Язык – это система словесных знаков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Язык – это система словесных знаков.



 Процесс использования языка для общения называется речью.

Речь используется для мышления и общения. Речь играет огромную роль в психической деятельности человека. Результаты деятельности человек обычно выражает в речи и в ней же психическая деятельность развивается и формируется.

Речь выполняет следующие функции в деятельности человека:

обозначающая функция. Мы обозначаем предметы, явления, процессы

коммуникативная функция. С помощью речи мы общаемся с другими людьми

суггестивная функция. Человек внушает другим людям свои мысли, чувства и переживания

организующая функция. С помощью речи человек организует и руководит совместной деятельностью людей

стимулирующая функция. Словом человек стимулирует деятельность других людей.

 

Слово может иметь несколько различных значений. Многозначность слов является общим правилом языка. Поэтому как в устной речи, так и в письменной возникает проблема выбора нужного значения слова. Обычно этот выбор определяется ситуацией, тем контекстом, в котором стоит слово, а также тем тоном, которым слово произнесено. Вместе с развитием ребёнка развивается и его понимание значения слов.

 Швейцарский психолог Жан Пиаже обнаружил непонимание детьми относительности ряда слов.

Например, в семье 2 сына Коля и Ваня. Спросили Колю: «У тебя есть брат?» – «Да у меня есть брат Ваня». А если его спросить: «У Вани есть брат?». То он скажет: «Нет». Он себя братом не считает, потому что слово «брат»  имеет для него относительное, а не абсолютное значение.

 Это значит, что слово для человека, особенно для ребёнка, имеет определённый смысл. В процессе обучения, чтения литературы, общения с людьми смысл ряда слов обогащается, изменяется вместе с изменением сознания человека.

Существует 2 вида речи: внешняя и внутренняя.

Внешняя речь - устная (монологическая, диалогическая и восклицательная) иписьменная.

Внутренняя речь – монологическая и диалогическая. Используется для мышления и снятия внутреннего напряжения.

Речь для учителя – основной инструмент работы, поэтому он должен хорошо владеть всеми её видами. Понимание устной речи связано не только со значением произнесённых слов, но и с сопровождающими эту речь жестикуляцией, мимикой, позой тела, интонацией, эмфатическим выделением слов или выражений, применением пауз, разного темпа произнесения слов. Всем этим важно владеть учителю, только тогда он сможет вызвать и удерживать внимание всего класса, доходчиво и понятно объяснять учебный материал.

Лекция 8.

Психологический анализ деятельности

Понятие деятельности.

 

Деятельность — это регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и на­правленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Для человека деятельность яв­ляется необходимым условием формирования личности и в то же время она зависит от уровня развития личности, выступаю­щей субъектом этой деятельности.

Единицей анализа деятельности является действие, состоя­щее из отдельных движений, направленных на предмет и имею­щих определенную цель. Если действия ориентированы на окружающих людей, тогда они ста­новятся актом поведения - поступком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им.

Структура деятельности:

• мотивы — внутренние побудительные силы человека, за­ставляющие его заниматься той или другой деятельностью

способы и приемы — это действия, предпринимаемые чело­веком для того, чтобы достичь целей деятельности

цели — предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми являются значимыми для человека.

результат — это то, чего достигает человек в ходе деятель­ности, результаты которой могут не совпадать с ее целями. Человек оценивает результаты и значимость своей деятель­ности, а через них и самого себя.

Механизмами усвоения общественного опыта являются про­цессы экстериоризации и интериоризации. Исследования совет­ских психологов

Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Галь­перина показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.

Например, для того, чтобы научиться читать, ребенок должен выучить буквы, уметь склады­вать их в слоги, осмысливать прочитанное слово, понимать его значение, связывать по смыслу с другими словами. При обуче­нии чтению ребенок проговаривает слова и читает вслух. Когда он овладел навыками чтения, то может это делать молча, пере­нося действия во внутренний план.

Овладение умственной деятельностью выражается в том, что человек, прежде чем приступить к внешней деятельности, на­правленной на достижение желаемой цели, проделывает дейст­вие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе дея­тельности, выполненной во внутреннем плане. Реализация умст­венного действия вовне, в виде действий с предметами называ­ется экстериоризацией.

Виды деятельности

общение - это процесс установления и развития контактов между людьми;

игра — вид деятельности в условных ситуациях, имитирую­щих реальные, в которых усваивается общественный опыт;

учение — процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения тру­довой деятельности;

труд — деятельность, направленная на создание общест­венно полезного продукта, удовлетворяющая материальные и духовные потребности людей.

Каждому возрастному этапу развития человека свой­ственен специфический вид деятельности, оп­ределяющий тип общения. (Привести примеры)

Таким образом, каждый из рассмотренных выше видов дея­тельности является наиболее характерным для определенных возрастных этапов развития личности. Текущий вид деятельно­сти как бы подготавливает последующий, так как в нем развива­ются соответствующие потребности, познавательные возможно­сти и особенности поведения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.006 с.)