Кроме потребностей и мотивов в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также цели, интересы, стимулы, задачи, желания и намерения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кроме потребностей и мотивов в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также цели, интересы, стимулы, задачи, желания и намерения.



Целью называет­ся конечный результат какого-либо действия. В отличие от мотивов деятельности, цели действий всегда осознаются людьми.

Интересом, называется мотив познавательного характера. Это значит, что, имея интерес к чему-либо, человек стремит­ся получить знания о соответствующем объекте.

Стимулом (латынь - остроконечная палка, которой подгоняют животных) называют то, что извне оказывает влияние на поведение человека в дополнение к основной потребности или мотиву, которые данным поведением управляют.

Может случиться так, что человек будет заниматься опре­деленной деятельностью в присутствии других людей, кото­рые будут наблюдать за ним и оценивать его. Желая хорошо выглядеть в глазах наблюдателей и произвести на них бла­гоприятное впечатление, человек будет особенно старатель­но делать свое дело. Окружающие люди в этом случае могут стать внешними стимулами его деятельности. В качестве внешних стимулов может выступить также получение ка­кой-либо награды за хорошее выполнение деятельности.

Интересы, желания, задачи, намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Сталкиваясь с той или иной ситуацией в жизни, человек сознательно вос­принимает и анализирует происходящее. После этого он раз­мышляет и принимает разумное решение, как следует дей­ствовать в сложившейся обстановке. Когда решение уже принято, его необходимо реализовать. В действие вступает воля. Начальным усилием воли человек заставляет себя дей­ствовать в избранном направлении. Если на пути реализа­ции принятого решения возникают какие-либо препятствия, то они изучаются и преодолеваются также с помощью воле­вых усилий. Когда поставленная цель достигнута и приня­тое решение выполнено, полученный результат деятельно­сти сознательно сравнивается с изначально поставленной це­лью. Принимается решение, прекратить на этом деятель­ность или продолжать ее дальше (в случае, если полученный результат не вполне совпадает с задуманным). Именно так представляется мотивационный процесс управления поведе­нием человека, основанный на разуме, сознании и воле.

Как формируются и развиваются потребности челове­ка.

 Часть своих потребностей человек как живой организм получает генетическим путем. Это в основном органические потребности. Все остальные потребности формируются и раз­виваются в процессе жизни человека.

Формирование и развитие приобретаемых в процессе жизни потребностей начинается примерно с 1 года, когда ребенок, овладевая речью, получает возможность общаться с окружающими взрослыми людьми. С помощью взрослых ребе­нок осваивает и человеческие способы удовлетворения сво­их потребностей.

К 3 годам на­чинается процесс развития социальных потребностей таких, как потреб­ность достижения успехов, потребность установления хоро­ших взаимоотношений с людьми, стремление быть лидером, внимание, признание, уважение, поощрение со стороны ок­ружающих людей…

Поступление в школу идёт формирование потребности в знаниях и трудо­вых умениях. В этот же период жизни у большинства детей под влиянием обучения и воспитания начинают формиро­ваться потребности в творчестве; их развитию также актив­но помогает обучение в школе и в системе дополнительного образования. На подростковый возраст обычно приходится начало фор­мирования и развития потребностей в самосовершенствова­нии.

Таким образом, процесс формирования всей сложной сис­темы человеческих потребностей занимает довольно значи­тельный период: от 2—3 до 15—16 лет. К моменту оконча­ния школы основные человеческие потребности у детей уже сформированы. Правда, не все человеческие потребности в этом возрасте имеются у всех без исключения детей, и дале­ко не для каждого ребенка все эти потребности являются одинаково значимыми. Уже в это время наблюдаются боль­шие индивидуальные различия среди детей в системе их ин­тересов и потребностей.

В детстве процесс развития потребностей человека не за­вершается, он продолжается и дальше. То, каким образом этот процесс будет идти дальше, и то, какие новые потреб­ности сформируются у того или иного человека, зависит уже от его собственного, индивидуального опыта и образа жизни.

Самая главная, наиболее важная потребность человека обычно тесным образом связана с целью и смыслом его жиз­ни. Так, например, если это потребность в творчестве — зна­чит, творчество является основной целью и главным смыс­лом жизни человека; если это потребность духовного самосо­вершенствования — значит, стремление к такому совершен­ствованию и является главным для человека в его жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.004 с.)