумулин и др.) в/в струйно в дозе 0,1 ЕД/кг в 100-150 мл 0,9% раствора хлорида натрия; 4. Последующие дозы инсулина вводить в/м из расчета 0,1 ЕД/кг ежечасно под контролем сахара в крови.  

Гипогликемическая кома

Гипогликемическая кома обусловлена нарушением снабжения головного мозга глюкозой и кислородом вследствие значительного или быстрого падения уровня глюкозы в крови.

Основные причины гипогликемии:

- недостаточный прием пищи;

- большие физические нагрузки;

- передозировка инсулина;

- прием алкоголя.

Первыми проявляются адренергические симптомы:

- беспокойство, агрессивность, сильный голод, тошнота, гиперсаливация,    дрожь, холодный пот, парестезии, тахикардия, мидриаз, боли в животе, диарея, обильное мочеиспускание.

- в последующем преобладают нейрогликемические симптомы:

- астения, головная боль, нарушение внимания, чувство страха, галлюцинации, речевые и зрительные нарушения, дезориентация, амнезия, нарушение сознания, судороги, преходящие параличи, кома.

Гипогликемическая кома развивается быстро и всегда имеется триада симптомов: потеря сознания, мышечный гипертонус, судороги. Диагноз подтверждается низким уровнем сахара в крови.

Неотложная помощь

Этапы вспомогательных мероприятий   Этапы медикаментозных мероприятий  
1.Если ребенок в сознании: напоить сладким чаем с 1-2 кусочками сахара или 1-2 чайными ложками меда (варенья), 25-100 г белого хлеба или 50 г печенья.   1. При внезапной потере сознания: -   в/в струйно ввести 25-50 мл 20-40% раствора глюкозы из расчета 2 мл/кг; -   при отсутствии эффекта повторить через 10-15 мин введение глюкозы в той же дозе 2. Если  сознание  не   восстановилось, вести: -3% раствор преднизолона в дозе  1-2 мг/кг в 300-500 мл 10% раствора глюкозы в/в капельно; З. При судорожном синдроме ввести 0,5% раствор седуксена в дозе 0,05- 0,1 мл/кг в/м или в/в; 4. При развитии отека мозга ввести: 10% раствор маннитола в дозе 1 г/кг в/в капельно на 10% растворе глюкозы; раствор дексаметазона в дозе 0,5-1 мг/кг в/в; 1% раствор лазикса в дозе 0,1-0,2 мл/кг в/в или в/м;  

Носовое кровотечение

Носовое кровотечение является симптомом многих заболеваний. В слизистой оболочке передненижнего отдела перегородки носа имеется скопление поверхностно расположенных сосудов - Киссельбахово сплетение. Этот участок слизистой оболочки наиболее часто (90%) является местом локализации повторяющихся носовых кровотечений. Возможны симптоматические кровотечения при геморрагических диатезах, при инфекционных заболеваниях, при местных продуктивных процессах (полипы, аденоиды), при повышении АД.

При повреждении слизистой оболочки передних отделов носа кровь выливается наружу, при задних - заглатывается, симулируя желудочное или легочное кровотечение.

Неотложная помощь

Этапы вспомогательных мероприятий   Этапы медикаментозных мероприятий  
1.Успокоить ребенка; 2. Придать сидячее положение наклонив голову вперед; 3. Расстегнуть стесняющую одежду; 4. Обеспечить доступ свежего воздуха; 5. Прижать крыло носа к носовой перегородке на 10-15 мин; 6. Холод на переносицу и затылок; 7. Грелку к ногам; 8. Проведение передней тампонады носа (турунда, шириной 1,5см и длиной от 20 до 100 см в зависимости от возраста, последовательно    выполняет         все углубления полости носа, носовые ходы).   1. В соответствующую половину носа ввести ватный тампон смоченный 3% раствором перекиси водорода (0,1% раствором  адреналина,  викасолом, гипертоническим раствором, грудным молоком); 2. Ввести внутримышечно: раствор викасола из расчета 0,1 мл/год; раствор глюконата кальция из расчета 1,0 мл/год жизни.  

 

Марлевый тампон перед введением лучше нежирно смочить вазелиновым маслом или стрептоцидовой эмульсией. Оба конца тампона остаются снаружи. Тампон вставляется в нос на 24 часа (при назначении антибиотиков на 48 часов)

Укусы пчел, ос, шмелей

Укусы пчел, ос, шмелей сходны по характеру повреждения, их яды обладают гемолитическим, нейротоксическим и гистаминоподобным действием. Клиническая картина зависит от числа укусов, места укусов и от индивидуальной чувствительности организма.

Местные симптомы: жгучая боль, отек тканей, появление бледной папулы, ограниченной поясом гиперемии.

Общие симптомы: озноб, повышение температуры тела, головная боль, головокружение, одышка, тахикардия, боли в области сердца, тошнота, рвота.

Алгоритм оказания неотложной помощи:

- удалить жало;

- кожу обработать спиртом или одеколоном;

- холод на место укуса;

- дать обильное горячее питье;

- произвести новокаиновую блокаду мест укуса;

- ввести через рот антигистаминный препарат (супрастин, тавегил в возрастной дозировке), аскорбиновую кислоту;

При общей реакции ввести:

- 0,1% раствор адреналина в дозе 0,1 мл/год жизни п/к;

- антигистаминные препараты: 2,5% раствор пипольфена или 2% раствор    супрастина в дозе 0,1-0,15 мл/год жизни в/м;

- если симптомы интоксикации сохраняются, через 20-60 мин повторно     инъекция адреналина в той же дозе.

При развитии анафилактического шока тактику см. в соответствующем разделе.

Госпитализация показана при признаках гиперергической реакции после проведения противошоковых мероприятий.

Утопление

Утопление - острое состояние, возникающее в результате погружения в воду. Утонувших разделяют на два типа, имеющих свой определенный патогенез.

Первый тип -  "бледные" утонувшие (10-15%), у которых мгновенно и почти одновременно наступает рефлекторное прекращение сердечной деятельности и дыхания, связанные с внезапным раздражением холодной водой кожных рецепторов и с эмоциональным шоком. Кожа у детей бледная, вода в дыхательных путях отсутствует;

    Второй тип -  "синие" утонувшие, у которых нарушение жизненных функций наступает в связи с проникновением воды в дыхательные пути и легкие. При этом кожа и слизистые резко цианотичные, дыхательные пути и желудок наполнены водой, изо рта и носа выделяется пенистая жидкость, дыхание отсутствует.

Неотложная помощь

Этапы вспомогательных мероприятий   Этапы медикаментозных мероприятий  
1. Придать пострадавшему дренажное положение с опущенной головой, лицом вниз; 2. Извлечь из полости рта инородные тела; 3. Искуственная вентиляция легких по методу "рот в рот" и непрямой массаж сердца (при отсутствии сердечной деятельности); 4. Ввести в желудок зонд; 5. Снять мокрую одежду, обернуть сухой простыней, укрыть одеялом; 6. Срочная госпитализация.   1. Освобождение дыхательных путей от воды, слизи, ила; 2. Освобождение дыхательных путей; 3. Обеспечение легочной вентиляции и восстановление сердечной деятельности; 4. Профилактика    дополнительной аспирации, облегчение дыхания; 5.Борьба с охлаждением организма; 6.Для обеспечения адекватной легочной вентиляции, для борьбы с отеком легких, лечения    пневмонии,    коррекции гомеостаза  

Отравления

Проблема острых отравлений у детей - одна из наиболее актуальных проблем в неотложной педиатрии. Большинство отравлений в детском возрасте носит случайный характер и приходится на ранний и дошкольный возраст. Наибольшее число отравлений у детей составляют острые отравления лекарственными препаратами. Также часто регистрируются отравления ядохимикатами, грибами, ядовитыми ягодами, недоброкачественными продуктами. Чаще ядовитые вещества поступают в организм через рот.

Неотложная помощь

  Этапы   Обоснование Дозировка препаратов
1. При поступлении токсических продуктов через рот промыть желудок с помощью толстого зонда водой в больших количествах;   Удалить невсосавшийся яд из желудка; Количество воды для промывания желудка: -до 3 мес - 500 мл; -до 1 года - 1 литр; -до 5 лет - 3-5 литр; -до     10 лет-6-8 литр;
2. Добавить соль в воду Вызывает привратника и прекращает поступление яда в кишечник; 2-3 ст. ложки на 5-10 литров воды;  
3. Ввести в желудок взвесь активированного угля и оставить на 5-10 минут с последующим выведением; Является адсорбентом; 2-3 столовые ложки на стакан воды
4.Применить обволаки-вающие средства: овсяной отвар, белковая вода, раствор танина, крепкий настой чая и др; Для всасывания; уменьшения   Белковая вода - 1 -2 яичных белка на 1 литр воды; 0,5% р-р танина;  
5. Очистительная клизма; сифонная клизма   Удаление ядов из нижних отделов кишечника;   Необходимое количество воды: - новорожденному   25-30 мл; - грудному  ребенку     50-150 мл; - 1-3 лет - 150-250 мл
6. Большое количество жидкости внутрь или в/в глюкозо-солевые растворы Водная  нагрузка  для усиления диуреза Количество жидкости до 1-2 литров
7. Госпитализация в педиатрический стационар с отделением реанимации и интенсивной терапии    

Неотложная помощь

При I и I-II степенях обезвоживания проводится оральная регидратация глюкозо-солевыми растворами (регидрон, глюкосалан, оралит, гастролит).

Оральная регидратация проводится в два этапа до прекращения потерь жидкости.

I этап (первые 6 часов от начала лечения)- направлен на ликвидацию водно-солевого дефицита, имеющегося к началу лечения; количество необходимой жидкости на этом этапе от 50 мл/кг до 80 мл/кг.

II этап - поддерживающая терапия в количестве продолжающихся потерь жидкости; в среднем объем жидкости, вводимой на этом этапе, 80-100 мл/кг в сутки.

Оральный регидратационнный раствор, рекомендованный Всемирной Организацией Здравоохранения, имеет следующий состав: натрия – 90 ммоль/л, калия – 20 ммоль/л, хлорида – 80 ммоль/л, гидрокарбоната – 30 ммоль/л, глюкозы – 111 ммоль/л, осмолярность – 331 мосм/л. Раствор для оральной регидратации с уменьшенным содержанием натрия, а также глюкозы и пониженной осмолярностью, рекомендованный Европейским Обществом детской гастроэнтерологии и питания (ESPGAN): натрия – 60 ммоль/л, калия – 20 ммоль/л, нитрата натрия – 10 ммоль/л, глюкозы – 74–111 ммоль/л, осмолярность – 200–250 мосм/л. Раствор для оральной регидратации с экстрактом ромашки – Гастролит.

Один пакетик стандартного препарата предназначен для растворения в 200 мл воды. Дозировка препарата зависит от возраста и массы тела ребенка, а также от степени дегидратации:

грудным детям: по 50-100 мл/кг массы тела в течение первых 4-6 ч, далее по 10 мл/кг веса ребенка после каждого жидкого стула;

детям с 1 до 3 лет: по 50 мл/кг массы тела в течение первых 4 ч, далее по 10 мл/кг веса ребенка после каждого жидкого стула;

детям старше 3 лет: в течение первых 4 ч – 500 мл небольшими порциями, далее по 100–200 мл после каждого жидкого стула;

профилактика дегидратации: грудным детям и детям до 3 лет по 10 мл/кг массы тела после каждого жидкого стула; детям старше 3 лет и взрослым по
200 мл раствора после каждого жидкого стула.

Количество жидкости, рассчитанное за каждый час введения, выпивается дробно по 1/2 чайной - 1 столовой ложке (в зависимости от возраста) через каждые 5-10 мин. При наличии одно-, двукратной рвоты регидратация не прекращается, а прерывается на 5-10 мин и затем вновь продолжается. Оральная регидратация не должна прекращаться и ночью, во время сна ребенка, тогда жидкость удобно вводить через соску, шприцом или пипеткой. Осложнения при оральной регидратации не возникают, если соблюдены все правила ее проведения (показания, дробность введения, количество). При неправильном проведении могут возникать:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.109 с.)