Преподаватель: А.В. Часовникова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преподаватель: А.В. Часовникова



КОНСПЕКТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

Преподаватель: А.В. Часовникова

Семестр

Задание по второй части курса.

Современная философия.

Полностью (!) переписать в тетрадь материал из файла по темам 10 - 18. Крайний срок сдачи конспекта на проверку – день зачета (до 21.12.2020)

Тема 10. Человек как главная философская проблема.

Вопрос 1. Философия о природе и сущности человека: основные факторы, соотношение биологического и социального в человеке (в теме 10 только один вопрос).

В понимании природы и сущности человека одно из центральных мест занимает проблема соотношения биологического и социального. Эта проблема человеческого бытия, которая требует на каждом этапе исторического развития нового осмысления и конкретного решения. Человек совмещает в себе природное и общественное, он обладает генетическими задатками и способностями, позволяющими ему реализовать себя как социальное существо в современном мире.

Биологические и социальные факторы развития человека находятся в тесной, неразрывной связи и не существуют изолированно.

Природное — это, во-первых, те качества и свойства человека, которые выражают его особенности как живого, телесного, предметного существа. Вместе с тем в философском смысле, на уровне теоретического сознания — это чувственная основа отношения человека к миру и самому себе. Во-вторых, это естественная среда обитания, окружающая внешняя природа, неразрывно связанная с деятельностью человека и влияющая на нее.

Социальное — это качества и свойства человека, которые делают его субъектом общественной жизни (его сущностные силы, потребности и способности); это отношения, связи и формы жизнедеятельности человека, выражающие специфику общественного бытия.

Природное и социальное в жизнедеятельности человека не существуют в чистом виде. Это не части или компоненты абстрактного целого, не слагаемые и не дополняющие друг друга элементы, а органически взаимосвязанные стороны составляющие противоречивое сущностное единство. Они взаимодействуют как диалектические противоположности.

 

Тема 11. Проблема сознания.

Вопрос 2. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное.

Одна из интересных проблем — проблема соотношения сознания и языка. Существует мнение, что человек может мыслить без слов и лишь когда он желает передать свои мысли кому-нибудь, он облекает их в слова.

Сознание — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события.

Мышление – это одно из проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида.

Мысль облекается в материальную, словесную форму не только тогда, когда мы говорим или пишем, но и когда мы думаем. В мозгу существует специфический речевой центр. Процесс мышления связан с сигналами, которые идут в этот центр от органов речи, слуха, зрения и т. д.

Под языком понимается любая система знаков, служащая человеку для получения, хранения и переработки информации. Первичным является естественный человеческий язык, исторически сложившаяся речь, система слов, служащая для мышления и общения.

Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это -- те явления, процессы, свойства и состояния, которые  человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Бессознательная память -- это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением и вниманием человека.

 

Тема 12. Учение о познании.

Абсолютная истина -

• это знание, содержание которого не опровергается последующим развитием науки, а лишь обогащается и конкретизируется (например, учение Демокрита об атомах;

• это знание, содержание которого остается инвариантным (Пушкин родился в 1799 г.);

2.Объективная истина –это содержание знания, не зависящее от человека, это адекватное отражение субъектом окружающего мира.

3.Относительная истина – это неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человечество на данном этапе своего развития. Относительная истина содержит в себе элементы заблуждений, связанных с конкретно-историческими условиями познания.

4.Конкретная истина – это знание, содержание которого является истинным лишь при определенных условиях. Например, «вода закипает при 100 градусах» является истиной лишь в условиях нормального атмосферного давления.

Заблуждение - непреднамеренное несовпадение нашего понимания какого-либо объекта (выраженного в соответствующих суждениях или понятиях) самому этому объекту.

Заблуждения необходимо отличать от:

- ошибки (результат неверного теоретического или практического действия, а также толкования данного явления);

- лжи (сознательное, преднамеренное искажение действительности, преднамеренное распространение заведомо не­верных представлений).

Отделение истины от заблуждения невозможно без ре­шения вопроса о том, что является критерием истины.

Наиболее общим критерием истинности знания является практика, понимаемая как общественно-историческая деятельность людей.

Предлагаются и другие критерии истинности:

· Формально-логический критерий. Логика.

· Принцип простоты, иногда его называют «бритвой Оккама» - не умножать число сущностей без надобности.

· Аксиологический критерий, т.е. соответствие знания общемировоззренческим, социально-политическим, нравственным принципам. Особенно применим в общественных науках.

 

Признаков бытия

Парменид выделяет основные признаки или свойства бытия:

1) бытие не возникло.

2) бытие не подвержено гибели;

3) бытие целокупно, т.е. не состоит из многих частей;

4) бытие единородно, что надо понимать в смысле его единственности;

5) бытие неподвижно;

6) бытие закончено или совершенно.

 

Уровень бытия - это часть бытия, характеризующаяся особым типом объективности, который проявляется в том, как это бытие воспринимается человеком. Различают три уровня бытия:

1. Уровень объективной реальности;

2. Уровень субъективной реальности;

3. Уровень трансцендентной реальности.

Понятие «трансцендентность» обозначает причинно-следственные связи и закономерности, выходящие за пределы наблюдаемых процессов, явлений и феноменов окружающей действительности.

Признаки науки.

Во-первых, эта универсальность обусловлена разнооб­разием духовных и практических потребностей человека.

Во-вторых, это связано с многообразием практическо­го отношения человека к миру, спецификой различных форм практики.

В-третьих, богатство форм познания мира заложено в самой природе человеческого способа отражения мира, в наличии мозга как высокоразвитого органа мышления.

Для современного человека основной формой (спосо­бом) познавательной деятельности человека является на­учное познание.

Особенности религии.

Религия основывается на вере и соответствующих действиях (культах). Религия - это особое мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное и священное. Религия - один из социально-исторических типов мировоззрения. Религия является одной из основных форм духовной культуры человечества. Она тесно связана с другими ее основными формами - такими как мифология, философия, искусство.

Выделяют различные концепции религии: духовно-теологическую, культурно-социологическую, психологическую, подчеркивая соответственно духовную, социальную и психологическую составляющую религии.

Происхождение религии.

Религия такой, какой представляют её современные люди, возникла не сразу. Предварительно религия прошла через следующие формы:

Тотемизм (фетишизм, идолопоклонство) - архаическая форма религии, основанная на отождествлении богов с какими-то предметами (вещами, животными, растениями или их изображениями).

Пантеизм - отождествление Бога с природой, материальной Вселенной.

Теизм - учение о Боге как творце мира, который создал его и продолжает управлять его бытием и изменением.

Деизм - представление, согласно которому Бог создал мир, но после творения не вмешивается в ход происходящих в мире процессов.

Атеизм - убежденность в том, что Бог как высшее существо, творец и властитель мира не существует, а идея Бога есть плод человеческого воображения.

Объединяют все религии функции, которые они выполняют в обществе:

1. Онтологическая - религия дает ответ на вопрос, каково происхождение и устройство мира, подчеркивает значение законов природы, которые установил Бог.

2. Гносеологическая - религия ориентирует на то, что человек способен познать мир, потому что создан по образу и подобию Творца.

3. Регулятивная – заключается в поддержании и усилении действий принятых в обществе социальных норм поведения, осуществлении социального контроля.

4. Смыслообразующая - религия помогает понять смысл и перспективу человеческой жизни.

5. Культурологическая - религия способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру.

6. Психологическая - религия имеет значение для преодоления страха смерти, она утешает слабых, помогает им пережить страдание и горе, служит психотерапевтическим средством адаптации людей к трудностям жизни.

7. Этическая - религия выполняет важную нравственную миссию.

8. Социально-консолидирующая – общая вера делает людей единомышленниками.

9. Духовная (по отношению к культуре).

10. Коммуникативная - состоит в особой форме общения священнослужителей (от имени Бога) с верующими и верующих между собой

 

Сущность искусства.

Слово “искусство” — первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта (“искусство мышления”, “искусство ведения войны”). В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря ему произведений — произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой — от произведений науки, ремесел, техники.

Возникновение искусства.

Божественная теория происхождения искусства связана с теорией происхождения человека, изложенной в Библии — “человек был создан Богом по его образу и подобию”. Именно духовное начало человека предопределило появление искусства.

Вторая теория возникновения искусства — эстетическая. Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40-20 тыс. лет до н.э. К первым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненные в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательствах в дела как отдельных людей, так и целых племен.

Функции искусства.

Искусство выполняет следующие функции:

  • Познавательную.
  •  Мировоззренческую.
  • Воспитательную.
  • Эстетическую.
  • Гедонистическую. Доставляет людям наслаждение, делает их сопричастными творчеству художника;
  • Коммуникативную. Отвечает за общение людей.
  • Прогностическую. Предвидение, предсказание будущего.
  • Медико-оздоровительную. Например, такое воздействие может оказывать музыка, т.к. сочетание звуковых сигналов влияет на психику и состояние;
  • Компенсаторную. Влияние искусства на психику человека позволяет ему выжить в самых трудных условиях.

 

Проблема гения.

Человек – это произведение искусства, которое он создает всю свою жизнь.

В XIX веке стали говорить о проблеме гениальности и безумия. Итальянский антрополог и криминалист Ч. Ломброзо в своей знаменитой книге "Гениальность и помешательство", опираясь на высказывания Платона, Аристотеля, Паскаля, напрямую связывал безумие и вдохновение, сумасшествие и пророчество. В чем-то сходную позицию проявил в своей психоаналитической теории творчества Зигмунд Фрейд. Согласно Фрейду, в детстве у людей возникает страсть к играм, которая впоследствии переходит в страсть к фантазированию, на основе чего и возникает творчество. Согласно Карлу Юнгу, отношение между гением и безумием – это ложная проблема. Она возникла в силу того, что существуют два типа творчества – психологический и визионерский. Психологическ ий тип творчества отражает «индивидуальное бессознательное», личный опыт художника, он психологически понятен людям. Визионерский тип отражает «коллективное бессознательное», такое творчество пугает и озадачивает людей жуткими картинами темных уголков души.

Нужно различать гения и гениальность, считает Николай Бердяев. Каждый человек гениален. Гениальной может быть любовь мужчины к женщине, матери к ребенку, гениальной может быть забота о ближних, гениальной может быть внутренняя интуиция людей, ни в чем себя не выражающая.

Талант и гений.

Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности.

Гений – это соединение гениальности и таланта. Гениальность есть внутреннее творчество человека.

Философия истории.

Эта дисциплина за основу изучения берет вопрос нашей роли на планете. Есть ли вообще смысл во всех событиях, которые происходят? Мы их пытаемся задокументировать, а после связать в единую систему. Однако кто на самом деле является действующим лицом? Человек творит процесс, или события управляют людьми? Эти и многие другие проблемы пытается решить философия истории.

Интересно, что сам термин «философия истории» впервые появляется в трудах Вольтера, но разрабатывать его начал немецкий ученый Гердер. В процессе исследований были выделены концепции исторического развития:

1. Античная концепция истории. Древние греки воспринимали мир как завешенный, гармоничный Космос (Платон).

2. Христианская концепция истории (Библия). Грехопадение Адама и Евы и изгнание их из Рая - начало человеческой истории. Узловые, важные моменты истории – первый приход Христа, его распятие и ожидаемое второе пришествие. Конец истории – второе пришествие Христа, Божественный Суд (описанный в Апокалипсисе).

Эсхатология – учение о конце истории.

Согласно учению христианского философа Августина, история есть систематическая реализация Божьего плана управления миром.

Идею единого смысла и конца истории также поддерживали русские философы В. Соловьев, Н. Бердяев и другие.

3. Рационалистская концепция истории. Данная концепция истории возникает в эпоху Возрождения и Просвещения. На место Божественного провидения ставятся рациональные объяснения истории. Основные идеи концепции – идея естественного закона истории и идея исторического прогресса. Представители - Дж. Вико, И.Г. Гердер.

 Известный немецкий мыслитель К. Маркс предложил материалистическое понимание истории.

4. Теория локальных обществ. Данная теория возникает в 20 веке в противовес концепциям линейного развития общества. Представители этой концепции истории – О. Шпенглер, А. Тойнби, Я. Данилевский, П. Сорокин. Они отрицают идею единой истории и сплошной поступательный прогресс.

5. Натуралистическая концепция.

Смысл данной теории заключен в том, что мораль, законы и принципы уже заложены в человеке изначально.

Цивилизационная концепция.

Первая из двух наиболее распространенных версий предполагает нелинейное развитие человечества. Ее сторонники, такие как Данилевский и Шпенглер, изображали историю в виде разрозненных цивилизаций, существующих отдельно и самобытно. (смотри вопрос 2.)

Формационная концепция.

 Сторонники этого подхода видят в истории последовательные этапы развития. Среди ученых, развивавших эти идеи, были Маркс, Фергюсон, Смит, Энгельс. Этот подход подразумевает линейную эволюцию человека от простейших форм до современного типа. Это относится как к физическому строению, так и к техническому прогрессу. (смотри вопрос 2.)

Охотники и собиратели.

Основные концепции исторического развития выделяют время, когда люди жили отдельно каждым племенем, ничего не производили и не выращивали, а только пользовались дарами природы.

  2. Рабовладельческий строй.

Со временем (напоминаем, что мы говорим про основные концепции исторического развития) общество начало делиться по положению и имуществу.

Эпоха феодализма.

Эпоха феодализма в основном совпадает со средневековьем и новым временем. В эти столетия люди осваивали как внешнее пространство – открывали новые земли, так и внутреннее – исследовали свойство вещей. Научная мысль шла вперед, как и социальные отношения.

Индустриальное общество.

Начинают возникать мысли о равенстве всех людей, о праве каждого на достойную жизнь, а не прозябание и беспросветный труд. К тому же появляются первые механизмы, которые позволили сделать производство легче и быстрее.

Постиндустриальный этап.

Человек научился клонировать клетки, ступил на поверхность Луны, исследовал практически все уголки Земля. Наше время дает неиссякаемый фонтан возможностей, не зря же второе название периода – информационный.

II. Цивилизационный подход к изучению истории.

Итак, цивилизацией можно считать только такой социум, который несет в себе все пункты из нижеследующего перечня:

1. Общий язык или языки, чтобы группы могли общаться между собой.

2. Независимость от других правителей и идеологий, что создает пространство для прогресса.

3. Самобытность культуры, традиций, религиозных верований.

4. Процесс развития конечен. То есть у каждой цивилизации есть периоды зарождения, расцвета и упадка. Если их назвать по странам, то получится около пятнадцати регионов: Китай, Индия, Месопотамия, семитский мир, Мексика, Латинская Америка, Греция, Рим и прочие.

Структура культуры.

В структуре культуры можно выделить материальную и духовную стороны, которые теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом, границы между ними являются подвижными.

1. Материальная культура охватывает всю сферу производственной деятельности общества и ее результаты.

2. Духовная культура представляет собой активный творческий процесс, в ходе которого создаются духовные ценности, обеспечивающие условия для развития общества, его мобильность и динамичность.

 

Культура и контркультура.

Контркультура — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры.

Термин «контркультура» впервые был использован американским социологом Теодором Роззаком, применявшим его для обозначения новых течений в искусстве, противопоставляющих себя традиционной культуре.

Молодые бунтари, выступая против державных установок западной культуры, противопоставили им собственные ценности.

Субкультуры автономны, закрыты, претендуют на то, чтобы заменить собою культуру. Битничество зародилось в 1945 году. Бунт в 50-х годах → поиск собственных субкультурных ориентации. Рок музыка. Тинейджеры - еще одна субкультура - от 13 до 19 лет - рокеры и панки, теды (противники панков, хранители социального порядка).

Кризис культуры.

Экологическая проблема.

  Ее сущность состоит в отчетливо обнару­жившемся и углубляющемся противоречии между производи­тельной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания. Искусственная среда постепенно и неотвратимо наступает на естественную и поглощает ее.

3. Демографическая проблема заключается в перенаселении. демографический спад в странах с высоким уровнем жизни (Европа); борьба за территории (Китай, Япония, Индия) и за ресурсы и т.д.

4. Продовольственная проблема. В настоящее время, по данным ООН, почти 2/3 человечества проживает в странах, где ощущается постоянная нехватка продуктов.

5. Проблема здоровья людей. Несмотря на то, что в XX веке были достигнуты большие успехи в борьбе со многими заболеваниями, большое количество болезней еще продолжают угрожать жизни людей.

6. Политическая проблема. В сегодняшнем мире приняла форму международного терроризма.

7. Энергетическая и сырьевая проблема — глобальная проблема обеспечения человечества топливом и сырьем.

8. Проблема использования Мирового океана — глобальная проблема его загрязнения.

 

Основные способы решения глобальных проблем:
- гуманизация мирового сообщества;

- воспитание неагрессивной личности;

- разумное ограничение и тщательное планирование научно-технического прогресса;

- улучшение качества социального прогнозирования и повышение достоверности научных прогнозов развития человечества;

- создание эффективных международных органов по совместному решению глобальных проблем и др.

 

В решение проблемы по устранению войны из жизни современной цивилизации к наиболее эффективным мерам можно отнести:

- отказ от войны и военно-силовой политики;

- приоритет международного гуманитарного права;

- повышение роли международных политических организаций (ООН, ОБСЕ);

- признание нерушимости государственных границ, установленных после второй мировой войны;

- создание многополярного мира вместо биполярного;

- развитие доверия и межгосударственного сотрудничества;

- признание права за странами и народами права самостоятельного выбора пути развития;

- приоритет общечеловеческих ценностей;

- организация контроля за распространением ядерного оружия и разоружением;

- ограничение воинской деятельности в интересах будущего развития цивилизации.

Среди путей и способов решения глобальных экологических проблем можно отнести:

- финансирование природоохранных программ;

- рациональное потребление ресурсов, сырья и энергии;

- совершенствование экологического законодательства;

- подготовка специалистов-экологов;

- использование международного опыта государств;

- внедрение экологически чистых, малоотходных технологий;

- повышение достоверности экологических прогнозов и экспертиз;

- формирование экологического сознания.

Известный американский социолог А. Тоффлер, один из авторов концепции "постиндустриального общества", свободного от глобальных проблем, к основным признакам переходного периода к новому типу цивилизации относит следующие:

- постепенный переход от традиционных ископаемых источников энергии к нетрадиционным;

- замена массового производства товаров и услуг производством четко ориентированных на потребителя;

- сдвиг с организации корпораций к формам менее бюрократическим, более специализированным и ориентированным на решение конкретных проблем;

- демассификация средств коммуникации. Этому процессу способствует развитие кабельного телевидения, спутников связи.

 

Вопрос 3. Влияние науки на будущее человечества.

Нововведения во всех областях науки и в школах необходимы. Со старой наукой в будущем мире далеко не уедешь. С одной стороны, нужно искоренять все ненужные нагромождения, с другой - нужно глубже вникнуть в явления, прибавляя самые современные достижения. Сейчас слишком много времени проходит, пока достижения отдельных лабораторий, исследований и открытий доходят до школ, ВУЗов, всего народа. Необходимы информационные отделы при школах с популярным изложением новейших достижений. Необходимо ускорение сообщений.

 Девяносто процентов крупных научных достижений принадлежит двадцатому веку. Можно наглядно показать, чем была наука и какой она стала теперь. Такое поразительное сравнение может открыть глаза на возможности будущего. Нельзя ни запрещать, ни преследовать развитие науки. Но даже при быстром своем росте, наука все-таки не выполняет и десятой доли предназначенного ей в этот период. Основные причины лежат в косности человечества, в запретах и предрассудках. Ученые исследуют космическое пространство, новые энергии и токи, но все вращаются в заколдованном круге, так как не признают всеначальную энергию. Без нее останется детским занятием самый смелый полет. Без нее не разглядеть межпространственных путей.

К сожалению, наука двигается слишком медленно. Наиболее значительные области остаются не затронутыми. Астрохимия, астрология почти не развиваются. Лишь недавно внимание ученых было обращено к Космическим лучам и токам и наиболее смелые ученые даже начали допускать влияние таких взрывов на психическую сторону человечества. Эволюция требует новых форм во всем. Пределы знания расширяются. Новые взаимоотношения складываются между различными областями науки. Многое, еще вчера казавшееся разделенным, теперь оказывается растущим из одного корня. Нужны новые сочетания сотрудничества. Прежние деления необходимо заменить более целесообразными. Это нужно во всех областях жизни - от философии и верований до самых практических наук.

Для дальнейшей эволюции обновление нужно человечеству. Предстоит множество новых открытий, но познание Основ Бытия будет краеугольным условием. Любое открытие - лишь врата к ближайшей тайне. Полюбим путь трудный, иначе на чем же испытаем себя?

 

 

КОНСПЕКТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

Преподаватель: А.В. Часовникова

Семестр

Задание по второй части курса.

Современная философия.

Полностью (!) переписать в тетрадь материал из файла по темам 10 - 18. Крайний срок сдачи конспекта на проверку – день зачета (до 21.12.2020)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.087 с.)