Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущностные черты информационного общества
1. информационные технологии как стратегический фактор развития производительных сил современного общества; 2. глобализация процессов и явлений, формирующих единый мир, единое информационное пространство, способствующая взаимопроникновению культур; 3. изменение роли личности как главного источника обновления мира, понимание человека как целостной личности, реализующей свой потенциал во взаимодействии с природой, обществом и людьми; 4. использование информационного и синергетического подходов во всех областях человеческой деятельности; 5. расширение поля культуры, обусловленное проявлением информационных черт традиционных культур (новая коммуникация, поликультурность, замена монолога диалогом и полилогом) и возникновением новых (культура электронных СМИ, экранной, сетевой и др.); 6. изменение статуса науки, предполагающей интенсивное использование научных знаний в различных сферах человеческой деятельности, сближение естественнонаучного и гуманитарного знания посредством преодоления узкой дисциплинарности, повышения значимости эмоциональной сферы, построения единой картины мира, гуманизацию и гуманитаризацию науки и научного знания. В ХХ в. шел активный рост городов, в материально-культурной жизни появился феномен мегаполиса, порождающий новые проблемы и решения в социальной и культурной области. Рост производства приводит к истощению природных ресурсов, загрязнению и уничтожению природной среды, - к экологической катастрофе. Происходят глобальные технологические изменения, возрастают риски неконтролируемых техногенных процессов и усиливаются последствия вызываемых ими катастроф. Сегодня явственно ощущается необходимость появления начал нового мышления, предполагающего изменение поведенческих установок. Причем дилемма, перед которой мы стоим, проста: либо эти поведенческие установки станут основой глобального взаимодействия, либо начнется глобальное столкновение цивилизаций, которое приведет к снижению технологического потенциала человечества до безопасного уровня. В ХХ в. произошли серьезные социально - политические преобразования в жизни многих государств: претерпели изменения социально-политические устройства, принципиально важное значение имело появление в 1917 г. социалистической России, а в 1922 г. СССР. Разделение мира на социалистический и буржуазный, капиталистический, имело своим последствием усиление идеологический борьбы и появление политики холодной войны. После распада СССР в 1991 г. и реставрации капитализма в странах бывшего социалистического лагеря меняется модальность динамики развития всего мира.
Также культуру ХХ в. характеризует появление в 30-40-е гг. тоталитарных режимов с открыто антидемократическими методами правления, ущемлением прав и свобод граждан, однопартийностью, опорой на карательные органы. Для социально-политической деятельности ХХ в. характерны многочисленные попытки объединения европейских стран: создание Лиги Наций (1919 г.), ООН, ЮНЕСКО (1946 г.), ЕЭС (1957 г.). Особенностью развития образования ХХ в. в западноевропейских странах следует считать быстрое внедрение новых обучающих тех нологий, обучающей техники. В Женеве создано Международное бюро образования (с 1972 г.), которое проводит систематическое изучение методов оценки среднего образования, применяемого в разных странах. Концепция непрерывного образования одобрена ЮНЕСКО и рядом международных и региональных организаций. В науке все активнее идет процесс дифференциации и углубления знаний. Энциклопедизм, характерный для ученых прежних периодов, ушел навсегда. Растет число специалистов в узких областях знаний. Культура ХХ в. - это радикально новые и прежде неизвестные типы художественного и философского выражения: технические виды искусств (кино, позднее дигитальные искусства), фундамен тальные научные теории, глубочайшим образом преображающие философские методы и художественное мышление. Это период развития аудиовизуальных средств художественного творчества. Кино и телевидение формируют новые эстетические потребности и вкусы, отодвигая на второй план чтение. В разных возрастных группах растет число «нечитателей». В структуре и типологии культуры ХХ в. не менее показательны и «зияния», то есть исчезновение либо маргинализация видов, типов, жанров искусства и мышления, которые прежде играли в системе культуры чрезвычайно существенную роль.
Так, резко сокращается значение реалистического изобразительного искусства, которое ограничивается рамками обывательского салона и идеологического обслуживания некоторых тоталитарных режимов. При явном разрастании сферы эзотерически-оккультных практик и теорий (в основном тяготеющих к сфере массовой культуры при всей предполагаемой элитарности) сокращается и маргинализируется сфера «большого» религиозного мышления и серьезной теологии. Социальная стратификация смыслов и ценностей культуры имеет, очевидно, тот же исторический возраст, что и классовое расслоение. Однако, такой специфический феномен, как массовая культура, выделяет ХХ в. среди прочих исторических эпох. Типологически его культура выстраивается вокруг главной проблемы эпохи: увязать между собой высокое, почти культовое отношение к культуре и культурности с радикальным и систематическим негативизмом по отношению к культуре и культурности. К 90-м гг. стало вполне очевидно, что в искусстве «сегодняшнего дня» практически невозможны объекты или жесты, которые не были бы включены в циркулирование потребительской индустрии культуры. Видеозаписи и Интернет выводят любые художественные высказывания в более или менее массовый оборот (характеризуемый общедоступностью и анонимностью потребления).
ОТ МОДЕРНА К ПОСТМОДЕРНУ Применительно к художественно-эстетической сфере движение искусства ХХ в. разделяется на три хронотипологических этапа дви жения: авангард - модернизм - постмодернизм. Авангард - вся совокупность бунтарских, манифестарных, новаторских направлений первой половины века, ориентированных на принципиальную переоценку (как правило, отрицание) традиционных эстетических ценностей и абсолютизацию отдельных принципов художественного выражения. Модернизм - своего рода академизация и легитимизация авангардных находок в художественной сфере середины столетия. Постмодернизм - своеобразная ироническая калейдоскопическая игра всеми ценностями культуры, включая и авангард с модернизмом, в модусе ностальгической усталости и затухающего эстетизма. Культура ХХ в. предстает как результат продвижения от эпохи модерна, через длительный период авангарда-модернизма, к современному постмодерну. Характерно, что ключевые понятия классического авангардизма - слова типа modern - перестали вызывать доверие. Теоретики и аналитики культурных процессов 60-90-х гг. предпочитали обозначать качество новизны и актуальности понятиями типа contemporary, которое означало не просто современность, но современность сегодняшнего дня. В терминах с приставкой «пост-» (постмодерн, постгуманизм, постисторический) также налицо стремление отделить себя от культуры авангарда и модернизма. Итак, культура ХХ в. предстает в двух последовательных тенденциях - аванград - модернизм и постмодернизм. Термины, о которых идет речь, не являются в строгом смысле этого слова стилевыми определениями. Тем не менее, они, при всей своей нечеткости, имеют отношение к стадиальности развития искусства; более того, их нечеткость как раз и проистекает из-за размытости стадий в развитии искусства ХХ в.
Модернизм - (франц. modernisme от лат. modernus- новый, современный) - условное обозначение тенденций развития искусства, течений, школ, деятельности отдельных мастеров, стремящихся к обновлению художественного языка и считающих формальный эксперимент основой творческого метода. Наиболее широкое определение: исторический период развития искусства кон. XIX- сер. ХХ в. Середина ХХ в. (рубеж 1950-60-х гг.) считается началом периода постмодернизма. Мы констатируем кризис модернизма, который по- разному проявил себя в Советской России и на Западе. По сути, провозглашение реалистического по форме и утопического по содержанию искусства соцреализма стало таким же кризисом модернизма, который он пережил и в других странах, но предложило совершенно иные пути выхода из этого кризиса, чем те, поиски которых происходили на Западе. В западных странах переход от модернистской эпохи в эру постмодернизма происходил постепенно и эволюционно. Главным образом это связано с развитием новых технологий вообще и информационных в частности, переходом от индустриального общества к постиндустриальному и заменой режима потребления режимом коммуникации. Постмодернизм (франц. Postmodernisme от лат. post- после и modernus- новый, современный) - широкое культурное течение, в чью орбиту последние четыре десятилетия попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки. Термин «постмодернизм» возник в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914 г.). В 1947г. А. Тойнби в книге «Постижение истории» придает ему культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре, конец господства традиционных западноевропейских культурных ценностей, прежде всего вера в рационализм, прогресс науки и техники. В постмодернизме концепция О. Шпенглера претерпевает изменение: кризис западноевропйеской культуры воспринимается не как конец, а как начало новой культуры. Трагический нигилизм сменяется яиронией. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну здесь противостоит стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращения его в среду обитания человека и культуры. Тоска по истории, выражающаяся в том числе и в эстетическом отношении к ней, смещает центр интересов с темы «эстетика и политика» на проблему «эстетика и история».
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА Понятие массовая культура было предложено еще в двадцатые годы ХХ в. для характеристики изменившегося места культуры в современном обществе. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Исключительно интенсивное развитие средств массовой информации и связи привело к тому, что в качестве адресата культу ры стал рассматриваться не отдельный человек, а большое количе ство - масса людей. В отличие от элитарной, массовая культура ориентируется на усредненный уровень массовых потребителей. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Ее синонимы - популярная культура, индустрия развлечений, коммерческая культура и т. д. Массовая культура проявляется преимущественно в чувственной сфере, т.е. во всех видах литературы и в разных областях искусства (музыке, кино, телевидении, изобразительном искусстве). Особенно важными каналами общей демократизации культуры за последние десятилетия стали кино, телевидение и, конечно, спорт (в его зрительской части), собирающие огромные и не слишком разборчивые аудитории, движимые лишь стремлением к психологическому расслаблению. В понятие массовой культуры входят прежде всего произведения, предоставляемые в распоряжение широкой аудитории потребителей с помощью современной техники. Кроме того, это и система ценностей, которая соответствует вкусам и уровню развития массового потребителя. Массовая культура удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Одна из причин возникновения массовой культуры - появление у значительного слоя трудящихся граждан избытка свободного времени, досуга, обусловленного высоким уровнем механизации производственного процесса. Функции массовой культуры: • компенсаторная - снятие стрессов и тайных инстинктов; • нивелирующая - стандартизация типа мышления, чувств и т.п.; • манипулятивная - внушение определенных идей, стереотипов мышления. Феномен массовой культуры отражает воздействие современного техногенного мира на формирование человеческой личности. Она уникальна как искусство манипуляции элементарными «дочеловеческими» реакциями и импульсами («драйвами») масс людей, использующее самые рафинированные достижения культуры (технологии и науки). Создается система испытанных приемов, рассчитанных на простейшие безусловные реакции, используется аттракционность, повышенная событийность, шоковые моменты.
Массовая культура подчеркнуто ориентирована на развлекательность, достаточно жизнелюбива, во многом эксплуатирует такие сферы человеческой психики, как подсознание и инстинкты. Массовая культура отличается от прежних низовых форм тем, что она опирается на достижения самой передовой технологии даже в большей степени, нежели элитарные формы искусства ХХ в. Более того, в сфере массовой культуры (поп-музыка, развлекательная кинопродукция, мода, бульварная и желтая пресса и пр.) используются мощные потенциалы социологии, психологии, менеджмента, политологии и др. общественных и антропологических дисциплин. Тот факт, что высокая культура как бы обслуживает «докультур- ные потребности» и устремления (подсознательные силы, связанные с эросом, желаниям господства и инстинктам разрушения и агрессии), чрезвычайно показателен для ХХ в. В противовес массовой культуре искусство классического образца, насыщенное индивидуально-творческим выражением содержания, стали называть элитарным, подчеркивая тем самым его малую доступность для аудитории, предпочитающей сниженные художественноэстетические ценности (мыльные оперы, поп-музыку, сериалы телевизионных фильмов, комиксы и т.п.). Основные проявления и направления массовой культуры: • субкультура детства (детская литература и искусство, промышленно производимые игрушки, детские клубы и лагеря, организации, технологии коллективного воспитания и т. п.), преследующая цели универсализации воспитания детей, внедрения в их сознание стандартизированных норм и паттернов личностной культуры; • массовая общеобразовательная школа, приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, стандартизующая эти знания и представления; • СМИ, фактически формирующие общественное мнение в интересах заказчика; • система национальной (государственной) идеологии и пропа ганды, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение людей; • массовая социальная мифология (национал-шовинизм, социальная демагогия, квазирелигиозные учения, кумиромания и т.п.), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека до элементарных оппозиций (“наши”- “не наши”); • массовые политические движения; • система организации и стимулирования массового потребле ния (реклама, мода, и иные формы провоцирования потребительского ажиотажа), формирующая в общественном сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, превращающая процесс безостановочного потребления различных социальных благ в самоцель существования; • индустрия формирования имиджа, стандартизирующая физические данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж, гендерный спрос и проч., - или на основании идеологических установок властей на формирование нации потенциальных воинов с должной спортивно-физической подготовленностью; • индустрия досуга для передачи упрощенного, инфантилизированного смыслового и художественного содержания. В условиях индустриального общества и НТР человечество в целом обнаружило отчетливо выраженную тенденцию к шаблону. С помощью единых систем образования и столь же скоординированной информации современное государство непрерывно штампует безликий и заведомо обреченный на анонимность человеческий материал. С середины ХХ в. процессы стандартизации повседневной жизни приобрели во всем мире, за исключением отдаленной периферии, непроизвольный и всеобъемлющий характер. Происходящие изменения способствовали появлению концепций массового общества. На их базе возникли и теории массовой культуры. Еще О. Шпенглер, противопоставляя культуру и цивилизацию, в качестве отличительных признаков последней, выделял в ней отсутствие героического начала, техн ици зм, бездуховность и массовость. Близких взглядов придерживались и другие культурологи, в частности Н.А. Бердяев. В целом массовое общество толкуется как новая социальная структура, складывающаяся в результате объективных процессов развития человечества — индустриализации, урбанизации, бурного роста массового потребления, усложнения бюрократической системы и, конечно же, невиданного ранее развития средств массовой коммуникации. Наиболее законченная и целостная концепция массового общества с прямым выходом на вопросы культуры была предложена испанским философом, искусствоведом и критиком Х. Ортегой - и - Гассетом (1883-1955 гг.), автором знаменитой работы «Восстание масс» (1930 г.). Он развивает мысль о том, что современное общество и его культура поражены тяжелой болезнью - засилием бездуховного, лишенного каких-либо стремлений человека-обывателя, навязывающего свой стиль жизни целым государствам; что обезличенная масса - скопище посредственностей, - вместо того чтобы следовать рекомендациям естественного элитарного меньшинства, поднимается против него, вытесняет элиту из традиционных для нее областей - политики и культуры, что, в конечном счете, приводит ко всем общественным бедам нашего века. В качестве теоретика культуры Ортега стал не только одним из главных создателей теории массового общества, но и видным теоретиком массового искусства и творческого модернизма. Его идеи во многом перекликаются с идеями философов и социологов Франкфуртской школы (крупнейший представитель - Г. Маркузе (1898-1979 гг.)).
ТОТАЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.024 с.) |