Выбор и обоснование маневра для расхождения в заданной дистанции..16 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор и обоснование маневра для расхождения в заданной дистанции..16



Колледж водного транспорта

УМК дисциплины «Радиолокационное наблюдение и прокладка, эксплуатация средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП)»

УТВЕРЖДАЮ

Председатель ЦК

судоводительских дисциплин

_______________________

«_____»___________2010

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

Специальность: 180406 – «МОРСКОЕ СУДОВОЖДЕНИЕ»

 

Ведущий лектор

Щербатых В.В., начальник ВЗО КВТ, преподаватель специальных дисциплин

Одобрен на заседании ЦК судоводительских дисциплин

6 октября 2010 г. Протокол №2

 

 

   

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Организация радиолокационного наблюдения……………………………4

2. Прокладка на маневренном планшете……………………………………..13

3. Начальные построения и оценка ситуации………………………………..13

4. Условные обозначения……………………………………………………...14 Относительная прокладка…………………………………………………..15

ПРОКЛАДКА НА МАНЕВРЕННОМ ПЛАНШЕТЕ

Маневренный планшет представляет собой сетку полярных координат. Для ускорения расчетов, связанных с плаванием судна за время между наблюдениями, на маневренном планшете помещена логарифмическая шкала. Она построена следующим образом: на прямой от начальной точки в некотором масштабе отложены отрезки, равные десятичным логарифмам чисел от 0,1 до 60 и оцифрованные в значениях этих чисел. Поскольку в пределах 60 единиц действия с минутами аналогичны действиям с числами в десятичной системе, любому отсчету на шкале можно присвоить наименование «Время», «Дистанция» или «Скорость» и по известным значениям двух из них найти третье, решая пропорцию

НАЧАЛЬНЫЕ ПОСТРОЕНИЯ И ОЦЕНКА СИТУАЦИИ

Главное, что интересует судоводителя при обнаружении объекта на экране радиолокатора - насколько опасна наблюдаемая цель. Степень опасности оценивается по двум критериям:

  1. Дкр - Дистанция кратчайшего сближения - минимальное расстояние, на которое цель может приблизиться к нашему судну, если никто не будет изменять элементы своего движения (курс и скорость);
  2. tкр - Интервал времени до точки кратчайшего сближения - интервал времени от момента получения последней точки цели, на основании которой строится линия относительного движения ЛОД, до момента приближения цели на кратчайшее расстояние к нашему судну.

Чем меньше Дкр, тем более опасной является приближающаяся цел ь. Но нельзя оценивать степень опасности только по дистанции кратчайшего сближения. Не менее важными факторами являются скорость сближения и запас времени, которым располагает судоводитель, чтобы предпринять маневр и разойтись на безопасном расстоянии. Так ситуация обгона, как правило, менее опасна чем расхождение на встречных (пересекающихся) курсах, даже если Дкр в первом случае меньше, чем во втором.

Использование маневренного планшета при расхождении судов сводится к ведению так называемой " относительной прокладки ".

Суть относительной прокладки заключается в том, что за центр системы координат мы принимаем наше судно, которое помещаем в центр планшета, а данные пеленгов и дистанций интересующих нас объектов наносим на планшет в соответствующие точки пересечения окружностей дальности и лучей пеленгов.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Vн вектор скорости нашего судна
Vв, V ц вектор скорости встречного судна (объекта наблюдения),вектор цели
Vо вектор относительной скорости
Vн скорость нашего судна
Vв , скорость встречного судна (объекта наблюдения), скорость цели
Vо относительная скорость
ИКн истинный курс нашего судна
ИК ц(ИКв) истинный курс встречного судна (объекта наблюдения, ЦЕЛИ))
ИП истинный пеленг встречного судна (объекта наблюдения)
КУ курсовой угол встречного судна (объекта наблюдения)
Д дистанция до встречного судна (объекта наблюдения)
ЛОД линия относительного движения
ЛООД линия ожидаемого относительного движения (ОЛОД)
У точка упреждения
Дкр дистанция кратчайшего сближения судов
Тi судовое время наблюдений
Ткр судовое время прихода судов в точку кратчайшего сближения
Ту судовое время точки упреждения
Трасх судовое время, когда после выполнения маневра расхождения наше судно может вернуться к первоначальным элементам движения
tу интервал времени от момента взятия последней точки для построения скоростного треугольника до момента точки упреждения
tкр интервал времени от момента взятия последней точки для построения скоростного треугольника (либо от точки упреждения, если предполагается совершить маневр) до момента прихода судов в точку кратчайшего сближения
tрасх интервал времени от момента точки упреждения до момента, когда после выполнения маневра расхождения наше судно может вернуться к первоначальным элементам движения

Относительная прокладка

Эта прокладка получила широкое распространение, так как этим способом быстро и легко решаются главные вопросы: на каком кратчайшем расстоянии разойдутся суда и через какое время. При относительной прокладке определяют обстоятельства встречи и элементы движения цели в подвижной системе координат, начало которой принимают в месте нахождения судна-наблюдателя. Это соответствует действительной картине, которую наблюдает судоводитель на экране индикатора относительного движения.

При относительной прокладке также быстро определяется и расстояние, на котором цель пересечет курс нашего судна. Для этого достаточно измерить расстояние ОП. (Если ЛОД проходит у нас по носу, определяют точку пересечения целью нашего курса, а если ЛОД проходит у нас по корме — точку пересечения нашим судном курса цели, для чего из центра планшета проводят линию, параллельную до пересечения с ЛОД). Время пересечения Тпер определится путем прибавления к показаниям судовых часов на момент нахождения местоположения эхо-сигнала в точке А2 промежутка времени tпер:

Выбор и обоснование маневра для расхождения в заданной дистанции

Если D кр < Dзад то необходимо предпринять маневр для расхождения с судном-целью. Маневр выбирается на основании анализа ситуации в соответствии с МППСС-72 и обстоятельствами данного случая. Сначала судоводитель, глядя на вектор цели, воспроизводит в пространственном воображении существующую ситуацию и выбирает вид маневра (курсом или скоростью, сторону изменения курса). Сопоставляя t кр, VO и Dзад, выбирает время начала маневра. Последующая графическая прокладка служит для проверки безопасности выбранного маневра и уточнения его величины.

Пошаговые действия для оценки ситуации:

По трем точкам строится ЛОД

9. достраиваются векторы Vо и Vв

РАСЧЕТ МАНЕВРА РАСХОЖДЕНИЯ

Расчет маневра расхождения заключается в том, чтобы направить линию относительного движения на безопасное расстояние от нашего судна. Поскольку маневр невозможно предпринять мгновенно в момент получения последней точки наблюдения (на основе которой производится оценка ситуации), необходимо принять точку упреждения У - точку, в которой будет встречное судно в момент, когда вы предпримите маневр.

Примечание. В принципе, точка У выбирается произвольно, однако, на практике удобнее ее устанавливать через интервал времени, кратный интервалу времени между наблюдениями, т.к. в этом случае достаточно измерителем снять расстояние между точками наблюдения и отложить этот раствор от последней точки на продолжение ЛОД. Поскольку время между наблюдениями обычно принимается 3 мин., то и точка упреждения устанавливается через интервал, кратный 3 мин.

Из множества возможных вариантов судоводитель должен выбрать оптимальный, руководствуясь рядом условий:

· соблюдение правил МППСС;

· наличие других судов;

· наличие навигационных опасностей;

· особенности своего судна;

· другие обстоятельства, могущие повлиять на безопасность маневра.

В общем случае маневр курсом предпочтительнее маневра скоростью. Дело в том, что на изменение скорости требуется больше времени, чем на изменение курса, и кроме того, потеря скорости превращает судно в пассивного наблюдателя за развитием ситуации. И если ситуация начнет развиваться в опасную сторону, то потерявшее скорость судно будет уже не в состоянии предотвратить столкновения поскольку на разгон судна уходит существенно больше времени, чем на торможение. Только для относительно небольших судов нет разницы как маневрировать при расхождении - курсом или скоростью.

И еще одно замечание. Обычно, при расчете маневра курсом просто поворачивают вектор своей скорости. Правила МППСС требуют при расхождении избегать небольших изменений курса, чтобы другое судно могло однозначно понимать ваш маневр. Исходя из этого обычно рекомендуется в подобных случаях изменять курс не менее чем на 30о. Однако, выход судна на циркуляцию всегда приводит к падению скорости (так при повороте на контркурс падение скорости может достигать 50% от первоначальной скорости). Это не всегда может иметь существенное значение, но помнить об этом следует.

По трем точкам строится ЛОД

9. достраиваются векторы V о и Vв

Прокладывается ОЛОД

13. ОЛОД параллельно сносится в последнюю точку "скоростного треугольника" (треугольника, образованного векторами Vн,Vв и Vо )

14. вектор Vн поворачивается (и/или изменяется его длина) таким образом, чтобы его острие легло на снесенную ОЛОД

Расчет маневра для расхождения с несколькими судами до определенного этапа ведется точно так же, как и при расхождении с одним судном: (Планшет)

Международная Конвенция

о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ-78/95)

 Организация вахты:

(iv) использование и техническое состояние навигационных средств, таких как радиолокатор или радионавигационные средства, а также любое иное оборудование, влияющее на безопасность плавания;

b) при использовании радиолокатора вахтенный помощник должен иметь в виду необходимость постоянного соблюдения положений, относящихся к использованию радиолокатора, которые содержатся в Международных правилах предупреждения столкновений судов в море;

 Радиолокационное оборудование.

Продемонстрировать, используя радиолокационный тренажер, а при его отсутствии - маневренный планшет, знание основ радиолокатора и умение пользоваться им, а также умение расшифровывать и анализировать полученную информацию, включая:

а) факторы, влияющие на работу и точность;

b) настройку и использование индикаторов;

с) обнаружение неправильных показаний, ложных эхо-сигналов, засветки от морской поверхности и т. д.;

d) расстояние и пеленг;

е) выявление опасных эхо-сигналов;

f) курс и скорость других судов;

g) время и расстояние кратчайшего сближения с судами, следующими пересекающимися и встречными курсами, или обгоняющими;

h) обнаружение изменений курса и скорости других судов;

i) влияние изменений курса и/или скорости своего судна;

j) применение Международных правил предупреждения столкновения судов в море.

 

 Демонстрация профессиональных навыков.

а) судовождение.

Продемонстрировать умение пользоваться секстаном, пеленгаторами, нанести точку, курс, пеленг.

b) Международные правила предупреждения столкновения судов в море:

(i) использование небольших макетов судов, несущих предписанные огни или знаки, либо огонькового тренажера;

(ii) маневренный планшет или радиолокационный тренажер.

с) радиолокатор:

(i) радиолокационный тренажер; или

(ii) маневренный планшет.

d) борьба с огнем:

Прохождение одобренного курса противопожарной подготовки.

е) связь:

Проверка умения принимать и передавать сообщения светом и на слух.

f) спасание людей средствами собственного судна:

Спуск и управление спасательной шлюпкой и другими спасательными средствами, включая надевание спасательных жилетов.

 

Судовождение с использованием радиолокатора.

Знание принципов радиолокации, умение пользоваться радиолокатором, расшифровывать и анализировать полученную информацию, включая следующее:

а) факторы, влияющие на работу и точность;

b) настройку и использование индикаторов;

c) обнаружение неправильных показаний, ложных эхо-сигналов, засветки от морской поверхности и т. д.;

d) расстояние и пеленг;

Правило 19

Требования к оснащению судов навигационными системами и оборудованием

радиолокационный отражатель или другое средство обеспечения возможности их обнаружения судами, использующими радиолокатор как в диапазоне 9 ГГц, так и в диапазоне 3 ГГц, если валовая вместимость судна менее 150 и это практически осуществимо;

2.7 Все суда валовой вместимостью 3000 и более, должны иметь:
1. радиолокатор в полосе частот 3 ГГц, или, если Администрация считает необходимым, - второй радиолокатор в полосе частот 9 ГГц или другое средство определения и отображения дистанции и пеленга других плавсредств, препятствий, буев, береговой черты и навигационных знаков.

 

2. второе средство автосопровожения (САС) или иное средство автоматической прокладки дистанции и пеленга целей для определения опасности столкновения, которое функционально независимо от упомянутого в пункте 2.5.5.

2.8 Все суда валовой вместимостью 10000 и более должны иметь:
1. средство автоматической радиолокационной прокладки (САРП ) или иное средство, чтобы автоматически осуществлять прокладку дистанции и пеленга по меньшей мере 20 целей,

· соединенное с устройством для измерения и индикации скорости и пройденного расстояния относительно воды,

· для определения опасности столкновения и имитации маневра по расхождению;

Скоростью.

Для поддержания безопасной скорости требуется непрерывная оценка внешней обстановки в районе плавания, что  достигается правильным наблюдением.

  Процедуры, которые необходимо выполнить ВПК

ДО ВХОДА в район ограниченной видимости:

· подготовить к работе и включить радиолокатор;

· предупредить машинную вахту о возможных реверсах и сличить судовые часы;

· возможно точнее определить место судна;

· опробовать и включить ходовые огни;

· опробовать средства звуковой туманной сигнализации и начать подавать туманные сигналы;

· выставить впередсмотрящего и установить с ним двустороннюю связь;

· иметь готовыми к использованию все средства наблюдения (кроме РЛС) и связи.

ПРИ ВХОД Е в район ограниченной видимости:

· привести скорость судна в соответствие с условиями плавания;

· сделать отметку на курсограмме;

· выполнить записи в судовом журнале.

  ПРИ ПЛАВАНИИ в районе с ограниченной видимостью:

· соблюдать безопасную скорость в зависимости от условий плавания;

· вести непрерывное радиолокационное и зрительно-слуховое наблюдение;

· подавать туманные сигналы;

· контролировать состояние навигационных огней;

· при обнаружении судов руководствоваться правилами раздела1и3.

Радиолокационная прокладка.

Относительная прокладка — выполняется на маневренном планшете путем построения векторного треугольника скоростей. С использованием относительной прокладки легко можно определить элементы движения цели и параметры ситуации сближения. Поэтому она является основным методом, используемым на практике.

Главное, что интересует судоводителя при обнаружении объекта на экране радиолокатора - насколько опасна наблюдаемая цель.

Степень опасности оценивается по двум критериям:

1. Дкр - дистанция кратчайшего сближения - минимальное расстояние, на которое цель может приблизиться к нашему судну, если никто не будет изменять элементы своего движения (курс и скорость);

2. tкр - интервал времени до точки кратчайшего сближения - интервал времени от момента получения последней точки цели, на основании которой строится линия относительного движения ЛОД, до момента приближения цели на кратчайшее расстояние к нашему судну.

Чем меньше Дкр, тем более опасной является приближающаяся цель. Но нельзя оценивать степень опасности только по дистанции кратчайшего сближения. Не менее важными факторами являются скорость сближения и запас времени, которым располагает судоводитель, чтобы предпринять маневр и разойтись на безопасном расстоянии.

Так ситуация обгона, как правило, менее опасна чем расхождение на

встречных (пересекающихся) курсах, даже если Дкр в первом случае

меньше, чем во втором.

Основные ограничения САРП

Поскольку САРП обеспечивает автоматическую обработку сигналов РЛС, то все ограничения радиолокатора входят как составная часть в ограничения САРП и их необходимо учитывать при расхождении. Это, прежде всего, ограничения, накладываемые используемой шкалой дальности, возможность не обнаружить эхо-сигналы от малых судов, помехи радиолокационному обнаружению из-за состояния моря, дождя, тумана, теневые секторы и т.д.

Алгоритмы обработки информации, реализованные в САРП, накладывают дополнительные ограничения.

Основными из них являются следующие:

• Ни одно из существующих САРП не обеспечивает гарантированного обнаружения и захвата на автосопровождение всех целей, в том числе и опасных. Поэтому использование САРП только в режиме автоматического захвата нельзя рассматривать как надлежащее радиолокационное наблюдение.

• При неустойчивом эхо-сигнале (малые суда, сопровождение в условиях помех) может произойти сброс цели и информация по ней выдаваться не будет. При близком расхождении двух целей возможна потеря одной цели. В этом случае другая цель будет иметь два вектора, один из которых будет ложным.

 

 Сигналы РЛС, гирокомпаса и лага поступают в САРП с погрешностями. При бортовой качке судна, наличии помех, маневрировании и рыскании собственного судна погрешности датчиков увеличиваются. Поэтому при вычислении элементов движения цели и параметров ситуации сближения используется "сглаживание", что приводит к задержке выдачи достоверных данных до трех минут с момента взятия цели на сопровождение.

• Погрешности вычисленных элементов движения цели и параметров ситуации могут достигать:

v истинный курс цели — ±5—7°;

v истинная скорость цели— ±1,2уз;

v дистанция кратчайшего сближения — ±0,7 мили;

v время кратчайшего сближения — ±1 мин.

• Маневр цели обнаруживается со значительным запозданием, а данные, выдаваемые САРП по маневрирующей цели, будут ненадежны в течение 3—4 минут после его окончания.

• При маневрировании собственного судна выдаваемая САРП информация по всем сопровождаемым целям будет ненадежна.

 

Прокладки (САРП)

Судовых РЛС и САРП

Картинки

При настройке служебных отметок (ОК - отметка курса Heading Indication, ЭВН - электронный визир направления Electronic Bearing Line (EBL), ЭМД – электронная метка дальности, параллельные индексные линии и другие символы, формируемые индикаторным устройством) пользуются критерием минимально допустимой (различимой) яркости. Никакая служебная информация не должна закрывать собой радиолокационную цель.

Настройка изображения для индикаторов кругового обзора с неподвижной и

подвижной отклоняющей системой и индикаторы компьютерного типа (имеющие в составе радар-процессор в том или ином виде) настраиваются по-разному. Следует в первую очередь пользоваться инструкцией по эксплуатации, однако в некоторых случаях достаточно внятного объяснения не приводится. При настройке изображения индикатора критерием настройки является фоновый уровень шумов. На экране не должна присутствовать линия развертки.

Работоспособности

Большинство современных РЛС и САРП имеют систему контроля общей работоспособности, включающую в себя внешнее "кольцо" проверки

работоспособности.

РЛС и САРП

Кроме общеизвестных правил техники безопасности, при работе с радиолокационной аппаратурой необходимо знание конструкции и особенностей приборов. Перед проведением работ на приборе следует выяснить, как правильно производится доступ и разбор прибора, узла, блока, предусмотреть возможность фиксации элементов конструкции. Следует убедиться в отсутствии напряжения на приборе, обесточивании всей системы.

При выключении аппаратуры на сельсинах-приемниках лага и гирокомпаса

остается опасное напряжение.

При работе с антенными устройствами необходимо соблюдать все судовые

правил при работе на высоте.

При работе с разнесенными приборами (практически все РЛС и САРП)

необходимо вывешивать предупредительные надписи у тех приборов, с которых возможна подача питания.

Работу с антеннами, антенно-поворотными устройствами и приемопередатчика надпалубного расположения следует проводить только на выключенной аппаратуре.

Управление системой

Включение и выключение системы производится при поданном бортовом питании (сетевой изолятор - сетевой рубильник) - выключатель On/Off находится на передней панели индикатора.

RADAR WARMING UP

PLEASE WAIT располагается в центре в течение около30 с.

nnn - счетчик таймера (времени прогрева).

Счетчик таймера указывает время прогрева приемопередатчика, и по окончании прогрева система переходит в режим ожидания, о чем свидетельствует надпись в центре экрана.

RADAR STANDBY

Внешний вид изображения на экране представлен на рисунке 2.2.

 

 

Рис. 2.2. Внешний вид изображения на экрана индикатора в режиме STANDBY

Из режима STANDBY имеется доступ к функциям: регулировки яркости,

изменения параметров курсора, выбор диапазона (при наличии приемопередатчиков), ввода данных, согласования с лагом и гирокомпасом, выбор режима ориентации изображения, выбор режима движения, управление подвижными и неподвижными метками дальности, выбор навигационных режимов, создание и занесение в память навигационных карт, работа с функциями СЭП/САС/САРП, установка сигнализации, системные установки.

Информация на экране (верхняя левая часть экрана, рис.2.2):

Выбор диапазона излучения (левый верхний угол экрана):

TX A - приемопередатчик А (В, С - если имеются) (X) (S) тип

приемопередатчика (X) - 3,2 см; (S) - 10 см, - если имеется.

Выбор ведущего (ведомого) индикатора (MASTER) или (SLAVE).

RANGE - Шкалы дальности (раскрываемое меню) -

0,125; 0,25; 0,5; 0,75; 1,5; 3; 6; 12; 24; 48 или 96 морских миль. Увеличение +,

уменьшение - в левой верхней части экрана монитора.

Неподвижные кольца RR дальности (указаны под RANGE) - могут быть

выключены (RINGS OFF).

Надписи в левом нижнем углу экрана монитора (см. рис.2.2.)

TRANSMIT - функция включения излучения, включение вращения антенны одновременно.

INITIALISATION - подменю настройки системы (функция доступна только через специальный пароль).

MONITOR TEST - проверка качества работы монитора

 

Настройка системы

2.5.1. Настройка видеосигнала (в левом нижнем углу экрана)

ENH OFF - включение ON и выключение OFF        

дополнительного усиления.

 

GAIN - регулировка усиления;

RAIN - регулировка помех от дождя (в дальней зоне);

MAN - ручное (MAN) или автоматическое (AUTO) управление;

SEA - компенсация помех от моря (в ближней зоне).

 

2.5.2. Настройка приемопередатчика (в левом нижнем углу экрана)

TUNE AFG - ручная (MAN) или автоматическая подстройка гетеродина (AFG), уровень настройки регулируется курсором,

при активированной линейке (TUNE желтое свечение) при выборе ручного режима (MAN).

Радиолокационные станции и средства автоматической радиолокационной прокладки.

 

Настройка курсовой линии

 Переключение - HL - курсовая линия (всегда 0 при Head-Up – ориентация по курсу), SL - кормовая линия. Временное отключение при удержании кнопки переключения.

EVENT запись траектории судна или цели (недоступна).

 

BRILLIANCE

NIGHT 1 выбор одного из четырех уровней;

HEADING LINE яркость курсовой метки;

EBL / VRL яркость электронных визиров;

CURSOR яркость курсора;

ARPA яркость изображения САРП;

TOOLS / RANGE RINGS яркость инструментальных средств;

ROUTES яркость маршрутов;

HISTORY TRACKS яркость прошлого маршрута;

MAPS яркость карт;

MENU TEXT яркость меню текстов;

TARGET ALARM яркость сигнализации целей;

ALARM TEXT яркость текстов сигнализации;

(регулировка производится по каждой строке раздельно);

EXIT BRILLIANCE выход из меню регулировок яркости;

DEFAULT BRILL выбор яркости подсветки пульта по умолчанию

PANEL BRILL + увеличение яркости подсветки пульта;

PANEL BRILL - уменьшение яркости подсветки пульта.

 

2.5.5. Установка времени и даты в системе (UTC единое или местное).

TIME AND DATE подменю TIME время в меню NAVIGATION

UTC единое время:

TIME nn:nn:nn часы, минуты, секунды;

DATE nn:nn:nn год, месяц, число.

LOCAL местное время:

TIME nn:nn:nn часы, минуты, секунды;

DATE nn:nn:nn год, месяц, число;

OFFSET + nn:nn поправка к единому времени (часы, минуты);

SYSTEM TIME LOC выбор единого или местного времени;

EXIT TIME & DATE выход из подменю.

При вводе даты и времени используется специальное цифровое подменю.

Таблица 3.1.

Шкалы: в морских милях 0,375 (3/8) 0,75 (3/4) 1.5 3 6 12 24 48 96 12T

Смещение центра на 70 процентов радиуса экрана. Смещение центра на 10 процентов

Только режим индикатора РЛС

На шкале дальности 12Т возможна работа только в режиме индикатора РЛС.

Кол-во сопровождаемых целей: при ручном захвате (ACQUIRE TARGET) - 20 целей в пределах 0,5 - 24 мили;

при автоматическом захвате (AUTO MODE) - 50 целей в пределах зоны поиска, устанавливается отдельно.

Длина вектора скорости: - от 3 до 30 с шагом 3 мин.

Время расчета вектора: - 55 с (15 оборотов антенны).

Погрешность расчета курса цели: - 2,5-4,5 º.

Погрешность расчета скорости цели: - 0,8-1,2 узла.

Погрешность расчета Дкр.: - 2 кабельтова.

Погрешность расчета Ткр.: - 1 мин.

Питание:

Напряжение - 100-132 или 195-275 В, частота - 45-500 Гц.

Потребляемая мощность - 500 Вт.

Устройство бесперебойного питания на обесточивание - на 5 с.

Имеется встроенное питание ПЗУ для параметров и электронной карты - 2 мес.

 

Колледж водного транспорта

УМК дисциплины «Радиолокационное наблюдение и прокладка, эксплуатация средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП)»

УТВЕРЖДАЮ

Председатель ЦК

судоводительских дисциплин

_______________________

«_____»___________2010

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

Специальность: 180406 – «МОРСКОЕ СУДОВОЖДЕНИЕ»

 

Ведущий лектор

Щербатых В.В., начальник ВЗО КВТ, преподаватель специальных дисциплин

Одобрен на заседании ЦК судоводительских дисциплин

6 октября 2010 г. Протокол №2

 

 

   

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Организация радиолокационного наблюдения……………………………4

2. Прокладка на маневренном планшете……………………………………..13

3. Начальные построения и оценка ситуации………………………………..13

4. Условные обозначения……………………………………………………...14 Относительная прокладка…………………………………………………..15

Выбор и обоснование маневра для расхождения в заданной дистанции..16

6. Расчет маневра расхождения……………………………………………….17

7. Расчет маневра расхождения с несколькими судами……………………..20

8. Использование логарифмической шкалы………………………………….21

9. Основы организации радиолокационного наблюдения………..…………23

10. Организация вахты при плавании в условиях ограниченной видимости ……………………………………………………………… 24

11. Международная Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ-78\95)…………………………………………….26

12. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО ОХРАНЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА МОРЕ (SOLAS -74)………………………………………….28

13. РАДИОЛОКАТОР И МППСС…………………………………………… 29

14. Использование радиолокатора при расхождении………………………... 37

15. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САРП ПРИ РАСХОЖДЕНИИ…………………… 40

16. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АИС ДЛЯ РАСХОЖДЕНИЯ……………………. 43

17. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ИНФОРМАЦИЯ НА ПУЛЬТЕ И ЭКРАНЕ ИНОСТРАННЫХ РЛС……………… 46

18. ПРИЛОЖЕНИЕ №2          

МППСС - 1972 COLREGS – 1972……………………………………………….... 50

19. Используемая литература………………………………………………...53

 

                                                                                                                                

 

 

 ОРГАНИЗАЦИЯ РАДИОЛОКАЦИОННОГО НАБЛЮДЕНИЯ

  Особенности и ограничения радиолокационной информации

Эффективное использование радиолокатора для предупреждения столкновений судов возможно только при четком знании эксплуатационных и технических характеристик радиолокационной аппаратуры, учете ее возможностей, ограничений и недостатков.

Вероятная дальность обнаружения объектов приведена в формуляре РЛС. Однако рекомендуется при всяком удобном случае получать фактические данные о дальности обнаружения реальных объектов, которые необходимо учитывать в конкретных условиях плавания. Так, например, в зависимости от интенсивности тумана дальность радиолокационного обнаружения уменьшается от 10 % при визуальной видимости около 100 м до 30 % при визуальной видимости 25—30 м.


Мертвая зона современных РЛС редко превышает две-три ширины судна.

Помехи при радиолокационном наблюдении могут быть обусловлены наличием теневых секторов обзора от элементов конструкции судна, отражением радиолокационных сигналов от морских волн, осадков и судовых отражателей различного вида, а также различными ложными сигналами.

Участки водной поверхности в районах, отличающихся значительной влажностью, полосы ливня и облака вызывают на экранах РЛС помехи, которые можно принять за изображение объекта и берега. Кроме того, эхо-сигналы, вызванные сильным снегопадом, грозовыми и дождевыми тучами, засвечивают экран, и среди этих пятен трудно обнаружить нужные объекты.

Для того чтобы различать эхо-сигналы от ливня и от объекта. Необходимо вести тщательное наблюдение за изменением формы эхо-сигнала. Для эхо-сигналов от туч и грозовых фронтов характерно постоянное изменение формы. Движение облаков будет видно в случае, если РЛС работает в режиме истинного движения.

Эхо-сигналы от близко расположенного объекта могут быть приняты антенной РЛС после их многократного отражения от судовых надстроек и появиться на экране РЛС в виде отметок на кратных пеленгах, в том числе в теневом секторе или по одному вправлению на кратных расстояниях.

Ложные сигналы от берега, многократные отражения от сходящегося близко большого судна могут маскировать слабые эхо-сигналы от небольших судов и затруднять их обнаружение.

Помехи от морских волн — одна из главных причин, снижающих эффективность использования РЛС и САРП. При сильном волнении сплошная засветка от волн может наблюдаться на расстоянии 2—6 миль от начала развертки. Эхо-сигналы от судов в зоне засветки обычно не обнаруживаются.

Следует иметь в виду, что даже самое совершенное радиолокационное оборудование не может полностью заменить визуальное наблюдение.

Из-за радиолокационных помех вследствие волнения моря, метеорологических аномалий, малой отражающей поверхности некоторых судов и объектов могут быть не обнаружены отдельные цели; точность радиолокационных пеленгов значительно ниже точности визуальных; маневр изменением курса, выполненный другим судном, обнаруживается зрительно быстрее, чем с помощью РЛС или САРП.

Наличие теневых секторов впереди траверза вызывает необходимость отворота с курса для их просмотра.

 

При организации радиолокационного наблюдения и выборе безопасной скорости важно учитывать квалификацию и опыт оператора РЛС.

Точность информации, выдаваемой САРП, обусловливается погрешностями РЛС, компаса и лага; погрешностями обработки исходных данных; ошибками в интерпретации информации САРП.

Основным способом повышения качества выдаваемой САРП информации является сглаживание входных и рассчитываемых данных путем их накопления и последующей фильтрации. Поэтому основное ограничение САРП заключается в задержке индицируемых данных относительно реального времени на 1—3 мин. Причем, когда наше судно или сопровождаемый объект маневрируют, паспортная точность аппаратуры вообще достигнута быть не может.

При сближении сопровождаемых объектов может произойти их обмен в сопровождающих стробах, что совершенно исказит выдаваемую САРП информацию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 813; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.215 с.)