Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пассивное, активное, репродуктивное, творческое воображение.
Пассивным называют воображение, в котором образы рождаются самопроизвольно, без участия сознания и воли человека. Они появляются в голове, всплывают, изменяются неожиданно, и человек не в состоянии их контролировать. Примерами пассивного воображения являются образы сновидений и галлюцинаций, а также образы, возникающие во время болезненных изменений сознания человека, например в бреду. Активное воображение — это воображение, рождающее образы при активном участии сознания и воли человека. Примерами активного воображения выступают образы художников, писателей, инженеров, которые занимаются сознательным творческим трудом. Активно воображение ребенка, который придумывает что-то, например, рисует, сочиняет и т.п. Репродуктивное воображение — это воображение, которое в основном воспроизводит известное, имея, конечно, в порождаемых им образах значительную долю фантазии. Так, например, репродукция картины известного художника является более или менее точной ее копией, но вместе с тем чем-то отличается от оригинала. Творческим называют воображение, порождающее совершенно оригинальный образ, который в целом и по частям существенно отличается от всего известного. К примеру, в большинстве случаев продуктивным будет воображение художника, писателя, инженера, которые создают новое произведение искусства, литературы или новую технику. Человек является единственным из всех живых существ, обладающих активным и творческим воображением. У воображения есть две психологические функции: психодиагностическая и психотерапевтическая. Психодиагностическая функция воображения заключается в том, что, анализируя продукты воображения человека, можно судить о его психологии (проективные методики – тест «Моя семья»…) Психотерапевтическая функция воображения в свою очередь состоит в том, что через него можно оказывать положительное влияние на психологическое состояние и поведение человека. Известно, что, произвольно вызывая у себя определенные образы, мы через них можем изменять свои собственные психические и физические состояния. Представляя, например, жаркое лето, солнце, мы начинаем внутренне ощущать тепло. Мысленно воображая, что мы находимся на морозе, мы начинаем ощущать холод.
Человек обладает уникальной способностью в какой-то степени удовлетворять свои потребности в воображении. Обиженный человек может отомстить своему обидчику в своем воображении. Это в какой-то степени успокоит его самого. Без богатого воображения любая творческая деятельность человека была бы невозможной. Содержание воображения человека, живущего в определенную историческую эпоху и в определенных социальных условиях, диктуется этой эпохой и этой действительностью. Помимо индивидуального воображения существует и так называемое групповое, или коллективное, воображение. Оно отражено в произведениях народного искусства, в рассказах, сказках, легендах и т.п. Если сравнивать между собой сказки, существующие в разное время у разных народов, то по мечтам героев этих сказок можно судить о том, к чему стремились и о чем мечтали люди соответствующего поколения. По мере того как изменяется психология народов, меняется и содержание фольклора. («Без труда не вынешь рыбку из пруда». - «Кто не работает, тот не ест» - «Работа не волк - в лес не убежит) Можно ли развивать воображение. И да, и нет. Да — потому, что фантазия людей творческого труда, безусловно, развивается, так как их произведения обычно, раз за разом становятся все интереснее, причем не только по форме, но также и по замыслу. Но человек, не проявлявший с детства особой фантазии, вряд ли станет вдруг человеком с богатой фантазией, как бы хорошо его ни обучали. Воображение является врожденной психологической функцией. Но, воображение все же может развиваться и в самом процессе творческой деятельности. Если человека регулярно знакомить с оригинальными, необычными вещами, сделанными другими людьми, то и у него самого может возникнуть не только желание делать то же самое, но и определенное представление о том, какими и насколько разнообразными могут и должны быть продукты фантазии. Поначалу, наверное, он будет подражать другим людям, но затем у него может возникнуть и развиться собственный, индивидуальный стиль фантазирования.
Есть такие виды деятельности, которые способствуют развитию воображения человека. Это виды деятельности, которые по своей природе имеют творческий характер и в которых необычность, оригинальность и другие признаки фантазии человека особенно высоко ценятся. Такими видами деятельности являются рисование, лепка, конструирование чего-либо, придумывание историй, рассказов, сказок и т.п. Включение ребенка с раннего возраста в подобные виды деятельности даже в том случае, если у него к этим видам деятельности не обнаруживается очевидных задатков, будет способствовать развитию воображения.
Лекция 10. Психология творчества Психологи давно заметили, что люди, обладающие творческим складом ума, в какой бы области они ни работали, имеют много общих черт. Чертами творческой личности являются: независимость и самостоятельность суждений, склонность к риску; активность, любознательность, неутомимость в поисках; нестандартность мышления; богатство фантазии и интуиции. Сильная воля помогает им в достижении поставленных целей. Для нахождения истины они не чураются тяжелого и изнурительного труда, находя в самом его процессе большое удовлетворение. Творческие люди в своей деятельности не склонны опираться на авторитеты. Изучив в начале творческого пути все то, что сделано до них их предшественниками, они затем идут своим путем, не обращая особого внимания на критику в свой адрес. Весьма сложна и неоднозначна связь между объемом имеющихся знаний, умственными способностями и способностями к творчеству. Высокий уровень умственных способностей, как отмечает польский исследователь А.Матейко, необходим для творчества в одних областях и совсем не нужен в других. Известно, что у Бетховена были трудности с освоением таблицы умножения, а знаменитый физик с мировым именем Ландау не находил ничего привлекательного в звуках самой прекрасной музыки. Успехи в учебе и оценки, получаемые в высших и средних учебных заведениях, далеко не всегда оказываются надежным показателем проявления творческой личности. Развитие творческих способностей. В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно и давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать. Что помогает творчеству. Вдохновение — прыжок выше головы, когда творец делает то, что ему не дано, казалось бы, от природы. И даже у многих обычных людей бывает такое состояние, когда говорят, что человек находился «в ударе». Что этому может способствовать? Сильное эмоциональное переживание. При этом неважно, положительное оно, или отрицательное. Шедевры рождаются как под влиянием счастливой любви, так и несчастной. Толстой писал «Войну и мир» в окружении счастья, царившего в тот период в его семье. Греческий воин пробежал 40 км, чтобы сообщить радостную весть о победе у города Марафона.
Многим творцам помогает такой способ стимуляции, как длительные посты и голодания. Известный американский диетолог Поль Брэгг в книге «Чудо голодания» считает, что во время голода организм очищается от вредных шлаков, отравляющих его изнутри, кровь становится более чистой и, соответственно, улучшается качество питания мозга. По преданиям, Пифагор принимал в свою школу только тех учеников, которые могли выдержать семидневное голодание. Особо стоит вопрос о гениальности художника и его психическом заболевании. Еще Платон считал, что творчество — это бред, даруемый нам богами. В этом отношении очень интересна книга итальянского невропатолога Ломброзо «Гений и помешательство», вышедшая в конце прошлого века. Ломброзо собрал большое количество фактов из биографий знаменитых писателей, художников, музыкантов, политиков, ученых о странностях их привычек, характеров, аномалиях в строении черепа. Самая существенная черта гениев — чередование перемежающихся состояний экстаза и упадка сил. В этом проявляется, в частности, циркулярный психоз, при котором настроение колеблется от положительного до крайне отрицательного. Выводы: Жизнь — это непрерывный процесс творчества. Знания, умения и навыки являются обязательным условием для совершения того или иного творческого акта. Но суть творчества не в их формальном накоплении, а в использовании их как средства для открытия новых путей, закономерностей и способов действий, ведущих к получению результатов, не известных до этого. Творческого человека отличают широта интересов, большая эмоциональная впечатлительность, желание следовать по жизни своею собственной тропой. Художественное творчество Почему художник создает свое произведение? Художник создает свое произведение потому, что он не может его не создать. Потребность излить свои чувства на холсте, на бумаге, в нотных знаках проистекает из-за перегруженности эмоциональной сферы художника жизненными впечатлениями. То, что для обыкновенного человека является обыденным фактом жизни, в душе художника вызывает богатейшие гаммы переживаний в виду особой впечатлительности и эмоциональной отзывчивости его психической организации. Из многочисленных теорий, объясняющих природу художественного творчества, мы остановимся на концепции искусства, предложенной Фрейдом в рамках созданного им направления психоанализа.
Фрейд о природе художественного творчества Фрейд полагал, что по своей природе художественное произведение выполняет компенсаторную функцию, что иллюзии художника погружают зрителей и слушателей в мягкий наркоз, который отодвигает на некоторое время трудности жизни и дает силы для поддержания надежды. За наслаждение, которое слушатели и зрители получают от художественного произведения, они одаривают художника своим благосклонным вниманием, и он получает, в конце - концов то, что хотел — деньги, славу и любовь. Из-за своих компенсаторных функций прославились голливудские и индийские фильмы. Среди отечественных фильмов грандиозный успех выпал на фильм режиссера В.Меньшова «Москва слезам не верит», несущего в себе значительную компенсаторную нагрузку. Благодаря компенсаторной функции искусства человек, тонко его воспринимающий, может вместе со своей жизнью проживать тысячи других, быть участником великих событий прошлых эпох, переживать не только свои собственные чувства, но и чувства тех людей, которых описывали в своих романах великие писатели, передавали в звуках композиторы, изображали великие художники. Катарсическая теория искусства Функции компенсации противостоит катарсическая функция искусства, смысл которой заключается в избавлении человека от угнетающих его переживаний. Понятием «катарсис» пользовались древнегреческие философы, подразумевая под этим психологическое очищение, которое испытывает человек после общения с искусством, главным образом, трагедией. Аристотель объясняет воздействие музыки на примере религиозных песнопений, которые «действуют возбуждающим образом на душу и приносят, как бы, исцеление и очищение людям». В катарсическом переживании сильное аффективное переживание усиливается и доводится до такого состояния, когда оно естественно разряжается в рыданиях и слезах, после чего наступает состояние легкого оглушения и успокоения. Психологический механизм катарсиса был детально исследован Л.С. Выготским в его работе «Психология искусства». Л. Выготский полагал, что чудо искусства напоминает «евангельское чудо претворения воды в вино». Искусство всегда несет в себе нечто, преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенные боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. в положительную эмоцию, которую несет в себе искусство. Важнейшим приемом, при помощи которого художник добивается катарсического аффекта, является прием уничтожения содержания формой. На примерах «Гамлета», «Евгения Онегина», рассказа И.Бунина «Легкое дыхание» Л.Выготский показывает, как писатель повествует о мрачных сторонах жизни, но при помощи выразительных средств искусства — композиции, поворотов сюжета, авторских отступлений, сопоставлений и других приемов - художник достигает того, что после общения с его произведением читатели, зрители, слушатели испытывают необыкновенное душевное просветление, называемое катарсисом.
Если посмотреть на многие популярные романсы, то можно без труда увидеть, что основным их содержанием являются отрицательные эмоции, вызванные разлукой, недоверием, ревностью. Содержание этих песен, пересказанное прозаическим языком, ничего, кроме уныния и тоски вызывать не сможет. Однако те же самые отрицательные переживания, выраженные в поэтических рифмах, положенные на красивую мелодию и исполненные красивым голосом певца, преодолевают негативные состояния, и возникает то самое ощущение просветления, которое испытывает читатель после рассказа Ивана Бунина «Легкое дыхание». Это и есть катарсис, избавление от негативных переживаний, которое составляет суть искусства и делает его биологически необходимым для достижения человеком высот духовного совершенства. Выводы: Каждый художник в силу самой своей природы создает свое художественное произведение, получая от самого процесса творчества могучие поддерживающие импульсы для своей деятельности. Каковы бы ни были мотивы создания художественного произведения, ясно одно — художественное творчество является необходимым аспектом жизни общества и таким же необходимым условием жизни всякого настоящего художника
Лекция 11. Понятие личности Понятие о личности Личность можно определить как совокупность устойчивых психологических свойств человека, позволяющих понять и объяснить его социальное поведение, в частности, такие стороны этого поведения, как добро и зло, этика и мораль, следование установленным социальным нормам или их нарушение. Личность — это также индивидуальное своеобразие человека, выраженное в его специфических психологических свойствах. Кого называют личностью в жизни? Такой человек психологически не похож на других людей и обладает ярко выраженной индивидуальностью. По многим вопросам он имеет собственное мнение, свои убеждения, свою собственную мораль и твердо придерживается их. Для целостного описания психологии человека и для объяснения его поступков используются такие понятия как человек, индивид, индивидуальность. Человек — это понятие, с помощью которого выделяют человека как существо особого рода среди всех других живых существ, например, отделяют человека от животных. Это и внешний вид, и физическое строение тела, и образ жизни, и психология, и культура. Понятие «индивид» обозначает отдельно взятого представителя человеческого рода, то есть одного человека в совокупности всех присущих ему человеческих свойств. Термин «индивидуальность» используют, когда желают подчеркнуть своеобразие определенного человека, его отличие от других людей.
2. Основные направления изучения личности в современной психологии:психодинамическое, социодинамическое, интеракционистическое и гуманистическое. Если в ответ на вопрос о том, почему конкретный человек в определенной обстановке ведет себя именно так, а не иначе, мы ссылаемся на его характер, темперамент, волю, чувства, то фактически находимся в рамках психодинамического понимания личности. Если, мы для объяснения поведения человека ссылаемся лишь на внешние, не зависящие от него обстоятельства жизни, например на сложившуюся в данный момент окружающую обстановку, на действия других людей, вынуждающие человека так себя вести, то мы переходим к социодинамическому направлению исследования личности. Интеракционистическое направлениеобъясняет поведение личности с учетом как собственной психологии человека, так и обстоятельств жизни, складывающихся независимо от него. Весьма удобным для данного понимания личности и объяснения ее поведения является понятие социальной роли. Взятие на себя определенной социальной роли зависит и от психологии данного человека, и от жизненной обстановки, в которой он оказался. Специфика гуманистического направления в изучении личности заключается в том, что в нем выделяются и рассматриваются такие психологические свойства, как воля, сознание, мораль, цели и смысл жизни.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.029 с.) |