Организация работы по воспитанию речевого этикета у старших дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация работы по воспитанию речевого этикета у старших дошкольников



Одно их противоречий современного общества – настоятельная потребность в гуманных отношениях между людьми и дефицит доброты, культуры отношений. Одним из средств гуманизации отношений выступает речевой этике, освоение, которого должно происходить с раннего детства. Поэтому так важно заложить обучать речевому этикету в дошкольном детстве.

В качестве средства гуманизации взаимоотношений дошкольников с окружающими людьми рассматривается процесс усвоения ими средств речевого этикета, способствующих доброжелательности общения со сверстниками и взрослыми. Дошкольный возраст – сенситивный период для того, чтобы ребёнок овладел основными средствами речевого этикета.

В дошкольном возрасте соблюдение речевого этикета занимает большое место в жизни ребенка, также его соблюдение помогает дошкольнику выстраивать доверительные и надежные отношения со сверстниками и взрослыми людьми. У взрослых должна появится такая обязанность, как убеждение ребенка в том, что соблюдение речевого этикета способствует развитию доброжелательных отношений с окружающими людьми, так как, только при правильно выстроенном общении возможно выразить уважение к людям, возможно правильно выразить свои чувства к определенной ситуации (радость, недовольство, обиду, выразить желание, отстоять или высказать свое мнение, никого, при этом не обидев и не испортив отношение с товарищем.

Курочкина И.Н рассматривает обучение детей правилам этикета проводится в два этапа: на первом воспитатель формирует первичные представления о поведенческих правилах, только говоря о том, что следует делать в той или иной ситуации; на втором этапе, в старшей и подготовительной группе, даются этикетные понятия, система правил поведения, их нравственная и эстетическая основа. Следует помнить, что знание правил поведения не способствует их неукоснительному выполнению, если оно не подкреплено выработкой определенных моральных установок. С детьми выясняется не только вопрос о том, как следует себя вести, но и почему именно так желательно поступать в той или иной ситуации, как отражается тот или иной поступок на отношениях людей, в чем состоит красота поведения [17].

Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в соответствии с тремя выделенными этапами: этап формирования знания и понимания правила; этап применения правила; этап эмоционального переживания усвоенного правила. Мы рассматривали такие формулы речевого этикета как: «приветствие», «прощание», «просьба», «благодарность», «извинение» [5].

Последовательность работы по формированию речевого этикета внутри каждого этапа определялась логикой усвоения речевого материала от восприятия средств речевого этикета – к их репродуктивному воспроизведению, затем к самостоятельному использованию средств речевого этикета в играх и перенос в повседневное общение.

Первый этап восприятие формул речевого этикета. Работа направлена на обогащение и активизацию словаря детей за счёт формул и выражений речевого этикета. Она начинается с организации восприятия формул и выражений речевого этикета.

Многократное восприятие детьми формул речевого этикета происходит, прежде всего, в повседневной жизни. Используется любая возможность, чтобы проговаривать вслух, по какому поводу педагог собирается обратиться к кому–либо и как именно это будет сделано. Ребёнку подсказывают, как ему предложить или пригласить старшего или сверстника; стремятся поощрять попытки использования формул речевого этикета. Это позволяет активизировать их восприятие:

- Вы заметили, как встретил Гриша, Наталью Петровну? Он сказал...;

Давайте пригласим ребят из приёмной в группу, скажем им: «Проходите, обед накрыт»;

- Сказать вам, как Глеб предложил мне поиграть с ним? Он сказал: «Татьяна Александровна, давайте с вами поиграем в эту игру».

Чтение поможет развивать положительное отношение к вежливости и её проявлениям, желание запомнить её средства. Использовались такие произведения как: «Азбука вежливости» Л.П. Васильевой-Гангус, «Бабушка угощает чаем», «В гостях у Нюши», «Звонит телефон»
«Разговор по телефону», «Маша», «До свидания, приходите в гости» Н.Е. Богуславская, Э. Мошковская «Вежливое слово».

На втором этапе для воспроизведения формул речевого этикета используется система игр и упражнений, побуждающих детей к многократному проговариванию формул речевого этикета.

В начале используются игры, по правилам которых требовалось воспроизвести заданные речевые образцы.

После этого упражняли детей в самостоятельном выборе и использовании речевых формул  [23, с. 61].

В работе по организации воспроизведения формул используются следующие игры:

1.Словесная игра «Волшебник».

Цель: вызвать у детей репродуктивное воспроизведение различных формул в ситуации приглашения, предложения.

2.Дидактическая игра «Дети учат Незнайку».

Цель: продолжать упражнять детей в репродуктивном воспроизведении знакомых формул и выражений.

3.Игровая ситуация «Подбери слова».

Цель: выявить, какие формулы и выражения приглашения, предложения запомнили дети.

4.Игровые ситуации «В общественном транспорте», «В кино», «В гостях», «В магазине».

На третьем этапе идёт обучение детей развёртыванию формул и выражений формул речевого этикета.

На этом этапе обучение предполагает восприятие развёрнутых формул и их воспроизведение в ситуации приглашения, предложения.

Четвёртый этап предусматривает обучение детей проявлению доброжелательности посредством интонации, мимики.

Для обучения проявлению доброжелательности использовались игры и этюды:

1.Игра «Физиономисты».

Цель: продолжать учить выражению разных видов эмоционального состояния.

2.Этюд «Эмоции».

Цель: учить детей выражать эмоциональное состояние мимикой по заданию ведущего.

3.Игра «Пантомимы».

Цель: развивать умение невербального общения.

Положительные эмоциональные проявления тона и мимики закрепляются во всех видах игр и заданий, используемых в процессе обучения, и в повседневном общении с окружающими людьми. Игры и этюды упражняют детей в доброжелательности тона и мимики, а привычка поддерживать доброжелательный тон в общении формируется в повседневных делах и заботах ребёнка  [2, с. 65].

Необходимо заметить, что игра является универсальным методом формирования речевого этикета. В ней ребенок приобретает опыт общения, важный для жизни в обществе, коллективе, именно здесь в большей степени обеспечивается постоянное диалогическое взаимодействие ребенка со сверстниками. Во время игры формируются общественные качества детской личности: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, умение учитывать интересы другого. Появляется чувство долга и ответственность перед сверстниками. В игре ребенок активно воспроизводит отношения между людьми, моральные нормы, лежащие в основе этих взаимоотношений.

Игровые взаимоотношения ребенка с окружающими людьми переживаются им как реальные. Возникшие в игре моральные конфликты никогда не оставляют ребенка равнодушным, бесчувственным. Важным условием формирования культуры речевого общения является опора на возрастные особенности детей. Старшие дошкольники, как правило, уже умеют играть и работать подгруппами в 6-8 человек. Они пытаются найти выход в конфликтных ситуациях самостоятельно, без помощи взрослых, часто используют правила речевого этикета, которые успели усвоить. В этом возрасте, обучая речевому этикету, воспитателю необходимо расширять репертуар ролевых игр, вводить в них неожиданные ситуации  [21, с. 65].

Также нами были подготовлены конспекты занятий, которые помогут воспитателям сформировать речевой этике у детей старшего дошкольного возраста (Приложение В).

Таким образом, рассмотренная нами работа предполагает различные направления работы, этапы формирования речевого этикета, которые возможно также использоваться на занятиях, в процессе прогулок и режимных моментах. Правильная организация занятий воспитателем поможет сформировать речевой этикет, и научить применять полученные знания на практике.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема развития культуры речевого этикета актуальна и значима в настоящее время, так как уровень её сформированности определяет полноту познания окружающего мира, становление сознания и контактов с людьми, успешность обучения в школе и развитие личности в целом.

В условиях разного уровня развития обществом на современном этапе уделяется недостаточное внимания к речевому этикету в семье, поэтому ведущая роль в обозначенном направлении отводится дошкольному образовательному учреждению.

В теоретической части исследования было раскрыто понятие «речевой этикет», психолого-педагогические основы формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста и формы, методы, приёмы развития его у детей старшего дошкольного возраста.

Проанализировав теоретические источники по проблеме формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста, мы выявили, что речевой этикет рассматривается современными авторами, как совокупность принятых обществом правил речевого поведения в соответствующих сферах и ситуациях общения.

Формирование речевого этикета у детей рассматривается как процесс овладения ребенком нормами речевого общения. В данном процессе важно не только сформировать представление о сущности речевого этикета, но и привить  ребенку основные нормы культуры речевого общения. В основу речевого этикета входят речевые этикетные формулы, основными из которых для детей старшего дошкольного возраста являются формулы «Приветствия», «Прощания», «Просьбы», «Благодарности», «Извинения».

Выявив особенности формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста, убедились в том, что воспитатель должен учитывать, что, знание и понимание речевого этикетного правила еще не обеспечивают его выполнение ребенком; что каждый ребенок индивидуален и усваивает правила речевого этикета в силу своих особенностей; что воспитание речевого этикетного поведения, необходимо в условиях организации различных форм деятельности, которые подкреплены средствами обучения и воспитания.

Изучение уровня сформированности речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста проводилось нами с помощью метода наблюдения. Нами были получены результаты: 13% детей имеют высокий уровень, 26% средний уровень и 60% низкий уровень речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Нами были разработаны средства формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста: художественная литература, которая направлена на формирование образцов этикетной лексики; организация дидактических игр направлена на применение правил по употреблению формул речевого этикета; проведение бесед направленно на эмоциональное переживание детьми усвоенных правил по употреблению формул речевого этикета.

Важность развития и обучения речевому этикету вызывает затруднения и при спонтанном развитии не достигает уровня развития, который достигается благодаря работе воспитателя. Несформированность речевого этикета отрицательно сказывается на социализации ребёнка, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования речевого этикета имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: пособие для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2009. – 272 с.

2.Безгина, О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников: методическое пособие / О. Ю. Безгина. – Москва, 2004. – 238 с.

3.Белашова, Л. А. Педагогические условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста / Л. А. Белашова. – Москва, 2004. – 142 с.

4.Белобрыкина, О. А. Речь и общение: популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль, 2012. – 243 с.

5.Богуславская, Н. Е. Веселый этикет. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. – 164 с.

6.Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. – М., 2003. – 322 с.

7.Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская. – Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 89 с.

8.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей дет. сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. –2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Просвещение, 1983. – 124 с.

9.Генинг, М. Г. Воспитание у дошкольников правильной речи / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. – Чебоксары, Чувашское изд-во, 2007. – 129 с.

10.Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – Москва: Просвещение, 2003. – 134 с.

11.Даренская, Л. С. Воспитание культуры общения / Л. С. Даренская // Ребенок в детском саду. – 2002. – №1. – 43 с.

12.Дмитриевских, Л.С. Обучение дошкольников речевому общению: занятия и игры для детей с ОНР / Л. С. Дмитриевских. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 98 с.

13.Ильяшенко, М. В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: учебно-методическое пособие / М. В. Ильяшенко, О.С. Ушакова. – Елец, 2003. – 76 с.

14.Каган, М. С. К вопросу о понимании культуры: учеб. пособие / М. С. Каган. – М.: Спутник, 2013. – 145 с.

15.Куатаева, Г. Б. Формирование у детей старшего дошкольного возраста культуры общения / Г. Б. Куатаева // Проблемы и перспективы современной науки. – 2015. – №7. – 132 с.

16.Курочкина, И. Н. Этикет для детей и взрослых. – М., 2001. – 217 с.

17.Курочкина, И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М., 2003. – 123 с.

18. Лисина, М. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М. И. Лисина, Г. И. Капчелия. – М.: Педагогика, 2002. – 127 с.

19.Тихеева, Е. И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей детских садов / Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2012. – 280 с.

20.Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии / Под ред. Г. А. Урунтаевой, – М., 1995. – 146 с.

21.Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психологии, 2001. – 256 с.

22.Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения/ Н. И.Формановская. – Москва.: Высш. шк., 2000. – 138 с.

23.Черенкова, Е. Ф. Уроки этикета и вежливости для детей. – М.: Издательство Дом, 2006. – 238 с.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Список детей

И.Ф.
1. Андрей Д.
2. Богдан И.
3. Владимир. М.
4. Виктория К.
5. Давид Б.
6. Екатерина М.
7. Кирилл П.
8. Михаил М.
9. Марина К.
10. Никита Г.
11. Нелли П.
12. Ольга А.
13. Олег Д.
14. Пётр М.
15. Роман Д.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Критерии (формула речевого этикета)

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Кол – во человек Доля, % Кол – во человек Доля, % Кол – во человек Доля, %
Приветствие 2 13% 1 6% 11 73%
Прощание 1 6% 3 20% 11 73%
Просьба 3 20% 1 6% 14 74%
Благодарность 2 13% 1 6% 12 80%
Извинение 4 26% 2 13% 9 60%
Общий уровень 2 13% 4 26% 9 60%

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.039 с.)