Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физическая культура и спорт как социальные феномены общества.
Физическая культура личности. Ценности физической культуры. 4 Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.
Физическая культура и спорт как социальные феномены Общества
В системе департамента научно-технологической политики и образования Министерства сельского хозяйства Российской Федерации насчитывается более 60 вузов. Среди них и Донской государственный аграрный университет, в котором ведется подготовка специалистов аграрного сектора по 18 профессиям. И в каждом из этих профессий потребуется крепкое здоровье и хорошее физическое развитие. Занятие физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют его гармоническому развитию, способствуют воспитанию необходимых черт личности. Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, самостоятельный вид деятельности, значение которого в развитии общества весьма многообразно. Она оказывает определенное влияние не только на разностороннее формирование человека как личности, но и на развитие семейных, производственных и современных общественных отношений. Физическая культура представлена в обществесовокупностью духовных и материальных ценностей. К первым относится соответствующая информация, произведения искусства, созданные и создающиеся разнообразные виды спорта, игры, комплексы и системы физических упражнений, этические и моральные нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. Ко вторым можно отнести созданные и постоянно совершенствующиеся спортивные сооружения, инвентарь, экипировку, специальное оборудование и др. Становление физической культуры и ее развитие во многом обусловлено материальными условиями жизни общества. Физическая культура — часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья, всестороннее развитие физических способностей народа и использование их в общественной практике и повседневной жизни каждого человека.
Однако, рассматривая это определение, всегда следует помнить о том, что данный феномен жизни современного человека на каждом этапе развития общества всегда имел и имеет глубокие биологические корни, питающие раскидистую крону древа активной жизнедеятельности каждого человека. Движение (активная двигательная деятельность) — одно из главных составляющих биологического обеспечения жизнедеятельности организма человека (и клеток, и тканей, и органов, и физиологических систем). В эволюционном плане все составляющие организма человека развивались и совершенствовались на основе движения и поэтому требуют его постоянно как для своего развития, так и для поддержания функциональных возможностей каждого человека. Актуальность этого положения возрастает по мере неуклонного сокращения двигательной активности современного человека. Академик А.И. Берг и его сотрудники подсчитали, что в середине XIX в. из всей энергии, производимой и потребляемой на Земле, 94% приходилось на мускульную силу, а уже в середине XX в. на ее долю падал только 1 %. Этот «голод движения», слабый двигательный фон, опасен для жизнедеятельности человека, так как нарушает нормальный обмен веществ в организме, необходимый баланс между умственной и физической нагрузками. Именно поэтому возникла необходимость культуры использования движения — этой основы жизнедеятельности организма человека, т.е. разработки целого комплекса социальных, биологических, физиологических, педагогических и других аспектов знаний об эффективном использовании движения для обеспечения жизнедеятельности человека в современных постоянно изменяющихся условиях. Все эти знания, собственное отношение каждого человека к их реализации, отношение общества к этому явлению и создали современную физическую культуру. Таким образом, в своей основе современная физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в виде разнообразных физических упражнений, способствующих биологическому развитию молодого организма, позволяющих формировать необходимые умения и навыки, развивать физические способности, оптимизировать состояние здоровья, психическую устойчивость и в целом обеспечивать высокую работоспособность в течение всей жизни.
История физической культуры и спорта насчитывает тысячелетия. В современных системах физических упражнений, видах спорта отчетливо наблюдаются многочисленные элементы основных форм физической активности человека в древности. Многие современные системы физических упражнений корнями уходят к религиозным, ритуальным, традиционным действиям народов Древнего мира, связанным с укреплением и поддержанием работоспособности человека или отдельных систем его организма, а также со стабилизацией психических процессов. В историческом развитии отдельных видов спорта и различных систем физических упражнений явно просматривается их связь с условиями внешней среды, с социально-экономическими факторами труда, быта и отдыха человека. Кроме того, многие изменения во внутренней структуре каждого вида спорта зачастую зависели и зависят от прогресса техники, от результатов научных открытий. С этими же и другими социальными факторами тесно связано постоянное совершенствование теории и методики, а также практики спортивных тренировок, медико-биологического обеспечения тренировочного процесса.
2. Физическая культура личности Прежде всего, следует определить, что мы понимаем под физической культурой личности. В наиболее кратком изложении это понятие можно представить в следующем виде: Физическая культура личности характеризуется уровнем ее образования в сфере физической культуры, оптимальной физической подготовленностью, что находит отражение в здоровом стиле жизни, в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности. Известно, что формирование характера и поведения человека, особенности его личности во многом определяются теми социальными условиями, окружением, в котором он жил и живет. Поэтому и формирование физической культуры личности как одной из сторон общей культуры происходит не с момента получения студенческого билета. Молодой человек, поступающий в высшее учебное заведение, может уже иметь как осознанное положительное отношение к физической культуре, так и индифферентное или даже негативное. И не столь важно (хотя и не безразлично), где и под чьим влиянием приобретены эти установки — в семье, школе, в кругу друзей-сверстников и т.д. Важен сам факт! Поэтому одной из основных и трудных задач учебной дисциплины «Физическая культура» в высшем учебном заведении является задача формирования у всех студентов, достаточно взрослых молодых людей, осмысленно положительной жизненной установки на физическую культуру и спорт. При этом она должна иметь не сиюминутную направленность, но быть нацеленной на всю их последующую жизнь (на здоровый образ жизни, двигательную активность, занятия спортом, активный отдых, на обеспечение длительной активной жизни). Какие же критерии могут быть положены в оценку степени сформированности физической культуры личности? По мнению профессора М.Я.Виленского, они могут включать в себя как объективные, так и субъективные показатели. К этим показателям можно отнести:
• степень потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения; • интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности (затрачиваемое время, регулярность); • характер сложности и творческий уровень этой деятельности; • выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений данного человека в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость трудолюбие, целеустремленность самообладание, дисциплинированность, коллективизм, патриотизм); • проявление самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре; • уровень физического совершенства и отношения к нему; • владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного физическoго совершенствования; • системность и глубина усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности; • широту диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной деятельности. Педагогический опыт показывает, что чаше всего отношение каждого студента складывается из наличия или отсутствия знаний в данной области, т.е. осознанности и понимания отдельных сторон этой сферы общей культуры. А далее по цепочке: отсутствие понимания - отсутствие мотивации — отсутствие интереса — пассивность в формировании собственной физической культуры! Однако только специальные знания и понимание самого процесса физического воспитания не могут сформировать физическую культуру личности молодого человека — нужна практика. Известно, что без практики теория мертва. Практические занятия физическими упражнениями (их постоянство, регулярность, самоконтроль и др.) являются основной составляющей культуры отношения человека к своему организму, к себе как к члену той или другой ячейки общества (семья, учебный или профессиональный коллектив и т.п.). Основные критерии формирования физической культуры личности более лаконично и комплексно изложены в требованиях государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Обязательный минимум содержания образовательной программы учебной дисциплины «Физическая культура» позволяет определить следующие требования к знаниям и умениям студента по окончании курса обучения по нашей дисциплине: · понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста; · знать основы физической культуры и здорового образа жизни. Владеть системой практических умений и навыков, · обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств (с выполнением установленных нормативов по общей физической и спортивно-технической подготовке); · приобрести личный опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, для достижения личных жизненных и профессиональных целей; Таким образом, как интегрированный результат физического воспитания, самоподготовки студента сформированность физической культуры личности будущего специалиста должна проявляться в его активном отношении к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе (стиле) жизни, в быту и профессиональной деятельности. 3. Ценности физической культуры
Вузовская физическая культура, играющая важную роль в гуманитарной подготовке специалиста, представляет для студенческой молодежи особую непреходящую ценность, восполнить которую в последующие годы в полной мере невозможно. В этой связи многокомпонентность и разнообразие ценностей физической культуры наиболее ярко представлены в трудах академика М.Я. Виленского. Он выделяет три группы ценностей. 1.Социально значимые - представляют нормы, правила, цели, регламентирующие образовательно-воспитательную практику в обществе по формированию личности, обладающей развитым уровнем физической культуры, интегрированной в ее общекультурное развитие и необходимое для успешного выполнения ее социальных ролей и самоорганизации культурной, здоровой жизнедеятельности. 2.Профессионально значимые - объединяют совокупность идей, концепций, норм, "инструментальных" знаний, практических умений, приобретение и развитие необходимых качеств и свойств, использование и владение которыми "окультуривает" условия и процесс профессиональной деятельности, создает предпосылки успешной адаптации к ней, выполнение ее без моральных и психофизических издержек. 3.Индивидуально-личностные отражают целевую и мотивационную направленность личности на ее физическое совершенствование, валеологическую культуру, развитие самосознания, социально- психологических свойств и качеств, обретение чувств идентичности и индивидуальности, проявление коммуникативных способностей. На этой основе возможна дальнейшая классификация взаимосвязанных групп ценностей физической культуры по горизонтали, как содержательного компонента учебно-научной, практико-ориентированной дисциплины при подготовке специалиста в вузе. Выделены следующие группы:
1. Ценности - цели раскрывают значение и смысл целей использования физической культуры в социально–профессиональной деятельности специалиста: концепция личности студента-профессионала в ее многообразии проявления в различных видах деятельности, концепция " Я - профессионал" как источник и результат профессионального совершенствования. 2. Ценности – средства показывают значение и смысл способов и средств использования физической культуры в осуществлении социально – профессиональной деятельности: владение необходимыми технологиями физического саморазвития и самовоспитания, методико-практическими значениями, умениями для самопознания, самоуправления, самоконтроля. 3. Ценности – отношения характеризуют значение и смысл отношений к физической культуре как совокупность отношений, к себе, профессиональной деятельности, ближайшему социуму и др. Они задают предметную ориентацию реализации физической культуры в жизнедеятельности. 4. Ценности – значения определяют значение и смысл значений по физической культуре в процессе социально – профессиональной деятельности: теоретических, методических, определяющий кругозор, необходимый для саморазвития личности в физической культуре, ее мировоззренческих позиций и убеждений. 5. Ценности – качества раскрывают значение и смысл актуальных качеств и свойств будущего специалиста для социально–профессиональной деятельности: личностных, коммуникативных, статусно-позиционных, деятельностно-профессиональных,внешнеповеденческих,психофизических. Физическая культура имеет множество функций, следует знать о таких: -информационная, отражает свойство накапливать культурную информацию, быть средством распространения и передачи от поколения к поколению. -коммуникативная, характеризующая свойство содействовать общению, установлению межличностных контактов. -эстетическая, связанная с удовлетворением эстетических потребностей личности. -биологическая, связанная с удовлетворением естественных потребностей человека в движении, улучшением его физического состояния. Функции физической культуры лежат в основе классификации видов физической культуры, которая может быть представлена как базовая физическая культура, спорт, прикладная физическая культура и оздоровительная физическая культура. В процессе учебных и тренировочных занятий, подготовки и участия в соревнованиях повторяются физические упражнения, нагрузки, преодолевается утомление, идет процесс специфического труда. У занимающихся вырабатываются трудолюбие, качество, которое переносится в дальнейшем и на другие действия, на профессиональную деятельность. Таким образом физическое воспитание позитивно влияет на трудовое воспитание. На учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях обычно проходящих коллективно, зрелищно, вырабатываются черты характера в основе которого гражданственность, чувство патриотизма, ответственность за свои поступки, поведение, отношение к семье, работе. Именно на соревнованиях необходимо проявить и проявлять силу воли, дисциплинированность, выдержку, решительность, смелость, самообладание и другие качества, так необходимые для достижения поставленной цели. Не требует доказательства и тот факт, что нормальное физическое развитие способствует и хорошему развитию таких качеств как память, внимание, высокий уровень устойчивости восприятия, наблюдательности, умственной работоспособности. На занятиях усваиваются рациональные приемы жизнедеятельности, правила личной и общественной гигиены, закаливания, что положительно влияет на умственное развитие и процесс умственного воспитания. Физическое воспитание органически связано с идейно-нравственным воспитанием, формирует высокие личностные качества человека и гражданина. 4. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы, факторы личной и общественной гигиены. Их комплексное воздействие обеспечивает наибольший эффект занятий физической культурой. Физические упражненияявляются основным специфическим средством. В процессе выполнения специально подобранных упражнений можно не только воздействовать на физическое развитие растущего организма, укрепление здоровья, на развитие функциональных и двигательных способностей человека, но и совершенствовать его психические способности, активизировать восстановление при утомлении. Весь процесс занятий физическими упражнениями строится на единстве физической и психической деятельности человека. Эффективное воздействие физических упражнений на развитие основных двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости для всех очевидно. Однако очень часто «за кадром» остаются результаты воздействия физических упражнений на нервную систему и психику. Современные научные данные позволяют утверждать, что влияние физических упражнений на центральную нервную систему проявляется в двух направлениях. Во-первых, правильное применение физических упражнений способствует повышению умственной работоспособности. Во-вторых, физические упражнения являются наиболее эффективным способом снятия умственного утомления. Здесь необходимо отметить, что в обоих случаях следует помнить о рациональном использовании физических упражнений. В современных условиях жизни физические упражнения применяются также в борьбе с недостаточностью двигательной активности, т.е. восполняют у многих категорий людей необходимый для нормального функционирования организма объем движений. Специально подобранные физические упражнения являются действенным средством профилактики, а иногда и лечения различных, в том числе наследственных и профессиональных, заболеваний. Об этом знали еще с древних времен. О профилактической значимости физических упражнений писал Авиценна: «Если заниматься физическими упражнениями, нет никакой нужды в употреблении лекарств». В России в 1765 г. в ученом собрании Российской академии академик А.П. Протасов выступил с докладом «О необходимости движения для здоровья». В настоящее время в физкультурной практике физические упражнения применяются в виде многообразных упражнений, гимнастики, различных видов спорта, игр и туризма. Подбор физических упражнений на каждом конкретном занятии определяется его задачами, особенностями контингента занимающихся, наличием специального инвентаря и др. Естественные силы природыиспользуются как условия оптимальной организации и проведения занятий физическими упражнениями (при одновременном дозированном закаливающем воздействии солнца, воздуха и воды). В отдельных случаях естественные силы природы могут выступать и как вполне самостоятельные средства повышения функциональных возможностей человека. Так, например, дозированное применение физических упражнений в условиях среднегорья (пониженное парциальное давление кислорода в горном воздухе) достаточно давно используется представителями целого ряда видов спорта. Занятия физическими упражнениями, спортивная тренировка в этих условиях способствуют выработке организмом дополнительного резерва красных кровяных телец, улучшают транспортабельность кислорода в организме человека и тем самым способствуют повышению его общей и специальной выносливости. Факторы личной и общественной гигиены— неразрывная часть культуры физической. Четкий режим труда и отдыха, гигиена сна, режим питания, гигиена тела, спортивной и повседневной обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек — все это оказывает свое влияние на эффективность воздействия и других средств физической культуры. В настоящее время различают следующие, типологические составляющие физической культуры: •базовая физическая культура; •спорт и туризм (их активные двигательные виды); • профессионально-прикладная физическая подготовка •оздоровительно-реабилитационная физическая культура; • «фоновые виды» физической культуры Базовая физическая культура. К ней относится в первую очередь та фундаментальная часть физической культуры, которая обеспечивает базовый уровень физической подготовленности человека. Именно она характеризует наличие основного фонда жизненно важных двигательных умений и навыков наряду с необходимым в жизни уровнем общего разностороннего развития физических способностей (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости).Базовая физическая культура служит фундаментом для специализированных видов подготовки (профессионально-прикладной, спортивной и т.п.).На базовой физической культуре, т.е. на общей физической подготовке, основывается и процесс физического воспитания во всех образовательных учебных заведениях. Спорт и туризм. Следует обратить особое внимание на составляющие физической культуры, которые при определенных условиях выступают и как самостоятельные заметные общественные явления культурной жизни, и как самостоятельные сферы человеческой деятельности. Это прежде всего спорт и туризм. Сегодня спорт — это часть физической культуры, посредством которой человек стремится расширить физические и психические границы своих возможностей. Соревновательная деятельность является отличительной чертой спорта от других занятий физическими упражнениями. Спорт — составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека. Следует отметить, что в настоящее время принято подразделять общее понятие «спорт» на массовый спорт и спорт высших достижений («большой спорт»). Массовый спорт — занятия отдельными видами спорта или физическими упражнениями в разнообразных соревновательных формах с целью активного отдыха, укрепления здоровья, повышения работоспособности и достижения физического совершенства. Эти задачи совпадают как с общей целевой направленностью физической культуры, так и с рядом положений базовой физической культуры. Вместе с тем существует так называемый «большой спорт», который по своей направленности все дальше уходит от задач физической культуры. Спорт высших достижений уже сейчас может рассматриваться как самостоятельная сфера человеческой деятельности, где спорт проявляется и как профессиональный труд спортсменов, и как зрелище, и как крупный бизнес и т.д. Туризм - существенная составляющая физической культуры.. Активные виды туризма (пеший, вело, водный и др.) являются действенными физическими упражнениями, очень часто имеющими не только оздоровительный, спортивный, но и профессионально-прикладной характер. В то же время существуют и коммерческие виды туризма, которые в большей мере решают задачи познавательного характера и в меньшей степени связаны (или вообще не связаны) с физическими упражнениями и нагрузками оздоровительного характера. Профессионально-прикладная физическая подготовка, связана с процессом профилированного (направленного) использования средств физической культуры и спорта для подготовки к будущей профессии. К этому компоненту физической культуры условно можно отнести и производственную физическую культуру, связанную с оптимизацией трудовых процессов в различных профессиональных сферах труда (повышение и восстановление профессиональной работоспособности, профилактика профессиональных заболеваний и травматизма). В эту же составляющую физической культуры можно включить и специальную физическую подготовку военнослужащих, которая профилируется в соответствии с особенностями службы в различных родах войск. Оздоровительно-реабилитационная физическая культурапредставляет собой специально направленное использование средств физической культуры для лечения заболеваний, восстановления отдельных функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. К этому разделу относится лечебная физическая культура и кинезиотерапия (лечение болезней движениями). Оба этих направления находятся на стыке двух наук: теории физической культуры и медицины. « Фоновые» виды физической культуры. Под этим условным названием объединены два подраздела физической культуры: • гигиеническая физическая культура; • рекреативная (восстановительная) физическая культура. Гигиеническая — осуществляется в рамках повседневного быта: утренняя гигиеническая гимнастика («зарядка»), пешие оздоровительные прогулки и другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками. Рекреативная — обычно представлена в режиме расширенного активного отдыха (спортивные развлечения с нестрого нормированными и нефорсированными физическими нагрузками, а также охота, активные виды рыбалки, активно-двигательные виды туризма). В отличие от других составляющих физической культуры, «фоновые» виды физической культуры (или, как их иначе называют, «малые формы») оказывают менее глубокое воздействие на физический статус и развитие организма, но они играют важную роль в оперативной регуляции текущего функционального состояния организма, создают определенные предпосылки к поддержанию повседневной активности человека в современных условиях жизни. Известно, что в цивилизованном обществе человек живет как бы внутри культуры этого общества. Культура, в том числе и культура физическая, окружает его на протяжении всей жизни, начиная с дошкольного возраста. И то, как он «вписывается» в эту культуру на протяжении всей своей жизни, во многом зависит от целостного процесса его воспитания. Физическое воспитание — процесс не одномоментный, а постоянный. В течение жизни человека меняются только методика использования средств физической культуры, методические подходы в процессе перманентного процесса физического воспитания и самовоспитания. Это связано с необходимым учетом возрастных изменений, условий учебы, труда, быта и т.п. Сам процесс физического воспитания всегда относился к области педагогики, поэтому ему можно дать следующее определение: Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогического воздействия и самовоспитания. Реализация каждого компонента физической культуры тесно связана с процессом физического воспитания. Эта связь проявляется в необходимости приобретения тех или иных специфических знаний, формирования определенных двигательных умений и навыков, воспитания физических качеств. Поэтому и само физическое воспитание имеет свои составляющие: • физическое образование; • физическая подготовка; • психофизическая подготовка; Физическая подготовка— процесс формирования определенных физических и психических качеств, умений, навыков человека посредством направленных занятий с применением средств физической культуры для решения конкретных жизненных и профессиональных целей. Физическое воспитание человека всегда связано с его физическим развитием. Практическая реализация физического воспитания всегда имеет целевую установку на больший или меньший период жизни человека, что предполагает разработку программно-нормативных основ физического воспитания на каждый период. Выполнение целевой установки контролируется нормативами и требованиями, которые должны быть выполнены занимающимися в процессе физического воспитания. Таким образом, сам процесс физического воспитания характеризуется упорядоченностью его теоретических, методических, практических и контрольных разделов, что и составляет определенную систему физического воспитания.
5. Основные положения организации физического воспитания В высшем учебном заведении
Основным законодательным документом, определяющим содержание, обязательность и объем учебной дисциплины «Физическая культура» во всех учебных заведениях, является Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999 г.), в котором, в ст. 14 «Развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях» указывается, что на основе Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательные учреждения устанавливают формы занятий физической культурой, методы и продолжительность учебных занятий исходя из федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности. Для реализации указанных законодательных положений Министерством образования Российской Федерации был издан приказ «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» (1999 г.), обязательный для всех государственных учебных заведений. Согласно этому приказу ректоры образовательных учреждений высшего профессионального образования обязаны обеспечить организацию процесса физического воспитания в соответствии с действующими образовательными государственными стандартами, предусмотреть в учебных планах по всем направлениям и специальностям профессионального высшего образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебную дисциплину «Физическая культура» с проставлением итоговой оценки. На весь цикл дисциплин в учебном плане отводится около 8000 учебных часов (для бакалавра). Из них 1800 часов выделено на обязательный для всех высших учебных заведений цикл «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Содержание дисциплин призвано дать студентам основы гуманитарных и социально-экономических знаний независимо от профиля получаемого образования. В этот цикл входят 11 учебных дисциплин: •иностранный язык (340 ч); •физическая культура (408 ч); • отечественная история; •культурология; •психология и педагогика; •правоведение; • русскийязы и культура речи; •философия; • экономика. Следует отметить, что только по двум дисциплинам этого цикла ученые советы высших учебных заведений не могут изменять объем занятий: по физической культуре (408 ч) и иностранному языку (340 ч). Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования содержат в себе обязательные (федеральные) компоненты учебного материала по каждой учебной дисциплине, которые должны быть освоены студентами в процессе обучения. Предусмотрено, что эти компоненты учебного материала, а также конкретные требования, предъявляемые к итоговым знаниям и умениям по учебной дисциплине, должны быть изложены в примерной программе, которая утверждается Министерством образования РФ. В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Учебные занятия (I—IV курсы) проводятся в форме: · обязательных теоретических, практических, контрольных; индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий и консультаций; · самостоятельных занятий по заданию и с периодическим контролем преподавателя; Внеучебные занятия организуются в форме: · выполнения физических и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня; · выполнение тестов по общей физической, профессионально-прикладной физической и спортивно-технической подготовке (выполнение установленных нормативов). Тесты по общефизической профессионально-прикладной и спортивной подготовке оцениваются в очках (от 1 до 5). Оценка ниже одного очка хотя бы за одно практическое зачетное упражнение не позволяет претендовать на зачет по практическому разделу, который определяется по средней оценке по всем установленным тестам для данного семестра. Программой установлены следующие суммарные средние оценки тестов практического раздела: • средняя оценка 2,0 очка — «удовлетворительно»; • средняя оценка 3,0 очка — «хорошо»; • средняя оценка 3,5 очка — «отлично». Причем три теста характеризующих общую физическую подготовленность, являются обязательными в конце каждого курса во всех вузах страны. В специальном учебном отделении зачетные упражнения и тесты, их оценки в очках устанавливаются кафедрой физического воспитания с учетом особенностей обучаемого контингента. Все студенты специального отделения (теория) в конце каждого семестра представляют рефераты (объем 16-18стр. в рукописном варианте) В конце курса учебной дисциплины «Физическая культура» во всех учебных отделениях проводится экзамен. Условием допуска к экзаменам во всех отделениях является наличие зачетов за каждый предыдущий семестр и выполнение тестов по общефизической, профессионально-прикладной и спортивной подготовке, установленных на последнем семестре обучения, не ниже оценки «удовлетворительно».
Обязательные тесты физической подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.087 с.) |