Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Младенчество: развитие узнавания

Поиск

Фундаментальной предпосылкой ментальной витальности яв­ляется чувство базисного доверия - формирующаяся на основа­нии опыта первого года жизни установка по отношению к себе и к миру Под «доверием» я подразумеваю собственную доверчивость и чувство неизменной расположенности к себе других людей...

У взрослых радикальное снижение базисного доверия и прева­лирование базисного недоверия проявляются в определенной форме выраженного отчуждения, характеризующего индивидов, которые уходят в себя, если оказываются не в ладах с другими людьми или с самими собой. Такой уход наиболее ярко демонстри­руют индивиды, у которых наблюдается регресс к психотическому состоянию, когда они полностью закрываются, отказываясь от еды, удобств, забывая все свои дружеские привязанности. Главный де­фект этих людей виден из того факта, что если мы хотим помочь им с помощью психотерапии, то должны сначала «достучаться» до них, убедив в том, что они могут доверять нам, что мы доверяем им и они могут доверять сами себе.

Знакомство с подобными радикальными регрессиями, равно как и наиболее глубокими и инфантильными склонностями наших здоровых пациентов, научило нас рассматривать базисное доверие в качестве краеугольного камня витальной личности. Давайте по­смотрим, что доказывает справедливость идеи поместить акцент на этом компоненте в самое начало человеческой жизни.

...младенцы очень чувствительны и уязвимы. Поэтому, чтобы быть уверенными в том, что первый опыт жизни в этом мире не только сохранит им жизнь, но и поможет скоординировать их неж­ное дыхание и их метаболические и циркуляторные ритмы, взрос­лые должны проследить за теми стимулами, которые они адресуют чувствам детей. Эти стимулы, как и пища, должны быть своевре­менны и нужной интенсивности; в противном случае готовность к восприятию у ребенка может смениться либо диффузной защитой, либо апатией.

...в своих самых первых контактах ребенок сталкивается с принципиальными модальностями своей культуры. Простейшая и первейшая из этих модальностей - взять, не в смысле «пойти и взять», а смысле воспринять то, что дается «Взять» легко, когда все в порядке, но любое нарушение показывает действительную сложность этого процесса. Организм новорожденного, нестабиль­ный, нащупывающий, ищущий, осваивает эту модальность, лишь научаясь соотносить свою готовность «взять» с тем, что делает мать, которая в свою очередь дает ему возможность развивать и координировать его способы «взять» в той мере, в какой она раз­вивает и координирует свои способы «дать». Но в этом принятии того, что ему дается, в обретении способности заставить кого-то сделать для него то, что он хочет, младенец также развивает необ­ходимые основы, чтобы самому превратиться в дающего.

У некоторых особо чувствительных индивидов или у тех, чья ранняя фрустрация не была компенсирована, слабость этой ран­ней взаимной регуляции может проявляться в нарушении связей с миром в целом, и в особенности со значимыми для них людьми.

...степень доверия, определяемая самым ранним детским опы­том, по-видимому, не зависит от абсолютного количества еды или демонстраций любви, а зависит от качества связей ребенка с ма­терью. Матери формируют у своих детей доверие при таком типе отношения к ребенку, который сочетает тонкую реакцию на инди­видуальные запросы младенца и твердое чувство собственной уверенности в контексте' взаимного доверия их совместного стиля жизни. Это формирует у ребенка исходные основания чувства идентичности, которые позже войдут в ощущение того, что «все в порядке», чувство, что ты есть ты, что ты становишься тем, кем, другие верят, ты станешь...

Каждая следующая стадия и каждый следующий кризис имеют определенную связь с одним из базисных институциональных стремлений человека по той простой причине, что жизненный цикл человека и социальные институты развивались одновременно...

По-видимому, именно религия и является самым древним со­циальным институтом, который служит постоянному ритуальному возрождению чувства доверия в форме веры, одновременно пред­лагая ясную формулу греха, с которым надо бороться и от которого надо защищаться..

Наиболее краткой и точной формулировкой идентичности, яв­ляющейся завоеванием самого раннего детства, может быть сле­дующая: «Я есть то, что, надеюсь, я имею и даю».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.27.122 (0.009 с.)