Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Авангардистские течения 10-20-х гг. и модернизм
Термин «модернизм» используют для обозначения новых явлений в искусстве ХХ в., а тем самым, и в литературе как одном из его видов. В период 1910-20-х гг. модернизм формируется в художественную систему. В его русло влились возникшие в начале века течения - экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм. В произведениях модернистов - писателей, художников, музыкантов, скульпторов - выражено мировосприятие людей сложной общественно-исторической эпохи, наполненной множеством масштабных событий и перемен. Происходит поиск новых приемов и средств самовыражения, раскрытия своего «Я», психологии своих современников. Они обращаются к внутренней жизни человека, миру его чувств, особенностям восприятия окружающего, к работе памяти и сознания. Движение мыслей, впечатлений, памяти передается в «потоке сознания». Было бы неправомерным считать интерес к освоению способов передачи работы сознания и движения чувств особенностью лишь модернизма. Он проявился в творчестве классиков разных эпох - Шекспира, Гете, Стендаля, Толстого. В модернизме ХХ в. внимание к внутреннему миру, к самовыражению авторского «Я» обостряется. «Отцами модернизма» в европейской литературе являются: • в английской и ирландской литературе - Джеймс Джойс, Вирджи ния Вульф, Томас Стернз Элиот; • во французской литературе - Марсель Пруст, Андре Жид, Поль Валери, Альбер Камю, Жан - Поль Сартр; • в немецкоязычной литературе - Франц Кафка, Георг Гейм, Георг Тракль. Литература Франции (1910-40-е гг.) Литература французского модернизма представлена такими школами, группами, течениями, как «поток сознания», сюрреализм, дадаизм, унанимизм, драма абсурда, «новый роман» и др. М. Пруст в своем романе «В поисках утраченного времени» (опубликован в 1913-27 гг.) создает свой «роман-поток», в котором в особой технике «потока соз нания» передается внутренний монолог. Пруст не верит в возможности разума. Зато самой высокой оценки удостаивается бергсоновская интуиция, проявляющаяся в те редкие мгновения «озарений», когда благодаря действию механизма непроизвольной памяти мир освобождается от действия привычки и предстает в своей подлинности, то есть в первозданной свежести и остроте впечатления. Другой мэтр французского модернизма, лауреат Нобелевской премии А. Жид, утверждал, что лучшее средство возродить современное ему искусство - «...удалить его от жизни».
Таким образом, можно констатировать постепенное нарастание иррационалистических тенденций во французской модернистской литературе первой трети ХХ в., все более последовательный отход от традиций реалистической литературы, а подчас и разрыв с ними. После Второй мировой войны развитие модернизма вступает в новую фазу. Открытия модернистов первой половины века будут использованы в экзистенциалистской литературе (Ж. - П. Сартр, А. Камю, Ж. Ануй и др.), в «новом романе» (Н. Саррот, А. Роб - Грийе, М. Бю - тор, К. Симон и др.) и драме абсурда (Э. Ионеско, Ж. Жене, Б. Виан) с их установкой на разрушение характера, мифологизацию и депсихологизацию. Немецкоязычная литература (1910-40-е гг.) Эта литература наиболее ярко представлена художественным миром Ф. Кафки и «кафкианством», Э. М. Ремарком как представителем писателей «потерянного поколения», творчеством Т. Манна от «Размышлений аполитичного» к созданию «интеллектуальных романов» с философско-исторической проблематикой и исторической тематикой романов Л. Фейхтвангера и С. Цвейга, традициями немецкого романтизма в творчестве Г. Гессе, антивоенной и антифашистской темой Б. Брехта. Немецкоязычная литература перв. пол. ХХ в. - явление сложное и противоречивое. Она представлена писателями, жившими в Германии, Австрии, Праге, Швейцарии, принадлежащими к разным культурам, но объединенными общностью языка, на котором они создавали свои произведения, и ощущением кризиса культуры, усугубленного глобальными социальными потрясениями. Наряду с социальным фактором огромное значение для немецкоязычной литературы имело влияние идей А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, С. Кьеркегора. От этого влияния во многом проистекает все разъедающий скепсис в раздумьях о судьбах цивилизации; сомнения и возможности постижения феномена природы «человек» были во многом порождены открытиями, сделанными в области психологии бессознательного З. Фрейдом, К.Г. Юнгом.
Признанный мэтр модернизма Ф. Кафка своим творчеством закрепил «распад антропоцентрического мировоззрения» и привел в литературу странного героя, имя которому Никто. Кафкианские персонажи - это люди, преследуемые страхом, и это «страх перед бессмысленностью, перед бессмысленным расцветом бесчеловеческой жизни». Условность пространственно-временной организации произведений Кафки, предельная обобщенность характеристик персонажей, экс- татичность как ведущее качество большинства героев, иррационализм в интерпретации мира и человека дают основание говорить об определенной близости к экспрессионизму. Программа экспрессионизма представлена художественной практикой Г. Гейма, Г. Тракля, Э. Ласкер-Шюлер, Ф. Верфель, ван Годика, началом творческого пути Б. Брехта.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.005 с.) |