Пер. С англ. И фр. -М. , 1994. -С. 55, 56, 60, 213-225. Хрестоматия по общей психологии, психология мышления. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Пертухова. -М. , 1981. -С. 56. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пер. С англ. И фр. -М. , 1994. -С. 55, 56, 60, 213-225. Хрестоматия по общей психологии, психология мышления. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Пертухова. -М. , 1981. -С. 56.



Эрик Эриксон (1902-1994)

Эриксон прошел ортодоксальную психоаналитическую подго­товку под руководством Анны Фрейд. Ему принадлежит довольно популярный подход к изучению проблем личности, который впо­следствии разделяли многие психоаналитические системы, не­смотря на все их разногласия в прочих областях. Эриксон разрабо­тал собственное представление о стадиях развития личности, по­лагая, что личность человека меняется на протяжении всей его жизни. Он признавал также влияние культурных, исторических и социальных факторов на развитие личности...

Психосоциальные стадии развития

Теория Эриксона рассматривает развитие личности на протя­жении всей жизни человека, от рождения до самой смерти. При этом центральной темой подобного развития выступает поиск соб­ственной идентичности. По Эриксону, человек на протяжении своей жизни проходит восемь психосоциальных стадий развития, каж­дая из которых включает в себя конфликт или кризис, требующий разрешения. Подобные кризисы неизбежно возникают на каждой стадии психосоциального развития, поскольку социальные и физи­ческие условия среды создают ситуации нового вызова. Человек может выбирать между двумя основными путями разрешения кри­зиса: адаптивным или неадаптивным. И только когда кризис миновал, получил соответствующее разрешение и личность, измени­лась, человек готов к преодолению нового кризиса...

Каждая из... психосоциальных стадий и соответствующих им кризисов может иметь позитивный результат при условии, что уда­ется ее разрешить адаптивным образом. Если же кризис разреша­ется неадаптивным образом, ситуацию еще можно поправить, если адаптивное решение удается достичь на следующей стадии разви­тия. Поэтому оптимистическая перспектива сохраняется на всех стадиях развития.

Эриксон полагал также, что на протяжении всех стадий разви­тия сохраняется возможность сознательного контроля и коррекции, что прямо противоречит убеждению Фрейда об определяющей ро­ли в развитии личности исключительно детского периода жизни Эриксон признавал, что детские впечатления могут быть чрезвы­чайно важны и даже иметь решающее значение в тех или иных случаях. Его возражения строились на том, что на последующих стадиях человек способен преодолеть или скорректировать нега­тивные последствия детских конфликтов Всегда сохраняется воз­можность достижения главной цели человеческой личности - уста­новления позитивной идентичности эго.

Кризис идентичности

Вопрос об идентичности эго должен быть решен в юности (примерно 12-18 лет). Именно в этот период должна происходить консолидация личности, когда человек формирует и оптимизирует образ, собственного Я. Именно эти процессы позволяют сохранять преемственность с прошлым опытом и определять цели на буду­щее. По Эриксону, принятие определенного образа Я - процесс сложный и полный тревоги. Юноша или девушка должны экспери­ментировать с различными социальными ролями и образами Я для того, чтобы найти свой собственный образ, в наибольшей степени отвечающий их внутренним устремлениям.

Те, кто смог обрести достаточно сильное чувство идентично­сти, тем самым оказывается наиболее подготовлен к столкнове­нию со взрослыми проблемами. Те же, кто по тем или иным при­чинам потерпел неудачу в обретении чувства идентичности, по мнению Эриксона, неминуемо должны столкнуться с кризисом идентичности. Они могут либо выпасть из нормального хода жиз­ненного процесса (образование, работа, женитьба)... либо попы­таться найти негативную идентичность на путях социально осуж­даемого поведения: наркотики и преступления..

Концепция идентичности эго Эриксона стала предметом до­вольно многочисленных экспериментальных исследований. В це­лом эти исследования подтвердили, что те подростки, которые сумели обрести достаточно сильное и позитивное чувство иден­тичности, лучше и более адаптивным образом справляются с кризисами ранних стадии развития Те же подростки, которые об­ладают более слабой идентичностью эго, в целом справляются со своими кризисами менее адаптивным образом. Эти исследо­вания подтверждают основные положения концепции Эриксона. В то же время есть данные, говорящие о том, что кризис идентич­ности может иметь место и в более позднем возрасте, нежели это предполагал Эриксон...

Работы Эриксона оказали существенное влияние на развитие психоанализа, образование, социальную работу, консультирова­ние по профессиональным вопросам и по проблемам семьи и брака. Нынешний интенсивный рост исследований по проблемам развития личности в среднем и пожилом возрасте в значительной мере основан на его работах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.005 с.)