Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра мировой экономики и менеджмента

Поиск

Кафедра мировой экономики и менеджмента

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГЭК

Заведующий кафедрой
д-р экон. наук, проф.

___________ И.В. Шевченко
(подпись)
_________________2018 г.

Руководитель магистерской
программы проф.,
д-р экон. наук, проф.
___________ Ж.Д. Дармилова
 (подпись) 
_________________2018 г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ)

ПРИМЕНЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ЛИН-МЕНЕДЖМЕНТА В УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

Работу выполнила ______________________________________ Д.Н. Мизина                 
                                                             (подпись, дата)

Факультет экономический

Направление магистерской подготовки 38.04.02 Менеджмент

Программа магистерской подготовки Управление проектами

Научный руководитель
проф., д-р экон. наук, проф. ________________­­­_____________ Л.А. Воронина
                                                               (подпись, дата)                     
Нормоконтролер
доц., канд. экон. наук ___________________________________ Ю.С. Клещева
                                                      (подпись, дата)                        

 

Краснодар 2018

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 3

1 Теоретико-методические основы концепции лин-менеджмента. 7

1.1 Эволюция развития концепции лин-менеджмента. 7

1.2 Lean-менеджмент как современная концепция управления: ее
философия, принципы, функции, инструменты.. 14

1.3 Развитие лин-менеджмента в проектной деятельности организаций
сферы услуг. 23

2 Эффективность применения концепции лин-менеджмента в российской и мировой практике. 36

2.1 Анализ и оценка отечественного и зарубежного опыта реализации концепции лин-менеджмента в сфере услуг. 36

2.2 Проблемы внедрения лин-менеджмента в российских организациях. 46

3 Повышение эффективности работы Сбербанка на основе внедрения концепции лин-менеджмента. 52

3.1 Общая характеристика деятельности и организационная структура
ПАО Сбербанк России. 52

3.2 Опыт применения принципов лин-менеджмента в ПАО Сбербанк. 58

3.3 Построение системы внедрения и поддержания лин-менеджмента в
ПАО Сбербанк. 64

Заключение. 74

Список использованных источников. 77

Приложение А – Инструменты лин-менеджмента. 82

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В настоящее время концепция лин менеджмента стала синонимом высокой производительности, низкой стоимости и выдающегося качества. Она ориентирована на повышение эффективности использования всех видов производственных ресурсов, устранение всех видов потерь и предполагает вовлечение в процесс рационализации бизнеса каждого сотрудника предприятия. Концепция давно доказала свою эффективность на многих японских и европейских предприятиях (Toyota, Bank of America, Boeing) и является одним из наилучших способов по выводу компании из кризиса и повышению конкурентоспособности ее продукции.

Хотя больше всего изучена применимость лин философии в автомобильной промышленности, многие исследователи и практики расширяют сферу применения лин далеко за пределы производства, а именно в отрасли сферы услуг.

Лин менеджмент в современных условиях российской действительности становится актуальным и востребованным инструментом управления предприятием, поскольку направлен на повышение конкурентоспособности компании и является наиболее эффективным способом развития организации и повышения качества продукции или услуг.

Несомненно, многие российские компании нуждаются в применении концепции лин менеджмента, но ее практическая реализация затруднена в силу невозможности прямого перенесения зарубежного опыта на отечественный рынок, а также в виду отсутствия гибкости в управлении на многих предприятиях.

Все вышесказанное и обуславливает актуальность выбранной темы данной работы.

Степень научной разработанности проблемы. Концепция лин менеджмента произошла из японской школы менеджмента, а именно из производственной системы, используемой компанией Toyota, основателем которой был Т. Оно в 1950-х годах. В последующие годы, такие японские исследователи, как М. Имаи, С. Синго, Я. Монден дорабатывали основные идеи канбан, разработанные Т. Оно. К европейским исследователям, изучавшим лин менеджмент, относятся: Д. Крафчик, Д. Вумек, Т. Джексон, Д. Лайкер, У. Левинсон, М. Ротер, М. Мэскон, Д. Джонс, Д. Манн, Б. Маскелл и другие. Российские ученные также изучали данную концепцию и среди них: А. Гринин, А. Кузьмин, Т. Куприянова, В. Растимешин, К. Новиков, Д. Шехватов.

Высоко оценивая научные, методологические, методические и практические результаты, полученные вышеназванными исследователями, необходимо отметить, что эта область знаний оставляет пространство для продолжения работы как в теоретическом, так и практическом плане.

Целью диссертационной работы является разработка адаптационного механизма концепции лин-менеджмента, основанной на передовом зарубежном опыте, в практику управления российских организаций для повышения эффективности их деятельности.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

- исследовать становление концепции лин на основе разработок различных школ менеджмента;

- выявить основные причины, по которым применение данной концепции необходимо на современном этапе;

- определить основные принципы лин-менеджмента, а также условия, в которых возможно его применение;

- провести анализ российских компаний для выявления причин, из-за которых применение концепции может быть затруднено и найти способы их устранения;

- разработать алгоритм применения концепции лин-менеджмента в российских организациях.

Объектом исследования в данной диссертационной работе являются предприятия сферы услуг, активно внедряющие лин технологии.

Предметом исследования выступают управленческие и организационные отношения, возникающие в организации в процессе внедрения инструментов лин-менеджмента.

Гипотеза диссертационного исследования состоит в предположении о том, что внедрение передовой зарубежной практики лин-менеджмента в большинство российских компаний приведет к повышению эффективности их деятельности в связи со снижением потерь на всех уровнях деятельности, и повысит конкурентоспособность их продукции и услуг.

Теоретико-методологические основы диссертации составляют труды отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся вопросами лин менеджмента, а также повышения эффективности деятельности предприятий в целом, изложенные в их монографиях, авторефератах диссертаций, научно-практических журналах.

Диссертационное исследование базируется на следующих методах: системного анализ, индукции и дедукции, сравнительного анализа, анализа и синтеза, статистические методы.

Информационную базу диссертационного исследования составляют научные данные зарубежных и российских ученых, нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти РФ, данные Федеральной службы государственной статистики, отчетность рассматриваемых предприятий, данные информационных сайтов в сети Интернет.

Научная новизна работы состоит в развитии теоретико-методической базы концепции лин-менеджмента, ее адаптации к современным экономическим условиям и разработке инновационных моделей и инструментов для ее практического применения в российских компаниях.

Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшем развитии методических положений концепций совершенствования деятельности организаций сферы услуг на основе инструментов лин-менеджмента, включая определение принципов лин менеджмента и модель ее реализации.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. В ходе исследования было выявлено, что применение инструментов лин-менеджмента необходимо на современном этапе развития экономики России. Данная модель привнесет новую производственную философию в отечественные организации сферы услуг, где каждый работник будет вовлечен в процесс оптимизации бизнеса для сокращения всех видов потерь, которые могут возникнуть во время его деятельности.

2. Применение концепции лин-менеджмента требует преждевременного изучения препятствий, которые могут возникнуть при внедрении данной модели. Поэтому представляется целесообразным провести анализ предприятий, на которых планируется проведение изменений, и выявить и классифицировать проблемы, которые могут привести к неудачному применению зарубежного опыта.

3. Разработка алгоритма применения инструментов лин-менеджмента предоставит план по внедрению концепции в систему стратегического управления компании, включающий решение проблем и задач, возникающих на различных этапах применения новой модели менеджмента.

Практическая значимость исследования представляет собой возможность дальнейшего применения результатов исследования для решения прикладных задач на предприятиях сферы услуг, направленных на повышение эффективности деятельности и рационального использования ресурсов.

Апробация результатов исследования. По теме магистерской диссертации опубликованы статьи, в которых нашли отражение теоретические принципы и результаты работы. Также была проведена лекция об использовании инструментов лин-менеджмента в отечественных организациях.

Структура и содержание работы определены целью и задачами исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложения. Работа содержит 83 страницы машинописного текста, включая 14 таблиц, 10 рисунков, список использованной литературы из 52 наименований и приложения.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успех деятельности современных компаний основан на максимальном применении инноваций, новых технологических методик ведения бизнеса, поскольку только за счет использования организация сможет конкурировать не только с ныне существующими, но и будущими предприятиями.

Концепция лин-менеджмента является мощным инструментом, позволяющим значительно снизить издержки предприятия, повысить эффективность производства и добиться высокой конкурентоспособности. В настоящее время все большее количество компаний всех отраслей стремится внедрить систему лин, которая наполняется новым содержанием в связи с развитием мировой экономики.

К настоящему времени в России ведет деятельность 561 банк, среди которых 230 (41%) можно отнести к крупным. Конкуренция с ними достаточно сложный процесс, поскольку все они предоставляют примерно одинаковые продукты и услуги, поэтому на первый план выходит не собственно продукт, а уменьшение затрат клиента на обслуживание в данной организации, обеспечение возможности выполнения максимального количество услуг в одном месте, в одно время, удовлетворенность в целом качеством процесса. Поэтому большое внимание уделяется именно сервису во всех передовых организациях.

В ходе написания магистерской работы, а также при прохождении производственной и преддипломной практик, мною были изучены и описаны теоретические аспекты и методологические подходы к формированию системы лин-менеджмента в компании.

В первой главе магистерской диссертации была рассмотрена эволюция концепции лин-менеджмента от ее зарождения в производственной системе компании Тойота до ее применимости на предприятиях сферы услуг. Описаны основные инструменты, применяемые в передовых организаций, условия и особенности их применения. Было выявлено, что большинство из них легко переносятся из сферы производства в сферу услуг, но требуют определенной адаптации с поправкой на человеческий фактор. Также было выявлено, что определение самой концепции лин-менеджмента еще требует доработок, поскольку разные исследователи трактуют данное понятие с различных позиций: как система снижения потерь, как система организации бизнеса с использованием различных инструментов по оптимизации.

Во второй главе был рассмотрен опыт различных компаний по применению ими инструментов лин-менеджмента. Среди них как зарубежные (Bank of America, Bank One, Stanford Hospital and Clinics), так и российские (Альфа-Банк, банк Хоум Кредит, Грангифт, Дельмор). Анализ показал, что эффект от внедрения инструментов лин технологий значителен и быстро окупает затраты. Также, как и в промышленном производстве, имеются основные 7 видов потерь, но они имеют свою специфику в сфере услуг. При внедрении инструментов лин-менеджмента в сервисной организации необходимо помнить о адаптации ее инструментов для более корректного применения на практике.

Были выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются российские компании при использовании лин-методик. Среди них большое значение занимают проблемы компетенции сотрудников и руководителей по внедрению лин, а также сопротивление многих работников по различным причинам. Был сделан вывод, что компаниям требуется помощь в проведении изменений. Для преодоления проблем внедрения инструментов лин-менеджмента в организациях необходимо создание консалтинговой и научной инфраструктуры. В России уже созданы организации и консалтинговые компании, которые помогают внедрить на предприятии лин-менеджмент. Среди них портал Leaninfo.ru, Японский центр «Кайдзен» и Аналитический центр LEANCOR.

В третьей главе был проведен анализ действующей организационной структуры в ПАО Сбербанк в рамках нормативных документов и процедур. Также были предложены идеи по совершенствованию организационной структуры и обновлена Производственная система Сбербанка на основе инструментов лин-менеджмента. Показаны примеры осуществления различных проектов по оптимизации бизнес-процессов, обеспечению бережливости и организации рабочего места. Дан алгоритм проведения изменений на любых предприятиях сферы услуг.

Итак, можно сделать следующие выводы:

1. При внедрении в организации концепции лин-менеджмента необходимо принимать во внимание, что экономическая ситуация нестабильна. Рост конкурирующих предприятий, изменение спроса и покупательной способности населения – все это должно влиять на принятые в организации стратегические направления, среди которых весомую часть занимает лин-стратегия, которая также должна учитывать изменения внешней среды, быть гибкой и адаптивной для полноценного функционирования.

Каждое предприятие имеет свою специфику, поэтому необходимо учитывать влияние изменений и проводить адаптацию в каждом конкретном случае по-разному.

2. Проблема, характерная для российских организаций – отказ от применения концепции при ее неудачном внедрении, должна быть решена посредством анализа всех аспектов организации. В работе рассмотрены основные проблемы, относящиеся к содержательной части, организационной, ценностям, принятым в компании, степени обучения персонала. Примеры показывают, что, наоборот, в условиях экономического кризиса компаниям удавалось добиться успехов при использовании инструментов лин и за счет сокращения потерь выйти на прежний уровень развития.

3. Для успешного внедрения концепции лин-менеджмента руководство должно серьезно относиться к проводимым изменениям, принимать непосредственное участие в использовании инструментов лин, поощрять и мотивировать сотрудников. Изменение модели поведения работников происходит за счет понимания ими ценности проводимых изменений, для чего необходимы тренинги и курсы по бережливому производству, поощрение высказывания собственных идей и предложений по совершенствованию бизнес-процессов.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Инструменты лин менеджмента

 

Название инструмента Краткое описание
5S Организация рабочего пространства, основанная на следующих действиях: сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование и самодисциплина
Анализ узких мест Определение этапа, на котором снижается производительность процесса, его анализ и принятие мер для исправления ситуации и улучшения
Гемба (gemba) Выход из офиса на место, где непосредственно создается ценность продукта или услуги и происходит работа. Поиск потерь на рабочем месте и сбор данных
Хосин кантри (Hoshin Kanri) Связывание стратегических целей компании с тактическими задачами руководства
Дзидока (Jidoka) Метод частичной автоматизации процесса и автоматическая остановка при обнаружении проблемы
Точно вовремя (just-in-time) Метод производства и поставки, основанный на системе «вытягивания», создание именно такого количества компонентов, которое нужно потребителю в данный момент
Кайдзен (непрерывное улучшение) Методика, основой которой совместные усилия всех сотрудников способны быстрее и продуктивнее достичь поставленные компанией цели
Канбан (система вытягивания) Метод, основанный на использовании сигнальных карт, показывающих потребность в материалах или готовой продукции
Ключевой индикатор производительности (KPI) Показатели деятельности организации, необходимые для отслеживания и поддержки прогресса достижения критических целей организации. Используются для стимулирования деловой активности сотрудников
Всеобщий уход за оборудованием (TPM) и Полная эффективность оборудования (OEE) Комплексный подход, который фокусируется на профилактическом обслуживании, а также стирает границы между производством и обслуживанием. Отслеживаются следующие категории потерь: годность (время простоя), производительность (цикл), качество (брак, отказы).
Всеобщий менеджмент качества (TQM) Комплекс средств экономного производства товаров или услуг, которые удовлетворяют требованиям потребителя
Цикл PDCA (планируй, делай, проверяй, совершенствуй) Цикличный метод внедрения улучшений: Планируй (создание детального плана); Делай (внедрение плана); Проверяй (контроль результатов); Совершенствуй (пересмотр действий с точки зрения их эффективности и разработка более продуктивных мер).
Пока-ёкэ (защита от ошибок) Создание методов, предупреждающих появление ошибок. Цель – ноль дефектов
Быстрая переналадка (SMED) 69 Система, позволяющая быстрее производить переналадку оборудования. Методика позволяет преобразовать внутренние действия во внешние, которые не требуют остановки всего процесса.
Стандартизированная работа Документированные процессы, инструкция по близком к идеальному выполнению определенной операции.
Время такта Показатель периодичности. Определяет время, за которое клиент заказывает продукцию, и промежуток, за который компания предоставляет продукт или услугу.
Карта потока создания ценности Метод, позволяющий на основе реального процесса, создать схему, на которой будут выявлены простои и непроизводительные трудовые затраты
Доска такта Инструмент визуального отображения информации, позволяющий поддерживать определенный темп или ритм процесса. Удовлетворенность клиента не должна страдать из-за незавершенного производства

 

 

Кафедра мировой экономики и менеджмента

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГЭК

Заведующий кафедрой
д-р экон. наук, проф.

___________ И.В. Шевченко
(подпись)
_________________2018 г.

Руководитель магистерской
программы проф.,
д-р экон. наук, проф.
___________ Ж.Д. Дармилова
 (подпись) 
_________________2018 г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.0.20 (0.01 с.)