Вывод по эмпирической части исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вывод по эмпирической части исследования



Целью работы являлось выявить личностные и социальные характеристики матерей, которые могут иметь взаимосвязь с невротическими реакциями у детей.

По результатам исследования было выявлено:

1.  По итогам первого исследования мы видим существенные различия уровня тревожности в группах. В группе № 1 тревожность на низком уровне, но есть вероятность развития невроза, в группе № 2 невроз уже проявлен, и довольно высокий уровень тревожности детей.

2.  Личность матерей в группе, где невроз у ребенка уже проявлен можно охарактеризовать, как инфантильных, зависимых, склонных к стрессу и тревожащихся по вопросам воспитания ребенка. Межличностные взаимоотношения между ребенком и матерью основываются по типу чрезмерной заботы, основанной на страхе неудовлетворение потребностей ребенка. Личность матерей и межличностные взаимоотношения в группе, где есть вероятность заболевания невроз у детей, можно описать как инфантильных во взаимоотношениях с ребенком, формирующие взаимосвязь по средству эмоционального контакта с ребенком и отношений на равных, неуверенные в своей семейной роли.

3.  Межличностные отношения в семьях, где ребенок уже болен неврозом, сильно ограниченны. Высокие баллы по отношению к матери, говорят нам об определенном уровне авторитета матери в контакте с ребенком. Дети из данной группы более закрытые, ограниченные в социальных контактах, отстраненные, но в то же время любознательны. Социальная адекватность поведения имеет низкие баллы, что означает сложную адаптацию детей в обществе. Дети из группы с риском образования невроза, более социально открыты во взаимодействии с отцом, бабушками, дедушками, другом, учителем и болееадаптированы в обществе, имеют высокие баллы по показателям взаимоотношений с матерью. Личностные характеристики детей из данной группы можно описать как, любознательных, доминантных, общительных, но более закрытых и стремящихся к уединению.

4.  Уровень НПС в обеих группах, имеет среднюю степень. Характеристика детей из группы, где невроз уже проявлен, говорит нам о наличие хронического стресса и высоком уровне тревожности. Характеристика группы, где у детей есть риск заболевания невроз, говорит нам о нестабильном психическом состоянии детей, эмоциональной лабильности, потребности в безопасности.

5. По результатам корреляционного анализа были выявлены наиболее важные взаимосвязи, между личностью матери и социальным и эмоциональным реагированием ребенка.

Несамостоятельность матери имеет, наибольшее количество взаимосвязей и влияет, на межличностные взаимоотношения с ребенком и на ощущение в роли матери. При ощущении женщины, неуверенности в позиции матери, социальный контакт ребенка будет, сильно ограничен и ребенок максимально, будет приближен к матери, как попытка уменьшить внутреннюю тревожность и напряженность. Присутствие ребенка рядом служит нейтрализующим аспектом в повышенной неуверенности в позиции матери. Инфантильное поведение и отношение с ребенком на равных будет увеличиваться с ощущением женщины нестабильности своего положения как матери. Гиперопекающий стиль воспитания и уровень общей раздражённости матери будет уменьшаться при росте неуверенности матери в своих действиях, касательно воспитания ребенка. Следовательно,сверхтребовательный тип взаимоотношений сменится гиперопекающим. Данный тип взаимоотношений дезинтегрирует, ребенка и приводит, к росту уровня тревожности и неприспособленностиприслушиваться к своим ощущениям. Уровень раздражительности, ощущения самопожертвования будет увеличиваться при ощущении матери стабильности во взаимоотношениях с ребенком, т. к. будет уменьшаться признак несамостоятельность матери. При гиперопекающем стиле поведения и высоком уровне тревоги, желание матери понять внутренний мир ребенка и привнести в него свои коррективы в виде настойчивого стремления ускорить развитие ребенка. Такое желание обусловлено невозможностью самостоятельно, разрешить, внутреннийконфликт и в связи с этим тревожность переносится на взаимодействие с ребенком, при этом будет возрастать ощущение жертвенности во взаимоотношениях.

Социальное взаимодействие ребенка с отцом, бабушками / дедушками, учителем, будет уменьшаться при высоком уровне тревожности женщины при неуверенной позиции в роли матери. Отношение к другу и взаимоотношение с ребенком на равных будет уменьшаться по мере роста неуверенности матери в вопросах развития ребенка и наоборот.

Личностное качество ребенка доминантность будет иметь тенденцию увеличиваться при росте отношение к другу, что означает желание ребенка занимать лидирующие позиции в группе детей и взаимодействовать с ними на равных. Но, социальная адекватность поведения ребенка будет уменьшаться при намерении матери контактировать с ребенком на равных и при ощущении женщины несамостоятельности в вопросах корректности воспитания ребенка, и наоборот, при адекватном социальном взаимодействии ребенка уровень тревожности матери будет уменьшаться. При стремлении ребенка к социальномуконтакту, будет увеличиваться зависимость от семьи, что означает не уверенную позицию ребенка в контакте с окружающими людьми. Ограниченность и эгоцентричная инфантильность матери сильно отражается на адекватности поведения ребенка в обществе. Общительность, отношение к другу, бабушке / дедушке и отцу имеют прямую положительную взаимосвязь, что означает при росте, социального взаимодействия ребенка с окружающими, уровень общительности и открытости людям будет увеличиваться.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вданной работе, предметом исследования является изучение личных характеристик родителей, ребенка с невротическими реакциями и формой реагирования ребенка на деструктивные модели воспитания родителей.

Анализ теоретических данных в данной работе, позволил структурировать различные подходы понимания невроза, исследовать предпосылки формирования невроза у детей, изучить типы воспитания и исследовать личностные особенности родителей, чьи дети, заболели неврозом.

Представлены методологические исследования личности родителей и детей. Исследованы эмоциональные и межличностные аспекты взаимоотношений ребенка и родителя, удалось выявить различия в семьях, где невроз у ребенка есть, и, где есть риск формирования невроза.

Проведено эмпирическое исследование, по результатам которого удалось выявить определенные характеристики типа личности матерей, при которых у детей формируется высокий уровень тревожности, определенный тип социального взаимодействия, что в свою очередь приводит к формированию невроза у детей.

При высоком уровне тревожности матерей и неуверенных в своей семейной роли, формируется определённый тип взаимоотношений с ребенком, по типу гиперопеки либо сверхтребовательности. Нарушается социальное взаимодействие ребенка, увеличивается уровень сензетивности. При увеличении уровня тревожности матери, увеличивается уровень заботы и вмешательства в жизнь ребенка, что в свою очередь, является препятствиемдля ребенка, самостоятельно интегрировать внутренние переживания.

В результате исследования гипотеза о том, что личность матери, социальные аспекты взаимоотношения родителя и ребенка влияют на формирование невроза у ребенка, подтвердилась.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Изучение взаимоотношений ребенка и родителей, является важным аспектом анализа психологического климата семьи. При своевременном обращении семьи, где у ребенка проявляются первые признаки невротических реакций, к психологу, родители должны понимать, что проблема, возникшая у ребенка, является причинно-следственной связью нарушенных взаимоотношений ребенка и родителя.

Для ребенка семья это первый и важнейший опыт социального взаимодействия, в котором формируется личность ребенка. Форма взаимодействия родителей и ребенка накладывает отпечаток на всю жизнь ребенка, в форме опыта взаимодействия с другими людьми и восприятия себя в мире, относительно других людей.

Благополучный психологический климат семьи является важным условием для роста и развития ребенка. В первую очередь необходима индивидуальная психологическая консультация матери, из семьи, где ребенок имеет риск заболеть неврозом. Каждый семейный случай уникален, и нуждается, в индивидуальном исследовании психологом. В процессе консультации психолог может применить следующую методику работы:

- уменьшить остроту реакций на обыденные вещи и снизить уровень тревожности

- установить эмоциональный контакт с матерью и доверительные отношения, для разрешения внутриличностного конфликта, укрепления уверенности в себе, своих возможностях

- устранить патологические формы взаимоотношений, сформировать стойкую позицию принятия себя и других через сбалансированную и зрелую систему оценок и суждений

- сформировать навык адаптивного взаимодействия

По моему мнению, именно помощь матери необходима, при проявлении у ребенка, первых признаков невротических реакций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург, 2013.Мухина

2.  Андреева, Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. — Москва: Аспект Пресс, 1999. — 375с.

3.  Астапов, В.М. Тревожность у детей /В.М. Астапов. — Москва: Когито - центр, 2008. — 208с.

4. Баданина, Л. П. Основы общей психологии: учеб.пособие – М.: ФЛИНТА, 2016 – 448 с.

5. Бехтерев, В.М. Мозг и разум: физиология мышления /В.М. Бехтерев. — Москва: АСТ, 2020. — 256с.

6.  Большой психологический словарь / под. ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г./ 3-е изд. – М., СПб.: АСТ, Москва, ПраймЕврознак, 2018 – 816 с.

7. Боулби, Д. Привязанность /Д. Боулби — Москва: Гардарики, 2003. — 477с.

8. Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей /Д. Боулби; редактор Ю. В. Божко, пер. с англ. В. В. Старовойтов. — Москва: Канон +, 2019. — 277с.

9.  Варга, А.Я. Структура и типы родительских отношений /А.Я. Варга. — Москва: М: Педагогика, 1987. — 258с.

10.  Выготский, Л. С. Мышление и речь – М.: Национальное образование, 2016 – 368 с.

11.  Гарбузов, В.И. Воспитание ребенка в семье. Советы психотерапевтра /В.И. Гарбузов; М. О. Вайполина. — Москва: Каро, 2015. — 296с.

12.  Гарбузов, В.И. Неврозы у детей /В.И. Гарбузов, Ю.А. Фесенко; М. О. Вайполина. — Москва: Каро, 2013. — 336с.

13.  Джонсон, Стивен М. Психотерапия характера / Стивен М. Джонсон; — Москва: Корвет, 2016. — 352с.

14.  Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка /А.И. Захаров. — Москва: Просвещение, 1986. — 128с.

15. Захаров, А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов /А.И. Захаров. — Санкт-Петербург: Каро, 2006. — 672с.

16.  Захаров, А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков /А.И. Захаров. — Москва: Медицина, 1982. — 216с.

17. Калшед, Д. Внутренний мир травмы. Архитипические защиты личностного духа / Д. Калшед; В. А. Огарков. — Москва: Когито - центр, 2015. — 398с.

18. Карварский, Б.Д. Неврозы. Руководство /Б.Д. Карварский. — 2-е издание. — Москва: Медицина, 1980. — 448с.

19.  Майерс, Д. Социальная психология /Д. Майерс — 7-е изд. — СПб: Питер, 2003. — 800с.

20.  Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика /Н. Мак-Вильямс; пер. с англ. В. Снигур. — Москва: Класс, 2015. — 592с.

21. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебник для вузов – СПб: Питер, 2019 – 583 с.

22. Миняров, В.М. Психология семейного воспитания /В.М. Миняров. — Воронеж: НПО Модэк, 2000. — 256с.

23.  Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития /В.С. Мухина. — Москва: Академия, 2009. — 640с.

24. Мэш, Э., Вольф, Д. Детская патопсихология: Нарушения психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф; пер. с англ. — СПб: Прайм - еврознак, 2003. — 384с.

25.  Мясищев, В.Н. Личность и неврозы /В.Н. Мясищев. — СПб: Книга по требованию, 2012. — 426с.

26.  Мясищев, В.Н. Психология отношений /В.Н. Мясищев. — СПб: МПСИ, 2011. — 400с.

27. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен /Р.В. Овчарова. — Воронеж: М: МПСИ, 2006. — 496с.

28.  Павлов, И. П. Условный рефлекс (сборник) – СПб: Лениздат, 2016 –324 с.

29.  Первый, В.С. Справочник невротических расстройств /В.С. Первый, В.Ф. Сухой; Ред. О. Морозова, Н. Калиничева. — СПб: Феникс, 2012. — 637с.

30.  Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие/ под ред. А. А. Крылова. - Л., 1990. — 367 стр.

31. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика /Д.Я. Райгородский. — Самара: Бахрах - М, 2001. — 672с.

32. Райкрофт, Ч. Критический словарь психоанализа /Ч. Райкрофт; пер. с англ. Л. Топорова, С. Воронин, И. Гвоздев. — СПб: ВЕИП, 2009. — 288с.

33.  Савина, Е.А. Родители и дети. Психология взаимоотношений /Е.А. Савина, Е.О. Смирнова. — Москва: Когито - центр, 2003. — 228с.

34. Свядощ, А.М. Неврозы и их лечение /А.М. Свядощ. — Москва: ЕЕ Медиа, 1971. — 301с.

35.  Сидоренко, Е.В. Современные метолы психологической диагностики /Е.В. Сидоренко. — СПб: Речь, 2002. — 256с.

36. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов /А.С. Спиваковская. — Москва: МГУ, 1988. — 286с.

37. Столин, В.В. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультативной практики /В.В. Столин, Е.Т. Соколова, А.Я. Варга; Ред. А. А. Бодалева. — Москва: М Педагогика, 1989. — 208с.

38.  Филатова, О.В. Современные метолы психологической диагностики /О.В. Филатова, Н.Ю. Литвинова, Е.А. Винарчик. — Владимир: Владим, 2011. — 296с.

39. Фромм, Э. Анатомия человеческойдеструктивности. - Москва. Каро, 1994. — 235 стр.

40. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени /К. Хорни. — Санкт-Петербург: Питер, 2016. — 301с.

41. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997 — 567 стр.

Электронныересурсы:

42. Арзютова, А. А. Индивидуально - психологические предпосылки невротизации личности [Электронный ресурс] / А.А. Арзютова. — Электрон.журн. — Самара: 2013. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnost-kak-psihologicheskiy-fenomen/viewer, свободный

43. Вейц, А.Э. Влияние семейного окружения на особенности эмоциональных нарушений у детей с неврозами и неврозоподобными расстройствами [Электронный ресурс] / А.Э. Вейц. — Электрон.журн. — Ю. Уральск: 2012. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stili-roditelskogo-vospitaniya-v-semyah-klientov-psihologicheskoy-konsultatsii-po-detsko-roditelskim-problemam/viewe

44. Ермилова, А.В. Развод глазами ребенка. Социологические аспекты [Электронный ресурс] / А.В. Ермилова. — Электрон.журн. — Н. Новгород: 2013. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvod-glazami-rebenka-sotsiologicheskiy-aspekt/viewer

45. Иванова, Е.Е., Сторожева, Ю.А. Феном отчужденности в детско-родительских отношениях [Электронный ресурс]   — Электрон.журн. — 2019. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-otchuzhdennosti-v-detsko-roditelskih-otnosheniyah/viewer, свободный

46. Капустин, С.А. Стили родительского воспитания в семьях клиентов психологической консультации по детско-родительским проблемам [Электронный ресурс] / С.А. Капустин. — Электрон.журн. — Москва: 2014. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stili-roditelskogo-vospitaniya-v-semyah-klientov-psihologicheskoy-konsultatsii-po-detsko-roditelskim-problemam/viewer

47. Лавринович, Т.М. Сравнительный анализ взглядов на природу невроза в немедицинской психотерапии [Электронный ресурс] / Т.М. Лавринович. — Электрон.журн. — Челябинск: 2015. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/detskaya-deprivatsiya-i-formirovanie-anomaliy-psihicheskogo-razvitiya-sostoyanie-problemy/viewer

48. Мякотин, И.С. Социальная фобия и нарушение психологических границ в детском и подростковом возрасте [Электронный ресурс] / И.С. Мякотин. — Электрон.журн. — 2015. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-fobiya-i-narushenie-psihologicheskih-granits-v-detskom-i-podrostkovom-vozraste/viewer, свободный

49. Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен [Электронный ресурс] / К.Р. Сидоров. — Электрон.журн. — Ижевск: 2013. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnost-kak-psihologicheskiy-fenomen/viewer, свободный

50. Сундеева, Л.А. К вопросу о детской тревожности и страхе [Электронный ресурс] / Л.А. Сундеева, Е.А. Шейкина. — Электрон.журн. — Тольятти: 2017. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-detskoy-trevozhnosti-i-strahe, свободный

51. Уласень, Т.Е. Детская депривация и формирование аномалии психического развития, состояние проблемы [Электронный ресурс] / Т.Е. Уласень, А.Е. Бобров. — Электрон.журн. — Смоленск: 2016. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/detskaya-deprivatsiya-i-formirovanie-anomaliy-psihicheskogo-razvitiya-sostoyanie-problemy/viewer

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.043 с.)