Алкоголизм, наркомания, токсикомания. Их роль в деградации личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алкоголизм, наркомания, токсикомания. Их роль в деградации личности.



Спиртные напитки - алкоголь известны с глубокой древности. Сначала это были исключительно виноградные вина (результаты брожения виноградного сока), затем люди научились получать спирты (в частности, этиловый, который и является предметом на­ших забот) путем перегонки забродивших других продуктов (злаки, например). Использовался алкоголь вначале в ритуальных дейст­вах. Затем он получил столь широкое применение, что стал причи­ной развития многих заболеваний. Алкоголь быстро всасывается в верхних отделах пищеварительного тракта и очень скоро его кон­центрация в крови оказывается максимальной. Из крови он посту­пает в ткани, особенно активно в ткань головного мозга и печень.

Бытующее мнение, что прием небольших доз алкоголя повыша­ет работоспособность, опровергается экспериментальными данны­ми. После приема нескольких граммов водки мышечная сила уменьшается, а работоспособность снижается на 16-17%. После 100-150 г водки штангисты ухудшают результаты на десятки кило­граммов. Замедляется скорость реакции на 25%. Снижается точ­ность. Группа стрелков в пять человек проверялась на точность стрельбы до и после принятия 100 г водки. До в цель попало 96% выпущенных пуль, после- 26%. Доза в 7-8 г чистого алкоголя на 1 кг веса тела смертельна (для непривычного к алкоголю взрослого человека весом в 64 кг смер­тельная доза составляет 1,25 л водки).

Алкоголь оказывает разрушающее воздействие на все системы организма, вплоть до полной деградации личности. Алкоголь от­рицательно влияет на генетический аппарат человека.

После приема алкоголя работоспособность умственная и фи­зическая снижена в течение двух суток. Длительный прием алко­голя отрицательно влияет на все органы человеческого тела. В пе­чени, вследствие гибели клеток, развивается воспалительный про­цесс - гепатит. При продолжении приема алкоголя возникает цирроз печени (отмирание клеток, их распад). Поражение кишечно-желудочного тракта характеризуется появлением гастритов, воз­никновением язв в желудке и двенадцатиперстной кишке. Пора­жается мышца сердца. Она становится дряблой, ослабляется сокра­тительная способность. Любые количества алкоголя, принятые беременной женщиной, могут вызвать «алкогольный синдром плода». Это понятие объединяет группу врожденных аномалий: маленькие глаза, небольшие размеры черепа, дефекты лица, ушей, суставов. Характерны малый вес, дефекты сердца (порок), отставание в физическом развитии. Такие дети не могут сосредоточить внимание, импульсивны гиперактивны, плохо учатся.

Превращение неумеренного пьянства в болезнь (алкого; начинается с того момента, когда человек перестает управлять им, желанием вновь выпить. Граница между «умеренной» выпивкой и алкоголизмом очень хрупкая, и чем раньше человек начинает пивать, тем легче он ее переходит. В развитии пагубного пристрастия часто бывают виноваты родители, усаживающие детей за общий праздничный стол.

Алкоголь становится центром, вокруг которого сосредоточена вся жизнь. Выпил - и все проблемы ушли в сторону. Соответственно формируется круг друзей. Чем больше человек пьет, тем больше у него неприятностей в жизни, и тем чаще возникает желание уйти от этих неприятностей. Замкнутый круг. Человек уже может при­нимать различные суррогаты, содержащие спирт (одеколон и пр.)

Происходит деградация личности, которая подразделяется на несколько типов, в зависимости от черт характера: истерический взрывчатый, апатический, астенический.

Истерический тип - проявляется в лживости, самоукрашательстве, в вычурности и претенциозности манер. Такие люди приписы­вают свой алкоголизм влиянию «роковых обстоятельств».

Взрывчатый тип проявляется в особой неуравновешенности, злобности. Представители этого типа склонны к бурным эмоциям, дракам, другим сценам.

Апатичный тип характеризуется отсутствием проявления воли каких либо побуждений к действию, потерей интереса к жизни.

Астенический тип характеризуется также неспособностью к ка­ким либо усилиям, выдержке, крайней истощаемостью побуждении и мотивов деятельности.

Последствия злоупотребления алкоголем наносят существенный ущерб хозяйству стран.

Главную роль в борьбе с алкоголизмом играет семья. Именно семейное воспитание создает у детей и подростков определеннее отношение к выпивкам. Пропаганда трезвого образа жизни, правда, о последствиях пьянства - все это должно быть известно с юных лет. Немалую роль играет и политика государства.

Наркомания. Наркотики: морфин, героин, гашиш в малых дозах вызывают эйфорию, радостное состояние, душевную и телесную легкость, а в больших - погружают человека в глубокий бесчувст­венный сон. Привычка к наркотикам, наркомания («нарко» - опьянение, «мания» - страсть) развивается очень быстро: 2-3 повторе­ния. В отсутствие наркотика человек испытывает жесточайшие химические и физические муки (абстинентный синдром).

 

 

.

    5.Основные требования к организации здорового образа жизни

Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие цен­ности, получившие у студентов оценку огромного значения (от 69 до 93%). К ним относятся, удачная семейная жизнь, мужество и чест­ность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа «преимуще­ственных ценностей» (от 63 до 66%) — хорошее телосложение и фи­зическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа цен­ностей получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значе­ния (от 35,5 до 59,2%). Она включает наличие материальных благ, ус­пехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими уп­ражнениями и спортом, хороший уровень развития физических ка­честв, интересный отдых. Четвертая группа ценностей названа «част­ными», так как ее содержанию студенты придают небольшое значение (от 17 до 28%) - знания о функционировании человеческого организ­ма, физическая подготовленность к избранной профессии, обществен­ная активность.

Полученные данные дают основание к суждению о наличии проти­воречия между абсолютной ценностью общих положений здорового образа жизни и конкретными ценностями его поддержания, в том числе профессионального здоровья. Их разрешение — одна из веду­щих задач в биосоциальном развитии студентов.

Забота о своем физическом состоянии отличается у женщин и муж­чин У женщин это проявляется в поддержании «внешних» форм со­стояния (пропорции телосложения — 27%, соотношение роста и массы тела — 54%, особенности фигуры), у мужчин отмечена забота о разви­тии мускулатуры — 61,2%, пропорций телосложения — 50%, физичес­ких качеств — 32—47%. Эти факты свидетельствуют о необходимости более дифференцированного подхода к методикам физического вос­питания для лиц разного пола

Полученные данные говорят об отсутствии у большинства студен­тов активных усилий по поддержанию своего физического состояния Даже в количественном отношении число случаев систематического использования необходимых средств для этой цели (6%) существенно уступает числу случаев пренебрежения этими средствами (70%). Про­стые и доступные средства — самомассаж, закаливание, аутогенная тренировка очень редко используются студентами, что свидетельству­ет о существенных изъянах в их образовательной подготовке А нали­чие в арсенале средств регулирования физического состояния табака, алкоголя и даже наркотиков, с одной стороны, характеризует ограни­ченный выбор средств, с другой — говорит об отсутствии валеологического мышления и поведения у большинства студентов.

Во внеучебной деятельности физкультурно-спортивная активность студентов низка. Не участвуют в ней 60% женщин и 46% мужчин. В спортивных занятиях факультета задействовано лишь 36,5% женщин и 45,6% мужчин, а в сборных командах вуза участвуют — 3,5 и 8,4%.

Женщины предпочитают не слишком продолжительные по време­ни занятия (менее часа), но достаточно регулярные Мужчинам нра­вятся более длительные по времени занятия, но проводимые пореже. К сожалению, при планировании двигательной деятельности в само­стоятельных занятиях и ее регулировании 57,5% женщин и 33,6% муж­чин не могут использовать каких-либо показателей — не хватает необ­ходимых знаний, от 24 до 37% ориентируются лишь на самочувствие, физиологический показатель, как частота пульса, практически учитывается.

Путь к общекультурному развитию, а следовательно, и к здоровью начинается с овладения знаниями Они опережают практику, указывают путь ее преобразования, превращают знания в элементы сознания, расширяя и перерабатывая их в убеждения.

Основной источник информации для студентов-занятия по физическому воспитанию- теоретические и практические (38—51%) Заметно влияние средств массовой информации газет, теле- и радиорепортажей (25-44%) Редко используется информация, полученная в специальной литературы, от посещения спортивных зрелищ (14-3%) В качестве значимой студенты выделяют информацию о рациональном питании, методике оздоровительного бега и ходьбы, а также самоконтроле в процессе занятий физическими упражнениями, мето­дике использования гимнастических и дыхательных упражнений, закаливании, о вопросах регулирования половой жизни Несколько ниже потребность в информации, связанной с использованием сауны, методиками аутогенной тренировки, нетрадиционных систем физических упражнений (йога, у-шу и др), применением лекарств, витаминов, гомеопатических препаратов (от 36 до 59%)

Анализ полученной информации свидетельствует о мозаичности структуры знаний студентов, их недостаточной упорядоченности и взаимосвязи.

 

  6 Критерии эффективности здорового образа жизни

Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека. В поведении это проявляется в большей жизнен­ной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении своей физической и психо-эмоциональной привлекательности, опти­мистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и прият­ный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. В психологичес­ком аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить послед­ствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организа­ции (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достиже­нии поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности. В функциональном проявлении можно отметить' более высокое качест­во здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности; снижение заболеваемости и болезненных ощущений; более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после физической и умственной деятельности; усиление иммунных механизмов защиты организма; активность обменных процессов в организме; усиление половой потенции, нормализация соотношения массы тела и роста; хорошую осанку и легкость походки.

Приведенное содержание критериев может быть расширено и детализировано в зависимости от потребностей личности.

 

                                                   Лекция 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.01 с.)