Раздел III. Организация перевозок опасных грузов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел III. Организация перевозок опасных грузов.



Тема 17.  Перевозка опасных грузов (ПОГ).

Вопрос 74. Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов автомобильным транспортом

Европейское Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (АДК/ДОПОГ), принятое странами Западной Европы в 1957 году является основополагающим документом, регламентирующим международную перевозку опасных грузов. Цель данного документа - создание на основе международного опыта единообразной системы требований к перевозке опасных грузов и эффективного контроля за их соблюдением, повышение безопасности дорожных перевозок опасных грузов. Европейские страны, подписавшие это Соглашение, разрабатывают свои национальные правила по перевозке опасных грузов, не противоречащие основным требованиям ДОПОГ, вносящие, однако, в них необходимые коррективы, связанные с особенностями перевозок опасных грузов в данной стране. В 1994 году Постановлением Правительства РФ № 76 от 3 февраля Российская Федерация присоединилась к данному Соглашению и в настоящее время фор­мируется нормативно-правовая база по перевозке опасных грузов в нашей стране.

      Структура международного соглашения включает в себя: непосредственно Со­глашение, Протоколы о подписании данного Соглашения и Приложения А и В.

  Соглашение содержит 17 статей, в которых отражены права и обязанности сторон, условия соблюдения Соглашения, порядок его подписания, ратификации и присоединения к нему, внесения в него поправок.

Протокол о подписании фиксируют факт присоединения к указанному Соглашению.

Приложения А и В являются неотъемлемой частью Соглашения. Приложение А содержит предписания, касающиеся опасных веществ и изделий и состоит из 3 глав. В первой главе дается определение терминов и единиц измерений, используемых для характеристики опасного груза. В целях удобства использования Правил ДОПОГ введена система расположения и кодификации статей положений, предписаний при помощи маргинальных номеров.

Во второй главе Приложения А по каждому классу опасного груза (за исключением 7 класса) содержится:

1) перечень опасных веществ данного класса;

2) предписания, касающиеся:

а) грузовых мест (общие и особые требования к упаковке, совместная упаковка, надписи и знаки опасности на грузовых местах);

б) указаний в транспортном документе;

в) порожней тары;

г) других предписаний или положений (в случае необходимости).

3) положения, касающиеся:

– отправки навалом в контейнерах и цистернах;

– способе отправки;

– запрещения совместной погрузки;

– транспортных средств.

    В предписаниях, касающихся 7 класса опасности (радиоактивные вещества), представлены особо подробные требования к упаковке, маркировке радиоактивных веществ, требования, предъявляемые к их хранению, перевозке, включая перевозку навалом, в контейнерах и цистернах. Требования третьей главы Приложения А касаются тары (упаковки) и методов проведения испытаний на соответствие ее нормативам для грузов всех классов опасности.

Приложение В содержит предписания, касающиеся требований к подвижному составу и условий перевозок. Оно состоит из 2-х глав.

В I главе даны общие положения, применяемые для перевозки опасных веществ всех классов.

Во II главе даны особые (специальные) положения, применяемые для перевозки опасных веществ 1-9 классов опасности.

Приложение В содержит следующие разделы:

Раздел 1 – способ перевозки (положения, касающиеся разрешений на перевозку грузов навалом, в контейнерах или цистернах, письменные инструкции и т.д.).

Раздел 2 – особые требования, которым должны отвечать транспортные средства и их оборудование (противопожарные средства, электрооборудование и прочее оборудование).

Раздел 3 – общие служебные предписания (экипаж транспортного средства, специальная подготовка водителей, портативные осветительные приборы).

Раздел 4 – особые предписания, касающиеся погрузки, раз­грузки и обработки грузов (этот раздел включа­ет положения, касающиеся способов отправки, ограничений отправки и запрещения совместной погрузки).

Раздел 5 – особые предписания, касающиеся движения транспортных средств (сигнализация транспортного средства, общее правило, относящееся к стоянке, стоянка транспортного средства, представляющего особую опасность и т.д.).

Раздел 6 – переходные положения, отступления от правил и особые положения, действующие в некоторых странах (ускоренная процедура получения раз­решения на отступления от правил).

Помимо 2-х глав в Приложение В входят добавления:

1 – добавление В. 1 а - положения, касающиеся встроенных цистерн (автоцистерн), батарей сосудов и съемных цистерн;

2 – добавление В.1в - положения, касающиеся контейнеров-цистерн;

3 – добавление В. 1с – положения, касающиеся встроенных и съемных цистерн из армированных пластмасс;    

4 – добавление В.1d - предписания, касающиеся материалов и конструкций встроенных цистерн, съемных цистерн и резервуаров контейнеров-цистерн, предназначенных для перевозки глубокоохлажденных сжиженных газов класса 2;

5 – добавление В. 2 - положения, касающиеся электрооборудования;

6 – добавление В.3 - образец свидетельства о допуске к перевозке транспортных средств, перевозящих некоторые опасные грузы;

7 – добавление В.4 - еще не составлено;

8 – добавление В.5 - список веществ и идентификационных номеров:

9 – добавление В.6 - свидетельство о прохождении водителем подготовки в соответствии с маргинальным номером 10315.

Большинство стран, подписавших (ратифицировавших) Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов, выполняют его требования в полном объеме и их национальные правила перевозки опасных грузов соответствуют требованию ДОПОГ. Однако, среди участников, подписавших указанное Соглашение, есть страны, которые в выполнение требований ДО­ПОГ вносят свои коррективы, содержание которых отражено в Поправках к Соглашению.

Так, например, в Великобритании условия перевозки опасных грузов отличаются от условий, предписанных в положениях ДОПОГ, что зафиксировано в Поправке  к Соглашению,  в при­ложении А.  Это связано с особенностями перевозок опасных грузов морским путем при ввозе их в страну и при вывозе из нее.

Правительство Франции в отступлении статьи 4 пункта 2 Соглашения, ужесточило требования к конструкции и оборудованию автотранспортных средств независимо от срока их эксплуатации.

Ряд стран Восточной Европы (Польша, Румыния) наряду с выполнением Соглашения, на ряд грузов, представляющих повышенную степень опасности (разрядные вещества, взрывоопасные грузы, наливные грузы), требуют оформления специальных разрешений в предварительном порядке. В Венгрии существует особый порядок оформления проезда автотранспорта с опасными грузами по ее территории. Он касается установления маршрутов передвижения и проезда только через специальные пограничные пункты, фиксирования времени перевозки и в отдельных случаях ограни­чения максимальной скорости движения.

      Вопрос 75. Нормативно-провавое обеспечение перевозки опасных грузов

  Постановлением Правительства РФ № 372 от 23 апреля 1994 года “О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом” определены конкретные мероприятия повышения безопасности дорожного движения при перевозке опасных грузов, предусматривающие разработку и утверждение “Правил перевозки опасных грузов”, “Специальных требований по обеспечению безопасности при перевозке опасных веществ автомобильным транспортом”, “Программы подготовки водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов”. Кроме того, указанное Постановление привело к изменению в действующей на автомобильном транспорте системе лицензирования перевозочной деятельности, введя в нее новый вид лицензии “ОГ” — на перевозки опасных грузов, а также повышенные требования при ее получении. Постановлением регламентировано, что “к перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства не менее 3 лет и свидетельство о прохождении специальной подготовки”.

Для получения лицензии на перевозку опасных грузов заявитель предъявляет также документ, свидетельствующий о технической возможности транспортного средства осуществлять перевозки конкретных видов опасных грузов.

Основными документами, регламентирующими перевозки грузов автомобильным транспортом в РФ, являются Устав автомобильного транспорта РФ и Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Все положения указанных документов, кроме оговоренных отдельно в специальных разделах, относятся и к опасным грузам.

Устав АТ определяет требования к подвижному составу, автомобильным дорогам, сооружениям и устройствам для организа­ции перевозок грузов, планирование и организацию перевозок грузов, общие положения о тарифах, расчетах за перевозки, о транспортно-экспедиционных услугах и ответственности участников перевозок. Кроме того, Устав АТ определяет ряд специальных требований к перевозкам опасных грузов, а именно:

– запрещает принимать к перевозке в прямом смешанном сообщении наливные грузы, взрывчатые и сильнодействующие вещества;

– перечень же других опасных грузов, принимаемых к перевозке в прямом смешанном сообщении; должен быть установлен совместно с соответствующими транспортными министерствами и ведомствами;

– возлагает ответственность за погрузку на автомобиль и выгрузку из автомобиля опасных грузов на станциях железных дорог, в портах (на пристанях) и аэропортах на грузоотправителя или грузополучателя соответственно;

– возлагает ответственность на грузоотправителя за правильность указания наименования и свойств груза, при его транспортировании.

  Наиболее детализированным и технологичным действующим документом по перевозке опасных грузов является “Инструкция МВД по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом” (утв. МВД СССР от 23 августа 1985г.). В ней представлены основные требования по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

   Инструкция разработана согласно с определениями и классификацией опасных грузов по ГОСТ 19433-88 “Грузы опасные. Классификация и маркировка” и соответствует международным соглашениям по перевозке опасных грузов (АОК/ДОПОГ, Список ОНН).

   Инструкция не распространяет свое действие на вещества и изделия военного назначения на перевозку веществ подкласса 9.2 (вещества с низкой степенью опасности и ограниченного количества опасного вещества).

Согласно инструкции необходимо маркировать и снабжать тару с опасными грузами знаками опасности согласно ГОСТам.

    В инструкции предусмотрено выполнение, как общих требований, так и требований безопасной перевозки для конкретного вида опасных грузов:

1) Для грузов, представляющих повышенную степень опасности, выбор автотранспортным предприятием и согласование с ГАИ наиболее безопасного маршрута перевозки опасных грузов.

2) Безопасная организация передвижения транспортных средств при перевозке опасных грузов включает:

– соблюдение определенной для конкретного рельефа местности дистанции (от 50 до 300 м);

– по возможности обеспечение следования транспортных средств с легковоспламеняющимися или взрывоопасными грузами без дозаправки в пути;

– запрещение перевозки при ограничении видимости;

– обеспечение определенного в условиях безопасной перевозки порядка остановок и стоянок транспортных средств, перевозящих опасные грузы;

– обеспечение автомобилей прикрытия и резервного транспортного средства при перевозке взрывчатых, радиоактивных и сильнодействующих ядовитых веществ колонной транспортных средств;

3) Перевозки опасных грузов должны осуществляться специализированными или специально приспособленными транспортными средствами, отвечающими, помимо других, условиями безопасной перевозки конкретного опасного груза; транспортные средства должны быть укомплектованы дополнительным оборудованием (набором инструментов, огнетушителем, противооткатным упором, при необходимости - средствами нейтрализации перевозимого опасного вещества, средствами индивидуальной защиты, знаками “Въезд запрещен”, информационными таблицами системы информации об опасности (СИО); транспортные средства, перевозящие опасные грузы, должны регулярно представляться в ГАИ на осмотр на предмет соответствия инструкциям завода-изготовителя, ПДД, данной Инструкции и условиям безопасной перевозки; на транспортные средства, перевозящие грузы, представленные в перечне, необходимо спец.разрешение Госавтоинспекции;

4) Водители транспортных средств, перевозящие опасные грузы и сопровождающие лица:

– должны иметь стаж работы не менее 3-х лет и пройти инструктаж;

– иметь при себе необходимые документы;

– обязаны выполнять все предписанные маршруты перевозки, осуществлять контроль  за техническим состоянием транспортного средства, креплением груза, сохранностью маркировки;

– в случае вынужденной остановки или поломки водители должны принять необходимые меры;

– в случае ДТП или аварии водитель должен выполнить необходимые специальные действия в соответствии с Инструкцией, аварийной карточкой;

– водители при движении должны придерживаться ограничений, указанных в Инструкции;

5) Регламентированы действия работников органов внутренних дел в случае вынужденной остановки транспортного средства или возникновения ДТП при перевозке опасных грузов;

6) Перечислены требования системы информации об опасности (СИО). Инструкция определяет способы обозначения транспортного средства информационными таблицами, предусматривает использование при перевозках опасных грузов ряда сопроводительных документов (свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, свидетельство о подготовке водителей транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, аварийной карточки системы информации об опасности, маршрутного листа, информационной таблицы).

  Все эти документы находятся при перевозке опасного груза у водителя (маршрут перевозки - у ответственного лица, если оно имеется или у водителя) и свидетельствует о соблюдении при осуществлении перевозки требований Инструкции по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Наличие информационной таблицы на транспортом средстве предупреждает окружающих и участников дорожного движения о повышенной опасности данной перевозки, а сведения, содержащиеся в аварийной карточке СИО, способствуют принятию необходимых мер по ликвидации последствий аварии, защите жизни людей.

     Документом, регламентирующим классификацию и маркировку опасных грузов, является государственный стандарт “Грузы опасные. Классификация Маркировка” (ГОСТ 194ЗЗ-88), разработанный на основе Рекомендаций комитета экспертов ООН по перевозке опасных грузов, международных и европейских правил перевозок опасных грузов различными видами транспорта (морским, железнодорожным, автомобильным и воздушным), рекомендаций МАГАТЭ и др.

    Стандарт позволяет правильно идентифицировать опасный груз и устанавливать соответствующие условия перевозки.

     Кроме того, ГОСТ 19433-88 определяет унифицированную с рекомендованной международными соглашениями, единую для всех видов транспорта в РФ систему информации об опасности, основанную на единой классификации опасных грузов, позволяющую оптимально осуществлять смешанные перевозки опасных грузов.

    Помимо специальной маркировки на упаковку опасных гру­зов наносится и общепринятая маркировка грузов по ГОСТ 14192-96 “Маркировка грузов”.

    Рассматриваемый стандарт определяет:

– содержание транспортной маркировки, куда входят манипуляционные знаки, указывающие на способы обращения с грузом, основные, дополнительные и информационные надписи. Основные надписи указывают наименование грузополучателя и пункта назначения, количество грузовых мест в партии и номер данного места внутри партии. Дополнительные сведения указывают наименование грузоотправителя и пункта отправления, а также включают надписи транспортных организаций, которые регламентируются правилами транспортных ведомств. Информационные надписи касаются характеристик грузового места: масса брутто и нетто, объем и габариты.

     ГОСТ регламентирует изображение, наименование и назначение шестнадцати манипуляционных знаков (и допускает предусмотрительные надписи), место и способы нанесения маркировки, т.е. порядок расположения надписей и знаков на упаковке и транспортном пакете, материалы, применяемые для - нанесения маркировки, шрифты и размеры деталей знаков маркировки.

    Дополнительными требованиями к маркировке грузов, поставке их на экспорт являются добавления в основные (номер контракта, заказ-наряда, указание места перегрузки, страны назначения, товарные знаки грузоотправителя), информационные (надписи “Экспорт”, “Сделано в РФ”), надписи, а также разрешают знаки и надписи по правилам страны ввоза и определяют язык надписей.

    Требования, предъявляемые к таре и упаковке для опасных грузов поставляемых на экспорт, изложены в ГОСТ 26319-84. ГОСТ соответствует требованиям Рекомендаций ООН, международных правил перевозки, ГОСТу 19433-88.

  Документом, устанавливающим основные требования к паспорту безопасности вещества или материала, а также к составу, содержанию и форме представления включаемой в него информации, является государственный стандарт РФ ГОСТ Р 12.1.052-97“Паспорт безопасности вещества (материала)”, содержащим информацию по обеспечению безопасности при производстве, применении, хранении, транспортировании, утилизации.

Паспорт безопасности - это обязательная составная часть технической документации на вещество (материал), отходы промышленного производства.

Помимо вышеупомянутых нормативно-правовых документов, рекомендации по перевозкам опасных грузов на автомобильном транспорте изложены в памятках конкретного вида опасного груза (например, памятки: о порядке перевозки едких веществ, веществ, выделяющих при соприкосновении с водой воспламеняющиеся газы, воспламеняющихся жидкостей, радиоактивных ве­ществ, веществ, поддерживающих горение и др.).                                                                       Тема 18. Характеристика опасных грузов.                                                                       Вопрос 76. Общая характеристика опасных грузов по классам опасности           К опасным грузам относят вещества и материалы или изделия, которые при транспортировании, выполнении погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, складов, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей и животных. В более общем виде можно определить опасный груз, как груз, физические, химические и биологические свойства которого способны оказать отрицательное или катастрофическое воздействие на людей, технику, сооружения, окружающую среду.

Документом, регламентирующим классификацию опасных грузов в РФ служит Государственный стандарт “Грузы опасные. Классификация и маркировка” (ГОСТ 19433-88). Критерием для классификации опасных грузов являются вид и степень опасности груза, которые определяются по показателям, установленным в стандарте.

Класс груза определяется основным (единственным и приоритетным, выявленным по таблице) видом опасности.

Отнесение к подклассам производится по критериям, определенным этим ГОСТом для каждого класса.

Категории определяются наличием или отсутствием дополнительных видов опасности, группы - физическими свойствами (2 класс), категорией упаковки (7 класс) и др.

Государственный стандарт устанавливает следующие классы опасности грузов:

класс 1 – взрывчатые вещества (ВВ).

  Этим же ГОСТом устанавливаются подклассы опасных грузов:

1.1. Взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия с опасностью взрыва массой.

1.2. Взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, не взрывающиеся массой, но имеющие опасность разбрасывания.

1.3. Взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия пожароопасные, не взрывающиеся массой, с незначительной опасностью взрыва и (или) разбрасывания.

1.4. Взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, не представляющие значительной опасности.

1.5. Очень нечувствительные взрывчатые вещества с опасностью взрыва массой и изделия, содержание только очень нечувствительные детонирующие вещества.

класс 2 – газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением. Подклассы:

2.1. Невоспламеняющиеся неядовитые газы

2.2. Ядовитые газы

2.3. Воспламеняющиеся газы

2.4. Ядовитые и воспламеняющиеся газы

класс 3 – легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ). Подклассы:

3.1. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 10 °С в закрытом тигле.

3.2. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой с вспышки не менее минус 18 °С, но не менее 23°С в закрытом тигле.

3.3. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не более 23°С, но не более 61°С в закрытом тигле.

класс 4 – воспламеняющиеся твердые вещества; самовозгорающиеся вещества, вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.

Подклассы:

4.1.Воспламеняющиеся твердые вещества

4.2.Самовозгорающиеся вещества

4.3.Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.

класс 5 – окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП). Подклассы:

5.1.Окисляющие вещества

5.2.Органические пероксиды

класс 6 – ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ). Подклассы:

6.1. Ядовитые вещества

6.2. Инфекционные вещества

класс 7 – радиоактивные материалы (РМ).

Радиоактивные материалы на подклассы не разделены

класс 8 – едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК). Подклассы:

8.1. Едкие и (или) коррозионные вещества, обладающие кислотными свойствами.

8.2. Едкие и (или) коррозионные вещества, обладающие основными свойствами.

8.3. Разные едкие и(или) коррозионные вещества.

класс 9 – прочие опасные вещества (данный класс не является обязательным для автомобильного и железнодорожного транспорта). Подклассы:

9.1. Грузы, не отнесенные к классам 1-8.

9.2. Грузы, обладающие видами опасности, проявление которых представляет опасность при их транспортировании навалом водным транспортом.

   Опасные грузы классифицируются и по критериям транспортной опасности, увеличивающей область вероятного отрицательного воздействия этих грузов при перемещении их в пространстве. Это является основным ее отличием от опасности, возникающей на промышленных предприятиях, производящих и потребляющих опасные вещества, где вероятность отрицательного воздействия их на людей, технику и окружающую среду имеет стационарный характер, т.е. ограниченный в пространстве.

  Основой уменьшения транспортной опасности является правильно организованная перевозка опасных грузов, обеспечивающая безопасность перевозочного процесса.

Транспортную опасность в значительной степени предопределяют три основных элемента перевозок опасных грузов: объём перевозок, маршрут перевозок, технологии перевозок. Каждый изэтих элементов влияет на транспортную опасность, а их параметры и различные количественные и качественные сочетания между собой определяют ее степень.

Классифицировать транспортную опасность целесообразно по степени опасности, определяемой при выборе и оценке применяемых технологических процессов перевозки, с точки зрения вероятности возникновения инцидента. В настоящее время нет возможности, ввиду отсутствия необходимых статистических данных, дать четкую количественную оценку различных классов транспортной опасности.

Качественная оценка степени опасности перевозимых грузов приведена в таблице 2.

Таблица2. Качественная характеристка степени опасности перевозимых грузов                                                                   

Степень опасности Объекты и уровень отрицательного воздействия опасных грузов на людей. Технику, сооружения и окружающую среду.
I Гибель людей.
II Тяжкие телесные повреждения и тяжелые формы заболевания, приведшие к инвалидности. Разрушение технических средств, сооружений и дорог. Загрязнение окружающей среды стойкими (плохо разлагающимися при обычных условиях) вредными веществами.
III Телесные повреждения и заболевания средней тяжести, приведение к потере трудоспособности на срок до 1 года, без последующей инвалидности. Временный выход из строя технических средств, сооружений и дорог. Загрязнение окружающей среды вредными веществами, разлагающимися в течении 1 года.
IV Легкие телесные повреждения и заболевания людей с временной потерей трудоспособности. Повреждение технических средств, сооружений и дорог, а также загрязнение окружающей среды, устраняемые на месте инцидента без привлечения специальных подразделений.
V Инциденты, не влекущие за собой потерю трудоспособности людей, выход из строя технических средств, сооружений, дорог и загрязнения окружающей среды.

 

  Классификация по видам опасности основана на физико-химических свойствах опасных грузов, характеризующих вид и степень их опасности.

  Для перевозок опасных грузов автомобильным транспортом можно выделить следующие основные виды опасности: взрывоопасность, огнеопасность (пожароопасность), коррозионность и окислительное действие, радиационная опасность, токсичность и инфекционная опасность.

   Взрывоопасные грузы, перевозимые автотранспортом, имеют широкую номенклатуру и значительные объемы перевозок, что делает взрывоопасность одним из наиболее распространенных видов опасности в автотранспортной отрасли.

   Механическую работу взрыва, получаемую из теплоты химической реакции, осуществляют газообразные продукты взрыва. Взрыв одного литра взрывоопасного вещества (ВВ) образует 1000 литров газов и паров, находящихся под высоким давлением.

   Важной характеристикой перевозимых автотранспортом взрывоопасных веществ является чувствительность к детонации, степень которой определяется весом минимального заряда инициирующего (первичного) взрывчатого вещества (ВВ), вызывающего незатухающую детонацию в испытываемом веществе. Взрывоопасные вещества, подверженные детонации, т.е. мгновенному взрыву всей массы, представляют наибольшую опасность при перевозках.

   На детонационные свойства взрывоопасных веществ влияют следующие факторы: плотность взрывоопасных веществ, расстояние между ними и детонатором, наличие примесей (флегматизаторов), окружающая среда и т.д. Хорошо детонация передается через воздух, хуже через воду, еще хуже через глину и совсем плохо через сталь, порошкообразную и рыхлую среду.

   Взрывоопасному разложению, кроме ВВ, подвержены ряд веществ, предназначенных для других целей, например, удобрения, содержащие аммиачную селитру, в смеси с органическими веществами (0,4% и более по весу), могут взрываться при действии детонатора.

    Целая группа веществ, их пары, пыль проявляют взрывоопасные свойства в смеси с воздухом. Наименьшая концентрация этих веществ, которая приводит к образованию взрывчатых смесей, называется нижним пределом взрываемости, как правило, выражается в процентах по объему. Степень опасности этой группы веществ определяется по таблице 3.

Таблица 3. Степень взрывоопасности по нижнему пределу взрываемости   

Степень опасности 0 1 2 3 4 5
Нижн. предел взрываемости, по объёму, % Более 16   8-16   4-8   2-4   1-2 Менее 1

 

Наиболее легко смешиваются с воздухом газы и пары перевозимых легковоспламеняющихся жидкостей вследствие чего образуются взрывоопасные смеси.

Степень взрывоопасности этих смесей определяется по таблице 4.

Таблица 4. Степень взрываемости смесей (пары и газы перемешаны с воздухом)                                      

Группа взрыво-опасности

Температура самовоспламене­ния при времени запаздывания, "С

 

Наименование веществ

до 5 сек. свыше 5 сек.
А более 600 более 450 аммиак, ацетон, ме­тан, бензин, толуол, водород
Б 450-600 300-450 пропан, бензол,спирт метиловый
В 300-450 175-300 ацетон, сероводород, эфир диэтиловый
Г 150-300 120-175 сероуглерод, уйатспирт

 

При устройстве временных хранилищ для перечисленных веществ на территории автотранспортных предприятий необходимо учитывать вероятность образования взрывчатых смесей на открытых площадках при отсутствии ветра или в помещениях без вентиляции.

Вещества, перевозимые под давлением (сжатые и растворенные газы) могут вызвать взрыв в случае нагрева, механического воздействия (удар, падение и т.п.) и при образовании взрывоопасных смесей при утечке перевозимых веществ.

  Огнеопасность (пожароопасность) – наиболее распространенный на автомобильном транспорте вид опасности. Это обуславливается обширной номенклатурой огнеопасных грузов как способных вызвать воспламенение, так и поддерживающих горение, наличие на транспортных средствах легкогорючего топлива, необходимого для работы двигателя, вероятностью пожаров при взрыве взрывоопасных грузов.

  Огнеопасность связана с понятием взрывоопасности и, как правило, они проявляются одновременно, что накладывает дополнительные ограничения на перевозочный процесс.

Основными условиями, необходимыми для возникновения горения, являются: наличие горючей смеси (определенные концентрации огнеопасных веществ и окислителя), нагрев этой смеси до определенной температуры, т.е. наличие источника воспламенения и воспламенение смеси при способности поддержания и распространения горения.

Для газообразных веществ, паров и пыли существуют нижний и верхний пределы концентрации, ниже и выше которых воспламенение невозможно. Эти пределы образуют область воспламенения, внутри которой смеси газов, паров и пыли в воздухе (возможны другие внешние среды) при атмосферном давлении (760 мм рт. ст.) способны воспламеняться от внешнего источника с последующим распространением горения по смеси. Чем шире область воспламенения, тем опаснее перевозимое вещество. Область воспламенения в значительной мере зависит от свойств веществ, мощности источника воспламенения, наличия примесей, температуры и давления горючей смеси.

Горение твердых веществ основывается на тех же закономерностях, что и жидких и газообразных, однако воспламенение твердых веществ происходит при воздействии более мощного источника воспламенения в течение большего промежутка времени. При этом процесс окисления начинается в твердой фазе, с воспламенения участка, нагретого до температуры самовоспламенения. Характерной чертой горения твердых веществ является их тление с переходом в пламенное горение при более высоких температурах нагрева и наличии выделения паров и газов.

Таким образом, описанные огнеопасные вещества обладают способностью гореть в определенных условиях, основным из которых является наличие источника воспламенения высокотемпературного источника тепловой энергии. На автомобильном транспорте таким источником может быть тепловое проявление: механической энергии (нагрев тары, цистерн при перевозке под солнечными лучами); электрической энергии (статическое электричество) и химической энергии (экзотермические реакции перевозимых веществ).

Особое место в перевозках опасных грузов на автомобильном транспорте занимают вещества, которым присущи окислительные свойства. Такие вещества в отличие от огнеопасных не требуют присутствия кислорода для горения, а имеют его избыток, который могут отдавать другим веществам, тем самым поддерживая или вызывая горение. Окислительные процессы лежат и в основе коррозии металлов. Большая группа веществ, перевозимых автотранспортом, характеризуется окислительным действием. Среди них особую группу образуют органические перекиси, которые являются не только окислителями, но и в большинстве случаев огнеопасными веществами. При определенных условиях органические перекиси способны к разложению, которое может привести к взрыву.

  Наиболее сложной для обеспечения безопасности перевозок является радиационная опасность, требующая значительных затрат на технические и организационные мероприятия.

Радиационная опасность с точки зрения транспортной опасности представляет собой облучение - воздействие ионизирующего излучения на окружающую среду (человека, животного, растения и т.п.). Различают внешнее, внутреннее, хроническое, острое, дробное и местное виды облучений.

Для автомобильного транспорта характерно применение меры радиационной безопасности в отношении обслуживающего персонала, т.к. действие ионизирующих излучений на технические средства непродолжительно во времени и не вызывает изменений их эксплуатационных параметров.

Многим веществам, перевозимым автомобильным транспортом, присущи токсические свойства. Эти свойства при перевозках могут вызвать нарушения нормальной жизнедеятельности организма и стать причиной острых или хронических заболеваний. Токсичные вещества представляют потенциальную опасность для состояния здоровья людей и могут вызвать значительные поражения окружающей среды в результате инцидентов при перевозках.

Особенность токсичности, как вида опасности, заключается в том, что объектом воздействия токсичных веществ являются люди и окружающая среда, а не технические средства, на которые эти вещества практически не оказывают значительных отрицательных воздействий.

Особое внимание при перевозках опасных грузов следует уделять веществам (пары и газы), не обладающим токсичными свойствами, но вызывающими при высоких концентрациях кислородное голодание. Этот эффект возникает в результате вытеснения кислорода в воздухе парами или газами, что приводит к снижению содержания кислорода в воздухе. Обычная норма содержания кислорода в воздухе равна 20,95% по объему и 23,10% по весу. Снижение содержания кислорода до 13-15% по объему приводит к нарушению нормальных физиологических функций организма, а 7-8% вызывает кислородное голодание - асфиксию (удушение).

Последний вид опасности, встречающийся при перевозках опасных грузов автомобильным транспортом - инфекционная опасность. Она может возникнуть при перевозках различных бактериологических препаратов, животных и сырых животных продуктов (свежие отходы мясного производства, отходы от производства мездрового клея, навоз, фекальные вещества). Эти вещества являются носителями болезнетворных микроорганизмов, которые при попадании в организм человека могут вызвать различные инфекционные заболевания.

 Комбинированное действие веществ, обладающих несколькими видами опасности, требует выполнение ряда специфических требований по организации и техническому обеспечению перевозок опасных грузов автомобильным транспортом.

В случае инцидента или аварий, а также при погрузочно-разгрузочных работах контакт человека с опасными грузами может привести к отрицательным последствиям воздействия в плане этих грузов на его здоровье.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.082 с.)