Классификация акцентуаций характера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация акцентуаций характера



Рассмотрим классификацию акцен­туаций характера К. Леонгарда и Н.Шмишека.

Гипертимный тип — отличается общительностью, предприимчивостью, склонностью к юмору. Хорошее настроение сочетается с таким же хорошим здоровьем, высоким жизненным тонусом, цветущим внешним видом. У них всегда хороший аппетит и здоровый сон. В норме — это удачные предприниматели и общественные деятели. Однако легкомыслие как продолжение достоинств этого типа может приводить к рискованным авантюрам, от которых могут постра­дать окружающие.

Застревающий тип — особо чувствителен к обидам и огорче­ниям, склонен к задержке и накоплению сильных от­рицательных эмоций. Отсюда мстительность, отсутствие спо­собности «легко отходить» от обид. Наблюда­ются заносчивость и самоуверенность при успехе, честолюбие и непреклонная уверенность в своей правоте, душевная холод­ность и деспотизм к зависимым от них людям. Стремление к признанию, настороженность и недоверчивость по отношению к людям.

Эмотивный тип — отличается мягкостью, добросердечием и глубиной переживаний. Легко прощают недостатки другим и первыми идут на примирение в конфликтах. Любят ухаживать за животными и растениями. Эмотивные дети при просмотре печальных фильмов и прослушивании таких же сказок начина­ют плакать. Из-за своей душевной ранимости могут становиться «козлами отпущения», так как не умеют постоять за себя.

Педантичный тип — склонность к усиленным размышлени­ям, постоянной самопроверке своих действий. Пунктуален, ак­куратен, большое внимание уделяет чистоте и порядку. В вы­полнении работы нетороплив, усидчив, ориентирован на высо­кое качество работы и особую ее точность. От этого проистека­ют постоянное сомнение в своих действиях и отсутствие уверенности в себе. Болезненно реагирует на нарушения порядка, из-за чего могут возникать конфликты с окружающими.

Тревожный тип — проявляет пугливость и боязливость. Представители этого типа не любят шумных компаний и игр, часто испытывают робость и застенчивость в новой обстановке. Плохо чувствуют себя во время экзаменов и проверок. У них рано формируются чувство долга, ответственности и высокие моральные принципы. Непереносимость насмешек сопровож­дается неумением постоять за себя при несправедливых обви­нениях. Чувство собственной неполноценности стараются ком­пенсировать в тех видах деятельности, где могут раскрыться их природные способности.

Циклоидный тип — люди с периодическими сменами на­строения от упадка и апатии в депрессивной фазе до бурной энергичности в гипертимной. У типичных циклоидов фазы из­менения состояния обычно длятся три недели с индивидуаль­ными вариациями этого срока в большую или меньшую сторо­ну.

Демонстративный тип. Главная черта этого типа — беспре­дельный эгоцентризм, стремление постоянно находиться в цен­тре внимания к своей особе, жажда общественного признания, восхищения, сочувствия, удивления, склонность к позерству и самовосхвалению. Фантазирование и лживость при этом очень часто имеют место. Не выносят, когда в их присутствии хвалят кого-то другого, но не его самого. Обладают патологической способностью к вытеснению, т.е. могут полностью забывать о своих неблаго­видных поступках. Любую свою ложь воспринимают как правду и не осознают того, что лгут, бывая при этом внешне очень убе­дительными.

Возбудимый тип — отличается трудностью регулирования своего поведения. Вспышки раздражительности и гнева могут возникать по самому незначительному поводу. Развитие мыш­ления и речи отстает от нормы, поэтому имеются трудности в обучении. Слабая развитость интеллектуальных и социальных навыков при внутренней заряженности агрессией. В состоянии затишья обычно угрюмы и нахмурены, в состоянии аффекта — резки и агрессивны.

Дистимный тип — отличает пессимизм и мрачное восприя­тие, депрессивные переживания и обвинения в адрес себя и окружающего мира. В беседе немногословны или молчаливы. Большую часть времени угрюмы и неприветливы. Все эти свойства характера еще более усиливаются под влиянием нега­тивной реакции на них со стороны окружающих.

Экзальтированный тип — отличается высокой чувствитель­ностью и бурной, восторженной реакцией на события окру­жающей жизни. Тонкие переживания, связанные с увлечением искусством, красотой природы, поисками красоты и смысла жизни, приводят к тому, что людей этого типа много среди ху­дожников, музыкантов и поэтов. Переполненность чувствами, естественно, требует разрядки, что и осуществляется в процессе художественного творчества. С другой стороны, люди этого ти­па могут легко впадать в отчаяние и разочаровываться при встрече с жизненными трудностями.

Для определения акцентуации характера используется Характереологический опросник К. Леонгарда.

Учет различных акцентуаций характера необходим для осуществления индивидуального подхода в воспитании, выборе опти­мальных форм работы по созданию нормального социально-психо­логического климата в трудовых коллективах и укреплению дис­циплины труда.

Формирование характера

Мы можем констатировать, что примерно к 2-3 годам у ребёнка формируются простейшие волевые черты характера. Деловые и коммуникативные черты характера формируются к 5-6 годам. В начале на формирующийся характер ребёнка оказывает влияние то, как обращаются с ним взрослые. Если они часто общаются с ним, а основные потребности ребёнка постоянно и полностью удовлетворяются, то с раннего детства в нём начинают формироваться положительные черты характера, такие, например, как открытость и доверие людям. Если дети не получают положительных эмоций в общении со взрослыми, то формируются такие черты характера, как замкнутость и недоверие к людям.

В начале школьного обучения характер ребёнка формируется под авторитетным влиянием родителей и учителей, как наиболее значимых для младшего школьника людей. Начиная со средних классов школы, авторитет родителей и учителей снижается, и на первый план выходят авторитет и мнение значимых для ребёнка сверстников.

В старших классах школы, наряду с сохранением влияния общения со сверстниками, фактором, воздействующим на характер, вновь становится мнение и оценка взрослых людей. На развивающийся характер школьника начинают влиять и средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет.

В дальнейшем на развитие и изменение характера человека могут оказывать влияние как названные выше факторы, так и обстоятельства его личной жизни.

 Характер человека меняется в течение его жизни в зависимости от возраста. Например, после 15-16 лет человек постепенно избавляется от детских черт характера (безответственность, капризность, эгоцентричность, плаксивость, детсткие страхи), и закрепляются специфические взрослые черты (терпимость, ответственность, расчётливость, умудрённость опытом). По мере накопления жизненного опыта меняются взгляды на происходящее и отношение к нему. Это также влияет на характер человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.005 с.)