Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическая культура и спорт как социальные феномены общества.



Физическая культура личности.

Ценности физической культуры.

4 Ценностные ориентации и отношение студентов к физической

культуре и спорту.

Основные положения организации физического воспитания в высшем

учебном заведении.

        

 

Физическая культура и спорт как социальные феномены

Общества

                     

    В системе департамента научно-технологической политики и образования Министерства сельского хозяйства Российской Федерации насчитывается более 60 вузов. Среди них и Донской государственный аграрный университет, в котором ведется подготовка специалистов аграрного сектора по 18 профессиям.

    И в каждом из этих профессий потребуется крепкое здоровье и хорошее физическое развитие.

    Занятие физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют его гармоническому развитию, способствуют воспитанию необходимых черт личности.

    Физическая культура — органическая часть общечеловеческой куль­туры, самостоятельный вид деятельности, значение которого в разви­тии общества весьма многообразно. Она оказывает определенное влияние не только на разностороннее формирование человека как личности, но и на развитие семейных, производственных и современ­ных общественных отношений. Физическая культура представлена в обществесовокупностью духовных и материальных ценностей.

         К пер­вым относится соответствующая информация, произведения искус­ства, созданные и создающиеся разнообразные виды спорта, игры, комплексы и системы физических упражнений, этические и мораль­ные нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др.                    

    Ко вторым можно отнести со­зданные и постоянно совершенствующиеся спортивные сооружения, инвентарь, экипировку, специальное оборудование и др. Становление физической культуры и ее развитие во многом обус­ловлено материальными условиями жизни  общества.

    Физическая культура — часть общей культуры общества, направлен­ная на укрепление и повышение уровня здоровья, всестороннее развитие физических способностей народа и использование их в общественной практике и повседневной жизни каждого человека.

     Однако, рассматри­вая это определение, всегда следует помнить о том, что данный феномен жизни современного человека на каждом этапе развития общества всег­да имел и имеет глубокие биологические корни, питающие раскидистую крону древа активной жизнедеятельности каждого человека. Движе­ние (активная двигательная деятельность) — одно из главных состав­ляющих биологического обеспечения жизнедеятельности организма человека (и клеток, и тканей, и органов, и физиологических систем).

В эволюционном плане все составляющие организма человека раз­вивались и совершенствовались на основе движения и поэтому требу­ют его постоянно как для своего развития, так и для поддержания функциональных возможностей каждого человека. Актуальность этого положения возрастает по мере неуклонного сокращения двигательной активности современного человека. Академик А.И. Берг и его сотруд­ники подсчитали, что в середине XIX в. из всей энергии, производимой и потребляемой на Земле, 94% приходилось на мускульную силу, а уже в середине XX в. на ее долю падал только 1 %. Этот «голод движения», слабый двигательный фон, опасен для жизнедеятельности человека, так как нарушает нормальный обмен веществ в организме, необходи­мый баланс между умственной и физической нагрузками. Именно по­этому возникла необходимость культуры использования движения — этой основы жизнедеятельности организма человека, т.е. разработки целого комплекса социальных, биологических, физиологических, пе­дагогических и других аспектов знаний об эффективном использова­нии движения для обеспечения жизнедеятельности человека в совре­менных постоянно изменяющихся условиях.

    Все эти знания, собственное отношение каждого человека к их ре­ализации, отношение общества к этому явлению и создали современ­ную физическую культуру.

    Таким образом, в своей основе современная физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в виде разнообразных физических упражнений, способствующих биологическому развитию молодого организма, позволяющих формировать необходимые умения и навыки, развивать физические способности, оптимизировать состояние здоровья, психическую устойчивость и в целом обес­печивать высокую работоспособность в течение всей жизни.

        История физической культуры и спорта насчитывает тысячелетия. В современных системах физических упражнений, видах спорта от­четливо наблюдаются многочисленные элементы основных форм фи­зической активности человека в древности. Многие современные си­стемы физических упражнений корнями уходят к религиозным, ритуальным, традиционным действиям народов Древнего мира, свя­занным с укреплением и поддержанием работоспособности человека или отдельных систем его организма, а также со стабилизацией пси­хических процессов.

В историческом развитии отдельных видов спорта и различных си­стем физических упражнений явно просматривается их связь с услови­ями внешней среды, с социально-экономическими факторами труда, быта и отдыха человека. Кроме того, многие изменения во внутренней структуре каждого вида спорта зачастую зависели и зависят от про­гресса техники, от результатов научных открытий. С этими же и други­ми социальными факторами тесно связано постоянное совершенство­вание теории и методики, а также практики спортивных тренировок, медико-биологического обеспечения тренировочного процесса.

 

         2. Физическая культура личности

     Прежде всего, следует определить, что мы понимаем под физической культурой личности. В наиболее кратком изложении это понятие можно представить в следующем виде:

Физическая культура личности характеризуется уровнем ее образо­вания в сфере физической культуры, оптимальной физической подготов­ленностью, что находит отражение в здоровом стиле жизни, в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности.

        Известно, что формирование характера и поведения человека, осо­бенности его личности во многом определяются теми социальными условиями, окружением, в котором он жил и живет. Поэтому и форми­рование физической культуры личности как одной из сторон общей культуры происходит не с момента получения студенческого билета. Молодой человек, поступающий в высшее учебное заведение, мо­жет уже иметь как осознанное положительное отношение к физичес­кой культуре, так и индифферентное или даже негативное. И не столь важно (хотя и не безразлично), где и под чьим влиянием приобретены эти установки — в семье, школе, в кругу друзей-сверстников и т.д. Ва­жен сам факт!

  Поэтому одной из основных и трудных задач учебной дисциплины «Физическая культура» в высшем учебном заведении является задача формирования у всех студентов, достаточно взрослых молодых лю­дей, осмысленно положительной жизненной установки на физичес­кую культуру и спорт. При этом она должна иметь не сиюминутную направленность, но быть нацеленной на всю их последующую жизнь (на здоровый образ жизни, двигательную активность, занятия спор­том, активный отдых, на обеспечение длительной активной жизни). Какие же критерии могут быть положены в оценку степени сфор­мированности физической культуры личности? По мнению профес­сора М.Я.Виленского, они могут включать в себя как объективные, так и субъективные показатели. К этим показателям можно отнести:

• степень потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения;

• интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельнос­ти (затрачиваемое время, регулярность);

• характер сложности и творческий уровень этой деятельности;

• выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявле­ний данного человека в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость трудолюбие, целеустремленность самообладание, дисциплинированность, коллективизм, патриотизм);

• проявление самоорганизации, самообразования, самовоспита­ния и самосовершенствования в физической культуре;

• уровень физического совершенства и отношения к нему;

• владение средствами, методами, умениями и навыками, необхо­димыми для самостоятельного физическoго совершенствования;

• системность и глубина усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;

• широту диапазона и регулярность использования знаний, уме­ний, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в ор­ганизации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной де­ятельности. Педагогический опыт показывает, что чаше всего отношение каж­дого студента складывается из наличия или отсутствия знаний в дан­ной области, т.е. осознанности и понимания отдельных сторон этой сферы общей культуры. А далее по цепочке: отсутствие понимания - отсутствие мотивации — отсутствие интереса — пассивность в фор­мировании собственной физической культуры!

    Однако только специальные знания и понимание самого процесса физического воспитания не могут сформировать физическую культу­ру личности молодого человека — нужна практика. Известно, что без практики теория мертва. Практические занятия физическими упраж­нениями (их постоянство, регулярность, самоконтроль и др.) являют­ся основной составляющей культуры отношения человека к своему организму, к себе как к члену той или другой ячейки общества (семья, учебный или профессиональный коллектив и т.п.).

      Основные критерии формирования физической культуры личнос­ти более лаконично и комплексно изложены в требованиях государ­ственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по циклу общих гуманитарных и социально-экономиче­ских дисциплин.

Обязательный минимум содержания образовательной программы учебной дисциплины «Физическая культура» позволяет определить следующие требования к знаниям и умениям студента по окончании курса обучения по нашей дисциплине:

· понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

· знать основы физической культуры и здорового образа жизни. Владеть системой практических умений и навыков,

· обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств (с выполнением установленных нормативов по общей физической и спортивно-технической подготовке);

· приобрести личный опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, для достижения личных жизненных и профессиональных целей;

Таким образом, как интегрированный результат физического вос­питания, самоподготовки студента сформированность физической культуры личности будущего специалиста должна проявляться в его активном отношении к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе (стиле) жизни, в быту и профессиональной деятельности.

                         3. Ценности физической культуры

 

     Вузовская физическая культура, играющая важную роль в гуманитарной подготовке специалиста, представляет для студенческой молодежи особую непреходящую ценность, восполнить которую в последующие годы в полной мере невозможно.

    В этой связи многокомпонентность и разнообразие ценностей физической культуры наиболее ярко представлены в трудах академика

М.Я. Виленского. Он выделяет три группы ценностей.

    1.Социально значимые - представляют нормы, правила, цели, регламентирующие образовательно-воспитательную практику в обществе по формированию личности, обладающей развитым уровнем физической культуры, интегрированной в ее общекультурное развитие и необходимое для успешного выполнения ее социальных ролей и самоорганизации культурной, здоровой жизнедеятельности.

    2.Профессионально значимые - объединяют совокупность идей, концепций, норм, "инструментальных" знаний, практических умений, приобретение и развитие необходимых качеств и свойств, использование и владение которыми "окультуривает" условия и процесс профессиональной деятельности, создает предпосылки успешной адаптации к ней, выполнение ее без моральных и психофизических издержек.

    3.Индивидуально-личностные отражают целевую и мотивационную направленность личности на ее физическое совершенствование, валеологическую культуру, развитие самосознания, социально- психологических свойств и качеств, обретение чувств идентичности и индивидуальности, проявление коммуникативных способностей.

    На этой основе возможна дальнейшая классификация взаимосвязанных групп ценностей физической культуры по горизонтали, как содержательного компонента учебно-научной, практико-ориентированной дисциплины при подготовке специалиста в вузе. Выделены следующие группы:

 

1. Ценности - цели раскрывают значение и смысл целей использования физической культуры в социально–профессиональной деятельности специалиста: концепция личности студента-профессионала в ее многообразии проявления в различных видах деятельности, концепция " Я - профессионал" как источник и результат профессионального совершенствования.

2. Ценности – средства показывают значение и смысл способов и средств использования физической культуры в осуществлении социально – профессиональной деятельности:

владение необходимыми технологиями физического саморазвития и самовоспитания, методико-практическими значениями, умениями для самопознания, самоуправления, самоконтроля.

3. Ценности – отношения характеризуют значение и смысл отношений к физической культуре как совокупность отношений, к себе, профессиональной деятельности, ближайшему социуму и др. Они задают предметную ориентацию реализации физической культуры в жизнедеятельности.

4. Ценности – значения определяют значение и смысл значений по физической культуре в процессе социально – профессиональной деятельности: теоретических, методических, определяющий кругозор, необходимый для саморазвития личности в физической культуре, ее мировоззренческих позиций и убеждений.

5. Ценности – качества раскрывают значение и смысл актуальных качеств и свойств будущего специалиста для социально–профессиональной деятельности: личностных, коммуникативных, статусно-позиционных, деятельностно-профессиональных,внешнеповеденческих,психофизических.

    Физическая культура имеет множество функций, следует знать о таких:

    -информационная, отражает свойство накапливать культурную информацию, быть средством распространения и передачи от поколения к поколению.

    -коммуникативная, характеризующая свойство содействовать общению, установлению межличностных контактов.

    -эстетическая, связанная с удовлетворением эстетических потребностей личности.

    -биологическая, связанная с удовлетворением естественных потребностей человека в движении, улучшением его физического состояния.

    Функции физической культуры лежат в основе классификации видов физической культуры, которая может быть представлена как базовая физическая культура, спорт, прикладная физическая культура и оздоровительная физическая культура.

    В процессе учебных и тренировочных занятий, подготовки и участия в соревнованиях повторяются физические упражнения, нагрузки, преодолевается утомление, идет процесс специфического труда. У занимающихся вырабатываются трудолюбие, качество, которое переносится в дальнейшем и на другие действия, на профессиональную деятельность. Таким образом физическое воспитание позитивно влияет на трудовое воспитание. На учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях обычно проходящих коллективно, зрелищно, вырабатываются черты характера в основе которого гражданственность, чувство патриотизма, ответственность за свои поступки, поведение, отношение к семье, работе. Именно на соревнованиях необходимо проявить и проявлять силу воли, дисциплинированность, выдержку, решительность, смелость, самообладание и другие качества, так необходимые для достижения поставленной цели.

    Не требует доказательства и тот факт, что нормальное физическое развитие способствует и хорошему развитию таких качеств как память, внимание, высокий уровень устойчивости восприятия, наблюдательности, умственной работоспособности. На занятиях усваиваются рациональные приемы жизнедеятельности, правила личной и общественной гигиены, закаливания, что положительно влияет на умственное развитие и процесс умственного воспитания.

    Физическое воспитание органически связано с идейно-нравственным воспитанием, формирует высокие личностные качества человека и гражданина.

      4. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической  

                                    культуре и спорту

В качестве средств физической культуры используются:

физические упражнения, естественные силы природы, факторы личной и общественной гигиены.

Их комплексное воздействие обеспечивает наибольший эффект занятий физической культурой. Физические упражненияявляются основным специфическим сред­ством. В процессе выполнения специально подобранных упражнений можно не только воздействовать на физическое развитие растущего организма, укрепление здоровья, на развитие функциональных и дви­гательных способностей человека, но и совершенствовать его психи­ческие способности, активизировать восстановление при утомлении. Весь процесс занятий физическими упражнениями строится на един­стве физической и психической деятельности человека.

     Эффективное воздействие физических упражнений на развитие основных двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости для всех очевидно. Однако очень часто «за кадром» остают­ся результаты воздействия физических упражнений на нервную сис­тему и психику. Современные научные данные позволяют утверждать, что влияние физических упражнений на центральную нервную систе­му проявляется в двух направлениях. Во-первых, правильное приме­нение физических упражнений способствует повышению умственной работоспособности. Во-вторых, физические упражнения являются наиболее эффективным способом снятия умственного утомления. Здесь необходимо отметить, что в обоих случаях следует помнить о ра­циональном использовании физических упражнений.

В современных условиях жизни физические упражнения применя­ются также в борьбе с недостаточностью двигательной активности, т.е. восполняют у многих категорий людей необходимый для нормаль­ного функционирования организма объем движений.

   Специально подобранные физические упражнения являются дей­ственным средством профилактики, а иногда и лечения различных, в том числе наследственных и профессиональных, заболеваний. Об этом знали еще с древних времен. О профилактической значимости физических упражнений писал Авиценна: «Если заниматься физичес­кими упражнениями, нет никакой нужды в употреблении лекарств».

В России в 1765 г. в ученом собрании Российской академии акаде­мик А.П. Протасов выступил с докладом «О необходимости движения для здоровья».

В настоящее время в физкультурной практике физические упражне­ния применяются в виде многообразных упражнений, гимнастики, раз­личных видов спорта, игр и туризма. Подбор физических упражнений на каждом конкретном занятии определяется его задачами, особенностями контингента занимающихся, наличием специального инвентаря и др.

   Естественные силы природыиспользуются как условия оптималь­ной организации и проведения занятий физическими упражнениями (при одновременном дозированном закаливающем воздействии солнца, воздуха и воды). В отдельных случаях естественные силы при­роды могут выступать и как вполне самостоятельные средства повы­шения функциональных возможностей человека. Так, например, дозированное применение физических упражне­ний в условиях среднегорья (пониженное парциальное давление кислорода в горном воздухе) достаточно давно используется предста­вителями целого ряда видов спорта. Занятия физическими упражне­ниями, спортивная тренировка в этих условиях способствуют выра­ботке организмом дополнительного резерва красных кровяных телец, улучшают транспортабельность кислорода в организме чело­века и тем самым способствуют повышению его общей и специаль­ной выносливости.

  Факторы личной и общественной гигиены— неразрывная часть куль­туры физической. Четкий режим труда и отдыха, гигиена сна, режим питания, гигиена тела, спортивной и повседневной обуви, мест заня­тий, отказ от вредных привычек — все это оказывает свое влияние на эффективность воздействия и других средств физической культуры.

В настоящее время различают следующие, типологические состав­ляющие физической культуры:

•базовая физическая культура;

•спорт и туризм (их активные двигательные виды);

 

профессионально-прикладная физическая подготовка

•оздоровительно-реабилитационная физическая культура;

• «фоновые виды» физической культуры

         Базовая физическая культура. К ней относится в первую очередь та фундаментальная часть физической культуры, которая обеспечивает базовый уровень физической подготовленности человека. Именно она характеризует наличие основного фонда жизненно важных двига­тельных умений и навыков наряду с необходимым в жизни уровнем общего разностороннего развития физических способностей (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости).Базовая физическая культура служит фундаментом для специали­зированных видов подготовки (профессионально-прикладной, спор­тивной и т.п.).На базовой физической культуре, т.е. на общей физической подго­товке, основывается и процесс физического воспитания во всех обра­зовательных учебных заведениях.

   Спорт и туризм. Следует обратить особое внимание на составляю­щие физической культуры, которые при определенных условиях вы­ступают и как самостоятельные заметные общественные явления культурной жизни, и как самостоятельные сферы человеческой дея­тельности. Это прежде всего спорт и туризм. Сегодня спорт это часть физической культуры, посредством ко­торой человек стремится расширить физические и психические гра­ницы своих возможностей. Соревновательная деятельность является отличительной чертой спорта от других занятий физическими упраж­нениями. Спорт — составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревнова­тельной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравнива­ются и оцениваются потенциальные возможности человека.

  Следует отметить, что в настоящее время принято подразделять об­щее понятие «спорт» на массовый спорт и спорт высших достижений («большой спорт»). Массовый спорт занятия отдельными видами спорта или физическими упражнениями в разнообразных соревнова­тельных формах с целью активного отдыха, укрепления здоровья, повы­шения работоспособности и достижения физического совершенства. Эти задачи совпадают как с общей целевой направленностью физичес­кой культуры, так и с рядом положений базовой физической культуры. Вместе с тем существует так называемый «большой спорт», кото­рый по своей направленности все дальше уходит от задач физической культуры. Спорт высших достижений уже сейчас может рассматри­ваться как самостоятельная сфера человеческой деятельности, где спорт проявляется и как профессиональный труд спортсменов, и как зрелище, и как крупный бизнес и т.д.

         Туризм - существенная составляющая физической культуры.. Активные виды туризма (пеший, вело, водный и др.) являются действенны­ми физическими упражнениями, очень часто имеющими не только оз­доровительный, спортивный, но и профессионально-прикладной характер. В то же время существуют и коммерческие виды туризма, ко­торые в большей мере решают задачи познавательного характера и в меньшей степени связаны (или вообще не связаны) с физическими уп­ражнениями и нагрузками оздоровительного характера.

      Профессионально-прикладная физическая подготовка, связана с про­цессом профилированного (направленного) использования средств физической культуры и спорта для подготовки к будущей профессии. К этому компоненту физической культуры условно можно отнести и производственную физическую культуру, связанную с оптимизацией трудовых процессов в различных профессиональных сферах труда (по­вышение и восстановление профессиональной работоспособности, профилактика профессиональных заболеваний и травматизма). В эту же составляющую физической культуры можно включить и специаль­ную физическую подготовку военнослужащих, которая профилирует­ся в соответствии с особенностями службы в различных родах войск.

           Оздоровительно-реабилитационная физическая культурапредстав­ляет собой специально направленное использование средств физиче­ской культуры для лечения заболеваний, восстановления отдельных функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболе­ваний, травм, переутомления и других причин.  К этому разделу относится лечебная физическая культура и кинезиотерапия (лечение болезней движениями). Оба этих направления на­ходятся на стыке двух наук: теории физической культуры и медицины.

        « Фоновые» виды физической культуры. Под этим условным назва­нием объединены два подраздела физической культуры:

•      гигиеническая физическая культура;

•      рекреативная (восстановительная) физическая культура.

   Гигиеническая — осуществляется в рамках повседневного быта: утренняя гигиеническая гимнастика («зарядка»), пешие оздоровитель­ные прогулки и другие физические упражнения в режиме дня, не свя­занные со значительными нагрузками.

           Рекреативная обычно представлена в режиме расширенного ак­тивного отдыха (спортивные развлечения с нестрого нормированны­ми и нефорсированными физическими нагрузками, а также охота, активные виды рыбалки, активно-двигательные виды туризма). В отличие от других составляющих физической культуры, «фоно­вые» виды физической культуры (или, как их иначе называют, «малые формы») оказывают менее глубокое воздействие на физический статус и развитие организма, но они играют важную роль в оперативной регуляции текущего функционального состояния организма, создают определенные предпосылки к поддержанию повседневной активнос­ти человека в современных условиях жизни.     Известно, что в цивилизованном обществе человек живет как бы внутри культуры этого общества. Культура, в том числе и культура физическая, окружает его на протяжении всей жизни, начиная с дошкольного возрас­та. И то, как он «вписывается» в эту культуру на протяжении всей своей жизни, во многом зависит от целостного процесса его воспитания.

Физическое воспитание — процесс не одномоментный, а постоянный. В течение жизни человека меняются только методика использования средств физической культуры, методические подходы в процессе перманентного процесса физического воспитания и самовоспитания. Это связано с необходимым учетом возрастных изменений, условий учебы, труда, быта и т.п.   Сам процесс физического воспитания всегда относился к области педагогики, поэтому ему можно дать следующее определение:

Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогиче­ского воздействия и самовоспитания.

Реализация каждого компонента физической культуры тесно свя­зана с процессом физического воспитания. Эта связь проявляется в необходимости приобретения тех или иных специфических знаний, формирования определенных двигательных умений и навыков, вос­питания физических качеств.

Поэтому и само физическое воспитание имеет свои составляющие:

•     физическое образование;

•     физическая подготовка;

•      психофизическая подготовка;
Физическое образование это приобщение человека к физической культуре, в процессе которого он овладевает системой знаний, ценно­стей, позволяющих ему осознанно и творчески развивать физические способности, мировоззренческие, психические, эстетические и пове­денческие качества.

    Физическая подготовка— процесс формирования определенных физических и психических качеств, умений, навыков человека посред­ством направленных занятий с применением средств физической культуры для решения конкретных жизненных и профессиональных целей.

   Физическое воспитание человека всегда связано с его физическим развитием.

         Практическая реализация физического воспитания всегда имеет целевую установку на больший или меньший период жизни человека, что предполагает разработку программно-нормативных основ физи­ческого воспитания на каждый период. Выполнение целевой установки контролируется нормативами и требованиями, которые должны быть выполнены занимающимися в процессе физического воспитания. Таким образом, сам процесс физического воспитания характери­зуется упорядоченностью его теоретических, методических, практи­ческих и контрольных разделов, что и составляет определенную систему физического воспитания.

 

         5. Основные положения организации физического воспитания

В высшем учебном заведении

 

   Основным законодательным документом, определяющим содержа­ние, обязательность и объем учебной дисциплины «Физическая культура» во всех учебных заведениях, является Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999 г.), в котором, в ст. 14 «Развитие физической культуры и спорта в образова­тельных учреждениях» указывается, что на основе Закона Россий­ской Федерации «Об образовании» образовательные учреждения ус­танавливают формы занятий физической культурой, методы и продолжительность учебных занятий исходя из федеральных госу­дарственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.

          Для реализации указанных законодательных положений Минис­терством образования Российской Федерации был издан приказ «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального об­разования» (1999 г.), обязательный для всех государственных учебных заведений.

     Согласно этому приказу ректоры образовательных учреждений высшего профессионального образования обязаны обеспечить орга­низацию процесса физического воспитания в соответствии с действу­ющими образовательными государственными стандартами, предус­мотреть в учебных планах по всем направлениям и специальностям профессионального высшего образования в цикле общих гуманитар­ных и социально-экономических дисциплин учебную дисциплину «Физическая культура» с проставлением итоговой оценки.

   На весь цикл дисциплин в учебном плане отводится около 8000 учеб­ных часов (для бакалавра). Из них 1800 часов выделено на обязательный для всех высших учебных заведений цикл «Общие гуманитарные и со­циально-экономические дисциплины». Содержание дисциплин при­звано дать студентам основы гуманитарных и социально-экономичес­ких знаний независимо от профиля получаемого образования. В этот цикл входят 11 учебных дисциплин:

•иностранный язык (340 ч);

•физическая культура (408 ч);

• отечественная история;

•культурология;
•политология;

•психология и педагогика;

•правоведение;

• русскийязы и культура речи;
•социология;

•философия;

• экономика.

      Следует отметить, что только по двум дисциплинам этого цикла ученые советы высших учебных заведений не могут изменять объем занятий: по физической культуре (408 ч) и иностранному языку (340 ч).

Государственные образовательные стандарты высшего профессио­нального образования содержат в себе обязательные (федеральные) компоненты учебного материала по каждой учебной дисциплине, ко­торые должны быть освоены студентами в процессе обучения.

Предусмотрено, что эти компоненты учебного материала, а также конкретные требования, предъявляемые к итоговым знаниям и уме­ниям по учебной дисциплине, должны быть изложены в примерной программе, которая утверждается Министерством образования РФ.

          В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Учебные занятия (I—IV курсы) проводятся в форме:

· обязательных теоретических, практических, контрольных;        индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий и консультаций;

· самостоятельных занятий по заданию и с периодическим контролем преподавателя;

Внеучебные занятия организуются в форме:

· выполнения физических и рекреационных мероприятий в режи­ме учебного дня;

· выполнение тестов по общей физической, профессионально-прикладной физической и спортивно-технической подготовке (вы­полнение установленных нормативов).

             Тесты по общефизической профессионально-прикладной и спор­тивной подготовке оцениваются в очках (от 1 до 5). Оценка ниже од­ного очка хотя бы за одно практическое зачетное упражнение не по­зволяет претендовать на зачет по практическому разделу, который определяется по средней оценке по всем установленным тестам для данного семестра.

Программой установлены следующие суммарные средние оценки тестов практического раздела:

•      средняя оценка 2,0 очка — «удовлетворительно»;

•      средняя оценка 3,0 очка — «хорошо»;

•      средняя оценка 3,5 очка — «отлично».

Причем три теста характеризующих общую физи­ческую подготовленность, являются обязательными в конце каждого курса во всех вузах страны.

      В специальном учебном отделении зачетные упражнения и тесты, их оценки в очках устанавливаются кафедрой физического воспита­ния с учетом особенностей обучаемого контингента. Все студенты специального отделения (теория) в конце каждого семестра представляют рефераты (объем 16-18стр. в рукописном варианте)

В конце курса учебной дисциплины «Физическая культура» во всех учебных отделениях проводится экзамен.

    Условием допуска к экзаменам во всех отделениях является нали­чие зачетов за каждый предыдущий семестр и выполнение тестов по общефизической, профессионально-прикладной и спортивной под­готовке, установленных на последнем семестре обучения, не ниже оценки «удовлетворительно».

 

Обязательные тесты физической подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.087 с.)