Предмет, задачи и структура учебного курса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, задачи и структура учебного курса.



Предмет, задачи и структура учебного курса.

Понятие о бухгалтерских документах, их юридическое значение, правила заполнения.

Общая классификация документов.

Классификация документов по качественным признакам.

Приемы исследования документов, используемые при раскрытии и расследовании преступлений.

Выемка документов

Общая классификация документов

 В связи с тем, что каждый документ играет в хозяйственной деятельности предприятия определенную роль, возникает необходимость классификации документов. Бухгалтерские документы классифицируются по нескольким признакам:

1.По назначению документы делятся на:

а) распорядительные - в которых содержатся задания на выполнение хозяйственных операций (поручение банку о перечислении денег, наряд на выполненные работы сдельные, накладные на отпуск товарно-материальных ценностей и т.п.);

 б) исполнительные - это документы, в которых отражены законченные хозяйственные операции и документы учетного характера (ведомости журналы-ордера,  т.п.), составленные работниками бухгалтерии на основании распорядительных документов.

 Широко распространены и комбинированныедокументы, в которых сочетаются как элементы распорядительных документов, так и элементы или признаки исполнительных документов. К примеру, расходный кассовый ордер до выдачи денег является распорядительным документом, а после выдачи - исполнительным документом. Документы, имеющие различное назначение, но, отражающие одну и ту же хозяйственную операцию, неразрывно связаны между собой. Это имеет большое значение при расследовании должностных злоупотреблений. Отсутствие распорядительного документа ставит под сомнение законность исполнительного документа. Например: отпуск строительного материала без разнарядки плановых органов может служить признаком хищения. При обнаружении документов учетного характера (записи в ведомостях), необоснованных исполнительными документами (самого документа, содержащего хозяйственную операцию нет), следует тщательно проверить эти записи, т.к. здесь может иметь место совершение преступления.

2.По месту возникновения документы подразделяются на:

 а) внутренние;

 б) внешние.

 Внутренние документы - это те, которые составляются внутри предприятия. Внешние - те документы, которые поступают из других предприятий и учреждений. Следовательно, разные экземпляры одного и того же документа могут находиться в различных организациях.

3. По объему содержания документы делятся на:

 а) первичные -непосредственно отражающие хозяйственную операцию (кассовые ордера, требования, накладные, ведомости и т.д.);

б) сводные -объединяющие ряд хозяйственных операций, отраженных до этого в первичных документах (авансовые и материальные отчеты, отчет кассира и т.д.). Сводные документы тесно связаны с первичными. Поэтому выявление в сводных документах записей, не подтвержденных первичными документами, являются сигналами о возможных злоупотреблениях.

4. По способу использования документы делятся на:

 а) разовые;

 б) накопительные.

 Разовые документы - это те, в которые данные о совершенной операции заносят в один рабочий прием (накладная, требование, выписка из личного счета в банке, ведомости и т.д.). В накопительных документах сведения об однородных хозяйственных операциях заносят постепенно, в течение нескольких дней или месяца. Например: фабрика, раскройный цех. Выписывается лимитно - заборная карта на отпуск материалов со склада в производство и по ней в течение месяца ежедневно цех получает сырье и материалы со склада. Нарушение порядка заполнения разовых и накопительных документов способствует совершению преступлений.

По способу исполнения

а) Ручным способом

б) Машинным способом

По качеству

а) Доброкачественные (полноценные) – полностью отвечают всем требованиям

б) Недоброкачественные (неполноценные) – которые хотя бы одному требованию не отвечают

Этапы учетной работы.

Виды учетных регистров

1. По внешним признакам: бух.книги, карточки, ведомости

2. По характеру записей

-хронологические: информация в них записывается в последовательности их совершения, без группировки и разноски по счетам (регистрационный журнал)

- систематические:  кроме хронологического признака хоз.операции группируются по определенной системе на бухгалтерских счетах.

3. По объему содержания:

- синтетические – запись производится в обобщенном виде (журналы-ордера)

- аналитические – в записях указываются данные первичных документов, указывается цена, количество и т.д. (карточки учета ОС)

 - комбинированные (журнал-ордер «расчеты с подотчетными лицами»)

Защитные свойства счетов

Защитные свойства счетов

Счета являются основным связующим звеном в бухгалтерском учете. На основе счетов синтетического и аналитического учета составляется баланс, определяется целый ряд показателей отчетности предприятия, записи в счетах должны соответствовать бухгалтерским документам, с использованием записей в аналитических счетах определяются результаты инвентаризаций.

С помощью аналитических счетов осуществляется повседневный контроль за повседневным и экономным использованием средств предприятия, за целевым и экономным использованием средств предприятия, за движением и сохранностью ценностей, находящихся в ведении каждого из конкретных МОЛ. Тем самым хорошо налаженный аналитический учет способствует предупреждению правонарушений и хозяйственных нарушений.

Более ощутимо, по сравнению с синтетическим, аналитический учет реа­гирует и на признаки уже совершившихся преступлений. Сигналом о возможных злоупотреблениях могут быть, в частности, отклонения от обычного порядка формирования текущих остатков по аналитическим счетам (возникновение кре­дитовых остатков по активным и дебетовых по пассивным). В синтетическом учете возникновение таких остатков при незначительном размере хищений практически исключается. Иное дело аналитический учет. Так, при оформлении подложных документов о расходе какого-либо вида материалов по соответст­вующему аналитическому счету (например, краска масляная) на какой-то мо­мент времени может возникнуть кредитовый остаток - видимость перерасхода. В целом же по счету 10 «Материалы» эта сумма будет перекрыта текущими ос­татками по дебету всех остальных аналитических счетов, и в синтетическом уче­те никаких тревожных тенденций замечено не будет.

Вероятными признаками преступлений могут быть неоправданно высокие или слишком низкие обороты ценностей, наблюдаемые на отдельных счетах аналитического учета. За такими отклонениями также скрываются иногда злоупотребления, маскируемые подлогом в первичных документах.

Роль аналитического учета в обеспечении сохранности собственности во многом зависит от уровня его организации.

Обнаружив недостатки в аналитическом учете, следует иметь в виду, что иногда они создаются работниками бухгалтерского учета преднамеренно с це­лью облегчения в дальнейшем сокрытия преступлений. Укрупнение или не­достаточная детализация аналитического учета по соответствующим счетам час­то создаются счетными работниками умышленно, чтобы скрыть хищения за счет пересортицы, совершенные их сообщниками - материально-ответственными ли­цами.

Одним из доказательств подлога в первичных документах может быть обнаружение на какой-то период отклонения от обычного порядка формирования текущих остатков по аналитическим счетам (например, возникновение кредито­вого остатка по активному счету). Такое несоответствие, зафиксированное в акте ревизии, может использоваться при доказательстве подлога в документах - бестоварности расходной операции, неполном оприходовании ценностей и т. п.

Данные аналитического учета могут использоваться и при выявлении подлогов в материалах инвентаризации, когда в акте результатов инвентариза­ции или в сличительных ведомостях указаны заведомо неверные данные о книжных остатках ценностей, вытекающих из данных учета на момент про­ведения инвентаризации.

Вместе с тем при доказывании многих обстоятельств уголовного дела и, в частности, при установлении круга лиц, принимавших участие в преступлении, не исключается также использование подложных записей, обнаруженных в ре­гистрах синтетического и аналитического учета. Такие записи классифицируют по трем основаниям: по полноте охвата подлогом видов бухгалтерских счетов, по отношению к документам, по способу исполнения.

По первому основанию различают сквозные (охватывающие как синтетический, так и аналитический учет) и локальные (затрагивающие какой-либо один из них) подложные записи. При этом сквозные подлоги проявляются как несоответствие учетных записей и документов, не вызывая несоответствий между данными синтетического и аналитического учета, что нейтрализует часть контрольных функций учета. В некоторых случаях важное доказательственное значе­ние приобретает взаимосвязь подлогов.

Локальные подлоги в синтетическом учете всегда вызывают разрывы с данными аналитического учета, поэтому встречаются в следственной практике достаточно редко. Иное положение дел с подлогами в аналитическом учете, многие из которых не вызывают нарушений равновесия с данными синтетиче­ского учета.

По отношению к документам различают бездокументные записи, записи в ненадлежащие счета (когда документ имеется, но запись не соответствует его содержанию), записи, выполненные в сумме, заниженной по сравнению с документом. По способу выполнения различают подлоги, маскируемые под видом обычных либо под видом исправительных учетных записей, и подложные запи­си, выполненные путем заведомо неверных арифметических подсчетов.

Любые подложные записи могут классифицироваться одновременно по трем основаниям. Место подлога в квалификационной системе определяет мето­дику его распознавания. Рассмотрим эту связь на примере методики рас­познавания локальных подлогов в счетах аналитического учета, которые по сравнению с другими видами подложных учетных записей более часто встреча­ются в следственной и судебной практике. Разумеется, и эти подлоги по отно­шению к документам подразделяются на бездокументные записи и записи в не­надлежащие аналитические счета. Бездокументные записи в аналитическом уче­те могут привести к разрыву с синтетическим учетом в том случае, если сумма вымышленной операции отражается только в одном аналитическом счете (уменьшая или увеличивая остаток по нему).

Разрыв с синтетическим учетом никогда не возникает в случае мас­кировки преступлений путем записи операций в ненадлежащие счета ана­литического учета. Таковыми являются, в частности, все виды подложных запи­сей, связанных с маскировкой хищений, совершаемых за счет невостребованной кредиторской задолженности.

Выявление и особенно исследование подложных учетных записей всегда требуют использовать познания в форме документальных ревизий, а после возбуждения уголовного дела нередко и путем производства судебно-бухгалтерской экспертизы.

Типичными недостатками, могущими способствовать возникновению или несвоевременному выявлению преступлений, является отсутствие анали­тического учета по тем счетам (синтетическим), по которым он должен вестись, а также недостаточная детализация данных.

В случае таких недостатков исчезает возможность использовать аналитический учет для обнаружения сомнительных операций. Например, если вести учет хозяйственного инвентаря без достаточной детализации, т.е. аналитический учет заводить по группам однородных ценностей: шторы, стулья, шка­фы - независимо от их стоимости, то этим могут воспользоваться материально-ответственные лица, похищая дорогостоящие предметы.

Такие злоупотребления могут быть раскрыты только после детального восстановления аналитического учета.

Как видно, в подобных ситуациях пробелы в аналитическом учете умень­шают возможность своевременного выявления признаков преступлений с помо­щью инвентаризации, т.е. другого смежного со счетами элемента метода бухгал­терского учета. Иногда недостаточный аналитический учет создается работни­ками бухгалтерии преднамеренно, чтобы в дальнейшем скрыть преступление.

Понятие СБЭ, задачи

Назначение СБЭ

Проведение СБЭ

Заключение СБЭ

 

При рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел, связанных с совершением экономических преступлений, а также краж, хищений, растрат и других аналогичных деяний часто требуется проведений экспертизы бухгалтерских документов.

СУДЕБНО-БУХГАЛТЕРСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА является способ доказывания по уголовному делу.. Сущность её заключается в исследовании материалов дела специалистом бухгалтером, и в даче им заключения по поставленным следователем или судом вопросам, которые относятся к явлениям получившим отражение бухгалтерском учете. Сущность судебно-бухгалтерской экспертизы неразрывно связана с её процессуальной стороной, которая обеспечивает объективность проведения экспертизы, должный подбор экспертов, научную обоснованность их выводов. Деятельность эксперта регламентируется уголовно-процессуальным законом.

На законодательном уровне проведение судебных экспертиз регулируется Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Таможенным, Налоговым кодексами и другими федеральными законами, а также нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, регулирующими организацию и производство судебной экспертизы.

Эксперт-бухгалтер изучает явления, которые:

- связаны с хозяйственной деятельностью;

- нашли отражение в бухгалтерском учете;

- их пределы определяются вопросами, поставленными следователем (судом);

- заключение по ним дается специалистом в области бухгалтерского учета.

Объекты исследования делятся на общие и специальные.

К общим объектам исследования эксперта-бухгалтера относятся:

- первичные и сводные бухгалтерские документы;

- материалы инвентаризации;

- результаты бухгалтерского оформления (бухгалтерские проводки, накопительные ведомости), записи в регистрах аналитического и синтетического учетов;

- документы и записи оперативного и "неофициального" учетов.

Специальными объектами исследования могут являться:

- акты документальной ревизии;

- заключения экспертов в других областях знаний;

- протоколы изъятия документов и постановления о приобщении их к делу;

- протоколы иных процессуальных действий (допросов, очных ставок, обысков и выемок).

С помощью судебно-бухгалтерской экспертизы в следственной и судебной практике решаются следующие основные задачи:

- проверка и установление факта и размера недостачи или излишков товарно-материальных ценностей, денежных средств, а также времени и места возникновения недостачи.;

- проверка и определение размера материального ущерба, причиненного должностными и иными лицами в результате совершенных нарушений и злоупотреблений.;

- проверка документальной обоснованности списания сырья, материалов, готовой продукции и товаров.;

- определение случаев нарушения финансовой дисциплины, по существу которых эксперт может дать заключение. К ним относятся: перерасход фонда заработной платы и сметных ассигнований, неправильное использование банковских ссуд, неправильное исчисление налогов, нарушения кассовой дисциплины и т.п.

- проверка и определение факта совершения хозяйственной операции, не получившей должного отражения в данных бухгалтерского учета. Так, экспертом-бухгалтером может быть установлен отпуск со склада товарно-материальных ценностей в большем количестве, чем указано в накладной;

- определение и анализ недостатков в системе бухгалтерского учета и отчетности. В ряде случаев обвиняемые материально-ответственные лица дают объяснения о том, что инкриминируемые им недостачи товарно-материальных ценностей или денежных средств нереальны и образовались в результате ошибок в учете. Эксперт-бухгалтер должен проверить эти объяснения и установить действительные размеры недостач, с одной стороны, и состояние бухгалтерского учета - с другой. Так как нарушения правил бухгалтерского учета и отчетности нередко способствуют совершению злоупотреблений и вуалированию их последствий, то выявление подобных нарушений - одна из важнейших задач эксперта-бухгалтера;

- определение правильности (или ошибочности) методики проведения документальной ревизии и выявление недостатков при осуществлении предварительного, текущего и последующего финансового контроля.

 

Заключение СБЭ

В результате проведенных исследований эксперт-бухгалтер составляет письменное заключение.

Заключение - это процессуальный документ в котором эксперт доводит до сведения органа или лица, назначившего экспертизу, сделанные им выводы.

Устные ответы эксперта в ходе допроса его на следствии или в суде лишь разъясняют письменное заключение, но не могут его заменить.

Эксперт не вправе основывать свое заключение на документах, которые не приобщены следователем к делу. В то же время заключение будет некомпетентным, если эксперт учтет не все представленные ему материалы, имеющие значение для решения вопросов, поставленных перед ним.

В практической деятельности нередко возникает вопрос о проведении комплексных экспертиз (ст. 201 УПК РФ). Это случается, когда наряду с бухгалтерской, возникает необходимость проведения и других экспертиз (товароведческой, технологической, строительной и др.). При этом каждый эксперт, участвующий в комплексной экспертизе, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенного им исследования, и несет ответственность только за эту часть.

Кроме того, могут проводиться комиссионные экспертизы. Они проводятся несколькими экспертами одной специальности и назначаются следователем, судом, если те полагают, что комиссионное исследование будет способствовать всесторонности и объективности заключения.

Заключение эксперта-бухгалтера составляется согласно требованиям ст. ст. 57, 204 УПК РФ. Заключение должно быть объективным, достоверным, а изложенные в нем факты - бесспорными.

Заключение состоит из трех частей: вводной, исследовательской и заключительной (выводов).

Во вводной части указываются:

- наименование экспертизы и ее вид (дополнительная, повторная, комиссионная);

- дата, время и место проведения бухгалтерской экспертизы;

- сведения об эксперте: фамилия, имя, отчество, образование, специальность, ученая степень и звание, занимаемая должность;

- даты поступления материалов на экспертизу и подписания заключения;

- основание для производства экспертизы (кем и когда вынесено постановление);

- перечень поступивших материалов;

- сведения о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

- сведения о лицах, присутствовавших при проведении экспертизы, их процессуальное положение;

- вопросы, поставленные на разрешение эксперта.

Вопросы приводятся в той формулировке, в какой они были сформулированы в постановлении о назначении экспертизы. Эксперт не вправе их группировать и изложить в той последовательности, в которой обеспечивается наиболее целесообразный порядок производства исследования. В случае производства дополнительной или повторной экспертизы излагаются сведения о предшествующих экспертизах.

В исследовательской части:

- излагается процесс исследования бухгалтерских документов, приводятся его результаты, а также дается научное обоснование установленных фактов;

- описываются методы и способы исследования бухгалтерских документов, применяемые в процессе производства экспертизы;

- объясняются расхождения между данными результатов исследования эксперта и ревизоров, при этом делается ссылка на соответствующие документы;

- делается ссылка на соответствующие нормативные акты (номер, дата, наименование, издавший орган, место издания постановлений, приказов, инструкций), действовавшие в исследуемый период, которыми эксперт руководствовался при разрешении поставленных вопросов;

- излагаются результаты следственных действий, если они имеют отношение к предмету экспертизы;

- при производстве повторной экспертизы указываются причины расхождения ее выводов с выводами первоначальной экспертизы.

Каждому вопросу, разрешаемому экспертом, должен соответствовать определенный раздел исследовательской части заключения. При необходимости одновременного исследования двух или более взаимосвязанных вопросов результаты излагаются в одном разделе. При невозможности дать ответ на поставленный вопрос указываются причины.

В заключительной части излагаются выводы эксперта-бухгалтера.

Его выводы должны быть четко сформулированы и не должны допускать различных толкований. Они излагаются в виде ответов на поставленные вопросы и в той последовательности, в какой эти вопросы были указаны во вводной части. На каждый поставленный вопрос должен быть дан ответ по существу либо указано на невозможность его решения. Выводы об обстоятельствах, имеющих значение для дела, по которому эксперту не были поставлены вопросы, но которые были установлены в ходе исследования, излагаются в конце заключения. Каждая страница заключения и приложения к нему подписываются экспертом, проводившим исследование, и удостоверяются печатью экспертного учреждения. Заключение составляется в двух экземплярах: первый предъявляется в орган, назначивший экспертизу, второй - остается в экспертном учреждении. Заключение эксперта-бухгалтера должно дать ответ на следующие основные вопросы:

- описание нарушений, допущенных должностными и материально-ответственными лицами;

- период, в течение которого они совершались;

- размер ущерба;

- факты, способствующие совершению и сокрытию нарушений;

- лица, ответственные за контроль операций, по которым выявлены нарушения.

 

Получив заключение эксперта, судья тщательно изучает его и оценивает. После такой оценки заключения судебно-бухгалтерского эксперта судья вправе принять одно из следующих решений:

- признать заключение доброкачественным;

- обратить внимание эксперта на обнаруженные неточности, опечатки, счетные ошибки (указанные недостатки могут быть устранены либо самим экспертом, либо путем его допроса);

- назначить дополнительную либо повторную экспертизу;

- не согласиться с заключением эксперта, мотивировав свое решение в обвинительном заключении.

По ходатайству сторон и по собственной инициативе суд вправе вызвать для допроса эксперта, давшего заключение в ходе предварительного расследования, для разъяснения или дополнения данного им заключения (ч. 1 ст. 282 УПК РФ).

Между СБЭ и ревизией имеются некоторые черты сходства:

1. Как ревизор, так и эксперт-бухгалтер исследуют явления, относящие к хозяйственной деятельности предприятия и отраженные в документах и данных бухгалтерского учета и отчетности.

2. Оба они являются специалистами в области бухгалтерского учета анализа хозяйственной деятельности.

3. В своей деятельности они используют одни и те же приемы и способы исследования документов и учетных данных.

 

Предмет, задачи и структура учебного курса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.054 с.)