Типология форм индивидуального приспособления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология форм индивидуального приспособления



Формы приспособления   Определяемые культурой цели   Институционализи-рованные средства  
Конформность   +   +
Инновация   +   -  
Ритуализм   -   +  
Ретритизм   -   -  
Мятеж   +-   + -  

108

II. Инновация.

Эта форма приспособления вызывается значительным куль­турным акцентированием цели - успеха и заключается в использо­вании) институционально запрещаемых, но часто бывающих эф­фективными средств достижения богатства и власти, или хотя бы ук подобия.) Такая реакция возникает, когда индивид ассимилиро­вал акцентирование цели без равнозначного усвоения институцио­нальных норм, регулирующих пути и средства ее достижения.

С психологической точки зрения, сильное эмоциональное вос­приятие цел'и может вызвать установку на готовность рисковать, принимаемую представителями всех слоев общества. С точки зре­ния социологии, возникает вопрос, какие особенности нашей соци­альной структуры располагают к этому типу приспособления, вы­зывая более частое отклоняющееся поведение в одном социаль­ном слое и менее частое в другом.    ,.  ' i

...Как бы 'ни были различны масштабы отклоняющегося пове­дения в разных социальных слоях (из множества источников мы знаем, что официальная статистика часто завышает уровень пре­ступности в нижних социальных слоях, что недостаточно полно и недостаточно надежно отражает действительное положение дел),' 'из нашего анализа видно, что наиболее сильному побуждению к отклоняющемуся поведению подвергаются нижние социальные страты. Примеры позволяют нам выявить социологические меха­низмы возникновения этих побуждений. В ряде исследований покаг зано, что порок и преступление - «нормальная» реакция на ситуа1 цию, когда усвоено культурное акцентирование денежного успеха, но доступ к общепризнанным и законным средствам^ обеспечи­вающим этот ycrtex, недостаточен. Профессиональные возможно­сти представителей нижних социальных страт ограничиваются преимущественно ручным трудом и в меньшей степени - работой «белых воротничков». Нелюбовь к ручному труду почти в равной степени присуща всем социальным классам американского обще­ства, и результатом, отсутствия практических возможностей для продвижения за этот уровень, является отмеченная тенденция к отклоняющемуся поведению. О точки зрени,я существующих стан­дартов успеха, общественное положение неквалифицированного труда с соответствующим ему низким доходом никак не может кон­курировать с силой и высоким,доходом организованного зла, рэке­та и преступности. Подобные ситуации имеют две выдающиеся особенности. Во-первых, С7ремление к успеху вызывается уста­новленными в культуре ценностями и, во-вторых, возможные пути

109

движения к этой цели в значительной степени сведены классовой -структурой к отклоняющемуся поведению. Именно такое соедине­ние культурных приоритетов и социальной структуры производит сильное побуждение к отклонению. Обращение к законным спосо­бам «добывания денег» ограничено классовой структурой, на всех уровнях не полностью открытой для способных людей Несмотря на нашу широко распространенную идеологию «открытых классов», продвижение к цели-успеху является сравнительно редким и зна-*, чительно затруднено для имеющих формально низкое образование' и незначительные экономические ресурсы. Господствующее в культуре побуждение к успеху ведет к постепенному уменьшению законных, но в целом неэффективных усилий и увеличивающемуся использованию приемов незаконных, но более или менее эффек­тивных.                                              <-

К представителям нижних социальных слоев культура предъ­являет несовместимые между собой требования С одной стороны, представители низов ориентируют свое поведение на большое бо­гатство («Каждый человек-король», - говорили Марден, Карнеги и Лонг). С другой же стороны, они в значительной мере лишены воз-. можности достичь его законным путем. Эта структурная несовмес­тимость приводит к высокой степени отклоняющегося поведения

...При изучении социальных корней отклоняющегося поведения < следует учитывать и другие аспекты социальной структуры; высо- т кая частота отклоняющегося поведения вызывается не просто от­сутствием возможностей, и не просто преувеличенным акцентиро­ванием денежного успеха в культуре. Более жесткая, по сравнению с американской, кастовая социальная структура может в значи­тельно большей степени ограничивать возможности достижения целей, не вызывая при этом отклоняющегося поведения. Но когда система культурных ценностей, фактически ни с чем не считаясь, превозносит определенные, общие для всего населения, цели ус­пеха, и при -этом социальная структура строго ограничивает или полностью закрывает доступ к одобряемым способам достижения этих целей для значительной части того же самого населения, -это приводит к увеличению масштабов отклоняющегося поведе­ния...

В обществах, подобных нашему, культурное акцентирование денежного успеха для всех и социальная структура, слишком силь­но ограничивающая практическое использование одобряемых средств большинством, вызывают побуждение к инновативной деятельности, отступающей от институциональных норм. Но такая

110

форма приспособления возможна только при несовершенстве со­циализации индивидов, позволяющей им пренебрегать институ­циональными средствами, сохраняя при этом устремленность к успеху. Тех же, кто прочно интерлализовал институциональные ценности, аналогичная ситуация, скорее всего, приведет к проти­воположной реакции отвержения цели и сохранения соответствия нравам. Остановимся на ней более подробно.

III. Ритуализм

Этот тип приспособления можно легко определить. Он предпо­лагает оставление или понижение, слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобиль­ность там, где эти устремления могут быть удовлетворены) Не­смотря на то, что культурное предписание «стараться преуспеть в этом мире» отвергается и, таким образом, горизонты сокращаются, продолжается почти безусловное соблюдение институциональных норм.

.Этот тип приспособления будет весьма распространенным в обществе, в котором социальный статус индивидов в значительной степени определяется их достижениями Как часто отмечается, непрекращающаяся конкурентная борьба вызывает острое беспо­койство индивидов по поводу своего статуса. Один'из способов уменьшения этого беспокойства - постоянное снижение уровня притязаний. Страх вызывает бездействие или, точнее, действие строго в рамках заведенного порядка.

Симптомы социального ритуализма известны и поучительньИ Его внутренняя философия выражается в следующих имеющихся в культуре высказываниях «Я стараюсь не высовываться», «Я играю осторожно», «Я всем доволен», «Не ставьте высоких целей - не будет и разочарований». Эти установки пронизаны мыслью, что большие притязания влекут за собой разочарование и опасность, а малые - удовлетворенность и спокойствие. Такова реакция на си­туацию, представляющуюся угрожающей и сомнительной. Такая установка характерна для рабочих которые, опасаясь увольнения и внезапных перемен к худшему, замораживают производитель­ность своего труда на определенном, не уменьшающемся и не уве­личивающемся, уровне. Так ведут себя и напуганный увольнением; служащий, и бюрократ, усердствующий в своем конформизме в (окошке кассы частного банка или в канцелярии предприятия обще-^ственного труда Это тип приспособления индивида, лично стре-"мящёгося избежать опасностей и неудач посредством отказа от основных культурных целей и приверженности любому обещаю-

111

щему безопасность рутинному распорядку и институциональным нормам.

Если «инновация» (второй тип приспособления) возникает среди американцев нижнего класса, как реакция на фрустрирую-щее несоответствие малых возможностей и господствующего ак­центирования больших культурных целей, то «ритуализм» должен иметь место преимущественно среди американцев нижнего сред­него класса. Ведь именно в нижнем среднем классе родители обычно оказывают продолжительное давление на своих детей в сторону прочного усвоения ими моральных наказов общества.'Да и успешный общественный рост там менее вероятен, чем в верхнем среднем классе. Сильное дисциплинирующее воздействие, побуж­дающее к. соответствию нравам, уменьшает вероятность «инновации» и увеличивает вероятность «ритуализма». Строгое воспитание многих приводит к появлению тяжелого бремени обес­покоенности. Таким образом, сам процесс социализации нижнего среднего класса создает максимально предрасположенную к ри-туализму структуру характера. А потому именно в этом социальном слое наиболее часто встречается ритуалистический тип приспо­собления...

IV. Ретритизм                \

Если приспособление типа I (конформность) является наибо­лее частым, то приспособление типа IV (отвержение культурных целей и институциональных средств) встречается реже всего. Лю­ди, которые «приспособлены» (или не приспособлены) в этом смысле, находятся, строго говоря, в обществе, однако не принад­лежат к нему..ЧВ социологическом смысле они являются подлинны­ми «чужаками». Как не разделяющие общую ценностную ориента­цию, они могут быть отнесены к числу членов общества (в отличие от «населения») чисто фиктивно.

Под эту категорию подпадают некоторые виды адаптационной активности страдающих психозами, лиц, ушедших от реального мира в свой внутренний болезненный мир, отверженных, изгнан­ных, праздношатающихся, бродяг, хронических алкоголиков и нар­команов. Они отказались от предписанных культурой целей, и их поведение не соответствует институциональным нормам. Это во­все не означает, что в каких-то случаях источником данного типа приспособления является не сама отвергаемая ими социальная структура, и что их существование не представляет собой пробле­му для членов общества.            '    ;

112

В

С точки зрения социально-структурных источников этого типа приспособления, последний часто встречается, когда и культурные цели, и институциональные способы их достижения полностью ус­воены, горячо одобряются и высоко ценятся индивидом, но дос­тупные институциональные, средства не приводят к успеху. Возни­кает двойной конфликт: интериоризованнбе моральное обязатель­ство использовать для достижения целей только институциональ­ные средства противостоит внешнему побуждению прибегнуть к средствам недозволенным, но эффективным. Это приводит к тому, что индивид лишается возможности использовать средства, кото­рые были бы и законными, и эффективными. Конкурентный поря­док поддерживается индивидом, но, испытывая неудачи и затруд­нения, индивид выбрасывается из него. Процесс постепенного от­странения, в конце концов приводящий индивида к «бегству» от требований общества, характеризуется пораженчеством, успоко­енностью и смирением. Это результат постоянных неудач в стрем­лении достигнуть цели законными средствам^ и неспособности прибегнуть к незаконным способам вследствие "внутреннего запре­та. Этот процесс продолжается до тех пор, пока высшая ценность цели-успеха еще не отвергнута. Конфликт разрешается путем уст­ранения обоих воздействующих элементов - как целей, так и средств. Бегство завершено, конфликт устранен,, индивид выклю­чен из общества.

В общественной и официальной жизни этот вид отклоняюще­гося поведения наиболее неистово осуждается традиционно-типичными представителями общества. В противоположность не­прерывно следующим за социальным^изменениями конформи­стам, ретритисты становятся помехой на их пути. В отличие от ин-новаторов, по меньшей мере ловко и активно стремящиеся к цели, ретритисты вообще не признают ценность «успеха», столь высоко превозносимую в культуре. В отличие от ритуалистов, по меньшей мере соблюдающих нравственные нормы, ретритисты почти не обращают внимания на установленные порядки...

Ретритистское приспособление также характерно для лиц, ко­торые, несмотря на свою обделенность при распределении обще­ственных богатств и вознаграждений, продолжают поиск этих воз­награждений и почти не испытывают на этом пути разочарований и неудач. Кроме того, этот тип приспособления является; скорее ин­дивидуальным, чем коллективным. Несмотря на то, что ретритисты могут тяготеть к контактам с представителями других форм откло­няющегося поведения и даже доходить до непосредственного учас­тия в групповых субкультурах, их приспособления в значительно

113. большей степени являются индивидуальными и изолированными,' чем способными к объединению в рамках нового культурного ко­декса. Осталось рассмотреть тип коллективного приспособления.

V. Мятеж

Этот тип приспособления выводит людей за пределы окру­жающей социальной структуры и побуждает их создавать новую, то есть сильно видоизмененную социальную структуру. Это предпола­гает отчуждение от господствующих целей и стандартов. Послед­ние начинают считаться чисто произвольными, а их претензия на законность и приверженность индивидов - несостоятельной, по­скольку и цели, и стандарты вполне могли бы быть другими. В на­шем обществе движение организованного сопротивления стремит­ся к введению социальной структуры с сильно видоизмененными культурными нормами'«успеха» и более тесным соответствием между заслугами и вознаграждением...

Мятеж, как реакция приспособления, возникает, когда сущест­вующая система представляется препятствием на пути достижения целей, признанных законными. Для участия в организованной по­литической деятельности необходимо не только отказаться от при­верженности господствующей социальной структуре, но и перевер­ти ее в новые социальные слои, обладающие новым мифом. Функ­ция мифа заключается в определении социально-структурного ис­точника массовых разочарований^ в изображении альтернативной структуры, которая не должна привести к разочарованию достой­ных. Таков устав деятельности. В этом смысле становится понят­ным предназначение контрмифа консерваторов, коротко очерчен­ное в одной из предыдущих частей, настоящей главы: каков бы ни был источник массовых разочарований, его не следует видеть в существующем общественном строе. Консервативный миф, таким образом, предполагает, что разочарования заключены в самой природе вещей и присущи любой социальной системе:

«Циклическая безработица и временные спады деловых успехов так же неизбежны, как и ежедневные изменения самочувствия че­ловека». Мысль о неизбежности дополняется идеей о постепенном и легком приспособлении: «Немного изменений, и дела пойдут на­сколько возможно хорошо». Характерной для консервативного ми­фа кроме того является идея, переносящая недовольство из соци­альной структуры на индивида-неудачника: «Каждый человек дей­ствительно получает то, что в этой стране выпадает на его долю».

И миф мятежа, и миф консерватизма ••направлены на «монополизацию воображения». Они стремятся повлиять на недо-

114

вольных таким образом, чтобы приобщить, или же наоборот, от­влечь их от мятежного приспособления. Так, отвержение преуспе­вающим товарищем господствующих ценностей становится пред­метом' величайшей враждебности мятежников. Ведь «предатель» не только подвергает эти ценности сомнению, как делает вся груп­па, но своей успешностью'обозначает разрушение ее единства. Однако, как уже часто отмечалось, возмущенных и бунтующих ор­ганизовывают в революционные группы именно представители класса, набирающего в обществе силу, а отнюдь не самых угнетен­ных слоев...

Заключительные замечания

Какова бы ни была точка зрения читателя на предмет мораль­ной желательности согласования целей и средств в социальной структуре, очевидно, что их несовершенная координация ведет к аномии. Поскольку одна из наиболее общих функций социальной структуры состоит в обеспечении предсказуемости и регулируемо­сти общественного поведения, то по мере разобщения целей и средств эффективность данной функции снижается. В преДельном случае общество становится почти непредсказуемым, и возникает явление, которое, собственно, и может быть названо аномией или культурным хаосом...'

Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура // Социс. 1992. i № 2. - С. 118-121; 1992. № 3. - Су104-111; 1992. № 4. - С. 91-94.

115

иногда говорят, централизации относятся все те составные эле­менты группы, которые не являются людьми, а образуют как 6bi материальный и идейный скелет группы. Идентичность центров объединения-территории, символов, лозунгов, имущества и т..д. -мощный фактор устойчивости групп во времени...

Задачи группы как целого - это следующий составной элемент в каждой вполне развитой группе. Мы говорили выше, что круг дру-зей может превратиться в группу, если поставит перед собой об­щую задачу или цель, хотя бы этой целью и была лишь организа­ция совместных развлечений: Появление общей задачи с необхо­димостью влечет за собою появление средств для ее реализации, институционализированного способа распоряжения средс^ами, формы контроля и расчетов в распоряжении средствами, общей оценки выполнения задачи, новой системы отношений между чле­нами и необходимость их институционального регулирования") Та­ким образом, задача группы становится фактором развития систе­мы контроля и внутренней организации. Далее, задача группы влияет на принцип обособления, на критерии приема членов и прежде всего на функции членов, выполняемые в группе и от ее имени...                                          л

Задачи группы составляют смысл ее существования в глазах других групп и общностей. Поэтому рефлексия над выполнением задач в прошлом становится существенным элементом традиции групп. Причем в каждой группе развивается естественная склон­ность к идеализации своего прошлого и способа выполнения своих задач в прошлом. С одной стороны, эта тенденция возникает из необходимости воспитания новых членов, которым в качестве эта­лона приводят идеализированную деятельность членов группы в прошлом. С другой стороны, идеализированная традиция является также фактором повышения внутреннего сплочения группы, укреп­ления морали членов, то есть готовности к интенсивному выполне­нию своих групповых функций...

Но не только группы, реализующие какую-либо миссию, имеют чувство превосходства над другими общностями. Чувством собст­венного совершенства, по крайней мере в определенной области, чувством превосходства над другими общностйми должна обла­дать каждая группа. Так же как индивид в своем субъективном «я» обладает комплексом выгодных представлений о себе » Ьвоей ценности, что помогает ему устранять противоречия и компенсиро­вать унижения, не теряя равновесия личности, так и каждая группа тоже обладает каким-то комплексом представлений о собственном

l118

превосходстве^хотя бы только в какой-либо ограниченной области. Без этого чувства группа быстро дезорганизуется. Принадлежность к группам служит поводом для гордости и для отличия. Принадлеж­ность к группам, ничем не отличающимся,-не обладающим ни кра­сивыми традициями, ни высоко оцениваемыми чертами и достиже­ниями, не является привлекательной. Поэтому каждая группа стремится отличиться, приобрести некоторый блеск, дающий пре­восходство над другими...                        '.

Реализация задач вызывает явление, кратко называемое кол­лективной волей группы. Это, конечно, метафора, поскольку не су­ществует никакой психики группы и никакой коллективной воли, ко­торая была бы надиндивидуальным психическим фактором, при­сущим группе. Коллективная воля - это просто сумма стремлений членов группы к реализации коллективной задачи. Воля эта может проявляться в институционализированных действиях, порученных отдельным институтам, или в частных действиях членов, реали­зующих свои функции. В коллективной воле проявляется также со­лидарность группы или готовность к совместному осуществлению трудов, усилий и ответственности в реализации задач группы...

Все эти составные элементы группы можно классифицировать следующим образом: члены, их черты и принципы, определяющие идентичность и непрерывность существования группы; задачи группы, средства, служащие реализации задач, психосоциальные механизмы, созданные для реализации задач; факторы, поддержи­вающие внутреннюю сплоченность группы, институты "и'система социального контроля, образцы взаимодействий, образцы поведе­ния и нормы, регулирующие отношения между членами группы;

институты и средства регулирования контактов и отношений с дру­гими группами...

Виды групп

Малые группы - это группы немногочисленные, насчитываю­щие самое большее несколько десятков членов. Они обычно свя­заны дружескими отношениями, в них преобладают непосредст­венные личные контакты, отношения между членами регулируются неформальными институтами. Но могут также существовать и вы­соко формализованные малые целевые группы, призванные вы­полнять специальные задачи, группы, в которых отношения между членами регулируются-, строгими служебными предписаниями, на­пример небольшая войсковая группа (commandos), действующая на территории врага, ячейка политической партии, действующая в

подполье, и т. д. Об этом необходимо помнить, ибо очень часто ч

119

малые группы отождествляются с первичными группами, что не всегда правильно, и не всякая малая группа - это первичная груп, па'. Но даже в таких формализованных малых группах преобладаю"? непосредственные контакты, и даже вещественные контакты между членами в принципе могут быть непосредственными контактами. Вследствие этого в них создается образец взаимодействий, осно­ванный на непосредственном знакомстве членов. Иначе говоря, во всех отношениях между членами выступает элемент личного зна­комства, близости, приводящий к тому, что взаимодействия, даже институционализированные, никогда не являются полностью обез-' личенными, что имеет место в больших группах, где воздействия людей друг на друга совершенно анонимны. Поэтому в малых груп-/' пах независимо от того, являются они первичными группами или нет, создается особый вид связи, близости между членами, соз­дающий больше возможностей полной идентификации члена с группой, чем в больших группах.

Мы не располагаем точным определением большой группы. В принципе мы называем большой такую группу, которая слишком многочисленна, чтобы все члены могли знать друг друга лично,-чтобы все контакты между ними могли осуществляться непосред-^ ственно Описывая большие группы, мы обычно представляем се­бе массовые объединения, охватывающие десятки тысяч членов, большие классовые, этнические, религиозные и т. п. группы, вклю­чающие большие массы членов, разбросанных на обширных про­странствах... Различие между малыми и большими группами можно обнаружить лучше всего, если мы попытаемся представить себе, что изменяется в процессе разрастания малой группы и превраще­ния ее в большую группу. Например, политическая партия, осно­ванная несколькими членами, объединившимися вокруг одного или, более выдающихся руководителей,- это малая группа, которая, правда, создает уже определенную формальную связь, институ-ционализированное разделение функций и т. д., но личное знаком­ство всех членов придает ей все черты малой группы. Увеличение числа членов вызывает наплыв новых людей, личные черты кото­рых известны лишь поверхностно. Партия разрастается также тер­риториально. Новые контакты являются прежде всего опосредо­ванными. Становится невозможным решать все вопросы путем не­посредственных контактов и контролировать поведение членов в непосредственных личных отношениях. Возникает необходимость создания институционализированных форм деятельности, точной регламентации деятельности, введения системы институциональ­ной зависимости, иерархии положений и служебной иерархии, сис­

120

темы социальною контроля, устанавливающего внутреннюю дис-. циплину. Вследствие увеличения числа членов взаимопонимание между ними достигается с помощью прессы, циркуляров, директив, массовых собраний, радио; руководители не имеют возможности непосредственного контакта со всеми членами, и создается систе­ма ступеней и барьеров между ними и массами членов и т. д. Сло­вом, в большой группе должна существовать развитая формальная связь, система формализованного контроля, система средств мас­совой коммуникации, поддерживающая ее внутреннюю сплочен­ность, система массового воздействия, формирующая'установки и. стремления членов.

Группы разделяются также на первичные и вторичные. Пер­вичные группы - это особая разновидность малых групп. Связь в этих группах также опирается на непосредственные личные контак­ты, на высоко эмоциональное вовлечение членов в дела группы, обеспечивающее высокую ступень идентификации членов с груп­пой. Первичная группа - это прежде всего семья, состоящая из ро­дителей и детей, а также дедушек и бабушек'. Группу связывают прежде всего личные интересы ее членов. Кули подчеркивал одно­родный характер взаимодействий, происходящих в^семьях во всех цивилизациях и вытекающих из союза, основанного на чувствах и личной ответственности за судьбы других членов. Сходным харак­тером обладают также группы сверстников, особенно возникающие в детстве и в ранней молодости. Соседские круги также могут пре­вратиться в первичные группы. Значение первичных групп социо- • логи усматривают в том, что в них создаются единообразные черты личности человека, особенно в период его формирования в раннем детстве, и сходство этих черт, проявляющееся^ различные исто~ рические периоды и в разных культурах, является результатом сходства организации и структуры этих первичных групп и сходства систем отношений, которые в них существуют. Первичные группы чаще всего не обладают формальной связью, а если эта связь, на­пример в семье, начинает играть важную роль, то это значит, что семья распалась как первичная группа и превратилась в формали­зованную малую группу.

вторичные группы - это всякого рода группы, организованные для реализации определенной цели, в которых преобладают.или, скажем, иначе, в которых особое значение имеют вещественные контакты, чаще всего опосредованные. 'Они опираются на институ-ционализированную и схематизированную систему отношений, их деятельность регулируется правилами. Вторичные группы.- это,

121

как правило, большие группы, но малые группы тоже могут быть вторичными фуппами.                                ^

Мы также часто употребляли термины «неформальная груп­па» и «формальная группа». Некоторые социологи считают, что это деление покрывается делением на группы малые и большие или же на группы первичные и вторичные. Это не совсем точно...

Неформальными группами мы будем называть те группы, внутренняя связь которых основана лишь на неформальных инсти- ^ тутах, организации и контроле. Это могут быть малые группы, могут быть и первичные. Можно, однако, представить себе более широ- ^ кие неформальные общности - они.встречаются также и на практи-4 ке, - формирующиеся на основе принадлежности к определенной территории, объединенные только неформальной соседской свя­зью, например жители какого-либо района города или местечка, которые еще не организовались, а лишь создали тесную сеть со­седских отношений. Соответственно формальными группами мы называем все те группы, в которых уже развились формальные институты, формальная система контроля и организации...

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии.*. ( -М„ 1969. -С. 125-131,135-139.

Т. M; МИЛЛЗ

О СОЦИОЛОГИИ МАЛЫХ ГРУПП

Анализ работы, ведущейся в американских университетах и исследовательских лабораториях, показывает, что многие пред­ставители социальных и других наук большое внимание уделяют изучению того, что происходит между людьми, когда они встреча­ются друг с другом «на ближней дистанции». Это поиск новых под­ходов к динамике малых групп.

Что же представляют собой малые группы? Нам более извест­ны понятия «индивид», «организация», «институт», «общество», однако между отдельным индивидом и организацией находятся самостоятельные образования, группы, состоящие из двух или бо­лее индивидов, входящих друг с другом в целевые контакты и при­дающих этим контактам особое значение. Некоторые группы, на­пример семья, относительно самостоятельны; другие же, например ^

Миллз Теодор M. - американский социолог. 122

правление директоров, являются частями более крупных группиро­вок; третьи включают в себя такие образования, как строительная артель, компания охотников, муниципальный комитет, хореографи­ческая группа, экипаж бомбардировщика, команда легкоатлетов и многие, многие другие...

Для чего нужно изучать малые группы, если иметь в виду не только их огромное количество? Необходимость их изучения можно проиллюстрировать на четырех группах примеров.

. Первое - это прагматическая сторона. Нам нужно знать, что Происходит в малых группах, как потому, что принимаемые, ими решения имеют первостепенное значение для истории сообщно-стей, так и потому, что их динамика воздействует на образ жизни и быта людей. Мы знаем, что кучка лидеров может принудить свою нацию к определенному курсу действий; что сугубо индивидуаль-.ные решения, принимаемые миллионами семей о деторождении, приводят к демографическому взрыву. Мы знаем также, что группы, окружающие индивида в его повседневной жизни, являются не только источниками уважения, любви и безопасности, но и причи­ной напряжений, перекрестных давлений, конфликтов и фрустра-ции. Знание групповой динамики может помочь человеку \в его функционировании в группе.

Второе - социально-психологическая сторона. Малая группа представляет собой поле столкновения социальных и индивиду­альных давлений, под влиянием которых постоянно находится че­ловек. Поэтому контекст группы и является тем благоприятным контекстом, который способствует наблюдению за взаимодействи­ем этих давлений и эксперименту с ними. Научные-исследования могут помочь выявить общие законы того, как справляется индивид с проблемами социальной реальности.

Третье - социологическая сторона. Прямая задача здесь - по­знание малых групп, как таковых, и разработка эмпирически обос­нованных теорий динамики этих многомиллиардных переходных систем, подобно тому как задача психологии - формирование ра­бочих теорий динамики переходных живых организмов.

.Четвертый аспект более претенциозен. Малые группы - это особый случай систем более общего типа: социальных систем. Но.они не просто микросистемы. В значительной степени они суть микрокосмы больших обществ. В них представлены в миниатюре многие социетальные черты: разделение труда, система этических символов, правление, способы обмена, иерархия престижа, идео­логии, мифы и религиозные традиции. Посредством тщательного

123

изучения этих микросистем можно строить теоретические модели, которые можно будет затем апробировать - подвергая дальнейшей проверке и модификации,- в применении к обществам, менее дос­тупным для непосредственного исследования. Изучение малых групп - это источник эффективных путей умозаключений о соци­альных системах вообще.

Научный анализ групп - явление, присущее главным образом XX веку. Социологи прошлого столетия по понятным причинам ин­тересовались прежде всего основными историческими тенденция­ми... Большинство исследований того времени основывалось на дихотомии «изолированный индивид - большая система»... Новая психология занималась индивидом, новая социология - общест­вом, как таковым.

Частично реакцией на этот разрыв стали в США работы Чар­лза X. Кули, подчеркивавшие тесную связь между индивидом и группой. Как писал Кули, младенец превращается из дикаря в со­циальное существо через тесное и продолжительное взаимодейст­вие с той первичной группой, которой является семья. Тесные свя­зи с другими людьми поддерживают индивида в течение всей его жизни, упорядочивая его образ мышления и придавая ему ощуще­ние целенаправленности. Кули отмечал, что представить в гипер­трофированном виде границы между индивидом и группой легко;

труднее разглядеть связи между ними...

Между тем влияние группы на индивидов стало выявляться экспериментаторами и врачами...

Выводы о том, что влияние группы имеет большое значение, оказались очень важными. Как обнаружил Мэйо, показатели выпус­ка продукции тесно зависят от сети групповых отношений рабочих. Дело не только в том, что они производят такое количество продук­ции, которое соответствует стандартам неформальной группы. Их идентификация с компанией, их ощущение себя как частицы более крупной организации зависят от степени близости первичных от­ношений уважения и общности между доверенными лицами компа­нии и неформальной группой.

Итак, индивид, группа и компания соединены первичными свя­зями. Позднее другие полевые исследования подтвердили плодо­творность положений Мэйо.

...Морено стремился изменить социальную организацию рабо­чей группы, с тем чтобы она более точно соответствовала эмоцио­нальным отношениям среди ее членов. Он изобрел метод, который оказался в социологии чрезвычайно плодотворным. Он просто про-

124

сил членов группы рассказать ему, как они относятся к своим това­рищам, кто им нравится, кто - нет, с кем бы они хотели работать, а с кем - нет. Благодаря этому приему было нащупано важное изме­рение эмоциональных отношений членов группы. С его помощью оказалось несложным делать графическое изображение и сравне­ние структуры этих отношений. Исследователи быстро приняли этот метод, и теперь он применяется весьма часто и широко.

[ Новое направление в исследовании групп было дано Куртом Левином, иммигрировавшим в тридцатые годы в США из Германии. Курт Левин был одним из тех, кто предвидел более интенсивное применение в социальных науках экспериментального метрда.._По его мнению, социальное поведение закономерно, то есть подчине­но определенным законам. Эти законы следует искать через по­знание поля психологических и социальных сил, которые в данный момент могут оказаться причинами поведения. Наука о группах за­висит от локализации и измерения этих сил. Одним из методов та­кой локализации и измерения может служить создание различных групп с известными характеристиками и изучение их функциониро­вания. Например, можно создать группы с различными типами ли­деров, затем проследить поведение этих лидеров и реакции других членов группы, сравнить результаты и таким образом прийти к эм­пирически обоснованным выводам о динамическом эффекте стиля лидерства. При помощи подобных простых, но научно обоснован­ных процедур соответствующие теоретические гипотезы можно подвергнуть проверке в экспериментальной лаборатории.

...После Левина доминирующей, хотя и не единственной, темой экспериментальных исследований стал классический вопрос соци­альной психологии о влиянии группы на ее отдельного члена.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.065 с.)