Авангардистские течения 10-20-х гг. и модернизм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Авангардистские течения 10-20-х гг. и модернизм



Термин «модернизм» используют для обозначения новых явлений в искусстве ХХ в., а тем самым, и в литературе как одном из его видов.

В период 1910-20-х гг. модернизм формируется в художественную систему. В его русло влились возникшие в начале века течения - экс­прессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм. В произведе­ниях модернистов - писателей, художников, музыкантов, скульпторов - выражено мировосприятие людей сложной общественно-исторической эпохи, наполненной множеством масштабных событий и перемен. Происходит поиск новых приемов и средств самовыражения, раскры­тия своего «Я», психологии своих современников. Они обращаются к внутренней жизни человека, миру его чувств, особенностям воспри­ятия окружающего, к работе памяти и сознания. Движение мыслей, впечатлений, памяти передается в «потоке сознания».

Было бы неправомерным считать интерес к освоению способов пе­редачи работы сознания и движения чувств особенностью лишь модер­низма. Он проявился в творчестве классиков разных эпох - Шекспира, Гете, Стендаля, Толстого. В модернизме ХХ в. внимание к внутренне­му миру, к самовыражению авторского «Я» обостряется.

«Отцами модернизма» в европейской литературе являются:

• в английской и ирландской литературе - Джеймс Джойс, Вирджи ­ ния Вульф, Томас Стернз Элиот;

• во французской литературе - Марсель Пруст, Андре Жид, Поль Валери, Альбер Камю, Жан - Поль Сартр;

• в немецкоязычной литературе - Франц Кафка, Георг Гейм, Георг Тракль.

Литература Франции (1910-40-е гг.)

Литература французского модернизма представлена такими шко­лами, группами, течениями, как «поток сознания», сюрреализм, дада­изм, унанимизм, драма абсурда, «новый роман» и др. М. Пруст в своем романе «В поисках утраченного времени» (опубликован в 1913-27 гг.) создает свой «роман-поток», в котором в особой технике «потока соз ­ нания» передается внутренний монолог. Пруст не верит в возможно­сти разума. Зато самой высокой оценки удостаивается бергсоновская интуиция, проявляющаяся в те редкие мгновения «озарений», когда благодаря действию механизма непроизвольной памяти мир освобож­дается от действия привычки и предстает в своей подлинности, то есть в первозданной свежести и остроте впечатления. Другой мэтр француз­ского модернизма, лауреат Нобелевской премии А. Жид, утверждал, что лучшее средство возродить современное ему искусство - «...удалить его от жизни».

Таким образом, можно констатировать постепенное нарастание иррационалистических тенденций во французской модернистской литературе первой трети ХХ в., все более последовательный отход от традиций реалистической литературы, а подчас и разрыв с ними.

После Второй мировой войны развитие модернизма вступает в но­вую фазу. Открытия модернистов первой половины века будут исполь­зованы в экзистенциалистской литературе (Ж. - П. Сартр, А. Камю, Ж. Ануй и др.), в «новом романе» (Н. Саррот, А. Роб - Грийе, М. Бю - тор, К. Симон и др.) и драме абсурда (Э. Ионеско, Ж. Жене, Б. Виан) с их установкой на разрушение характера, мифологизацию и депсихо­логизацию.

Немецкоязычная литература (1910-40-е гг.)

Эта литература наиболее ярко представлена художественным ми­ром Ф. Кафки и «кафкианством», Э. М. Ремарком как представителем писателей «потерянного поколения», творчеством Т. Манна от «Раз­мышлений аполитичного» к созданию «интеллектуальных романов» с философско-исторической проблематикой и исторической тематикой романов Л. Фейхтвангера и С. Цвейга, традициями немецкого роман­тизма в творчестве Г. Гессе, антивоенной и антифашистской темой Б. Брехта.

Немецкоязычная литература перв. пол. ХХ в. - явление сложное и противоречивое. Она представлена писателями, жившими в Германии, Австрии, Праге, Швейцарии, принадлежащими к разным культурам, но объединенными общностью языка, на котором они создавали свои произведения, и ощущением кризиса культуры, усугубленного гло­бальными социальными потрясениями.

Наряду с социальным фактором огромное значение для немецкоя­зычной литературы имело влияние идей А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, С. Кьеркегора. От этого влияния во многом проистекает все разъедающий скепсис в раздумьях о судьбах цивилизации; сомне­ния и возможности постижения феномена природы «человек» были во многом порождены открытиями, сделанными в области психологии бессознательного З. Фрейдом, К.Г. Юнгом.

Признанный мэтр модернизма Ф. Кафка своим творчеством закре­пил «распад антропоцентрического мировоззрения» и привел в литера­туру странного героя, имя которому Никто. Кафкианские персонажи - это люди, преследуемые страхом, и это «страх перед бессмысленно­стью, перед бессмысленным расцветом бесчеловеческой жизни».

Условность пространственно-временной организации произведе­ний Кафки, предельная обобщенность характеристик персонажей, экс- татичность как ведущее качество большинства героев, иррационализм в интерпретации мира и человека дают основание говорить об опреде­ленной близости к экспрессионизму. Программа экспрессионизма представлена художественной практикой Г. Гейма, Г. Тракля, Э. Лас­кер-Шюлер, Ф. Верфель, ван Годика, началом творческого пути Б. Брехта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.005 с.)