Вопрос 4. Формы и методы научного познания: эмпирическое и теоретическое познание. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 4. Формы и методы научного познания: эмпирическое и теоретическое познание.



Наиболее общую структуру науки составляет ее разделение на эмпирический и теоретический уровни познания.

Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:

  • наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;
  • эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;
  • измерение — определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру);
  • сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.

Теоретические методы познания:

Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:

  • анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);
  • синтез — соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;
  • классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);
  • абстрагирование — отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);
  • формализация — отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);
  • аналогия — умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;
  • моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);
  • идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);
  • дедукция — движение от общего к частному;
  • индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.

 

Вопрос 5. Роль гипотезы в формировании научных знаний.

Термин «гипотеза» (от греч. основание, предположение) ― представляет собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей и причин исследуемых явлений. Это предварительное, условное объяснение некоторого явления или группы явлений.

Как форма научного познания гипотеза характеризуется прежде всего тем, что она является обоснованным предположением и это отличает ее от разного рода догадок и необоснованных предположений. Гипотеза опирается на факты, согласуется с законами теории, на основе которой она выдвинута.

Важнейшей формой научного познания выступает процесс доказательства гипотезы. Только доказанная, подтвержденная гипотеза приобретает ранг теории.

 

Тема 13. Философия и научная картина мира.

Вопрос 1. Понятие бытия: его признаки, уровни.

Понятие бытия. Нетрудно заметить, что понятие это «отглагольное», образованное от слова «быть». А что это значит? Существовать. Поэтому синонимами бытия можно считать мир, реальность, действительность, сущность.

Онтология – раздел философии, предметом которого является бытие как таковое, его фундаментальные принципы, формы и свойства.

Признаков бытия

Парменид выделяет основные признаки или свойства бытия:

1) бытие не возникло.

2) бытие не подвержено гибели;

3) бытие целокупно, т.е. не состоит из многих частей;

4) бытие единородно, что надо понимать в смысле его единственности;

5) бытие неподвижно;

6) бытие закончено или совершенно.

 

Уровень бытия - это часть бытия, характеризующаяся особым типом объективности, который проявляется в том, как это бытие воспринимается человеком. Различают три уровня бытия:

1. Уровень объективной реальности;

2. Уровень субъективной реальности;

3. Уровень трансцендентной реальности.

Понятие «трансцендентность» обозначает причинно-следственные связи и закономерности, выходящие за пределы наблюдаемых процессов, явлений и феноменов окружающей действительности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.007 с.)