Наличные расчеты и обращение наличности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наличные расчеты и обращение наличности.



Наличное обращение регулирует Положение о ведении кассо­вых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 19.02.2001 г. № 72, и Инструкция Национального банка Украи­ны «Об организации работы по наличному обращению учрежде­ниями банков Украины» от 19.02.2001 г. № 69.

Эти нормативно-правовые акты устанавливают определенные ограничения в обращении наличности.

Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине (далее — Положение) утверждено постановле­нием Правления Национального банка Украины от 19.02.2001 г. № 72.

Требования Положения распространяются на юридических лиц (кроме учреждений банков и предприятий почтовой связи) неза­висимо от их организационно-правовых форм и форм собствен­ности, их обособленные подразделения, представительства ино­странных организаций и фирм, которые осуществляют предпринимательскую деятельность (далее — предприятия), а также на зарегистрированных в установленном порядке физических лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности без создания юридического лица (далее — предприниматели), кото­рые осуществляют операции с наличностью в национальной ва­люте и являются обязательными для исполнения ими.

Требования Положения не распространяются на расположен­ные на территории Украины иностранные дипломатические, кон­сульские и другие официальные представительства, международ­ные организации и их филиалы, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также на те представитель­ства других иностранных организаций и филиалов, которые не осуществляют предпринимательской деятельности.

Предприятия (предприниматели), которые открыли текущие счета в учреждениях банков, хранят на этих счетах свои денеж­ные средства на договорных условиях и осуществляют расчеты по своим обязательствам в безналичной и наличной форме в по­рядке, установленном нормативно-правовыми актами Националь­ного банка Украины.

Расчеты наличностью предприятий между собой и с предпри­нимателями и физическими лицами проводятся как за счет де­нежных средств, полученных из касс банков, так и за счет налич­ной выручки и осуществляются через кассу предприятий с веде­нием кассовой книги установленной формы.

Предприниматели осуществляют учет движения наличности согласно порядку и документам, установленным Государственной налоговой администрацией Украины.

Сумма наличного расчета одного предприятия (предприни­мателя) с другим предприятием (предпринимателем) не долж­на превышать трех тысяч гривен в течение одного дня по одно­му или нескольким платежным документам. Платежи сверх установленной предельной суммы проводятся исключительно в безналичном порядке. Количество предприятий (предпринима­телей), с которыми проводятся расчеты, в течение дня не ограни­чивается.

Эти ограничения касаются также расчетов наличностью пред­приятий в оплату за товары, приобретенные на производственные (хозяйственные) нужды за счет денежных средств, полученных по корпоративным карточкам.

Указанные ограничения не касаются расчетов предприятий (предпринимателей) с физическими лицами, бюджетами и госу­дарственными целевыми фондами малых и средних предприятий при использовании наличных денежных средств, полученных ими за счет кредитной линии Европейского банка реконструкции и развития для развития малых и средних предприятий. Ограничения также не распространяются на добровольные пожертвования, благотворительную помощь, изъятую органами государственной налоговой службы наличность, на расчеты за потребленную элек­троэнергию, а также в случае использования денежных средств, выданных на командировки.

В случае осуществления предприятиями наличных расчетов с другими предприятиями (предпринимателями) сверх установлен­ной предельной суммы денежные средства в размере превыше­ния установленной суммы расчетно прибавляются к фактичес­ким остаткам наличности в кассе на конец дня плательщика наличности одноразово в день осуществления этой операции, с дальнейшим сравнением полученной расчетной суммы с утвер­жденным лимитом кассы.

Расчеты наличностью предприятий (предпринимателей) меж­ду собой и с физическими лицами проводятся с применением приходных и расходных кассовых ордеров, кассовых и товарных чеков, расчетных квитанций, проездных документов и др., кото­рые подтверждали бы факт продажи (возврата) товаров, предос­тавления услуг, получения возврата денежных средств, а также счетов-фактур, договоров, соглашений, контрактов, актов закупки товаров и др.

Расчеты наличностью предприятий сферы торговли, обществен­ного питания и услуг осуществляются с применением регистра­торов расчетных операций согласно Закону Украины от 01.06.2000 г. № 1776 «О внесении изменений в Закон Украины «О применении электронных контрольно-кассовых аппаратов и товарно-кассовых книг при расчетах с потребителями в сфере торговли, общественного питания и услуг». Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, об­щественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержден Постановлением Кабинета Ми­нистров Украины от 23.08.2000 г. № 1336 (с изменениями и дополнениями).

Расчеты наличностью физических лиц с предприятиями за приобретенные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) могут также проводиться через учреждения банков в порядке, определенном Инструкцией по организации эмиссионно-кассовой работы в учреждениях банков. Указанные расчеты осуществляются без поступления денежных средств в кассу пред­приятия и отражения этой операции в кассовой книге, а прово­дятся физическими лицами путем внесения наличности на внут­ренние банковские счета и дальнейшего перечисления учреж­дением банка этих денежных средств на текущие счета предприятий и являются для физических лиц (плательщиков денежных средств) — наличными, а для предприятий (получате­лей денежных средств) — безналичными.

Лимит кассы устанавливается предприятиям, имеющим счета в учреждениях банков и осуществляющим операции с наличнос­тью. Такие предприятия могут хранить в своей кассе наличность на конец дня в пределах утвержденного лимита кассы.

При открытии текущего счета (в период заключения договора на расчетно-кассовое обслуживание) вновь созданное предприя­тие подает учреждению банка заявку-расчет для установления общего лимита кассы, порядка и сроков сдачи наличной выруч­ки. Действующие предприятия, которые имеют текущие счета в разных учреждениях банков, подают указанную заявку-расчет на свое усмотрение в любые учреждения банка, в которых открыты его текущие счета, а другим учреждениям банков — копии заяв­ки-расчета с установленным лимитом кассы. Заявка-расчет по­дается и в случае пересмотра по инициативе предприятия или банка ранее установленного лимита кассы.

Порядок установления предприятиям лимита кассы, порядка и сроков сдачи наличной выручки регулируется Инструкцией об организации работы по наличному обращению учреждениями банков Украины.

Предприятия обязаны сдавать наличную выручку сверх уста­новленного лимита кассы в порядке и сроки, определенные уч­реждением банка для зачисления на их текущие счета. Если лимит кассы предприятию вообще не установлен, то вся имеюща­яся наличность в его кассе на конец дня должна сдаваться в банк (независимо от причин, вследствие которых лимит кассы не уста­новлен).

Наличные средства могут сдаваться предприятиями в дневные и вечерние кассы учреждений банков, через службы инкассации, предприятиям почтовой связи для переводов на их текущие сче­та в учреждениях банков.

Наличные средства не считаются сверхлимитными в день их поступления, если они поступили в кассы предприятий сферы торговли, общественного питания и услуг (не имеющих догово­ренности с учреждением банка на инкассацию либо сдачу на­личной выручки в вечернюю кассу банка) при проведении рас­четов с применением регистраторов расчетных операций (с за­фиксированным регистратором расчетных операций временем поступления средств) в конце рабочего дня и были сданы (в сум­ме, превышающей установленный лимит кассы) в обслуживаю­щие учреждения банков не позднее следующего рабочего дня банка (в течение операционного времени его работы) и предпри­ятия или были использованы предприятием (без предварительной сдачи их в банк и одновременного получения из кассы бан­ка на указанные нужды) на следующий день на необходимые хозяйственные нужды.

Если аналогичная ситуация возникает на предприятиях, кото­рые при проведении наличных расчетов используют приходные кассовые ордера или расчетные книжки, содержащие расчетные квитанции, и точное время поступления наличности не может быть зафиксировано, то такие наличные поступления не считаются сверхлимитными в день их поступления, не более четырех раз в месяц. При постоянном поступлении наличности в кассы в кон­це рабочего дня и соответствующем превышении лимита кассы такие предприятия должны обращаться в обслуживающие уч­реждения банков относительно пересмотра сроков сдачи налич­ной выручки и лимита кассы.

Не считаются сверхлимитными в день их поступления и на­личные средства, поступившие в кассы предприятий (не имею­щих договоренности на инкассацию и сдачу наличной выручки в вечернюю кассу банка) в выходные и праздничные дни и сдан­ные в сумме, превышающей установленный лимит кассы, в обслу­живающие учреждения банков на следующий рабочий день бан­ка (в течение операционного времени его работы) и предприятия или использованные предприятием на следующий рабочий день на необходимые хозяйственные нужды.

Вся наличность, поступающая в кассы предприятий, должна своевременно и в полной сумме приходоваться в их кассах.

Оприходованием наличности в кассе предприятия является осуществление предприятием учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений с оформлением этой операции в ус­тановленном порядке приходным кассовым ордером и отраже­нием в кассовой книге в день получения предприятием налич­ных денежных средств.

При проведении расчетов наличностью предприятий в сфере торговли, общественного питания и услуг с применением регист­раторов расчетных операций или использованием расчетных книг оприходованием является осуществление предприятиями учета наличности через РРО либо РК с составлением в тот же день на основании расчетных документов отчетов в КУРО и оформления наличности в установленном порядке приходным кассовым ор­дером и соответствующей записью в кассовой книге в день пос­тупления денежных средств. Указанная последовательность оп­риходования также распространяется на обособленные подразде­ления, работающие в сфере торговли, общественного питания и услуг с применением РРО либо использованием РК и самостоя­тельно сдают в кассы учреждений банка или через инкассаторов полученную ими наличную выручку. Эти подразделения должны также вести кассовую книгу и оприходовать наличность в своих кассах.

Наличная выручка предприятий (предпринимателей) может использоваться ими для обеспечения нужд, возникающих в про­цессе их функционирования, а также для проведения расчетов с бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязательным платежам). Предприятия, имеющие на­логовый долг, осуществляют выплаты, связанные с оплатой труда (кроме выплат в связи с экстренными (неотложными) обстоятель­ствами), исключительно за счет денежных средств, полученных из учреждений банков.

Предприятия не должны накапливать наличную выручку в своих кассах сверх установленного лимита кассы для осуществ­ления необходимых расходов до наступления сроков их выплат. Предприятия (предприниматели), имеющие текущие счета в учреждениях банков, получают наличность с этих счетов по де­нежному чеку (с четкой формулировкой сути осуществляемой операции) в пределах имеющихся денежных средств и расходуют ее исключительно на цели, определенные в денежном чеке и не противоречащие действующему законодательству Украины.

Для своевременного получения в учреждении банка необходи­мой суммы наличности предприятия (предприниматели) в уста­новленные банком сроки должны предупредить (письменно или устно) учреждение банка о необходимой сумме денежных средств в банкнотах и разменной монете.

Предприятия имеют право хранить наличность в своей кассе, полученную в учреждении банка для выплат, связанных с опла­той труда, пенсий, стипендий, дивидендов (дохода), сверх установ­ленного лимита кассы в течение трех рабочих дней, включая день получения наличности в учреждении банка. Суммы наличности, полученные в учреждении банка и не использованные по назна­чению в течение установленных выше сроков, возвращаются пред­приятием в учреждение банка не позднее следующего рабочего дня учреждения банка и предприятия или могут оставаться в его кассе (в пределах установленного лимита) и выдаваться на те же цели.

Предприятие имеет право хранить в кассе наличность для выплат, связанных с оплатой труда, осуществляемых за счет вы­ручки, сверх установленного ему лимита кассы в течение трех рабочих дней со дня наступления сроков этих выплат в сумме, указанной в переданных в кассу платежных (расчетно-платежных) ведомостях.

Выдача наличности под отчет проводится из касс предприятий при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданным под отчет суммам, то есть в случае представления в бухгалтерию авансового отчета об израсходованных (частично израсходованных) денежных средствах и одновременного возврата в кассу предприятия остатка наличности, выданной под отчет.

Подотчетные лица обязаны представить в бухгалтерию пред­приятия вместе с неиспользованным остатком наличности аван­совый отчет о расходовании полученных в кассе сумм в следую­щие сроки:

по командировкам — в течение трех рабочих дней после воз­врата из командировки;

на закупку сельскохозяйственной продукции, продуктов ее пе­реработки и заготовку вторичного сырья, кроме металлолома — в течение десяти рабочих дней со дня выдачи наличности под отчет;

на все другие производственные (хозяйственные) нужды — на следующий день после выдачи наличности под отчет.

К предприятиям (предпринимателям) применяются штрафные санкции согласно действующему законодательству:

— превышение установленных лимитов кассы;

— неоприходование (неполное оприходование) в кассах налич­ности;

— превышение установленных сроков использования выдан­ной под отчет наличности, а также за выдачу денежных средств под отчет без полной отчетности по ранее выдан­ным денежным средствам;

— израсходование наличности из выручки на выплаты, свя­занные с оплатой труда, при наличии налогового долга;

— использование полученных в учреждениях банка наличных денежных средств не по целевому назначению;

— проведение наличных расчетов без представления получате­лем денежных средств платежного документа, который под­тверждал бы уплату покупателем наличных денежных средств.

Указ Президента Украины «О применении штрафных санк­ций за нарушение норм по урегулированию обращения налично­сти» от 12.06.95 г. № 436 в редакции Указа от 11.05.99 г. № 491/ 99 устанавливает, что в случае нарушения юридическими лицами всех форм собственности, физическими лицами — гражданами Украины, иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые являются субъектами предпринимательской деятельности, а также постоянными представительствами нерезидентов, через которые полностью или частично осуществляется предпри­нимательская деятельность, норм по регулированию обращения наличности в национальной валюте, устанавливаемых Нацио­нальным банком Украины, к ним применяются финансовые санк­ции в виде штрафа:

— за превышение установленных лимитов остатка наличнос­ти в кассах — в двукратном размере сумм выявленной сверхлимитной наличности за каждый день;

— за неоприходование (неполное и/или несвовременное опри­ходование) в кассах наличности — в пятикратном размере неоприходованной суммы;

— за расходование наличности с выручки от реализации про­дукции (работ, услуг) и других кассовых поступлений (кро­ме средств, полученных из касс учреждений банков), на вы­платы, связанные с оплатой труда (за исключением экст­ренных (безотлагательных) обстоятельств — социальных выплат гражданам на погребение, пособия при рождении ребенка, одиноким и многодетным матерям, на лечение в случае болезни, компенсаций лицам, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы), при наличии нало­говой задолженности — в размере осуществленных выплат;

— за превышение установленных сроков использования вы­данной под отчет наличности, а также за выдачу наличных средств под отчет без полного отчета относительно ранее выданных средств — в размере 25 процентов выданных под отчет сумм;

— за проведение наличных расчетов без представления полу­чателем средств платежного документа (товарного или кас­сового чека, квитанций к приходному ордеру, другого письменного документа), который бы подтверждал уплату покупателем наличных средств, — в размере уплаченных средств;

— за использование полученных в учреждении банка налич­ных средств не по целевому назначению — в размере израс­ходованной наличности.

Штрафные санкции, предусмотренные Указом, применяются к указанным лицам органами государственной налоговой службы на основании материалов проведенных ими проверок и представ­лений государственной контрольно-ревизионной службы, финан­совых органов и органов Министерства внутренних дел в уста­новленном законодательством порядке и в размерах, действую­щих на день завершения проверок или на день получения органами государственной налоговой службы указанных представлений.

Применение санкций за нарушение правил обращения налич­ности нередко оспаривается в суде.

Так, решением арбитражного суда области признано недейст­вительным решение налогового органа (далееОтветчик) о применении к предприятию (далееИстец) финансовых санк­ций за превышение остатка наличности в кассе. Судебное реше­ние мотивировано тем, что актом проведенной Ответчиком про­верки не подтверждено превышение остатков наличности. Ист­цом представлены доказательства того, что выданные под отчет денежные средства возвращались или расходовались им в сроки, установленные Указом Президента Украины от 12.06.95 г. № 436 «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» и постановлением На­ционального банка Украины от 13.10.97 г. № 334.

Надзорной инстанцией судебное решение оставлено без изме­нений по тем же основаниям.

Не согласившись с решением и постановлением арбитражно­го суда области, Ответчик обратился в судебную коллегию Выс­шего арбитражного суда Украины по пересмотру решений, опре­делений, постановлений с заявлением об их отмене, ссылаясь на то, что Истцом нарушены требования названных Указа Прези­дента Украины и постановления Национального банка Украи­ны, о чем составлен соответствующий акт.

Судебная коллегия, рассмотрев материалы дела, установила следующее:

Проведенной Ответчиком проверкой соблюдения Истцом тре­бований налогового и валютного законодательства выявлено на­рушение требований п.2 Порядка ведения кассовых операций в народном хозяйстве Украины, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 02.02.95 г. № 21 (в редакции постановления Правления Национального банка Ук­раины от 13.10.97 г. № 334). В связи с этим к Истцу примене­ны финансовые санкции на основании статьи 1 Указа Прези­дента Украины «О применении штрафных санкций за наруше­ние норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436 (в редакции Указа Президента Украины от 11.05.99 г. № 491/99).

Как указано в акте проверки, Истцу установлен лимит ос­татка наличности в кассе. Наличность, выданная под отчет, но не израсходованная в течение десяти рабочих дней и не воз­вращенная в кассу, включается в сумму фактического остатка наличности в кассе, а полученная в результате сумма сравнива­ется с установленным лимитом остатка наличности. В связи с этим к истцу применены финансовые санкции в двукратном размере.

В соответствии с п.7 постановления Национального банка Украины от 13.10.97 г. № 334 выданные под отчет наличные деньги, не израсходованные полностью или частично, должны быть возвращены в кассу предприятия одновременно с авансо­вым отчетом не позднее десяти рабочих дней со дня их выдачи под отчет, а по командировкамне позднее трех рабочих дней по возвращении из командировки.

Истцом были представлены доказательства в подтвер­ждение соблюдения им требований Указа Президента Украи­ны от 12.06.95 г. «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности», а имен­но: расходные и приходные кассовые ордера, авансовые отчеты, командировочные удостоверения, что указано в приложении к акту проверки.

Кроме того, как правомерно указано в постановлении арбит­ражного суда области, за превышение установленных сроков ис­пользования выданной под отчет наличности, а также за выда­чу под отчет наличности при отсутствии полного отчета за ранее выданные денежные средства штраф начисляется в раз­мере 25 процентов выданных сумм.

При таких условиях судебная коллегия Высшего арбитраж­ного суда Украины по пересмотру решений, определений, поста­новлений не нашла оснований для изменения или отмены реше­ния и постановления арбитражного суда области [Бизнес. Бух­галтерия. — 2000. — № 28. — С. 112].

 

 

Глава 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.037 с.)