Что представляет собой система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что представляет собой система



Авторы-составители

Горшкова Е.И., методист муниципального опорного центра МБОУ ДО «ГДД(Ю)Т имени Н.К. Крупской».

Цибизова Е.Б., к.п.н., заведующая методическим отделом МБОУ ДО «ГДД(Ю)Т имени Н.К. Крупской».

 

В методических рекомендациях представлен теоретический материал, раскрывающий особенности дополнительного образования и нормативно-правовых оснований для его организации в общеобразовательной организации. Дано понимание различий «дополнительного образования» и «внеурочной деятельности». Размещен практический материал в виде советов и ответов на вопросы.


Уважаемые коллеги!

Вашему общеобразовательному учреждению предстоит вступить в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее – ПФДО).

Данный шаг может вызвать определенные затруднения у заместителей директоров по учебно-воспитательной и воспитательной работе и у учителей. Для разрешения затруднений сотрудники муниципального опорного центра МБОУ ДО «ГДД(Ю)Т имени Н.К. Крупской» подготовили данные методические рекомендации.

Методические рекомендации представлены в виде вопросов, которые могут возникнуть у педагогических работников и у заместителей директора по учебно-воспитательной работе.

В приложениях размещены «Положение о порядке разработки, оформления и утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» и «Лист экспертизы при проведении первичной добровольной сертификации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».

 

 


 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ВОПРОС 1

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СИСТЕМА

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ЗАЧЕМ НУЖЕН СЕРТИФИКАТ?

Указом президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года определена цель – к 2020 году вовлечь 70-75% детей в возрасте от 5 до 18 лет в занятия по дополнительным образовательным программам.

С первого сентября 2019 года в Кемеровской области внедряется система персонифицированного финансирования дополнительного образования. Это, прежде всего, новый механизм финансирования организаций и учёта детей, вовлеченных в дополнительное образование.

Система персонифицированного финансирования дополнительного образования – это финансово-управленческая система, в рамках которой провозглашается приоритет потребностей ребенка в развитии в системе дополнительного образования.

Теперь дети в возрасте от 5 до 18 лет будут получать дополнительное образование, используя сертификаты персонифицированного финансирования. Сертификат – это идентификационный номер в информационной системе персонифицированного финансирования дополнительного образования (далее – ПФДО). Сертификат виртуален.

Чем отличается сертификат персонифицированного финансирования от сертификата учета?

Системой ПФДО предусмотрены два вида сертификатов: сертификат персонифицированного финансирования и сертификат учета. Дополнительное образование, реализуемое в общеобразовательных организациях Новокузнецка, будет предоставляться детям в соответствии с сертификатами учета.

Сертификат учета – сертификат, закрепляющий возможность для ребенка получить одну или несколько услуг дополнительного образования в рамках муниципального задания, сформированного для образовательных учреждений.

Для того чтобы школе войти в систему ПФДО, необходимо войти в реестр поставщиков образовательных услуг и разместить свои дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в навигаторе дополнительного образования детей Кузбасса. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы разрабатываются школой самостоятельно и проходят процедуру добровольной сертификации.

 

ВОПРОС 2

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

В ЧЕМ ЕГО ОСОБЕННОСТИ?

Обучение и воспитание ребенка является многогранным процессом, который не может ограничиваться только школьной программой. Общее (школьное) и дополнительное образование являются равноправными видами системы образования, обеспечивающими ее целостность.

Время, которое ребенок проводит в стенах школы – это его образовательный ресурс, который может быть использован для решения задач социализации в обществе, свободное время, проведенное в учреждении дополнительного образования – это ресурс индивидуального развития.

Вместе со школьным образованием дополнительное образование даёт общее развитие личности, расширяет, углубляет и дополняет знания, выявляет и развивает потенциальные способности ребёнка, причём это происходит в комфортной для него обстановке.

Дополнительное образование даёт ребёнку реальную возможность выбора своего индивидуального пути, жизненного самоопределения. В процессе такого образования возможно создание ситуации успеха для любого школьника, что благотворно сказывается на воспитании достоинства ребенка.

А как определяет особенности дополнительного образования Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ?

Сравним содержание двух пунктов статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 год».

Статья 2

Пункт 11 Пункт 14
общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования

Обратите внимание, что и общее и дополнительное образование – это виды образования. Но назначение у них разное.

Общее образование основано на реализации основной общеобразовательной программы определенного уровня. Что такое уровень образования? Данное понятие раскрыто в статье 2 пункте 4 ФЗ № 273 - «уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований». О каких же требованиях идет речь? Конечно же, о федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) – «совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования…» (статья 2, пункт 6 ФЗ № 273).

Именно ФГОС определяет знания, умения, навыки и формируемые компетенции, которые осваивает учащийся в конкретном уровне общего образования, задает требования к объему, содержанию и условиям образования, а рабочая программа педагога - является инструментом реализации данных требований.

Рабочая программа каждого педагога по предмету является частью основной образовательной программы школы. И именно школа несет ответственность за разработанные программы, а главный критерий здесь – соответствие ФГОС.

Эти положения привычныдля педагогических работников общеобразовательной организации.

Но, ВАЖНО понять, что в дополнительном образовании схема другая!

Этот вид образования направлен на удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании! Дополнительное образование - это образование свободно избираемое, индивидуализированное, мобильное и вариативное. Оно ориентируется именно на те образовательные потребности, которые в данный момент возникают у родителей и детей.

В дополнительном образовании, согласно законодательству, нет и не может быть стандартов, соответственно и уровней образования. Поэтому организации, реализующие дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (далее – ДООП) учитывают социальный заказ. Здесь могут реализовываться только те ДООП, которые востребованы детьми и их родителями.

В условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей и Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования провозглашен принцип «программоориентированности», который раскрывает роль дополнительной общеобразовательной программы как базового элемента всего дополнительного образования детей, в какой бы организации оно ни осуществлялось!

Документами предусмотрено и «персонифицированное финансирование, обеспечивающее поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования путем закрепления за ними определенного объема средств (размер персонифицированного обязательства) и их передачи организации (индивидуальному предпринимателю), реализующей дополнительную общеобразовательную программу после выбора этой программы потребителем».

Именно педагог, исходя из социального заказа, определяет направленность программы (вид деятельности), объем, содержание и условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, уровень освоения ее содержания, возраст детей, осваивающих программу, планируемые результаты.

Однако, это не означает, что процесс разработки и оформления программы лишен нормативно-правовых требований. И мы их обязательно рассмотрим и в аспекте деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и в аспекте деятельности учителя.

Но, прежде, остановимся на еще одном важном вопросе.

 

ВОПРОС 2

А «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ»

И «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» - ЭТО ОДНО И ТО ЖЕ [1]?

Нет, это не одно и то же. Выше мы уже рассмотрели нормативное определение дополнительного образования как вида образования. А что такое внеурочная деятельность?

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования (Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296). И, хотя, при организации внеурочной деятельности также учитываются запросы обучающихся, выбор их родителей (законных представителей) (до завершения получения ребенком основного общего образования), но все это в рамках освоения основной образовательной программы!

Внеурочная деятельность - это часть основной образовательной программы, она позволяет реализовать требования ФГОС в полной мере.

Выявление отличий дополнительного образования и внеурочной деятельности продолжим в таблице 1.

 

Таблица 1

Некоторые параметры сравнения дополнительного образования

И внеурочной деятельности

Целевые ориентиры дополнительного образования и внеурочной

Деятельности

Дополнительное образование Внеурочная деятельность
Дополнительное образование: направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени; обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, их профессиональную ориентацию, выявление и поддержку одаренных и талантливых детей (ФЗ № 273, ст.75). Цель: удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании (ФЗ 273 - ст. 2, п.14). Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Внеурочная деятельность позволяет: обеспечить адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть их возрастные и индивидуальные особенности (Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.11 г. № 03-296). Цель: обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования (ФГОС НОО, п. 19.5; ФГОС ООО, п. 18.2.2; ФГОС СОО, п. 18.2.2).

Программное обеспечение дополнительного образования детей и

Внеурочной деятельности

Дополнительное образование Внеурочная деятельность
Базовым элементом дополнительного образования является дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, которую разрабатывает педагог и утверждает образовательная организация. Реализация дополнительных общеобразовательных программ регулируется Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 196) Дополнительные общеразвивающие программы предназначены для детей и взрослых (ФЗ 273 - ст.75, п.2), учитывают возрастные и индивидуальные особенности (ст.75, п.1), но к освоению программ допускаются без предъявления требований к уровню образования (ФЗ ст.75, п.3). В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Приказ № 196, п.16). Рабочая программа курса внеурочной деятельности является необъемлемой частью основной образовательной программы образовательной организации. Рабочая программа курса внеурочной Деятельности является частной по отношению к основной образовательной программе, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел ООП; разрабатывается на основе требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования с учетом основных направлений программ, включенных в структуру образовательной программы основного общего образования (Письмо Минобрнауки РФ от 7.08.2015 № 08-1228). Рабочие программы курсов внеурочной деятельности предназначены для обучающихся общеобразовательных организаций.

Направленности дополнительного образования детей и «направления

ВОПРОСЫ

ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ

ВОПРОС 1

КАКИМИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМИ ОСНОВАНИЯМИ НУЖНО РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИИ ДООП В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПФДО?

Познакомимся с нормативными требованиями к разработке и оформлению ДООП[3].

Обратите внимание, что принцип программоориентированности, согласно современному законодательству, присущ любому виду образования в нашей стране. В дополнительном, общем, дошкольном, среднем профессиональном и высшем реализуется образовательная программа: «Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (ФЗ 273-ст.2, п.9).

Однако, у дополнительного образования, как вида образования, есть свои особенности и свои целевые установки: «Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию их свободного времени; обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» (ФЗ 273-ст.75).

В дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (ФЗ 273 - ст.2, п.14): содержание дополнительных общеразвивающих программ, сроки обучения по ним, формы, порядок и периодичность аттестации учащихся определяются образовательной программой, самостоятельно разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ФЗ 273 - ст. 75 п.4),

Образовательная организация, реализующая ДООП, обладает автономией, под которой понимается ее самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности: порядок разработки и реализации дополнительных общеразвивающих программ, количество учащихся в объединении, формы обучения определяются образовательной организацией в нормативных локальных актах (ФЗ 273 - ст.28, п.1). Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (ФЗ 273 - ст.28, п.2).

Основные требования к структуре и содержанию ДООП и их реализации в условиях ПФДО закреплены в следующих документах:

1.Федеральный Закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Федеральный закон РФ от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).

4. «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей» (утверждена приказом Министерства просвещения РФ № 467 от 3 сентября 2019 года).

5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

6.Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. N 1726-р).

7. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. N 11).

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка от 02.07.2019 г. № 2028).

Персонифицированное финансирование дополнительного образования в Кемеровской области и городе Новокузнецке регулируется следующими документами:

1. Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.04.2019 № 212 «О внедрении системы персонифицированного дополнительного образования на Территории Кемеровской области.

2. Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.04.2019 № 740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования.

3. Постановление администрации города Новокузнецка от 24 июля 2019 года №130 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории Новокузнецкого городского округа и определении уполномоченного органа по внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Новокузнецкого городского округа».

На основе нормативных требований образовательная организация разрабатывает нормативный локальный акт, в котором обозначены требования к структуре ДООП, к уровням освоения содержания программы и ее отдельным структурным элементам.

Важно помнить, процесс разработки, оформления и утверждения ДООП в конкретной образовательной организации регламентируется нормативным локальным актом, составленным на основе вышеперечисленных документов.

 

ВОПРОС 2

НУЖНО ПОДГОТОВИТЬ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ, ОФОРМЛЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ?

Нормативный локальный акт, в котором обозначены требования к структуре ДООП, к уровням освоения содержания программы и ее отдельным структурным элементом – это Положение о порядке разработки, оформления и утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее – Положение).

В приложении 1 размещено «Примерное положение о порядке разработки, оформления и утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы». Оно может быть использовано в вашей образовательной организации.

Нормативный локальный акт определяет порядок разработки программы. Это значит, что педагогический работник образовательной организации при работе с ДООП руководствуется именно этим документом. Поэтому, заместителю директора по учебно-воспитательной работе следует пояснить педагогическим работникам, что не имеет смысла заимствование программ педагогов других организаций без их модернизации в соответствии с требованиями нормативного локального акта вашего учреждения.

Разработка и оформление программы производятся в соответствии с пунктом 2.1 Положения. Не рекомендуется включать никаких других структурных элементов ни в пояснительную записку, ни в остальные разделы программы. Далее, для педагогических работников будут даны подробные разъяснения и рекомендации по работе с Положением по структуре программы.

Выше, отмечалось, что разработка и утверждение образовательных программ, согласно действующему законодательству, относится к компетенции образовательной организации. Следовательно, данное Положение нужно не для того, чтобы оно было в наличии, а как рабочий инструмент обеспечения качества процесса разработки, оформления и утверждения программы.

Решение о включении программы в реестр осуществляет комиссия муниципалитета. ДООП, прежде чем, будет размещена в реестре ПФДО должна пройти внутреннюю (обязательную) и внешнюю (рекомендательную) экспертизу.

Внутренняя экспертиза — это анализ качества документа, его соответствия действующим нормативно-правовым документам, нормативному локальному акту организации и требованиям содержанию дополнительного образования детей.

Внутренняя экспертиза может осуществляться в форме обсуждения программы на методическом совете образовательного учреждения или экспертиза будет выполнена заместителем директора по учебно-воспитательной работе, а возможно подготовленным педагогическим работником организации и назначенным экспертом. В любом случае можно воспользоваться «Листом (протоколом) экспертной оценки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ», приведенном в приложении 2.

При проведении внутренней экспертизы обращайте внимание на изложение текста программы. Соблюдается ли официально-деловой стиль, его четкость и логичность? Используется ли современная педагогическая терминология? Наблюдается ли однообразие педагогических и других терминов? Текст не должен быть перегружен излишней информацией.

Программа может быть принята педагогическим советом и утверждена руководителем образовательной организации только после получения положительного экспертного заключения!

Внешняя экспертиза программы носит рекомендательный характер и осуществляется специалистами муниципального опорного центра (МОЦ). В состав экспертов МОЦ включены заместители директора по учебно-воспитательной работе, заведующие методическим отделом и методисты учреждений дополнительного образования, прошедшие обучение по дополнительной профессиональной программе «Экспертиза дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы». Эксперты муниципального опорного центра в своей работе также руководствуются «Листом (Протоколом) экспертной оценки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ», приведенном в приложении 2.

Приведем ошибки, которые, по мнению экспертов муниципального опорного центра наиболее часто встречаются в программах, поданных на экспертизу:

- Наличие орфографических и стилистических ошибок и недочётов.

- Путаница в понятиях дополнительная общеобразовательная программа, рабочая программа, учебных курс или модуль. Не соответствие названия на титульном листе и по тексту программы.

- Несоответствие планируемых результатов и поставленных задач.

- Указание на то, что программа платная.

- Отсутствует необходимый структурный элемент программы.

- На титульном листе не указаны необходимые сведения.

- Не соответствие структуры и оформления программы нормативному локальному акту образовательной организации. 

После прохождения экспертизы ДООП необходимо загрузить в электронную школу 2.0. Алгоритм загрузки программы в ЭШ 2.0 представлен в приложении 4.

 

ВОПРОСЫ

ВОПРОС 1

ВОПРОС 2

А ЕСТЬ ЛИ РЕКОМЕНДАЦИИ К СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерное положение о порядке разработки, оформления и

утверждения дополнительной общеобразовательной

Общеразвивающей программы

 

I. Общие положения

1.1. Настоящее «Положение о порядке разработки, оформления и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах ОО[4] (далее - Положение) разработано в соответствии с:

- Конституция Российской Федерации.

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года.

- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы».

- «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей» (утверждена приказом Министерства просвещения РФ № 467 от 3 сентября 2019 года).

- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р);

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка от 12.09.2016 г. № 2628);

- Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.04.2019 № 212 «О внедрении системы персонифицированного дополнительного образования на Территории Кемеровской области

- Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.04.2019 № 740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования

- Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении Порядка оценки (добровольной сертификации) ДОП и состава экспертной группы»

1.2. Настоящее Положение регламентирует единые требования к структуре, оформлению, порядку рассмотрения и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее - ДООП) в ОО[5].

1.3.  Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам ОО[6] обеспечивает.

- формирование и развитие творческих способностей учащихся;

- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

- духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое, трудовое воспитание учащихся;

- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

- профессиональную ориентацию учащихся;

- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

- формирование общей культуры учащихся;

- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

1.4. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, оценочных материалов, календарного учебного графика, методических материалов.

1.5. В ОО[7] реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы следующих направленностей: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.

1.6. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются на стартовом, базовом, продвинутом уровне освоения содержания программы (см. Приложение 1.1) или могут быть разноуровневыми, когда в процессе реализации учащийся последовательно переходит от уровня к уровню.

1.7. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разрабатывается педагогическим работником самостоятельно на основе действующих нормативных документов и законов Российской Федерации, настоящего Положения с учетом существующих программ по данной направленности.

1.8. Требования к оформлению программы.

- размер бумаги – А4.

- поля: сверху – 1,5 см., снизу 1,5 см., слева 2,5 см., справа 1,5см.

- шрифт Times New Roman, 12

- текст по ширине.

- интервал одинарный, перенос автоматический.

- абзац – красная строка – 1,25 см.

 

II. Структура оформления дополнительной общеобразовательной

Общеразвивающей программы

2.1. Структура дополнительной общеразвивающей программы включает в себя, в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», основные характеристики программы, организационно-педагогические условия ее реализации и формы аттестации, а именно:

- Титульный лист (приложение 1.2).

- Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

- Пояснительная записка (нормативные правовые акты и государственные программные документы, направленность, уровень освоения содержания программы, актуальность, объем и срок освоения, режим занятий, цель, задачи).

- Содержание программы: учебный (тематический) план (приложение 1.3), содержание учебного (тематического) плана.

- Планируемые результаты.

- Комплекс организационно-педагогических условий:

- КУГ (приложение 1.4).

- Условия реализации программы.

- Формы аттестации и оценочные материалы.

- Методические материалы

- Список литературы.

 

III. Порядок утверждения дополнительной общеобразовательной

Общеразвивающей программы

 

3.1. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, разработанные в ОО[8], проходят внутреннюю экспертизу и утверждение – обсуждаются и рассматриваются методическим советом, принимаются педагогическим советом и утверждаются директором ОО[9].

3.2. Внутренняя экспертиза – это анализ качества документа, его соответствия действующим нормативно-правовым документам, требованиям к содержанию дополнительного образования детей, данному нормативному локальному акту.

 

Показатели

Оформление титульного листа

Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка

ОО

РассмотренА ПРИНЯТА            УТВЕРЖДАЮ
на заседании методического совета на заседании педагогического совета Директор ОО
     
Протокол № ________ Протокол № ________  
     
от __________________ от __________________ ____________ ФИО
    Приказ № ___________
    от __________________

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  
«НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ»
 
Возраст учащихся: _ – __ лет
Срок реализации программы: __ лет

 

Разработчик

ФИО, должность

 

Новокузнецкий, городской округ, год


 

Приложение 1.3

Учебно-тематический план

Раздел программы

Кол-во часов

 
Общее кол-во часов Теория Практика
         

 

Приложение 1.4

Календарно-учебный график

Год обучения Объем учебных часов Всего учебных недель Количество учебных дней Режим работы
           

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рекомендуемый режим занятий детей в организациях дополнительного образования (Приложение N 3 к СанПиН 2.4.4.3172-14)



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.139 с.)