Пассивное, активное, репродуктивное, творческое воображение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пассивное, активное, репродуктивное, творческое воображение.



Пассивным называют воображение, в котором образы рож­даются самопроизвольно, без участия сознания и воли челове­ка. Они появляются в голове, всплывают, изменяются неожи­данно, и человек не в состоянии их контролировать. Приме­рами пассивного воображения являются образы сновидений и галлюцинаций, а также образы, возникающие во время болез­ненных изменений сознания человека, например в бреду.

Активное воображение — это воображение, рождающее образы при активном участии сознания и воли человека. Примерами активно­го воображения выступают образы художников, писателей, инженеров, которые занимаются сознательным творческим трудом. Активно воображение ребенка, который придумыва­ет что-то, например, рисует, сочиняет и т.п.

Репродуктивное воображение — это воображение, которое в основном воспроизводит известное, имея, конечно, в порож­даемых им образах значительную долю фантазии. Так, напри­мер, репродукция картины известного художника является более или менее точной ее копией, но вместе с тем чем-то от­личается от оригинала.

Творческим называют воображение, порождающее со­вершенно оригинальный образ, который в целом и по частям существенно отличается от всего известного. К примеру, в большинстве случаев продуктивным будет воображение ху­дожника, писателя, инженера, которые создают новое про­изведение искусства, литературы или новую технику. Человек являет­ся единственным из всех живых существ, обладающих ак­тивным и творческим воображением.

У воображения есть две психологические функции: психоди­агностическая и психотерапевтическая. Психо­диагностическая функция воображения заключается в том, что, анализируя продукты воображения человека, можно су­дить о его психологии (проективные методики – тест «Моя семья»…)

Психотерапевтическая функция воображения в свою оче­редь состоит в том, что через него можно оказывать поло­жительное влияние на психологическое состояние и поведе­ние человека.

Известно, что, произвольно вызывая у себя определенные образы, мы через них можем изменять свои собственные психические и физические состояния. Предста­вляя, например, жаркое лето, солнце, мы начинаем внут­ренне ощущать тепло. Мысленно воображая, что мы нахо­димся на морозе, мы начинаем ощущать холод.

Человек обладает уникальной способностью в какой-то степени удовлетворять свои потребности в вообра­жении. Обиженный человек может отомстить своему обидчику в своем воображении. Это в какой-то степени успокоит его самого.

Без богатого воображения лю­бая творческая деятельность человека была бы невозмож­ной. Содержание вообра­жения человека, живущего в определенную историческую эпоху и в определенных социальных условиях, диктуется этой эпохой и этой действительностью.

Помимо индивидуального воображения существует и так называемое групповое, или коллективное, воображение. Оно отражено в произведениях народного искусства, в рассказах, сказках, легендах и т.п. Если сравнивать между собой сказ­ки, существующие в разное время у разных народов, то по мечтам героев этих сказок можно судить о том, к чему стре­мились и о чем мечтали люди соответствующего поколения. По мере того как изменяется психология народов, меняется и содержание фольклора. («Без труда не вынешь рыбку из пруда». - «Кто не работает, тот не ест» - «Работа не волк - в лес не убежит)
  Развитие воображения.

Можно ли развивать воображение. И да, и нет. Да — по­тому, что фантазия людей творческого труда, безусловно, развивается, так как их произведения обычно, раз за разом становятся все интереснее, причем не только по форме, но также и по замыслу. Но человек, не проявлявший с детства особой фантазии, вряд ли станет вдруг человеком с богатой фантазией, как бы хорошо его ни обучали. Воображение является врожденной психологической функцией. Но, воображение все же может развиваться и в самом процессе творческой деятельности.

Если человека регулярно знакомить с оригинальными, необычными вещами, сделанными другими людьми, то и у него самого может возникнуть не только желание делать то же самое, но и определенное представление о том, какими и насколько разнообразными могут и должны быть продукты фантазии. Поначалу, наверное, он будет подра­жать другим людям, но затем у него может возникнуть и развиться собственный, индивидуальный стиль фантазиро­вания.

Есть такие виды деятельности, которые способствуют развитию воображения человека. Это виды деятельности, которые по своей природе имеют творческий характер и в которых не­обычность, оригинальность и другие признаки фантазии че­ловека особенно высоко ценятся. Такими видами деятельно­сти являются рисо­вание, лепка, конструирование чего-либо, придумывание историй, рассказов, сказок и т.п. Включение ребенка с ран­него возраста в подобные виды деятельности даже в том случае, если у него к этим видам деятельности не обнару­живается очевидных задатков, будет способствовать разви­тию воображения.

 

Лекция 10.

Психология творчества

Психологи давно заметили, что люди, обладающие творче­ским складом ума, в какой бы области они ни работали, имеют много общих черт. Чертами творческой личности явля­ются: независимость и самостоятельность суждений, склонность к риску; активность, любознательность, неутомимость в поисках; нестан­дартность мышления; богатство фантазии и интуиции. Сильная воля помогает им в достижении поставленных целей. Для нахождения истины они не чураются тяжелого и изнурительного труда, находя в самом его процессе большое удовлетворение.

Творческие люди в своей деятельности не склонны опи­раться на авторитеты. Изучив в начале творческого пути все то, что сделано до них их предшественниками, они затем идут своим путем, не обращая особого внимания на критику в свой адрес.

Весьма сложна и неоднозначна связь между объемом имею­щихся знаний, умственными способностями и способностями к творчеству. Высокий уровень умственных способностей, как отмечает польский исследователь А.Матейко, необходим для творчества в одних областях и совсем не нужен в других. Известно, что у Бетховена были трудности с освоением таблицы умножения, а знаменитый физик с мировым именем Ландау не находил ничего привлекательного в звуках самой прекрасной музыки.

Успехи в учебе и оценки, получаемые в высших и средних учебных заведениях, далеко не всегда оказываются надежным показателем проявления творческой личности.

Развитие творческих способностей.

В мировой педагогике стало общепринятым начинать разви­тие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов. Сам процесс детского твор­чества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно и давать ре­бенку то, что мы вправе от него ожидать.

Что помогает творчеству.

Вдохновение — прыжок выше головы, когда творец делает то, что ему не дано, казалось бы, от природы. И даже у многих обычных людей бывает такое состояние, когда говорят, что че­ловек находился «в ударе». Что этому может способствовать?

Сильное эмоциональное переживание. При этом неважно, положительное оно, или отрицательное. Шедевры рождаются как под влиянием счастливой любви, так и несчастной. Толстой писал «Войну и мир» в окружении счастья, царившего в тот период в его семье. Гре­ческий воин пробежал 40 км, чтобы сообщить радостную весть о победе у города Марафона.

Многим творцам помогает такой способ стимуляции, как длительные посты и голодания. Известный американский дие­толог Поль Брэгг в книге «Чудо голодания» считает, что во время голода организм очищается от вредных шлаков, отравляющих его из­нутри, кровь становится более чистой и, соответственно, улуч­шается качество питания мозга. По преданиям, Пифагор при­нимал в свою школу только тех учеников, которые могли вы­держать семидневное голодание.

Особо стоит вопрос о гениальности художника и его психи­ческом заболевании. Еще Платон считал, что творчество — это бред, даруемый нам богами. В этом отношении очень интересна книга итальянского невропатолога Ломброзо «Гений и помеша­тельство», вышедшая в конце прошлого века. Ломброзо собрал большое количество фактов из биографий знаменитых писате­лей, художников, музыкантов, политиков, ученых о странностях их привычек, характеров, аномалиях в строении черепа.

Самая существенная черта гениев — чередование переме­жающихся состояний экстаза и упадка сил. В этом прояв­ляется, в частности, циркулярный психоз, при котором настроение колеблется от положительного до крайне отрица­тельного.

Выводы: Жизнь — это непрерывный процесс творчества. Знания, умения и навыки являются обязательным условием для совершения того или иного творческого акта. Но суть творчества не в их формальном накоплении, а в использовании их как средства для открытия новых путей, закономерностей и способов дейст­вий, ведущих к получению результатов, не известных до этого. Творческого человека отличают широта интересов, большая эмоциональная впечатлительность, желание следовать по жизни своею собственной тропой.

Художественное творчество

Почему художник создает свое произведение? Художник создает свое произведение потому, что он не мо­жет его не создать. Потребность излить свои чувства на холсте, на бумаге, в нотных знаках проистекает из-за перегруженности эмоцио­нальной сферы художника жизненными впечатлениями. То, что для обыкновенного человека является обыденным фак­том жизни, в душе художника вызывает богатейшие гаммы переживаний в виду особой впечатлительности и эмоцио­нальной отзывчивости его психической организации. Из многочисленных теорий, объясняющих природу художе­ственного творчества, мы остановимся на концепции ис­кусства, предложенной Фрейдом в рамках созданного им направления психоанализа.

Фрейд о природе художественного творчества

Фрейд полагал, что по своей природе художественное произ­ведение выполняет компенсаторную функцию, что иллюзии художника погружают зрителей и слушателей в мягкий наркоз, который отодвигает на некото­рое время трудности жизни и дает силы для поддержания на­дежды. За наслаждение, которое слушатели и зрители получают от художественного произведения, они одаривают художника своим благосклонным вниманием, и он получает, в конце - кон­цов то, что хотел — деньги, славу и любовь.

Из-за своих компенсаторных функций прославились голли­вудские и индийские фильмы. Среди отечественных фильмов грандиозный успех выпал на фильм режиссера В.Меньшова «Москва слезам не верит», несущего в себе значительную ком­пенсаторную нагрузку. Благодаря компенсаторной функции искусства человек, тон­ко его воспринимающий, может вместе со своей жизнью про­живать тысячи других, быть участником великих событий прошлых эпох, переживать не только свои собственные чувства, но и чувства тех людей, которых описывали в своих романах великие писатели, передавали в звуках композиторы, изобража­ли великие художники.

Катарсическая теория искусства

Функции компенсации противостоит катарсическая функция искусства, смысл которой заключается в избавлении человека от угне­тающих его переживаний. Понятием «катарсис» пользовались древнегреческие философы, подразумевая под этим психологи­ческое очищение, которое испытывает человек после общения с искусством, главным образом, трагедией. Ари­стотель объясняет воздействие музыки на примере религиозных песнопений, которые «действуют возбуждающим образом на душу и приносят, как бы, исцеление и очищение людям».

В катарсическом переживании сильное аффективное пере­живание усиливается и доводится до такого состояния, когда оно естественно разряжается в рыданиях и слезах, после чего наступает состояние легкого оглушения и успокоения.

Психологический механизм катарсиса был детально исследо­ван Л.С. Выготским в его работе «Психология искусства». Л. Выготский полагал, что чудо искусства напоминает «евангельское чудо претворения воды в вино». Искусство всег­да несет в себе нечто, преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенные боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. в положительную эмоцию, кото­рую несет в себе искусство.

Важнейшим приемом, при помощи которого художник доби­вается катарсического аффекта, является прием   уничтожения содержания формой.

  На примерах «Гамлета», «Евгения Онеги­на», рассказа И.Бунина «Легкое дыхание» Л.Выготский показы­вает, как писатель повествует о мрачных сторонах жизни, но при помощи выразительных средств искусства — композиции, поворотов сюжета, авторских отступлений, сопоставлений и других приемов - художник достигает того, что после общения с его произведением читатели, зрители, слушатели испытывают необыкновенное душевное просветление, называемое катарси­сом.

Если посмотреть на многие популярные романсы, то можно без труда увидеть, что основным их содержанием явля­ются отрицательные эмоции, вызванные разлукой, недоверием, ревностью. Содержание этих песен, пересказанное прозаиче­ским языком, ничего, кроме уныния и тоски вызывать не смо­жет. Однако те же самые отрицательные переживания, выра­женные в поэтических рифмах, положенные на красивую мело­дию и исполненные красивым голосом певца, преодолевают негативные состояния, и возникает то самое ощущение просвет­ления, которое испытывает читатель после рассказа Ивана Бу­нина «Легкое дыхание». Это и есть катарсис, избавление от негативных переживаний, которое составляет суть искусства и делает его биологически необходимым для достижения челове­ком высот духовного совершенства.

Выводы: Каждый художник в силу самой своей природы создает свое художественное произведение, получая от самого процесса творчества могучие поддерживающие импульсы для своей дея­тельности. Каковы бы ни были мотивы созда­ния художественного произведения, ясно одно — художествен­ное творчество является необходимым аспектом жизни общест­ва и таким же необходимым условием жизни всякого настоя­щего художника

 

Лекция 11.

Понятие личности

Понятие о личности

Личность можно определить как со­вокупность устойчивых психологических свойств человека, позволяющих понять и объяснить его социальное поведение, в частности, такие стороны этого поведения, как добро и зло, этика и мораль, следование установленным социальным нормам или их нарушение. Личность — это также индивидуаль­ное своеобразие человека, выраженное в его специфических психологических свойствах.

Кого называют личностью в жизни? Такой человек психологически не похож на других людей и обладает ярко выраженной индивидуальностью. По многим вопросам он имеет собственное мнение, свои убежде­ния, свою собственную мораль и твердо придерживается их.

Для целостного описания психологии человека и для объяснения его поступков используют­ся такие понятия как чело­век, индивид, индивидуальность.

Человек — это понятие, с помощью которого выделяют человека как существо особого рода среди всех других жи­вых существ, например, отделяют человека от животных. Это и внешний вид, и физическое строе­ние тела, и образ жизни, и психология, и культура. Понятие «индивид» обозначает отдельно взятого предста­вителя человеческого рода, то есть одного человека в сово­купности всех присущих ему человеческих свойств. Термин «индивидуальность» используют, когда желают подчеркнуть своеобразие определенного человека, его отли­чие от других людей.

 

2. Основные на­правления изучения личности в современной психоло­гии:психодинамическое, социодинамическое, интеракционистическое и гума­нистическое.

Если в ответ на вопрос о том, почему конкретный человек в определенной обстановке ведет себя именно так, а не ина­че, мы ссылаемся на его характер, темперамент, волю, чувст­ва, то фактически находимся в рамках психодинамического понимания личности.

Если, мы для объяснения пове­дения человека ссылаемся лишь на внешние, не зависящие от него обстоятельства жизни, например на сложившуюся в данный момент окружающую обстановку, на действия дру­гих людей, вынуждающие человека так себя вести, то мы переходим к социодинамическому направлению исследования личности.

Интеракционистическое   направлениеобъясняет поведение личности с учетом как собственной психологии человека, так и обстоятельств жиз­ни, складывающихся независимо от него.

Весьма удобным для данного понимания личности и объ­яснения ее поведения является понятие социальной роли. Взятие на себя определенной социальной роли зависит и от психологии данного человека, и от жизненной обстанов­ки, в которой он оказался. Специфика гуманистиче­ского направления в изучении личности заключается в том, что в нем выделяются и рассматриваются такие психологические свойства, как воля, сознание, мораль, цели и смысл жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.029 с.)