Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа 3. Латинский квадрат и прямоугольник
Цель работы: Научиться выполнять дисперсионный анализ данных полевого опыта, заложенного методом латинского квадрата и прямоугольника. Работа способствует формированию компетенций (частей компетенций): у студентов, обучающихся по направлению 35.03.04 «Агрономия»: ПК-2, ПК-4; 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»: ПК-16. Вопросы для самостоятельной работы – студент должен знать: - в каких случаях целесообразно закладывать опыты латинским квадратом и прямоугольником; - схему (модель) дисперсионного анализа опыта, заложенного латинским квадратом; - схему (модель) дисперсионного анализа опыта, заложенного латинским прямоугольником.
Вопросы для аудиторной работы – студент должен уметь: - выполнить дисперсионный анализ опыта, проведенного методом латинского квадрата и сделать выводы; - выполнить дисперсионный анализ опыта, проведенного методом латинского прямоугольника и сделать выводы.
Список индивидуальных заданий: После получения номера примера и задания от преподавателя, выпишите соответствующие колонки цифр в рабочую таблицу, уясните сущность и освойте технику расчетов при дисперсионном анализе данных полевого опыта, заложенного методом латинского квадрата и прямоугольника. Пример 1. Урожайность картофеля, ц/га (латинский квадрат 4 х 4)
Варианты: 1. Густота посадки 1 – 50; 2 – 70; 3 – 90; 4 – 120 тыс/га.
Пример 2. Урожайность сахарной свеклы, т/га (латинский квадрат 4х4)
Варианты: 1 – Контроль; 2-4 – Дозы NPK.
Пример 3. Урожайность зелёной массы кукурузы, т/га (латинский квадрат 4х4)
Варианты: 1– Контроль; 2-4 – Дозы NPK.
Пример выполнения работы В латинских квадратах и прямоугольниках расположение вариантов ортогонально, т.е. уравновешено в двух взаимно перпендикулярных направлениях – по рядам и столбцам. Например:
В опыте с ячменем, проведенном по схеме латинского квадрата 5х5, получены следующие урожаи (см. Пример 4, с. 22). В примере указаны значения по рядам и столбцам (числитель) и варианты (знаменатель – см. размещение вариантов в приведенном выше латинском квадрате). Определяем суммы по рядам и вариантам, а также средние по вариантам. Полученные данные записываем в исходную таблицу. Проверяем правильность вычислений по равенству ƩР = ƩС = ƩV = ƩX = 770,1.
Пример 4. Урожайность ячменя, ц/га (латинский квадрат 5х5)
Варианты: 1 – Без удобрения; 2-5 – Способы внесения удобрений.
Вспомогательные таблицы для вычисления сумм квадратов отклонений (А= 31) – округляем
Таблица квадратов
Общее число наблюдений N= l n=25 Корректирующий фактор =4,92:25=0,96
Суммы квадратов отклонений Общая СY = Ʃx12 – C = 332,13 – 0,96 = 331,17 Рядов CP = ƩP2 : l – C = 1058,8:5 – 0,96 = 210,81 Столбцов CC = ƩC2 : l – C =324,23:5 – 0,96 = 63,89 Вариантов CV = ƩV2 : n – C = 174,51: 5 – 0,96 = 33,94 Остаток CZ = CY – CP – CC – CV = 331,16 – 210,81– 63,89 – 33,94 = 22,5 Таблица дисперсионного анализа
Для оценки существенности частных различий вычисляют: а) ошибку опыта б) ошибку разности средних = НСР05 = t05Sd =2,18*0,87=1,89 6,30 Урожайность ячменя, ц/га
НСР05 =1,89 Вывод: Способы внесения удобрений 2, 3 и 5 не оказали существенного влияния на урожайность ячменя, а вариант 4 обеспечил достоверную прибавку 3,0 ц/га относительно контрольного варианта 1. Выполнение работы Пример №____________
Вспомогательные таблицы для вычисления сумм квадратов отклонений (А= ____)
Таблица квадратов
Общее число наблюдений N= l n= Корректирующий фактор = Суммы квадратов отклонений
Общая СY = Ʃx12 – C =
Рядов CP = ƩP2 : l – C =
Столбцов CC=ƩC2 : l – C =
Вариантов CV=ƩV2 : n – C =
Остаток CZ = CY – CP – CC – CV = Таблица дисперсионного анализа
Для оценки существенности частных различий вычисляют: а) ошибку опыта б) ошибку разности средних = НСР05 = t05Sd =
Урожайность_________________
НСР05 =______________ Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка________________ Подпись преподавателя___________________ Дата_____________________
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.044 с.) |