Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анатомо-физиологические особенности желудочно-кишечного тракта у детей раннего возрастаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
У детей первого года жизни потребность в пище большая, а функциональная способность пищеварения ограничена. Если учесть оба условия, а именно большой объем пищи и недостаточную секреторную способность пищеварительных желез, то станет ясным, какими свойствами должна обладать пища детей первого года жизни и почему всякое нарушение в диете этих детей легко может вызвать расстройства пищеварения и питания. Эта способность достаточна только в том случае, если ребенок получает физиологическую пищу. Не подлежит сомнению, что для детей первого года жизни наиболее подходящей, единственно нормальной и естественной пищей является материнское молоко. Особенно высокая напряженность процессов пищеварения у детей грудного возраста. Однако, секреторная функция пищеварительных желез (слюнных, желез желудка, поджелудочной железы и кишечника) значительно ниже, чем у взрослого человека, что связано с анатомо-физиологическими особенностями их органов пищеварения. Слизистая полости рта ребенка очень нежная, богата кровеносными сосудами, но в первые месяцы жизни суховата. Слюнные железы (околоушная, подъязычная, подчелюстная) начинают активно выделять слюну на третьем-четвертом месяце жизни. У новорожденных в слюне отсутствует амилаза. Реакция слюны вначале нейтральная, затем щелочная. В слюне содержится амилолитический фермент птиалин. Язык и жевательная мускулатура у грудного ребенка играют важную роль в акте сосания. Этому способствуют также поперечная складчатость и хорошо развитая мускулатура губ, скопление жира в толще щек (комочки Биша), валикообразные утолщения на деснах. У нормального доношенного ребенка хорошо развиты сосательный и глотательный рефлексы. Пищевод отличается нежностью слизистой оболочки, недостаточной выраженностью эластической ткани, почти полным отсутствием желез и слабым развитием мышц. Длина пищевода ребенка грудного возраста 10— 12 см, в 5 лет— 16 см. Желудок, расположенный у новорожденного в левом подреберье, занимает горизонтальное положение. Позже, когда ребенок начинает ходить, желудок принимает более вертикальное положение. В первый месяц жизни емкость желудка равна 30—35 мл, к 3 месяцам возрастает до 100 мл и к году — до 250 мл. Дно желудка развито слабее, недоразвит и сфинктер входной части, в связи с чем у грудных детей часто бывают срыгивания. Слизистая нежная, богата кровеносными капиллярами, бедна эластической тканью. Число желудочных желез и бокаловидных клеток относительно меньше, чем у взрослых.
У детей первого года жизни в желудочном соке содержатся те же химические вещества, что и у взрослого человека: соляная и молочная кислота, поваренная соль, ферменты (пепсин, расщепляющий белки до альбумоз и пептонов; сычужный фермент химозин, створаживающий молоко; катепсин, представляющий собой первичную протеазу с оптимумом действия при рН около 5—6; липаза, расщепляющая жиры). Кислая среда желудочного содержимого, обусловленная соляной кислотой, выделяемой обкладочными клетками, является важным фактором, повышающим активность ферментов, расщепляющих белки и жиры. У детей грудного возраста желудочного сока выделяется мало и кислотность его низкая (рН 5,8—3,8). В школьном возрасте рН достигает 1,5—2 (как у взрослых). Сила пепсина и лабфермента у детей первого года жизни ниже, чем у взрослого приблизительно в 10-15 раз. Содержание липазы в желудочном соке невелико и повышается с возрастом, что затрудняет переваривание жира. Классические исследования И. П. Павлова показали ведущее значение для секреции желудочных желез условных и безусловных рефлекторных раздражителей. В дальнейшем многие отечественные физиологи и педиатры доказали, что отделение так называемого аппетитного («запального») сока на условные раздражители, установленное И.П. Павловым в эксперименте, играет важную роль и в пищеварении детей. И.П. Павловым открыта также закономерность, что кислотность и ферментативная активность желудочного сока находятся в прямой зависимости от состава пищи. У здорового ребенка после кормления грудным молоком желудок освобождается через 2—2,5 часа, при кормлении коровьим через 3—4 часа. За это время под влиянием сычужного фермента и пепсина молоко створаживается, происходит частичное расщепление белков; под воздействием липаз в желудке расщепляется почти 50% жира грудного молока. При искусственном вскармливании расщепления жира почти не происходит. В желудке частично всасываются вода и минеральные соли. Белковая и жирная пища задерживается длительнее.
Кислое желудочное содержимое через привратник, раскрывающийся рефлекторно, порциями поступает в двенадцатиперстную кишку. В кишечнике происходит дальнейшее переваривание и всасывание пищевых веществ. У грудного ребенка длина кишечника превосходит длину тела в 6 раз, у взрослого - в 4 раза. Слизистая кишечника нежная, хорошо васкуляризирована и содержит большое количество пищеварительных желез и ворсинок. Мышечный слой развит слабо, брыжейка более широкая. Слепая Кишка расположена высоко, покрыта брюшиной и подвижна. Сигмовидная кишка образует больше петель. Прямая кишка относительно длиннее и слабо фиксирована. В полость двенадцатиперстной кишки кроме желудочного содержимого поступают секрет поджелудочной железы и желчь из печени. Поджелудочная железа при рождении недостаточно дифференцирована и имеет большое количество капилляров и сосудистых анастомозов. Масса ее быстро нарастает. У новорожденного вес поджелудочной железы 2,5—3 г, в 3 месяца — около 6 г, к 5 годам достигает 30 г, у взрослого — 90—120 г. Секрет ее содержит ферменты: трипсин, амилазу, диастазу и липазу. В кровь поджелудочная железа выделяет инсулин. Трипсин поступает в кишечник в виде трипсиногена, который активируется энтерокиназой и солями кальция. Трипсин расщепляет белки до аминокислот. Амилаза в кишечнике частично активируется желчью и расщепляет полисахариды (крахмал и гликоген) до дисахаридов, на которые затем действуют панкреатическая и кишечные диастазы, расщепляющие их до моносахаридов. Липаза расщепляет эмульгированные нейтральные жиры до глицерина и жирных кислот. В первые месяцы жизни относительно мало вырабатывается желчи, причем в ней меньше содержится жирных кислот. Желчь нейтрализует кислую пищевую кашицу, поступающую в двенадцатиперстную кишку из желудка, эмульгирует жиры, активирует панкреатическую липазу, способствует всасыванию жирных кислот и усиливает перистальтику кишечника. Реакция дуоденального и кишечного соков у детей раннего возраста в начале пищеварения слабокислая, а затем, когда в кишечник больше выделяется желчи и панкреатического секрета, нейтральная или даже щелочная. Железы кишечника ребенка первого года жизни выделяют почти все ферменты (эрепсин, энтерокиназу, амилазу, лактазу, мальтазу, инвертазу). Эрепсин, расщепляющий до аминокислот альбумозы, пептоны и другие полипептиды, действует также на один из основных белков молока - казеин, способствуя его наибольшему перевариванию на протяжении всего тонкого кишечника. Ферментативное расщепление пищи в некоторой степени дополняется бродильными процессами, происходящими в толстом кишечнике. Гниение в кишечнике здорового ребенка первых месяцев жизни почти отсутствует. Кроме пищеварения с помощью соков, поступающих в полость кишечника (полостного), было установлено существование так называемого контактного, или пристеночного, пищеварения (А.М. Уголев). Каждая клетка кишечного эпителия имеет от 2 до 5 тысяч протоплазматических выростов — микроворсинок, благодаря чему поверхность, па которой происходит пищеварение и всасывание, резко увеличивается. Многие ферменты прочно связаны с поверхностью ворсинок. На ворсинках и в порах между ними происходит завершающий этап пищеварения и всасывания.
В тонком кишечнике ребенка всасываются конечные продукты расщепления всех основных пищевых веществ - белков, жиров, углеводов и солей. Ряд солей, в том числе фосфор и железо, всасываются в толстом кишечнике. В связи с обилием капилляров в слизистой - и высокой проницаемостью кишечного эпителия, у ребенка грудного возраста в кровь могут легко проникать продукты неполного расщепления пищи и микробные токсины. Токсические вещества и микробы, проникающие из кишечника в систему воротной вены, нейтрализуются в печени. Однако у детей раннего возраста паренхима печени недостаточно дифференцирована и при выраженных интоксикациях в ней легко наступают расстройства кровообращения и дегенеративные изменения. В результате барьерная функция печени резко снижается. Моторика кишечника более живая и время прохождения пищевой кашицы в нем короче, чем у взрослых (в среднем, в зависимости от пищи, 12—16 часов). При искусственном вскармливании продолжительность кишечного пищеварения более длительная. Формирование фекальных масс происходит в толстом кишечнике при участии микроорганизмов. Желудочно-кишечный тракт активно заселяется микробами в течение первых 10—20 часов внеутробной жизни. Вскоре после рождения в полости рта обнаруживаются стрептококки, стафилококки, грибки и другие микроорганизмы. Некоторые сапрофиты встречаются и в желудке. Меньше микробов в верхних отделах кишечника, причем это преимущественно представители бродильной флоры. Большое количество бактерий скапливается в нижних отделах кишечника, особенно в поперечно-ободочной и прямой кишках. У ребенка первых месяцев жизни, находящегося на грудном вскармливании, в стуле преобладают В.bifidus, В.lactis aerogenes, В.аcidophilus. С введением прикорма значительно возрастает количество В.coli. При рано начатом искусственном или смешанном вскармливании в стуле в большом количестве обнаруживаются В.coli, а также В.bifidus, В.acidophilus и энтерококки. У здорового ребенка, находящегося на естественном вскармливании, стул бывает 2—4 раза в сутки. Испражнения при этом имеют золотисто-желтую окраску, кисловатый запах, мазевидную консистенцию. Реакция их кислая. При искусственном вскармливании частота стула 1—2 раза в сутки. Испражнения светло-желтого цвета, пастообразной консистенции, так как содержат меньше кислот и воды. Реакция их нейтральна. Стул детей старше года частично оформлен, с гнилостным запахом и более темной окраски. При острых расстройствах пищеварения частота и характер стула меняются.
Естественное вскармливание Естественное вскармливание – это вскармливание ребенка женским молоком при прикладывании его к груди биологической матери и при своевременном и правильном введении прикорма и необходимых пищевых добавок. Период грудного вскармливания представляет собой не только этап жизни ребенка, отражающий своеобразие характеристик питания, который принято называть лактотрофным. Ему в онтогенезе предшествует длительный внутриутробный период гемотрофного питания, когда все основные ингредиенты питания доставлялись плоду через пуповину из материнского организма. В гемотрофном периоде плод выступает как чистый «потребитель» питательных, регулирующих и информационных субстанций, а процессы пищеварения осуществляются в пищеварительном тракте и метаболизирующих системах материнского организма. Переход от гемотрофного питания к энтеральному представляет собой в полной мере революционный скачок, требующий напряжения всех адаптационных механизмов. По значению он вполне сопоставим с перестройками в дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной и иммунной системах. Ускорению адаптации пищеварительной системы в значительной степени способствует возникающий во внутриутробном периоде между 3 и 5 мес. гестационного возраста механизм амниотрофного питания. Заглатывание плодом амниотической жидкости достигает 5 мл (кг/ч) массы тела и суммарно уже к 6 мес. внутриутробного периода достигает 50% всего объема амниотической жидкости за сутки. Поступление в желудочно-кишечный тракт белков, липидов и углеводов амниотической жидкости стимулирует развитие таких функций пищеварительного тракта, как расщепление и всасывание пищевых веществ, становление моторики. Благодаря длительному и постепенному нарастанию объема поступающей амниотической жидкости возникает и анатомическая дифференцировка клеток слизистой оболочки кишечника, индукция синтеза пищеварительных ферментов и гормонов желудочно-кишечного тракта. Если гемотрофное питание обеспечивает основные пищевые потребности плода, то амниотрофное облегчает последующую адаптацию. Сразу после рождения ребенка глюкоза перестает быть основным источником энергии, таккак ее подача по гемотрофным путям прекращается. Возникающая гипогликемия стимулирует выброс катехоламинов и глюкагона. Последние активируют липолиз и способствуют резкому повышению содержания жирных кислот и кетонов в плазме. Переход на преимущественно жировые источники энергии в первоначальный период острой адаптации осуществляется за счет имеющихся у ребенка жировых депо, затем будет возрастать содержание жира в материнском молоке. Такой переход требует существенного изменения активности многих клеточных ферментов, участвующих в окислении жирных кислот, глюконеогенезе, синтезе карнитина и т.д. Таким образом, переход с гемотрофного на молочное питание в первые дни жизни представляет собой цепь взаимосвязанных процессов, как со стороны кормящей матери, так и ребенка. Началом этой цепи являются формирование первых капель молока в молочной железе матери и первые попытки сосания груди со стороны ребенка, а завершением — формирование устойчивой и достаточной по объему лактации при хороших показателях развития и здоровья ребенка.
Итак, после рождения система «мать - плацента - плод» рассматривается как трансформация в постнатальный аналог «мать - молочная железа - нативное материнское молоко - ребенок». Эта интеграция выходит далеко за рамки просто пищевого обеспечения. Биологически активные вещества, поступающие с молоком матери, осуществляют не только защитные функции, но и участвуют в тончайшей регуляции развития и дифференцировки тканей.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.97.20 (0.014 с.) |