Психолого-педагогические основы формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогические основы формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста



Речевой этикет на сегодняшний момент становится интересным для нашего общества, так как он позволяет создавать благоприятные условия для общения и существования разных по социальному положению людей.

Педагогическая деятельность упирается на психолого-педагогические исследования, которые обосновывают теоретическую часть развития речевого этикета, в процессе чего формируется общая культура дошкольников.

Современное общество требует образованных, воспитанных личностей. Именно такая личность может жить в сегодняшних условиях тяжелого процесса развития демократизации. Надежной гарантией личностного успеха является владение выразительными языковыми средствами, знания родного языка. Так как демократия – это интеллигентное, уважительное отношение друг к другу, где важное место занимает общение людей.

Проблему детского и взрослого речевого этикета исследовали  A.A. Aкишинa, Б. B. Бушелевa, T. A. Ладыжениская, А. И. Савостьянова, Н.И. Формановская и другие [1, 8, 16, 14, 22]. Речевой этикет они рассматривали не только, как концепцию вербальных единиц, но даже как формулы вежливости, обеспечивающее комфортную взаимосвязь и способствующее становлению доброжелательных взаимоотношений  [3].

Формирование детского речевого этикета рассматривается как процесс овладения ребенком этических норм речевого общения. В данном процессе важно не только дать понятие этикета, а привить и развить у ребенка хорошие привычки, манеры, культуру речевого общения.

Становясь более самостоятельными, дети дошкольного возраста выходят за рамки семьи и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребёнка полного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребёнка.

Развитие речи осуществляется в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки всех психических процессов, и конечно орудием мышления. При определённых условиях воспитания, ребёнок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать её строение, что имеет важное значение для овладения грамотой в дальнейшем.

На протяжении дошкольного периода продолжает расти запас слов ребёнка. По сравнению с ранним детством словарь ребёнка-дошкольника увеличивается, как правило, в три раза, а у некоторых детей и в пять раз. При этом рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания; индивидуальные особенности здесь наиболее заметны, чем в любой другой области психического развития.

Так же немаловажное значение имеют специфические формулы этикета. Например, если ребёнок в 7 лет реагирует на вопрос своей знакомой девочки: «Чем тебе помочь?» Отвечает ей: «Помоги мне, пожалуйста, всем чем сможешь!» Это говорит о том, что у этого мальчика есть врождённый вкус к слову, выражающему его самое заветное желание.

Усвоение языка определяется активностью самого ребёнка по отношению к языку. Эта активность проявляется при словообразовании и словоизменении. Именно в дошкольном возрасте обнаруживается чуткость к языковым явлениям [7].

Наряду с ориентировкой на смысл слов, на обозначаемую словами действительность дошкольники обнаруживают большой интерес к звуковой форме слова независимо от его значения. Они с увлечением упражняются в сочинении рифм. Высокая активность ребёнка по отношению к языку лишь выливается в стихотворную форму, но это далеко ещё не поэтическое творчество.

Достаточная осмысленность речи появляется у дошкольников только в процессе специально организованного обучения, что как раз и касается основных формулировок этикета [1; 2].

Развитие речевого этикета опирается на особенности развития речи дошкольников. Если в 3 – 4 года он усваивает, что к воспитателю и другим чужим взрослым следует обращаться по имени и отчеству, то затем следует усвоение и основных формул этикета–приветствия, просьбы, благодарности, прощения, и так далее. Очень важно, чтобы ребёнок постоянно слышал такие формулы общения от взрослых, то есть от своих родителей.

Формулы вежливого обращения в семье автоматически усваиваются ребёнком в дошкольном возрасте. Это и составляет основу формирования речевого этикета.

Воспитателю, который стремиться развивать речь ребёнка до такой степени, чтобы тот был готов к следующему этапу своей жизни, необходимо учесть требования к речи старшего дошкольника.

К ним относятся:

1) чёткая дикция и правильное произнесение слова;

2) выразительность речи, в которой присутствуют интонационное и темповое разнообразие, а также разная степень громкости;

3) большой словарный запас и употребление слов соответственно их значениям;

4) отсутствие слов, нежелательных в общении (слова-паразиты, грубость, мат и т. п.);

5) употребление в речи не только односложных, но и многосложных предложений;

6) умение вести диалог, т.е. задавать собеседнику вопросы и отвечать на вопросы;

7) умение пересказывать текст, а так же составлять собственные рассказы;

8) умение доказательно обосновывать свои утверждения  [10; 12].

Так же воспитатель должен обязательно учитывать, что для воспитания речевого этикетного поведения, необходимо следующие условия:

1) позитивный настрой на занятиях и в повседневной жизни. Нельзя никого из воспитанников забыть или обидеть. Обращения по именам, похвала, призы и прочие увлекающие детей способы обучения помогут в создании позитивного настроя;

2) пример взрослых, и, прежде всего воспитателя. Ребенок видит и оценивает взрослых, прощает или не прощает ошибки, допущенные ими. Воспитателю желательно всегда оценивать свое поведение с позиций доказательности, разумности и необходимости соблюдения этикета и соответствия своим собственным поучительным словам. Все должно быть продумано для достижения главной цели-создания творческой и доброжелательной обстановки, в которой развивается личность ребенка;

3) связь с семьей. Эта связь позволяет сохранить единство и преемственность требований. Общая цель и семьи, и детского сада - хорошо воспитанный, культурный и образованный человек, которого мы вместе создаем из малыша, являясь в этом важнейшем деле сотрудниками;

4) большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной язык. Обучение же правильному и красивому поведению в свою очередь способствует речевому развитию воспитанника. С помощью проведения словарной работы у него расширяется круг этико-поведенческих понятий. В речевой запас дошкольника вводятся такие понятия, как «этикет», «уважение», «любовь», «вежливость», «общение» и другие  [4; 13].

Указанные особенности развития речи у детей дошкольного возраста оказывают влияние на процесс формирования у них речевого этикета. Рассмотрим далее структуру данного процесса.

И.Н. Курочкина, рассматривая этапы формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста, выделяет следующие этапы:

1) на первом (в младшей и средней группах) формируются первичные представления о поведенческих правилах. Педагог только называет правило и следит за его соблюдением.

2) на втором этапе (в старшей и подготовительной группах) даются этикетные понятия, связи правил поведения, их нравственная и эстетическая основа. От дошкольника требуют осознанного выполнения правил этикета, понимание их целесообразности и разумности  [17].

Работа по обогащению и активизации словаря детей за счет формул и выражений речевого этикета проводится в соответствии со следующей последовательностью:

1. Этап формирования знания;

2. Этап применения правил;

3. Этап эмоционального переживания усвоенного правила [22, с. 71].

Умение общаться, соблюдая правила речевого этикета, является показателем степени владения языком, уровня развития речи, важным компонентом общей культуры речи носителя языка. Нормы речевого этикета непосредственно связаны с видом речевой деятельности. Но независимо от
формы существования, речь должна соответствовать общим этикетным требованиям, правилам, которые в равной мере предъявляются и говорящему, и слушающему. К этим требованиям относятся: требования доброжелательности, вежливого и уважительного отношения к собеседнику, необходимого ориентира на социальные роли вступающих в речевое общение, их взаимоотношения, правильного и уместного выбора в устной речи средств невербальной коммуникации, умения внимательно выслушивать собеседника, стремление правильно выбирать языковые средства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.009 с.)