Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 2. Субъект и объект познания. Сенсуалисты и рационалисты о природе познания.
Познание - это общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. Особенность человеческого познания — его осознанность. Осознание присуще только человеку. При анализе процесса познания в его структуре выделяются два главных элемента: субъект и объект познания. Субъект познания – это активный элемент познавательного процесса, источник познавательной активности, тот, кто осуществляет процесс познания. В качестве субъекта познания может выступать отдельный человек. Субъектом познания может быть коллектив (например, работники НИИ), но в самом широком смысле слова субъектом познания является общество в целом, поскольку именно оно хранит знания, полученные разными людьми или коллективами и передает их последующим поколениям. Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. В самом общем понимании объектом познания является окружающий человека мир, но в действительности объект познания составляет только часть реальности, это та часть мира, с которой субъект познания вступил в практически-познавательные отношения. Сенсуалисты и рационалисты о природе познания: 1.Сенсуализм (от лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. Видными представителями английского материалистического сенсуализма в XVII в. были Томас Гоббс и Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм. 2.Рационализм (от лат. rationalis — разумный, ratio — разум) — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Представители: Парменид, а в XVII—XVIII вв. Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц.
Вопрос 3. Понятие истины, виды, критерий истины. Аристотель дал классическое определение истины – это соответствие мысли и предмета, знания и действительности. Истина — это знание, соответствующее действительности.
Виды истины: Абсолютная истина - • это знание, содержание которого не опровергается последующим развитием науки, а лишь обогащается и конкретизируется (например, учение Демокрита об атомах; • это знание, содержание которого остается инвариантным (Пушкин родился в 1799 г.);
2.Объективная истина –это содержание знания, не зависящее от человека, это адекватное отражение субъектом окружающего мира. 3.Относительная истина – это неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человечество на данном этапе своего развития. Относительная истина содержит в себе элементы заблуждений, связанных с конкретно-историческими условиями познания. 4.Конкретная истина – это знание, содержание которого является истинным лишь при определенных условиях. Например, «вода закипает при 100 градусах» является истиной лишь в условиях нормального атмосферного давления. Заблуждение - непреднамеренное несовпадение нашего понимания какого-либо объекта (выраженного в соответствующих суждениях или понятиях) самому этому объекту. Заблуждения необходимо отличать от: - ошибки (результат неверного теоретического или практического действия, а также толкования данного явления); - лжи (сознательное, преднамеренное искажение действительности, преднамеренное распространение заведомо неверных представлений). Отделение истины от заблуждения невозможно без решения вопроса о том, что является критерием истины. Наиболее общим критерием истинности знания является практика, понимаемая как общественно-историческая деятельность людей. Предлагаются и другие критерии истинности: · Формально-логический критерий. Логика. · Принцип простоты, иногда его называют «бритвой Оккама» - не умножать число сущностей без надобности. · Аксиологический критерий, т.е. соответствие знания общемировоззренческим, социально-политическим, нравственным принципам. Особенно применим в общественных науках.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.006 с.) |