Подгоняя перелетных птиц в дорогу на юг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подгоняя перелетных птиц в дорогу на юг.



В "месяц льда (22. 09-21.10) и день последнего

Айрана (1.10)

Второе полугодие начинается с месяцами. В переводе с кийского угун означает «месяц замерзающей воды». Он Тится с 22 сентября по 21 октября. Древнеславянские надання угуна — грязник, паздерник и листопадных. В первые дни угуна наступает краткосрочное потепление, именуемое

«„Овским или бабьем летом. 1 октября иногда колдо последнего айрана - Айран с, мечают пра                                                 №ТСЯ в юрте самого уважаемо,*,

Утром лкии уг подиошеиия «умирающей» При^'^ в „але и Яел часы начинают отставать от «*; V

степенно, дн месяца разнИцы в два часа.                                                              Ч ^

v-yrfljj К KOHHJ

,„tra (22.»0 - 20- И>’ ,,очь М«Дведя МЄС!^мер«ь.хО.»)

и В ',„ПЙ месяп, длящийся с 22 октября по 20

СЛЄЯпо эвенкийски хугдарпи. Хугдарпи - это месяц6*., < звучит по- Славяне< живущие в более МЯГКОМ КЛИМ '                                                                                                                               І

бо ко го СНЄ1 а. ником и груднем. В середине хуГДап'На- У

ЗЫВХТ3е^ктября на 1 ноября, празднуется прилив ТьЛ 6 І

Н°ЧЬ ес'к й знак праздника - одинокни Медведь. Пр^, темическии честь всех умерших предков И духов еул!г к

уСТраИиВни1 славян он нередко символизировался „р*** у ДР1ей линию-нить, по которой идет человек. Считало^ ДаЮГночь Медведя открывается брешь между СреДНи«; 1 нижним мирами, через которую люди и духи могут попаяв

надругуюсторон.д^^ия многих народов повествуЮт<

СТаРеТвых весь ГОД ждут этой ночи, чтобы обрести покой ДуШИ lul стране, дабы переход был более легким, живые взагрооно. и сти дары „ зажечь на могилах сигналь- должны оьи к ^ которых укажет нужное направление ные кострЬ'’ ибутами праздника были человеческие черепа Главными ар у                              ПОВ вставлялась горящая лучина. Ее

И К0СТИ’ ^матоивалось как искра Великого Духа, символ пламя рассм 1 дения Лица жрецов, шаманов и всехсо-

вечности И В03Р             священнодействия обязательно закры-

бравшихся на                 ось Д1Я того, чтобы духи предков не

вали маски,

-------------------------- известна как хэлловин Вместо черепов испопь-

27 СЄГсГ=с проделанными отверстиями в виде глаз и носа.

,/• ( и°чь я общения с потусторонними силами, пред-

0 <>и»анИЙ-

(21Л1-2°.12) іесЯц V занимает место в годовом цикле с 21 ноября V Сибирские кочевники эвенки в этот период to ДеКабрЯ поэтому время для них тянулось медленно, "и °сеДЛ°’ переводится - «самый длинный месяц». Сла- таК ИзИЛи в названии этого отрезка годового колеса Р„*'оГра1яЛИ его студень. Последний день хэгдыха-

^. и назв“;‘                                  —--------------------------- v

^ррзЫ и хоДИтся на окончание третьей четверти года и

И

мНЄЄ ^Шамана (21. 12, 22. 12)

ЮГО UJa‘ — '

небес» зимнег0 солнцестояния соотносится с тотеми- ПразДНИ м Тигра и отмечается 21 декабря. Через каждые цеским знанеМу прибавляется еще один, високосный, день -

табл. 4). День (дни) Тигра является одним 22 дека Р аЖНЫХ в родовом цикле, потому что на это время и3самы оЖдение Первого Небесного Шамана и обрядо- прих°Ди^а в честь уВорца Вселенной - Великого Духа. Это ВЬІЄ ДЄ лит в самую суровую с энергетической точки зрения пр0ИСХоГда Силы Воды и Льда побеждают Силу Огня.

П°*Y* асы называют этот отрезок времени Мылтых, указы- на необходимость оберегаться от негативных сил При- ВЗЯ 21 декабря называют зимним солнцеворотом, потому ^после этой даты дневные часы начинают прибывать. Ша- гли.говорят, что в это время Солнце уезжает на Небесном

Олене в теплые страны, а дух стужи надевает медвежью шкуру и стучит в двери. Медведь, ушедший зимовать в берлогу на осеннее равноденствие, поворачивается на другой бок,

 

-минает накапливать илодоносиукл |UM   равноденствие оживит семя. В Че!>..

• на вее*1* Р костры. Макушки деревьев ‘С‘ ^ись Дались символом Полярной *иозеленЫ.^ись изображения духов Приро!Гтвях р»^'1 ^читалось, что с дымом костров ^

1. приношени^у и ми„овав дыру за Поляр„ой £ V

..„чаЮТС* п ________

 

ники Неясно- Ha зимнее солнцестояние весел,;

духи мрака и*°и будуШее, играли на музыкапь 11 пели, пРеДСКи заклинали потусторонние силы. струМентах                                                  п _ 20 (21) 01)

Месян плеча к солнцевор0та наступает «месяц Плеча)>

После зимиег                     ^ с 22 (23) декабря по 20

мНрэ. он эани;азывают мирэ «плечом», потому что в зт0

варя. ЭвеНК” поднимается над горизонтом на уровень Чело°. время Солнце ПОД неславянских календарях мирз зНа

веческого Рос™' и яютовей. Это самый холодный мес,ц чится как »Р°си ' Ике сопровождается темнотой полЯрНой года, который в^ыМИ вСПЫшками северного сияния.

„очи и разноив                  ^ _ 19 (20). 02),

Месяи и*ага ( ЧИСТОго чума (1. 02,2. 02) ночь Быка И д ^ (20) февраля продолжается месяц с 21 (22) января п ^енкИЙСКОГО гиравун означает «месяц гиравун. В пеРеВ<мя когда Природа делает еле заметный шага», то есть®Р ’кИе названия говорят об обильном шаг к весне. слав" позе _ снежень, сечень, вьюговей. В снежном покрове И P                                                                 я(в високосный год-с 1 на2

февраля) отвечается последний праздник годового цикла,х,

 

і

„гериз уЮШИИСЯ первым ДВИЖСНИСМ f •

С,ит отражение как „ Древнеэвенкий^ Э"> собыги

і так и «е/це одном Лрсн„сс;,аВя,(СК( "“*! "а «*нии Ме 1 Термическим знаком праздника явл» ~ *'0^-

сВ1,„м напором не лает погасну* и ^ Ьык, Кого

11гарях предков обязательно зажигали с,и' В **»<>'». на Этот праздник можно „азвать *” "Подносили Шения». Очищение распр(,странял0С)                                                          НОЧьн>очи-

энергетическую систему человека. Возжиг- Ж/,С исс'°. на слета полынь, в дыму которой,„аМаны и Ц 1ась,а"асенная укрепляющие организм ритуалы. д0 СИчахари "Радили в ере февральский праздник называете» и "* Край"с «Се- „ентральном месте устанавливаю, „со/ '* ''*"»■ Па „ходит шаман и начинает камлание спп„ '"агср-» него сгвИЯ ритуальными песнями и уларами ^*дая «о„ Лей.

м ет у духов-хозяев Природы благо,,о! °" са"<и-

„ромысле и в делах стойбища. Праз,,,,^ “ бМУШем

НОЧЬ и завершается только под у7р() "Род «лжается всю

Месяц роста (20 (21). 02 - 21 03)

Последний отрезок годового цикла г 90,,

2/ марта эвенки именуют жшэ„гкшг>, ° фсвР*'» по роста рогов». Это связано с тем, что v <ШаЧаСТ <<мс «н ней начинается рост новых рогов. Д„евн!! СЄВЄрнь,х «ле-

этот период „з-за незначительный^™*СЛаВЯ"Єі,,а

П0ТОМ У нто в это время „ГГ 9**й* а та^е следнии день месяца эктэнгкирэ замыГ " ТЭЯТЬ с«№ Пона канун Нового года (с*. *МЫКает “РУ г и приходится

     
 
.

 


Тї*5*| январь (продолжение) аист. месяці          

ІОІеГд^ТаїГгГйгб 27 28 29 30 31^

Високосный февраль t г з 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Месяц гиравун

 

месяц

 

Март високосного года

Месяц эктэнгкирэ

1. 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 ЗО X

2.

л <п солнечного цикла, в древности имел хождение Помимо СО ^ „„ижением Луны. В лунном месяце на- цикл,          фазы; Новолуние, Молодой месяц, Г

--------------------------------------  -        Г>~ 29 Ь суток луна и^лидш

нолуние и Стар“дИакальнЫх созвездий, задерживаясь в каж все двенадцать Д     обра3ом, в году получается 12 или

дом на два-три Д.                                   ^ месяца совпадает с пер-

 


refit. 5. Славяно-сибирский шаманский килєно значением основных праздников, звездных с „„т'4"'' >*Н) отношений Сип и положения в «Книге Перемен /У'"""’ ‘о. скобках указаны даты для високосного года.                                                                                              І, "чіЛ ц

О Новый год и Белый месяц

Л?<г*д по лунному календарю приходится на коней И°ВЬ" февраль по европейскому стилю. Считается что «

Н °“Т Г0да "Р^ХОДИТ разрыв Между *'"'ь|м II буДУшим; 6°Рьоа междУ светом и тьмой, добром»< у народов Центральной Азни лунный Новый год

2. *,“,„итет «белый». Также белым считается и весь месяп за ним. Подготовка к празднику происходит за Оько дней ДО его наступления. Люди убирают террито- "'І аала. очншают юрты от снега и грязи, выбивают по- < чистят на снегу ковры и т.д. Встреча самого Нового ta происходит не в полночь, а с восходом солнца в первый

Іюдвв" день, чтобы не пропустить этого момента їдрсгвуют всю ночь. Существует поверье, что духи, увидев

Zero в эту ночь человека могут принять его за мертвого теМ самым он не получит благословления.

й Тувинцы называют лунный Новый год Шагаа. Обязательным моментом является хождение по гостям, обмен подарками и обильное застолье. У бурят существует обычай праздновать в этот день дни рождения. На Шагаа (бурятск

Сагааіган) производится коллективное жертвоприношение

духам-покровителям местности и рода. Все социальные раз линия на время забываются: богач может посещать юрту бедняка. Считается, что чем больше гостей придет в первый новогодний день, тем счастливее будет наступающий год Двенадцать лунных лет образуют малый цикл, каждый год которого символизируется тем ИЛИ ИНЫМ ЖИВОТНЫМ- мышь, корова, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца обезь' яна. курица, собака, свинья. Помимо этого год имеет свой цвет и стихию: зеленый - дерево; красный - огонь; желтый - земля; белый - железо; синий - вода. Соединение «окраски» года с тем или иным символическим животным создает большой цикл, состоящий из 60-ти лет (12 х 5).

.. I вышеизложенных ритуалов, оорядов и ПрНм

Многие HJ В - ись и остаютСя справедливы по сей Дені> частично сохран со временем подзабылся и Ча

Смысл              рвался. но это не означает, что они п0Те'.

стично профа I магичеСкое значение. Возникают новЫе ряли внугрснн^^^ народы. разрушаются государства а религии. ВЫМ* I шает свой мистический бег по небу

I

Шагай

~ П1\ времен дошла до нас мантическая практика с древнеиіи^» используЮТСя косточки от бараньих ло-

ПРИ к ' п слово «шагай» означает «белый». Это дыжек (астрагал^ предСКазаний с помощью астра- отражает пр"М\ственно в дни священного Белого месяца- галов преимуш с наступает Новый год по лунному

Ularaa (Сагаапга. ^ устраивакУТСЯ всевозможные состяза- календарю. На ^ ^ выигрыш во время Шагаа ния. игры.                                    шим предзнаменованием,

считается очень»                                  событиях в Новом году прибе-

Чтобы узнать «Г ^ уточек от бараньих лоды- гаютквыкиды ывлюгся шагаи-*. Раньше косточки

ЖЄК- ГГГ специальную чашку из белого войлока с вы- складывали в си и счастья, встряхивали и выорасы-

жженными на не.                днос сейчас их зажимают в правой

вали на серебря>.ыи                       ^ ковер или поверхность

Л8Д0Г Помимо Урядов Белого месяца шагай можно исполь-

q ппедсказания и в другие дни. зовать для предсказа      ^ четырех положе.

Каждая косточка щупает ^ животным; на ребро „„й. символизируемы д (тамээн), вверх - овца

-г; irL (»-»— "ред

_________ ііЛПІ


 

Хонин ■ овца


 

Тэмээн ■ верблюд


 

Морин конь

 


4 коня — очень хорошее положение, лучшее предзнаменование;

4 верблюда — все будет успешно;

4 овцы — прочное счастье;

4 козы — ничто не изменится, останется желание что-то поменять;

 

3 коня, 1 верблюд — вскоре что-то произойдет, где не Ждешь 3 коня, I овца будет

помеха;                                                                                                        ь;

3 коня, 1 коза — хороший исход;

2 коня, 1 верблюд, 1 овца — удача, счастье;

2 коня, 1 овиа. 1 коза — без труда будет хорошо;

2 коня, 1 верблюд. 1 коза — хорошо и с пользой;

2 коня, 2 верблюда — работа и дела будут успешны;

2 коня, 2 овны — работа и дела будут с переменным успехом-

2 коня, 2 козы — неудача;

1 конь, 3 верблюда — будет удача;

1 конь, 3 овны — само собой придет большое счастье;

1 конь'3 козы — много сплетен вызовут затруднительнее лота,""

1 конь, 2 верблюда, 1 овца — устойчивость во всем; Л*"Ие,

1 конь, 1 верблюд, 2 овцы — кто-то принесет новости;

1 конь, 1 верблюд. 2 козы — удача;

1 конь, 2 овны, 1 коза — услышите хорошие новости;

1 конь, 2 верблюда, 1 коза — в работе и делах будут помехи

1. конь, 1 верблюд, 1 овца, 1 коза — очень хорошая судьба;

2. верблюда, 1 овца, 1 коза удача;

2 верблюда, 2 овцы — ожидается что-то хорошее;

3. верблюда, 2 козы — промедление вызовет перемены к XyuaA- 1 верблюд, 2 овцы, 1 коза без какого-то успеха, но если

постараться, то все будет хорошо;

1 верблюд, 1 овца, 2 козы — счастье, откуда не ждешь;

1 верблюд, 3 овцы — безуспешность,

1. верблюд, 3 козы — вначале будет тяжело;

4. овцы, 1 коза — жди помощи со стороны;

2. овцы, 2 козы — большое препятствие;

1 овца, 3 козы — без усилий не будет удачи.

Помимо предсказательных целей, шагай использовался и как игра. Известно несколько десятков игр в шагай, распространенных некогда в Монголии, Бурятии и Туве. В игре шагай харвах («стрельба косточками») 8 или 12 астрагалов выкладывали по два и стреляли по ним другими косточками с помощью дощечки. В шагай шуурэх («собирание косточек») астрагалы подбрасывали, а затем собирали пары, лежащие одинаковыми сторонами вверх: 2 козы, 2 овцы, 2 верблюда, 2 коня. Потом

<•• тшощью щелч

<'п г.ж. чтобы не зад^ | лож„лнсь ед«йх °4«од

йж» первом Такво " ^РОНОЙ, Є<*«а '>* „0

я* 1 «™ ™ ««рад Наид °РОМ с ’ *>                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    ^(,гаге

»'»' были m -ры. ад, ОЛь'лее J * e Побе^Наї, Их . ^ичество астрагалоі)Т°Р*х гРе6^о                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Рри.

дала»). -Ю/”"                                                                                                                                                                                                                                                        яок,ин                                                                                                                                                              -іог ^'<'сь 0 а".

,*,«№ играли «О ерезд «Лр. g'•' ■* Г«Оес? Иь боЛь

участники садились в *-п ^Лепи ПестПи, Pa * Ve „

«*» 8 Sши 42 “"РагалоІ'Л ВЬ1к Ъдь,аУН"°гоНо<ФеПа*У»'

ч игроков выкидывал „ ФигУРу 1,1 в „,, °го,*/ > м себе еоогветстві °ЧеРеді Ре°а*«? "’ї’е с „Г -"з-

.;^е в^:<аії:» С: да будет уДачлив в °т, кто см()! ЄмУ Чи*Нуі° Кості большой приплод СКот      На6Рать / KojJ H 4 en И

%»'» лро»едевв **“•»«**

•««голеве                                                                                                                                                                                                                                                                                                         ГеР««: в                                                                                                                                                                                                                                '“РЧІ})

«»*РУгн«водое^^ок лесаа Нее Равн0

Действующ (Река сщ, ПригоРк<;С7»ве

ІУіедьсдь iviam и

Девочка (девушка) Хеладан, жена Медведя Манги

Эр Согодох (Медвежье Ушко), сын Манги и Хеладан Старая Шаманка

Дух Льда

Олени

Люди, будящие медведя (вороны и бурундуки)

Дополнительные приготовления: плот, который символизирует отколовшуюся льдину; берлога для Медведя (ведущего праздник шамана), сделанная под корнями дерева из

. иаски (медведя, оленей, духа Льда, ворон и:учьсв и clem. м. ^ собравшиХся и духов (бЛННЬ1 5 урундуков); У ' МОЛоко. сыр, толган (перетертая пц,е! яйия. сметана. і«м • „ XJle 6 j баранина (без сломанных мина), кумыс, аир». ); больШой камень; бубны.

костей). пельмени, ком у

Мистерия                                (плот) на льдине сидит на коле-

По реке плыве о помоШИ; течение реки сносит ее в іях девушка И В1 і1Сцуіііка - девочка, оставленная ро.

-трапу Мертвых- ^™ л семье29.

Кітелями, как ЛИІ                                                    ^ старая Шаманка. Она бросает Де.

На берегу появ;'                                                  ант. подтягивает плот-льдину багром),

пушке веревку (вар                                                         • веревки и причаливает к берегу.

Девушка хватаете                                                    олицетворяег проходящую зиму, зама-

дух Льда, котор                                            ыми нужными в хозяйстве дарами,

нивает девушку р                                                      ^ вссг0і говоря, что не возьмет дары,

Девушка отказы ві                                                           попадет в Страну Мертвых.

urn В ЭТОМ СЛу

потому               ится поуходит.

Дух Льда «Р^СЯ,сп ШИВаег девушку об ее имени и узнает. Старая Шаманк», ^ „арекает девушку Хеладан. В что у нее нет имени _и в масках) ПОдн„мают страшный крик. 7 Т 0 время вороны I- - начинают свистеть. Он этого шума Бурундуки (люди в м1 из берлоги Медведь Манги (ве-

очень

неохотно п°л:= иемаске медведя), душий праздник Шама  приШуренно смотрит вокруг и

Манги рычит, ФЫР ^                    ^ перевалиВаясь, медленно

бьет В бубен. ОН види                    ^ хочет съесть девушку, но,

подходит к не^С«ача                                   ет и увоЯит жить к себе. Их на-

уЗНаВ0ЄЄ ста5; Еанка, предрекая, что у них родится Сбудет он настоящим героем.

’                                                                             оап обычай — оставлять в лесу

на.одят мери-TOTW» и 6ИЧІ««

ч имеет с Хсладан супружеские отил,

акта). От этой связи у „их к '"Ия (имита-

^"Іуанка, рождается сын-богатырь („а с''ааЧеств°-

ей ствуюшее лицо). Его называют - '?■ вь,х°Дит Ушко, потому ЧТО он имеет об л піл 0,ОД( « -

Цветного (маска исполнителя должна б. Т УЧЄЛ0Вс<«>- ^собравшиеся громко прибегну кг, рож;‘; Не«олной). ^^рканьем и свистом. Медвежье VujkoS! Эр Сог °- ^ 1№бьег по нему колотушкой. Потом он спг гИ РУКН бУ»

U ™ люди «и*г „** _у ™                                                                                 Ма,„„

\(ЗЯГИ бродит вокруг, медленно ударяя о Г г07, еды ',ет-,^ней ПОЛ прошлогодними листьями Под J ’ И ии<ет в это время собравшиеся изображаю, МИПод с«е- ^гК Медведю руки. Манги ничего не „1 "ЛаЧ и иР°сти-

ЛР ему сыну Эр Согодоху, чтобы тот его уби°ЛИТ И Г0В°РИТ а^чат чего хотят.           уоИл’ и тогда люди

Хелалан начинает плакать и лричитат, т лзодитее в сторону и сообщает, что все fi Да Ме лведь ^ развесит его шкуру на свалившемся ZT Х °Р°Шо> е«и хал на самое почетное место. реве>а голову по-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.132 с.)