Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология форм индивидуального приспособления
108 II. Инновация. Эта форма приспособления вызывается значительным культурным акцентированием цели - успеха и заключается в использовании) институционально запрещаемых, но часто бывающих эффективными средств достижения богатства и власти, или хотя бы ук подобия.) Такая реакция возникает, когда индивид ассимилировал акцентирование цели без равнозначного усвоения институциональных норм, регулирующих пути и средства ее достижения. С психологической точки зрения, сильное эмоциональное восприятие цел'и может вызвать установку на готовность рисковать, принимаемую представителями всех слоев общества. С точки зрения социологии, возникает вопрос, какие особенности нашей социальной структуры располагают к этому типу приспособления, вызывая более частое отклоняющееся поведение в одном социальном слое и менее частое в другом. ,. ' i ...Как бы 'ни были различны масштабы отклоняющегося поведения в разных социальных слоях (из множества источников мы знаем, что официальная статистика часто завышает уровень преступности в нижних социальных слоях, что недостаточно полно и недостаточно надежно отражает действительное положение дел),' 'из нашего анализа видно, что наиболее сильному побуждению к отклоняющемуся поведению подвергаются нижние социальные страты. Примеры позволяют нам выявить социологические механизмы возникновения этих побуждений. В ряде исследований покаг зано, что порок и преступление - «нормальная» реакция на ситуа1 цию, когда усвоено культурное акцентирование денежного успеха, но доступ к общепризнанным и законным средствам^ обеспечивающим этот ycrtex, недостаточен. Профессиональные возможности представителей нижних социальных страт ограничиваются преимущественно ручным трудом и в меньшей степени - работой «белых воротничков». Нелюбовь к ручному труду почти в равной степени присуща всем социальным классам американского общества, и результатом, отсутствия практических возможностей для продвижения за этот уровень, является отмеченная тенденция к отклоняющемуся поведению. О точки зрени,я существующих стандартов успеха, общественное положение неквалифицированного труда с соответствующим ему низким доходом никак не может конкурировать с силой и высоким,доходом организованного зла, рэкета и преступности. Подобные ситуации имеют две выдающиеся особенности. Во-первых, С7ремление к успеху вызывается установленными в культуре ценностями и, во-вторых, возможные пути
109 движения к этой цели в значительной степени сведены классовой -структурой к отклоняющемуся поведению. Именно такое соединение культурных приоритетов и социальной структуры производит сильное побуждение к отклонению. Обращение к законным способам «добывания денег» ограничено классовой структурой, на всех уровнях не полностью открытой для способных людей Несмотря на нашу широко распространенную идеологию «открытых классов», продвижение к цели-успеху является сравнительно редким и зна-*, чительно затруднено для имеющих формально низкое образование' и незначительные экономические ресурсы. Господствующее в культуре побуждение к успеху ведет к постепенному уменьшению законных, но в целом неэффективных усилий и увеличивающемуся использованию приемов незаконных, но более или менее эффективных. <- К представителям нижних социальных слоев культура предъявляет несовместимые между собой требования С одной стороны, представители низов ориентируют свое поведение на большое богатство («Каждый человек-король», - говорили Марден, Карнеги и Лонг). С другой же стороны, они в значительной мере лишены воз-. можности достичь его законным путем. Эта структурная несовместимость приводит к высокой степени отклоняющегося поведения ...При изучении социальных корней отклоняющегося поведения < следует учитывать и другие аспекты социальной структуры; высо- т кая частота отклоняющегося поведения вызывается не просто отсутствием возможностей, и не просто преувеличенным акцентированием денежного успеха в культуре. Более жесткая, по сравнению с американской, кастовая социальная структура может в значительно большей степени ограничивать возможности достижения целей, не вызывая при этом отклоняющегося поведения. Но когда система культурных ценностей, фактически ни с чем не считаясь, превозносит определенные, общие для всего населения, цели успеха, и при -этом социальная структура строго ограничивает или полностью закрывает доступ к одобряемым способам достижения этих целей для значительной части того же самого населения, -это приводит к увеличению масштабов отклоняющегося поведения...
В обществах, подобных нашему, культурное акцентирование денежного успеха для всех и социальная структура, слишком сильно ограничивающая практическое использование одобряемых средств большинством, вызывают побуждение к инновативной деятельности, отступающей от институциональных норм. Но такая 110 форма приспособления возможна только при несовершенстве социализации индивидов, позволяющей им пренебрегать институциональными средствами, сохраняя при этом устремленность к успеху. Тех же, кто прочно интерлализовал институциональные ценности, аналогичная ситуация, скорее всего, приведет к противоположной реакции отвержения цели и сохранения соответствия нравам. Остановимся на ней более подробно. III. Ритуализм Этот тип приспособления можно легко определить. Он предполагает оставление или понижение, слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобильность там, где эти устремления могут быть удовлетворены) Несмотря на то, что культурное предписание «стараться преуспеть в этом мире» отвергается и, таким образом, горизонты сокращаются, продолжается почти безусловное соблюдение институциональных норм. .Этот тип приспособления будет весьма распространенным в обществе, в котором социальный статус индивидов в значительной степени определяется их достижениями Как часто отмечается, непрекращающаяся конкурентная борьба вызывает острое беспокойство индивидов по поводу своего статуса. Один'из способов уменьшения этого беспокойства - постоянное снижение уровня притязаний. Страх вызывает бездействие или, точнее, действие строго в рамках заведенного порядка. Симптомы социального ритуализма известны и поучительньИ Его внутренняя философия выражается в следующих имеющихся в культуре высказываниях «Я стараюсь не высовываться», «Я играю осторожно», «Я всем доволен», «Не ставьте высоких целей - не будет и разочарований». Эти установки пронизаны мыслью, что большие притязания влекут за собой разочарование и опасность, а малые - удовлетворенность и спокойствие. Такова реакция на ситуацию, представляющуюся угрожающей и сомнительной. Такая установка характерна для рабочих которые, опасаясь увольнения и внезапных перемен к худшему, замораживают производительность своего труда на определенном, не уменьшающемся и не увеличивающемся, уровне. Так ведут себя и напуганный увольнением; служащий, и бюрократ, усердствующий в своем конформизме в (окошке кассы частного банка или в канцелярии предприятия обще-^ственного труда Это тип приспособления индивида, лично стре-"мящёгося избежать опасностей и неудач посредством отказа от основных культурных целей и приверженности любому обещаю-
111 щему безопасность рутинному распорядку и институциональным нормам. Если «инновация» (второй тип приспособления) возникает среди американцев нижнего класса, как реакция на фрустрирую-щее несоответствие малых возможностей и господствующего акцентирования больших культурных целей, то «ритуализм» должен иметь место преимущественно среди американцев нижнего среднего класса. Ведь именно в нижнем среднем классе родители обычно оказывают продолжительное давление на своих детей в сторону прочного усвоения ими моральных наказов общества.'Да и успешный общественный рост там менее вероятен, чем в верхнем среднем классе. Сильное дисциплинирующее воздействие, побуждающее к. соответствию нравам, уменьшает вероятность «инновации» и увеличивает вероятность «ритуализма». Строгое воспитание многих приводит к появлению тяжелого бремени обеспокоенности. Таким образом, сам процесс социализации нижнего среднего класса создает максимально предрасположенную к ри-туализму структуру характера. А потому именно в этом социальном слое наиболее часто встречается ритуалистический тип приспособления... IV. Ретритизм \ Если приспособление типа I (конформность) является наиболее частым, то приспособление типа IV (отвержение культурных целей и институциональных средств) встречается реже всего. Люди, которые «приспособлены» (или не приспособлены) в этом смысле, находятся, строго говоря, в обществе, однако не принадлежат к нему..ЧВ социологическом смысле они являются подлинными «чужаками». Как не разделяющие общую ценностную ориентацию, они могут быть отнесены к числу членов общества (в отличие от «населения») чисто фиктивно. Под эту категорию подпадают некоторые виды адаптационной активности страдающих психозами, лиц, ушедших от реального мира в свой внутренний болезненный мир, отверженных, изгнанных, праздношатающихся, бродяг, хронических алкоголиков и наркоманов. Они отказались от предписанных культурой целей, и их поведение не соответствует институциональным нормам. Это вовсе не означает, что в каких-то случаях источником данного типа приспособления является не сама отвергаемая ими социальная структура, и что их существование не представляет собой проблему для членов общества. ' ;
112 В С точки зрения социально-структурных источников этого типа приспособления, последний часто встречается, когда и культурные цели, и институциональные способы их достижения полностью усвоены, горячо одобряются и высоко ценятся индивидом, но доступные институциональные, средства не приводят к успеху. Возникает двойной конфликт: интериоризованнбе моральное обязательство использовать для достижения целей только институциональные средства противостоит внешнему побуждению прибегнуть к средствам недозволенным, но эффективным. Это приводит к тому, что индивид лишается возможности использовать средства, которые были бы и законными, и эффективными. Конкурентный порядок поддерживается индивидом, но, испытывая неудачи и затруднения, индивид выбрасывается из него. Процесс постепенного отстранения, в конце концов приводящий индивида к «бегству» от требований общества, характеризуется пораженчеством, успокоенностью и смирением. Это результат постоянных неудач в стремлении достигнуть цели законными средствам^ и неспособности прибегнуть к незаконным способам вследствие "внутреннего запрета. Этот процесс продолжается до тех пор, пока высшая ценность цели-успеха еще не отвергнута. Конфликт разрешается путем устранения обоих воздействующих элементов - как целей, так и средств. Бегство завершено, конфликт устранен,, индивид выключен из общества. В общественной и официальной жизни этот вид отклоняющегося поведения наиболее неистово осуждается традиционно-типичными представителями общества. В противоположность непрерывно следующим за социальным^изменениями конформистам, ретритисты становятся помехой на их пути. В отличие от ин-новаторов, по меньшей мере ловко и активно стремящиеся к цели, ретритисты вообще не признают ценность «успеха», столь высоко превозносимую в культуре. В отличие от ритуалистов, по меньшей мере соблюдающих нравственные нормы, ретритисты почти не обращают внимания на установленные порядки... Ретритистское приспособление также характерно для лиц, которые, несмотря на свою обделенность при распределении общественных богатств и вознаграждений, продолжают поиск этих вознаграждений и почти не испытывают на этом пути разочарований и неудач. Кроме того, этот тип приспособления является; скорее индивидуальным, чем коллективным. Несмотря на то, что ретритисты могут тяготеть к контактам с представителями других форм отклоняющегося поведения и даже доходить до непосредственного участия в групповых субкультурах, их приспособления в значительно 113. большей степени являются индивидуальными и изолированными,' чем способными к объединению в рамках нового культурного кодекса. Осталось рассмотреть тип коллективного приспособления. V. Мятеж Этот тип приспособления выводит людей за пределы окружающей социальной структуры и побуждает их создавать новую, то есть сильно видоизмененную социальную структуру. Это предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов. Последние начинают считаться чисто произвольными, а их претензия на законность и приверженность индивидов - несостоятельной, поскольку и цели, и стандарты вполне могли бы быть другими. В нашем обществе движение организованного сопротивления стремится к введению социальной структуры с сильно видоизмененными культурными нормами'«успеха» и более тесным соответствием между заслугами и вознаграждением...
Мятеж, как реакция приспособления, возникает, когда существующая система представляется препятствием на пути достижения целей, признанных законными. Для участия в организованной политической деятельности необходимо не только отказаться от приверженности господствующей социальной структуре, но и переверти ее в новые социальные слои, обладающие новым мифом. Функция мифа заключается в определении социально-структурного источника массовых разочарований^ в изображении альтернативной структуры, которая не должна привести к разочарованию достойных. Таков устав деятельности. В этом смысле становится понятным предназначение контрмифа консерваторов, коротко очерченное в одной из предыдущих частей, настоящей главы: каков бы ни был источник массовых разочарований, его не следует видеть в существующем общественном строе. Консервативный миф, таким образом, предполагает, что разочарования заключены в самой природе вещей и присущи любой социальной системе: «Циклическая безработица и временные спады деловых успехов так же неизбежны, как и ежедневные изменения самочувствия человека». Мысль о неизбежности дополняется идеей о постепенном и легком приспособлении: «Немного изменений, и дела пойдут насколько возможно хорошо». Характерной для консервативного мифа кроме того является идея, переносящая недовольство из социальной структуры на индивида-неудачника: «Каждый человек действительно получает то, что в этой стране выпадает на его долю». И миф мятежа, и миф консерватизма ••направлены на «монополизацию воображения». Они стремятся повлиять на недо- 114 вольных таким образом, чтобы приобщить, или же наоборот, отвлечь их от мятежного приспособления. Так, отвержение преуспевающим товарищем господствующих ценностей становится предметом' величайшей враждебности мятежников. Ведь «предатель» не только подвергает эти ценности сомнению, как делает вся группа, но своей успешностью'обозначает разрушение ее единства. Однако, как уже часто отмечалось, возмущенных и бунтующих организовывают в революционные группы именно представители класса, набирающего в обществе силу, а отнюдь не самых угнетенных слоев... Заключительные замечания Какова бы ни была точка зрения читателя на предмет моральной желательности согласования целей и средств в социальной структуре, очевидно, что их несовершенная координация ведет к аномии. Поскольку одна из наиболее общих функций социальной структуры состоит в обеспечении предсказуемости и регулируемости общественного поведения, то по мере разобщения целей и средств эффективность данной функции снижается. В преДельном случае общество становится почти непредсказуемым, и возникает явление, которое, собственно, и может быть названо аномией или культурным хаосом...' Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура // Социс. 1992. i № 2. - С. 118-121; 1992. № 3. - Су104-111; 1992. № 4. - С. 91-94. 115 иногда говорят, централизации относятся все те составные элементы группы, которые не являются людьми, а образуют как 6bi материальный и идейный скелет группы. Идентичность центров объединения-территории, символов, лозунгов, имущества и т..д. -мощный фактор устойчивости групп во времени... Задачи группы как целого - это следующий составной элемент в каждой вполне развитой группе. Мы говорили выше, что круг дру-зей может превратиться в группу, если поставит перед собой общую задачу или цель, хотя бы этой целью и была лишь организация совместных развлечений: Появление общей задачи с необходимостью влечет за собою появление средств для ее реализации, институционализированного способа распоряжения средс^ами, формы контроля и расчетов в распоряжении средствами, общей оценки выполнения задачи, новой системы отношений между членами и необходимость их институционального регулирования") Таким образом, задача группы становится фактором развития системы контроля и внутренней организации. Далее, задача группы влияет на принцип обособления, на критерии приема членов и прежде всего на функции членов, выполняемые в группе и от ее имени... л Задачи группы составляют смысл ее существования в глазах других групп и общностей. Поэтому рефлексия над выполнением задач в прошлом становится существенным элементом традиции групп. Причем в каждой группе развивается естественная склонность к идеализации своего прошлого и способа выполнения своих задач в прошлом. С одной стороны, эта тенденция возникает из необходимости воспитания новых членов, которым в качестве эталона приводят идеализированную деятельность членов группы в прошлом. С другой стороны, идеализированная традиция является также фактором повышения внутреннего сплочения группы, укрепления морали членов, то есть готовности к интенсивному выполнению своих групповых функций... Но не только группы, реализующие какую-либо миссию, имеют чувство превосходства над другими общностями. Чувством собственного совершенства, по крайней мере в определенной области, чувством превосходства над другими общностйми должна обладать каждая группа. Так же как индивид в своем субъективном «я» обладает комплексом выгодных представлений о себе » Ьвоей ценности, что помогает ему устранять противоречия и компенсировать унижения, не теряя равновесия личности, так и каждая группа тоже обладает каким-то комплексом представлений о собственном l118 превосходстве^хотя бы только в какой-либо ограниченной области. Без этого чувства группа быстро дезорганизуется. Принадлежность к группам служит поводом для гордости и для отличия. Принадлежность к группам, ничем не отличающимся,-не обладающим ни красивыми традициями, ни высоко оцениваемыми чертами и достижениями, не является привлекательной. Поэтому каждая группа стремится отличиться, приобрести некоторый блеск, дающий превосходство над другими... '. Реализация задач вызывает явление, кратко называемое коллективной волей группы. Это, конечно, метафора, поскольку не существует никакой психики группы и никакой коллективной воли, которая была бы надиндивидуальным психическим фактором, присущим группе. Коллективная воля - это просто сумма стремлений членов группы к реализации коллективной задачи. Воля эта может проявляться в институционализированных действиях, порученных отдельным институтам, или в частных действиях членов, реализующих свои функции. В коллективной воле проявляется также солидарность группы или готовность к совместному осуществлению трудов, усилий и ответственности в реализации задач группы... Все эти составные элементы группы можно классифицировать следующим образом: члены, их черты и принципы, определяющие идентичность и непрерывность существования группы; задачи группы, средства, служащие реализации задач, психосоциальные механизмы, созданные для реализации задач; факторы, поддерживающие внутреннюю сплоченность группы, институты "и'система социального контроля, образцы взаимодействий, образцы поведения и нормы, регулирующие отношения между членами группы; институты и средства регулирования контактов и отношений с другими группами... Виды групп Малые группы - это группы немногочисленные, насчитывающие самое большее несколько десятков членов. Они обычно связаны дружескими отношениями, в них преобладают непосредственные личные контакты, отношения между членами регулируются неформальными институтами. Но могут также существовать и высоко формализованные малые целевые группы, призванные выполнять специальные задачи, группы, в которых отношения между членами регулируются-, строгими служебными предписаниями, например небольшая войсковая группа (commandos), действующая на территории врага, ячейка политической партии, действующая в подполье, и т. д. Об этом необходимо помнить, ибо очень часто ч 119 малые группы отождествляются с первичными группами, что не всегда правильно, и не всякая малая группа - это первичная груп, па'. Но даже в таких формализованных малых группах преобладаю"? непосредственные контакты, и даже вещественные контакты между членами в принципе могут быть непосредственными контактами. Вследствие этого в них создается образец взаимодействий, основанный на непосредственном знакомстве членов. Иначе говоря, во всех отношениях между членами выступает элемент личного знакомства, близости, приводящий к тому, что взаимодействия, даже институционализированные, никогда не являются полностью обез-' личенными, что имеет место в больших группах, где воздействия людей друг на друга совершенно анонимны. Поэтому в малых груп-/' пах независимо от того, являются они первичными группами или нет, создается особый вид связи, близости между членами, создающий больше возможностей полной идентификации члена с группой, чем в больших группах. Мы не располагаем точным определением большой группы. В принципе мы называем большой такую группу, которая слишком многочисленна, чтобы все члены могли знать друг друга лично,-чтобы все контакты между ними могли осуществляться непосред-^ ственно Описывая большие группы, мы обычно представляем себе массовые объединения, охватывающие десятки тысяч членов, большие классовые, этнические, религиозные и т. п. группы, включающие большие массы членов, разбросанных на обширных пространствах... Различие между малыми и большими группами можно обнаружить лучше всего, если мы попытаемся представить себе, что изменяется в процессе разрастания малой группы и превращения ее в большую группу. Например, политическая партия, основанная несколькими членами, объединившимися вокруг одного или, более выдающихся руководителей,- это малая группа, которая, правда, создает уже определенную формальную связь, институ-ционализированное разделение функций и т. д., но личное знакомство всех членов придает ей все черты малой группы. Увеличение числа членов вызывает наплыв новых людей, личные черты которых известны лишь поверхностно. Партия разрастается также территориально. Новые контакты являются прежде всего опосредованными. Становится невозможным решать все вопросы путем непосредственных контактов и контролировать поведение членов в непосредственных личных отношениях. Возникает необходимость создания институционализированных форм деятельности, точной регламентации деятельности, введения системы институциональной зависимости, иерархии положений и служебной иерархии, сис 120 темы социальною контроля, устанавливающего внутреннюю дис-. циплину. Вследствие увеличения числа членов взаимопонимание между ними достигается с помощью прессы, циркуляров, директив, массовых собраний, радио; руководители не имеют возможности непосредственного контакта со всеми членами, и создается система ступеней и барьеров между ними и массами членов и т. д. Словом, в большой группе должна существовать развитая формальная связь, система формализованного контроля, система средств массовой коммуникации, поддерживающая ее внутреннюю сплоченность, система массового воздействия, формирующая'установки и. стремления членов. Группы разделяются также на первичные и вторичные. Первичные группы - это особая разновидность малых групп. Связь в этих группах также опирается на непосредственные личные контакты, на высоко эмоциональное вовлечение членов в дела группы, обеспечивающее высокую ступень идентификации членов с группой. Первичная группа - это прежде всего семья, состоящая из родителей и детей, а также дедушек и бабушек'. Группу связывают прежде всего личные интересы ее членов. Кули подчеркивал однородный характер взаимодействий, происходящих в^семьях во всех цивилизациях и вытекающих из союза, основанного на чувствах и личной ответственности за судьбы других членов. Сходным характером обладают также группы сверстников, особенно возникающие в детстве и в ранней молодости. Соседские круги также могут превратиться в первичные группы. Значение первичных групп социо- • логи усматривают в том, что в них создаются единообразные черты личности человека, особенно в период его формирования в раннем детстве, и сходство этих черт, проявляющееся^ различные исто~ рические периоды и в разных культурах, является результатом сходства организации и структуры этих первичных групп и сходства систем отношений, которые в них существуют. Первичные группы чаще всего не обладают формальной связью, а если эта связь, например в семье, начинает играть важную роль, то это значит, что семья распалась как первичная группа и превратилась в формализованную малую группу. вторичные группы - это всякого рода группы, организованные для реализации определенной цели, в которых преобладают.или, скажем, иначе, в которых особое значение имеют вещественные контакты, чаще всего опосредованные. 'Они опираются на институ-ционализированную и схематизированную систему отношений, их деятельность регулируется правилами. Вторичные группы.- это, 121 как правило, большие группы, но малые группы тоже могут быть вторичными фуппами. ^ Мы также часто употребляли термины «неформальная группа» и «формальная группа». Некоторые социологи считают, что это деление покрывается делением на группы малые и большие или же на группы первичные и вторичные. Это не совсем точно... Неформальными группами мы будем называть те группы, внутренняя связь которых основана лишь на неформальных инсти- ^ тутах, организации и контроле. Это могут быть малые группы, могут быть и первичные. Можно, однако, представить себе более широ- ^ кие неформальные общности - они.встречаются также и на практи-4 ке, - формирующиеся на основе принадлежности к определенной территории, объединенные только неформальной соседской связью, например жители какого-либо района города или местечка, которые еще не организовались, а лишь создали тесную сеть соседских отношений. Соответственно формальными группами мы называем все те группы, в которых уже развились формальные институты, формальная система контроля и организации... Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии.*. ( -М„ 1969. -С. 125-131,135-139. Т. M; МИЛЛЗ О СОЦИОЛОГИИ МАЛЫХ ГРУПП Анализ работы, ведущейся в американских университетах и исследовательских лабораториях, показывает, что многие представители социальных и других наук большое внимание уделяют изучению того, что происходит между людьми, когда они встречаются друг с другом «на ближней дистанции». Это поиск новых подходов к динамике малых групп. Что же представляют собой малые группы? Нам более известны понятия «индивид», «организация», «институт», «общество», однако между отдельным индивидом и организацией находятся самостоятельные образования, группы, состоящие из двух или более индивидов, входящих друг с другом в целевые контакты и придающих этим контактам особое значение. Некоторые группы, например семья, относительно самостоятельны; другие же, например ^ Миллз Теодор M. - американский социолог. 122 правление директоров, являются частями более крупных группировок; третьи включают в себя такие образования, как строительная артель, компания охотников, муниципальный комитет, хореографическая группа, экипаж бомбардировщика, команда легкоатлетов и многие, многие другие... Для чего нужно изучать малые группы, если иметь в виду не только их огромное количество? Необходимость их изучения можно проиллюстрировать на четырех группах примеров. . Первое - это прагматическая сторона. Нам нужно знать, что Происходит в малых группах, как потому, что принимаемые, ими решения имеют первостепенное значение для истории сообщно-стей, так и потому, что их динамика воздействует на образ жизни и быта людей. Мы знаем, что кучка лидеров может принудить свою нацию к определенному курсу действий; что сугубо индивидуаль-.ные решения, принимаемые миллионами семей о деторождении, приводят к демографическому взрыву. Мы знаем также, что группы, окружающие индивида в его повседневной жизни, являются не только источниками уважения, любви и безопасности, но и причиной напряжений, перекрестных давлений, конфликтов и фрустра-ции. Знание групповой динамики может помочь человеку \в его функционировании в группе. Второе - социально-психологическая сторона. Малая группа представляет собой поле столкновения социальных и индивидуальных давлений, под влиянием которых постоянно находится человек. Поэтому контекст группы и является тем благоприятным контекстом, который способствует наблюдению за взаимодействием этих давлений и эксперименту с ними. Научные-исследования могут помочь выявить общие законы того, как справляется индивид с проблемами социальной реальности. Третье - социологическая сторона. Прямая задача здесь - познание малых групп, как таковых, и разработка эмпирически обоснованных теорий динамики этих многомиллиардных переходных систем, подобно тому как задача психологии - формирование рабочих теорий динамики переходных живых организмов. .Четвертый аспект более претенциозен. Малые группы - это особый случай систем более общего типа: социальных систем. Но.они не просто микросистемы. В значительной степени они суть микрокосмы больших обществ. В них представлены в миниатюре многие социетальные черты: разделение труда, система этических символов, правление, способы обмена, иерархия престижа, идеологии, мифы и религиозные традиции. Посредством тщательного 123 изучения этих микросистем можно строить теоретические модели, которые можно будет затем апробировать - подвергая дальнейшей проверке и модификации,- в применении к обществам, менее доступным для непосредственного исследования. Изучение малых групп - это источник эффективных путей умозаключений о социальных системах вообще. Научный анализ групп - явление, присущее главным образом XX веку. Социологи прошлого столетия по понятным причинам интересовались прежде всего основными историческими тенденциями... Большинство исследований того времени основывалось на дихотомии «изолированный индивид - большая система»... Новая психология занималась индивидом, новая социология - обществом, как таковым. Частично реакцией на этот разрыв стали в США работы Чарлза X. Кули, подчеркивавшие тесную связь между индивидом и группой. Как писал Кули, младенец превращается из дикаря в социальное существо через тесное и продолжительное взаимодействие с той первичной группой, которой является семья. Тесные связи с другими людьми поддерживают индивида в течение всей его жизни, упорядочивая его образ мышления и придавая ему ощущение целенаправленности. Кули отмечал, что представить в гипертрофированном виде границы между индивидом и группой легко; труднее разглядеть связи между ними... Между тем влияние группы на индивидов стало выявляться экспериментаторами и врачами... Выводы о том, что влияние группы имеет большое значение, оказались очень важными. Как обнаружил Мэйо, показатели выпуска продукции тесно зависят от сети групповых отношений рабочих. Дело не только в том, что они производят такое количество продукции, которое соответствует стандартам неформальной группы. Их идентификация с компанией, их ощущение себя как частицы более крупной организации зависят от степени близости первичных отношений уважения и общности между доверенными лицами компании и неформальной группой. Итак, индивид, группа и компания соединены первичными связями. Позднее другие полевые исследования подтвердили плодотворность положений Мэйо. ...Морено стремился изменить социальную организацию рабочей группы, с тем чтобы она более точно соответствовала эмоциональным отношениям среди ее членов. Он изобрел метод, который оказался в социологии чрезвычайно плодотворным. Он просто про- 124 сил членов группы рассказать ему, как они относятся к своим товарищам, кто им нравится, кто - нет, с кем бы они хотели работать, а с кем - нет. Благодаря этому приему было нащупано важное измерение эмоциональных отношений членов группы. С его помощью оказалось несложным делать графическое изображение и сравнение структуры этих отношений. Исследователи быстро приняли этот метод, и теперь он применяется весьма часто и широко. [ Новое направление в исследовании групп было дано Куртом Левином, иммигрировавшим в тридцатые годы в США из Германии. Курт Левин был одним из тех, кто предвидел более интенсивное применение в социальных науках экспериментального метрда.._По его мнению, социальное поведение закономерно, то есть подчинено определенным законам. Эти законы следует искать через познание поля психологических и социальных сил, которые в данный момент могут оказаться причинами поведения. Наука о группах зависит от локализации и измерения этих сил. Одним из методов такой локализации и измерения может служить создание различных групп с известными характеристиками и изучение их функционирования. Например, можно создать группы с различными типами лидеров, затем проследить поведение этих лидеров и реакции других членов группы, сравнить результаты и таким образом прийти к эмпирически обоснованным выводам о динамическом эффекте стиля лидерства. При помощи подобных простых, но научно обоснованных процедур соответствующие теоретические гипотезы можно подвергнуть проверке в экспериментальной лаборатории. ...После Левина доминирующей, хотя и не единственной, темой экспериментальных исследований стал классический вопрос социальной психологии о влиянии группы на ее отдельного члена.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.065 с.) |