Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика культуры ХХ В.Стр 1 из 8Следующая ⇒
Тема 7. КУЛЬТУРА ХХ В. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ ХХ В. В ХХ в. произошли значительные изменения в жизни общества и культуры, осуществился переход к новой культурно-исторической стадии. Изменилась региональная характеристика «европейской» культуры - она реализуется в странах Европы, Северной Америке и ряде стран Востока. В XX в. технический прогресс перешел в новую стадию - научно-техническую. Мир начал переживать смену факторов, определяющих культурное развитие общества. Сегодня только страны с динамично развивающимся научно-технологическим комплексом могут сохранять свои ведущие позиции. Мир вступил в эпоху быстрой глобализации экономики. Особенностью современной ситуации является формирование общего информационного пространства, вызванного интенсификацией информационных процессов. Такие символы информационной революции как Интернет, персональный компьютер, - положили начало новым технологиям в производстве, образовании, культуре, стали главным фактором изменения качества жизни, перехода к информационному обществу. Появилось понятие иносфера - формирующая информационная оболочка Земли. Информационное общество - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются: · увеличение роли информации и знаний в жизни общества; ·возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; · создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах. Проникновение современных технологий в различные сферы жизни общества будет иметь далеко идущие социально-экономические и культурные последствия, а также воздействовать на личностное сознание. Мы можем говорить о сетевом образе мира. В то же время тенденция развития глобальной информатизации общества выявила проблему информационного неравенства, когда информационная среда оказывается в различной степени доступной и в результате ряд стран вытесняется на обочину цивилизации.
В этих условиях возникает проблема поликультурной грамотности, основанная на сознании, что разнообразие - объективная характеристика мировой культуры. Кросс-культурная грамотность предполагает приоритет культурных универсалий над культурным разнообразием, так как именно культурные универсалии могут обеспечить глобальный диалог культур в их историческом развитии. ОТ МОДЕРНА К ПОСТМОДЕРНУ Применительно к художественно-эстетической сфере движение искусства ХХ в. разделяется на три хронотипологических этапа дви жения: авангард - модернизм - постмодернизм. Авангард - вся совокупность бунтарских, манифестарных, новаторских направлений первой половины века, ориентированных на принципиальную переоценку (как правило, отрицание) традиционных эстетических ценностей и абсолютизацию отдельных принципов художественного выражения. Модернизм - своего рода академизация и легитимизация авангардных находок в художественной сфере середины столетия. Постмодернизм - своеобразная ироническая калейдоскопическая игра всеми ценностями культуры, включая и авангард с модернизмом, в модусе ностальгической усталости и затухающего эстетизма. Культура ХХ в. предстает как результат продвижения от эпохи модерна, через длительный период авангарда-модернизма, к современному постмодерну. Характерно, что ключевые понятия классического авангардизма - слова типа modern - перестали вызывать доверие. Теоретики и аналитики культурных процессов 60-90-х гг. предпочитали обозначать качество новизны и актуальности понятиями типа contemporary, которое означало не просто современность, но современность сегодняшнего дня. В терминах с приставкой «пост-» (постмодерн, постгуманизм, постисторический) также налицо стремление отделить себя от культуры авангарда и модернизма. Итак, культура ХХ в. предстает в двух последовательных тенденциях - аванград - модернизм и постмодернизм. Термины, о которых идет речь, не являются в строгом смысле этого слова стилевыми определениями. Тем не менее, они, при всей своей нечеткости, имеют отношение к стадиальности развития искусства; более того, их нечеткость как раз и проистекает из-за размытости стадий в развитии искусства ХХ в.
Модернизм - (франц. modernisme от лат. modernus- новый, современный) - условное обозначение тенденций развития искусства, течений, школ, деятельности отдельных мастеров, стремящихся к обновлению художественного языка и считающих формальный эксперимент основой творческого метода. Наиболее широкое определение: исторический период развития искусства кон. XIX- сер. ХХ в. Середина ХХ в. (рубеж 1950-60-х гг.) считается началом периода постмодернизма. Мы констатируем кризис модернизма, который по- разному проявил себя в Советской России и на Западе. По сути, провозглашение реалистического по форме и утопического по содержанию искусства соцреализма стало таким же кризисом модернизма, который он пережил и в других странах, но предложило совершенно иные пути выхода из этого кризиса, чем те, поиски которых происходили на Западе. В западных странах переход от модернистской эпохи в эру постмодернизма происходил постепенно и эволюционно. Главным образом это связано с развитием новых технологий вообще и информационных в частности, переходом от индустриального общества к постиндустриальному и заменой режима потребления режимом коммуникации. Постмодернизм (франц. Postmodernisme от лат. post- после и modernus- новый, современный) - широкое культурное течение, в чью орбиту последние четыре десятилетия попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки. Термин «постмодернизм» возник в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914 г.). В 1947г. А. Тойнби в книге «Постижение истории» придает ему культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре, конец господства традиционных западноевропейских культурных ценностей, прежде всего вера в рационализм, прогресс науки и техники. В постмодернизме концепция О. Шпенглера претерпевает изменение: кризис западноевропйеской культуры воспринимается не как конец, а как начало новой культуры. Трагический нигилизм сменяется яиронией. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну здесь противостоит стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращения его в среду обитания человека и культуры. Тоска по истории, выражающаяся в том числе и в эстетическом отношении к ней, смещает центр интересов с темы «эстетика и политика» на проблему «эстетика и история».
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА Понятие массовая культура было предложено еще в двадцатые годы ХХ в. для характеристики изменившегося места культуры в современном обществе. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Исключительно интенсивное развитие средств массовой информации и связи привело к тому, что в качестве адресата культу ры стал рассматриваться не отдельный человек, а большое количе ство - масса людей. В отличие от элитарной, массовая культура ориентируется на усредненный уровень массовых потребителей. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Ее синонимы - популярная культура, индустрия развлечений, коммерческая культура и т. д. Массовая культура проявляется преимущественно в чувственной сфере, т.е. во всех видах литературы и в разных областях искусства (музыке, кино, телевидении, изобразительном искусстве). Особенно важными каналами общей демократизации культуры за последние десятилетия стали кино, телевидение и, конечно, спорт (в его зрительской части), собирающие огромные и не слишком разборчивые аудитории, движимые лишь стремлением к психологическому расслаблению. В понятие массовой культуры входят прежде всего произведения, предоставляемые в распоряжение широкой аудитории потребителей с помощью современной техники. Кроме того, это и система ценностей, которая соответствует вкусам и уровню развития массового потребителя. Массовая культура удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Одна из причин возникновения массовой культуры - появление у значительного слоя трудящихся граждан избытка свободного времени, досуга, обусловленного высоким уровнем механизации производственного процесса. Функции массовой культуры: • компенсаторная - снятие стрессов и тайных инстинктов; • нивелирующая - стандартизация типа мышления, чувств и т.п.; • манипулятивная - внушение определенных идей, стереотипов мышления. Феномен массовой культуры отражает воздействие современного техногенного мира на формирование человеческой личности. Она уникальна как искусство манипуляции элементарными «дочеловеческими» реакциями и импульсами («драйвами») масс людей, использующее самые рафинированные достижения культуры (технологии и науки). Создается система испытанных приемов, рассчитанных на простейшие безусловные реакции, используется аттракционность, повышенная событийность, шоковые моменты.
Массовая культура подчеркнуто ориентирована на развлекательность, достаточно жизнелюбива, во многом эксплуатирует такие сферы человеческой психики, как подсознание и инстинкты. Массовая культура отличается от прежних низовых форм тем, что она опирается на достижения самой передовой технологии даже в большей степени, нежели элитарные формы искусства ХХ в. Более того, в сфере массовой культуры (поп-музыка, развлекательная кинопродукция, мода, бульварная и желтая пресса и пр.) используются мощные потенциалы социологии, психологии, менеджмента, политологии и др. общественных и антропологических дисциплин. Тот факт, что высокая культура как бы обслуживает «докультур- ные потребности» и устремления (подсознательные силы, связанные с эросом, желаниям господства и инстинктам разрушения и агрессии), чрезвычайно показателен для ХХ в. В противовес массовой культуре искусство классического образца, насыщенное индивидуально-творческим выражением содержания, стали называть элитарным, подчеркивая тем самым его малую доступность для аудитории, предпочитающей сниженные художественноэстетические ценности (мыльные оперы, поп-музыку, сериалы телевизионных фильмов, комиксы и т.п.). Основные проявления и направления массовой культуры: • субкультура детства (детская литература и искусство, промышленно производимые игрушки, детские клубы и лагеря, организации, технологии коллективного воспитания и т. п.), преследующая цели универсализации воспитания детей, внедрения в их сознание стандартизированных норм и паттернов личностной культуры; • массовая общеобразовательная школа, приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, стандартизующая эти знания и представления; • СМИ, фактически формирующие общественное мнение в интересах заказчика; • система национальной (государственной) идеологии и пропа ганды, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение людей; • массовая социальная мифология (национал-шовинизм, социальная демагогия, квазирелигиозные учения, кумиромания и т.п.), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека до элементарных оппозиций (“наши”- “не наши”); • массовые политические движения; • система организации и стимулирования массового потребле ния (реклама, мода, и иные формы провоцирования потребительского ажиотажа), формирующая в общественном сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, превращающая процесс безостановочного потребления различных социальных благ в самоцель существования; • индустрия формирования имиджа, стандартизирующая физические данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж, гендерный спрос и проч., - или на основании идеологических установок властей на формирование нации потенциальных воинов с должной спортивно-физической подготовленностью;
• индустрия досуга для передачи упрощенного, инфантилизированного смыслового и художественного содержания. В условиях индустриального общества и НТР человечество в целом обнаружило отчетливо выраженную тенденцию к шаблону. С помощью единых систем образования и столь же скоординированной информации современное государство непрерывно штампует безликий и заведомо обреченный на анонимность человеческий материал. С середины ХХ в. процессы стандартизации повседневной жизни приобрели во всем мире, за исключением отдаленной периферии, непроизвольный и всеобъемлющий характер. Происходящие изменения способствовали появлению концепций массового общества. На их базе возникли и теории массовой культуры. Еще О. Шпенглер, противопоставляя культуру и цивилизацию, в качестве отличительных признаков последней, выделял в ней отсутствие героического начала, техн ици зм, бездуховность и массовость. Близких взглядов придерживались и другие культурологи, в частности Н.А. Бердяев. В целом массовое общество толкуется как новая социальная структура, складывающаяся в результате объективных процессов развития человечества — индустриализации, урбанизации, бурного роста массового потребления, усложнения бюрократической системы и, конечно же, невиданного ранее развития средств массовой коммуникации. Наиболее законченная и целостная концепция массового общества с прямым выходом на вопросы культуры была предложена испанским философом, искусствоведом и критиком Х. Ортегой - и - Гассетом (1883-1955 гг.), автором знаменитой работы «Восстание масс» (1930 г.). Он развивает мысль о том, что современное общество и его культура поражены тяжелой болезнью - засилием бездуховного, лишенного каких-либо стремлений человека-обывателя, навязывающего свой стиль жизни целым государствам; что обезличенная масса - скопище посредственностей, - вместо того чтобы следовать рекомендациям естественного элитарного меньшинства, поднимается против него, вытесняет элиту из традиционных для нее областей - политики и культуры, что, в конечном счете, приводит ко всем общественным бедам нашего века. В качестве теоретика культуры Ортега стал не только одним из главных создателей теории массового общества, но и видным теоретиком массового искусства и творческого модернизма. Его идеи во многом перекликаются с идеями философов и социологов Франкфуртской школы (крупнейший представитель - Г. Маркузе (1898-1979 гг.)).
ТОТАЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА Музыка Третьего рейха Вклад Германии в мировое музыкальное искусство в прошлом завоевал широкое признание. Три величайших немецких композитора XIX в. - Ф. Мендельсон, Р. Шуман и Р. Вагнер - оказали громадное влияние на весь музыкальный мир. В конце XIX в. Й. Брамс создавал замечательные симфонии. XX в. принес радикальные изменения в музыке, связанные с именем работавшего в Берлине австрийского композитора А. Шёнберга. Ситуация изменилась после прихода к власти нацистов. Многие композиторы и музыканты были вынуждены покинуть страну. Произведения композиторов еврейского происхождения были запрещены. Германским оркестрам было запрещено исполнять музыку П. Хиндемита, ведущего национального композитора современности, завоевавшего мировое признание и экспериментировавшего с новыми формами гармоничных рядов. В основном исполнялась классическая музыка, произведения немецких композиторов XIX в. Нацистские власти поощряли исполнение сочинений Р. Вагнера, поскольку Гитлер был фанатичным приверженцем его творчества. До 1944 г. проводились музыкальные фестивали, посвященные творчеству Вагнера, на которых в качестве почетных гостей присутствовали Гитлер и другие партийные функционеры. АРХИТЕКТУРА ХХ В. Рождение идеологии архитектуры модернизма (в Европе и Америке эта идеология чаще называется modern moving - современное движение) - это результат кризиса как мироощущения, так и формообразования, конфликта между современным конструктивным содержанием зданий и архаичностью их форм; синтеза строительных технологий XIX в., эстетики авангардного искусства и новых социальных идей. Так начинается ХХ в., который представляется как борьба за первенство двух универсальных художественно-композиционных систем - классического ордера и безордерной архитектуры, борьба консерватизма и модернизма. И все стили, появившиеся в ХХ в. до 80-х гг., лежат в рамках этих двух архитектурных идеологий. Ар-деко, сталинский соцреализм, неоклассика, постмодернизм - стили консерва тизма. Конструктивизм, рационализм, функционализм, хрущевская и брежневская архитектура, хай-тек, деконструктивизм - стили модернизма. Модернизм - это не просто эстетика; он отрицает идею стилей как таковую, предлагая новый образ мышления. В быстро меняющемся современном мире архитектура должна быть связана с механистической культурой, построенной на логике, эффективности и целеустремленности. В основе индустриальных сооружений русского конструктивизма лежит образ машины. Самая известная конструктивистская работа - Башня III Интернационала В. Татлина, которая так и не была построена, - через образ умной машины должна была визуально выражать идею времени. В целом, конструктивисты, среди которых выделялась группа К. Малевича, Э. Лисицкого, А., В. и Л. Весниных, отрицали рационализм и больше интересовались абстрактными художественными идеями. Примером может служить проект здания издательства Ленинградской правды 1921 г., совмещающий эстетику машины и абстрактный плоский фасад. Западная архитектура ХХ в. История современной архитектуры Запада писалась параллельно с ее становлением. Лучшие зодчие столетия одновременно были ее теоретиками - исследователями и комментаторами процессов ее развития. Технические открытия, новые материалы и конструкции изменили методы строительства. Камень и дерево уступили место стали и железобетону, алюминию и стеклу, а затем и пластмассам. Зародившиеся в конце XIX в. идеи рационализма и конструктивизма получили мощные стимулы и развились в новое направление - функционализм. Внешний облик «функциональной» постройки отражал не только ее конструкцию, но и внутреннюю планировку, которая определялась практическим назначением (функцией). Таким образом, если ранее все элементы сооружения подчинялись форме, то теперь здание могло приобрести форму в зависимости от назначения. Признавая только утилитарность, то есть пользу и целесообразность, функционализм считал излишними декоративные мотивы, отвергал национальные традиции. Поэтому он получил название международный (интернациональный) стиль. Разумеется, наряду с новыми течениями всегда существовали и неоклассические, и такие, которые использовали традиции национальных школ. Но в любом случае очевидна центральная мысль зодчих ХХ в.: воздействуя на среду обитания человека, улучшая условия его жизни, архитектура может служить средством справедливого обустройства общества. «Архитектура или революция» - так решительно ставил проблему французский мастер Ле Корбюзье. Архитекторы - функционалисты: • Вальтер Гропиус - создатель “Баухауза”, провозгласивший идею воссоединения искусства, науки, техники и науки. • Людвиг Мис ван дер Роэ - в 1927 г. возглавил Международную выставку в Штутгарте “Современное жилище”. В ней участвовали В. Гропиус, Ле Корбюзье и др. архитекторы-функционалисты, признававшие утилитарность и отвергавшие декоративные мотивы и национальные мотивы. (Международный, интернациональный стиль) • Ле Корбюзье - живописец, дизайнер, публицист и теоретик, построивший много разнообразных зданий в разных концах света, сформулировавший знаменитые “пять пунктов” архитектуры, изобретший модулор и выступивший против им же самим провозглашенного лозунга: “Дом - это машина для жилья”. • Фрэнк Ллойд Райт - архитектор, построивший не только виллу Кауфмана (“Дом над водопадами”), Музей Гуггенхейма и др., но и впервые применивший термин “юсония” для обозначения культуры американской демократии. • Оскар Нимейер - виднейший бразильский зодчий; спроектировал центральную ось города Бразилия с правительственными и общественными зданиями. Лучшие из них - президентский дворец, Национальный конгресс, официальное открытие которого состоялось 21 апреля 1960 г. Архитектура и промышленное производство объединились: первым шагом стал Веркбунд, основанный в 1907 г. в Мюнхене и объединивший художников, архитекторов, промышленников и писателей. Затем наступил черед голландской группы Стиль, члены которой были вдохновлены живописью одного из основателей группы П. Мондриана и ввели в архитектуру пересечение линий и плоскостей (дом Шрёдера в Утрехте работы Г. Ритвельда, 1924 г.). Задача объединить все творческие усилия, соединить все области искусства в новой архитектуре была поставлена перед членами Баухауза - Высшей школы изобразительного искусства в Веймаре. Маркой Баухауза стал переход к чистым функциональным линиям, перенос акцента с эстетики на социальные аспекты, на потребности людей. Белые панели, кубистические формы В. Гропиуса оказали влияние на всю архитектуру модернизма и нашли свое продолжение в идеях проектирования, подчиненного жесткой логике, Ле Корбюзье. Его теория, сведенная к так называемым пяти принципам, получила свое практическое воплощение в ряде образцовых модернистских построек. Ле Корбюзье изложил свои взгляды на взаимодействие между формой и сознанием в книге «К архитектуре», где применил концепцию одиночества человека внутри крупной жилой системы Т. Гарнье. Однако уже в первое десятилетие после Второй мировой войны с международным стилем архитекторов из США соперничали самобытные школы зодчества в Италии, Скандинавских странах, Мексике, Бразилии, Японии. Главным направлением в архитектуре стало градостроительство, ведшееся согласно требованиям «Афинской хартии» Международного конгресса по современной архитектуре 1943 г.: разграничение жилых, промышленных, и общественных районов, пешеходных и транспортных зон в городах, а также поиск равновесия между городом и природной средой. К 1945 г. лидером авангарда в архитектуре являлись США, куда в 20-30 гг. эмигрировали виднейшие европейские зодчие. Первым крупнейшим объектом модернизма на американской почве стал комплекс ООН в Нью-Йорке, возведённый в 1947-52 гг. (арх. У. Гаррисон, Ле Корбюзье, О. Нимейер, И. Гавличек, М. Новицкий и др.). В работах Мис Ван дер Роэ, Ф. Джонсона, особенно в здании Сигрэм-Билдинг, были реализованы два основных творческих постулата интернационального стиля, выработанного Мис Ван дер Роэ: минимум средств («только кожа и кости») и универсальность объёмно-планировочного решения. Первый постулат реализован полностью применением стального каркаса («кости») и стеклянных витражных наружных стен («кожа»). В интернациональном стиле подразумевался идеал свободных коммун и уничтожение национализма, это был стиль, призванный изменить социальный строй. В середине ХХ в. интернациональный стиль окончательно упрочился в офисных зданиях США как стиль процветания и корпоративного самосознания. Архитектурная тема высотной стеклянной башни была активно подхвачена архитекторами и заказчиками и очень быстро распространилась по всему миру. Небоскребы - хороший полигон для технических новинок, поэтому угасание интереса к интернациональному стилю в целом не означает угасание интереса к высочайшим зданиям. Примером могут служить и небоскребы-близнецы в Куала-Лумпур С. Пели, и «Вращающийся торс» в Мальмё С. Калатравы. В оппозиции к функционализму оказались многие модернистские архитекторы, для которых был важен принцип гармонии с природой: Л.Г. Салливан, А. Аалто, Х.Б. Шароун. Это образ летящей птицы терминала в аэропорту Кеннеди (1962 г.) Э. Сааринена и форма ракушки Оперного Театра в Сиднее (1957 г.) Й. Уотсона. Архитектуру без строгих геометрических форм, которая выглядит так, словно возникла естественным путем, называют органической. В 1990-е гг. этот термин снова входит в обиход. В середине XX в. на смену функционализму интернационального стиля 1930-40-х гг. пришел метаболизм (от греч. metabole - перемена). Архитекторы-метаболисты стремились к развитию принципов конструктивизма согласно концепции изменяемого пространства. Оптимальная конструктивная основа сооружений сочеталась с комбинаторикой. В 1951 г. японский архитектор К.Танге получил приглашение представить свой проект парка Мира в Хиросиме в CIAMe (Международные конгрессы современной архитектуры). С тех пор он стал признанной фигурой в модернизме и лидером группы японских метаболи- стов. Идея заменяющихся компонентов (капсульная архитектура) лежит в основе их проектов городских узлов. Конец 60-х гг. - время переоценки всех ценностей в западной культуре. Новая концепция строительного искусства, ставшая в 70-90-х гг. господствующей, получила название постмодернизм. Впервые термин стал применяться в архитектурной критике для обозначения направления, представители которого отказались от стандартных, безликих построек в пользу подражания различным историческим стилям и народному зодчеству. В конце 70-х гг. появились общественные ярко раскрашенные здания с колоннами, которые воспроизводили мотивы антично-ренессанскного зодчества, но без музейного почитания, а с игривой иронией, напоминая древнеримские форумы и римские барочные здания. Архитекторы-постмодернисты жертвуют логикой и чистотой стиля ради уюта и декоративности. Р. Вентури и Ч. Мур считали, что только в таких постройках человек чувствует себя комфортно. Их здания и ансамбли - причудливое сочетание разнородных форм. Новизна заключалась и в использовании современных материалов. Примером может служить площадь Италии (piazza d’Italia) в Нью-Орлеане, США, архитектор Ч. Мур. Архитекторы постмодернизма стали создателями новой концепции современного градостроительства. Победа постмодернизма на рубеже 1970-80-х гг. была продиктована его доходчивыми, привычными формами, которые ждали конструктивной альтернативы. Но, в результате повторов, использования бетонных имитаций классицистского (или иного) каменного декора, постмодернизм приобрел репутацию самого обыкновенного кича. Характерными чертами постмодернизма в архитектуре являются: 1. использование прошлых стилей, порой без функциональной необходимости; 2. бетон декорируется различными материалами и становится менее заметен; 3. широко, до злоупотребления, используется стекло; 4. декор, отсылающий к прошлому. Отказ от постмодернизма в пользу неомодернизма, хай-тека, деконструктивизма в конце 1990-х гг. был продиктован прежде всего экономическими причинами, так как консерватизм с его имитацией исторических архетипов, оказывается дороже. А понимание современных конструкций в рамках идеологии модернизма делает его конкурентноспособным. Показательный пример хай-тек - это Национальный центр искусств и культуры (бывший центр Помпиду) в Париже (1974 г.) по проекту Р. Пиано и Р. Роджерса. Еще один пример возникновения стиля - Центр изобразительных искусств в Норидже (1977 г.) Н. Фостера. Вынесение всех структурных элементов и коммуникаций на внеш нюю сторону здания или прозрачный фасад, сквозь который вид ны работающие типографские станки, - вот приметы стиля. Конструкция здесь часто выставляется напоказ, а среди материалов в основном используются такие, которые обычно характерны для промышленности или космонавтики. В целом, хай-тек часто принимают за самодовлеющую стилизацию за приверженность к демонстрации. Поиск новой стилистики, споры о стиле составляют большую часть разговоров и исследований архитектуры в целом, и архитектуры ХХ в. в частности. ЖИВОПИСЬ ХХ В. Основные направления Фовизм (от франц. fauve - дикие) берет начало с Осеннего парижского салона 1905 г. Все творчество фовистов основывалось не на какой-либо теоретической концепции, а на интуитивных поисках цветового совершенства в стремлении сделать видимыми для глаза то, что увидеть нельзя: чувства и настроения, которые возникают у художника. Сторонники фовизма - А. Матисс, А. Дерен, М. де Вламинк, А. Марке, Ж. Руо, К. ван Донген и др.,- поставили перед собой цель не копировать, и изобретать реальность, следуя своим внутренним желаниям. Они не считались ни с какими установленными в европейской живописи законами: перспективы, светотени. Главной для них становится выразительность, поиск чистых средств выражения. Экспрессионизм (от лат. expressio - выражение) является, по- видимому, самым сложным и противоречивым направлением модернизма. Как течение в изобразительном искусстве он объединяет, прежде всего, художников, работавших в Германии в начале века. В 1905 г. возникает дрезденская группа МОСТ, затем к немецким участникам присоединяются художники-иностранцы, среди которых были и русские художники. Грубая выразительность, искажение формы и цвета как проявление напряженного чувства - характерные черты экспрессионизма. Картина для них была средством, с помощью которого они надеялись разрешить противоречия эпохи, создавая внутренне напряженные, взрывчатые формы. Идеи экспрессионистов оказали и до сих пор оказывают влияние на многих художников, особенно на тех мастеров, которые хотят выразить свое неприятие уродливых явлений современного мира. Основные представители: Э. Мунк, Ф. Марк, Э. Барлах, Дж. Энсор. Началом кубизма можно считать появление картины Пабло Пикассо Авиньонские девицы, а появлением термина это течение обязано рецензии на выставку Ж. Брака. Поль Сезанн как-то сказал: «Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса». Кубисты исходили из убеждения, что художник должен не следовать видимой реальности, а творить новую. П. Пикассо - глава течения - говорил, что рисует не то, что видит, а то, что знает. Он обращался к интеллекту человека, рассматривая свои картины как отрицание чувств. Ж. Брак впервые выводит промышленно отпечатанный текст на полотно картины, затем на полотно стали помещать различные инородные материалы. Так картина превратилась в некий материальный объект, получивший название коллажа. Кубизм прошел в своем развитии несколько этапов: сезанновский, аналитический, синтетический, рокайльный. Основные представители: Х. Грис, Ф. Леже, Р. Делоне и, конечно, П. Пикассо, Ж. Брак. Футуризм (от лат. futurum- будущее) заявил о себе серией манифестов, начало которому положил итальянский поэт Т. Маринетти в 1909 г. Манифестом итальянского футуризма: главными элементами нашей поэзии будут: храбрость, дерзость, бунт. Он объявил человеческие чувства, идеалы любви, счастья, добра - слабостями. Затем вышел Манифест техники футуристической живописи, где прославили урбанистическую цивилизацию, индустриализацию и существенную черту своего времени - возросший темп, движение. Представители футуризма: У. Боччони, К.К. Балла, Дж. Балла, Л. Руссоло. В России приверженцами футуризма стали В. Маяковский и В. Хлебников. Сюрреализм как школа в изобразительном искусстве возник в Париже в 1924 г. Те, кто присоединился к движению придерживались мнения, что традиционной западной культуре нечего больше предложить миру, и что необходим полный разрыв с этой культурой. Чтобы этого добиться, надо перерезать культурную пуповину, связывающую настоящее с прошлым, и искать новые идеи в мире подсознательного, в который пытались проникнуть Фрейд, Юнг и другие психологи. За несколько лет до этого дадаисты (от французского dada - конек, любимая тема) задались целью уничтожить искусство прошлого и создать новое, без традиций. Для того, чтобы высвободить подсознательное, Бретон применил прием автоматического письма, фиксируя на бумаге первое, что приходило в голову, и совершенно пренебрегая автоцензурой. Художники, в свою очередь, взяли на вооружение прием автоматического рисунка; некоторые рисовали и писали в полумраке или создавали произведения из всевозможного хлама. Разнообразие творческих манер сразу же показало, что сюрреалисты представляют собой группу весьма эклектичную, без единого живописного стиля; объединяло всех этих художников лишь одно - стремление к подсознательному. Среди абстракций раннего сюрреализма особняком стоит творчество Дж. де Кирико, итальянца, который с 1917 г., когда он вместе со своим другом К. Карра создал так называемую метафизическую живопись («Pittura Metafisica»). Наиболее видным мастерами такой разновидности сюрреализма явились П. Дельво, С. Дали и Р. Магритт. Визуальная доступность их творчества - нередко, впрочем, лишь видимая - позволила сюрреализму посредством моды, коммерческого искусства и средств массовой информации получить более широкий доступ к зрителю и приобрести мировое признание. После второй мировой войны в Америке сформировался большой социальный слой людей, зарабатывавших достаточно денег, чтобы приобрести товары, которые им были достаточно важны (например Соса Соlа или Levi’s джинсы). Человек, используя тот или иной товар, показывает свою принадлежность определенному социальному слою. Так формировалась массовая культура. Вещи становились символами, стереотипами. С поп-артом в музейные и выставочные залы хлынуло то, что искусством не признавалось, и было обла
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.075 с.) |