Изучение межличностных взаимоотношений ребенка в семье. Методика Рене Жиля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение межличностных взаимоотношений ребенка в семье. Методика Рене Жиля



Данная методика позволяет выявить аспекты межличностных отношений ребенка внутри семьи и взаимодействие ребенка вне семьи и некоторые характеристики самого ребенка.

Проведённое исследование позволяет выявить различия между двух групп испытуемых, что отображено в табл. 2.

По результатам исследования, были выявлены существенные различия группы № 1, с риском формирования невроза от группы, где невроз уже проявлен.

В таблице отображен результат исследования, в ходе которого было выявлено, что межличностные отношения у группы №1, с риском формирования невроза находится на среднем уровне по отношению к отцу и к матери, в отличие от группы № 2 с уже имеющимся заболеванием невроз, где отношение к матери более выражено, чем отношение к отцу. Шкала отношение к матери в обоих, группах показала высокий результат, что означает авторитетность матери в данных семьях.

Таблица 2

Результаты изучения межличностных отношений в семьях

№ Вопроса Признаки Ср. балл гр. №1 Ср. балл гр. №2 φэмп.
1 Отношение к матери 9,75 9,125 1,684
2 Отношение к отцу 8,687 3,312 1,429
3 Отношение к матери и отцу как к родительской чете 4,562 1,5 2,533
4 Отношение к братьям и сестрам 3,75 2,375 1,429
5 Отношение к бабушке/дедушке 8,375 4,125 4,088
6 Отношение к другу 7,937 3,5625 3,728
7 Отношение к учителю (воспитателю) 7,75 3,5 3,728
№ Вопроса Признаки Ср. балл гр. №1 Ср. балл гр. №2 φэмп.
8 Любознательность 3,062 2,687 0,394
9 Доминанстность 2,75 1,562 1,926
10 Общительность от 3,0625 1,812 0,822
11 Закрытость, отгороженность 11,687 6,937 2,229
12 Социальная адекватность поведения 5,375 2,125 3,819

 

Различия в сторону низких показателей межличностных отношений характерны для группы № 2 с проявленным неврозом, по признакам “отношение к отцу”, “отношение к матери и отцу как к родительской чете”, “отношение к бабушке и дедушке”, “отношение к другу”, “отношение к учителю”, “закрытость”, “социальная адекватность поведения” данные
 

исследования приведены в рис. 3.

Рис. 3. среднее кол-во выполненных заданий

В ходе исследования было выявлено, что межличностные отношения с отцами у детей с неврозом в группе № 2, что говорит нам о дистанцированных отношениях детей с отцами в группе № 2.

Шкала отношение к матери и отцу как к родительской чете, показала низкие баллы в группе № 2, где невроз выявлен, и имеется низкий балл по шкале отношение к отцу, что означает раздробленное восприятие ребенком, семьи, как чего то целого.

Отношение к бабушке и дедушке в группе № 2 у детей с неврозом, указывает на ограниченность контакта с ближайшими родственниками. Существенное различие между двумя исследуемыми группами по шкале отношение к учителю, с низким баллом у группы № 2, где невроз уже сформировался, показывает низкий уровень межличностных взаимоотношений к значимому взрослому, и указывает на авторитетность матери, как единственного взрослого, которого воспринимает ребенок в своем окружении.

В группе № 1, где есть риск формирования невроза шкала отношение к другу и социальная адекватность поведения, показало средний уровень взаимоотношений ребенка в контакте со сверстниками, что означает социальную адаптивность ребенка в обществе.

В группе № 2, где невроз есть, показатель шкалы отношение к другу, общительность, социальная адекватность поведения довольно низкий, что означает социальную дистанцию в отношениях с друзьями, закрытость, ограниченность восприятия окружающих людей и себя по отношению к ним.

По шкале доминантность высокие баллы проявились в группе № 1, где есть риск формирования невроза, это говорит нам о, определенном уровне агрессивности и стремление к лидирующим позициям в кругу сверстников.

В группе № 2, где невроз уже проявлен показатель доминантность ниже, чем в первой группе. Форма взаимоотношения в кругу сверстников не агрессивная, дети не стремятся занять позицию лидера, и не имеют возможности отстоять свою точку зрения, чаще соглашаются с окружающими.

Шкала закрытость в группе № 2, где невроз уже проявлен ниже, чем в группе № 1 где есть риск формирования невроза. Дети из группы № 2 будут более открытыми при обращении к ним, но более отстранены от контакта, чем дети из группы №1, они будут больше социально дистанцированны от взаимодействия с людьми и стремиться к уединению. 

Любознательность и общительность у детей из обеих групп не показало, существенных различий.

Из полученных данных исследования можно сделать вывод, что межличностные взаимоотношения детей и родителей двух исследуемых групп, имеют существенные различия. Межличностные взаимоотношения ребенка и его родителей в группе № 1, где есть риск проявления невроза, высокие по отношении к матери и отцу, бабушке / дедушке, учителю, другу. Характеристика личности детей из группы № 1, где есть риск невроза можно описать как социально адекватных в поведении, любознательных, доминантных и общительных, но закрытых и стремящихся к уединению.

В группе № 2, где невроз уже проявлен, взаимоотношения у детей и матерей на высоком уровне, но на низком уровне отношения с отцом, бабушками, дедушками, учителями, сверстниками, что означает высокую авторитетность и негативное влияние матери на социальное окружение ребенка. Данные говорят нам о низком уровне социальной адаптации детей из данной группы.

Характеристика личности детей группы № 2, где невроз уже проявлен, можно указать как любознательных, но социально не адекватных, боязливых, ранимых, не воспринимающих себя по отношению к другим людям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.005 с.)