Методика подбора средств ППФП 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика подбора средств ППФП



 

 

Подбор средств ППФП производится с учетом особенностей учебно­го процесса на каждом факультете и специфики будущей профессио­нальной деятельности студентов. Средства ППФП можно объединить в следующие группы:

• прикладные физические упражнения и отдельные элементы раз­личных видов спорта;

• прикладные виды спорта (их целостное применение);

• оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

• вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.

При подборе отдельных прикладных физических упражнений важно, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало формируемым физическим и специальным качествам. При акцентированном воспитании физических качеств в содержа­нии учебных занятий обычно увеличивается объем специальных' уп­ражнений, развивающих одно или несколько качеств, и устанавлива­ются соответствующие учебные нормативы. Такой подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта чаще всего производится опыт­ным путем по принципу соответствия их особенностям профессио­нальных качеств и умений.

Известный кардиохирург и активный популяризатор двигательной активности академик Н.М. Амосов считал, что взаимодействие всех жизненно важных систем организма лучше всего проявляется через выносливость. Основа выносливости — хорошо функционирующий механизм кислородного обеспечения, положительно влияющий на центральную нервную систему, которая более четко координирует ра­боту физиологических систем, тем самым, повышая общую и профес­сиональную работоспособность, улучшая самочувствие.

В большинстве отечественных исследований по определению со­держания ППФП отмечается ведущая роль общей выносливости в обеспечении высокой профессиональной работоспособности. При подборе отдельных прикладных упражнений следует уделить особое внимание упражнениям на выносливость.

Уровень квалификации спортсменов накладывает отпечаток на со­стояние их физического развития и функциональную подготовлен­ность. Например, мастера спорта по гимнастике значительно точнее воспринимают характеристики движений, чем гимнасты третьераз­рядники. Футболисты-разрядники имеют более развитое перифери­ческое зрение, чем представители других видов спорта. Немаловажен и опосредованный прикладной опыт занятий от­дельными видами спорта. Так, штангист никогда не станет «тянуть» вес вверх путем разгибания спины, что часто наблюдается в быту, так как при этом создается колоссальная нагрузка на межпозвоночные диски. Правильный подъем веса всегда начинается с активного разгибания ног путем напряжения крупной передней группы мышц бедра.

Каждый вид спорта способствует совершенствованию определен­ных физических и психических качеств И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, со­впадают с профессиональными, то такие виды спорта считаются про­фессионально-прикладными. Элементы состязательности, сопряженные с повышенными физи­ческими и психическими нагрузками, позволяют широко использо­вать спорт в процессе совершенствования профессионально-при­кладной физической подготовки студентов. Однако занятия прикладными видами спорта не единственный метод для решения всего комплекса вопросов ППФП студентов из-за недостаточной из­бирательности в этом случае задач подготовки будущего специалиста к конкретной профессии.

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы — обя­зательные средства ППФП студентов, особенно для воспитания спе­циальных прикладных качеств, обес­печивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях С помощью специально организованных занятий можно до­стичь повышенной устойчивости ор­ганизма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям темпе­ратуры воздуха

Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие ее эффективность, это различные тренажеры, специаль­ные технические приспособления, с помощью которых можно моделиро­вать отдельные условия и характер бу­дущего профессионального труда Следует различать тренажеры, приме­няемые на занятиях по учебной дис­циплине «Физическая культура», и профессиональные тренажеры Прин­ципиальное назначение первых в том, что с их помощью закладываются функциональные основы, расширяет­ся диапазон двигательных умений, способствующих быстрому освоению профессиональных действий, умений и навыков. На профессиональных же тренажерах отрабатыва­ются именно профессиональные действия и умения в облегченных или усложненных условиях, а это является уже задачей не кафедры физического воспитания, а выпускающих кафедр высшего учебного заведения.

6. Организация и формы ППФП в университете.

 

Организация ППФП студентов в университете пред­полагает использовать специализированную подготовку в учебное и свободное время. Организация ППФП на учебных занятиях опреде­ляется рабочей программой по учебной дисциплине «Физическая культура», которая составляется кафедрой физического воспитания на основе Примерной учебной программы для высших учебных заве­дений. В рабочей программе отражаются особенности будущей про­фессии студентов каждого факультета и учитываются материально-технические возможности конкретного вуза.

Для расширенной психофизической подготовки с профессиональ­ной направленностью в основном учебном отделении могут быть ор­ганизованы специализированные учебные группы по ППФП, а в спортивном — учебные группы по прикладным видам спорта. Студенты, занимающиеся в специальном учебном отделении, ос­ваивают те элементы профессионально-прикладной физической под­готовки, которые доступны им по состоянию здоровья. ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоре­тических и практических занятий.

Цель теоретических занятий — дать будущим специалистам при­кладные знания, которые бы обеспечили сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда. Учебный материал дол­жен быть рассчитан не только на подготовку студентов в личном плане, но и на его подготовку как будущего руководителя производственного или творческого коллектива. Для этого используются теоретические и методико-практические, а также учебно-тренировочные заня­тия. Вопросы ППФП, связанные с техникой безопасности, объясняются именно во время практических занятий.

ППФП во внеучебное время необходима студентам, имеющим не­достаточную общую и специальную психофизическую подготовлен­ность. Формы ППФП в свободное время:

• секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта под руководством преподавателя-тренера;

• самодеятельные занятия по прикладным видам спорта в различ­ных спортивных группах вне вуза (туристских клубах и т.п.);

• самостоятельные занятия студентов (самостоятельное выполнение студентами заданий преподавателя кафедры физического воспитания).

Одна из форм ППФП — массовые оздоровительные физкультур­ные и спортивные мероприятия (внутривузовские соревнования меж­ду учебными группами, курсами, факультетами). Результаты освоения теоретического, методического и практического подраздела ППФП оцениваются в соответствии со специальными тре­бованиями и нормативами, разрабатываемыми кафедрой физического воспитания для каждого факультета. Требования устанавливаются с уче­том профиля выпускаемых специалистов. Утвержденные кафедрой за­четные нормативы по разделу ППФП обязательны для каждого студен­та и входят в комплекс зачетных требований и нормативов по учебной дисциплине «Физическая культура». В каждом семестре рекомендуется выполнять не более 2—3 зачетных тестов. Студенты специального отде­ления, а также освобожденные от практических занятий выполняют те­сты и требования из тех разделов ППФП, которые доступны им по со­стоянию здоровья.

Допуск к обязательной итоговой аттестации после завершения пол­ного курса обучения по учебной дисциплине «Физическая культура» предполагает, что студенты должны выполнить обязательные практиче­ские тесты по общей физической, спортивно-технической и професси­онально-прикладной подготовке не ниже оценки «удовлетворительно».

Итоговая аттестация проводится в форме устного опроса. В общий перечень вопросов включаются материалы из теоретического и методикопрактического разделов ППФП.

Конечно, «спортивный метод» не может являться единственным и все­объемлющим методом решения комплекса задач ППФП студентов именно из-за недостаточной избирательности. В то же время нельзя не отметить положительное значение спортивной подготовки вообще. Рас­сматривая вопрос о принципах подбора видов спорта и их классифика­ции для решения задач ППФП будущих специалистов, призванных руководить научно-производственными коллективами, нельзя ограни­чиваться задачами только совершенствования физиологических функ­ций. Следует обратить внимание и на положительную роль спорта в повышении психической готовности личности к выполнению индиви­дуальных и особенно коллективных действий в любых условиях

Правильно организованная спортивная подготовка с проявлением разнообразных физических и психических напряжений, часто более вы­соких, чем в профессиональной работе, оказывает существенное влияние на формирование психологических особенностей личности молодого че­ловека. Такая подготовка способствует воспитанию людей с сильной во­лей и твердым характером, дисциплинированных, упорных в преодоле­нии трудностей, уверенных в себе, решительных, способных проявлять максимальные усилия в спортивной, трудовой и общественной деятель­ности. Многими авторами подчеркивается особая роль в этом процессе командных видов соревнований, в частности спортивных игр.

Роль спортивной подготовки в воспитании психической устойчи­вости подчеркивал известный писатель В Дудинцев: «Бывает так, что человек болен и птицу счастья, как говорится, не может удержать в руках, у него нет сил. Значит, для счастья необходимо быть достаточ­но здоровым... Не знаю, как я додумался до этого в юные годы, маль­чиком, студентом. Что меня подталкивало? Не знаю. Я неуклонно за­нимался спортом. Греб в восьмерке, участвовал в соревнованиях... Ну в общем, я считал, что молодому человеку для счастья нужно с юных лет заниматься серьезно спортом. Не балуясь, по-настоящему. Чтобы выстоять при столкновении со счастьем или наоборот».

 

 

  Лекция 11. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

                       ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА И СПЕЦИАЛИСТА

                                 План



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.009 с.)