Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модернизм в английской и ирландской литературе (1910-40-е гг.) ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Как энциклопедия модернистского искусства был воспринят роман ирландца Дж. Джойса «Улисс». Он стремится к всеобъемлющим формам изображения основных законов бытия, к созданию «универсалии» жизни с извечно присущим ей взаимодействием страстей, импульсов, побуждений, инстинктов. Как основной прием он утверждает «поток сознания», экспериментирует в передаче его движения, проникает в тайники подсознания: передача потока сознания, перебои мысли, параллельное и перекрещивающееся движение нескольких потоков мыслей, фрагментарность, монтаж, словотворчество. Теоретик английского модернизма В. Вульф провела водораздел между двумя типами писателей, которых она назвала «материалистами» и «спиритуалистами». Материалистами она называет Беннета, Уэллса, Голсуорси, к спиритуалистам причисляет Джойса, Лоуренса и себя. Отдавая дань заслугам материалистов, она считает их произведения устаревшими. Современная литература, полагала Вульф, создается спиритуалистами, для которых интересно не то, что лежит на поверхности, а то, что расположено в подсознании. Важное место занимает антиутопия в литературе ХХ в. (О. Хаксли, Дж. Оруэлл). Литература второй половины ХХ в. (1950-90 гг.) После Второй мировой войны и победы над фашизмом литературный процесс вступает в период существования и противостояния различных общественно-политических укладов. На сцену выдвигается литература стран «третьего мира». Необыкновенно возрастает значение литературы Латинской Америки. Английскую литературу представляют писатели старшего поколения Г. Грин, Ч. Сноу, И. Во; «сердитые молодые писатели» Дж. Осборн, А. Силлитоу, С. Чаплин, Р. Болт; У. Голдинг и его философско-аллегорические романы-притчи; философско-психологические романы А. Мердок и обращение к теме обретения самосознания как необходимого условия свободы в творчестве Дж. Фаулза. В американской литературе провозглашается культ свободы от социально-политических условностей в движении битников и молодежной «контркультуре» - манифест битничества «Вопль» А. Гинзберга и роман Дж. Керуака «На дороге». В контексте контркультуры Дж. Сэ линджер передает обостренное ощущение разлада с окружающей жизнью. Появляются новые жанры: «новый журнализм» и документальные жанры.
В латиноамериканской литературе раскрывается тема судьбы, мифологема одиночества, проблема национального самосознания и философского осмысления истории. «Магический реализм» и «необарокко» в латиноамериканской литературе реализуется в творчестве Г. Марке са и А. Карпентьера. Выражением духа времени становится постмодернизм как феномен второй половины ХХ в.: произведения У. Эко, А. Роб - Грийе, Дж. Фаулза, Х. Кортасара, Х. Борхеса. Борхес вводит коллаж, хеппенинг в структуру романа. В контексте культуры ХХ в. ярко проявляется японская литература: К. Ясунари как «выразитель сути японского мышления», экзистенциальные мотивы романов Кобо Абэ. Русская литература Двадцатые годы - сложный, динамичный и творчески плодотворный период в развитии русской литературы. Появляется много молодых писателей, разрабатывающих ведущую тему прозы этого времени - тему Гражданской войны: Л. Леонов, А. Толстой, М. Шолохов, А. Фадеев, значительные исторические романы создают Ю. Тынянов, А. Чапыгин, О. Форш. Поэтическим выражением эпохи с ее метаниями и творческими взлетами стала поэзия В. Маяковского, А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой, Э. Багрицкого, Н. Клюева Б. Пастернака и М. Светлова. В этот период преобладал романтический пафос утверждения новой жизни. Это время литературных объединений и группировок: РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), «Левый Фронт Искусств» (ЛЕФ). Принцип самоценности искусства отстаивало объединение «Серапионовы братья», идеи «нового гуманизма» - группа «Перевал», художественный эксперимент - Объединение реального искусства (ОБЭРИУ, 1926-27, Ленинград), Общество изучения поэтического языка (ОПОЯЗ, 1910-20, Москва). Среди литературных течений выделялись конструктивисты (И. Сельвинский, В. Инбер), имажинисты (А. Мариенгоф, С. Есенин) и экспрессионисты (Б. Пильняк, Е. Замятин). 30- е годы характеризуются активным вмешательством партии в сферу культуры. Основными темами творчества стали индустриализация и коллективизация, развивался исторический роман, почти запрещенной оказалась сатира. Те писатели, которые выпадали из системы соцреализма, подвергались остракизму, критике и гонениям.
Но вопреки трудностям развивалась поэзия (Н. Заболоцкий, Н. Тихонов, А Тарковский, Я. Смоляков), драматургия (А. Афиноге нов, А. Арбузов, Л. Леонов, Е. Шварц), созданы крупные эпические полотна «Тихий Дон» М. Шолохова и «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, не изданные произведения А. Платонова и М. Булгакова. В период Великой Отечественной войны на первое место выдвинулась поэзия (лирика А. Ахматовой, А. Твардовского, Е. Долма товского, К. Симонова; поэзия ленинградской блокады). Развивались оперативные жанры (публицистика, репортажи, памфлеты, рассказы), исторический роман. После войны русская литература проходит несколько относительно самостоятельных периодов: позднего сталинизма, «оттепели», «застоя», «перестройки», современных реформ. В условиях смены политического климата и колебаний культурной жизни русская литература создала немало достойных и интересных произведений во всех родах и жанрах. Ярко заявила о себе поэзия «шестидесятников» (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рожденственский, Б. Ахмадулли на), И. Бродский (Нобелевская премия, 1987). В драматургии разрабатывался жанр лирической мелодрамы (А. Арбузов), чеховские традиции развивались в драмах А. Володина, нравственные проблемы жизни молодежи раскрывались в произведениях В. Розова). В прозе главенствовали темы войны и мира (В. Некрасов, Г. Бакланов, Ю. Бондарев, К. Симонов), тема труда (Ю. Трифонов, А. Бек, В. Кожевников, Д. Гранин), тема человека и природы (М. Пришвин, К. Паустовский, В. Астафьев), городская проза (А. Битов, В. Дудинцев, Д. Гранин, Л. Петрушевская, Ю. Трифонов), деревенская проза (В. Шукшин, В. Распутин), возвращенная литература (А. Солженицын).
Музыка ХХ в. Как и в другие эпохи, музыка ХХ в. точно отражала эмоциональную и духовную жизнь людей. Трагические повороты истории обусловили ключевую тему музыки - противостояние жизни и смерти. Научные разработки в области психиатрии, особенно в теории психоанализа, вызвали стремление проникнуть в потаенные глубины внутреннего мира человека. Новое содержание требовало новых форм, радикального обновления музыкального языка. Появляется понятие атональной музыки. Другой важной особенностью стали необыкновенные звучания: для передачи образов современной жизни использовали необычные звуковые эффекты (лязг и скрежет металла, «промышленные» звуки), экспериментировали с традиционными инструментами (смешивали тембры, играли в непривычных регистрах и т.д.). Однако новаторские поиски не привели к отказу от традиций. ХХ в. возродил музыку ушедших эпох. Возникло понятие аутентичного исполнения. Изменилось отношение к фольклору. Появляется новое течение неофольклоризм. Изменилось и отношение к исполнительскому искусству. На первое место вышла глубина и точность понимания композиторского замысла, умение играть эмоционально, а не совершенство техники исполнения, виртуозность. Основные имена и направления зарубежной музыки ХХ в.: Новая венская школа (А. Шенберг, А. Берг, А. Вебстерн, Австрия), неоклассицизм (П. Хиндемит, Германия), «Шестерка» (содружество французских композиторов А. Онеггер, Д. Мийо, Ф. Пуленк, Л. Дюрей, Ж. Тайфер, Ж. Орик), О. Мессиан (Франция), Б. Бриттен (Англия), Б. Барток (Венгрия), К. Пендерецкий (Польша), Дж. Гершвин (США), Э. Вила-Лобос (Бразилия), течения музыкального авангарда, джаз, рок-музыка, поп-музыка.
Основные имена русской музыки ХХ в.: И.Ф. Стравинский, Н.Я. Мясковский, А.И. Хачатурян, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, А.Г. Шнитке, С.А. Губайдулина, Э.В. Денисов. ТЕАТР ХХ В. Современная театральная система сложилась к середине 20-х гг. Многие смелые эксперименты авангардного театра были уже позади, от него позаимствована идея «дематериализации сцены» для показа снов, видений героев. В 30-е гг. создается принципиально новый подход к задачам театра: Б. Брехт пользуется приемами отчуждения и создает психологический театр. Страстный и убежденный антифашизм послевоенных годов породил одно из самых прекрасных явлений послевоенного мирового художественного творчества - итальянский неореализм, объединивший представителей разных видов искусств. Очень типична для втор. пол. ХХ в. фигура Э. де Филиппо - многогранного художника: драматурга, актера, режиссера. В 50-е годы появляется «театр абсурда». Драматурги этого направления объявили, что жизнь не имеет смысла, существенно лишь движение к смерти. Это наиболее влиятельное модернистское направление в послевоенном искусстве было порождено атмосферой неверия в осуществимость человеческих идеалов, в первую очередь, во Франции. В 60-х гг. в театр пришел документализм, политическая доку ментальная драма: авторы использовали письма, дневники, мемуары, судебные протоколы. Сложилось понятие «политический театр», охватывающее как явления драматургии, так и постановки, основанные на импровизационной структуре, зрелища типа эстрадных обозрений или ярмарочных балаганных представлений. Из многих источников, из которых формировался политический театр, надо отметить советский агитационный, политический театр 20 - х гг. С 70-х гг. развитие и сцены, и драмы определяют не стили, общие для многих стран, а участники театрального процесса.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.223 (0.013 с.) |