Сущностные черты информационного общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущностные черты информационного общества



1. информационные технологии как стратегический фактор разви­тия производительных сил современного общества;

2. глобализация процессов и явлений, формирующих единый мир, единое информационное пространство, способствующая взаимо­проникновению культур;

3. изменение роли личности как главного источника обновления мира, понимание человека как целостной личности, реализующей свой потенциал во взаимодействии с природой, обществом и людьми;

4. использование информационного и синергетического подходов во всех областях человеческой деятельности;

5. расширение поля культуры, обусловленное проявлением инфор­мационных черт традиционных культур (новая коммуникация, по­ликультурность, замена монолога диалогом и полилогом) и воз­никновением новых (культура электронных СМИ, экранной, сете­вой и др.);

6. изменение статуса науки, предполагающей интенсивное исполь­зование научных знаний в различных сферах человеческой дея­тельности, сближение естественнонаучного и гуманитарного зна­ния посредством преодоления узкой дисциплинарности, повыше­ния значимости эмоциональной сферы, построения единой карти­ны мира, гуманизацию и гуманитаризацию науки и научного зна­ния.

В ХХ в. шел активный рост городов, в материально-культурной жизни появился феномен мегаполиса, порождающий новые проблемы и решения в социальной и культурной области. Рост производства при­водит к истощению природных ресурсов, загрязнению и уничтожению природной среды, - к экологической катастрофе. Происходят глобальные технологические изменения, возрастают риски неконтроли­руемых техногенных процессов и усиливаются последствия вызывае­мых ими катастроф. Сегодня явственно ощущается необходимость по­явления начал нового мышления, предполагающего изменение пове­денческих установок. Причем дилемма, перед которой мы стоим, про­ста: либо эти поведенческие установки станут основой глобального взаимодействия, либо начнется глобальное столкновение цивилизаций, которое приведет к снижению технологического потенциала человече­ства до безопасного уровня.

В ХХ в. произошли серьезные социально - политические преобразования в жизни многих государств: претерпели изменения социально-политические устройства, принципиально важное значение имело появление в 1917 г. социалистической России, а в 1922 г. СССР. Разде­ление мира на социалистический и буржуазный, капиталистический, имело своим последствием усиление идеологический борьбы и появле­ние политики холодной войны. После распада СССР в 1991 г. и рес­таврации капитализма в странах бывшего социалистического лагеря меняется модальность динамики развития всего мира.

Также культуру ХХ в. характеризует появление в 30-40-е гг. тоталитарных режимов с открыто антидемократическими методами прав­ления, ущемлением прав и свобод граждан, однопартийностью, опорой на карательные органы.

Для социально-политической деятельности ХХ в. характерны мно­гочисленные попытки объединения европейских стран: создание Лиги Наций (1919 г.), ООН, ЮНЕСКО (1946 г.), ЕЭС (1957 г.).

Особенностью развития образования ХХ в. в западноевропейских странах следует считать быстрое внедрение новых обучающих тех ­ нологий, обучающей техники. В Женеве создано Международное бю­ро образования (с 1972 г.), которое проводит систематическое изучение методов оценки среднего образования, применяемого в разных странах. Концепция непрерывного образования одобрена ЮНЕСКО и рядом международных и региональных организаций. В науке все активнее идет процесс дифференциации и углубления знаний. Энциклопе­дизм, характерный для ученых прежних периодов, ушел навсегда. Рас­тет число специалистов в узких областях знаний.

Культура ХХ в. - это радикально новые и прежде неизвестные типы художественного и философского выражения: технические виды искусств (кино, позднее дигитальные искусства), фундамен ­ тальные научные теории, глубочайшим образом преображающие философские методы и художественное мышление. Это период раз­вития аудиовизуальных средств художественного творчества. Кино и телевидение формируют новые эстетические потребности и вкусы, отодвигая на второй план чтение. В разных возрастных группах растет число «нечитателей».

В структуре и типологии культуры ХХ в. не менее показательны и «зияния», то есть исчезновение либо маргинализация видов, типов, жанров искусства и мышления, которые прежде играли в системе культуры чрезвычайно существенную роль.

Так, резко сокращается значение реалистического изобразительно­го искусства, которое ограничивается рамками обывательского салона и идеологического обслуживания некоторых тоталитарных режимов. При явном разрастании сферы эзотерически-оккультных практик и теорий (в основном тяготеющих к сфере массовой культуры при всей предполагаемой элитарности) сокращается и маргинализируется сфера «большого» религиозного мышления и серьезной теологии.

Социальная стратификация смыслов и ценностей культуры имеет, очевидно, тот же исторический возраст, что и классовое расслоение. Однако, такой специфический феномен, как массовая культура, выде­ляет ХХ в. среди прочих исторических эпох. Типологически его куль­тура выстраивается вокруг главной проблемы эпохи: увязать между собой высокое, почти культовое отношение к культуре и культур­ности с радикальным и систематическим негативизмом по отно­шению к культуре и культурности.

К 90-м гг. стало вполне очевидно, что в искусстве «сегодняшнего дня» практически невозможны объекты или жесты, которые не были бы включены в циркулирование потребительской индустрии культуры. Видеозаписи и Интернет выводят любые художественные высказыва­ния в более или менее массовый оборот (характеризуемый общедос­тупностью и анонимностью потребления).

 

ОТ МОДЕРНА К ПОСТМОДЕРНУ

Применительно к художественно-эстетической сфере движение искусства ХХ в. разделяется на три хронотипологических этапа дви ­ жения: авангард - модернизм - постмодернизм.

Авангард - вся совокупность бунтарских, манифестарных, нова­торских направлений первой половины века, ориентированных на принципиальную переоценку (как правило, отрицание) традиционных эстетических ценностей и абсолютизацию отдельных принципов худо­жественного выражения.

Модернизм - своего рода академизация и легитимизация авангард­ных находок в художественной сфере середины столетия.

Постмодернизм - своеобразная ироническая калейдоскопическая игра всеми ценностями культуры, включая и авангард с модернизмом, в модусе ностальгической усталости и затухающего эстетизма.

Культура ХХ в. предстает как результат продвижения от эпо­хи модерна, через длительный период авангарда-модернизма, к со­временному постмодерну. Характерно, что ключевые понятия клас­сического авангардизма - слова типа modern - перестали вызывать до­верие. Теоретики и аналитики культурных процессов 60-90-х гг. пред­почитали обозначать качество новизны и актуальности понятиями типа contemporary, которое означало не просто современность, но современ­ность сегодняшнего дня. В терминах с приставкой «пост-» (постмо­дерн, постгуманизм, постисторический) также налицо стремление от­делить себя от культуры авангарда и модернизма.

Итак, культура ХХ в. предстает в двух последовательных тенден­циях - аванград - модернизм и постмодернизм. Термины, о которых идет речь, не являются в строгом смысле этого слова стилевыми опре­делениями. Тем не менее, они, при всей своей нечеткости, имеют от­ношение к стадиальности развития искусства; более того, их нечет­кость как раз и проистекает из-за размытости стадий в развитии искус­ства ХХ в.

Модернизм - (франц. modernisme от лат. modernus- новый, со­временный) - условное обозначение тенденций развития искусства, течений, школ, деятельности отдельных мастеров, стремящихся к обновлению художественного языка и считающих формальный эксперимент основой творческого метода. Наиболее широкое опре­деление: исторический период развития искусства кон. XIX- сер. ХХ в.

Середина ХХ в. (рубеж 1950-60-х гг.) считается началом периода постмодернизма. Мы констатируем кризис модернизма, который по- разному проявил себя в Советской России и на Западе. По сути, про­возглашение реалистического по форме и утопического по содержанию искусства соцреализма стало таким же кризисом модернизма, который он пережил и в других странах, но предложило совершенно иные пути выхода из этого кризиса, чем те, поиски которых происходили на Запа­де. В западных странах переход от модернистской эпохи в эру постмо­дернизма происходил постепенно и эволюционно. Главным образом это связано с развитием новых технологий вообще и информационных в частности, переходом от индустриального общества к постиндустри­альному и заменой режима потребления режимом коммуникации.

Постмодернизм (франц. Postmodernisme от лат. post- после и modernus- новый, современный) - широкое культурное течение, в чью ор­биту последние четыре десятилетия попадают философия, эсте­тика, искусство, гуманитарные науки. Термин «постмодернизм» возник в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914 г.). В 1947г. А. Тойнби в книге «Пости­жение истории» придает ему культурологический смысл: постмодер­низм символизирует конец западного господства в религии и культуре, конец господства традиционных западноевропейских культурных цен­ностей, прежде всего вера в рационализм, прогресс науки и техники. В постмодернизме концепция О. Шпенглера претерпевает изменение: кризис западноевропйеской культуры воспринимается не как конец, а как начало новой культуры. Трагический нигилизм сменяется яиронией.

Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочаро­вания в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможно­стей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтро­пийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эс­тетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну здесь противостоит стремление включить в современное ис­кусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее иро­ничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, пре­вращения его в среду обитания человека и культуры. Тоска по исто­рии, выражающаяся в том числе и в эстетическом отношении к ней, смещает центр интересов с темы «эстетика и политика» на проблему «эстетика и история».

 

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Понятие массовая культура было предложено еще в двадцатые го­ды ХХ в. для характеристики изменившегося места культуры в совре­менном обществе. Время ее появления — середина XX в., когда сред­ства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех соци­альных слоев. Исключительно интенсивное развитие средств массовой информации и связи привело к тому, что в качестве адресата культу ­ ры стал рассматриваться не отдельный человек, а большое количе ­ ство - масса людей. В отличие от элитарной, массовая культура ори­ентируется на усредненный уровень массовых потребителей. Массо­вая культура может быть интернациональной и национальной.

Ее синонимы - популярная культура, индустрия развлечений, коммерческая культура и т. д. Массовая культура проявляется преиму­щественно в чувственной сфере, т.е. во всех видах литературы и в раз­ных областях искусства (музыке, кино, телевидении, изобразительном искусстве). Особенно важными каналами общей демократизации куль­туры за последние десятилетия стали кино, телевидение и, конечно, спорт (в его зрительской части), собирающие огромные и не слишком разборчивые аудитории, движимые лишь стремлением к психологиче­скому расслаблению.

В понятие массовой культуры входят прежде всего произведения, предоставляемые в распоряжение широкой аудитории потребителей с помощью современной техники. Кроме того, это и система ценно­стей, которая соответствует вкусам и уровню развития массового по­требителя.

Массовая культура удовлетворяет сиюминутные запросы лю­дей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Одна из причин возникновения массовой культуры - появление у значительного слоя трудящихся граждан избытка свободного времени, досуга, обусловлен­ного высоким уровнем механизации производственного процесса.

Функции массовой культуры:

компенсаторная - снятие стрессов и тайных инстинктов;

нивелирующая - стандартизация типа мышления, чувств и т.п.;

манипулятивная - внушение определенных идей, стереотипов мышления.

Феномен массовой культуры отражает воздействие современного техногенного мира на формирование человеческой личности. Она уни­кальна как искусство манипуляции элементарными «дочеловеческими» реакциями и импульсами («драйвами») масс людей, использующее са­мые рафинированные достижения культуры (технологии и науки). Соз­дается система испытанных приемов, рассчитанных на простейшие безусловные реакции, используется аттракционность, повышенная со­бытийность, шоковые моменты.

Массовая культура подчеркнуто ориентирована на развлекатель­ность, достаточно жизнелюбива, во многом эксплуатирует такие сферы человеческой психики, как подсознание и инстинкты.

Массовая культура отличается от прежних низовых форм тем, что она опирается на достижения самой передовой технологии даже в большей степени, нежели элитарные формы искусства ХХ в. Более то­го, в сфере массовой культуры (поп-музыка, развлекательная кинопро­дукция, мода, бульварная и желтая пресса и пр.) используются мощные потенциалы социологии, психологии, менеджмента, политологии и др. общественных и антропологических дисциплин.

Тот факт, что высокая культура как бы обслуживает «докультур- ные потребности» и устремления (подсознательные силы, связанные с эросом, желаниям господства и инстинктам разрушения и агрессии), чрезвычайно показателен для ХХ в.

В противовес массовой культуре искусство классического образца, насыщенное индивидуально-творческим выражением содержания, ста­ли называть элитарным, подчеркивая тем самым его малую доступ­ность для аудитории, предпочитающей сниженные художественно­эстетические ценности (мыльные оперы, поп-музыку, сериалы телеви­зионных фильмов, комиксы и т.п.).

Основные проявления и направления массовой культуры:


субкультура детства (детская литература и искусство, промыш­ленно производимые игрушки, детские клубы и лагеря, организа­ции, технологии коллективного воспитания и т. п.), преследующая цели универсализации воспитания детей, внедрения в их сознание стандартизированных норм и паттернов личностной культуры;

массовая общеобразовательная школа, приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представ­лений об окружающем мире, стандартизующая эти знания и пред­ставления;

СМИ, фактически формирующие общественное мнение в интере­сах заказчика;

система национальной (государственной) идеологии и пропа ­ ганды, обеспечивающая политическую благонадежность и жела­тельное электоральное поведение людей;

массовая социальная мифология (национал-шовинизм, социаль­ная демагогия, квазирелигиозные учения, кумиромания и т.п.), уп­рощающая сложную систему ценностных ориентаций человека до элементарных оппозиций (“наши”- “не наши”);

массовые политические движения;

система организации и стимулирования массового потребле ­ ния (реклама, мода, и иные формы провоцирования потребитель­ского ажиотажа), формирующая в общественном сознании стан­дарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жиз­ни, превращающая процесс безостановочного потребления раз­личных социальных благ в самоцель существования;

индустрия формирования имиджа, стандартизирующая физиче­ские данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж, гендерный спрос и проч., - или на основании идеологиче­ских установок властей на формирование нации потенциальных воинов с должной спортивно-физической подготовленностью;

индустрия досуга для передачи упрощенного, инфантилизированного смыслового и художественного содержания.

В условиях индустриального общества и НТР человечество в це­лом обнаружило отчетливо выраженную тенденцию к шаблону. С по­мощью единых систем образования и столь же скоординированной ин­формации современное государство непрерывно штампует безликий и заведомо обреченный на анонимность человеческий материал. С сере­дины ХХ в. процессы стандартизации повседневной жизни приобрели во всем мире, за исключением отдаленной периферии, непроизвольный и всеобъемлющий характер. Происходящие изменения способствовали появлению концепций массового общества. На их базе возникли и теории массовой культуры.

Еще О. Шпенглер, противопоставляя культуру и цивилизацию, в качестве отличительных признаков последней, выделял в ней отсутст­вие героического начала, техн ици зм, бездуховность и массовость. Близких взглядов придерживались и другие культурологи, в частности Н.А. Бердяев. В целом массовое общество толкуется как новая соци­альная структура, складывающаяся в результате объективных процес­сов развития человечества — индустриализации, урбанизации, бурного роста массового потребления, усложнения бюрократической системы и, конечно же, невиданного ранее развития средств массовой коммуни­кации.

Наиболее законченная и целостная концепция массового общества с прямым выходом на вопросы культуры была предложена испанским философом, искусствоведом и критиком Х. Ортегой - и - Гассетом (1883-1955 гг.), автором знаменитой работы «Восстание масс» (1930 г.). Он развивает мысль о том, что современное общество и его культу­ра поражены тяжелой болезнью - засилием бездуховного, лишенного каких-либо стремлений человека-обывателя, навязывающего свой стиль жизни целым государствам; что обезличенная масса - скопище посредственностей, - вместо того чтобы следовать рекомендациям ес­тественного элитарного меньшинства, поднимается против него, вы­тесняет элиту из традиционных для нее областей - политики и куль­туры, что, в конечном счете, приводит ко всем общественным бедам нашего века. В качестве теоретика культуры Ортега стал не только од­ним из главных создателей теории массового общества, но и видным теоретиком массового искусства и творческого модернизма. Его идеи во многом перекликаются с идеями философов и социологов Франк­фуртской школы (крупнейший представитель - Г. Маркузе (1898-1979 гг.)).

 

ТОТАЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.024 с.)