Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подгоняя перелетных птиц в дорогу на юг.
В "месяц льда (22. 09-21.10) и день последнего Айрана (1.10) Второе полугодие начинается с месяцами. В переводе с кийского угун означает «месяц замерзающей воды». Он Тится с 22 сентября по 21 октября. Древнеславянские надання угуна — грязник, паздерник и листопадных. В первые дни угуна наступает краткосрочное потепление, именуемое «„Овским или бабьем летом. 1 октября иногда колдо последнего айрана - Айран с, мечают пра №ТСЯ в юрте самого уважаемо,*, Утром лкии уг подиошеиия «умирающей» При^'^ в „але и Яел часы начинают отставать от «*; V степенно, дн месяца разнИцы в два часа. ,ЬЧ ^ v-yrfljj К KOHHJ ,„tra (22.»0 - 20- И>’ ,,очь М«Дведя МЄС!^мер«ь.хО.») и В ',„ПЙ месяп, длящийся с 22 октября по 20 СЛЄЯпо эвенкийски хугдарпи. Хугдарпи - это месяц6*., < звучит по- Славяне< живущие в более МЯГКОМ КЛИМ ' І бо ко го СНЄ1 а. ником и груднем. В середине хуГДап'На- У ЗЫВХТ3е^ктября на 1 ноября, празднуется прилив ТьЛ 6 І Н°ЧЬ ес'к й знак праздника - одинокни Медведь. Пр^, темическии честь всех умерших предков И духов еул!г к уСТраИиВни1 славян он нередко символизировался „р*** у ДР1ей линию-нить, по которой идет человек. Считало^ ДаЮГночь Медведя открывается брешь между СреДНи«; 1 нижним мирами, через которую люди и духи могут попаяв надругуюсторон.д^^ия многих народов повествуЮт< СТаРеТвых весь ГОД ждут этой ночи, чтобы обрести покой ДуШИ lul стране, дабы переход был более легким, живые взагрооно. и сти дары „ зажечь на могилах сигналь- должны оьи к ^ которых укажет нужное направление ные кострЬ'’ ибутами праздника были человеческие черепа Главными ар у ПОВ вставлялась горящая лучина. Ее И К0СТИ’ ^матоивалось как искра Великого Духа, символ пламя рассм 1 дения Лица жрецов, шаманов и всехсо- вечности И В03Р священнодействия обязательно закры- бравшихся на ось Д1Я того, чтобы духи предков не вали маски, -------------------------- известна как хэлловин Вместо черепов испопь- 27 СЄГсГ=с проделанными отверстиями в виде глаз и носа.
,/• ( и°чь я общения с потусторонними силами, пред- 0 <>и»анИЙ- (21Л1-2°.12) іесЯц )ы V занимает место в годовом цикле с 21 ноября V Сибирские кочевники эвенки в этот период to ДеКабрЯ поэтому время для них тянулось медленно, "и °сеДЛ°’ переводится - «самый длинный месяц». Сла- таК ИзИЛи в названии этого отрезка годового колеса Р„*'оГра1яЛИ его студень. Последний день хэгдыха- ^. и назв“;‘ —--------------------------- v ^ррзЫ и хоДИтся на окончание третьей четверти года и И 3«мНЄЄ ^Шамана (21. 12, 22. 12) ЮГО UJa‘ — ' небес» зимнег0 солнцестояния соотносится с тотеми- ПразДНИ м Тигра и отмечается 21 декабря. Через каждые цеским знанеМу прибавляется еще один, високосный, день - табл. 4). День (дни) Тигра является одним 22 дека Р аЖНЫХ в родовом цикле, потому что на это время и3самы оЖдение Первого Небесного Шамана и обрядо- прих°Ди^а в честь уВорца Вселенной - Великого Духа. Это ВЬІЄ ДЄ лит в самую суровую с энергетической точки зрения пр0ИСХоГда Силы Воды и Льда побеждают Силу Огня. П°*Y* асы называют этот отрезок времени Мылтых, указы- на необходимость оберегаться от негативных сил При- ВЗЯ 21 декабря называют зимним солнцеворотом, потому ^после этой даты дневные часы начинают прибывать. Ша- гли.говорят, что в это время Солнце уезжает на Небесном Олене в теплые страны, а дух стужи надевает медвежью шкуру и стучит в двери. Медведь, ушедший зимовать в берлогу на осеннее равноденствие, поворачивается на другой бок,
-минает накапливать илодоносиукл |UM равноденствие оживит семя. В Че!>.. • на вее*1* Р костры. Макушки деревьев ‘С‘ ^ись Дались символом Полярной *иозеленЫ.^ись изображения духов Приро!Гтвях р»^'1 ^читалось, что с дымом костров ^ 1. приношени^у и ми„овав дыру за Поляр„ой £ V ..„чаЮТС* п ________
ники Неясно- Ha зимнее солнцестояние весел,; духи мрака и*°и будуШее, играли на музыкапь 11 пели, пРеДСКи заклинали потусторонние силы. струМентах п _ 20 (21) 01) Месян плеча к солнцевор0та наступает «месяц Плеча)> После зимиег ^ с 22 (23) декабря по 20
мНрэ. он эани;азывают мирэ «плечом», потому что в зт0 варя. ЭвеНК” поднимается над горизонтом на уровень Чело°. время Солнце ПОД неславянских календарях мирз зНа веческого Рос™' и яютовей. Это самый холодный мес,ц чится как »Р°си ' Ике сопровождается темнотой полЯрНой года, который в^ыМИ вСПЫшками северного сияния. „очи и разноив ^ _ 19 (20). 02), Месяи и*ага ( ЧИСТОго чума (1. 02,2. 02) ночь Быка И д ^ (20) февраля продолжается месяц с 21 (22) января п ^енкИЙСКОГО гиравун означает «месяц гиравун. В пеРеВ<^Гмя когда Природа делает еле заметный шага», то есть®Р ’кИе названия говорят об обильном шаг к весне. слав" позе _ снежень, сечень, вьюговей. В снежном покрове И P я(в високосный год-с 1 на2 февраля) отвечается последний праздник годового цикла,х,
і „гериз уЮШИИСЯ первым ДВИЖСНИСМ f • С,ит отражение как „ Древнеэвенкий^ Э"> собыги і так и «е/це одном Лрсн„сс;,аВя,(СК( "“*! "а «*нии Ме 1 Термическим знаком праздника явл» ~ *'0^- сВ1,„м напором не лает погасну* и ^ Ьык, Кого 11гарях предков обязательно зажигали с,и' В **»<>'». на Этот праздник можно „азвать *” "Подносили Шения». Очищение распр(,странял0С) НОЧьн>очи- энергетическую систему человека. Возжиг- Ж/,С исс'°. на слета полынь, в дыму которой,„аМаны и Ц 1ась,а"асенная укрепляющие организм ритуалы. д0 СИч „ ахари "Радили в ере февральский праздник называете» и "* Край"с «Се- „ентральном месте устанавливаю, „со/ '* ''*"»■ Па „ходит шаман и начинает камлание спп„ '"агср-» него сгвИЯ ритуальными песнями и уларами ^*дая «о„ Лей. м ет у духов-хозяев Природы благо,,о! °" с"Ра"<и- „ромысле и в делах стойбища. Праз,,,,^ “ бМУШем НОЧЬ и завершается только под у7р() "Род «лжается всю Месяц роста (20 (21). 02 - 21 03) Последний отрезок годового цикла г 90,, 2/ марта эвенки именуют жшэ„гкшг>, ° фсвР*'» по роста рогов». Это связано с тем, что v <ШаЧаСТ <<мс «н ней начинается рост новых рогов. Д„евн!! СЄВЄрнь,х «ле- этот период „з-за незначительный^™*СЛаВЯ"Єі,,а^н П0ТОМ У нто в это время „ГГ 9**й* а та^е следнии день месяца эктэнгкирэ замыГ " ТЭЯТЬ с«№ Пона канун Нового года (с*. *МЫКает “РУ г и приходится
Тї*5*| январь (продолжение) аист. месяці ІОІеГд^ТаїГгГйгб 27 28 29 30 31^ Високосный февраль t г з 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Месяц гиравун
месяц
Март високосного года Месяц эктэнгкирэ 1. 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 ЗО X 2. л <п солнечного цикла, в древности имел хождение Помимо СО ^ „„ижением Луны. В лунном месяце на- цикл, фазы; Новолуние, Молодой месяц, Г -------------------------------------- - Г>~ 29 Ь суток луна и^лидш нолуние и Стар“дИакальнЫх созвездий, задерживаясь в каж все двенадцать Д обра3ом, в году получается 12 или дом на два-три Д. ^ месяца совпадает с пер-
refit. 5. Славяно-сибирский шаманский килєно значением основных праздников, звездных с „„т'4"'' >*Н) отношений Сип и положения в «Книге Перемен /У'"""’ ‘о. скобках указаны даты для високосного года. І, "чіЛ ц
О Новый год и Белый месяц Л?<г*д по лунному календарю приходится на коней И°ВЬ" февраль по европейскому стилю. Считается что « Н °“Т Г0да "Р^ХОДИТ разрыв Между *'"'ь|м II буДУшим; 6°Рьоа междУ светом и тьмой, добром»< у народов Центральной Азни лунный Новый год 2. *,“,„итет «белый». Также белым считается и весь месяп за ним. Подготовка к празднику происходит за Оько дней ДО его наступления. Люди убирают террито- "'І аала. очншают юрты от снега и грязи, выбивают по- < чистят на снегу ковры и т.д. Встреча самого Нового ta происходит не в полночь, а с восходом солнца в первый Іюдвв" день, чтобы не пропустить этого момента їдрсгвуют всю ночь. Существует поверье, что духи, увидев Zero в эту ночь человека могут принять его за мертвого теМ самым он не получит благословления. й Тувинцы называют лунный Новый год Шагаа. Обязательным моментом является хождение по гостям, обмен подарками и обильное застолье. У бурят существует обычай праздновать в этот день дни рождения. На Шагаа (бурятск Сагааіган) производится коллективное жертвоприношение духам-покровителям местности и рода. Все социальные раз линия на время забываются: богач может посещать юрту бедняка. Считается, что чем больше гостей придет в первый новогодний день, тем счастливее будет наступающий год Двенадцать лунных лет образуют малый цикл, каждый год которого символизируется тем ИЛИ ИНЫМ ЖИВОТНЫМ- мышь, корова, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца обезь' яна. курица, собака, свинья. Помимо этого год имеет свой цвет и стихию: зеленый - дерево; красный - огонь; желтый - земля; белый - железо; синий - вода. Соединение «окраски» года с тем или иным символическим животным создает большой цикл, состоящий из 60-ти лет (12 х 5). .. I вышеизложенных ритуалов, оорядов и ПрНм Многие HJ В - ись и остаютСя справедливы по сей Дені> частично сохран со временем подзабылся и Ча Смысл рвался. но это не означает, что они п0Те'. стично профа I магичеСкое значение. Возникают новЫе ряли внугрснн^^^ народы. разрушаются государства а религии. ВЫМ* I шает свой мистический бег по небу I Шагай ~ П1\ времен дошла до нас мантическая практика с древнеиіи^» используЮТСя косточки от бараньих ло- ПРИ к ' п слово «шагай» означает «белый». Это дыжек (астрагал^ предСКазаний с помощью астра- отражает пр"М\ственно в дни священного Белого месяца- галов преимуш с наступает Новый год по лунному
Ularaa (Сагаапга. ^ устраивакУТСЯ всевозможные состяза- календарю. На ^ ^ выигрыш во время Шагаа ния. игры. шим предзнаменованием, считается очень» событиях в Новом году прибе- Чтобы узнать «Г ^ уточек от бараньих лоды- гаютквыкиды ывлюгся шагаи-*. Раньше косточки ЖЄК- ГГГ специальную чашку из белого войлока с вы- складывали в си и счастья, встряхивали и выорасы- жженными на не. днос сейчас их зажимают в правой вали на серебря>.ыи ^ ковер или поверхность Л8Д0Г Помимо Урядов Белого месяца шагай можно исполь- q ппедсказания и в другие дни. зовать для предсказа ^ четырех положе. Каждая косточка щупает ^ животным; на ребро „„й. символизируемы д (тамээн), вверх - овца -г; irL (»-»— "ред” _________ ііЛПІ
Хонин ■ овца
Тэмээн ■ верблюд
Морин конь
4 коня — очень хорошее положение, лучшее предзнаменование; 4 верблюда — все будет успешно; 4 овцы — прочное счастье; 4 козы — ничто не изменится, останется желание что-то поменять;
3 коня, 1 верблюд — вскоре что-то произойдет, где не Ждешь 3 коня, I овца будет помеха; ь; 3 коня, 1 коза — хороший исход; 2 коня, 1 верблюд, 1 овца — удача, счастье; 2 коня, 1 овиа. 1 коза — без труда будет хорошо; 2 коня, 1 верблюд. 1 коза — хорошо и с пользой; 2 коня, 2 верблюда — работа и дела будут успешны; 2 коня, 2 овны — работа и дела будут с переменным успехом- 2 коня, 2 козы — неудача; 1 конь, 3 верблюда — будет удача; 1 конь, 3 овны — само собой придет большое счастье; 1 конь'3 козы — много сплетен вызовут затруднительнее лота,"" 1 конь, 2 верблюда, 1 овца — устойчивость во всем; Л*"Ие, 1 конь, 1 верблюд, 2 овцы — кто-то принесет новости; 1 конь, 1 верблюд. 2 козы — удача; 1 конь, 2 овны, 1 коза — услышите хорошие новости; 1 конь, 2 верблюда, 1 коза — в работе и делах будут помехи 1. конь, 1 верблюд, 1 овца, 1 коза — очень хорошая судьба; 2. верблюда, 1 овца, 1 коза удача; 2 верблюда, 2 овцы — ожидается что-то хорошее; 3. верблюда, 2 козы — промедление вызовет перемены к XyuaA- 1 верблюд, 2 овцы, 1 коза без какого-то успеха, но если постараться, то все будет хорошо; 1 верблюд, 1 овца, 2 козы — счастье, откуда не ждешь; 1 верблюд, 3 овцы — безуспешность, 1. верблюд, 3 козы — вначале будет тяжело; 4. овцы, 1 коза — жди помощи со стороны; 2. овцы, 2 козы — большое препятствие; 1 овца, 3 козы — без усилий не будет удачи. Помимо предсказательных целей, шагай использовался и как игра. Известно несколько десятков игр в шагай, распространенных некогда в Монголии, Бурятии и Туве. В игре шагай харвах («стрельба косточками») 8 или 12 астрагалов выкладывали по два и стреляли по ним другими косточками с помощью дощечки. В шагай шуурэх («собирание косточек») астрагалы подбрасывали, а затем собирали пары, лежащие одинаковыми сторонами вверх: 2 козы, 2 овцы, 2 верблюда, 2 коня. Потом
<•• тшощью щелч <'п г.ж. чтобы не зад^ | лож„лнсь ед«йх °4«од йж» первом Так „ во " ^РОНОЙ, Є<*«а '>* „0 „я* 1 «™ ™ ««рад Наид °РОМ с ’ *> ^(,гаге »'»' были m -ры. ад, ОЛь'лее J * e Побе^Наї, Их 0К. ^ичество астрагалоі)Т°Р*х гРе6^о Рри. дала»). -Ю/”" яок,ин -іог ^'<'сь 0 а". ,*,«№ играли «О ерезд «Лр. g'•' ■* Г«Оес? Иь боЛь участники садились в *-п ^Лепи ПестПи, Pa * Ve „ «*» 8 Sши 42 “"РагалоІ'Л ВЬ1к Ъдь,аУН"°гоНо<ФеПа*У»' ч игроков выкидывал „ ФигУРу 1,1 в „,, 0в°го,*/ > 6рм себе еоогветстві °ЧеРеді Ре°а*«? "’ї’е с „Г -"з- .;^е в^:<аії:» С: да будет уДачлив в °т, кто см()! ЄмУ Чи*Нуі° Кості большой приплод СКот На6Рать / KojJ H 4 en И %»'» лро»едев„в **“•»«** •««голеве ГеР««: в '“РЧІ}) «»*РУгн«водое^^ок леса „а Нее Равн0„ Действующ (Река сщ, ПригоРк<; „ С7»ве ІУіедьсдь iviam и Девочка (девушка) Хеладан, жена Медведя Манги Эр Согодох (Медвежье Ушко), сын Манги и Хеладан Старая Шаманка Дух Льда Олени Люди, будящие медведя (вороны и бурундуки) Дополнительные приготовления: плот, который символизирует отколовшуюся льдину; берлога для Медведя (ведущего праздник шамана), сделанная под корнями дерева из . иаски (медведя, оленей, духа Льда, ворон и:учьсв и clem. м. ^ собравшиХся и духов (бЛННЬ1 5 урундуков); У ' МОЛоко. сыр, толган (перетертая пц,е! яйия. сметана. і«м • „ XJle 6 j баранина (без сломанных мина), кумыс, аир». ); больШой камень; бубны. костей). пельмени, ком у Мистерия (плот) на льдине сидит на коле- По реке плыве о помоШИ; течение реки сносит ее в іях девушка И В1 і1Сцуіііка - девочка, оставленная ро. -трапу Мертвых- ^™ л семье29. Кітелями, как ЛИІ ^ старая Шаманка. Она бросает Де. На берегу появ;' ант. подтягивает плот-льдину багром), пушке веревку (вар • веревки и причаливает к берегу. Девушка хватаете олицетворяег проходящую зиму, зама- дух Льда, котор ыми нужными в хозяйстве дарами, нивает девушку р ^ вссг0і говоря, что не возьмет дары, Девушка отказы ві попадет в Страну Мертвых. urn В ЭТОМ СЛу потому ится поуходит. Дух Льда «Р^СЯ,сп ШИВаег девушку об ее имени и узнает. Старая Шаманк», ^ „арекает девушку Хеладан. В что у нее нет имени _и в масках) ПОдн„мают страшный крик. 7 Т 0 время вороны I- - начинают свистеть. Он этого шума Бурундуки (люди в м1 из берлоги Медведь Манги (ве- очень неохотно п°л:= иемаске медведя), душий праздник Шама приШуренно смотрит вокруг и Манги рычит, ФЫР ^ ^ перевалиВаясь, медленно бьет В бубен. ОН види ^ хочет съесть девушку, но, подходит к не^С«ача ет и увоЯит жить к себе. Их на- уЗНаВ0ЄЄ ста5; Еанка, предрекая, что у них родится Сбудет он настоящим героем. ’ оап обычай — оставлять в лесу на.одят мери-TOTW» и 6ИЧІ«« ч имеет с Хсладан супружеские отил, акта). От этой связи у „их к '1С"Ия (имита- ^"Іуанка, рождается сын-богатырь („а с''ааЧеств°- ей ствуюшее лицо). Его называют - '?■ вь,х°Дит Ушко, потому ЧТО он имеет об л піл 0,ОД( « - Цветного (маска исполнителя должна б. Т УЧЄЛ0Вс<«>- ^собравшиеся громко прибегну кг, рож;‘; Не«олной). ^^рканьем и свистом. Медвежье VujkoS! Эр Сог °- ^ 1№бьег по нему колотушкой. Потом он спг гИ РУКН бУ6с» U ™ люди «и*г „** _у ™ Ма,„„ \(ЗЯГИ бродит вокруг, медленно ударяя о Г г07, еды ',ет-,^ней ПОЛ прошлогодними листьями Под J ’ И ии<ет в это время собравшиеся изображаю, МИ’ Под с«е- ^гК Медведю руки. Манги ничего не „1 "ЛаЧ и иР°сти- ЛР ему сыну Эр Согодоху, чтобы тот его уби°ЛИТ И Г0В°РИТ а^чат чего хотят. уоИл’ и тогда люди Хелалан начинает плакать и лричитат, т лзодитее в сторону и сообщает, что все fi Да Ме лведь ^ развесит его шкуру на свалившемся ZT Х °Р°Шо> е«и хал на самое почетное место. реве>а голову по-
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.132 с.) |